Советы психологов о развитии речи ребенка
В наше суетное время, когда родители спешат и не успевают сказать своим отпрыскам и пары десятков слов, бабушки продолжают работать и флиртовать, а не заниматься с внуками, основными воспитателями становятся телевизор и компьютер. Которые не могут не накладывать свои особенности на развитие речи у детей.
Как в норме развивается речь у ребенка?
Речь всегда и во все времена развивалась в тесном контакте с многоговорящими носителями языка. И маленький ребенок, даже если он был из породы «молчащих», активно впитывал в себя все слова, произносимые окружением. И потом, пусть и по прошествии времени, выдавал их в несколько переработанном виде. Мама, бабушка или другой близкий человек исправлял ошибки, и малыш в дальнейшем говорил все более чисто и совершенно.
Развитие речи на данный момент
Сейчас же, когда маленький человек часами сидит перед телевизором, развитие речи притормаживается, как то, что не особенно нужно и востребовано сознанием ребенка. Да, понимание языка формируется, спору нет (хотя уже совершенно другой вопрос, что это за язык, уж точно не язык Пушкина и Толстого), но вот речь, она ведь не нужна особо для просмотра мультфильмов. Максимум, что требуется несколько десятков эмоционально окрашенных восклицаний в стиле Эллочки Людоедки для комментирования происходящего на экране.
Современные дети с большим трудом способны пересказать понравившийся сюжет сказки или рассказа. У них не хватает словарного запаса, раз, а два — никуда не уйти от того, что развитие речи и развитие мозга идут параллельно.
Нарушения развития речи у детей
За последние годы количество детей, которых из-за нарушений в развитии речи, надо обязательно направлять к логопеду, дефектологу, невропатологу, катастрофически растет. И если в мое детство «нормальным» считалось заговорить в 1, 5-2 года, то сейчас, дай бог, сформировать речь к трем годам. Да и встречаются подобные проблемы в 4 раза чаще, чем у поколения мам и пап нынешних малышей.
В дошкольном же возрасте впервые может проявляться и такое нарушение речи, как заикание. Оно возникает у деток со слабой нервной системой. Особенно, когда добавляется какая-нибудь психотравма — смерть или болезнь родителя, насилие, агрессивное поведение окружающих, как физическое, так и психологическое.
В возникновении нарушений развития речи множество факторов играет роль — и все чаще встречающаяся патология беременностей, родовые травмы и неважная экология, но самое главное — отсутствие постоянного озвучивание действий ребенка. Занятые мамы все больше молчат, дадут пару руководящих указаний — «нельзя», «пошли», «не трогай», и все! Какая уж тут фразовая речь?
Или, другая крайность — с ребенком начинают сюсюкать или намеренно скатываться на высокоинтеллектуальную речь Спанч Боба. Ребенок честно считает, что это образец для подражания, ведь его самые необходимые и любимые люди говорят с ним именно так.
Отличный выход их положения — начать заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой.
Последствия нарушений развития речи
А потом эти же родители удивляются, почему ребенок отстает в развитии, почему не складываются отношения с детским коллективом, почему малыша невозможно быстро научить правильно писать и читать. А потом подросший человек не будет иметь мотивации к учебе, не сможет определиться с будущим выбором профессии, не найдет себя в жизни…
Так что все, а в воспитании и в педагогике, в особенности, надо делать вовремя, не уделил родитель время, не настоял на занятиях с логопедом, не заметил тревожащих признаком отставания в дошкольном возрасте, в школьном или подростковом — проблема разрастется в геометрической прогрессии. И справиться будет с ней намного труднее.
Источник
Рекомендации педагога-психолога
для речевого развития
детей дошкольного возраста:
1. Как можно больше общаться с детьми. Обогащать опыт детей положительными впечатлениями во время прогулок, экскурсий, интересных наблюдений в социальной, культурной и окружающей среде. При этом учитывать познавательные интересы и предпочтения детей. Подробнее останавливаться на объектах и явлениях, которые привлекли детское внимание более всего.
2. Рассказывать детям о себе (своем обучении, работе, увлечениях), и людей, окружающих ребенка вне семьи. Чаще делиться с детьми воспоминаниями о прошлом, детстве взрослых, любимых играх, друзьях детства, интересные или сложные жизненные ситуации. Предлагать детям поиграть в любимые игры знакомых людей, почитать их любимые книги, посмотреть любимые фильмы или послушать интересные песни. Попросить малышей описать собственные игры с детьми в детском садуили во дворе, найти в них общее с предпочтениями из своего детства, вместе с детьми придумать новые варианты старых игр и забав.
3. Организовывать специальные языковые игры для развития различных сторон устной речи, можно – с привлечением родителей. Так, для обогащения словаря разными частями речи полезно поиграть в «Зимние слова», «Сладкие слова», «Стеклянные (деревянные, металлические, пластмассовые и др.). Слова», «Вежливые слова», «Веселые / грустные слова», «Спортивные слова» и другие. Здесь важно дать правильную, четкую установку: «Давай вспомним все слова, которые напоминают нам о …». Поупражнять детей в употреблении глаголов будет интересно в игровых задачах «Кто что умеет делать», «Изменения слов» (образование новых глаголов с помощью префиксов), соревновательное упражнение «Кто назовет больше?» Стимулировать поиск существительных-названий частей предметов, прилагательных, наречий и других частей речи
4. В повседневной жизни полезно расширять запас слов-обобщений, проводя игровые упражнения «Назови одним словом», «Магазин мебели (одежды, обуви, игрушек, продуктовый, молочный, овощной …)», «Что лишнее?».
5. В общении с детьми следить, правильно ли они согласовывают между собой слова в словосочетаниях и предложениях, своевременно и корректно исправлять ошибки и включать детей в создаваемые взрослым ситуации общения, где надо применить эти умения. Например, поставить соответствующий вопрос (сколько окон в нашей группе? В каком платье пойдешь на день рождения?). Или предложить игру («Поиграем-посчитаем» на согласование существительных с числительными, «Кто какой?» На согласование прилагательных с предлогами или существительными). Можно создавать и провокационные ситуации речи, в которых предлагаются образцы неправильной связи слов в высказываниях и которые следует исправить («я мчусь с гора без лыжах» – «я мчусь с горы на лыжах»).
6. Обращать внимание детей на многозначность слов. В определенных ситуациях не терять возможность подумать вместе с ребенком над подбором другого слова вместо сказанного, определением противоположности в действии или качестве, привести пример различных значений одинаковых по звучанию слов. Здесь пригодятся и игры «Скажи иначе», «Дружеские слова», «Скажи наоборот», «Слова-близнецы».
7. В зависимости от конкретной ситуации довольствоваться лаконичными высказываниями детей или побуждать их к построению развернутых реплик. Чтобы приучить говорить распространенными предложениями, следует подавать собственные образцы такого вещания и привлекать детей к игре. Например, в игре «Молчун и балагур» один игрок задает основу предложения, а другой или другие по очереди дополняют ее по слову насколько это возможно: «Стоит дом. – На берегу стоит дом. – На берегу реки стоит дом. – На живописном берегу реки стоит дом. – На живописном берегу реки стоит белый дом и т.д. ».
8. Не менее интересные игры можно предложить по словообразованию от заданного слова. В частности: построить цепочку слов от слова «учить» (учитель, ученик, обучение, ученый и т.п.); создать названия помещений от названия животного (корова – коровник, свинья – свинарник, курица – курятник)
9. С целью отработки четкой звукопроизношения полезно разучивать с детьми чистоговорки и скороговорки.
10. Играя в слова, стоит предлагать детям задания на выделение первого и последнего звука в именах, названиях игрушек или других предметов окружающей среды, совместно с малышами определять последовательно все звуки в слове, искать заданный звук в словах-названиях предметов, картинок, действий вокруг себя и т.д. Интересно и посоревноваться на большее количество названных слов с заданным звуком, со звуком в определенной позиции в словах.
Полезно вместе с детьми «манипулировать» звуками, слогами, ударениями в словах, переставляя их. Игры типа «Да и не так» наглядно продемонстрируют детям значение порядка звуков, слогов и места ударения в словах.
11. Начать и впредь поддерживать семейную традицию ежедневных бесед о прожитом дне с обсуждением впечатлений, текущих проблем, достижений, планированием совместных мероприятий для взрослых членов семьи и детей. Побудить детей не только к ответам на поставленные взрослым вопросы, но и к самостоятельной их постановке.
12. Приучать детей быть вежливыми в разговоре, беседах со взрослыми и детьми. Подавать пример того, как нужно вести диалог за столом, в гостях или при гостях, по телефону. Практиковать ненавязчивый анализ текущего диалога с помощью вопросов «Внимательно ты меня слушал?», «Что тебе непонятно?», «Какие у тебя есть вопросы ко мне?» и др.
13. Использовать возможности семьи для привлечения детей к составлению связных рассказов: описание игрушки или блюда, которые понравились в гостях; описание воображаемых вещей (автомобиля будущего, фасонов бальных платьев для Золушки, комнаты Незнайки и Знайки) рассказы по сериям семейных фотографий (о новогоднем празднике в детском саду, летнем отдыхе) или картинок из детских комиксов; перевод литературного произведения с собственными импровизациями за миниатюрами диафильма, иллюстрациями в книге, составление рассказов-суждений, рассуждений, объяснений после просмотра спектаклей, телепрограмм, поездок, общения со взрослыми и детьми во время отпуска, пребывания где-либо и т.п. Делиться с детьми своими впечатлениями, выводами, отношением по поводу прочитанного, увиденного, пережитого.
14. Читать детям произведения детской художественной литературы и детские журналы. Интересоваться новинками книжного рынка и периодики для дошкольников, привлекать детей к их выбору и приобретению. Заниматься домашней библиотекой, поручать детям уход за книгами, наведение порядка на полках.
Использование данных способов по активизации речевого развития детей дошкольного возрастапозволит достичь хороших результатов по обогащению и становлению правильной речи ребенка.
Источник
«Развитие речи на занятиях педагога-психолога»
Детский возраст от 1 года до 3 лет
Психологические аспекты развития речи.
Речь это результат познания мира отраженного в сознании через слово.
Речь – процесс использования языка в качестве средства общения.
Ребенок открывает для себя то, что каждый предмет имеет свое значение. Резко увеличивается словарный запас. Происходит полная интеграция мышления и речи. Сознание приобретает знаковую функцию.
Развиваются такие функции речи как
– коммуникативная (передача информации. общение)
– регулирующая ( действия по речевым правилам, инструкции)
– обобщающая (понимание то ,что слово обозначает не только отдельный предмет, но целую группу сходных предметов и явлений и является носителем их существенных признаков)
– отражающая опыт взаимодействия с миром.
Для полноценного развития этих явлений ребенку необходимо:
– общение со взрослым
-включение в предметную деятельность.
Для перехода от представления к понятию ребенку очень помогает рисунок. По мнению ряда авторов «детский рисунок – это графический рассказ, построенный по принципу устной речи» т. е. слово – это символ обозначающий любое явление, рисунок эта схема так же обозначающее любое явление.
Способы реализации задачи развития речи в работе с детьми:
.
1. Элементы арт терапии, рисование и конструирование
2. Чтение сказок и рассказов+ беседа по прочитанному, ответы на вопросы.
3. Этические беседы.
4. Театрализация сказок и рассказов.
5. Пальчиковые игры (развитие мелкой моторики)
6. Игры движение и речь (развитие крупной моторики)
7. Предметные и дидактические игры.
8. Игры потешки.
Памятка для родителей по развитию речи детей
1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.
2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.
3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.
4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.
6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.
7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.
8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.
9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.
10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.
12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
13. Играйте с ребёнком в разные игры.
Игры для развития речи детей 3-4 лет
1. «Что бывает….? Какое бывает?»
Начните игру словами:
“Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…” и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную – с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает).
Или наоборот:
“Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… ” и так далее о других предметах или живых существах.
“А может мячик быть одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?”
Или так:
Что бывает круглое? Что бывает острое?
Что бывает жидкое? Что бывает длинное?
Что бывает пушистое? Что бывает твердое?
Что бывает квадратное? Что бывает ароматное?
Что бывает синее? И так далее…
Играть в подобные словесные игры можно по дороге в детский сад или на площадку, сидя в машине или в очереди к врачу.
Предложите ребенку задавать вам подобные задания. А вы время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов.
2. «Что сначала, что потом»
Познакомьте ребенка с понятиями “сначала” и “потом” на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками.
Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа:
-сначала чай наливают, потом пьют
-сначала человек ложится спать, потом встает
-сначала самолет взлетает, потом…
-сначала птичка откладывает яичко, потом…
Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему.
Пальчиковые игры
Срока белобока – эта старинная игра, однако, до сих пор популярна и любима малышами. (Водя пальцем по ладошке малыша)
Сорока-белобока, кашку варила
детей кормила
(трогая каждый пальчик в отдельности)
Этому дала, этому дала.
А мальчику-спальчику (мизинцу) ничего не досталось
Пальчики-мальчики (поочередно загибая каждый пальчик, начиная с мизинца)
Этот пальчик – в лес пошел
Этот пальчик – гриб нашел
Этот пальчик – леденец
Этот пальчик – огурец
Этот пальчик – много ест, оттого и молодец.
Прогулка (начинаем большим и указательным по столу “шагая”)
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы пошли во двор гулять
Тут увидели собаку,
там увидели кота,
А потом пришла корова – разбежались кто-куда.
(Используйте известные стишки, собирая по одному пальчику в кулачок)
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один,
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для чижа,
Эта долька – для крота,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура!
Он сердит на нас – беда!
Разбегайтесь, кто – куда!
И т. д. Или, наоборот, “запутывайтесь”, произносите “неправильные” фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл:
сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить. И т. д.
3. «Что будет, если…»
Еще одна устная игра.
Вы задаете вопрос – ребенок отвечает.
“Что будет, если я встану ногами в лужу?”
“Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?” и так далее. Затем меняйтесь ролями.
4.«Что можно делать с? С чем можно делать… ?»
Вы начинаете:
“Мячик можно кидать, катать, ронять, отбивать его ногой, ракеткой, а еще…”, “Воду можно пить, ею можно умываться, в ней можно плавать, а еще. ” – ребенок продолжает.
Или:
“Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу…
“Пить можно воду, молоко, сок, а еще…”.
Или:
Чай пьют, а печенье едят.
На кровати лежат, а на стуле сидят.
Рубашку шьют, а шарф …
Котлеты жарят, а суп…и так далее.
Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями – ребенок начинает, вы продолжаете.
5.«Кто что делает?».
Начало может быть таким:
“Солнышко – светит, сияет, греет, а еще….”
“Машина – едет, гудит, светит…”
“Кошка – бегает, ходит, пьет, спит…”
Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:
И лягушка, и зайчик – прыгают.
И птица, и муха летают.
И снег, и лед – тают.
Или много предметов на одно действие:
“Светит – солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …”
“Едет – машина, поезд, велосипед, …”
“Тает – мороженое, лед, …”
Чистоговорки
“да-да-да – в огороде лебеда”,
“ду-ду-ду – растут яблоки в саду”,
“ша-ша-ша – принесли домой ерша”
“ту-ту-ту – мы поедем в Воркуту”
“жа-жа-жа – есть иголки у ежа”
“чи-чи-чи – прилетели к нам грачи”
“жу-жу-жу – я на солнышке лежу”. ну и так далее.
Скороговорки
– Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
– Ехал Грека через реку,
видит Грека – в реке рак,
сунул Грека руку в реку,
рак за руку греку – цап.
– Карл украл у Клары кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.
– На дворе трава,
на траве дрова.
На дворе трава,
на траве дрова.
– Кукушка кукушонку купила капюшон,
надел кукушонок капюшон,
как в капюшоне он смешон.
Памятка «Развитие мелкой моторики рук ребенка в домашних условиях»
Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки! Вы – первые и самые важные учителя своего ребёнка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.
Сколько бы мы не прожили, мы всё равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье. Даже убелённый сединами человек продолжает ссылаться на то, чему его учили дома, чему учила мать, что показывал отец.
Малыш учится всему в общении со взрослыми. Ранний опыт ребёнка создаёт тот фон, который ведёт к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает его к вычленению смысла слов.
«Годы чудес» – так называют дошкольное детство. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всём дальнейшем поведении и образе мыслей человека.
Для ребёнка ваша речь является образцом речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая вам, слушая вас. Наблюдая за вами.
Ребёнок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше. Чем может сказать.
Речь ребёнка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.
Вам принадлежит исключительная активная роль в обучении малыша умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребёнку.
Нужно обеспечить ребёнку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
Следует уделять ребёнку больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое и умственное развитие, приобщение ребёнка к жизни общества является решающим. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребёнка в школе, в компании сверстников, а в дальнейшем – и на работе.
По возможности нужно присоединяться к ребёнку, когда он смотрит телевизор, и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.
У каждого ребёнка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и ребёнка реальные цели.
Старайтесь, чтобы ребёнок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.
Источник