Сопровождение ребенка составление индивидуальных программ развития

                                Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                                                       «Детский сад» с.Добровольское

                                                                                                                                          Утверждаю: МДОУ

                                                                                                                        «Детский сад» с.Добровольское

                                                                                                                         ___________Дуйсенбенова И.С

                                                                                                               Составила:

                                                                       Ажигулова Жулдуз Темирбековна.                                    

Ф.И. ребенка:Дурткаринова Амина, Русских Данил, Косов Стас.

Вторая младшая группа.

Пояснительная записка: создание индивидуального маршрута ребенка основано на промежуточных результатах мониторинга и психологической диагностики.По итогам мониторинга у ребенка очень слабо развиты все познавательные процессы: слуховое восприятие, внимание, слуховая и зрительная память, мышление. Недостаточно сформированы все компоненты устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм). Слабо сформированы элементарные математические представления и ориентировка в пространстве.

  Если ребенок  неоднократно будет  выполнять упражнения различного уровня сложности, закреплять и совершенствовать способы действия то уровень развития ребенка повысится.

Педагогу создавать ситуацию успеха, во время объяснения способов действий.

Ребенок овладеет речью как средством общения со взрослыми и сверстниками. Обогатится словарный запас, будет развита связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь.                                                              

                                                             Индивидуальный  образовательный маршрут.

Образовательные области

Проблемы, выявленные в ходе мониторинга

Основные дидактические задачи (по программе)

Дидактические игры и упражнения

Социально-коммуникативная

Затрудняется  игр. действий с воображаемыми предметами. Не принимает на себя роль в игре. Однообразны ролевые действия, отсутствуют ролевые высказывания. Содержательность и длительность ролевых высказываний, наличие ролевых бесед однообразны.

Не имеет представление об основных функциях организма и частях тела и условиях его функционирования.

Не имеет представления о пользе движений для здоровья.

Не имеет представления о пользе витаминов, продуктах, в которых они содержатся.

1.Прививать культурно-гигиенические навыки и формировать  у детей привычку к ЗОЖ:

2.Формировать представления об особенностях своего организма, назначении отдельных органов (глаза, ухо, нос, ноги и т.д.), условиях их нормального функционирования.

3.Формировать понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и о своем здоровье.

4.Создавать условия для свободной игры детей;

-внимательно и тактично наблюдать за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости как равноправный партнер;

-способствовать созданию условий для возникновения и развертывания игры детей;

-обогащать детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре; побуждать детей к развертыванию игры;

-в качестве непосредственных участников игры предлагать детям различные виды игр (сюжетно-ролевые, режиссерские, игры-драматизации, игры с правилами) и игровых действий;

-помогать овладевать способами ролевого взаимодействия;

-приобщать детей к культуре взаимоотношений в игре;

Игр. упражнение:

«Покажи, как правильно чистить зубы».

«Семейные увлечения и хобби» (рассказы детей)

Игра  «Полезно – не полезно»

Игра  «Магазин игрушек»

Игра «Нас лечат врач и медсестра»,

Игра «Новоселье куклы»,

Игра «Дом в котором ты живешь»,

Игра «Зоопарк»,

Игра «Что надо для поездки»,

Игра «подбери груз для машины».

Игровые обучающие и проблемные  ситуации.

Игры – драматизации: «Перчатки»

Развитие речи.

Затруднения в умении правильно произносить звуки, в опознании звука в слове, в отборе предметов на определенный звук, в выборе предмета их двух с заданным звуком, в поверке слоговой структуры слова, словарь признаков, глагольный словарь, мн.ч.сущ. ,род.п. сущ. Мн.ч., уменьшительно – ласкательная форма, Составление рассказа по картинке, составление описательного рассказа.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 103

1. Обогащение предметного словаря существительных по темам этого периода: овощи и фрукты, деревья, грибы, ягоды, сад, огород, человек, предметы за уходом тела, посуда, продукты питания.

2. Расширить словарь прилагательных и глаголов.

3. Образование существительных множественного числа от единственного.

4. Практическое употребление притяжательных прилагательных и местоимений мой, моя, моё в составе простого предложения.

5. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

6. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.

Ребенок – смотрит. Дети – смотрят.

 Игра «Угадай, когда это бывает? ».

Игра «Времена года» (Лото), игра «Времена года» (разрезные картинки).

Игра «Какой, какая, какие? ».

 Игра «Что он делает? ».

 Лото «Овощи и фрукты», домино «Овощи».

 Игра «Один – много» с мячом.

 Игра «Назови ласково» с мячом.

 Игра «Жадина» – моя машина, мой самовар, мое мороженное.

 Игра «Какой, какая, какие»

Познавательное развитие

(ФЦКМ)

Не имеет представление о предметах, не умеет выделять свойства и качество предметов, затруднены представления в классификации предметов, С помощью взрослого называет профессии, не умеет устанавливать причинно-следственные связи.

 1.Расширять кругозор ребенка по теме «Осень»: труд взрослых осенью, овощи, фрукты, подготовка диких животных и птиц к зиме, подготовка природы к зиме.

2.Продолжать знакомить с признаками предметов, совершенствовать умение определять их цвет, форму, величину, вес. Развивать умение сравнивать и группировать предметы по этим

признакам.

3.Рассказывать детям о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Помогать устанавливать связь между

назначением и строением, назначением и материалом предметов.

4.Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход).

5.Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской

местности с опорой на опыт детей.

6.Расширять представления о профессиях.

7.Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы

8.Расширять представления детей о некоторых

Игра «Подбери посуду правильно»

Игра «Найди пару»

Игра «Из чего сделано?»

Игра «Раздели предметы на группы»

Игра «Свойства»

Игра «Хитрые предметы»

Игра «Подбери картинку».

1. Развивать внимание, память, восприятие.

2. Развитие мелкой моторики.

3. Развитие мышления.

 Игры: «Чего не бывает? » (картинки «Времена года»).

 Игры «Чем похожи? », «Что изменилось?».

 Игра «Чего не стало?».

 Игра «Сравни два предмета».

 Игра «Разрезные картинки» (разрезанные по вертикали, по горизонтали и по диагонали на 4 части).

 Учим и выполняем пальчиковую гимнастику по лексическим темам.

 Учить загадки, приметы, стихотворение к праздникам.

 Обводка по трафаретам предметов.

 Игра «Сгруппируй предметы по цвету»

 Игра «Сгруппируй предметы по форме»

 Игра «Сгруппируй предметы по размеру»

 Игра «Закончи предложение» –

Я пил молоко из … (чашки);

Я взял зонт, потому что … (идет дождь).

 Игра «Четвертый лишний».

 Игра «Что художник перепутал».

 Отгадай загадку.

Познавательное развитие (ФЭМП)

Затрудняется в  соотношении количество предметов, в сравнивании группы предметов, в  ориентировке в пространстве. Не сформированы

 временные представления. Не различает цвет и форму предметов.

1. Учить находить один, мало и много предметов; использовать их в речи.

2. Учить согласовывать числительное «один» и наречия «много», «мало»  с существительными в роде, числе и падеже.

3. Закрепляем цвет, форму и размер предметов.

4. Пространственная ориентировка на столе .

5. Временная ориентировка (утро – завтрак, день – обед, вечер – ужин).

6. Зрительное восприятие формы. Закреплять форму предметов: круг и квадрат.

7. Зрительное восприятие цвета. Закреплять название основных цветов.  

8. Зрительное соотнесение размера. Учить пользоваться в речи словами: «большой», «маленький», «одинаковые». Учить пользоваться в речи словами: «высокий», «низкий»,  «одинаковые».

Игра «Один и много».

 Игра «Найди в комнате много одинаковых предметов».

 Игра «Принеси несколько предметов».

Игра «Покажи, каких мало предметов».

 С/игра «Магазин».

 Игра «Найди карточки с одним  предметом и где много».

 Д/и «Чудесный мешочек».

 Составление бус из геометрических фигур одинакового цвета, чередуя их.

 Составление бус из геометрических фигур разного цвета.

 Составь бусы, меняя размер фигур от большого к маленькому или от маленького к большому.

 Игра «Цвет, форма».

 Игра «Разноцветное лото», лото «Цвет».

 Игра «Разложи овощи (фрукты, ягоды) по цвету».

 Игра «Назови красные (зеленые, желтые, синие) предметы».

 Игра «Разложи предметы (овощи, ягоды. фрукты) по форме.

 Игры: «Разложи фигуры по форме»; «Найди предметы круглой (квадратной) формы.

 Игры: «Найди в группе красные (синие) предметы».

Художественное-эстетическое развитие

Имеются затруднения :  в изображении предметов, в композиционном расположении. Не достаточно сформированы приемы вырезания круга из квадрата, овал из прямоугольника, не использует средства выразительности, не проявляет творчество.

1.Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами.

2.Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

3.Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить

новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета.

4.Развивать умение смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.

5.Формировать умение правильно передавать расположение частей сложных предметов

Продолжать формировать умение создавать декоративные

композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров.

Лепка

1.Продолжать развивать интерес детей к лепке;

2.совершенствовать умение лепить из глины

(из пластилина, пластической массы).

3.Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих

группах.

4.Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором помощи стеки.

5.Закреплять приемы аккуратной лепки.

Аппликация

1.Развивать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.

2.Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими.

3. Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем

длинных полос.

4.Развивать умение составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.).

Читайте также:  Индивидуальная программа для обучения и развития ребенка с зпр

5.Упражнять в вырезании круглых форм из квадрата и овальных из прямоугольника путем скругления углов, использовании этого приема изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т.п.

6.Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм.

7.Формировать умение преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг —

на полукруги, четверти; квадрат — на треугольники и т.д.).

8.Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.

9.Поощрять проявления активности и творчества.

10.Формировать желание взаимодействовать при создании коллективных композиций.

Развитие детского творчества

1.Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.

2.Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение,

эстетические чувства, художественно-творческие способности.

3.Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.

Обогащать представления детей об искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как

основе развития творчества.

4.Развивать умение выделять и использовать средства вьгразительности в рисовании, лепке, аппликации.

5.Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.

6.Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь.

7.Формировать умение проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.

Д/игры:

«Воздушные шары», «Спрячь мышку», «Подбери по цвету»

«Нарисуй картинку палочками», «Картина», «Волшебные картинки»

Игровые упражнения:

«Самолеты за облаками», «Трудные виражи», «Вниз по реке» , «Какой узор».

Игр.упр-е «Ощупай и слепи».

Игр.упр-е : «Режем прямо».

Д/и «Геометрическое лото»,

Лото «Цвет и форма»,

Д/и «Сделай узор»,

«Сложи узор», «Орнамент»

Результаты индивидуального маршрута: Анализ результатов, проведенного мониторинга от 04.2018 г. показал результативность разработанного маршрута, в ходе которого были решены поставленные задачи, которые реализовывались непосредственно организованной деятельности, самостоятельной деятельности, индивидуальной работе, в организации развивающей предметно-пространственной среды, а так же при участии родителей и воспитателей ДОУ, на протяжении всего учебного года. В результате проведенного мониторингового обследования данный ребенок, по всем образовательных областям, имеет средний уровень усвоения образовательных задач и познавательного развития.

Результаты индивидуального маршрута: Анализ результатов, проведенного мониторинга от 04.2018 г. показал результативность разработанного маршрута, в ходе которого были решены поставленные задачи, которые реализовывались непосредственно организованной деятельности, самостоятельной деятельности, индивидуальной работе, в организации развивающей предметно-пространственной среды, а так же при участии родителей и воспитателей ДОУ, на протяжении всего учебного года. В результате проведенного мониторингового обследования данный ребенок, по всем образовательных областям, имеет средний уровень усвоения образовательных задач и познавательного развития.

Источник

Алгоритм

составления индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения.

Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ включает в себя не только специальную коррекционно-развивающую работу с детьми в индивидуальной форме, но и обязательную работу с администрацией образовательной организации, педагогическим коллективом, родителями.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

·  изучение индивидуальных особенностей детей 

·  оказание помощи детям, которые нуждаются в создании специальных образовательных условий,

·  создание эмоционально благоприятного климата в педагогическом и детском коллективе;

·  своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии;

·  повышение психологической и педагогической компетентности родителей и учителей по вопросам касающихся обучения и воспитания ребенка;

С целью обеспечения эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся по адаптированным образовательным (общеобразовательным) программам в обязательном порядке должен функционировать психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Деятельность ПМПк осуществляется в соответствии с письмом Министерства образования РФ от 01.01.2001 г. №27/90-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения», рекомендациями ПМПК.

Последовательность разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения

В соответствии с требованиями к разработке различного рода программ проектирование содержания индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения осуществляется на основе программно-целевого подхода. При проектировании и реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения (ИПППС) для детей с ОВЗ рекомендуется соблюдать следующую последовательность действий:

1.  Анализ требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта для обучающихся с ОВЗ, требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), содержания примерных основных общеобразовательных программ и учебного плана.

2.  Изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

3.  Определение временных границ реализации индивидуальной программы.

При проектировании индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения указывается временной период, отведенный на реализацию содержания индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения. Оптимальный вариант разработки ИПППС для обучающегося составляет один год. Корректировка содержания ИПППС осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в апреле-мае текущего учебного года.

4.  Четкое формулирование цели индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения.

Цели воспитания и обучения, как государственные требования к обучающимся в общем виде, формулируются с учетом ФГОС. В индивидуальной программе психолого-педагогического сопровождения эти цели уточняются и конкретизируются.

Цель должна быть конкретна и измерима, непротиворечива и согласована с целью и задачами работы образовательного учреждения.

5.  Определение задач коррекционной работы в рамках реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения. Задачи индивидуальной программы определяют направления учебно-воспитательной и коррекционной работы с ребенком.

6.  Определение содержания индивидуальной программы с учетом целевого назначения, требований линейности и концентричности. Описание способов и приемов, посредством которых обучающийся будет осваивать содержание образования.

7.  Планирование форм реализации разделов индивидуальной программы: индивидуальные, индивидуально-групповые, групповые, коллективные и другие.

8.  Планирование форм участия в реализации индивидуальной образовательной программы педагогических работников (дефектолога, психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования, ассистента/помощника и др.), а также родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ.

9.  Определение критериев промежуточной и итоговой оценки эффективности мероприятий, заложенных в содержании индивидуальной образовательной программы; форм и критериев мониторинга динамики коррекционной работы в рамках реализации индивидуальной образовательной программы.

Структура и содержание программы.

Структура программы представляет собой единую систему, состоящую из нескольких этапов работы: предварительный, диагностический, коррекционно-развивающий и аналитический. Каждый этап включает медицинское, психологическое, и социальное направление и состоит из следующих блоков: Психологическое сопровождение, логопедическое сопровождение, дефектологическое сопровождение, педагогическое сопровождение, лечебно-оздоровительное сопровождение.

Читайте также:  Ребенок 1 год игры для развития речи

·  Предварительный этап проводится с целью помощи воспитанникам в адаптации к новым условиям (для детей, вновь прибывших в образовательную организацию)

·  Диагностический этап проводится с целью определения наиболее проблемных зон, сохранных функций, возможностей и способностей ребенка. Конечной целью диагностического этапа является разработка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ

·  Коррекционно-развивающий этап проводится на основе диагностических данных, обеспечивает создание педагогических условий. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной программы; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

·  Аналитический этап. На данном этапе проводятся текущие мониторинги и промежуточные психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк). На промежуточном ПМПк обсуждается динамика развития детей, корригируются программы, принимается решение об изменении формы работы (например, не групповая, а индивидуальная), решается вопрос об адекватных формах обучения.

По итогам года проводится завершающий ПМПк, где обсуждается выполнение задач учебного года, планируется дальнейшая работа.

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения состоит из нескольких взаимосвязанных разделов. Основными компонентами структуры индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения могут являться:

1.  Титульный лист

включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями. Программа должна быть согласована с председателем психолого-медико-педагогического консилиума. На титульном листе можно указать специалистов, которые являются ответственным за реализацию ИПППС программы.

2.  Пояснительная записка

Излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируются цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке следует указать основные общеобразовательные программы (адаптированные основные образовательные (общеобразовательные) программы, на основе которых разработана индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, а также обосновать варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.

3.  Содержание коррекционно-развивающей работы.

Содержание коррекционно-развивающей работы

Виды деятельности

Диагностическая работа

Коррекционно-развивающая работа

Консультативная работа

Аналитическая работа

Психологическое сопровождение

Направления работы

Задачи

Содержание и формы работы

Ожидаемые результаты

Прим(другое)

Логопедическое сопровождение

Направления

Задачи

Содержание и формы работы

Ожидаемые результаты

Прим(другое)

Педагогическое сопровождение

Направления

Задачи

Содержание и формы работы

Ожидаемые результаты

Прим(другое)

Примерные направления работы по повышению психолого- педагогической компетентности родителей

Направление

Содержание работы

Ответственный

Консультирование

Родительские собрания

Анкетирование

Открытые мероприятия

4.  Заключение и рекомендации. В данном разделе формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года. Рекомендации формулируются с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья специалистами на следующем этапе его обучения.

Нормативно-правовые документы

1.  Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.

2.  Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 20013 г. № 000).

3.  О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения (письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 марта 2000 г. № 27/901-6).

4.  Приказ Минобрнауки России от 01.01.2001 г № 000 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта начальногообщего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

5.  Приказ Минобрнауки России от 01.01.2001 г.№ 000 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта начальногообщего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Литература:

1.  , Зарин сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. СПб: издательство РГПУ им. ; издательство «СОЮЗ», 2001г.

2.  Битянова психологической работы в школе, (серия Практическая психология в образовании) – М.: Совершенство, 1997.

3.  Борякова развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. М: «Гном-Пресс», 1999.

4.  Аутизм: Медицинские и педагогические аспекты / Пер. с англ. , под ред. : СПб.: ИСПиП, 1998.

5.  Гиппенрейтер с ребенком. Как? – М., 2004.

6.  Зелинский и ребенок на первой консультации // Мастерство психологического консультирования. Под ред. , A. M. Родиной. СПб.: Европейский дом, 2002.

7.  , , Овчинникова организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях. – СПб.: КАРО, 2005.

8.   Ю., Ткачева помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии (Методическое пособие).

9.  Психолого-медико-педагогическая консультация. Методические рекомендации. / Под ред. . – СПб: Институт специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга, 1999

10.  Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов / Под ред. . — М., 1999.

11.  Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. , . – М., 2003, гл. 6.

12.  Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребёнка. – СПб, 1998

13.  Ремезова и содержание интегрированного и дистанционного образования детей с проблемами в развитии в общеобразовательном учреждении. Самара: Изд-во СГПУ, 2007.

14.  , , Логинова овладение младшими школьниками с нарушением интеллекта мыслительными операциями. Самара: ПГСГА, 2010.

15.  Самукина в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционная программа. М: Новая школа, 1993г.

16.  Семаго на судьбу. Консультирование семьи «проблемного» ребенка, 2003.

17.  Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Подобщ. ред. , . — М.: МГППУ, 2012.

18.  Шевченко -развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

19.  , Бессонова помочь детям с недостатками речевого развития. М: АРКТИ, 1997.

Информационные ресурсы.

1. https://festival.1september. ru (раздел «Коррекционная педагогика»)

2. ikprao. ru(Институт коррекционной педагогики РАО)

Источник