Сотрудничество детского сада с центром развития ребенка
Взаимодействие ДОУ с социальными партнёрами, как успешная реализация формирования общей культуры воспитанников.
Учитель-дефектолог
Маслова Т.К.
Роль социального партнерства в системе дошкольного образования.
Социальное партнёрство в системе дошкольного образования в контексте ФГОС – система институтов и механизмов такого согласования интересов всех участников образовательного процесса, которое основано на равноправном сотрудничестве родителей, педагогов и детей.
Основные положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) о социальном партнерстве утверждают основные принципы содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. ФГОС решает задачи формирования общей культуры воспитанников; взаимодействия педагогических объединений с общественными.
Л. В. Коломийченко указывает, что дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из «закрытой», достаточно автономной системы, какой оно было долгие годы, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия со средой (социумом, выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения, стать «открытой системой».
Социальное партнерство по отношению к образованию – это сотрудничество, которое инициирует систему образования как особую сферу социальной жизни, внося вклад в становление демократического общества. Такое понимание партнерства является значимым, важным, позволяющим изменить, проектировать, апробировать и устанавливать новые общественно значимые функции системы образования..
Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников, т. к. исчезает территориальная ограниченность ДОУ. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей с разнообразными профессиями; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает интерес и любознательность.
Таким образом, актуальным становится вопрос выбора социальных партнеров, с которыми ДОУ могло бы осуществлять взаимодействие, условий этого сотрудничества, его форм.
Социальными партнерами дошкольного учреждения являются родители, общественные организации, школы, детские клубы, Дома творчества, центры досуга, музеи, библиотеки и другие.
На протяжении всего времени в нашем дошкольном учреждении были установлены тесные связи с библиотекой. Совместная работа по разработанному плану способствует дальнейшей социализации дошкольников посредством экскурсий по залам библиотеки, познавательных бесед, игр и программ; тем самым расширяя кругозор дошкольников; развивает у детей инициативу, самостоятельность и ответственность. Предоставление доступа к накопленным человеческим знаниям – основа для выполнения просветительской, образовательной функции. Библиотека выполняет социализирующую функцию, предоставляя бесплатные знания, способствует полноценной реализации личности. Роль информационной функции возрастает.
Социальное партнерство дошкольного учреждения и библиотеки заключается в контакте со всеми участниками образовательного процесса (с детьми, педагогами и родителями). Именно в дошкольном возрасте формируются читательские интересы, любовь к художественному слову.
Разработанная система сотрудничества дошкольного учреждения, родителей и библиотеки повысила интерес детей к книге, формируя социально-нравственное воспитание личности. А это самый главный результат нашей работы – возросшая любовь к книге и семейному чтению.
Развитие социальных связей дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка, совершенствует взаимоотношения с родителями. На протяжении многих лет в нашем детском саду отработана эффективная система взаимодействия с социумом, которая способствует оптимальному развитию и социализации личности ребенка – дошкольника.
Одной из активных форм такого взаимодействия в нашем детском саду является реализация социально-педагогических проектов, направленных на повышение качества дошкольного образования. В ходе проектной деятельности устанавливается тесное взаимодействие с семьями воспитанников, родители становятся полноправными участниками воспитательно – образовательного процесса, понимают важность и необходимость своей роли в жизни ребенка.
Серия запланированных мероприятий с детьми в рамках реализации проекта «Мы помним, мы гордимся…» позволили приобщить детей к изучению истории родного края, на основе воспитания чувства патриотизма, гуманности, нравственности и формирования бережного отношения к историческим местам, приобщение к музейной педагогике. Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. Организация социокультурной связи с различными учреждениями, сетевое взаимодействие с дошкольными организациями, педагогами и интернет – сообществами позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандарта дошкольного образования.
Одним из необходимых условий, для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, является взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Важное место среди социальных партнеров детского сада занимает школа. Главные цели сотрудничества школы и детского сада:
1. Единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства;
2. Формирование преемственности, соединяющей воспитание и обучение детей ДОУ и начальной школы в целостный педагогический процесс.
Сотрудничество осуществляется в трех направлениях: методическая работа, работа с родителями, работа с детьми.
Методическая работа на базе школ и ДОУ: проводятся семинары-практикумы для педагогов начальных классов и воспитателей по различным проблемам: преемственность, адаптация учащихся первых классов к обучению в школе, психологическая готовность ребенка к школе. Учителя школ посещают группы, набирающие в следующем году первые классы, воспитатели присутствуют на уроках в школе. Такие встречи позволяют воспитателям и учителям совершенствовать методы обучения, улучшать качество своей работы.
Работа с родителями заключается в индивидуальных и групповых консультациях, участие в родительских собраниях, посещение вместе с детьми школы, день открытых дверей для детей и их родителей и многое другое.
Работа с детьми проводится для успешной адаптации детей к школе, например, дети знакомятся с учителями, ходят на экскурсии, посещают школьные праздники и мероприятия и другое.
Воспитатель и учитель начальных классов имеют много общего, оба они – педагоги. Проблема преемственности может быть успешно решена только при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все участники образовательного процесса, особенно дети. Ради детей проблему преемственности нужно решать, находить время, силы и средства для решения задач сотрудничества между школой и дошкольным учреждением.
Также социальными партнерами детского сада могут быть центры досуга и творчества. Цель сотрудничества со всеми социальными организациями одна – социализация детей.
При заключении договора о взаимодействии с социальными партнерами, необходимо знать и использовать принципы социального партнерства.
Солодухина И. И. выделяет следующие принципы социального партнерства:
1) уважение и учет интересов участников соглашения;
2) заинтересованность договаривающихся сторон об участии в договорных отношениях;
3) соблюдение партнерами норм законодательства РФ, других нормативных актов;
4) наличие соответствующих полномочий социальных партнеров и их представителей;
5) равноправие и доверие сторон;
6) невмешательство во внутренние дела друг друга;
7) добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования;
8) регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства;
9) обязательность исполнения достигнутых договоренностей;
10) систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений;
11) ответственность сторон за невыполнение по их вине принятых обязательств, соглашения, договоров.
Деятельность дошкольных учреждений с разнообразными социальными организациями, учреждениями приобретает особое значение с точки зрения непрерывности системы образования. Как показывает опыт, чем разнообразнее связи дошкольного учреждения, тем эффективнее и качественнее его работа.
Итак, социальное партнерство в системе дошкольного образования – это реальное взаимодействие двух или более сторон на основе подписанного договора или соглашения на определенный период времени, направленное на решение конкретных целей и задач до достижения желаемого результата.
Таким образом, современная система образования существует в век активного социально-экономического развития, поэтому важной задачей становится развитие современной модели образования через систему социального партнерства.
Цель деятельности дошкольного образовательного учреждения в микросоциуме состоит в том, чтобы способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства, содействовать развитию и формированию социальных навыков у детей, укреплению их здоровья и благополучия.
В Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед дошкольными образовательными учреждениями ставится триединая цель:
– воспитывать культурного человека (субъекта культуры);
– свободного гражданина (субъекта истории, общества);
– творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития).
Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:
– воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;
– развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
– развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений;
– становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.
Актуальность и значимость поставленных обществом задач позволяет сделать вывод, что социально-личностное развитие ребенка является одним из ведущих направлений в деятельности образовательных учреждений разного уровня (детский сад, школа, учреждения дополнительного образования и др.).
Вывод: На сегодняшний день социальное партнёрство является неотъемлемой частью образовательной системы. Благодаря ему воспитанники получают возможность расширить свой кругозор, раскрыть свои таланты, успешно адаптироваться и социализироваться в окружающей среде. Также, благодаря социальному партнёрству, повышается качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования.
Источник
Ирина Киселева
Взаимодействие ДОУ с организациями дополнительного образования
Организация дополнительных образовательных услуг в ДОУ – неотъемлемый компонент выполнения социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования.
Цель внедрения дополнительных образовательных услуг – развитие индивидуальных способностей, самостоятельности, креативности, физического совершенствования детей дошкольного возраста.
Дополнительное образование способствует реализации принципа личностно-ориентированного подхода к детям, увеличению охвата воспитанников дополнительным образованием в муниципальной системе, решает важные социально-педагогические задачи, направленные на получение дошкольниками дополнительных образовательных услуг с учетом их способностей, потребностей и запросов родителей.
Наше дошкольное образовательноеучреждение ставит перед собой следующие задачи:
•выполняя социальный заказ родителей, обеспечить индивидуальный маршрут развития каждого ребенка;
•создать детям все условия для получения дополнительного образования.
С целью реализации этих задач наш детский сад взаимодействует с различными учреждениями дополнительного образования.
Взаимодействие МДОУ – д/с № 9 «Березка» с учреждениями дополнительного образования:
1. Школа искусств
2. Клуб “Современник”
3. Картинная галерея
4. Краеведческий музей
5. Центр “Семья”
6. МОУ СОШ №8
7. Дом детского творчества
8. Клуб “Ровесник”
9. ДЮСШ, городской бассейн
10. Мемориальный музей им. И. В. Панфилова
11. Городская детская библиотека
Приведу статистические данные: детский сад посещают 109 детей, количество детей старшего дошкольного возраста – 44 ребенка.
Услугами учреждений дополнительного образования пользуются только воспитанники старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
•Школа искусств – 11 %
•Клуб «Ровесник» – 27 %
•ДЮСШ – 22 %
•Центр «Семья» – 14 %
•ДДТ – 48 %
Самое продуктивное сотрудничество мы ведем с учреждениями дополнительного образования: центр «Семья», клуб «Ровесник», ДДТ.
Центр «Семья» начал работать с 2007 года. В течение двух лет взаимодействиеосуществляется через следующие формы работы:
1. Информационные – ежемесячно издаются буклеты, целью, которых является ознакомление родителей с деятельностью центра и консультирование по разным вопросам.
Тематика буклетов различна: «Детский сад на час», «Государственная поддержка семей с детьми», «Здоровый образ жизни», «Ваш ребенок идет в детский сад» и другие.
2. Тематические вечера для детей и родителей. Родительская конференция «Безопасность наших детей», круглый стол «Личный пример родителей – самый главный фактор в воспитании детей».
3.Индивидуальные консультации узких специалистов: юриста, социального педагога, психолога, логопеда, специалиста по социальным проблемам.
4. Участие специалистов центра в родительских собраниях и педагогических советах.
5.Кружковая работа: кружок английского языка, который посещают два ребенка в возрасте 6-7 лет; развивающе-познавательный кружок «Знайка», возраст детей 5-7 лет.
Клуб «Ровесник», во-первых, находится в непосредственной близости от нашего детского садика, во-вторых, родителей привлекает разнообразие предоставляемых услуг и профессиональный уровень педагогов.
Сотрудничество ведется на протяжении нескольких лет в форме кружковой работы.
1. Развивающий кружок «Малышок» под руководством педагога дополнительного образования Рюминой Екатерины Игоревны.
2. Танцевальный кружок «Глория», руководителем которого является педагог дополнительного образования Худошина Татьяна Геннадьевна.
3. Кукольный кружок ведет тоже Худошина Татьяна Геннадьевна. Наши дети с удовольствием смотрят кукольные спектакли.
Периодический характер носит сотрудничество с клубом «Современник», детской школой искусств, домом детского творчества. Наши воспитанники посещают отчетные концерты хореографического отделения, театрализованные представления, тематические праздники. Мы приглашаем к себе с концертами детей и педагогов музыкального отделения, которые знакомят дошкольников с разнообразием музыкальных инструментов и дают возможность детям в живую услышать их звучание.
Но из-за удаленности нашего МДОУ от этих учреждений нет определенной системы совместного сотрудничества. Даже само посещение мероприятий, на которые нас приглашают,сопряжено с определенными трудностями: наличием хорошей погоды, отсутствием транспорта. Да и посещение всех кружков ложится на плечи родителей, поэтому они выражают свое желание в организации работы кружков на базе детского сада под руководством педагогов дополнительного образования.
В этом учебном году в ДОУ силами администрации на основании договора «Об оказании дополнительных образовательных услуг» от 1 сентября 2008 года удалось наладить работу кружка «Творческая мастерская» под руководством педагога дополнительного образования Нечаевой Светланы Анатольевны.Работа кружка ведется по следующим направлениям: флористика, лепка, аппликация, оригами, рисование, мозаика, конструирование, оформительская деятельность. Данная программа рассчитана на детей 6-7 возраста. Занятия проходят по подгруппам и в индивидуальной форме. В течение года организуются выставки детских работ. Родители довольны работой данного кружка и сами принимают активное участие в изготовлении поделок.
Также наши дети посещают секции каратэ, самбо в детской юношеской спортивной школе, учатся плаванию в городском бассейне. Мы имеем уникальную возможность развивать своих детей в физическом направлении.
В перспективе работы планируем наладить взаимодействие с семьями группы риска, обучение английскому языку до школы в центре «Семья». Клуб «Ровесник» планирует открытие кружка «Умелые ручки». Родители наших воспитанников изъявляют желание посещать шахматный кружок под руководством Заслуженного тренера России Виктора Дмитриевича Лутохина в доме детского творчества.
Такая совместная работа ДОУ и учреждений дополнительного образованияпозволяет обеспечить:
•полноценное социальное, физическое, интеллектуальное и эстетическое развитие детей;
•создать условия для развития личности ребенка;
•развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
•приобщение к общечеловеческим ценностям;
•профилактику асоциального поведения;
•укрепление психического и физического здоровья;
•поднятие престижа ДОУ в социуме;
•содействие профессиональному самоопределению;
•уверенность родителей в успешном будущем своего ребенка.
Источник
Модель взаимодействия МКДОУ «Детский сад №1» с социальными партнерами.
Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным эффектам.
На ДОУ возлагаются очень ответственные социальные задачи – воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского общества нового столетия.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Решение проблемы воспитания и развития ребенка в современном мире одна из актуальных на сегодняшний день. Основная задача дошкольного образования – воспитать ребенка здорового, уверенного в себе, счастливого, умного, доброго и успешного.
И одним из ведущих условий достижения поставленной задачи является развитие взаимодействия ДОУ с другими социальными партнерами. Современный детский сад – это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым числом организаций, предприятий, учреждений.
Наше дошкольное образовательное учреждение, как и любое другое, является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Оно:
- Осуществляет взаимодействие со средой,
- Гибко реагирует на изменяющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности и запросы;
- Предоставляет широкий спектр образовательных услуг.
При этом задействованы два направления:
- Использование средств и взаимодействие детского сада;
- Возможностей педагогического коллектива с различными социальными институтами.
Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, на наш взгляд, в первую очередь зависит его качество. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Что в конечном итоге ведет к повышению качества дошкольного образования и социализации воспитанников. Коллектив нашего детского сада строит связи с социумом на основе следующих принципов:
- Учета запросов общественности,
- Принятия политики детского сада социумом,
- Формирование содержания обязанностей детского сада и социума.
- Сохранение имиджа учреждения в обществе.
- Установление коммуникаций между детским садом и социумом.
Работая в таких условиях, мы создаем возможность расширять культурно – образовательную среду на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Взаимодействия в нашем детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов.
Организация взаимодействия между детским садом и социальными партнерами позволяет использовать максимум возможностей для развития детей.
Система организации совместной деятельности МКДОУ с социальными институтами:
- Заключение договора о совместной деятельности.
- Составление плана совместной работы
- Информирование родителей о проводимых мероприятиях,
- Активное участие родителей в запланированных мероприятиях,
- Проведение встреч с администрацией социальных партнеров, направленных нам выявление проблем в совместной деятельности учреждений.
Анализ выявленных потенциальных возможностей и интересов детей и их дифференциация позволили спланировать и организовать совместную работу МКДОУ с общественными и социальными институтами, имеющими свои интересы в образовательной сфере.
Социальное партнерство – это инструмент, с помощью которого, представители различных субъектов, имеющих специфические интересы, организуют совместную деятельность. Можно выделить два направления социального партнерства: использование средств и возможностей сообщества, окружающего социума в образовательном учреждении; активное взаимодействие образовательного учреждения с различными социальными институтами
Социальными партнерами в воспитании и развитии детей стали:
Одним из самых важных и ближайших партнеров являются родители наших воспитанников. Оптимальным путем является разработка внедрение программы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей. Процесс взаимодействий проходит несколько этапов. На первом этапе происходит знакомство с достижениями сторон в сфере воспитания, дальше – это выяснение ожиданий от сотрудничества: обсуждение и предъявление своей роли и роли другого в решении задач воспитания. Интересным и важным является этап проектирования взаимодействия – создание плана, программы взаимодействия семьи, общественности и дошкольного учреждения. Обязательно присутствует мониторинг, то есть постоянное наблюдение за развитием взаимодействия, анализ, оценка результатов, уточнение программы и плана взаимодействия.
Привлечение родителей к планированию работы, выработке стратегии развития учреждения вызвано:
- необходимостью повышения ответственности родителей за благополучное полноценное развитие и воспитание детей;
- осознанием родителями и общественностью самооценки дошкольного детства как фундамента для всей последующей жизни;
- поиском эффективных методов включения родителей и социального окружения к решению проблем в развитии детей;
- проявлением интереса родителей и представителей общественности в проектировании деятельности образовательного учреждения, определении приоритетов развития и распределения ресурсов.
Деятельность дошкольного учреждения в инновационном режиме предполагает постоянный поиск неординарных форм организации воспитательно-образовательного процесса для того, чтобы дать возможность каждому успешно реализовывать свои творческие способности.
Широкое участие родителей и представителей общественности в проектировании деятельности образовательного учреждения, определение приоритетов развития и распределения ресурсов, включение родителей в воспитательно-образовательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров, формирование у родителей чувства понимания важности и необходимости их роли в жизни ребенка, с этой целью мы привлекаем их в органы самоуправления. Они являются участниками управляющей структуры дошкольного учреждения. При правильно организованной работе педагогов и родителей в управлении повышается качество решений, развивается творческое отношение к работе. Участие родителей и педагогов в управлении открывает коммуникативную систему снизу. У родителей и педагогов появляется чувство «собственной организации», повышается уровень самооценки, мотивация деятельности, лучше исполняются принимаемые ими же решения, проявляется инициатива, формируется чувство ответственности. Совет ДОУ, как форма общественного соуправления, в который входят родители, члены трудового коллектива, профсоюзной организации учреждения, руководители детского сада, способен решать различные задачи не только по привлечению дополнительных ресурсов для обеспечения деятельности и развития, но и повышению активности родителей. Он активно взаимодействует с другими органами самоуправления образовательного учреждения по вопросам функционирования и развития учреждения. Представители Совета ДОУ участвуют в работе педагогического совета. Исходя из основных направлений, а также плана работы детского сада осуществляется вся деятельность Совета ДОУ.
Детский сад работает в тесном контакте с родительским комитетом, задачами которого являются:
- Изучение социума;
- Выявление неблагополучных семей;
- Посещение семей на дому;
- Индивидуальные беседы с родителями по необходимости.
Очевидно, что семья и дошкольное образовательное учреждение, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга, должны взаимодействовать и в процессе такого взаимодействия, сложилась система сотрудничества педагогов и родителей (приложение 1):
- Организация системного обучения родителей воспитанию детей и навыкам жизни в семье,
- Сочетание спонтанных, неформальных и организованных официальных консультаций,
- Разработка инструктажей и рекомендаций по вопросам воспитания детей через оформление специальных стендов для родителей,
- Оказание педагогической помощи, поддержки родителям через разнообразные формы и методы воздействия,
- Накопление знаний и навыков по выполнению родительских функций по воспитанию детей,
- Развитие умения правильного поведения в определенных ситуациях с пользой для всей семьи,
- Эмоциональная поддержка родителей, обмен опытом в воспитании детей.
Он активно взаимодействует с другими органами самоуправления образовательного учреждения по вопросам функционирования и развития учреждения. Представители родительского комитета ДОУ участвуют в работе педагогического совета.
Обязательное условие успешности социального партнерства – информировать родителей о результатах деятельности (перед каждым утренником стараюсь докладывать, советоваться, просить разрешения и т. д.) открытость, отчетность, подведение итогов, поощрение. Формы отчетности различны – на современном этапе можно использовать информационные технологии и проводить публичные отчеты. Практика показывает, что конечный результат любого мероприятия будет высока и отдача эффективна, если при подготовке и проведении использовать разнообразные формы и методы работы с педагогическим коллективом, включая каждого педагога в активную работу.
Особое внимание уделяется работе по социальной защите поддержке семьи (имеются социальные паспорта, проводятся обследования материально – бытовых условий семьи, оформляются документы на предоставление компенсации по родительской плате, на оформление льгот за содержание ребенка в ДОУ). Вовлечение родителей в единое образовательное пространство «Детский сад – семья» осуществляется в разнообразных формах: родительские собрания, клуб для родителей, дни открытых дверей.
Удачной находкой для согласования работы педагогов и родителей стали «информационные копилки», в которые каждые родитель внести свои предложения, замечания.
В результате родители по отношению к дошкольному учреждению выступают не только как потребители и заказчики, но и в роли партнеров: участвуют в досуговых мероприятиях, праздниках, выставках, оказывают помощь в благоустройстве детского сада (ремонт, обновление развивающей среды).
Изучение запросов родителей позволяет определить перспективу развития ДОУ, организовать работу в рамках дополнительного образования (в детском саду работают кружки физкультурно-оздоровительной направленности, театрализованной деятельности).
В сотрудничестве с образовательными учреждениями сложились определённые традиции преемственных связей. За год до поступления детей в школу администрация определяет учителя, к которому выпускники детского сада придут 1-го сентября. В течение учебного года учитель знакомится с будущими учениками. При этом воспитатели старшей группы помогают детям установить контакт с их будущим учителем. Особенно радостные впечатления у детей оставляют экскурсии в школу. Организация интегрированных уроков дошкольников и первоклассников даёт возможность детям участвовать на равных в диалоге учителя и учеников. Первоклассники во внеурочное время приходят в детский сад, чтобы встретиться с воспитателем, поиграть в своей группе, обменяться впечатлениями о школе с детьми старшей группы. А главное, почувствовать, что их помнят и любят, интересуются их успехами и затруднениями. Совместное участие первоклассников и детей старшей группы в праздниках и развлечениях, играх и эстафетах – эффективное средство преодоления трудностей школьной адаптации.
Можно выделить организационно-содержательные аспекты взаимодействия детского сада со школой и семьёй:
- педагогические советы, методические объединения, семинары, учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности;
- совместное со школой комплектование 1-х классов из выпускников МКДОУ и проведение мониторинга по определению готовности детей к школе;
- встречи родителей с будущими учителями;
- анкетирование, интервьюирование родителей с целью изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребёнка и период адаптации к школе.
Взаимодействие с районным отделом образования позволяет:
- прохождению аттестации, лицензирования и аккредитации;
- повышению квалификации педагогических кадров;
- получению нормативно – правовой документации;
- участвовать в совещаниях, семинарах, конференциях, круглых столах;
- обмениваться опытом.
Одна из первостепенных задач ДОУ – здоровьесбережение и здоровьеукрепление воспитанников детского сада, в связи с этим в нашем коллективе налажено тесное сотрудничество с Ольговским медицинским пунктом. Медицинский персонал контролирует физическую нагрузку на образовательной деятельности, которая варьируется в соответствии с состоянием здоровья и темпом физического развития ребенка на основе медицинских показаний и наблюдений за самочувствием.
Ежемесячно, библиотекарь сельской библиотеки, проводит заседания клуба, созданного с целью духовного, творческого и познавательного развития детей, возрождения традиций семейного чтения в различных формах: беседа-диалог, литературная игра, обзор периодики для малышей, час истории. Дети проявляют интерес к чтению сказок, книг, детских журналов, приобщаются к историческому прошлому нашей Родины, учатся видеть и понимать прекрасное, проявлять творчество и фантазию.
В целях знакомства детей с профессиями и их особенностями проводятся экскурсии в библиотеку и медицинский пункт.
В ДОУ проводится много мероприятий, направленных на патриотическое воспитание дошкольников, позволяющих формировать у детей уважительное отношение к ветеранам ВОВ и приобщению их к историко-культурному наследию своего народа. Ежегодно накануне Дня Победы ходим на экскурсию к Памятнику погибшим воинам, возлагаем цветы. Во время митинга посвященного Дню Победы в ВОВ 9 мая участвуем в концертах для ветеранов.
Таким образом, взаимодействие детского сада с различными социальными институтами повышает качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования, создаёт условия для получения детьми целостного представления о мире, максимального творческого самовыражения в любой сфере деятельности.
Приложение 1
Создание системы работы, позволяющей вовлекать родителей в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения, применяя различные принципы, методы и формы.
Система работы с семьей | |||||||
Принципы работы | Методы работы | Формы работы | |||||
Целенаправленность | Беседа | Родительские собрания | |||||
Систематичность | Консультирование | Наглядные агитации | |||||
Дифференцированность | Анкетирование | Совместные праздники | |||||
Доброжелательность | Наблюдение |