Сопровождения ребенка с нарушениями развития
Психологическая служба детям с нарушениями в развитии не должна ограничиваться только консультированием и психокоррекционными занятиями.
Эффективность психологической поддержки в значительной степени зависит от воздействия социальнопсихологической среды, окружающей ребенка или подростка с проблемами в развитии.
Это воздействие успешно достигается с помощью психологического сопровождения, которое интенсивно внедряется в систему психологической службы в последнее десятилетие (Барднер, Ромазан, Череднякова, 1993; Битянова, 1997; Галияхметов; Лихтарников, 1998 и др.).
В словаре русского языка «сопровождать» означает — «идти, ехать вместе с кемлибо в качестве спутника или провожатого».
В дословном переводе сопровождение означает содействие. М. Р. Битянова, анализируя специфику сопровождения в работе школьного психолога, рассматривает сопровождение как систему профессиональной деятельности психолога, создающей социальнопсихологические условия для успешности обучения ребенка в ситуации школьного взаимодействия. Сопровождение автор рассматривает как метод и идеологию работы школьного психолога. Цель сопровождения, по мнению автора,— это создание «в рамках объективно данной ребенку среды условий для максимального в данной ситуации личностного развития и обучения» (1997, с. 21), т. е. активное направленное воздействие психолога на социальные условия, в которых живет ребенок.
Рассмотренные автором задачи сопровождения здоровых школьников, несомненно, имеют важное практическое значение, однако содержательная направленность и задачи психологического сопровождения детей с нарушениями в развитии существенно отличаются от задач психологического сопровождения здорового ребенка.
Мы считаем, что психологическое сопровождение детей с нарушениями в развитии — это деятельность психолога, направленная на созидание комплексной системы клиникопсихологических, психологопедагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школа, семья, медицинское учреждение, учреждение собеса и т. п.).
Под сопровождением подразумевается динамический процесс, целостная деятельность психолога, куда включены пять взаимосвязанных компонентов:
§ систематическое отслеживание клиникопсихологического и психологопедагогического статуса ребенка в динамике его психического развития;
§ создание социальнопсихологических условий для эффективного психического развития детей в социуме;
§ систематическая психологическая помощь детям с нарушениями в развитии в виде консультирования, психокоррекции, психологической поддержки;
§ систематическая психологическая помощь родителям и родственникам детей и подростков с проблемами в развитии;
§ организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом их психических и физических возможностей.
Отслеживание психологического статуса ребенка является достаточно трудоемким процессом, требующим тесного взаимодействия всех специалистов, участвующих в жизнедеятельности ребенка (психолога, педагогадефектолога, врачапсихиатра или врачаневропатолога). Следует выделить основные этапы процесса психологического сопровождения.
Подготовительный этап включает в себя следующие задачи:
1) Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.
2) Определение объема работы и последовательности процесса сопровождения.
3) Подготовка необходимой документации.
4) Составление графика работы.
Психолог, устанавливая контакт со специалистами, обязательно должен объяснить цели психологического сопровождения ребенка.
Во время ориентировогного этапа:
§ 1 устанавливается контакт с родителями и родственниками ребенка;
§ 2 устанавливается контакт с группой, которую посещает ребенок, а если это школа или детский сад, то с классным руководителем или воспитателями;
§ 3 происходит ознакомление специалистов с результатами психологического обследования;
§ 4 совместно обсуждаются с педагогами и другими специалистами особенности психического развития ребенка.
На этапе планирования происходит создание индивидуальной программы сопровождения ребенка и утверждение этой программы со специалистами.
Этап реализации индивидуальной программы включает в себя следующие задачи.
1. Оказание необходимой помощи родителям ребенка, педагогам в создании условий, необходимых ребенку с нарушением в развитии для полноценного здорового образа жизни и успешного овладения образовательными программами с учетом его психических и физических возможностей.
2. Оказание необходимой психологической помощи родителям ребенка, его родственникам, друзьям с целью гармонизации межличностных отношений, оптимизации воспитательного процесса.
3. Просвещение и консультирование педагогов, педагоговдефектологов и других специалистов, работающих с ребенком.
На заклюгительном этапе разбирается, насколько эффективно проведена работа, даются рекомендации по дальнейшей деятельности ребенка (профессиональное обучение, продолжение обучения в школе с профессиональной ориентацией и т. п.).
Для регламентации деятельности специалистов в процессе психологического сопровождения мы советуем вести соответствующую документацию. Некоторые авторы предлагают заключение договора между специалистами, что, на наш взгляд, является позитивным началом. Опыт нашей работы показывает целесообразность ведения дневника по типу истории болезни, в котором каждый специалист отражает динамику психического состояния и развития познавательных процессов и личности ребенка. В этом дневнике психолог представляет развернутое психологическое заключение о ребенке, план психокоррекционной работы. Дневник обязательно должен храниться у психолога.
Психологическое сопровождение должно осуществляться постоянным (семейным) психологом. Если ребенок обучается в специальной школе, то это осуществляет школьный психолог, если ребенок не обучается и воспитывается в домашних условиях, то сопровождать ребенка должен психолог диспансера или поликлиники, к которым ребенок прикреплен.
Date: 2015-09-17; view: 599; Нарушение авторских прав
Источник
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития и их семей.
В настоящее время в общеобразовательных школах обучаются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее с ТМНР): двигательными, сенсорными, интеллектуальными. Лишенный возможности свободного передвижения, ограниченный в общении, самовыражении, чувственном восприятии окружающего мира человек автоматически получает ограничения собственной свободы и самостоятельности. При выполнении многих привычных действий, ему необходимо привлечение посторонней помощи, что ставит человека в зависимость от окружающих. Все эти составляющие приводят к травматизации психики не только детей с ТМНР, но и в значительной степени их близких.
Эффективная психолого-педагогическая реабилитация позволяет достигнуть стойкой положительной динамики в развитиии обучающихся, относительной гармонизации и стабилизации семейных отношений. Для достижения максимально возможного положительного эффекта в реабилитационной работе необходимо менять не только внутреннее психологическое состояние детей, имеющих ограничения возможностей, но и их близких.
В задачи психолого-педагогической реабилитации для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития входят:
– систематическая психологическая помощь детям, их родственникам;
– создание оптимальных психолого-педагогических условий для эффективной реабилитаци детей;
– более полное внедрение в образование гуманистических принципов;
– объединение всех участников образовательного процесса;
– разрушение стериотипов и фомирование осознанного отношения к любым явлениям окружающей действительности как базы личностного роста каждого участника образовательного процесса.
Первым шагом в процессе реабилитации является психолого-педагогическая диагностика. Это позволит выявить базовые показатели обучающихся, а также динамически отследить и оценить изменения той или иной функции. Однако существует проблема дефицита психодиагностического инструментария для данной категории детей. основным методом диагностики является метод динамического наблюдения и фиксация актуальных практических и коммуникативных навыков обучающихся, анализ продуктивной деятельности.
Хорошо зарекомендовала себя социаграмма (форма PAC/SP по Х.С.Гюнцбургу), а также профиль прагматики повседневных коммуникативных навыков детей (Hazel Dewart and Susie Summers).
Важно отметить, что при использовании стандартизованных психодиагностических методик непродуктивно давать количественную оценку результативности, т.к. она предполагает сравнение с нормативными показателями, что не актуально для данной категории обучающихся. Здесь будет важна качественная оценка и анализ результатов: мотивация, полнота понимания инструкции, степень использования помощи, объем и способ выполнения заданий, уровень работоспособности, произвольности.
Детальная проработка результатов диагностики дает возможность представить индивидуальный профиль обучающегося, степень выраженности тех или иных проблем. Происходит прогноз дальнейшего развития ребенка. Совместно со специалистами службы сопровождения и медицинским сектором составляется индивидуальная программа комплексной реабилитации для каждого обучающегося, рекомендации для родителей, педагогов.
Особое внимание следует обратить на психологическую реабилитацию родственников обучающихся школы. Необходимо разработать и внедрить в практику программу психологической реабилитации семей. Эта программа должна быть направлена на стабилизацию психологического ресурса семьи, оказания помощи близким в принятии своего ребенка. Главной целью этой работы является повышение компетентности и информированности родителей, профилактика социальной изоляции семей, имеющей ребенка с ТМНР. А именно: выпуск серии информационных брошюр для родителей; проведение цикла тренингов детско-родительских отношений; организация досугового клуба для обучающихся и близких др.
Эта программа поможет:
– стабилизировать эмоциональное состояние детей и их семей; – благоприятно влиять на адаптацию обучающихся к условиям образовательного учреждения;
– оптимизировать отношения в системах: родители – ребенок, родители – учитель, учитель – ребенок;
– становлению, формированию и адекватному восприятию образу собственного ребенка через принятие и познание его физического облика и возможностей;
– коррекции и развитию базовых психических функций обучающихся;
– способствовать формированию мотивации для продуктивного взаимодействия родителей и детей;
– создаст условия для формирования и развития способностей обучающихся к адаптации и социализации.
Источник
Мед. психолог ООПНД
Тиманькова Е.С.
Орловский областной психоневрологический диспансер
В настоящее время вопросы психологической помощи детям и подросткам с нарушением в развитии освещено далеко недостаточно. Трудности психологической реабилитации и адаптации детей с нарушениями в психическом развитии в значительной степени обусловлены сложной структурой и степенью тяжести их дефекта, что проявляется в своеобразных особенностях их умственного и эмоционально-волевого развития. Поэтому своевременная психологическая помощь им является одним из важнейших звеньев системы их реабилитации.
В наши дни психологическая помощь детям и подросткам с нарушением в развитии рассматривается как сложная система психолого-реабилитационных воздействий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции личности ребенка с нарушением в развитии, формирования системы ценностных установок и ориентации, развития интеллектуальных процессов, которые соответствуют психическим и физиологическим возможностям ребенка.
Система психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии состоит из следующих составляющих:
Блоки этой системы взаимосвязаны, но каждый из них имеет свою специфику и содержательную направленность.
Остановимся подробнее на одном из блоков психологической помощи как психологическое сопровождение.
Психологическое сопровождение детей с нарушением в развитии – это деятельность психолога, направленная на созидание комплексной системы клинико-психологических, психолого-педагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту в социуме (школа, семья, медицинское учреждение и т. п.)
В областной психоневрологическом диспансере был апробирован опыт введения психокоррекционных групп с участием полипрофильной бригады. С этой целью были подобраны дети в возрасте 7-12 лет, с легкой и умеренно выраженной умственной отсталостью, обучающихся психологическим недоразвитием, обучающихся во вспомогательной школе №14 г. Орла.
На подготовительном этапе устанавливался контакт и обмен информацией между участниками полипрофессиональной бригады, с целью отслеживания психологического статуса ребенка:
- Медицинский психолог ООПНД, ведущей группы
- Участковый врач-психиатр (о получаемом лечении, история развития ребенка);
- Родители (стиль семейного воспитания, отношения к болезни, этапы развития ребенка);
- Педагог-дефектолог (успешность овладения образовательной программой, социальный статус ребенка в группе);
- Логопед (речевое развитие ребенка);
- Школьный психолог (психологический портрет ребенка);
- Социальный педагог (адаптация ребенка в социуме).
На первом и заключительном занятии в группах психологического сопровождения детей с проблемами в развитии проводилась психологическое обследование с целью отслеживания групповой динамики.
1) Зрительно-моторный гештальт-тест Лоретты Бендер, который используется для оценки:
– уровня развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации у детей в возрасте 3-12 лет;
– степени нарушения организации перцептивных и моторных функций у больных с различными органическими поражениями головного мозга и психическими заболеваниями.
Степень сформированности у детей способности к копированию геометрических фигур значимо коррелирует с интеллектуальными способностями (особенно невербальным интеллектом); с возникновением трудностей в обучении и проявлениями дизлексии и дизграфии.
2) Тест “Рисунок семьи” выявляет особенности внутрисемейных отношений.
Базируясь на данных психологического обследования была создана психокоррекционная программа, целью которой является развитие сенсорных координаций орального праксиса, тактильной чувствительности, пространственных представлений, развития эмоциональной сферы и познавательных процессов. Было проведено 10 занятий, продолжительность одного занятия 60-90 минут, периодичность 1 раз в неделю, наполняемость группы 7 человек. Формы работы в группе были следующие: сенсомоторная гимнастика, арттерапия, элементы музыкотерапии, метод “от простого к сложному”, тренинг общения, закрепление полученных навыков многократным повторением усвоенного материала (по развитию познавательных процессов).
Но эффективность психокоррекционной работы невозможна без психологической поддержки родителей детей с нарушениями в развитии. Основной целью которой является повышение сензитивности родителей к проблемам детей, снижения эмоционального дискомфорта у родителей в связи с болезнью ребенка, формирования у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях ребенка и оптимизации их педагогического потенциала.
Для этого проводились индивидуальные консультации, беседы с родителями о проблемах семьи, ребенка. Происходило ознакомление с результатами психологического обследования. А также родительские семинары в форме групповой дискуссии ( информированность родителей о психологических особенностях их ребенка, изменение отношения родителей к проблемам ребенка).
В качестве новой эффективной формы групповой работы с детьми, имеющими проблемы в развитии, осуществлялось совместное занятие с членами клуба “Новые возможности” ООПНД. В ходе которого пациенты психодиспансера, являющимися членами клуба, показали сказку “Репка” детям, задавали вопросы. После спектакля дети и взрослые вместе фотографировались и пили чай.
В ходе опыта введения психокоррекционных групп с участием полипрофильной бригады было выявлено: положительная динамика в 53% случаев, частичная – в 37%, отсутствия динамики в 10%.
На заключительном этапе были предложены рекомендации всем участникам психологического сопровождения для дальнейшей работы с ребенком. Разработана карта социально-психологической реабилитации на каждого члена группы. Она включает в себя данные психологического обследования, план психокоррекционной работы, а также отражение каждым специалистом динамики психического состояния и развития познавательных процессов и личности ребенка.
Таким образом, проведение психокоррекционных групп с участием полипрофессиональной бригады (врача-психиатра, логопеда, педагога-дефектолога, социального педагога, логопеда, психолога) в условиях психоневрологического диспансера является процессом эффективным и достаточно перспективным.
Источник
Психолого-педагогическое сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями.
Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Процессы демократизации и гуманизации в современном обществе предусматривают необходимость создания для каждого человека, и тем более для лиц с умственной отсталостью, равных прав и возможностей на получение образования, на развитие их индивидуальных особенностей, на интеграцию личности. На сегодняшний день, людей с интеллектуальной недостаточностью по всему миру насчитывается более 300 миллионов
Данная проблема является актуальной и для России. В Российской федерации отмечено резкое снижение рождаемости, увеличение количества больных и аномально развивающихся лиц. Обучение для детей с нарушением интеллекта более значимо, чем для его нормально развивающегося сверстника. Это обусловлено тем, что дети с недостатками умственного развития характеризуются меньшими возможностями самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать получаемую из окружающей среды информацию. Однако для продвижения такого ребенка в развитии, в умении адаптироваться к окружающей среде важным фактором является не всякое, а специально организованное обучение.
Целью воспитания и обучения умственно отсталых детей в специальных (коррекционных) учреждениях является приобретение практических знаний, умений, навыков, воспитанности такого уровня, который позволил бы им адаптироваться к предстоящей самостоятельной жизни, к социальным нормам, действующим в обществе.
Создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии, обучения, воспитания психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, их социально-трудовой адаптации в общество относится к числу важнейших задач специального образования Республики Башкортостан.
Л.С. Выготский писал, что при нарушении умственного развития главным и ведущим неблагоприятными факторами оказывается слабая любознательность (ориентировка) и замедленная обучаемость ребенка. Это внутренние биологические признаки умственной отсталости.
Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций – отражения и регуляции поведения и деятельности. Это выражается в нарушении познавательных процессов (восприятии, мышлении, памяти, воображения, речи, внимания). Страдает эмоционально-волевая сфера, моторика и развитие личности в целом.
Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта предполагает воздействие на все психические процессы, сглаживая, выравнивая их, решая, таким образом, образовательные, воспитательные, коррекционные и социально—правовые задачи школьного обучения.
Основная задача для детей с нарушением интеллекта – обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития, организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и обучении, с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Одна из таких возможностей – занятия физической культурой, которая является неотъемлемой частью всей системы учебно-воспитательной работы школы для детей с нарушением интеллекта. Она решает образовательные, воспитательные, коррекционные – компенсаторные и лечебно- оздоровительные задачи.
Физиологи, занимаясь изучением развития мозга и его функций, объективно доказали, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг. Все крупные специалисты в области педагогики придавали большое значение двигательному режиму. Ученые рекомендуют педагогам использовать движение как, важнейшее средство умственного развития детей
Коррекционно-педагогическая работа строится с учетом сохранных возможностей в развитии ребенка и опорой на зоны ближайшего развития воспитанников. Например, развитие игровой деятельности, как доминирующей деятельности младшего школьного возраста – является ближайшей зоны развития .
Двигательные нарушения в структуре развития умственно отсталого ребенка являются первичными, т.к. обусловлены органическим поражением центральной нервной системы. Это положение имеет первостепенное значение при выборе педагогических средств и методов коррекции недостатков двигательной сферы детей с нарушением интеллекта. Для этого используются соответствующие упражнения с целью их коррекции, активно развивая при этом сохранные двигательные возможности.
Существуют несколько программ по физическому воспитанию детей отклонениями в развитии, которые отвечают этим требованиям.
А.А.Дмитриев «Физическая культура в специальном образовании»
В.В.Воронкова. «Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида 1-4 классы»
Руководитель Н.М. Бгажнокова. А.А.Дмитриев, И.Ю. Жуковин, С.И. Веневцеа «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы »
А.Р.Маллер «Дети с умеренной умственной отсталостью»
Развитие двигательных активности у воспитанников по физическому развитию с нарушением интеллекта должны быть направлены на решение 2- задач:
- задачи, общие для всех школьных учреждений;
- специфические задачи, направленные на коррекцию, компенсацию и предупреждение отклонений в физическом развитии, обусловленных характером нарушений;
При обучении воспитанника, важное значение имеет зрительно-наглядная информация, комплексный подход, при котором специфические задачи решаются не только на уроках, но и при проведении утренней гимнастики, физкультминуток, игр и т.д. А также в процессе обучения необходимо учитывать индивидуальный подход к воспитанникам в двигательном нарушении, в развитии двигательных качеств, в индивидуальном дозировании нагрузки. Другим направлением индивидуализации является дифференцированный подход к воспитанникам в процессе их физического воспитания.
На основании данных медосмотра, в нашей школе большая часть воспитанников по состоянию здоровья имеют подготовительную медицинскую группу (незначительное отклонение в состоянии здоровья, но и при этом не достаточно физически развиты). И для динамики их физического развития на сегодняшний день, отсутствуют критерии оценки деятельности школ по показателям здоровья детей.
Но, в настоящее время разработано немало педагогических технологий оздоровления и коррекционного развития аномального ребенка средствами физической культуры. Одной из таких технологий (по рекомендации А.А. Дмитриева) мы используем в нашей школе – «Паспорт здоровья и физического развития воспитанника», который дает возможность вести педагогу контроль за состоянием здоровья и физического развития воспитанника. Содержанием паспорта являются показатели физического развития двигательных способностей, которые регистрируются дважды в год (сентябрь, май) и заносятся в паспорт, а также ряд параметров, характеризующих состояние здоровья (острота зрения, медицинская группа, хронические заболевания) вносятся в паспорт врачом также дважды в год. Паспорт здоровья вкладывается в личное дело ребенка, что позволяет в динамике проследить от класса к классу развитие двигательной сферы ребенка, его здоровья.
Результаты данного «паспорта» позволяет ученику видеть себя со стороны и сравнивать со сверстниками, служит стимулом повышения своих результатов, самостоятельной работы над собой, формирует привычки и склонности к систематическим занятиям физической культуры, стремлению к здоровому образу жизни, позволяет родителям увидеть физическое развитие своего ребенка в сравнении с другими детьми.
А также обучение может быть разно уровневым. Начали широко практиковаться дополнительные образование (кружки, творческие клубы, физкультурные спортивные программы, медико-реабилитационные центры, отдельные направления адаптивной физической культуры).
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, а выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания.
Источник