Сопровождение ребенка с особенностями развития
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Северо-Восточный административный округ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы “Школа с углубленным изучением английского языка № 1374”
Статья на тему:
«Психологическое сопровождение детей
с особенностями развития»
Автор работы: Мачурина Татьяна Николаевна
Должность: педагог-психолог
Место работы: ГБОУ Школа №1374
г.Москва 2015
Цель: изучение особенностей психологического сопровождения детей с особенностями развития.
Задачи:
1. Подробно рассмотреть содержание понятия «особенность развития».
2. Исследовать особенности работы психолога по каждому фактору.
По данным за 1981-1992 годы общий процент детей-школьников, страдающих грубыми речевыми нарушениями (ОНР, дисграфия, дислексия) составлял от 3 до 5%. На сегодняшний день процент подобных нарушений составляет примерно 37-40% от общего числа обучающегося контингента школы.
В настоящее время детей с особенностями развития становится в школах всё больше. Данные статистики неутешительны: с каждым годом процент детей с диагнозами ОВЗ, ОНР, ЗПР, СДВГ и нарушениями аутистического спектра возрастает. Специальные коррекционные образовательные учреждения закрываются, в школы приходит новое веяние – инклюзивное образование, подразумевающее под собой перестройку прежней образовательной системы с учётом особенностей и возможностей обучения детей с особенностями развития в среде общего среднего образования. При этом специалистов, которые могли бы взять на себя ответственность за воспитание и развитие детей с особенностями в обычных школах до сих пор единицы.
Традиционно роли учителей-наставников для детей с особенностями развития выполняют педагог-психолог и педагог-логопед. Так как работа педагога-логопеда сводится к коррекции и развитию правильного звукопроизношения, а также к коррекции письменной речи, остановимся на деятельности педагога-психолога.
Прежде всего, следует определиться, что подразумевает само понятие «дети с особенностями развития». Мы понимаем под этим термином ряд эмоционально-волевых, поведенческих и познавательных феноменов в психической сфере ребёнка, которые могут препятствовать его умственному развитию, социализации и, в конце концов, гармоничному развитию его личности. Остановимся подробнее на каждом из них.
1. Эмоционально-волевые и поведенческие нарушения.
1.1. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – проявляется повышенной активностью, трудностью концентрации внимания, неуправляемой импульсивностью. Дети с диагнозом СДВГ гиперподвижны, рассеянны и капризны. Как правило, такие дети агрессивны, драчливы и очень обидчивы. Они плохо учатся, потому, что не могут сосредотачивать внимание, постоянно отвлекаются, ходят по классу во время урока (иногда лежат на полу, отказываясь выполнять задание), раскидывают повсюду свои вещи, мешают одноклассникам. Им свойственен ряд психофизиологических особенностей, таких как: высокий мышечный тонус, повышенное артериальное давление, учащённое сердцебиение. Дети с СДВГ неохотно ложатся спать, а утром долго не могут проснуться, чтобы идти в школу. Родители отзываются о них, как о «непослушных и неуправляемых», учителя – как о «ленивых, избалованных и неряшливых». Этиология данного заболевания до конца не ясна; на сегодняшний день ведущую роль в возникновении и развитии синдрома СДВГ играют биологические и генетические факторы.
Психологическая коррекция.
В данном случае эффективная коррекция возможна лишь при сочетании медикаментозной и психологической терапии. Работа психолога должна быть направлена на коррекцию эмоционального состояния посредством специализированных расслабляющих методик, а также на развитие навыков самоконтроля, эмоционального интеллекта. Наиболее эффективна индивидуальная психологическая работа с применением техник арт-терапии, песочной терапии, терапии лепкой (глина, пластилин).
1.2. Неврозы, фобические расстройства – проявляются не только повышенным уровнем тревожности, но и соматическими проявлениями: нервные тики, тремор рук, заикание и логоневрозы, энурез. Эти дети крайне впечатлительны и ранимы, с раннего возраста пугливы и застенчивы, долго помнят обиды и свои неудачи, у них заниженная самооценка, доминирует мотивация избегания неудачи. Их отличает обострённое чувство вины, сильная мнительность, неуверенность в себе. У этих детей, как правило, очень мало друзей (или отсутствуют вовсе); они постоянно стремятся к уединению, тишине и спокойствию. Любое непредвиденное событие, нестандартное учебное задание или простой переход к изучению новой темы на уроке являются для них стрессовым фактором, вызывающим повышенное напряжение нервной системы. При сильном стрессе (например, перед экзаменами), обучающиеся с подобными расстройствами теряют сон, аппетит; у них постепенно начинают давать о себе знать соматические проявления психологических проблем: рвота, понос, боли в животе, головокружения, обмороки, экземы, аллергии и так далее. Дети с тревожными расстройствами истощаемы, им трудно сосредотачивать внимание (постоянно отвлекаются на посторонние стимулы, волнующие мысли, на часто не имеющие места в реальности события). При этом они могут хорошо учиться (так как постоянно опасаются неудачи, боятся быть осмеянными одноклассниками, учителем). Эти дети часто болеют, у них хронически пониженное артериальное давление, они постоянно мёрзнут (у них всегда ледяные руки и ноги). У ребят хрупкое телосложение, бледные кожные покровы, повышенный мышечный тонус. Даже при беглом взгляде на этих детей создаётся впечатление, что они постоянно держат себя «в ежовых рукавицах». Как правило, в семьях детей с тревожно-фобическими нарушениями властная гиперопекающая мать доминирует над безвольным отцом; ещё один вариант подобной патологической семьи – та, в которой один из родителей (обычно, отец) привержен какой-либо аддикции (наркоман, алкоголик). Наиболее опасным исходом при отсутствии психологического сопровождения является постепенное развитие у тревожного ребёнка депрессии.
Психологическая коррекция.
В данном случае необходимо корректировать эмоциональный фон ребёнка, проработать его внутренние страхи и конфликты. Необходимо развивать эффективные копинг-стратегии, обучать навыкам совладания со стрессом. Наиболее эффективна в данном случае индивидуальная работа с применением арт-техники, терапии тёплым песком, терапии лепкой (глина, пластилин). Работа должна проводиться строго по расписанию в назначенные дни, в спокойной, расслабляющей обстановке. Активная работа должна вестись и с семьёй ребёнка.
1.3. Агрессивное поведение – данный аспект часто выступает в структуре других нарушений, к примеру, СДВГ, но, в связи с распространённостью данного симптома в школе, мы его выделим отдельным пунктом. При этом следует подчеркнуть, что единичные случаи вспышки агрессии, несколько драк или слишком эмоциональная речь ребёнка вовсе не являются подтверждением наличия у него агрессивного поведения. Данное понятие включает в себя ряд специфических особенностей, среди которых: сниженный уровень самоконтроля, неадекватно завышенная самооценка (соответственно, неадекватно завышенный уровень притязаний), полное отсутствие (или существенно сниженный уровень), рефлексии, эмпатии и сопереживания другому человеку, отношение к другим людям как к объекту для удовлетворения своих потребностей, доминирование телесных потребностей над духовными, огромная жажда власти, признания; стремление подчинить себе другого человека любой ценой. Этих детей отличает повышенное артериальное давление, красноватое лицо, высокий мышечный тонус, крепкое телосложение. Они сильны физически, но учатся неважно (учение не представляет для них интереса). Самое опасное заключается в том, что эти дети получают психологическое удовольствие от боли другого человека (чему мы практически ежедневно становимся свидетелями, когда подростки избивают и мучают своих одноклассников, а затем публикуют записи в социальных сетях). Дети с подобными нарушениями вырастают, как правило, в неполных семьях или в семьях, в которых практикуется рукоприкладство.
Психологическая коррекция.
В данном случае наиболее эффективной будет групповая терапевтическая работа с применением техник проигрывания ролей. Необходимо развивать дефицитарные навыки – рефлексию, эмпатию, способность сопереживать другому человеку. Ребёнка необходимо обучать навыкам самоконтроля, эффективным способам коммуникации с окружающим миром. Необходимо дать возможность отреагировать свою агрессию в социально-приемлемом ключе. Крайне важна работа с родителями агрессивного ребёнка или подростка.
1.4. Расстройства аутистического спектра – неврологическое заболевание, характеризующееся, прежде всего, дефицитом социальных навыков и потребности во взаимодействии с окружающими людьми. Дети с подобным диагнозом живут «в своём мире» и далеки от мира реального. Им трудно учиться, особенно потому, что приходится контактировать с другими людьми, а для них это трудно. Нередко их отличают уникальные способности в точных науках, как правило, в математике. Как для детей с тревожно-фобическими расстройствами, так и для детей с диагнозом «аутизм» необходим чёткий режим и распорядок дня. Этих детей отличает пониженный мышечный тонус, рассеянное внимание. На сегодняшний день в этиологии расстройств аутистического спектра доминирующую роль оставляют за генетическими и биологическими факторами.
Психологическая коррекция.
В данном случае работа должна вестись индивидуально в строго ограниченное время и в комфортной для ребёнка обстановке. Работа должна быть направлена на развитие способности к взаимодействию с окружающими людьми, развитие познавательного интереса к миру.
2. Нарушения в познавательной сфере.
2.1. ОНР – общее недоразвитие речи. Сочетается, как правило, с различными видами грубых нарушений речи с фонематической и смысловой стороны. Диагноз ОНР часто встречается в сочетании с диагнозом «задержка психического развития» (ЗПР) и характеризуется низким уровнем основных мыслительным операций (анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования).
В последнее время ОНР диагностируется больше, чем у половины первоклассников. Без специальной логопедической и психологической коррекции диагноз ОНР оказывает существенное негативное влияние на качество получаемых ребёнком знаний, мешает усваивать учебный материал, затрудняет формирование учебной мотивации.
2.2. ЗПР – задержка психического развития. Характеризуется нарушением нормального темпа психического развития, таким образом, что отдельные психические функции (память, внимание, мышление, речь, восприятие) отстают в своём становлении от принятых для данного возраста норм. Если вовремя не поставить диагноз и не назначить программу коррекции ЗПР, ребёнок к 7-ми годам может оказаться абсолютно не готовым к школьному обучению. Образование будет даваться с трудом, учение превратиться в испытание, как для самого ребёнка, так и для его родителей. Кроме того, не выправленное в своё время ЗПР, как и ОНР (с которым они, как правило, сочетаются), накладывает отпечаток на всю последующую жизнь человека, снижая её качество и возможности индивида к умственной деятельности. Следует подчеркнуть, что при грамотной работе специалистов с данной проблемой возможно существенное ускорение темпа психического развития и корректировка дефицитарных функций.
2.3. ЗРР – задержка речевого развития. В данном случае дефицитарной оказывается только речевая функция при сохранности умственных и психических способностей. Соответственно, работа должна быть направленная непосредственно на сниженную психическую функцию – речь.
Психологическая коррекция.
Работа психолога при коррекции ОНР, ЗПР и ЗРР заключается в развитии дефицитарных познавательных функций (памяти, внимания, мышления, речи, восприятия). Для данной работы применяется ряд стандартизированных методик и упражнений: «Исключение лишнего», «Четвёртый – лишний», «Классификация», «Сравнение понятий», «Назови одним словом», «Сапожки», «Фигуры», «Образец и правило», «Пиктограммы», «Пословицы и поговорки», «Обратный счёт» – для развития мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения и абстрагирования; «Корректурная проба», «Составь предложение», «Найди ошибку», «Найди слово», «Домик», «Узоры», «Графический диктант» – для развития произвольного внимания; «Десять слов», «Пиктограммы», «Пересказ» – развитие кратковременной и долговременной памяти; «Пересказ», «Составь рассказ», «Придумай сказку» – развитие речи, обогащение словарного запаса. Следует отметить, что психологическая коррекция и развитие дефицитарных познавательных функций существенным образом улучшает процесс обучения ребёнка, и, соответственно, снижает уровень стресса на уроке.
В заключении остаётся добавить лишь то, что работа с детьми с особенностями развития оказывается наиболее эффективной лишь в том случае, если в процесс включены все школьные специалисты (психолог, логопед, дефектолог), а также классный руководитель и родители этих детей.
Источник
Логопедическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития.
Кривицкая Виктория Николаевна, учитель-логопед
МОУ «Новоорловская средняя общеобразовательная школа»
Каждый ребенок испытывает потребность быть успешным. Ощущение успеха — необходимое условие развития ребенка. Для обеспечения ситуации успеха ребенку с особенностями психофизического развития необходимы усилия ряда специалистов, и, прежде всего — учителя-логопеда.
Проводя логопедическое обследование детей, мы обращаем внимание на особенности их психического и речевого развития. У многих первоклассников выявляется пассивность во всех видах деятельности, слабое внимание, снижение памяти. Некоторые из них отличаются сниженной любознательностью, вялостью и апатией при знакомстве с новыми впечатлениями. Для некоторых характерна двигательная расторможенность, импульсивность, они не умеют планировать свои действия, не могут сосредоточиться на каком-либо занятии. Запас сведений и представлений у части детей ограничен, не вполне сформированы навыки интеллектуальной деятельности. Их речь характеризуется бедным словарным запасом, несформированностью грамматических форм, нарушенным звукопроизношением, примитивной формой общения. Выработка плана коррекционно-педагогической работы для таких детей всегда требует индивидуального подхода. Составлению плана работы предшествует тщательное исследование речевых возможностей детей.
Основной задачей в коррекционно-развивающей работе является создание оптимальных условий для развития эмоционального, интеллектуального и речевого потенциала ребёнка. Исходным принципом коррекционно-развивающей работы является принцип единства диагностики и коррекции развития.
На основании диагностических данных предоставляется возможность построить комплексную программу сопровождения, направленную на смягчение и компенсацию выявленных отклонений, нарушений и дефектов в развитии ребёнка. В осуществлении данной программы принимают участие все необходимые специалисты (врач,дефектолог, логопед, психолог, педагог и др.).
В дальнейшем, приступая к занятиям, педагог-логопед находится в постоянном рабочем контакте со специалистами. В планирование коррекционно-развивающей работы входит составление перспективного плана индивидуальных и групповых занятий, постановка индивидуальных задач, программ и выбор приемов преодоления речевых расстройств каждого учащегося, которые фиксируются в индивидуальной карте.
Контингент обучающихся в школе детей составляет неоднородную группу по нарушениям здоровья и проявлениям дефектов речи. Это дети с задержкой психического развития различного генеза, нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с системным недоразвитием речи, с дизартрией.
Рассмотрим некоторые подходы в использовании технологий логопедического сопровождения детей с проблемами в развитии на примере учащихся начальных классов.
Ученица 1 класса Настя Б.
Грубые нарушения моторики артикуляционного аппарата. Движения языка ограничены вверх и в стороны. В статичном положении язык не удерживается. Мягкое небо малоподвижно. Испытывает трудности в артикуляционных переключениях. Назализованный голос. Слюнотечение. Тяжелые нарушения звукопроизношения.
Словарный запас ограничен.Нарушения коммуникативной функции речи. Ограниченность жизненного и вербального опыта
В данном случае мы используем следующие формы и методы коррекционно-развивающего воздействия:
- каждое занятие обычно начитается с массажа. Он улучшает кровообращение и обменные процессы в тканях, нормализует тонус мышц, координирует их движения, оказывает благоприятное воздействие на нервную систему, служит для возбуждения иннервации речевой и лицевой мускулатуры. Применяется общий массаж, массаж лицевых мышц, логопедический массаж рук с помощью карандашей, массажных мячиков.
- в логопедической работе над речевым дыханием широко используется парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Эта гимнастика – единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку.
- артикуляционные упражнения для губ, языка, щек, неба
- развитие пальчиковой моторики подготавливает почву для последующего развития и формирования речи. Ведь пока движения пальцев скованны, неловки, развитие речи будет затруднено. В.А. Сухомлинский писал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Психологами давно доказано, что формирование речи находится в прямой зависимости от развития пальцев рук. Для развития ручной моторики успешно применяются игры с песком, водой, мелкими камешками, крупами, пуговицами, шнурование.
- Игры на развитие фонематического слуха: «Поймай картинку», «Переверни слово», «Придумай слова», «Звонит-сигналит» и т.п.
Ученик 2 класса Алексей А.
Системное недоразвитие всех сторон речи: сенсомоторной, словаря, грамматического оформления. Эмоциональная окраска речи сопровождается жестами и мимикой. Письменную речь понимает частично.
Трудности формирования учебных навыков ребенка обусловлены резидуально-органической симптоматикой поражения ЦНС и рядом энцефалопатических расстройств (синдром психомоторной возбудимости, аффективная неустойчивость).
Наряду с общепринятыми приемами логопедического воздействия в коррекционно-развивающей работе с этим ребенком мы используем инновационные природосообразные технологии, направленные на повышение функциональных возможностей отделов речевой системы: например активизация речевой моторики с помощью аквапроцедур и песочной терапии.
- Песочная терапия – мощный ресурс для коррекционно-развивающей и образовательной работы. Перенос обучающих и развивающих заданий в песочницу дает уникальный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация к занятиям, с другой – более интенсивно и гармонично развиваются познавательные процессы. Кроме того, создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность ребенка. Игры-драматизации на песке способствуют развитию мелкой моторики пальцев, тактильных ощущений, помогают вовлечь ребенка в активное речевое общение. Песок обладает замечательным свойством поглощать негативную психическую энергию и очищать энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние». Поэтому в процессе образовательной работы происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.
- Акватерапия. Вода оказывает не только лечебное действие, но и педагогическое. Игры с водой развивают творческий потенциал ребенка, активизируют воображение, образно-логическое мышление, тренируют мелкую моторику рук, стабилизируют эмоциональное состояние. Кроме оздоровительного эффекта эти приемы работы способствуют коррекции дефектного звукопроизношения, нормализует просодику речи. «Ручная артикуляция» – один из таких приемов.
- Имаготерапия( кукольный театр). Театральная деятельность стимулирует творческую активность ребенка, повышает мотивацию речевого общения. Возможности методов театральной педагогики уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на эмоционально-волевую сферу ребенка. Играя различные роли, дети обогащают свой словарь. Легче идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введением их в самостоятельную речь. Игра с куклой помогает правильно строить диалог, влияет на развитие связной речи. Драматизация сказок способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.
Помощь ребенку может быть по-настоящему действенной при правильной квалификации проблем развития и использовании различных подходов в организации адекватного дефекту коррекционно-развивающего обучения.
Литература
- Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. Сборник упражнений – М.: Сфера,2007
- Бычкова М.М. Карташова Г.М. Создание комфортной внутришкольной среды для детей с нарушениями речи//Логопед, 3,2008
- Киселенко Т.Е.Сам себе логопед. Уроки домашней логопедии. – Ростов н/Д: Феникс, 2005
- Мунгалова О.А. Использование природосообразных технологий в логопедической работе// Педагогическое обозрение, 6,2008
- Поваляева М.Н. Справочник логопеда. – Ростов-наДону, Феникс.2007
- Шигина Г.Ф. Попкова Е.Ю. Коррекционно-развивающая среда логопедической группы// Логопед. 2008.№5
Источник