Советы логопеда родителям по развитию речи ребенка
Консультации для родителей
- Автоматизация звуков в домашних условиях
Цель: познакомить родителей с принципами и приемами автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.
Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты и качества выполнения домашних заданий. - Артикуляционная гимнастика в домашних условиях
Цель: познакомить родителей с особенностями и основными приемами проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях.
Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык – главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. - Играем пальчиками и развиваем речь
Цель: повысить уровень осведомленности родителей по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. - Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения
Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.
Задача родителей – вовремя обратить внимание на речевое развитие ребёнка, т.к. отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Дошкольный возраст – это время энергичного развития речи, в частности овладение грамотной речью. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
Речевые навыки формируются не за день и даже не за месяц. Но только ежедневные занятия помогут Вам воспитать правильную речь у своего ребенка. - Необходимость развития речевого дыхания
Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.
Дошкольный возраст – решающий этап в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать. - Обогащаем словарь дошкольника
Цель: познакомить родителей с приёмами обогащения словарного запаса дошкольников.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле-, радиопередачи. Поэтому развитие словаря – это одна из важных задач развития речи. - Обучение дошкольников элементам грамоты
Цель: систематизировать знания родителей по подготовке детей к обучению грамоте.
Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа. Это служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе. - Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста
Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т.е. мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности. Одновременно с этим, при нарушении синтез ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. Звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии. - Развитие связной речи детей в семье
Цель: познакомить родителей с играми и упражнениями для развития связной речи в домашних условиях.
Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе.
Работы, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями. - Рекомендации логопеда на летний период
Цель: дать рекомендации родителям по развитию речи на летний период.
Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. - Речевая подготовка детей к школе в семье
Цель: познакомить родителей с принципами, правилами и упражнениями для эффективной речевой подготовки детей к школе.
Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.
Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться. Лучше совсем не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать. К вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства. - Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста
Цель: повысить компетентность родителей в вопросах формирования грамматически правильной речи в домашних условиях.
Развитие речи – сложный процесс. Целью домашних занятий является закрепление тех знаний и навыков, которые были приобретены ребенком на логопедических занятиях, а также общее развитие речи, психических функций и расширения кругозора.
Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно. - Советы для родителей будущих первоклассников
Цель: познакомить родителей с особенности и речевого развития и требованиями для будущих первоклассников.
Результат деятельности будущего первоклассника буквально соткан из следующих компонентов: стиля и подходов семейного воспитания, методов и приемов педагогов и индивидуальных возможностей ребенка. - Фонематический слух – основа правильной речи
Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.
Различение звуков речи – фонематический слух – является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно.
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению. - Формирование грамматического строя речи
Цель: познакомить родителей с принципами и способами формирования грамматического строя речи (на примере дидактических игр).
При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи. - Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях
Цель: познакомить родителей с особенностями применения здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.
Сохранение здоровья детей в процессе обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья на занятиях особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания.
Характеристика речевого развития
- Уровень развития речи детей в 2 года
- Уровень развития речи детей в 3 года
- Уровень развития речи детей в 4 года
- Уровень развития речи детей в возрасте 5 лет
- Уровень развития речи детей в возрасте 6 лет
Памятки для родителей
- Полезные советы для неравнодушных родителей
- Требования к речи первоклассников
- Комплексы артикуляционной гимнастики
- Рекомендации по выполнению заданий логопеда
- Обогащаем словарный запас
- Рекомендации логопеда на летний период
- Правила занятий с ребенком дома
Вопросы-ответы
- Кто такой логопед?
Логопед – педагог, учитель, наставник для вашего ребенка. Мы, логопеды, не только ставим звуки (хотя и делаем это мастерски), но и развиваем связную речь, учим различать звуки, развиваем мелкую моторику, обогащаем словарный запас и многое другое! И, конечно, с удовольствием обучаем грамоте Вашего малыша.
- Когда ребенок должен начать говорить?
Примерно с шести – семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги. Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например, «би-би», «ко-ко», «му».
К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 30-40 слов («ав-ав», «ту-ту» – это тоже слова!)
К 2 годам — 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)
Возраст 2 лет включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.
- Когда следует начинать занятия?
Еще несколько лет назад была четкая граница, определяющая «когда надо» идти к логопеду и «когда рано» идти к логопеду. Чаще всего специалисты работали с детками после 5 лет. Что мы видим сегодня? Всё чаще приходят родители с малышами, которым недавно исполнился год, кому-то два. Безусловно, в этом возрасте ни о какой постановке звуков и речи быть не может, но и работа логопеда – это не только коррекция звукопроизношения.
Здесь как нельзя лучше применим девиз: «Лучше предупредить, чем лечить». Не стоит ждать 3,4,5,6 лет ребенка, чтобы посетить консультацию логопеда.
Календарь посещения логопеда
- Первое посещение логопеда должно произойти еще до 1 года, чтобы выявить такие особенности, как: обильное слюноотделение, укорочение подъязычной уздечки; обследует строение артикуляционного аппарата, реагирование на речь.
- В возрасте 1 года – логопед оценит развитие артикуляционного аппарата ребенка, понимание обращенной речи, усвоение основных правил коммуникации.
- В возрасте 2ух лет – логопед оценит объём активного словарного запаса (то, что ребёнок произносит самостоятельно), степень понимания речи и подвижность артикуляционного аппарата.
- В 3 года – логопед оценит степень овладения фразовой речью, умение произносить всю фразу на едином речевом выдохе.
- В 4 года – логопед оценит развернутость речи, лексический и грамматический строй речи, развитие артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения (за исключением звуков позднего онтогенеза [р,л])
- В 5 лет- логопед оценит правильность произношения звуков и состояние связной речи, готовность к обучению грамоте. Будьте внимательны к развитию вашего ребенка
- Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?
Речевое развитие мальчиков и девочек имеет свои особенности. Мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. На сегодняшний день нет единого мнения, чем эта разница обусловлена: особенностями развития головного мозга и нервной системы, организма в целом того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания.
По статистике 2,5 летняя девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше.
Далее эта разница сглаживается, мальчики успешно догоняют девочек, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению.
- «Мой ребенок всё понимает, но не хочет говорить». Как себя вести?
Бегите от специалистов, которые говорят Вам: «Делайте вид, что Вы не понимайте малыша. Он просто не хочет говорить». Так делать категорически нельзя.
Вы когда-нибудь видели умеющего говорить, но молчащего 3ех летнего малыша? Максимум 5 минут. Дети говорят много, задают вопросы и занимаются словотворчеством.
Речь появляется не потому, что «надо говорить», а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает — значит, он не может это делать. Возможно, у ребёнка есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков, невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения. Притворным «непониманием» эти проблемы не решишь. Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.
Обязательно отправляйтесь на консультацию к неврологу и логопеду.
- Главная
- Для родителей
|
Источник
Консультация для родителей на тему: «Советы логопеда родителям, заинтересованным в правильной речи своих детей»
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей среды. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер, братьев. Среди многих родителей бытует глубоко неправильное мнение о том, что звуковая сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование речи ребенка, начиная с самых ранних лет жизни.
Оказать реальную помощь по развитию речи в РАННЕМ возрасте и стимуляции речевой активности, помогут специальные приемы:
– РАЗГОВОР С САМИМ СОБОЙ. Когда ребенок находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, чувствуете. Говорить нужно медленно, четко, короткими простыми предложениями. Например: «Я сейчас возьму чашку. Чашка на столе. В чашке молоко. Таня пьет молоко».
– ПРОВОКАЦИЯ, или искусственное непонимание ребенка. Этот прием состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим», «глупым». Например: вы хорошо понимаете, какую игрушку дать ребенку, но даете совсем не ту. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это же будет и моментом, стимулирующим малыша назвать, нужный ему предмет. При возникновении затруднения, подскажите ему: «Я не понимаю, что ты хочешь: куклу, мишку или машинку?». В подобных ситуациях ребенок активизирует свои речевые возможности, чувствуя себе намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.
– РАСПРОСТРАНЕНИЕ. Продолжайте и дополняйте все сказанное малышом. Если сможет, ребенок повторит за вами, если нет, то достаточно и того, что он вас слушает. Например:
Ребенок: «Суп».
Взрослый: «Это овощной суп. Очень вкусный. Суп кушают ложкой».
– ПРИГОВОРЫ. Использование игровых потешек, песенок, стихов, приговоров в совместной деятельности с ребенком. Сопровождение действий малыша словами, способствует непроизвольному обучению, умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания, и постепенно проникать в их смысл. Затем дети постепенно, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями.
Например: «Водичка, водичка! Умой Маше личико!…»
Делаем зарядку: «Хома, хома, хомячок!»… И т.д.
Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребности ребенка в эмоциональном и тактильном контакте со взрослым. Большинство детей по своей природе – кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности ребенка в ласке, в физическом контакте.
– ВЫБОР. Предоставляйте ребенку возможность выбора. Осуществление возможности выбора, порождает у ребенка ощущение собственной значимости. Например: «Тебе налить молока или сока?», «Тебе дать целое яблоко или половинку?», «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?».
– ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Это рисование, лепка, аппликация, конструирование. Развивают не только лингвистические способности, но и сенсорные, формируют мыслительную деятельность ребенка. Старайтесь любой рисунок малыша превратить в интересную историю, сказку.
Родители должны помнить, что очень важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за СВОИМ произношением, говорили с ним не торопясь, четко проговаривая звуки и слова спокойным, доброжелательным тоном. Неряшливая, торопливая речь взрослых обязательно отрицательно скажется на речи ребенка, он может, также невнимательно, относится к своим высказываниям, не заботясь о том, как его речь воспринимается слушателями. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» – смотри; «не бежи» – не беги; «ваще» – вообще).
Если дома постоянно говорят громко, торопливо, раздраженным тоном, то и речь ребенка будет такой же.
Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: неправильным прикусом, отклонениями в развитии зубов, короткой подъязычной связкой, и т.д. Поэтому так важно своевременно обращаться к стоматологу и другим специалистам, что бы вовремя устранить эти недостатки.
Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ребенок должен, прежде всего, услышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Даже незначительное снижение слуха ведет к неправильному восприятию речи и как следствие к неправильному произношению. Важно оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий, включенных на полную громкость магнитол и телевизора. При заболевании органов слуха необходимо своевременное квалифицированное лечение.
Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев и сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.
Важно помнить два «ЗОЛОТЫХ НЕЛЬЗЯ».
– Нельзя искажать слова, подражать детскому произношению и «сюсюкать».
– Нельзя допускать, чтобы ребенок обозначал окружающие предметы звукоподражаниями. Например, «бибика», «мумука», «ав-ав», «ам-ам». «ко-ко».
Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или наоборот, хвалить его за такие «успехи». В то же время нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда эти звуки ребенок не может произнести в связи с физиологическими особенностями развития детской речи. Т.е. нельзя требовать от ребенка в три года четкого произношения звуков: «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», «Л», «РЬ», «Р».
Несколько простых советов:
– Меньше протертой пищи, побольше – твердой. Пусть жуют: свежие яблоки, морковку, капусту, сухари и баранки. Это хорошо развивает речевой аппарат.
– Поиграйте с язычком. (- Язычок живет в домике. Открой рот (упр «Окошко») и покажи язычок. Сделай: «Заборчик». «Трубочку», «Качели», «Лошадку», «Часики» и т.д.). Можно намазать верхнюю губу капелькой меда или варенья: – Слижи варенье с губы! И т.д.
– Развиваем речевое дыхание. Используем такие игры:
«Сдуй ватку с ладошки», «Погреем руки», «Снежинка», «Самолетик», подуть на бумажную лодочку в тазике с водой. И т.д. Главное следить, чтобы при этом у ребенка не раздувались щеки, а губы вытягивались трубочкой.
Необходимо помнить, что овладение ребенком речью, находится в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные для понимания, вы будете не только расширять
кругозор ребенка, но и способствовать быстрейшему овладению им правильной речью.
Побольше читайте ребенку: рассказы, сказки по возрасту. И обязательно потом ребенок должен ответить на вопросы по прочитанному тексту, пересказать небольшой отрывок. Заучивайте стихотворения, загадки, скороговорки.
И самое неприятное: уберите планшеты и компьютеры! Телевизор – как можно меньше! Это, конечно, очень удобно, но кроме вреда, ничего не приносит! Это уже истина, которую нам , ох как не хочется признавать!
Опытный педагог, присмотревшись к вновь поступившим детям, очень быстро составит мнение о том, что дала ребенку его семья (общее развитие, интеллект, развитие речи).
Например, проводя в начале года логопедическое обследование, сравниваешь двух малышей.
Один из них очень разумно и ясно ответит на вопросы, расскажет сказку, споет песенку, осмысленно, выразительно прочтет стихотворение (он их знает много: мама ему и пела, и рассказывала, и читала).
И второй. Обратитесь к нему с теми же вопросами, и ваши попытки кончатся ничем. Это не значит, что второй малыш глупее, или менее любознателен. Нет. У него понятливые глазки, он адекватно реагирует на происходящее вокруг. Разница в том, что первому очень много внимания и заботы уделяли в семье.
Если бы все родители понимали это, они, наверняка, находили бы больше времени для занятий со своими детьми!
Источник