Составление заключений по результатам оценки психического развития ребенка

После проведения анализа данных, полученных в ходе углубленного обследования, составляется развернутое психологическое заключение. В нем обоснованно резюмируются наиболее важные особенности развития ребенка, обобщенными словами описываются совокупный комплекс показателей развития, основные выступающие на первый план характеристики.

В первую очередь, отмечается соответствие (или несоответствие) уровня актуального развития регуляторной сферы, познавательной деятельности и поведения ребенка условно нормативным представлениям (социально-психологическому нормативу). Обобщенно оценивается степень адаптации ребенка к конкретной образовательной среде и делается прогноз дальнейшего развития ребенка как в благоприятных, так и в неблагоприятных для него условиях. Обосновываются возможные причины и механизмы выявленных особенностей развития и соответствующие им пути адекватной помощи ребенку, в том числе последовательность «включения» тех или иных коррекционно-развивающих мероприятий, необходимые консультации специалистов иного профиля.

По возможности, описанные особенности соотносятся с тем или иным видом дизонтогенеза (отклоняющегося развития). В то же время в ситуации констатации у ребенка условно нормативного варианта развития (что само по себе является психологическим диагнозом) необходимо отметить основные тенденции развития как типологический вариант нормы.

Подобная краткая формулировка с описанием типа отклоняющегося развития может быть представлена как психологический диагноз, на основании которого с учетом причин, социальных условий развития ребенка и, естественно, уровня сформированности психических процессов, функций и систем дается условно-вероятностный прогноз дальнейшего развития.

Постановка развернутого, обоснованного дифференциально-диагностического диагноза психологом и вероятностный прогноз развития в различных ситуациях (например, при адекватной коррекционной помощи, в дополнение к пребыванию ребенка в коррекционной школе) является чрезвычайно важным этапом для понимания необходимости и обоснованности обучения ребенка по данной образовательной программе.

Подобное заключение может быть написано в свободной форме, или психолог может воспользоваться предлагаемой ниже схемой составления заключения. Общая структура психологического заключения представляет собой ряд определенных взаимосвязанных частей. В целом, можно выделить в нем общую и итоговую части.

Общая часть заключения может состоять из следующих разделов:

– Основные данные ребенка (фамилия, имя ребенка, возраст на момент обследования. Здесь же можно привести вид образовательной программы и форму, по которой он обучается).

– Жалобы и претензии со стороны родителей, педагогов, других лиц.

– Анамнестические данные (включение этого раздела рекомендуется, но не является обязательным).

– Специфика внешнего вида и рисунка поведения ребенка в процессе обследования, в том числе характер его эмоционального реагирования, общая мотивация, отношение как к процедуре обследования, так и к результатам собственной деятельности (критичность ребенка, его адекватность).

– Качественная оценка сформированности регуляторной сферы.

– Подробная оценка операциональных характеристик деятельности ребенка в различные моменты обследования (включая и их динамический аспект).

– Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы, в том числе психических процессов и функций (память, речь, мышление) с кратким описанием наиболее специфичных результатов выполнения тех или иных заданий, методик (как качественных, так, по возможности, и количественных). Желательно здесь же соотнести выявленные особенности с уровнем сформированности системы пространственных представлений.

– Обобщение показателей в виде уровня интеллектуального развития ребенка с учетом имеющихся особенностей развития (мотивации, темпа деятельности и т. п.).

– Специфические характеристики аффективной, эмоционально-личностной сферы, включая межличностные отношения и их соотнесение с «профилем» уровней базовой аффективной регуляции (по О. С. Никольской).

Итоговая часть заключения по результатам углубленной диагностики, в свою очередь, может состоять из следующей «триады составляющих»:

· психологический диагноз;

· вероятностный прогноз развития;

· рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.

Следует отметить, что общая часть заключения ориентирована не только на профильных специалистов, но и на педагогический коллектив (педагогов, воспитателей, администрацию образовательного учреждения). Те, кто имеет непосредственный контакт с ребенком, должны иметь представление о трудностях и особенностях развития ребенка. Это позволит подобрать адекватные методы помощи ребенку в рамках различных типов обучения, на которые они могут опереться: особые формы организации учебного процесса, в том числе возможности индивидуализированного подхода, особенности дидактической среды и т. п.

В то же время итоговая часть заключения (психологический диагноз, вероятностный прогноз дальнейшего развития и вытекающие из этого рекомендации по сопровождению ребенка в образовательном пространстве) адресована скорее профильным специалистам — логопеду, дефектологу, врачам, непосредственно самому психологу и другим специалистам, участвующим в оказании ребенку специализированной внеурочной помощи.

Поскольку сам процесс подведения итогов проведенного обследования представляет собой достаточно длительную процедуру, время, затрачиваемое для анализа и составления заключения (это относится ко всем типам заключений), может отличаться по своей длительности.

Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 1714 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org – Студопедия.Орг – 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования

(0.002 с)…

Источник

Общие положения

После анализа полученных данных, оценки уровня актуального разви­тия, состояния ВПФ, а также анализа поведения ребенка в целом и сформированности базовых составляющих психического развития составляется обобщенное заключение по результатам анализа. Подобное психологическое заключение может быть написано либо в свободной форме, либо психолог может воспользоваться приведенной ниже схемой составления заключения.

Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:

I. Общая часть заключения

1. Основные паспортные данные ребенка.

2. Основные жалобы родителей, педагогов, других лиц, которые сопровождали ребенка на консультацию.

3. Раздел, посвященный наиболее важным анамнестическим дан­ным.

4. Специфика внешности и поведения ребенка в процессе обследо­вания, в том числе его аффективное, эмоциональное реагирова­ние, общая мотивация, отношение к обследованию (критичность и адекватность).

5. Сформированность регуляторных функций.

6. Общая оценка операциональных характеристик деятельности ребенка в различные моменты обследования (в том числе и ее динамический аспект).

7. Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы.

8. Характеристики эмоционально-личностной сферы, включая меж­личностные отношения.

II. Специальная часть

1. Психологический диагноз.

2. Вероятностный прогноз развития.

3. Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.

Следует отметить, чтообщая часть заключения ориентирована не толь­ко на профильных специалистов, но и на педагогический коллектив в целом (педагогов, воспитателей, администрацию образовательного учрежде­ния) — тех, кто имеет непосредственный контакт с ребенком, с целью ори­ентации их не только на трудности и особенности развития ребенка, но и методы, на которые они могут опереться в своей работе: особые формы ра­боты, возможности индивидуального подхода, особенности передачи мате­риала и т.п.

Мы глубоко уверены, что все (разр. авт.) специалисты, работающие с ребенком, от врача, педагога до воспитателя или педагога группы продлен­ного дня, а в отдельных случаях и технический персонал, вне зависимости от степени их включенности в эту работу, должны быть ознакомлены с особенностями состояния ребенка, его возможными реакциями как психологического так и соматического плана (например, возможность сильных ал­лергических реакций на какую-либо пищу или возможность внезапного эпилептического приступа).Несомненно, что подобная «открытость» инфор­мации о ребенке должна сопровождаться строжайшим следованием принципу ее неразглашения, деонтологическим принципам отношения к ребен­ку и его близким. Это должно стать основным принципом деятельности ад­министрации, вплоть до административной ответственности специалистов. Только тогда, когда все специалисты полностью осведомлены об особенно­стях развития ребенка и используют эти знания в своей деятельности, можно построить действительно эффективную работу по его развитию, основанную на целостном интегративном подходе.

Специальная часть заключения адресована непосредственно психологу и другим специалистам «внеурочного плана», участвующим в сопровожде­нии ребенка, оказании ему специальной помощи. В связи с ее особой важ­ностью эта часть выделена в отдельный раздел.

Поскольку сам процесс написания заключения — достаточно длитель­ная процедура, а время, затрачиваемое на анализ и составление заключе­ний различного типа отличается по своей длительности для детей разного возраста, мы сочли необходимым привести некоторые ориентировочные нормативы для этого вида деятельности психолога образования, исходя из собственного опыта (Приложение 6А).



Источник

Занятие № 5. Организационно-методическое направление. Обработка и интерпретация результатов, составление заключений.

Итак, обработка и интерпретация результатов, составление заключений. Данное направление, пожалуй, единственное, которое не требует особенно теоретических воззрений. На самом деле все очень просто. К каждому тесту всегда идет интерпретация, а составить заключение дело не хитрое.

В прошлой теме мы затрагивали вопрос обработки и интерпретации результатов диагностики. Напомню, бывает такое, что интерпретация к тесту ну очень скудна. Как же сделать вывод? Анализируйте конкретные ответы ребенка. Например, если ребенок на предложение “Я часто испытываю одиночество” отвечает “да”, то в анализе можно так и написать “Петя чувствует себя одиноким”. Если же он на предложение “Я всегда подхожу знакомится первым” отвечает “Нет”, то в анализе пишем “Петя чувствует себя одиноким, но первому подойти и заговорить с кем-нибудь ему тяжело”. И так далее по каждому предложению теста. В итоге из 20-40 ответов получится очень не плохой анализ.

Самое сложно и муторное это обработка теста особенно когда тест очень большой или когда необходимо обработать тесты у 3 классов. В этом случае на помощь приходят Электронные обработчики тестов. Конечно, не у каждого психолога есть в кабинете компьютор, да что уж там говорить не у каждого есть кабинет. Но все же время идет, а прогресс движется. И думаю, что в скором времении Информационные Компьютерные Технологии возьмут вверх. Но об этом мы поговорим на другом занятии.

Итак, как же писать заключения? Конечно же в начале должно быть название. Лично я пишу так “Психологическое заключение по результатам диагностического обследования”. Конечно, кому как удобно. Но все же лучше, чтобы было слово “психологическое”, а не просто заключение (можно спутать с заключением врача). Ну и не мешало бы указать на основе чего заключение (обследования, диагностики, эксперимента и т.п.)

Далее, указывается Ф.И. ребенка, класс, можно написать классного руководителя. Затем дата обследования, запрос (проблемы в обучении, прогулы, драки и т.п.). Можно перечислить методы исследования желательно указать, что они диагностируют. Например, 1. Тест Люшера (диагностика эмоционального состояния) 2. Тест Кеттелла (диагностика личностных особенностей). Это делается для того, чтобы учителю или родителю было понятно, что именно вы изучали.

Ну а дальше идут результаты обследования. Лично пишу так, 1. Название методики 1. Далее интерпретация. 2 Название методики 2. Интерпретация и т.д. После каждой методики можно сделать краткий вывод или анализ результатов.

В конце можно написать “заключение”, “общий вывод” или “выводы”. Здесь вы не только даете оценку результатов по всем методикам. Но и должны выдать возможную, предполагаемую причину или несколько причин проблем ребенка. Кстати, в своих заключениях никогда не пишите ничего конкретного (например, у ребенка ММД, или у ребенка ЗПР) и не в коем случае не пишите слово “диагноз”. Мы не врачи – диагнозов не ставим. Психологи пишут так, скорее всего у ребенка имеется наличие ММД, но для подтверждения необходимо обратиться к невропатологу. Или, возможно, причина проблем в обучении ЗПР, однако необходимо обследование психиатра. Вообщем пишем: скорее всего, вероятно, возможно, предположительно и т.п.

Другими словами, когда вы делаете заключительный анализ, представьте, что вы собираете пазл: из многих кусочков вам необходимо выложить одну четкую картину. Приведу недавний пример, запрос учителя: ребенок начал прогуливать уроки (6 класс), сам по себе мальчик тихий, можно сказать даже забитый, особо ни с кем не общается, на контакт с учителей вообще не идет, молчит, даже головой не кивает.

Его результаты: 1. Кетелл: средняя исполнительность и волевой самоконтроль, низкая активность (пассивность), низкая независимость (зависимость, уступчивость), повышенная тревожность, низкая потребность в общении (любит быть один), низкий уровень психического напряжения (нет заинтересованности, лень).
2. Люшер: В школе, на уроках, на перемене ребенок испытывает эмоциональный или физичес¬кий дискомфорт. Негативное отношение к отцу, безразличное отношение к себе.
3. Рисунок “Несуществующее животное”. Доброе животное, живет один в пещере, родителей и друзей у него нет.

Заключение: Основная причина прогулов Р., скорее всего в том, что в школе он испытывает эмоциональный дискомфорт. Возможно, боится школы, так как испытывает затруднения в учебе по каким-то конкретным предметам. Об этом так же говорит повышенный уровень тревожности. Однако, он не предпринимает никаких попыток исправить данную ситуацию так как в его личности присутствую такие черты как не исполнительность, средний волевой контроль (выполняет что-либо после напоминания), пассивность (не желание что-либо делать), а так же зависимость, уступчивость, инфантилизм и беспомощность.
При этом низкий уровень психического напряжения свидетельствует об отсутствии заинтересованности, эмоционального включения в работу, учебу. Причиной этому может быть общая астенизация ребенка, крайняя соматическая ослабленность. Возможно, следует показать ребенка врачу-терапевту или невропатологу.
Кроме того, у Р. нет друзей, которые могли бы как-то его поддержать или помочь, но они ему и не требуются. Он хорошо чувствует себя в одиночестве, обществу одноклассников предпочитает свои любимые занятия. Возможно, такая отчужденность у Р. появилась вследствие заниженной самооценки, он чувствует себя никчемным, брошенным. Скорее всего, причина этому неблагополучные семейные отношения, так как Р. чувствует эмоциональное отвержение со стороны взрослых, отсутствует их участие в его жизни. При этом отношение к отцу крайне негативное.
Такая отгороженность от внешнего мира, скорее всего, является методом самозащиты.

После заключения, необходимо написать (разработать) рекомендации. В прошлой теме мы уже говорили, что есть конкретные рекомендации на конкретные психологические диагнозы такие как ММД, гиперактивность, отдельные проблемы в обучении. Рекомендации могут быть краткие, например в предыдущем случае можно дать следующие рекомендации:
1. Выяснить, что именно в школьной жизни вызывает эмоциональный дискомфорт и страхи. Возможно, в целом положение ребенка (его успехи в учебе) гнетут его, так как с каждым годом появляется все больше новых предметов, к ребенку предъявляются новые завышенные требования, с которыми он справиться, скорее всего, не может, да и не хочет.
2. По возможность показать ребенка врачу терапевту или невропатологу.
3. Привлечь участие взрослых в жизнь ребенка.
4. Включить ребенка в классный коллектив, дать ему какое-либо ответственное задание или поручение (должность) по возможности напоминать ему о выполнении своих обязанностей.

И рекомендации могут быть большие, более конкретные. Например, после диагностики по методике Ясюковой Л.А. даются конкретные рекомендации под каждый исследуемый компонент познавательной деятельности ребенка.

Ну вот, на этом пожалуй и все. Если есть вопросы, дополнения, милости просим ))

Дополнительные материалы:

-и все-таки,Дарья, стоит ли перечислять в заключении методы исследования и то что они диагностируют?
– характеристика на ребенка и заключение – это разные вещи? ведь хар-ку тоже пишут после проведения диагностики. Есть ли различия в оформлении?
-если д-ка плановая групповая, то надо на всех детей писать заключение (у меня 10 групп детей по 25 чел) или по запросу?

Насколько я знаю, заключения надо писать по результатам любой диагностики на каждого ребенка! Я когда сама узнала, была в шоке! А вот разницу между характеристикой и заключением я сама так и не поняла. Нам помнится кто-то в универе про это рассказывал, но я никак не вспомню кто -((( А перечислять методы надо.

Анастасия, методы перечислять нужно, в первую очередь для себя, чтобы вы знали, что именно проводили с ребенком, ну и чтобы у родителей не было лишних вопросов (а то у меня один папа как-то пришел и говорит покажите мне тесты которые проводили с ребенком, я ему дала Иматоновскую коробку Ясюкова 2 часть, а там ведь все “цивильно”, официально, не придерешься. Он почитал, почитал и записался на консультацию )))

Анастасия, характеристика и заключение разные вещи. Заключение по результатам конкретного обследования. Характеристика это несколько другое. Характеристику можно писать а) на основе наблюдения за ребенком, опроса педагогов (если ты его не знаешь) б) на основе ранее проведенной работы с ребенком (напр. диагностика адаптации). В характеристике мы не пишем результаты обследования! Мы пишем собенности ребенка. Напр. живет с …., обучается в школе с … класса. Показывает … результаты. К школе привыкал ……. Проблем в поведении нет. С одноклассниками отношения …. К учителям относится …. И ВСЕ! Больше в характеристике мы ничего не пишем.

Анастасия, после плановой диагностики мы пишем общий отчет по классу. Лично я в конце делаю сводную таблицу по всему классу. Ф.И. ребенка и показатели по всем критериям. Я еще буду об этом говорить в теме психолого-педагогического сопровождения. С этого года я еще на каждого ребенка завела Психологическую карту в которой указываю результаты по плановой диагностике (готовность, адаптация 1, 5 кл, профориентация и т.п.), а так же заношу результаты индивидуальной диагностике по запрсу. Чтобы было понятно завтра скину образец. Индивидуально писать заключения не надо!

Источник