Сотворчество педагога с ребенком во всех направлениях его развития

Сотворчество педагога с ребенком во всех направлениях его развития thumbnail

Сотворчество педагога с учащимися- стимул творческого саморазвития педагога

Валентин Иванович Андреев (советский и российский педагог, заведующий кафедрой педагогики Казанского университета (1985—2010), академик РАО (с 2007), заслуженный деятель науки Российской Федерации (2002).

считает:

Учитель – творчески саморазвивающая личность.  По сложности решаемых проблем, полифункциональности личностных качеств, требуемых от учителя по степени ответственности возлагаемых обществом на него задач, профессия учителя является наитруднейшей и наиблагороднейшей среди многих других профессий, которые своей созидательной сущностью направлены на совершенствование самого главного, что есть на земле, – человека.

Учитель – творческая личность. Он не приемлет рутины и однообразия, а поэтому всегда ищет и находит нечто новое, оригинальное. Он изначально мотивирован и на творчество. Созидать, творить, выдумывать, пробовать – это его обычное профессиональное состояние.

Сотворчество педагога и ребёнка, как средство гармонизации эмоционально-личностного развития учащихся. Личностный подход в сфере взаимоотношений педагога и учащихся – это доброжелательное и уважительное отношение к личности ребёнка. Главный инструмент личностного подхода – умение внушить ребенку, что он единственный и неповторимый среди других единственных и неповторимых. Другой механизм подлинного контакта взаимодействующих сторон представляет собой Сложные, противоречивые процессы, происходящие в современном обществе, обуславливают спрос на самостоятельную, компетентную, творческую личность, способную не только освоить опыт старших поколений, но обогатить его собственными достижениями. Актуальность работы определяется необходимостью создания условий для развития и самореализации каждой личности, как гражданина Российской Федерации, формирование поколения, способного учиться всю жизнь, создавать и приумножать ценности общества. В связи с этим стратегия сотрудничества и сотворчества педагога и учащихся представляется как эффективный вариант реализации перечисленных выше задач. Она ставит своей целью воспитание личности творческой, социально активной, способной к саморазвитию. В ней присутствуют возможности для развития и саморазвития личности. Известно, что природные задатки превращаются в способности только в деятельности, а творческие способности не только проявляются в деятельности, но и создаются ею, причем наибольший результат приносит привлекательная для человека деятельность. Совместная деятельность обучающегося и педагога является ни с чем несравнимым стимулом личностного развития и самоутверждения растущего человека. Чувство товарищества, эмоциональный комфорт стимулируют проявление инициативы и творчества. Совместная деятельность характеризуется тем, что ее участники вместе ставят цель предстоящего дела, выбирают средства ее достижения, осуществляют задуманное, анализируют полученный результат. Условием организации такой деятельности и нравственно ценных отношений является активное сотворчество педагогов и ребят. Сегодня образовательный процесс – это, прежде всего, взаимодействие и сотрудничество педагога и обучающегося в сфере их совместной деятельности. Сотворчество – это такое педагогическое взаимодействие, которое принято считать высшей формой сотрудничества. В нем устанавливается определенное равновесие деловых и межличностных отношений педагога и учащихся, а главное возникают отношения сопричастности к общим жизненным ценностям. Сотворчество является не результатом педагогического преобразования сферы совместной деятельности, а процессом «включения» в отношения духовного родства и взаимоответственности, сопричастности всех каждому и каждого всем. Успешную реализацию отношений сотворчества определяют ценностные ориентации педагога. Важно, чтобы он проявлял стремление раскрыть в ребятах самобытную природу, демонстрировал уважение и утверждение их как личностей, обеспечивал направленность действий ребят на развитие их творческого потенциала. При организации совместной деятельности нужно помнить об основных предпосылках продуктивного сотворчества:

Взаимодействие с воспитанниками должно предполагать реальное соучастие педагога, когда он не просто рядом, а вместе с ними.

Важно согласовывать действия участников на всех этапах организации общего творческого дела.

Необходимо признать запрет на навязывание педагогом готового содержания и опыта педагога, пока у учащихся не появится необходимость посоветоваться с педагогом.

Важно обеспечивать добровольное включение ребят в решение творческих задач. Деятельность должна быть увлекательной, при ее организации важно учитывать и опираться на личные интересы учащихся.

Психологи и дидакты объясняют успешное усвоение знаний учащимися умением педагога не только использовать в обучении психологические и дидактические закономерности процесса формирования понятий, но и установить психологический контакт с детским коллективом, найти ключ к душе каждого ребенка. Успех зависит от атмосферы, которая царит на занятиях, где в основе ее доброжелательность, мудрая простота, взаимопонимание и интерес, ведущие к сотрудничеству и сотворчеству. Отношения педагогов и детей представляют ту среду, в которой происходит становление и развитие личности ребёнка. Базу этих отношений в технологии саморазвития составляет личностный подход и педагогика сотрудничества. Это означает гуманизм и демократизм отношений, признание права каждого ребёнка на своеобразие, неповторимость, уникальность личности, принятие его мнения и позиции; готовность к безоценочному отношению к нему как к личности. Стили взаимоотношений педагога и обучающегося являются особо значимой составляющей педагогического общения, или способствующей успешному усвоению знаний детьми и их личностному развитию, или затормаживающей эти процессы. При этом в деятельности и общении обучающихся и педагогов должно культивироваться самоуправление, равноправие и равноценность личностных позиций всех участников педагогического процесса. С одной стороны, обстановка деловая, где все трудятся в меру своих сил и способностей, с другой – непринужденная, светлая, насыщенная положительными переживаниями: удовлетворением, радостью. Дети желают учиться. Педагог вместе с детьми, а не над ними. Все превосходство педагога не в возрасте, не в особых правах и власти над детьми, а в жизненном опыте, в знаниях и эрудиции, в честно заработанном нравственном авторитете. Миссия педагога – возбудить любопытство, самодеятельность и самообразование. В этих условиях формируются действенные знания и происходит личностное развитие: нравственное, интеллектуальное мыслительное содействие, сомышление, которое представляет собой вовлеченность двух сторон в идентичную активную деятельность, направленную на решение проблем или определенных интеллектуальных задач. Таким образом, можно сказать, что сотрудничество педагога и учащегося – это одновременно и совместная деятельность и организационная система активности субъектов взаимодействия, для которой свойственны:

1) пространственное и временное соприсутствие,

2) единство целей,

3) организация и управление деятельностью,

4) разделение функций, действий, операций,

5) наличие позитивных межличностных отношений.

Первая фаза — процесс приобщение к действиям. Она состоит из таких форм:

1) разделение деятельности между педагогом и учащимися,

2) действия учеников, относящиеся к имитации,

3) действия учеников, относящиеся к подражанию.

Вторая фаза динамики совместной деятельности – согласование деятельности учащихся с педагогом.

В эту фазу входят следующие формы:

4) действия учащихся, в которых доминирует самостоятельная регуляция,

5) действия учащихся, в которых доминирует самоорганизация,

6) действия, к которым ученики побуждаются без внешнего вмешательства.

Можно полагать, что чем старше обучаемые, тем быстрее будет пройден путь становления подлинно совместной деятельности и достигнуто равнопартнерское, субъектно-субъектное взаимодействие в учебно- воспитательном процессе. Это не зависит от формы организации сотрудничества педагога и учащихся, количества учащихся вовлеченных в совместную деятельность. Главное – отношение учащихся к процессу сотрудничества и сотворчества. Особо важно наличие положительных эмоций и отношений. Ученик должен быть всецело поглощен и заинтересован. Иначе сотрудничество можно считать несостоявшимся. Посредством сотрудничества педагога и учащегося происходит передача опыта. Ученик учится самостоятельно принимать решения под руководством опытного и лояльного наставника. Но рассмотрим отдельно сотворчество в сфере художественного образования и развития учащихся, как важное звено духовного образования. Художественная деятельность отличается от деятельности практической или научной. Она требует развития образного мышления, воображения, фантазии и чувства эмпатии (сопереживания). Поэтому сотворчество в процессе установления контакта между педагогом и учащимся главным образом требует эмоционального сопереживания.

Организация процесса художественной деятельности учащихся имеет несколько этапов:

первая фаза – проектирование

вторая фаза технологическая.

В ходе первой фазы избирается художественный образ, то есть образ персонажа в литературе или изображаемый предмет в живописи. На этом этапе педагог направляет выбор учащихся в поиске художественного образа или дополняет его собственным видением и смыслом. Но если в практической деятельности, в научном исследовании противоречия и проблемы выявляются и формулируются для дальнейшего их разрешения, то в художественной деятельности противоречия и проблемы объективной реальности вскрываются, отражаются и выражаются, но не решаются и не могут, не должны решаться – это не является прерогативой искусства. И педагогу не нужно оказывать помощь детям в поиске пути решения проблемы, в его обязанности входит лишь содействие ученикам в понимании значимости данной проблемы, ее эмоциональному переживанию и осмыслению.

Принцип сотворчества педагога и обучающегося реализуется на основе следующих правил:

1. Педагог должен постоянно работать над собой, заниматься саморазвитием творческих способностей, речевой культуры.

2. Сотворчество требует доверительного, демократического, творческого стиля общения. Влияние личности педагога в процессе сотворчества обусловлено живыми, эмоциональными связями, которые возникают между преподавателем и детьми, органичностью, естественностью в использовании разнообразных средств, когда выбор средства, его характер диктуется конкретной ситуацией. Педагогу необходимо уметь тонко «прикоснуться» к личности ребенка.

В ходе осуществления взаимодействия раскрывается динамика и способности личности к творческому саморазвитию, а так же предпринимается попытка снятия психологических барьеров творческой деятельности , таких как: страх, боязнь неудачи, чрезмерная самокритичность, лень и др.

Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе, вот тот принцип, на котором базируется повышение интереса учащихся к деятельности и образование пространства сотворчества педагога и ребенка.

Источник

Консультация:
Сотворчество – это такое педагогическое взаимодействие, которое принято считать высшей формой сотрудничества. В нем устанавливается определенное равновесие деловых и межличностных отношений педагога и учащихся, а главное возникают отношения сопричастности к общим жизненным ценностям. Сотворчество является не результатом педагогического преобразования сферы совместной деятельности, а процессом «включения» в отношения духовного родства и взаимоответственности, сопричастности всех каждому и каждого всем. При организации совместной деятельности нужно помнить об основных предпосылках продуктивного сотворчества:

Взаимодействие с воспитанниками должно предполагать реальное соучастие педагога, когда он не просто рядом, а вместе с ними.

Важно согласовывать действия участников на всех этапах организации общего творческого дела.

Необходимо признать запрет на навязывание педагогом готового содержания и опыта педагога, пока у учащихся не появится необходимость посоветоваться с педагогом.

Важно обеспечивать добровольное включение ребят в решение творческих задач. Деятельность должна быть увлекательной, при ее организации важно учитывать и опираться на личные интересы учащихся.

Совместная деятельность взрослого и ребенка принимает характер сотворчества, которое на каждом возрастном этапе несет свою функцию (более активная роль сотворчества на ранних этапах и постепенное изменение его содержания на более старших возрастных этапах, когда педагог принимает роль советчика, партнера). На всех возрастных этапах личностная позиция ребенка остается главной, ведущей, и педагог должен принимать ее во внимание. Уже в школьном возрасте можно говорить о воспитании у детей зачатков художественной культуры, так как именно в этот период детства формируется эстетическое восприятие художественного образа в картине, скульптуре, графике; происходит развитие способностей к изобразительной деятельности. Система занятий с детьми дошкольниками по изобразительной деятельности направлена на обучение детей изображению окружающих предметов и явлений, использование для этого усвоенных изобразительных навыков и умений, применение доступных средств выразительности при создании изображения и развития детского художественного творчества. 
Изобразительная деятельность в детском саду строится на единстве и взаимосвязи трех видов: рисования, лепки, аппликации, способствующих более эффективному овладению детьми всеми этими видами деятельности, а также более теплому эстетическому развитию детей. 
Эффективность обучения, а, следовательно, и развития детского творчества и всестороннего воспитания детей в детском саду зависит от целого ряда условий. Главное из них: построение процесса обучения в соответствии с программой, методами обучения направленными на овладение детьми всеми компонентами деятельности и отвечающим совместным требованиям.
Переход к педагогике сотрудничества, педагогике развития позволяет эффективно развивать изобразительные способности дошкольников. Работу по развитию важно осуществлять комплексно.

Широкое включение в педагогический процесс, в жизнь ребят разнообразных занятий по художественно-творческой деятельности максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и оформлении помещения детского сада наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия. Сравнивая свои работы дети убеждаются в преимуществе того или иного способа, так они подготавливаются к самостоятельным поискам лучших средств изображения, а это в свою очередь подготавливает детей к творческой деятельности, которая отличается поисковым характером.  Исходя из того, что каждый ребенок должен усваивать определенный объем знаний, навыков и умений в организованном порядке на занятиях и в самостоятельной свободной деятельности под руководством педагога, работа по ознакомлению детей с художественной деятельностью в детском саду ведется по схеме:
 Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:
1. Изложение учебного материала (в форме игры, беседы, экскурсии). Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и индивидуально, способствует решению учебных задач и заданий.
2. Самостоятельная практическая работа детей, которая является основой в учебном процессе. Ее цель творчество. Создание художественных образов развивает у детей умение обобщать их, приводить к единству, целостности.
3. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы других людей.
Планируя занятия, необходимо выбирать для каждой темы ту или иную форму работы, учитывая сложность и объемность и специфику изостудии.
                   При ознакомлении работы с детьми на занятиях по изобразительной деятельности важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей ребенку знаний, представлений и навыков. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.
Результатами работы в данном направлении должны стать:
– активность и самостоятельно детей в изобразительной деятельности;
– умение находить новые способы для художественного изображения;
– умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Обучение на занятиях по изобразительной деятельности строятся как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.
 На занятиях между всеми видами изобразительной деятельности – рисованием, лепкой, аппликацией, а также декоративно-прикладной работой – устанавливаются тесные связи. Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъективную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.
Деятельность в условиях обогащенной развивающей педагогической среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. Так, на занятиях дети попадают в интересные ситуации, в которых нужно придумать выход самим.

 Во время занятия детям задаются вопросы: а как ты думаешь? А как ты бы поступил? А как ты представляешь, опиши и т.д. Готовясь к своим занятиям, мы постоянно думаем, как поступить, чтобы обучение изображению не порождало штампов и не мешало детей возможности самостоятельно изобразить что-либо? 
Очевидно, что детей можно и нужно учить. Но не художественной технике взрослых, а новому видению, новому пластическому пониманию пространства. Но обязательно с учетом их возрастных особенностей. Мы хотим, чтобы каждый рисунок или выполненная работа были наполнены не учебным, а детским содержанием, чтобы в них нашли отражение впечатления ребенка, его отношение к тому, что он изображает. Поэтому на занятиях по изо деятельности мы стараемся отвести большую роль источникам фантазии, творчества, самостоятельности. Для того, чтобы у детей возникло желание выполнить учебное задание, проводится работа по формированию игровой мотивации. Например, кратко, но убедительно рассказывается вымышленная история о проблемах какого-либо игрового персонажа (зайчика, клоуна и т.д.) и побуждаем им помочь. Главное – вызвать доброе отношение к игровым персонажам, желание помогать им, создать мотивацию. Важно обязательно узнать хотят ли дети помочь сказочному герою, только после утвердительного ответа продолжаем занятие. Например, на коллективном занятии по аппликации «Царство грибов» дети помогают старичку Лесовику собрать полную корзину грибов (вырезать и наклеить). Очень важно, что благородную роль помощника и защитника слабых ребенок может выполнить только научившись чему-то новому.
Обычно занятия проводятся по структуре помогающей максимально выполнить все задачи.
I этап. 
В начале занятия обязательно проводится психологическое вхождение. Оно может быть музыкальным в виде прослушивания музыки или пения песенки, или дети молча рассматривают картину, в виде игры, или рассказывания сказки.
II этап. Познавательный:
1. Где раскрывается тема занятия в игровой форме, ставится учебная задача или создается проблемная ситуация.
2. Во время объяснения или повторения пройденного используются модели и алгоритмы, схемы и конструкции, предлагаются развивающие игры и упражнения (см. приложение), что не только помогает запомнить процесс изображения, но и приводит детей в состояние творческого подъема и желания творить.
 III этап. Завершающий. 
По окончании занятия проводится игра, или заканчивается сказка, начатая в начале занятия, иллюстрируя ее работами детей. Происходит логическое завершение проблемы, созданной в начале занятия. Можно провести психологическую разгрузку, следя за настроением детей. Например, пение веселой песенки, слушание веселой или спокойной мелодии при рассматривании готовых работ. Каждая работа оценивается только положительно, корректные замечания возможны только во время работы, иногда исходящие от игрового персонажа. Важным моментом в конце занятия является настроение ребенка, его эмоциональное состояние. Чтобы узнать, понравилось ли ребенку занятие, удовлетворен ли он своим творчеством, своей работой. Он опускает в «карман настроения» карточку со схематическим изображением настроения. А воспитатель должен проанализировать эмоциональное состояние детей и сделать выводы. Важным моментом в структуре занятий является применение пальчиковой гимнастики, релаксации для расслабления мышц, физкультминутки. Игры на развитие мелкой моторики рук и имитационные двигательные упражнения перекликающиеся с темой занятия способствуют не только физической разгрузке, но и максимальному усвоению материала и развитию творчества.

 Я считаю, что сотрудничество или взаимодействие педагога с детьми стало необходимостью, так как обществу требуется свободно мыслящий и всесторонне развитый человек. Сотрудничество в совместных видах деятельности предполагает инициативу и самостоятельность детей. Особенно это проявляется в художественном творчестве.

Например, давая детям образцы аппликации, не ставить их в рамки. Дети должны сами достичь поставленной педагогом цели, выбирая для себя наиболее интересные способы решения. Порой эти решения бывают непредсказуемые и педагог чему-то учится у своих детей, это и есть сотрудничество. Ведь главное – поддержать ребенка и лучше положительной оценкой. Уважать его выбор, чтобы любой ребенок поверил, что инициатива не наказуема и что его работа самая лучшая и неповторимая! Сотрудничество – значит помогать осваивать ребенку что-то новое, когда он находится в поиске. Но в то же время быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел и вовремя поддержать его инициативу.

Сотрудничество педагога с детьми должно приводить к развитию свободной, творческой, успешной и интересной личности!

Источник