Сотрудничество семьи и школы как важный фактор в развитии личности ребенка
Сотрудничество семьи и школы в развитии личности ребенка
- Семья как основная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание нового поколения, его познавательную, трудовую, творческую деятельность. Она вводит ребенка в общество, именно в нем он получает социальное воспитание. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.
- Проблема отношений родителей и детей сложная и парадоксальная. Сложность ее в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.
- Семья в современных условиях не всегда может выйти из жизненных ситуаций самостоятельно. Она живет и развивается благодаря действию глубинных психологических механизмов и законов. Знание этих законов, «тайных пружин жизни семьи» позволяет педагогу ясно понять происходящее в семейном пространстве и помочь любому типу семьи сделать шаг на пути к гармонии и целостности.
Социальная основа сотрудничества семьи и школы в воспитании детей заключается в том, чтобы действительно цели школы совпадали с целями, которые ставятся родителями.
- Общие задачи воспитания должны объединить два образовательных – воспитательных института – сельскую семью и школу, которые создают воспитывающую среду.
- Сельская семья должна рассматриваться школой, как один из наиболее значимых факторов, активно и успешно влияющих на становление личности с первых дней жизни человека.
Такая позиция школы тесно связана с определением и конкретным знанием воспитательного потенциала семьи, с изучением истории жизни ребенка, как субъекта семейно — воспитательных отношений. От этого зависит понимание ученика как индивидуальности, что позволят учесть его особенности, наклонности, а также подобрать пути и средства воспитания.
- Семья — это педагогический фундамент. Воспитательная функция идет вслед за репродуктивной. Семью следует понимать и оценивать как активный субъект педагогического процесса, и сотрудничество семьи и школы нужно строить на основе созидательной идеи, гуманности, на отношении к детству как к особой эпохе в жизни человека, чтобы он потом полностью смог себя реализовать в течение своей жизни.
- Для того чтобы воспитать, бесспорно, необходимо очень хорошо знать особенности ребенка, уметь пользоваться различными педагогическими приемами, но еще важнее уметь общаться с детьми, добиваться взаимопонимания и доверия, а все это можно добиться только при сотрудничестве семьи, школы.
- Таким образом, для успешного сотрудничества семьи и школы в воспитании необходимо, чтобы родители были активными участниками педагогического процесса, понимали его необходимость, умели анализировать деятельность и поведение своих детей. Разумная система изысканий и положительное стимулирование – путь к успеху. Педагоги должны знакомить родителей с программой учебно – воспитательного процесса, обогащать психолого – педагогическими знаниями, одобрять и поддерживать родителей при участии их в жизни школы.
- Идеалом семьи, школы и общества является всесторонне развитый человек – образованный, физически и нравственно здоровый, закаленный, приносящий пользу и умеющий реализовать своё мастерство, умения.
- А. С Макаренко писал: «Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает одна как следует, нельзя. Мы должны организовать семейное воспитание и организационным началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания».
С этих позиций и определяются основные пути сотрудничеству учителей школы с семьей:
– Регулярное разностороннее педагогическое просвещение родителей;
– Привлечение родителей к активному и творческому участию в учебно-воспитательном процессе;
– Сотрудничество учителей—предметников с родителями;
– Отбор и обобщение лучших методов семейного воспитания.
- При поведении этой большой и ответственной работы учитываются проблемы: малочисленность семьи, воспитание одного ребенка, утрачивание семейных традиций, дефицит общения родителей с детьми.
- В практической работе с семьей и родителями мы – педагоги используем коллективные и индивидуальные, традиционные и нетрадиционные формы работы – это беседы, лекции, конференции, консультации, посещение семей родительские чтения и вечера.
- Налаживание с родителями положительных контактов происходит легче, если учитель строит общение целенаправленно, изучив ситуацию или проблему, заранее продумывает ход беседы, варианты ответов. Большая целенаправленная работа заключается в том, что, направляя поток воздействия родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутренних отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры.
Сотрудничество семьи и школы важны на протяжении всего времени обучения ребенка в школе.
- Школа ставит перед собой много задач:
воспитательные, учебные и просветительские. Школа и социальный педагог должны помочь родителям при решении многих, сложных вопросов воспитания детей, но школа никогда не сможет конкурировать с семьёй. Именно семья является самым мощным средством в воспитании и развитии ребенка. Самое главное для ребёнка – чтобы его любили таким какой он есть. Наши дети учатся жить у жизни. Попробуем выяснить и четко усвоить, чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях.
- Если:
Ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.
Ребенка высмеивают – он становится замкнутым.
Ребенка хвалят и одобряют – он учится быть благодарным.
Ребенка поддерживают – он учится ценить себя.
Ребенок растет в упреках – он учится жить с чувством вины.
Ребенок растет в атмосфере терпимости – он учится понимать других.
Ребенок растет в честности – он учится быть справедливым.
Ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей.
Ребенок живет во вражде – он учится быть агрессивным.
Ребенок живет в понимании и дружелюбие – он учится находить людей в этом мире.
- Эти советы возникли у меня на базе жизненных и практических наблюдений, осмысления педагогической практики.
- Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ребенок должен усвоить этот закон.
- Каждый человек всю жизнь проводит в семье.
- Сначала в родительской, потом в собственной, затем возможно в семье своих детей.
- Со временем состав семьи меняется, меняются обязанности и заботы. Мы редко задумываемся над значением привычных слов: « мир», «семья». Но ведь мир на Земле, мир в стране начинается с мира и благополучия в семье. В семье люди становятся личностями, особенными и неповторимыми. Воспитание ребенка в семье – это достойное, непрерывное приобретение им в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания ребенка — это пример родителей, их поведение, их деятельность.
- В настоящее время роль педагога становится более значимой, так как численность детей «трудного поведения» растет, а эффективности педагогического воздействия на таких детей можно достичь только через четко спланированную работу с родителями.
- А рецептом воздействия на семью в социуме, в целях повышения ее роли в социализации ребёнка является педагогическая работа.
- Сельский педагог должен своевременно и качественно оказывать помощь семьям, выявлять причины отклонений в семейном воспитании и устранять их в тесном контакте с педагогическим коллективом. В образовательном учреждении дети приобретают общественные и учебные навыки, интеллектуально и эмоционально развиваются. Приобретение ребенком общественных и учебных навыков — вот поле сотрудничества школы и семьи, а фундамент его интеллектуального и эмоционального развития.
Мы учителя, родители и общественность, должны объединить усилия в воспитании доброго, убежденного человека. При этом всегда нужно помнить слова А.С. Макаренко: «Ребенок – это живой человек, это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная, полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь не сравнено богаче взрослой». И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый, надёжный – учитель, родитель, наставник.
Тюлячинская средняя школа
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«Сотрудничество семьи и школы в развитии личности ребенка»
Выступление на общешкольном родительском собрании
Выполнила учительница начальных классов Кошкина Э.М.
Источник
Библиографическое описание:
Сулейменова, Ж. А. Взаимодействие семьи и школы как важный фактор социализации подрастающего поколения / Ж. А. Сулейменова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/949/ (дата обращения: 22.10.2020).
На
современном этапе развития общества основная цель, поставленная перед
российским образованием – достичь нового уровня социализации
подрастающего поколения, воспитать нравственного, ответственного,
творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В национальной образовательной
стратегии «Наша новая школа» среди сформулированных
требований к выпускнику «Новой школы» важнейшими являются
владение достаточными знаниями, компетенциями и компетентностями,
необходимыми для успешной социализации, готовность к сотрудничеству и
коммуникациям.[3].
Проблема
формирования личности такого уровня выходит за пределы одного
учебно-воспитательного учреждения.
Характеризуя эту проблему, Торохтий
В.С. в своих работах пишет, что сегодня возникает необходимость
использования широких возможностей социальной среды, социума как
дополнительного средства воздействия на личность, на процесс его
социализации. Оно отражает взаимосвязь процесса обучения, воспитания
и развития личности с социумом, реализацию его потенциальных
возможностей в педагогическом процессе.[7].
Для
определения потенциальных возможностей социума важно уяснить, что
социум включает следующие составные элементы: социальные институты,
социальную деятельность, социальные отношения, социальные потребности
и социальные способности.[7].
На
необходимость использования потенциала социума и социокультурных
институтов в процессе формирования личности указывали представители
«педагогики среды» С.Т. Шац- кий, В.Н. Шульгин, психологи
Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, современные ученые В.Г. Бочарова, М.А.
Галагузова, А.В. Мудрик, Л.В. Мардахаев, В.С. Торохтий.
В работах В.Г. Бочаровой к социальным
образовательным институтам относятся:
– институты системы образования
(учреждения дошкольного образования, общеобразовательные школы,
гимназии, лицеи, колледжи, профтехучилища, музыкальные, спортивные,
художественные школы, учреждения дополнительного образования и др.
–
социально-воспитательные институты других отраслей социальной сферы
(культурно-просветительные учреждения, органы правопорядка, средства
массовой информации, производственные, коммерческие и иные
предприятия и организации, призванные выполнять функции обеспечения
социального воспитания и жизнедеятельности членов общества; детские,
подростковые, юношеские общественные организации и др.).
– субъекты открытой образовательной
среды (семья, родственники, церковь, социальная уличная микросреда,
СМИ, клубы, любительские объединения и др.) [1. с. 149-150].
Каждый социальный институт
представляет собой достаточно устойчивую социокультурную среду,
является субъектом социального воспитания и представляет в
социально-воспитательном отношении то особенное, что характеризует
его в государстве (обществе). У каждого из них свои специфические
социально-воспитательные цели, задачи, формы и методы их достижения.
И только в условиях согласованного взаимодействия социальных
институтов можно успешно решить задачи социального становления
личности.
Взаимодействие
– это наиболее общая базовая категория науки в целом и системы
образования в частности. Взаимодействие как философская категория –
это процесс непосредственного или опосредованного воздействия
объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную
обусловленность и связь и выступающий как интегрирующий фактор.
В
работах Л.В. Мардахаева взаимодействие в социальной педагогике и
социальной работе рассматривается как установление связей между
деятельностью специалистов разного профиля. Формы этих связей
различны: взаимная информация, согласование, совместная деятельность,
взаимопомощь, использование информации о ребенке, запрос одного
специалиста к другому, взаимное обучение.[5, с. 44].
Социальное
взаимодействие формулируется им как процесс воздействия индивидов,
социальных групп или институтов друг на друга в ходе реализации
интересов.[5, с.44].
И если учесть, что каждый
социально-образовательный институт выполняет свою доминирующую роль в
решении задач одного из направлений социального воспитания, тем
интереснее и эффективнее могут быть результаты их взаимодействия в
решении проблемы по достижению необходимого уровня социализации
личности и повышения инновационного потенциала России.
Семья
– важный социальный институт, это первая в жизни человека социальная
общность, где он осваивает первые социальные роли, приобретает опыт
общественного поведения. Семья является неотъемлемым фактором
развития, воспитания и социализации ребенка.
С поступлением ребенка в школу именно
общеобразовательное учреждение становится для него одним из важнейших
социальных институтов после семьи. Семья начинает разделять свою
социализирующую функцию со школой.
Взаимодействие семьи и школы как
важных субъектов социума является главным условием успешного развития
личности.
Закон Российской Федерации «Об
образовании» (1992) обусловил появление предпосылок для
сотрудничества семьи и школы на основе равноправия, общего интереса
субъектов взаимодействия.[2].
Это направление продолжено и
закреплено в национальной образовательной стратегии «Наша новая
школа»: «Современная школа должна тесно взаимодействовать
с семьей. Система школьного управления станет открытой и понятной для
родителей и общества».[3].
При
организации взаимодействия семьи и школы необходимо определить цель и
педагогические условия этого взаимодействия, соблюдение которых
поможет повысить его эффективность. Цель взаимодействия состоит в
привлечении семьи к совместной со школой социально-значимой
деятельности, в обеспечении взаимопонимания и однонаправленности
стремлений школ и семьи в развитии личности ребенка, его ценностных
социальных ориентаций и творческого потенциала.
Под
педагогическими условиями многие исследователи (Новиков А.М.,
Кузченко О.А. и др.) понимают, прежде всего, обстоятельства процесса
обучения и воспитания, которые обеспечивают достижение заранее
поставленных педагогических целей; условия, которые способствуют
эффективности взаимодействия школы и семьи.
Педагогические условия делятся на
организационные и деятельностно-содержательные.
Организационные условия – это условия
признания семьей ведущей роли школы в организации взаимодействия;
условия изучения семьи для индивидуального подхода к ребенку.
Деятельностно-содержательные условия
– это условия использования форм и методов взаимодействия,
востребованных современной педагогической практикой и проблемами
семей, а также участие всех сторон взаимодействия в совместной
социально-значимой деятельности.
Эти педагогические условия совместно
обсуждаются и определяются школой и семьей в процессе организации
этого взаимодействия.
В
«Методических рекомендациях о взаимодействии образовательного
учреждения с семьей» Министерства образования Российской
Федерации от 31.01.2001 г. отмечено, что его осуществлением
занимаются в соответствии со своими должностными обязанностями:
– заместитель директора по
воспитательной работе,
– заместитель директора по социальной
защите детей,
– учителя,
– социальный педагог,
– педагог-психолог,
– классные руководители,
– классные воспитатели.[4, с. 24-33].
Педагогическая
практика и научные исследования показали, что целесообразно
подключать к взаимодействию с семьей также логопеда, школьного врача
и школьного библиотекаря.
Кроме
того, в соответствии с должностными обязанностями, в общие задачи
руководства школой входят и организация взаимодействия с семьей, а
также координация и контроль за ним. Директор школы распределяет
функции специалистов и контролирует качество их исполнения, являясь
руководителем этого взаимодействия.
Цели
и педагогические условия взаимодействия школы с семьей являются
главными структурными элементами в организации взаимодействия. А
средством достижения поставленных целей является выбор форм и методов
взаимодействия.
Выбор
содержания, форм и методов для осуществления взаимодействия
принадлежит школе. Они зависят от общественных установок и
устремления родителей, а также от конкретных задач, стоящих перед
школой и семьей на данном этапе.
Многие ученые (Журбина А.Т.,
Генварева Ю.А. и др.) классифицируют формы взаимодействия на
индивидуальные и групповые, другие же исследователи (Гребенников
И.В., Хоменко И.А. и др.) рассматривают формы взаимодействия школы и
семьи с точки зрения их использования в рамках информирования,
просвещения, обучения, консультирования родителей.
К
коллективным формам взаимодействия школы и семьи относятся:
– общие и классные родительские
собрания, на которых обсуждают насущные проблемы классного и
родительского коллективов;
– родительский лекторий, который
способствует психологической и социально-педагогической
компетентности родителей;
– тематические конференции, «круглые
столы», диспуты и дискуссии по обмену опытом воспитания детей;
– вечера вопросов и ответов с
привлечением специалистов;
–
дни открытых дверей для родителей, посещение ими класса и наблюдения
за детьми в определенные отрезки времени;
– презентации, которые подготавливают
как педагоги, так и члены семьи;
– привлечение родителей к участию в
оформлении предметных газет, выставок работ учащихся, текстовых и
фотоматериалов, к изготовлению наглядных агитаций;
– привлечение родителей к руководству
школьными кружками;
– участие родителей в подготовке и
проведению внеклассной и внешкольной работы с учащимися;
– привлечение родителей к совместной
деятельности с ребенком, организации его жизни в школьном коллективе.
Из
индивидуальных форм взаимодействия школы с родителями используются:
– индивидуальные беседы с родителями
и другими членами семьи, в результате которой согласованно
составляется программа и система педагогических действий с конкретным
ребенком;
– посещение семьи для знакомства с
домашними условиями жизни ребенка, анкетирование членов семьи,
составление социальной карты семьи, обследование жилищно-бытовых и
воспитательных условий, проведение консультаций по семейным проблемам
и проблемам воспитания детей.
Таковы формы взаимодействия школы и
семьи, в которых осуществляется процесс социализации подрастающего
поколения.
Важным составным элементом
осуществления этого взаимодействия является метод (от греч. methodos
– путь, способ достижения цели).
Метод
воспитания – это общественно обусловленное, педагогически
целесообразное взаимодействие воспитателя и воспитуемого,
способствующее организации жизнедеятельности, отношений, общения, а
также совокупность средств и приемов воспитательного воздействия,
стимулирующих активность и регулирующих поведение воспитуемых,
направленных на определенные цели воспитания.[5, с. 188].
Выбор методов воспитания должен быть
обусловлен целью, задачами и содержанием деятельности школьников, а
генезис методов отражать требования, предъявляемыми к воспитанию
обществом.
Для осуществления взаимодействия
школы и семьи на современном этапе развития общества востребованы
такие методы, которые побуждают его участников к выработке умения
ориентироваться в динамичных условиях социума, адаптироваться к
различным видам индивидуальной и социальной деятельности, к выработке
самостоятельного мышления и общения с другими людьми в различных
группах и коллективах.
В исследованиях Сидоркина А.М.,
Керкис С.С. была отмечена эффективность следующих групп методов:
1)
методы, направленные на изменение видов деятельности и общения;
2)
методы, направленные на изменение отношений в классе, семье.
Методы, направленные на изменение
видов деятельности и общения:
– метод введения новых видов
деятельности и общения с учетом возрастных особенностей;
– усложненные формы диспута;
–
метод самоанализа;
– метод рефлексии;
– ролевые игры;
– социальное проектирование и др.
Методы, направленные на изменение
отношений в классе, в семье:
– упражнение, поручение, личный
пример;
– убеждение, критика;
– метод воспитывающих ситуаций;
– деловые игры;
– методы поощрения и наказания;
– метод перспективы;
– метод общественного мнения;
– метод создания новых традиций и
т.д.
Другие
исследователи (Генварева Ю.А. и др.) классифицируют методы
взаимодействия школы и семьи по следующим разделам:
1)
организационные методы взаимодействия (индивидуальные и коллективные
перспективы,
задачи, проблемы, правила и нормы);
2)
методы самодеятельности (индивидуальные и коллективные
самоуправление, соревнование, самообслуживание);
3)
методы общения (уважение, понимание, доверие, самоанализ, рефлексия,
самопознание, убеждение, критика, самоконтроль и т.д.);
4)
методы воздействия и коррекции (пример, разъяснение, ожидание
радости, любви и красоты, обоюдная ответственность, обращение к
чувству достоинства и чести, актуализация мечты, внушение,
упражнение, поощрение и наказание).
Торохтий
В.С. рассматривает в своих работах сущность социально-педагогического
подхода в деятельности образовательного учреждения, который отражает
содержание его взаимодействия с социумом, другими социальными
институтами. К важнейшим методам социально-педагогического подхода он
относит: метод посредничества, метод партнерства (партнерские
отношения), метод консультирования, метод доверительного
взаимодействия, метод совета, метод рекомендации, метод эмпатии,
метод толерантности, метод социальной адаптации, метод коррекции,
метод социальной поддержки, метод взаимного информирова- ния, метод
согласования, метод совместной деятельности, методы социального
воспитания, методы социального обучения.[6, с. 84-85].
Рассмотренные формы и методы
педагогического взаимодействия школы и семьи содействуют активному
включению родителей в процесс воспитания, способствуют эффективности
процесса социализации школьников.
Литература:
Бочарова В.Г. Социальный педагог:
должность, профессия, призвание. – М., 2007.«Об образовании» – Закон
Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 (ред. от 21.07.2007).
–М., 2007.Кондаков А.М. Новые стандарты общего
образования. /Психолого-педагогическое обеспечение образовательной
инициативы «Наша новая школа». Материалы научной сессии
ПИ РАО от 08.04.2011 г. – М., 2011.Методические
рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с
семьей.//Вестник образования. – 2001. – №8. – с.24-33.Мардахаев
Л.В. Социальная педагогика. А-О, П-Я. – М., 2011.Торохтий В.С.
Социально-педагогический подход к деятельности в социокультурном
пространстве. /Пространство и общение: взаимосвязи и
взаимозависимости. – Екатеринбург, 2010.Торохтий В.С. Социальная педагогика:
социально-педагогическая деятельность и потенциал
социума.//Материалы IX
научно-практической межвузовской конференции молодых ученых
учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. _
М., 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): семья, школа, взаимодействие, социальное воспитание, институт, организация взаимодействия, привлечение родителей, совместная деятельность, национальная образовательная стратегия, Российская Федерация.
Источник