Составления рекомендаций по результатам диагностики развития ребенка

Нина Кожина
Рекомендации по использованию результатов диагностики в целях оптимизации образовательного процесса

Что делать с полученными результатами?

Самое первое действие анализа традиционно представляет собой элементарный подсчет: «Столько-то детей показывают такой-то уровень развития, а столько-то — такой-то». Следует хорошо уяснить, что это — информация, не имеющая никакой смысловой нагрузки и ценности, поэтому именно этот шаг при анализе данных ДЕЛАТЬ НЕ НАДО.

В процессе педагогической диагностики мы не оцениваем успехи детей и то, насколько «хорошо» или «плохо» осваивает программу ребенок, а делаем выводы относительно условий,созданных для развития детей в ДОО: насколько они благоприятны или недостаточны.

Зачем тогда таблица показывает данные по отдельным детям?

Эти данные необходимы для содержательного анализа ситуации развития детей.Они помогают:

– обнаружить детей, чьи результаты явно, очень заметно (в положительную или отрицательную сторону) отличаются от результатов большинства детей группы. Очевидно, что с такими детьми необходима индивидуальная работа, а значит — планирование индивидуальной образовательной траектории.

Итак, результаты по конкретным детям нужны для качественного анализа общей ситуации и выделения детей, составляющих «группы риска». Тот факт, что большинство детей имеют высокий или даже очень высокий уровень развития, не является подтверждением хорошей работы педагога, точно так же, как факт обнаружения у большинства детей недостаточного уровня не является указанием на плохую работу воспитателя. Для оценки их работы необходимо провести анализ созданных в группе условий развития детей и реализации программы.

Теперь следует разобраться со вторым параметром — «Оценка адекватности форм и методов образовательной работы». Он указывает

на адекватность условий, созданных в образовательной организации, реализующей программу дошкольного образования, тем задачам, которые ставит Программа. Если условия не соответствуют требованиям ФГОС ДО, они не смогут обеспечить полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях и, соответственно, сформированность к концу раннего или дошкольного возраста соответствующих целевых ориентиров. На несоответствие условий задачам развития будут указывать низкие значения результатов педагогического мониторинга по какой-либо из образовательных областей или по нескольким из них.

Если в каких-то группах фиксируются результаты, обозначенные текстом «требуется оптимизация условий, созданных в ДОО» или «требуется коррекция условий, созданных в ДОО», то, что в этом случае следует делать педагогу и старшему воспитателю?

Обычно первой реакцией на подобные результатыбывает самая непосредственная: «Усилить работу по этим направлениям».

ВНИМАНИЕ!

Это очень наивный подход, который подразумевает, что до момента проведения педагогической диагностики воспитатель этой группы работал «спустя рукава», и сейчас должен их «засучить». Это неверно. Подобные результаты вполне могут быть и в тех группах, где педагоги работают добросовестно. И, тем не менее, такая работа приводит к получившимся результатам. Значит, что-то в созданных условиях мешает полноценному развитию детей, не дает им возможности раскрыть свои способности в полной мере. Но ЧТО? Выяснение этого и есть ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА, встающая по результатам педагогического мониторинга.

Когда по той или иной образовательной области результаты получаются ниже, чем ожидались, то естественным желанием педагога будет сразу выделить и проанализировать те параметры, значения по которым были наиболее низкими. Это допустимый ход, но если вы намерены его предпринять, то рекомендуется выделить такие «западающие» параметры по всей таблице педагогической диагностики, даже внутри тех образовательных областей, которые показывают вполне удовлетворительные или даже хорошие значения. Нередко эти «западания» бывают связаны с единым общим фактором.

Например, в одной из групп на фоне в целом хороших оценок по всем образовательным областям оказались чуть сниженными результаты по художественно-эстетическому развитию. Анализ минимальных оценок по всем образовательным областям обнаружил, что наиболее низкие оценки были по пунктам 1, 9, 12, 16, 20, 23, 26, 42, 53, 57, 63, 70 (Диагностический лист для детей 4-го года жизни). Обратим внимание на то,что здесь сразу бросается в глаза сниженный эмоциональный фон детей и даже его вероятная причина: у детей депривирована (ограничена, лишена необходимых условий) их ведущая деятельность — игра.Видим: дети не умеют занять себя в игре, не могут найти занятия себе в свободное время, не включаются эмоционально в подвижные игры.

Естественное следствие недоразвития игры: недостаточно развитая произвольность (умение следовать правилам поведения, сниженный эмоциональный фон и низкая познавательная мотивация (дети не проявляют эмоционально-положительного отношения ни к музыке, ни к родным местам, не испытывают положительных эмоций от правильного ответа и поэтому испытывают затруднения (а не интерес) при самостоятельном поиске решения задач и проблем, они не любят двигаться под музыку.). В этом смысле область художественно-эстетического развития оказывается наиболее чувствительна к некоторому эмоциональному неблагополучию детей или каким-то проблемам именно в этой сфере.

Читайте также:  Развитие речи ребенка с зрр

Вывод, который необходимо сделать педагогам для оптимизацииусловий развития этих детей: в их жизни должно быть чуть больше эмоционально насыщенных впечатлений, радости, спонтанного праздника, непосредственности. Воспитателям стоит пока сделать крен от назидательности к непосредственности и эмоциональности.

Например, включая красивую музыку, не заставлять всех детей ее слушать, сидя на стульчиках, не обращать их внимание на жанр, используемые инструменты и настроение (заметим попутно, что эти методы не вполне соответствуют возрасту детей, но широко применяются в ряде ДОО, а именно эмоционально включить детей в действо, дав возможность свободно подвигаться под эту музыку, почувствовать ее, прожить ее настроение.

Если по каким-то образовательным областям результаты ниже ожидаемых, следует обратить внимание на следующие особенности организации образовательного процесса.

В первую очередь следует объективно, со стороны, оценить

-стиль общения педагога с детьми;

-способы преподнесения детям программного материала;

-правильность использования в работе предлагаемых методик;

-соблюдение режимных моментов в соотношении свободной и организованной деятельности детей; достаточное время для самостоятельной деятельности в рамках специфически детских видов деятельности;

-необходимость повышения квалификации педагога по определенным направлениям работы;

-особенности организации РППС ДОО.

Если результаты диагностики показывают неожиданно низкие результаты, а педагоги убеждены, что в саду «все делается хорошо и правильно», имеет смысл обратить внимание на следующие особенности организации педпроцесса, которые, как правило, не расцениваются самими педагогами как недостатки образовательной работы на уровне дошкольного образования:

-приоритет программы над интересами детей;

-завышенные требования по отношению к детям;

-преобладание реактивных форм обучения над активными;

-преимущественно фронтальные формы образовательной работы. В педагогическом процессе не используются ресурсы развития в условиях групповых форм совместной работы детей, когда ребенку открывается зона ближайшего развития, создаваемая другим ребенком.

-неправильная организация развивающей предметно-пространственной среды (отсутствие вариативности, полифункциональности, жесткое зонирование, узкий тематизм и т. п.)

Условия должны обеспечивать эмоциональное благополучие детей, учитывать их интересы, обеспечивать свободу выражения чувств и мыслей, а также поддерживать индивидуальность, инициативность, самостоятельность детей в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).

Условия должны соответствовать требованию организации развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития ребенка, т. е. на тот уровень развития, который проявляется у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не всегда актуализирующийся в его индивидуальной деятельности.

Условия, созданные в ДОО, с необходимостью должны ориентировать образовательный процесс не столько на усвоение детьми определенных конкретных содержаний, сколько на овладение детьми культурными средствами деятельности, а также обеспечивать организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей.

В отношении конкретных образовательных областей следует обратитьвнимание на следующее:

В области познавательного развития

Следует, прежде всего, обратить внимание на соответствие содержания возможностям детей. Так же, как нет одинаковых детей, так и нет одинаковых групп (педагогам это хорошо известно). Одно и то же содержание, которое в прошлом и позапрошлом году успешно осваивалось детьми предыдущих групп, может превышать возможности его освоения для последующей группы. Если такая ситуация объективно фиксируется результатами педагогического мониторинга, то в следующем году следует поменять методику преподнесения материала детям. Следует создавать больше проблемных ситуаций, где дети могли бы практически применить свои знания, в случае ошибок не исправлять детей, а стимулировать поиск решения, провоцировать создание ситуаций, помогающих детям самостоятельно додуматься, вспомнить, догадаться, «открыть» заново то, что им уже (вроде бы) известно, однако субъективно данная информация еще не стала их знанием. Таким образом, следует усилить работу в зоне ближайшего развития, активнее создавать вместо подсказок ситуации, где решение/выход более очевидны, обращать внимание детей на схожесть таких ситуаций, помогать в переносе способа действия.

Начиная со среднего дошкольного возраста,следует расширять возможности детей в отношении обучения друг друга: давать возможность объяснять друг другу какие-то не очень понятные им вещи (ситуации, задачи, способы действий и т. п.); стараться не вмешиваться, даже если дети объясняют что-то неправильно, давать возможность самим обнаружить ошибку и нащупать ответ.

В области социального развития

Необходимо меньше опираться на вербальные методы: не столько объяснять или обсуждать правильность или неправильность того или иного поступка, способа действия, поведения, сколько предоставлять детям возможность самим «увидеть» их последствия, адекватность или неадекватность. Это можно делать через хорошие специально подобранные рассказы, инсценировки реального детского поведения, перенесенные на других персонажей, игры-драматизации и т. п.

Читайте также:  Развитие ребенка в младенческом возрасте по выготскому

Больше внимания следует уделять формированию у детей умения распознавать и правильно интерпретировать собственные эмоциональные состояния, находить приемлемые альтернативные способы для выражения своих эмоций, при этом не подавляя их, а именно выражая культурно-приемлемыми способами. Следует выстраивать общение с детьми на основе «Я-сообщений», избегая «Ты-сообщений», особенно негативного оценочного характера.

В группе необходимо поддерживать домашнюю, теплую, спокойную, принимающую эмоциональную атмосферу, содействовать укреплению детских взаимоотношений.

В области речевого развития

Оптимизация условий связана с активным созданием естественных для ребенка ситуаций, побуждающих его к высказыванию, пояснению своих слов, разъяснению своей позиции, активному диалогу внутри той или иной значимой для ребенка ситуации. Условия, адекватные социальной ситуации развития ребенка, связаны с организацией разнообразных интересных для детей (обладающих свойством автодидактизма) речевых игр, в которые дети активно начинают играть сами, и пр.

В области художественно-эстетического развития

Обогащение условий связано не только с амплификацией предметно-развивающей среды, обеспечивающей данную образовательную область (соответствующие возрасту музыкальные инструменты, аудиозаписи, репродукции картин, иллюстрированные книги, разнообразные традиционные и современные художественные и поделочные материалы для самостоятельного творчества и т. п., но и в значительной степени — с активизацией социальной составляющей данной образовательной области. Активное обсуждение того или иного произведения на доступном детям языке, фиксация детского внимания на деталях, искреннее восхищение красотой произведений, предложение повторного совместного прослушивания (просмотра, чтения и др.) с эмоциональным выделением тех или иных фрагментов и т. п., формируют мощный познавательный и эстетический мотив деятельности ребенка, раскрывают для него возможность видеть красоту в повседневных бытовых мелочах. Но для этого и сам педагог должен уметь остановиться в потоке дел, взглянуть не что-то привычное по-новому, суметь передать ребенку это удивление и восхищение, своевременно и адекватно откликнуться на предложение, идущее от ребенка, и т. п.

В области физического развития

Акцент в организованной деятельности (упражнений и пр.) необходимо смещать в сторону активно принимаемых детьми (и самостоятельно ими инициируемых) подвижных игр. Следует организовать среду группы так, чтобы у детей было как можно больше возможности осуществлять активные макродвижения (перетаскивать и громоздить мягкие модули, легкие коробки, натягивать на них большие куски тканей и т. п., на прогулках устраивать разнообразные игровые «полосы препятствий» с подлезаниями, перепрыгиваниями, прыжками и бегом.

Получение низких значений является сигналом к перестройке и оптимизации сложившихся условий реализации программы. Низкие показатели не являются свидетельством «плохой работы» воспитателя или специалиста. Они лишь указывают на то, что те условия, которые были хороши ранее, не вполне подходят по отношению к данной конкретной группе детей с ее уникальными особенностями и динамикой развития. Педагогический мониторинг позволяет выявить это несоответствие и корректировать как работу педагогического коллектива, так и особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Высокие значения

Анализируя групповые значения результатов педагогической диагностики, следует обращать внимание не только на низкие, но и на массово высокие оценки. Так, если в отношении какой-то из образовательных областей среднее значение по группе выше 97, то с большой долей вероятности это указывает на то, что предлагаемые образовательные содержания уже легки для детей, а это означает, что им можно предлагать какие-то образовательные задачи следующего возрастного периода, продумать, как усложнить, проблематизировать уже известное, сделать его снова «заданным», требующим определенного усилия мысли, и т. п.

Можно сидеть над грядкой, аккуратно вытягивая каждое растение и рискуя при этом сломать его, а можно полить грядку, обеспечить освещение, удобрения, прочие условия — и растения прекрасно начнут расти сами, в ваши задачи будет входить лишь поддержка и своевременное изменение условий!

Источник

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по результатам психологического обследования

Ф.И.О. ребенка_____________________________

Дата рождения ______________ возраст ________

Дата обследования __________________________

    Психологическое обследование проводилось по запросу (родителя, воспитателя, специалиста, др.)  с целью (выявления уровня актуального развития, представления на ПМПК, определения образовательного маршрута, изучения особенностей познавательной / эмоционально-волевой  сферы, др).  Психологическая диагностика проводилась (даты) в индивидуальной форме (подгрупповой / посредством наблюдения).

      В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально – волевой сферы и поведения ребенка.

Читайте также:  Физическое развития ребенка до года по месяцам таблица воз

       В контакт вступает легко и быстро (не сразу, отказывается), но он носит нестабильный (стабильный, формальный, поверхностный, проявляет негативизм) характер.

     Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде возбуждения (заинтересованности, настороженности, безразличия, неадекватной веселости, агрессивных проявлений, плача, негативизма).

      При поощрении и одобрении демонстрирует дурашливость, неадекватное поведение (положительные эмоции, радость, повышение результативности, равнодушие).

     После сделанного замечания старается исправить ошибку (отказ от дальнейших действий, раздражается, замыкается, отсутствуют реакции, негативные, агрессивные реакции).

     В случае неудач наблюдается дезорганизация деятельности (обращение за поддержкой к взрослому, потеря интереса, расторможенность в виде быстрых неадекватных манипуляций с предметом, пассивный уход от выполнения задания, неадекватные эмоциональные реакции, уход от выполнения задания в виде агрессивных действий).

     Эмоциональный фон на протяжении всего обследования адекватный (уравновешенный, тревожный, безразличный).

     Отмечаются яркие эмоциональные реакции (эмоциональная напряженность, серьезность с выраженной нерешительностью, чрезмерная выраженность негативных эмоциональных реакций, слабая выраженность эмоций, повышенная возбудимость).

     Эмоционально уравновешен (частая смена настроений, эмоциональная ригидность).

     Общение активное (реактивное, пассивность в общении при сниженной психической активности, непродуктивная активность в общении).

     Саморегуляция и контроль низкие (выражены недостаточно, отсутствуют).

     Критичен к оценке результатов своей работы (понимает свои успехи и неудачи, критичность снижена, некритичен).

       Деятельность ребенка активная и целенаправленная (сниженная внешняя активность при рациональном поиске или малопродуктивном, хаотичное бессистемное манипулирование). Не может самостоятельно выполнять задание (самостоятельно начинает и выполняет задание без помощи /  нужна стимулирующая помощь / организующая помощь). Деятельность носит нестабильный (стабильный, инертный, бесцельный, хаотичный) характер, темп преимущественно быстрый (умеренный при выполнении всего задания, медлительность, поспешность, расторможенность, заторможенность).

     Интерес к выполнению заданий в основном стойкий (выраженный интерес вначале, но пропадающий из-за низкой работоспособности или отвлекаемости или неудач, поверхностный, слабый).

     Инструкцию понимает и сохраняет до конца задания (трудности вхождения в работу, инструкцию теряет, не сохраняет до конца, не принимает). 

     Нормальная работоспособность сохраняется до конца задания (умеренная – пресыщение наблюдается с середины или к концу задания, мерцательный характер работоспособности, низкая).

     Речевое сопровождение отсутствует или не относится к выполняемой деятельности (речь играет планирующую функцию, сопровождающую действие, констатирующую).

       Результаты изучения психических функций следующие.

     Восприятие. Зрительное восприятие формы соответствует возрасту (низкое / Наблюдается трудности в различении основных и оттеночных цветов). Геометрические формы различает (соотносит, но не называет / не соотносит). Уровень пространственного восприятия соответствует возрасту (низкий / сформировано недостаточно). 

     Память. Преобладает зрительная модальность над слуховой (сформированы одинаково). Уровень развития зрительной кратковременной и долговременной памяти в пределах возраста (ниже среднего / низкий). Слухоречевое запоминание: кратковременная память в пределах возраста (ниже среднего / недостаточно прочное). Скорость запоминания без особенностей (длительная / в виде «плато»). Долговременное слухоречевое запоминание в пределах возраста (недостаточно прочное / низкое).

      Мышление. Наглядно-действенные задачи решает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб (методом многочисленных проб и ошибок / не решает, хаотичные неадекватные манипуляции с предметом). Наглядно-образное мышление сформировано по возрасту через зрительное соотнесение и планирование (сформировано недостаточно, используется множественный перебор вариантов / не сформировано). Уровень развития логического мышления соответствует возрасту (развито недостаточно / низкий / наблюдается ярко выраженная избирательность мышления). Уровень понимания смысла причинно-следственных отношений в пределах возрастных норм (ниже среднего / низкий).

     Уровень развития как вербального, так и невербального воображения соответствует возрасту, без особенностей (развито недостаточно / низкий / яркое, креативное). 

     Внимание без особенностей (поверхностное, неустойчивое, избирательно к отдельным видам деятельности, объем снижен. Имеются трудности программирования и контроля, трудности удержания алгоритма).

     Моторика развита по возрасту (моторно неловок / неуклюж / дефекты тонкой ручной моторики / другое)

        Таким образом, структура выявленных у ребенка нарушений следующая:

  • Незрелость всех форм мышления;
  • Несформированность саморегуляции и контроля поведения;
  • Нарушена ориентировка в понятиях право-лево;

     Сохранные функции: относительно сохранна мотивационная сфера, сфера общения, моторика.

     Рекомендации:

  • формирование обобщающих понятий, наглядно-образного и логического мышления.
  • развитие концентрации, переключаемости внимания.
  • развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины,

ФИО, подпись психолога____________________

С заключением ознакомлен(а), с рекомендациями согласен(на) ________________________

                        подпись родителя

Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 15» – Изотова Раиса Викторовна

Г.Петропавловск-Камчатский

Источник