Сопровождение семьи в вопросах развития ребенка
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Формы и методы оказания психологической помощи и поддержке семье…………………………………………………………………4
Этапы и задачи психологического сопровождения семьи и работников ДОУ…………………………………………………………………………6
Заключение………………………………………………………………..9
Список использованной литературы……………………………………10
Введение
Детские годы играют важнейшую роль в интеллектуальном и личностном развитии и составляют критический период, от которого зависит все будущее человека. Именно в первые годы жизни ребенок учиться тому, что будет использовать в течение всей своей дальнейшей жизни.
Роль родителей в психическом развитии ребенка первых лет жизни уникальна. Ребенок не может хорошо развиваться сам по себе, без активного и грамотного вмешательства взрослого. Даже относительно здоровый ребенок будет со временем или отставать в развитии, или оно будет негармоничным, если уход и общение с ним будет неправильным. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного позитивного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.
Поэтому необходимо уделять особое внимание повышению уровня информационно-профилактической работы с родителями, формированию у родителей навыков позитивного общения с ребенком раннего возраста.
Формы и методы оказания психологической помощи и поддержке семье
Под психологическим сопровождением семьи подразумевается комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях создания оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья семьи и полноценного развития личности ребенка раннего возраста в семье.
Формы и методы оказания психологической помощи и поддержке семье:
1. Психологическое консультирование (психологическая помощь родителям в понимании особенностей поведения ребенка (непослушание, капризы, агрессивность, сложности в контакте с детьми или взрослыми, страхи, нарушение сна и аппетита и т.д.; обучение родителей созданию наиболее благоприятных условий для развития ребенка, навыкам и приемам правильного позитивного взаимодействия с малышом).
2. Активное социальное обучение: тренинг, психологические игры, анализ ситуаций и т.д. (формирование знаний, социальных установок, умений и навыков самопознания и саморегуляции, общения и межличностного взаимодействия).
3. Обучающие занятия (обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности детей, способствующей психическому развитию, ознакомление их с развивающими, дидактическими играми).
Модели работы психолога с семьей
В зависимости от характера причин, вызывающих проблему и этапа сопровождения семьи используются различные модели помощи семье:
1. Педагогическая модель. Данная модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей, дефиците у родителей знаний и умений по воспитанию детей. Она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей. Психолог вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер.
2. Психотерапевтическая модель. Используется тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, личностных особенностей членов семьи. Она предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных отношений. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений.
3. Диагностическая модель. Основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке. Объект диагностики – психическое развитие ребенка. Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения.
Этапы и задачи психологического сопровождения семьи и работников ДОУ
Каждому этапу сопровождения соответствует свои задачи.
Диагностический (ориентировочный) этап 1. Установление контакта с родителями ребенка. Диагностика семьи: выявление трудностей, возникающих у родителей при общении и воспитании ребенка.
2. Психологическое обследование ребенка. Выявление проблем развития ребенка.
Этап планирования Разработка индивидуальной программы психологического сопровождения ребенка и семьи. Определение объема и вида необходимой психологической помощи родителям ребенка.
Этап оказания помощи 1. Оказание необходимой обучающей помощи родителям ребенка в создании условий, необходимых ребенку для полноценного психического развития.
2. Оказание необходимой психологической помощи родителям с целью гармонизации межличностных отношений с ребенком, оптимизации воспитательного процесса.
Отслеживающий этап Отслеживание эффективности оказания обучающей и психологической помощи.
Психологическая диагностика семьи проводится в ходе собеседования с родителями путем оценки анализа жизни семьи, отношений в семье и работы с опросниками “АВС”, “PARI”, “ОРО”, выявляющими стиль воспитания в семье, тип отношения к ребенку.
Для общей бальной оценки результатов обследования семьи используется определенная схема оценки. Результаты обследования семьи позволяют определить степень нуждаемости родителей в психологической помощи.
По результатам психологической диагностики семьи последующая психологическая помощь родителям оказывается по следующим направлениях:
– ознакомление родителей с закономерностями психического развития, психологическими особенностями ребенка, растущего в условиях дефицита возможностей здоровья;
– обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности ребенка, способствующей психическому развитию, ознакомление их с развивающими, дидактическими играми;
– оптимизация системы внутрисемейных отношений с целью повышения степени их позитивного влияния на развитие ребенка;
– расширение информированности родителей о потенциальных возможностях ребенка, о его перспективах в социальном аспектах с целью формирования у них адекватной и конструктивной позиции в отношении будущего ребенка.
Основными педагогическими формами и методами формирования и сохранения психологического здоровья детей являются:
1. проведение специально разработанных психологических занятий с детьми;
2. упражнения;
3. психологические игры;
4. этюды;
5. решение проблемно-практических ситуаций;
6. элементы арттерапии;
7. игры-драматизации;
8. подвижные игры;
9. чтение и анализ сказок.
10. беседы и др.
Работа с педагогическим коллективом – одно из необходимых условий целенаправленной работы по сохранению психологического здоровья воспитанников. Мы выделили следующие направления в работе с воспитателями:
1. Диагностика личностных качеств и эмоциональной сферы педагогов.
2. Снятие психоэмоционального напряжения и улучшение личного самочувствия воспитателей:
– снижение негативных переживаний, их трансформация в положительные;
– ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний;
– формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции.
Заключение
Проблема психологического здоровья детей дошкольного возраста является центральной в разработке научных основ детской практической психологии. Безусловно, такая реальность, как психологическое здоровье, требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической психологической работы с детьми на всех этапах их онтогенетического развития.
В теории и практике дошкольного воспитания встречается термин «эмоциональное благополучие», содержание которого несколько уже, чем содержание термина «психическое здоровье». Согласно исследованиям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, «эмоциональное благополучие» можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных.
Обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей, создания системы психологического сопровождения ребенка в детском саду. Система работы по сохранению психологического здоровья воспитанников должна быть комплексной. Так, необходима работа как с самими воспитанниками, их родителями и значимыми близкими, так и с педагогическим коллективом ДОУ.
Список использованной литературы
1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.: Издательство “Речь”, 2005.
2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – М., 2000.
3. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – Спб., 1999.
4. Токарева Ю.А. Психологическое сопровождение семьи при реабилитации: Учебное пособие. – Екатеринбург: УрГИ, 2007.
5. Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущих: практическое пособие. – М., 1999.
Источник
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Жилинская средняя общеобразовательная школа»
Орловского района Орловской области
Психолого-педагогическое сопровождение семьи и детства.
Фетисова О.Л., социальный педагог
На формирование личности, прежде всего, оказывает влияние семья, поэтому комплексное психолого-педагогическое сопровождение учащихся в образовательном учреждении осуществляется с учетом данного фактора. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения с ними. Педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства обучения и воспитания. Дети, чувствуя помощь и поддержку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее; они лучше учатся, имеют гораздо меньше конфликтов со сверстниками и взрослыми.
В связи с этим одним из наиболее эффективных способов оказания помощи семье и детям выступает психолого-педагогическое сопровождение, которое определяется как система организационных, диагностических, развивающих мероприятий для родителей и учащихся, направленных на совершенствование способов и методов социального воспитания и социальной адаптации ребёнка, раскрытию его творческого потенциала и сохранению психологического здоровья.
В основу психолого-педагогического сопровождения семьи и детства заложены следующие принципы:
- родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
- единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения;
- помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
- знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и образовательного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется в двух направлениях:
- Профилактическое: предупреждение психологической напряженности в семье, социально-психологических и личностных конфликтов между родителями и детьми.
Важнейшей задачей успешного взаимодействия школы с семьей выступает установление равноправного диалога между педагогами и родителями, построенного на безоценочном позитивном принятии их друг другом, активном взаимодействии. Работу нужно организовывать таким образом, чтобы родители получали информацию не только от педагога, но и друг от друга, имели возможность поговорить, высказать свое мнение, услышать мнение других родителей. Это, с одной стороны, позволит им разобраться в собственных взглядах на воспитание, а с другой стороны – чужой родительский опыт воспринимается легче, чем беседы даже с опытным педагогом или психологом. Проговаривая свои проблемы по определенной теме, родители выделяют наиболее злободневные и сами же их решают, разрабатывая свод рекомендаций или советов. В результате они не только обмениваются опытом, но и начинают больше доверять себе, своей компетентности, уходят с новыми идеями и повысившейся самооценкой.
Сюда можно отнести многочисленные форм работы с семьей: лекции, беседы, тренинги, консилиумы, факультативы, родительские семинары, групповые и индивидуальные консультации, родительские собрания, родительские вечера, педагогическая пропаганда, родительские конференции, день открытых дверей и т.п.
Эффективными являются игровые приемы такие, как игры-«проживания», игры-«драмы», ролевая игра, деловая игра, использование притч и коротких афоризмов, в процессе которых родители прослеживают и проигрывают все формы семейного общения, в результате как бы со стороны просматривая ситуации, замечая порой незаметные нюансы общения в семье и их влияние на детей и на собственное состояние.
Совместные походы, поездки на природу, экскурсии и т.п. – эти столь «несовременные» методы и формы работы оправдывают себя своей результативностью и сегодня.
- Актуальное: конкретная помощь специалистов в преодолении трудностей во взаимоотношениях родителей и детей.
Технология индивидуального сопровождения семьи:
- Анализ заявки/сигнала о проблеме: у кого проблема, кто просит о помощи.
- Инвентаризация проблем: составление списка всех выявленных проблем.
- Иерархия проблем: выстраивание проблем в порядке значимости.
- Локализация проблем: определение мест, где проблемы проявляются.
- Настройка на нужную волну помощи: выбор подхода, соответствующего особенностям семьи.
- Разведка ситуации в семье: сбор дополнительной информации о семье.
- Разработка плана действий.
- Мониторинг, оценка результативности.
- Выводы, рекомендации.
Данная технология позволяет разработать конкретный план действий, направленный на решение проблемной ситуации с опорой на найденные в семье и ее окружении ресурсы.
Таким образом, успешно организованное психолого-педагогическое сопровождение семьи и детства способствует
- повышению компетентности родителей путём расширения психолого-педагогических знаний;
- созданию условий для формирования навыков конструктивного взаимодействия и общения, способствующих оптимизации детско-родительских отношений;
- улучшению рефлексии своих взаимоотношений в семье;
- выработке новых навыков взаимодействия;
- развитию способности принимать, понимать и доверять друг другу, осознавать важность родительского внимания и воспитания;
- оказанию психологической поддержки родителям в воспитании и развитии ребёнка.
Источник
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
“ДЕТСКИЙ САД №17
ОАО «РЖД»
Современные технологии
психолого – педагогического
сопровождения
семей ОАО «РЖД»
Педагог-психолог Няпшаева И.С.
Р. Карелия
г. Медвежьегорск
2012г.
«Семейное воспитание для родителей есть,
прежде всего, самовоспитание»
Н. К. Крупская.
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательных учреждений.
Инновационные процессы, проходящие в дошкольном учреждении, способствуют повышению педагогической компетентности родителей, могут положительно влиять на качество воспитания и развития дошкольников через создание лучших условий для их личностного развития, позволяют осуществить личностно – ориентированный подход к дошкольникам, дают возможность самосовершенствоваться в работе педагогам.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Разработка федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что для эффективного взаимодействия педагогов с родителями в детском саду должна быть создана психологически комфортная образовательная среда, в рамках которой осуществляется реализация системы психолого-педагогического сопровождения семьи от первых дней посещения ребенка группы детского сада до его поступления в школу.
Цель психолого-педагогического сопровождения семьи
в условиях нашего НДОУ:
1. Повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах развития, воспитания и сохранности здоровья ребенка раннего и дошкольного возраста.
2. Установление прочных партнерских взаимоотношений между детским садом и семьей.
3. Формирование активной позиции родителей, актуализирующей полученные психолого-педагогические знания, помогающая им раскрыть потенциальные образовательные возможности в вопросах воспитания, развития и сохранности здоровья своих детей.
4. Повышение степени включенности родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
Задачи:
• повышать информационную компетентность, уровень психолого-педагогических знаний, педагогической образованности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста через применение современных мер в воспитании ребенка, сохранности здоровья, с учетом его индивидуального темпа развития;
• повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей через их привлечение к участию в теоретических и практических мероприятиях;
• вооружить родителей необходимыми теоретическими знаниями, практическими умениями для создания воспитательно-образовательной среды в семье;
• поднять степень осознанности родителями своих прав и обязанностей за создание оптимальных условий для воспитания и развития ребенка в семье;
• повышать ответственность родителей за процесс воспитания, развитие у них умений самостоятельно решать проблемные ситуации;
• обеспечить условия для саморазвития и самореализации родителей в освоении роли успешного родителя.
Содержание психолого-педагогического сопровождения семьи в нашем детском саду можно условно разделить на три блока:
– I блок – информационно-просветительский
Основными задачами реализации данного блока являются: формирование личностной заинтересованности родителей в совершенствовании знаний о воспитании ребенка, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах совместной деятельности детей и взрослых.
В информационно-просветительский блок мы включили следующие мероприятия:
1. Диагностика
– Первичная диагностика родителей с целью выявления индивидуальных особенностей детей, особенностей воспитания детей в семье, а также по определению индивидуальных психолого-педагогических параметров готовности детей к поступлению в ДОУ.
– Диагностика родительского отношения к детям (тест – опросник родительского отношения к детям АСВ – авторы А.Я Варга, В.В. Столин, тест-опросник родительского отношения, родительское сочинение и др.).
– Диагностика внутрисемейного взаимодействия (методики «Моя семья», «День рождения», «Мир мамы, мир папы» и др.)
2. Анкетирование с целью определения уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольников и выявления мнения о качестве воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, удовлетворенности эффективностью мероприятий («Какое место занимает физкультура в вашей семье?», «Адаптация ребёнка к детскому саду», «Психологическая готовность родителей к поступлению ребёнка в школу» и др.)
3. Родительские собрания, направленные на повышение информационной компетентности, уровня педагогической образованности родителей в вопросах воспитания и развития детей, сохранности здоровья («Кризис трёх лет», «Как вырастить ребёнка счастливым», «Скоро в школу мы пойдём», «Адаптация ребёнка к детскому саду», «Родители – гиды на пути познания ребёнка», «Семья и дошкольное учреждение: пути эффективного взаимодействия» и др.)
4. Регулярно проводятся Дни открытых дверей в детском саду. Мы привлекаем родителей к участию в теоретических и практических мероприятиях. Родители имеют возможность принять непосредственное участие в образовательной деятельности. Всем желающим предоставляется возможность пройти по группам, принять участие в занятиях, прогулках, получить консультации специалистов: психолога, логопедов, музыкальных работников, инструктора по физическому воспитанию. Таким образом, родители имеют возможность увидеть жизнь детского сада изнутри.
5. Особое внимание уделяется психолого-педагогическому сопровождению адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. Работа в данном направлении призвана обеспечить адаптацию ребёнка к условиям ДОУ с минимальными потерями в плане психического, физического и социального здоровья. В рамках сопровождения малышам и их родителям дарятся красочные приглашения в детский сад, информационные буклеты и памятки, проводятся диагностические беседы по прогнозу адаптации « Готовность ребёнка к условиям ДОУ», оформляются стендовые консультаций в группах: «Ребенок 2 – 3 лет», «Как играть с малышом», «Как подготовить ребёнка к детскому саду», «Малыш идёт в детский сад», проводятся родительские собрания «Ребёнок в детском саду». Родители имеют возможность находиться с ребёнком в группе в столь непростое для малыша время.
6. Программа сопровождения «Скоро в школу мы пойдём»
Переход детей на школьную ступень обучения очень важен для каждого выпускника детского сада. И в наших силах сделать так, чтобы этот этап начинался с радостью. Поэтому взаимосвязь с родителями при подготовке к школе достаточно тесная. После диагностического обследования на предмет готовности ребёнка к школе, каждый родитель на индивидуальных консультациях имеет возможность познакомится с результатами диагностики, получить необходимые рекомендации, по желанию возможно присутствие родителей на диагностике. На родительских собраниях освещаются общие вопросы психологической готовности детей к обучению в школе, которые позволяют подготовить родителей к оказанию помощи ребенку в решении возникающих у него проблем при подготовке к школе.
Эффективной формой работы зарекомендовали себя открытые занятий детей с родителями. Стендовая информация в группах, буклеты для родителей так же незаменимы при подготовке детей и их родителей к началу регулярного обучения в школе.
– II блок – эффективное сотрудничество специалистов детского сада и семьи
Во взаимодействии с родителями мы используем разнообразные формы и методы, которые сближают педагога и родителей, приближают семью к детскому саду.
1. Один из таких методов – проектный. Предлагаемые нами проекты направлены на интенсификацию работы с семьей на основе двустороннего взаимодействия: ДОУ с семьей и семьи с ДОУ. Родители принимают активное участие в проектной деятельности. На базе НДОУ реализуются такие интересные проекты как: «Мама, папа, я – мы семья», «Правила движения достойны уважения», «Юный железнодорожник».
2. В нашем детском саду с целью установления сотрудничества семьи и детского сада в приобщении детей к здоровому образу жизни создан клуб «Здоровячок». Деятельность клуба направлена на формирование и развитие у детей и их родителей здорового образа жизни, создание здоровой и безопасной среды не только в условиях дошкольного учреждения, но и дома. В рамках работы клуба «Здоровячок» проводятся разнообразные мероприятия: семейный праздник «Семью семь»; выставки: «Моя родословная», «Дом моей мечты», кулинарный конкурс «Семейные рецепты».А на информационных стендах клуба родители всегда могут ознакомиться с анонсами и отчётами о проведённых мероприятиях.
3. Ещё одно интересное и активно развивающееся направление работы НДОУ – это работа с одарёнными детьми. В части взаимодействия с родителями психологическое сопровождение осуществляется в основном по таким направлениям как: просвещение, обучение практическим умениям. В дошкольном возрасте именно родители лучше всего могут помочь детям реализовать свои потенциальные возможности. А способности есть практически у всех малышей. Уровень этих способностей, безусловно, зависит от природных задатков, но не менее важно, чтобы родители вовремя заметили их и развили до уровня одаренности. И поэтому наша общая ель вовремя заметить способности ребёнка и создать все условия для их развития. Поэтому основной акцент в работе с родителями делается на демонстрацию условий, методов и приёмов для своевременного, разностороннего и полноценного психофизического развития малыша. В той или иной степени вопросы детской одарённости обсуждаются с родителями и при индивидуальном консультировании и в процессе плановых встреч: «Детская одарённость», «Что можно сделать для развития способностей дошкольников», «Нестандартный ребенок».
4. Традиционно в НДОУ проводятся мероприятия, где родители принимают самое активное участие. На спортивных и музыкальных праздниках родители не просто зрители, а полноправные участники, которые играют, танцуют и поют песни вместе со своими детьми. Уже традиционно в детском саду проводятся праздники в честь 8 марта, 23 февраля, Дня матери, спартакиада «Мама, папа, я – дружная семья», “Папа может все, что угодно”.
5. Ещё одна эффективная форма взаимодействия с родителями – «Телефон доверия». Посредством «Телефона доверия» родители могут высказать свои пожелания и предложения, касающиеся работы НДОУ, задать интересующие их вопросы любому специалисту и получить ответ на страницах газеты детского сада или посредством информационных стендов.
6. Мы живём в век информационных технологий, и сегодня сложно представить нашу жизнь без глобальной сети Интернет. Миллионы организаций, учреждений имеют свои сайты, и наш детский сад не исключение. На сайте наши родители имеют возможность ближе познакомиться с жизнью детского сада, получить рекомендации, оставить отзывы и пожелания. Это направление в работе с родителями осваивается не так давно и поэтому предстоит сделать ещё очень много.
7. Родители вместе с детьми регулярно, активно принимают участие в конкурсах и выставках. В детском саду уже традиционными стали выставки подделок и рисунков «Здравствуй, осень золотая!», «Зимние забавы», «О чём мечтают наши дети?», «Моя мамочка». Родители и дети с удовольствием участвуют в конкурсах проводимых нашим дошкольным учреждением, кроме того они активные участники конкурсов проводимых совместно с Медвежьегорским железнодорожным узлом «Правила безопасности на объектах железной дороги», «Моя мама – самая лучшая!».
8. Нахождение путей содержательного контакта педагогов с родителями, это ещё одна из сторон взаимодействия ДОУ и семьи. Педагоги и специалисты детского сада являются участниками различных тренингов личностного роста и повышения их культуры общения, навыков саморегуляции («Профессиональное самосовершенствование», «Мудрость в повседневных контактах», «Способы выхода из конфликтных ситуаций»).
9. Большая роль в повышении уровня доверия между педагогами и родителями принадлежит родительскому комитету дошкольного учреждения. Он является составной структурной единицей адресного сопровождения семей. Родители из состава комитета, хорошо знают профессиональные возможности педагогического коллектива. У представителей родительской общественности нашего детского сада широкий круг проявления их инициативы и полномочий.
– III блок – консультативно-профилактический
Содержание блока направлено на оказание консультативной помощи и профилактической поддержки родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка раннего и дошкольного возраста.
1. На доске объявлений на входе в НДОУ помещается: официальная информация обо всех делах в ДОУ: когда будет собрание, праздник; выражение признательности за участие в мероприятиях, благодарности;
интересные мысли и высказывания – как информация к размышлению о жизни и воспитании детей.
2. В каждой группе имеется информационные уголки для родителей, где представлена обобщенная информация о жизни группы, о педагогах, родителях, детях, консультации специалистов детского сада. Подборка тематических материалов регулярно меняется, что позволяет родителям быть в курсе всех событий в группе.
3. В ходе тематических групповых консультаций у родителей есть возможность получить интересующую их информация по вопросам развития и воспитания детей, посредством различных приёмов: решение проблемных ситуаций, тренинги умений, мини-тестирования. В таких встречах принимают участие администрация детского сада, логопеды, психолог, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, медицинская сестра. Темы таких встреч, как правило, предлагают родители, исходя из трудностей, с которыми они сталкиваются при взаимодействии с детьми («Капризы», «Взаимоотношения детей в семье», «Гиперактивный ребёнок», «Речевые нарушения у детей дошкольного возраста», «В здоровом теле – здоровый дух»).
4. С 2009 года в детском саду ежемесячно выпускается газета «Новости из “Сказки“», на страницах которой регулярно освещаются темы, связанные с вопросами развития, воспитания, здоровьесбережения детей. Вот некоторые темы: Как формируется личность», «Развиваем речь детей», «Учим ребенка общаться», «Почему дети разные» и др. Кроме того, предлагаются советы по организации мероприятий, семейных праздников, досуга с детьми и т.д. Например, «Игры, которые можно провести дома», «Выходной с малышом», «Ребенок на даче», «Животные дома – за и против», «Обзор журналов для детей» и др. Газета доступна всем родителям, они могут прочитать свежий номер в группе в то время, когда ребенок одевается перед уходом домой, могут взять газету с собой и изучить в свободное время. Благодаря такой форме работы с родителями, мы сумели реализовать их право на участие в жизни детского сада, предоставили им возможность больше узнать о своем ребенке, о педагогах, работающих с детьми, о развивающей среде детского сада, проблемах, успехах, достижениях.
5. Информационные буклеты-памятки так же приобретают популярность среди родителей наших воспитанников. Эта форма удобна тем, что родители могут, получив буклет, не только прочитать имеющийся в ней материал, но и на практике осуществить предложенные рекомендации: выполнить упражнения, задания, поиграть с детьми в предложенные игры «Точечный самомассаж», «Коммуникативные игры», «Гимнастика для глаз», «Гиперактивный ребёнок», «Детская агрессия». На мой взгляд, особую ценность имеют буклеты по тематике трудных жизненных ситуаций, от которых, к сожалению, не застрахован никто («Ребёнок в ситуации развода», «Если в семье случилось горе»)
Мы живём в необычное время. На наших глазах многое меняется, но неизменным остаётся желание человека сделать своих детей счастливыми и успешными в жизни. Хорошо, что сейчас стали говорить о приоритете семьи в воспитании ребёнка. Это значит, что на первый план в жизни человека по праву выходят самые близкие люди – его родители. Именно им отводиться ведущая роль в воспитании ребёнка, а все социальные институты и учреждения должны оказать помощь семье, профессионально сотрудничая с ней. Наше сотрудничество и взаимодействие предполагают активное общение и включённость в живой педагогический процесс родителей. Ведь совместно прожитые взрослыми и детьми периоды времени, наполненные значимой, интересной деятельностью, могут внести свой вклад в воспитание и дать положительные результаты.
Источник