Сотрудничество педагога и родителей развитие ребенка
Ирина Колоцей
Воспитываем детей вместе. Сотрудничество в совместной деятельности педагогов и родителей
Воспитываем детей вместе.
Одна из важнейших задач совместной деятельности воспитателя и родителей в дошкольном возрасте — организовать условия для благополучного развития ребенка в детском саду. Следует отметить, что это невозможно, если родители и педагоги не дружат между собой, если родители не доверяют воспитателям. Поэтому очень важно найти с родителями общий язык и установить доверительные отношения. При наилучшем раскладе можно констатировать, что родители и педагоги определили одну общую цель, и стремятся достичь ее общими усилиями. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности воспитателей и педагогической культуры родителей.
Совместная деятельность – это активная совместная работа воспитателя и родителей, основанная на взаимных действиях, взаимопонимании, взаимоуважении, взаимодоверии, взаимопознании и взаимовлиянии. Только тесный контакт и сотрудничество родителей, воспитателя и ребёнка даёт положительный результат в его обучении и воспитании.
Сотрудничество – совместная деятельность педагогов и родителей, включающая в себя взаимное общение, обмен опытом, совместный поиск решения проблем в развитии ребёнка.
Основная цель всех форм совместной деятельности дошкольного учреждения с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями, педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими потребностями и совместно их решать.
Сотрудничество в совместной деятельности педагогов и родителейосуществляется в основном через:
– приобщение родителей к педагогическому процессу;
– расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
– создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей и детей;
– информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят их с воспитывающей и развивающей средой;
– разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
-объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
– появление терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
-уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности. Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям в воспитании их детей. И хотя дошкольное учреждение и семья – это два звена в одной цепи, детский сад не может заменить семью, он дополняет ее, выполняя свои особые функции.Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.
Преимущества взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны. Положительный эмоциональный настрой воспитателей и родителей на совместную работу по воспитанию детей, где родители будут уверены в том, что дошкольное учреждение всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком; постоянно поддерживающий контакт с семьёй воспитатель, знающий способности, привычки своего воспитанника и учитывающий их при работе, что, в свою очередь, приведёт к повышению эффективности педагогического процесса; родители, которые берут на себя ответственность за воспитание ребёнка; укрепление внутрисемейных связей; возможность реализации единой программы воспитания и развития ребёнка в детском саду и семье; возможность учёта типа семей и стиля семейных отношений, что было не реально при использовании традиционных форм работы с родителями, причём воспитатель, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для сотрудничества и успешно осуществлять работу с родителями.
Существуют основные принципы сотрудничества с семьями:
– открытость детского сада для семьи;
– сотрудничество воспитателей и родителей в воспитании детей;
– создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
– диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребёнка.
При реализации взаимодействия с семьёй удаётся избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьёй.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагоговневозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты научных исследований можно охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь и открытость наружу». Придать дошкольному учреждению открытость – сделать педагогический процесс более гибким, дифференцированным, гармонизировать отношения между детьми, педагогами, родителями.
Открытость детского сада – это вовлечение родителей в образовательный процесс. Родители могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении,внести свой вклад в образовательную работу: одни с удовольствием примут участие в выставке, другие помогут с ремонтом, третьи примут участие в эпизодическом мероприятии.
Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и воспитатели должны строить отношения прежде всего на доверительности. Поэтому педагогу необходимо создавать условия для развития положительный черт развития личности, привлекать к этому внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетенции, но, главное – на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта). Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса возникла личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности. Пример открытости демонстрирует педагог. Общаясь с родителями, он не скрывает, что в чем – то сомневается, просит совета, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника, при этом соблюдает такт и избегает панибратства.
В условиях открытого детского сада родители имеют возможность прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми. Педагоги не приветствуют такие визиты, принимают их за контроль, проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада изнутри,начинают понимать объективность многих трудностей : мало игрушек, тесная умывальная комната и др. И тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий. А это первые ростки сотрудничества. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Также важным результатом таких посещений является то, что у родителей есть возможность изучить своего ребенка в непривычной для них обстановке, подметить, как он ведет себя, как общается со сверстниками. Идёт невольное сравнение: не отстаёт ли он в развитии, запускается рефлексивная деятельность, всё ли я делаю как надо, почему у меня получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться.
От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса, прежде всего дети. И не только потому, что они узнают что-то новое.Важно другое: они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап и мам, бабушек дедушек, которые оказываются так много знают, умеют, так интересно рассказывают. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер своей помощи.
Линии взаимодействия педагога с семьей не остаются неизменными. Ранее предпочтение отдавалось непосредственному воздействию педагога на семью, поскольку во главу угла ставилась задача научить родителей как надо воспитывать детей. Такую сферу деятельности педагога называли «работа с семьей». Для экономии сил и времени «обучение велось в коллективных формах (на собраниях, коллективных консультациях). Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе стороны знают, что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития. Отсюда – поворот к взаимодействию с каждой семьей – следовательно, предпочтение индивидуальных форм работы (индивидуальные беседы, консультации, посещение семей).
Взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания, называется дифференцированным подходом.
Есть еще одна линия воздействия на семью: через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами. Например, в группе ведется подготовка к святочным колядкам, дети готовят украшения, подарки, при этом кто-то из родителей расспросит педагога о предстоящих развлечениях, предложит свою помощь.
Подводя итог, можно утверждать, что, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу. В основе сотрудничества дошкольного учреждения и семьи лежит совместная деятельность, то есть совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
Источник
Неоспорим тот факт, что для обеспечения гармоничного развития ребенка необходимо единство и согласованность двух социальных институтов: семьи и детского сада. Семья – это первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека, среда обитания и воспитания, где решаются основные педагогические задачи. Именно семья играет определяющую роль в становлении личности ребенка, в приобщении к системе общечеловеческих ценностей.
Нужно ли привлекать родителей для выстраивания эффективного взаимодействия с воспитателем?
Преобладающая часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Родители очень нуждаются в помощи и поддержке в воспитании детей. Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с родителями предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитие способностей, формировании ценных жизненных ориентаций. Педагоги и родители должны искать вместе наиболее эффективные способы решения проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи.
Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии – одна из важнейших задач педагога. Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости.
Основа сотрудничества педагога и семьи заключается в совпадении целей.
Это:
– изучение ребенка, его особенностей, возможностей и способностей;
– определение цели и задач воспитания;
– определение основных направлений содержания воспитательного процесса, организация деятельности воспитуемого;
– своевременный обмен информацией о продуктивности воспитательного процесса;
– выработка единого подхода к пониманию сущности воспитания, роли и значения социальной среды, взаимодействия и сотрудничества в воспитании;
– коррекция воспитательных усилий на основе анализа результатов педагогического воздействия, оценки уровня развития и воспитанности ребенка.
Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет целью создание атмосферы взаимной заинтересованности в организации процесса воспитания, координацию воспитательных усилий, выработку общего педагогического подхода к проблемам изучения и воспитания ребенка. Как педагоги, так и родители хотят видеть детей здоровыми и счастливыми.
Мы стремимся к позиции поддержки, учитываем эмоционально-личностные особенности как ребенка, так и его близких, придумывая способы вовлечения родителей в воспитательный процесс.
Результативно:
– привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ через организации интересных форм работы;
– положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу, осознание её целей и личностной заинтересованностью;
– взаимоотношения педагогов и родителей возможно лишь в том случае, если педагоги являются советчиками, размышляют вместе с родителями, договариваются о совместных действиях.
Для активизации воспитательных возможностей родителей педагогу целесообразно использовать разнообразные активные формы общения с ними: дискуссионные встречи, практикумы, тренинги, совместные досуги взрослых и детей, фольклорные семейные вечера, познавательно-игровые викторины и многое другое.
Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей.
Все формы работы с родителями подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
Коллективные формы:
– родительские собрания (общие, групповые), это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи, это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск;
– конференции;
– круглые столы;
– совместные мероприятия, походы, творческие вечера;
– экскурсии по ДОУ с целью ознакомления родителей со специалистами, профилем и задачами ДОУ.
Индивидуальные формы:
– педагогические беседы с родителями;
– тематические консультации (проводятся специалистами);
– заочные консультации – ящик (конверт) для вопросов родителей;
– посещение семьи ребенка;
– работа с опекунами сирот;
– переписка с родителями, индивидуальные памятки.
Наглядно-информационные формы:
– видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и занятий;
– фотографии;
– выставки детских работ;
– стенды, ширмы, папки-передвижки.
Индивидуальная форма – одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа воспитателя с родителями – наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом, матерью, другими членами семьи. Беседы должны отвечать определенным требованиям: быть конкретными и содержательными; давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей; пробуждать интерес к педагогическим проблемам; повышать чувство ответственности за воспитание детей. Советы педагога родителям мягкие, взвешенные, добрые. Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогает выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения.
Об эффективности проводимой в дошкольных отделениях работы с родителями свидетельствуют:
– проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
– возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
– ответы на вопросы родителей ими самими;
– приведение примеров из собственного опыта;
– увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
– стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
– размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
– повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой, терпением и тактом педагога, его профессиональной этикой и мастерством. Не надо останавливаться на достигнутом, нужно искать новые пути сотрудничества с родителями.
Источник
Взаимодействие родителей и учителей в воспитании подростка
Взаимодействие педагога с родителями учащегося направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являлись бы основой жизни, достойной человека.
Работа педагога с семьей, семейная политика признаются одним из приоритетных направлений социальной политики учреждения образования.
Образование само по себе не формирует гражданина. Именно семья с раннего детства призвана формировать у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители, не имея специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Поэтому взрастить новое поколение можно только общими усилиями педагогов, родителей и самих детей.
На каких основах должны строиться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личности ребенка во всей ее полноте? На этот вопрос можно найти ответ в словах в.А. Сухомлинского: “Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской “сильной рукой”, для предупреждения об опасностях, “если и дальше так будет продолжаться”, – и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, – все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание”.
К сожалению, гармонии отношений добиться не всегда удается. Бытует мнение “школа должна” и “семья обязана”. Разумеется, семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития. Именно в семье закладываются основы будущей личности.
Вместе с тем в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных отношений, связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи. Создавшееся положение, наряду с другими объективными и субъективными причинами, способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.
Образовательное учреждение, будь то школа или учреждение дополнительного образования детей, есть один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом приблизиться к пониманию индивидуальных особенностей детей, развития их способностей, формирования ценностных жизненных ориентиров, помочь в преодолении негативных поступков и проявлений в поведении9.
Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в образовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей.
Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие вопросы, проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.
Особое значение в разработке перспективных форм взаимодействия с семьей имеет опыт учреждений образования (в том числе и дополнительного), особенностью которых является свободное творческое развитие личности ребенка на основе выбора занятий.
Педагогов и родителей должна объединить забота о здоровье ребенка, его развитии, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной творческой деятельности.
В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм.
Цели взаимодействия образовательного учреждения с семьей:
повышение роли семьи в реализации прав детей на образование;
активизация позиции семьи в образовании детей, в приобщении их к общечеловеческим ценностям;
создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения10.
2.2 Основные направления организации работы педагога с родителями воспитанников
Одно из основных направлений деятельности педагога – это работа с семьей, в которой растет, формируется, воспитывается ребенок. Педагог должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи.
Здесь необходимо следующее:
изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;
психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, бесед, консультаций;
организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;
защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях11.
Таким образом, педагогом реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции учебного заведения, педагогической позиции, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного, нравственного развития ребенка, об особенностях деятельности воспитанника в стенах образовательного учреждения, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах и т.д.) и корректировка семейного воспитания – именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку (искусство любить детей), режиму жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.
Если более подробно обозначить направления организации работы с семьей, то они будут выглядеть так:
составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и т.д.);
организация диагностической работы по изучению семей;
использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей;
организация психолого-педагогического просвещения родителей;
создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников);
выявление и использование в практической деятельности опыта семейного воспитания;
внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики;
оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков;
использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета;
создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации деятельности общественных родительских формирований (Совета учреждения, попечительского совета, родительского комитета, Совета отцов и др.); объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, союз, ассоциация, клуб молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов, семейные клубы);
активное включение в работу с семьей педагога-психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, старшего вожатого, педагогов-организаторов, библиотекаря, воспитателей (групп продленного дня, интернатов, класса);
оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни (факультативы, спецкурсы, кружки, клубы по программам “Этика и психология семейной жизни”, “Основы семейного воспитания”);
разработка тематического оформления (зала, уголка для родителей, музея семейных традиций и др.);
расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Взаимодействие педагогов и родителей детей осуществляется в основном через:
приобщение родителей к педагогическому процессу;
неограниченное (по времени) пребывание родителей на занятиях в период адаптации ребенка;
информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Взаимодействие семьи и учреждений образования в интересах творческого развития личности ребенка осуществляется через:
разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
семейные туристско-краеведческие и экскурсионные программы;
систему социально-правовых и медико-педагогических занятий для родителей (университетов, лекториев, практикумов и т.д.);
традиционные встречи многодетных семей;
благотворительные праздники и концерты для семей, в которых воспитываются дети-инвалиды;
встречи опекунов детей, оставшихся без родителей;
семейные клубы и мастерские.
Источник