Составление психологом программы индивидуального развития ребенка
Модель создания индивидуальной психологической программы развития ребенка
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. В первые три года жизни закладываются наиболее фундаментальные личностные образования – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. В раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы. Следовательно, в раннем детстве необходим контроль за психическим развитием ребенка для выявления отклонений в развитии, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на создание условий полноценного развития всех сторон психики ребенка. И чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком по устранению первичных нарушений в интеллектуальной сфере, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а в некоторых случаях возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Кроме того, ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет большой пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка. Поэтому своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка чрезвычайно важно.
Одним из значимых показателей состояния и динамики психического здоровья детей раннего возраста являются результаты диагностики умственного развития. Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством нервной системы ребенка – пластичностью, т.е. нервная система молодого организма гибко реагирует на воздействие извне.
Значению своевременной коррекционной работы уделено много внимание в трудах Л.С. Выгодского. Он показал, что в развитии ребенка есть возрастные периоды, в которых определенный процесс, конкретная функция формируется более быстро и, особенно ценно, имеет высокий уровень внутреннего структурирования и богатые межфункциональные взаимосвязи. Ни в какой другой период добиться подобной полноценности практически невозможно.
Контроль за психическим развитием ребенка в целях своевременного обнаружения нарушений в онтогенезе дает возможность организовать работу по коррекции отклонений от нормы в развитии ребенка.
Важно определить не только актуальный уровень развития ребенка, но и потенциальный, т.е. зону ближайшего развития. Это помогает грамотно составить индивидуальную программу коррекционного обучения и профилактического воздействия для каждого ребенка.
Исходным положением коррекционно-педагогической работы является принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии.
Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей в условиях дошкольного учреждения должно быть направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей, нуждающихся в такой помощи, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
Основными целями коррекции психического развития ребенка могут быть:
– профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития;
– коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка.
Индивидуальная программа развития ребенка может решать задачи следующего характера:
– развивать психические функции познавательного процесса (внимание, восприятие, мышление и т.д.);
– стабилизировать эмоциональную сферу ребенка и снизить частоту проявления негативных поведенческих реакций и т.д.
Программа индивидуального развития утверждается на педсовете МБУ. Она состоит из пояснительной записки, в которой указываются актуальные проблемы ребенка, цель, задачи, принципы, желаемые результаты программы развития обучающегося.
Индивидуальная профилактическая программа
Индивидуальная профилактическая программа направлена на предупреждение развития у ребенка негативных привычек, нежелательного поведения, нервно-психического утомления, срывов и т.д. В ней предусматривается формирование и выработка позитивного поведения, положительных привычек.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.
Содержание каждой программы должно быть предметом обсуждения специалистов и педагогов. При этом необходимо решить следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие педагогом.
Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка:
1. Предварительный этап работы – сбор информации о ребенке.
2. Диагностический этап – изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определение его статуса, зоны актуального и ближайшего развития.
3. Коррекционно-развивающий этап – улучшение психического состояния ребёнка, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер.
Индивидуальная программа развития ребёнка может включает следующие блоки: психологическое сопровождение, логопедическое сопровождение, педагогическое сопровождение.
Цель психологического сопровождения предполагает коррекцию и профилактику личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.
Цель педагогического сопровождения – обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, навыков самообслуживания, социальной адаптации.
При составлении индивидуальной программы развития ребенка используются следующие методы и приемы:
изучение документов, личных дел;
знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;
изучение социума ребенка;
диагностические исследования.
Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка
Цель предварительного этапа работы – сбор информации о ребенке.
Цель диагностического этапа: изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития.
Цель коррекционно-развивающего этапа: – улучшение психического состояния обучающихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер.
Цель заключительного этапа – анализ результатов эффективности психолого-педагогического сопровождения, адаптации ребенка, коррекционно-развивающей работы и др.
Динамика работы
Выявление актуальных проблем в развитии ребенка.
2. Разработка путей поддержки и коррекции.
3. Составление индивидуальной программы сопровождения.
4. Реализация намеченной программы.
Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.
Главная цель составления индивидуальной программы – разработка содержания коррекционной работы с ребенком, направленной на формирование возрастных психологических новообразований и становление всех видов детской деятельности. Структура индивидуальной программы сопровождения:
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка (содержит информацию о программном обеспечении, условиях и формах реализации данной программы, периодах и формах мониторинга, участниках реализации программы и др.)
3. Индивидуальный учебный план.
4. Направления и задачи коррекционно-развивающей работы на определенный период.
5. Результаты реализации программы за обозначенный период.
6. Рекомендации на следующий период обучения для всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Этапы разработки и реализации индивидуальной программы сопровождения:
I этап: Аналитический (сбор анамнестических данных, обсуждение с родителями и педагогами проблем ребенка).
II этап: Диагностический (психолого-педагогическое обследование ребенка с учетом основных линий его развития, анализ результатов диагностики, составление психолого-педагогической характеристики).
III этап: Подготовительный (определение задач, отбор содержания форм и методов коррекционно-развивающей работы на определенный период. На этом этапе широко привлекаются к сотрудничеству родители (обязательна консультативно-практическая помощь родителям в доступной форме).
IV этап: Основной (реализация индивидуальной программы развития, внесение изменений по мере необходимости, обсуждение с родителями хода выполнения программы, обучение психологом родителей и педагогов практическим приемам, методам и технологиям работы с ребенком).
V этап: Аналитико-прогностический (анализ эффективности реализации индивидуальной программы развития, выявление «западающих» сторон развития, реальных трудностей в реализации задач, анализ причин и путей решения проблем).
Осуществляется модификация задач с учетом конкретных темпов освоения ребенком программного материала, уровня психофизического развития, личностных особенностей ребенка, внешних факторов (посещаемости, лечения и др.) Индивидуальная программа сопровождения позволяет:
предоставить ребенку с ОВЗ образование в соответствии с его возможностями и потребностями;
обеспечить ребенку с ОВЗ возможность успешно интегрироваться в среду нормально развивающихся сверстников;
предоставить родителям возможность получать необходимую консультативную помощь и вместе с ребенком и педагогами осваивать ООП;
обеспечить педагогам постоянную и квалифицированную методическую помощь-поддержку;
постоянно отслеживать, своевременно корректировать и отбирать адекватные формы образования с учетом уровня развития и потенциальных возможностей дошкольника с ОВЗ.
Моцарт психологии Л.С.Выготский писал «Вероятно, человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие, но гораздо раньше оно победит их социально и педагогически, чем медицински и биологически». Одним из средств этой победы и является инклюзия.
Литература:
Диагностика прсихического развития детей от рождения до 3 лет. Методическое пособие для практических психологов / – Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2004.
Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе ранней помощи. Диагностика и коррекция развития / под общ. ред. Ю.А. Разенковой. – М.: Школьная пресса, 2012.
Источник
Анна Вылегжанина
Методические рекомендации педагогам-психологам по написанию коррекционно-развивающих программ
В условиях кризиса современного общества и изменения морально-нравственных и ценностных установок возросло число подростков и юношей, склонных к девиантному поведению, а вместе с ними и количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
Сегодня профессионалы, занимающиеся проблемами обучения и воспитания подрастающего поколения, направляют свои усилия на поиск наилучших путей и способов развития личности, будущего полноценного, ответственного и самостоятельного члена общества. В современных условиях очень важно найти механизмы воздействия на социализацию личности, раскрыть способы влияния на этот процесс, выявить условия, обеспечивающие успешное вхождение молодого человека в профессию и жизнь общества, выстроить систему качественной социально-педагогической и психологической помощи и поддержки.
Наиболее актуальной в данном направлении является психологическая коррекционно-развивающая работа, которую осуществляет в учреждении образования педагог-психолог. Сущность коррекционно-развивающей работы заключается в том, что с одной стороны, педагог-психолог корректирует уже сформировавшиеся качества личности учащегося, причем, нежелательные отрицательные качества он ослабевает, а положительные – усиливает. С другой стороны, педагог-психолог формирует у обучаемого нужные психологические качества, которые у конкретного индивида либо вовсе отсутствуют, либо недостаточно развиты, т. е. развитие предполагает возникновение принципиально новых образований, переход на новый уровень функционирования.
Исходя из выше сказанного, социальный, учебно-профессиональный либо эмоциональный характер проблем детей требует соответствующей коррекционно-развивающей работы, которая осуществляется на основе разработанных коррекционно-развивающих программ.
Планомерно организованный и индивидуально построенный коррекционно-развивающий комплекс позволяет практически для любого учащегося юношеского возраста, имеющего проблемы личностного, социального или профессионального становления эмоционального характера определить индивидуальный оптимум его социального функционирования и провести адаптацию в рамках этого диапазона.
Особенности составления психологических коррекционно-развивающих программ
Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.
Программа коррекционно-развивающего воздействия на личность учащегося должна быть психологически обоснованной и направленной на качественное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей подрастающего поколения.
Составляя различного рода коррекционно-развивающие программы,необходимо опираться на следующие принципы:
• принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
• принцип единства коррекции и диагностики;
• принцип приоритетности коррекции каузального типа;
• • деятельностный принцип коррекции;
• • принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей учащегося;
• принцип комплексности методов психологического воздействия;
• принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционно-развивающей программе;
• принцип опоры на разные уровни организации психических процессов;
• принцип программированного обучения;
• принцип возрастания сложности;
• принцип учета объема и степени разнообразия материала;
• принцип учета эмоциональной сложности материала.
Направления коррекционно-развивающей работы
Общая цель коррекционно-развивающей работы – содействие развитию личности, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию. Достижение этой цели возможно лишь в том случае, если конкретные задачи коррекционно-развивающей работы определяются не только с учетом возрастных особенностей учащихся, но и особенностей, связанных с характером нарушения онтогенеза. В связи с этим обозначим некоторые моменты, значимые для определения задач коррекционно-развивающей деятельности:
– коррекционное воздействие необходимо строить так, чтобы оно соответствовало основным линиям развития в данный возрастной период, опиралось на свойственные данному возрасту особенности и достижения;
– коррекция должна быть направлена на доразвитие и исправление, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период;
– коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период взросления;
– коррекционно-развивающая работа должна способствовать формированию предпосылок для благополучного развития на следующем возрастном этапе;
– коррекционно-развивающая помощь должна начинаться как можно раньше;
– коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на гармонизацию личностного развития индивида на данном возрастном этапе.
Основные направления, наиболее часто встречающиеся в практике при работе с детьми и подростками
Развитие и коррекция эмоциональной сферы:
• развитие эмоциональности юношей и девушек, коррекция невротических проявлений;
• повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства.
Содействие личностному росту и коррекцияотклонений личностного развития:
• воздействие на формирование системы мотивов юноши и девушки;
• формирование адекватной самооценки;
• исправление недостатков характера, мешающих адаптации субъекта и т. п.
Формирование видов деятельности:
• учебно-производственной;
• профессиональной.
Основные требования к составлению коррекционно-развивающей программы:
При составлении коррекционно-развивающей программынеобходимо соблюдать следующие требования:
1. Четкое формулирование целей коррекционно-развивающей работы.
Основные цели коррекционно-развивающей работы:
•цели интеллектуально-перцептивного характера: коррекция и развитие адекватного восприятия информации, предъявляемой зрительно и на слух; коррекция и развитие умений аналитического характера — выделение существенных признаков, отделение главного от второстепенного, выделение закономерностей, осуществление распределения по выделенным признакам (классификация) и обобщение результатов деятельности (в предметно-практической или вербальной форме);
•цели регуляторно-динамического характера: формирование элементов учебно-познавательной деятельности — понимание поставленной учебной задачи, самостоятельный выбор нужных средств в соответствии с задачей, планирование деятельности и самоанализ (умение находить и исправлять ошибки, развитие учебно-познавательной мотивации, познавательного интереса и учебной самостоятельности;
•цели психофизиологического характера: развитие, коррекция или компенсация нарушенной деятельности анализаторов, развитие мелкой моторики, кинестезической чувствительности, пространственной ориентации, координации в системе «глаз—рука»
2. Определение круга задач, конкретизирующих цели коррекционно-развивающей работы.
Основные задачи коррекционно-развивающей работы:
• совершенствование общей моторики;
• развитие тонкой ручной моторики, зрительно-двигательной координации;
• формирование произвольного внимания;
• развитие сферы образов-представлений;
• становление ориентировки в пространстве;
• совершенствование наглядно-образного и формирование элементов словесно-логического мышления;
• формирование связной речи и речевого общения;
• формирование элементов трудовой деятельности;
• расширение познавательной активности;
• становление адекватных норм поведения.
3. Отбор коррекционно-развивающих методик и техник для предстоящей коррекционно-развивающей работы с учетом возрастных особенностей учащихся.
Основные методики психокоррекционной работы:
• психогимнастика;
• эмоционально-коммуникативные и поведенческие тренинги;
• аутотренинга;
• сказкотерапия;
• арттерапия;
• игра.
4. Подготовка необходимых материалов и оборудования.
5. Чёткое определение формы коррекционно-развивающей работы.
• индивидуальная;
• групповая;
• смешанная.
6. Определение общего времени, необходимого для реализации всей коррекционно-развивающей программы.
7. Определение частоты необходимых встреч.
8. Определение длительности каждой встречи.
9. Разработка конкретной коррекционно-развивающей программы в целом и определение содержания каждого коррекционно-развивающего занятия.
10. Планирование форм участия других лиц в работе (педагогов социальных, кураторов, мастеров производственного обучения, преподавателей, медиков, социальных работников и др.) при работе с семьёй – подключение родственников, значимых взрослых и т. д.
11. Определение формы контроля динамики хода коррекционно-развивающей работы. Оценка эффективности реализованной программы.
• Первичная, промежуточная и итоговая диагностики.
Важным условием коррекционно-развивающей работы является ее продолжительность и возможность осуществления в последующем поддерживающих коррекционно-развивающих воздействий на учащегося в процессе его социально-трудовой адаптации. При этом особенно важно, чтобы система организации коррекционно-развивающей помощи учащимся была достаточно гибкой и динамичной.
Содержание любой коррекционной программы должно быть направлено на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое совершенствование, коррекцию нарушений развития, то есть программа обучения и воспитания должна решать оздоровительные, развивающие и коррекционные задачи.
Источник