Сопровождение ребенка раннего возраста имеющими отклонения в развитии

Слайд 1

Коррекционная работа с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в развитии.

Слайд 2

Главной особенностью коррекционной работы является : диагностическое изучение ребенка на момент поступления его в группу; обратную связь с семьей с целью получения полной информации о развитии ребенка ; взаимодействие с врачами-специалистами; построение занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; занятия интегративного характера, что предполагает возможность решения нескольких разноплановых зада в рамках одного занятия;

Слайд 3

индивидуально-дифференцированный подход: в рамках одного общего задания могут совпадать целевые установки; построение программы осуществляется по спирали: на каждом следующем этапе усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются; использование игровой мотивации на всех занятиях; продолжительность занятий устанавливается в зависимости от степени сложности занятия и от состояния детей в данный день; необходимость преемственности в работе воспитателя, логопеда и дефектолога: на аналогичном материале, в рамках одной темы каждый из специалистов решает общие и специфические задачи.

Слайд 4

Развитие общей мелкой моторики. Формирование элементарных графомоторных навыков развивать позы при имитации отдельных движений взрослого (в плане общей моторики: присесть, встать, топнуть, хлопнуть, покачать головой и т.п.); нормализовать состояние тонуса мелких мышц, с этой целью можно использовать массаж пальцев и кистей рук в играх с грецким орехом, попеременно с холодной и горячей водой (аналогично с кубиком льда), с тестом, глиной; побудить интерес к изобразительной деятельности, познакомить с бумагой и различными изобразительными средствами: рисование пальчиком и ладошкой, нанесение цветовых пятен;

Слайд 5

В плане общей моторики формировать более сложные навыки: учить имитировать более сложные действия: ходьба, прыжки, наклоны, подражать действиям с предметами: переносить, переставлять, перекладывать и т.п.; развивая моторику рук, важно совершенствовать хватательные движения, учить захватывать большие предметы двумя руками, а маленькие – одной рукой, закреплять различные способы хватания: кулаком, щепотью; при выполнении соотносящих действий в дидактических играх развивать точность движений рук, зрительно-моторную координацию; учить правильному захвату карандаша, стимулировать ритмические игры с карандашом и бумагой, учить выполнять свободные дугообразные, а также кругообразные движения рукой « Каляки-маляки », «Клубок», «Тучка», «барашек»), при этом сначала ребенок пассивно участвует в совместной со взрослым деятельности (взрослый водит рукой ребенка), а затем выполняет движения самостоятельно; развивать позы при подражании движениям взрослого, конструирование образов при помощи пальцев и кистей рук (пальчиковая гимнастика, простейшие позы: «кулачок», «крыша», «стульчик»);

Слайд 6

закреплять умение захватывать предмет щепотью и использовать указательный тип хватания (двумя пальцами: указательным и большим), с этой целью можно предлагать детям дидактические игры на переноску, перекладывание и сортировку мелких предметов, нанизывание на стержень, игры с крупной мозаикой, конструктором); развивать движения кистей рук (особенно полезны упражнения на релаксацию «Погладим котенка», «Маляр», «Полощем белье»); упражнения такого типа следует чередовать с динамическими («Кулак – ладошка – кулак»); учить продевать гибкий шнурок в отверстие, обучать застегиванию пуговиц (на специальных пособиях); учить выполнять серию движений по подражанию (в плане общей и мелкой моторики); развивать навыки застегивания (пуговиц, кнопок, «липучек») и шнуровки; учить элементарным выразительным движениям руками в пальчиковых играх – драматизация («Идет коза рогатая», «Пальчик-мальчик, где ты был?»).

Слайд 7

Развитие зрительного восприятия Развитие сенсорно-перцептивной деятельности на первой ступени предполагает решение следующих задач: стимулировать ориентировочную активность, привлекая внимание ребенка к предметам и явлениям, обеспечивая мотивацию; развивать способность узнавать предметы обихода и игрушки, по инструкции взрослого и показу выделять их в ряду разнородных объектов, находить идентичные (инструкция типа: «Дай игрушку», «Покажи мячик», дидактические игры с парными игрушками – выбор из двух предметов);

Слайд 8

развивать зрительное внимание и зрительную память, при наблюдении за двумя объектами (игры типа «Где мышка?», «Куда убежал зайка?»). При этом объекты перемещаются на глазах ребенка; учить соотносить предмет и его изображение, узнавать на картинке; развивать внимание и память, учить прослеживать за движением и перемещением предметов по отношению к другим объектам. Например, педагог предлагает ребенку: «Посмотри на игрушки. Покажи куклу. Покажи мишку. Закрой глазки», – в – учить различать два объекта по недифференцированному признаку величины (большой – маленький); учить выполнять инструкцию «Дай такую же фигурку», побуждая к практическому примериванию , сличению; учить собирать разрезные картинки без фона, развивая целостное восприятие; учить восприятию предметов по количественным признакам: один-много, один-два; упражнять в восприятии формы в играх с дидактическими игрушками: пирамидкой, матрешкой, матрицами; формировать пространственные ориентировки в координатах вверху – внизу.

Слайд 9

Развитие слуховых функций Развивать слуховое сосредоточение с использованием звучащих детских и музыкальных игрушке; развивать слуховое внимание и память: игра «Что звучит?» развивать слуховое восприятие при различении неречевых звучаний (последовательный ряд из 2-3 звуков), учить узнавать на картинках предметы и животных, ориентируясь на звукоподражания взрослого: «Чу-чу-чу» – что это едет?», « Би-би » – а это что?», «Кто тебя зовет – «мяу»?» развивать умение узнавать и различать неречевые звучания в ряду из 3-4 сигналов;

Слайд 10

развивать ориентировку на громкость и длительность звучания в играх; учить ориентироваться на высоту, силу, тембр голоса: «Кто мяукает – большой кот или маленький котенок, большая или маленькая дудочка играет?», «Кто тебя зовет – большой мишка или маленький: «Ау?»; учить с закрытыми глазами определять местонахождение источника звука; учить вслушиваться в интонации взрослого, реагировать на громкость звучания его голоса (громко, тихо, шепот).

Читайте также:  Индивидуальная карта психического развития ребенка

Слайд 11

Формирование предметной деятельности. развивать зрительно-двигательную координацию, учить действиям хватания, ощупывания, перемещения предметов (сначала допускаются совместные движения, затем ребенок выполняет их самостоятельно); более сложные задания предполагают обучение орудийным действиям с предметами, имеющими фиксированное значение: ложкой, чашкой, совком, ведерком, лейкой; учить выполнять некоторые соотносящие действия в играх с вкладышами, кастрюльками, пирамидками, побуждать к ориентировке в величине; учить совмещать фигурку с прорезью, действовать последовательно, целенаправленно, поддерживать предмет другой рукой, упражнять в согласовании движений обеих рук (используются доска Сегена , матрицы);

Слайд 12

учить на ощупь ориентироваться в фактуре предмета; учить соотносить пары предметов по величине, например, подобрать разным по величине куклам посуду, одежду, мебель; совершенствовать зрительно-моторную координацию, закреплять навыки обследования предмета: ощупывание, обведение контура пальцем; учить узнавать предметы по обводящему движению руки и показывать их; учить рисовать пальчиком на столе и в воздухе контур круга, квадрата; развивать конструктивные способности: воспроизводить простейшие постройки по подражанию и образцу; обучать предметно-игровым действиям: покатай машину, прокати куклу, покорми зайца, укачай куклу.

Слайд 13

Формирование коммуникативных навыков. установить эмоциональный контакт с ребенком, побуждать к визуальному контакту, формировать умение слушать педагога, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию: «Подойди ко мне», «Посмотри на меня», «Покажи игрушку»; развивать умение обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации; формировать у детей образ собственного Я, учить узнавать себя в зеркале, выбирать свое отражение из двух (в паре с другим ребенком); учить приветствовать и прощаться со взрослыми и детьми группы; закреплять желание и готовность к совместной со взрослым деятельности. Рекомендуются совместные игры и упражнения с одним предметом (мячом, ведерком, шариком);

Слайд 14

упражнять в подражании мимическим движениям в игровых ситуациях: поднять брови, нахмурить их, улыбнуться, наморщить нос; учить узнавать себя и своих близких на фотографиях. Целесообразно, чтобы каждый ребенок принес маленький альбом с такими фотографиями; объединять детей в пары и учить взаимодействовать в играх с одним предметом (покатать друг другу мяч, машинку, насыпать песок в одно ведерко); побуждать к речи в ситуациях общения, к обращению с просьбой «дай», указанию «вот» и т.п. использовать элементарные драматизации в играх с использованием фольклора (песенок, потешек ), совершенствовать навыки выразительных движений; объединять детей в процессуальных играх и вводить элементы сюжета: «Уложим кукол спать», «Построим дом» и т.п.; Учить обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять сочувствие, симпатию.

Слайд 15

Развитие речи. ребенок должен понимать и соотносить слово со знакомыми предметами обихода, игрушками, действиями; учить вслушиваться в речь взрослого, реагировать на обращение по имени; следует побуждать ребенка произносить имеющиеся лепетные слова по отношению к определенному предмету; учить понимать и выполнять инструкции: найди, покажи, дай, назови, принеси, подними, открой, закрой; понимать прилагательные: дай большой, дай маленький мяч; местоимения: я, ты, мой, твой, такой;

Слайд 16

в активном словаре учить употреблять существительные в именительном падеже единственного числа; глаголы в единственном числе настоящего времени и повелительного наклонения; притяжательные местоимения: мой, моя; личные местоимения: у меня, у тебя, у него; повторять звукосочетания гласных, подражая артикуляции взрослых: А, У, И, АУ; пассивный глагольный словарь должен включать названия действий, совершаемых самим ребенком с близкими людьми, животными; учить выполнять по инструкции действия с хорошо знакомыми предметами. При этом взрослый комментирует действия ребенка, подводит им итог, побуждает к этому самого ребенка; учить понимать и выполнять двухступенчатые инструкции («Подойди ко мне и возьми куклу»); учить вслушиваться в звучание согласных (П, Б, М, В, Ф, Т,Д, Н, К, Г, Х), соотносить с показом определенных предметов, в названии которых слышится звук.

Слайд 17

Проведенная работа показала, что своевременное проведение профилактических и коррекционных мероприятий способствовало снижению уровня девиаций, определило тактику психолога как специалиста. Профилактическая и коррекционная работа должна продолжается. В результате этого должны появится промежуточные результаты: стабилизируется эмоциональное состояние подростков, снижается уровень раздражительности, тревожности, агрессивности; подростки становятся более контактными, активными, принимают участие в обсуждении, задают вопросы.

Слайд 18

Спасибо за внимание

Источник

Оказание психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с особенностями развития

Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).  В связи с этим работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях ДОО должна занимать исключительное положение. 

Раннее выявление отклонений в развитии ребенка, своевременное начало коррекционно-развивающей работы, психолого-педагогическая и медицинская поддержка семьи такого ребенка – все это позволяет принципиально изменить всю дальнейшую жизненную траекторию развития ребенка с ОВЗ, улучшить качество жизни его семьи, предотвратить ограничения деятельности.

На базе (нашего детского сада) МБДОУ детский сад № 31  делаются  первые шаги в создании системы ранней помощи детям с ОВЗ. Специалистами нашего детского сада проводится работа по оказанию ранней помощи детям с ОВЗ.  Актуальной для нас эта проблема стала в связи с деятельностью на базе нашего сада «Центра игровой поддержки  ребенка от  1.5 года до 3 лет.  

С 2011 года на базе нашего детского сада  создан Центр Игровой поддержки ребенка (ЦИПР) для детей от 1,5 до 3 лет, не посещающих дошкольные учреждения. 

Деятельность ЦИПР  представляет собой вариативную  форму дошкольного образования для детей, которые не посещают дошкольное учреждение. Это повзоляет нам осуществлять взаимодействие семейного и общественного воспитания детей от 1.5 года до 3 лет, создать единое образовательное пространство.

Читайте также:  Оценка физического развития ребенка кратко

Целью нашей работы в ЦИПРе является адаптация детей раннего возраста к социуму, и гармонизация детско-родительских отношений.  В ходе работы мы заметили, что  к нам чаще стали поступать дети имеющими проблемы в развитии, отклонения от  возрастной нормы. И перед нами стала необходимость внести дополнения в нашу работу. Таким образом в ЦИПРе появилось еще один блок работы: работа с детьми раннего возраста имеющими отклонения в развитии.

Сейчас мы уделяем особое внимание выявлению, профилактике и коррекции имеющихся у детей отклонений.

Цель этой работы является оказание психолого-педагогической помощи детям на раннем этапе развития.

Мы поставили перед собой задачи:

  • Выявление и диагностика нарушений в развитии у детей раннего возраста.
  • Оказание комплексной помощи детям группы риска и детям с выявленными отклонениями в развитии.
  • Формирование позитивного отношения к ранней помощи, семьям с проблемными детьми.
  • Оказание информационно-просветительской, консультативной и психологической помощи семье.

Выделили для себя три основных направления деятельности:

1. Консультативно-диагностическое

2. Коррекционно-развивающее

3. Информационно-методическое

  1. Консультативно-диагностическое направление

Задачи этого направления представлены на слайде.

· определение уровня развития ребенка раннего возраста в соответствии с основными нормативными показателями данного возраста;

· максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация отклонений в развитии ребенка;

· анализ особенностей социальной ситуации развития ребенка;

· консультирование родителей по вопросам;

· обеспечение необходимых условий развития и компенсации имеющихся отклонений;

· реализация коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;

· создание дома соответствующей коррекционно-развивающей среды;

· консультирование педагогов, работающих с детьми раннего возраста.

На этапе осуществления работы по первому направлению мы проводим диагностику, включающую в себя наблюдение, диагностику НПР детей, беседы с родителями. На этом этапе мы уточняем трудности, выявляем отклонения в развитии.

На всех этапах работы самым главным условием является тесное, эффективное взаимодействие с родителями.

Сотрудничество с родителями – непростой процесс, от успешности которого во многом зависит эффективность достижения целей коррекции.

Наш опыт показывает, что большинство родителей, имеющих детей с ОВЗ, первоначально не готовы к адекватному взаимодействию и взаимопониманию в силу того, что их взгляд на собственного ребенка и его перспективы не совпадают с оценками специалистов и педагогов. Это приводит к тому, что они не могут адекватно оценить возможности ребенка, неправильно его воспитывают. Не получая быстрого результата, родители впадают в отчаяние, перестают верить в оптимистический прогноз развития своего ребенка.

Работа с родителями осуществляется как в групповой форме так и в индивидуальном порядке.

На индивидуальных и групповых консультациях с родителями проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики развития ребёнка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем.  

В работе с родителями я использую анкеты, с помощью которых можно было более полно узнать о семье, о взаимоотношениях в семье и много другой информации.  Также были использованы тематические опросники, проективные рисунки, что помогает выстраивать свою работу с семьей.

Также у нас проводятся  Дни открытых дверей  родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов. Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.

Совместно с родителями, в течение года реализуются краткосрочные проекты, выставки, праздники, круглые столы, тренинги.

Практика показала, что наиболее эффективной формой работы с родителями в нашем детском саду  является родительский клуб «Вместе в жизнь», которые проводятся в активных формах с участием педагогов. На таких собраниях тренингах родители вынуждены размышлять о психофизических закономерностях развития ребенка. Здесь они учатся всесторонне изучать проблему, понимать мотивы поведения ребенка, расширяют личный арсенал средств взаимодействия с ребенком; получают профессиональную психолого-педагогическую поддержку в поиске эффективных способов воспитания. У родителей формируется адекватное представление о детских возможностях и потребностях, раскрываются новые ресурсы.

Клуб  строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности, людей объединяют общие проблемы  и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку и семье. Целью клуба является психологическая поддержка родителей, формирование адекватного отношения к ребенку с нарушениями развития, ознакомление с методами и приемами эффективного взаимодействия и общения с «особым» ребенком. 

Рекомендации, обсуждаемые на заседаниях клуба, собираются и помещаются в тематических буклетах, которые мы раздаем родителям. А также вся информация размещается в группе в социальной сети. Также специалисты детского сада  проводят  по скайпу онлайн  консультации. 

Итогом занятий родительского клуба стало снижение уровня тревожности у родителей по отношению к своему ребенку «на данный момент» (мой ребенок сегодня) и при восприятии ребенка в будущем.

Работа с родителями позволила улучшить сотрудничество взрослых и детей. Эмоциональная близость и сотрудничество способствует налаживанию лучшего взаимопонимания и формирования чувства МЫ.

Наша цель помочь родителям принять своего ребенка таким, каков он есть, со всеми присущими только ему особенностями и сложностями. Научиться понимать его желания, улавливать смысл его поведения и реагировать на него так, как хотелось бы только ему.

А далее мы начинаем консультативно-коррекционную работу. И здесь особое значение имеет эффективное взаимодействие с родителями.

   2. Коррекционно-развивающее направление

Задачи на данном направлении представлены на слайде.

· разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку специалистами и педагогами службы совместно с родителями ребенка;

· обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;

Читайте также:  Головной мозг ребенка отстает в развитии

· проведение индивидуальных и групповых развивающих и коррекционных занятий с детьми раннего возраста;

Для осуществления коррекционно-развивающей работы в нашем детском саду создана предметно-пространственная развивающая среда.  Оборудован кабинет, для проведения занятий, оснащенный дидактическими играми и пособиями, наглядными материалами.

Для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми в нашем детском саду создана и оформлена сенсорная комната.  Сенсорная  комната является многофункциональным комплексом, наполненным различного рода стимуляторами, которые делятся на  основные блоки.

Развивающий блок предназначен для проведения диагностических процедур, развивающих занятий. В зоне активизирующего блока используются различные игры с зеркалом, напольными сенсорными дорожками, с балансировочной дорожкой, со звуковыми коробочками, сенсорными дощечками и др.

Деятельность в активизирующем блоке направлена на развитие мелкой моторики рук, обогащение сенсорного опыта учащихся, позволяет формировать представление о цвете, форме, величине предметов, способствуют развитию познавательной сферы: процессов памяти, внимания, мышления, направлена на коррекцию эмоционально-волевой сферы ребенка, развитие активной речи.

Игры с сенсорными дорожками (дорожка, на которую прикреплены различные материалы: деревянные дощечки, линолеум, пенопласт, ткань и др.) Сенсорные дорожки обеспечивают воздействие на рецепторы стопы,  развивают координацию движений, развивают умение передавать ощущения, эмоции в речи, решают задачи конкретного занятия.

Игры со звучащими коробочками (коробочки, имеющие разные наполнители: песок, бисер, крупы и др.)  способствуют развитию творческого воображения, развивают слуховые анализаторы.

В релаксационном блоке акцент делается на упражнения, направленные на снятие психоэмоционального и мышечного напряжения. Сочетание музыки, цвета, мягких тактильных ощущений приводят в состояние покоя, умиротворенности, что способствует быстрому восстановлению сил, работоспособности.

Оснащение игровой комнаты позволяет использовать в работе элементы арт-терапии: психологическая песочница и набор мелких фигур для песка, световой стол для рисования сыпучими материалами (песок, манка), разнообразные средства для проективного рисунка, музыкальный центр и записи музыкальных произведений. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка в работе могут также использоваться  игровая терапия, телесно-ориентированная  терапия .

Занятия за световым столом дают возможность  развивать творческие навыки, логическое мышление, внимание, память, тренирует мелкую моторику рук. 

Необыкновенно приятный на ощупь песок и его текучие свойства дают возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение.

Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а также способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). Также на световом столе (за счет светодиодной подсветки) идет гармонизация цветом: в работе с гиперактивными детьми используется синий – успокаивающий цвет, с более пассивными детьми используется красный – активный цвет.

При организации обучающих коррекционных занятий мы исходим из возможностей ребенка: предлагаемое задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным.

В групповых помещениях оборудованы уголки, зоны, для организации различных видов деятельности детей.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся совместно с родителями,  с детьми, имеющими близкий уровень развития.

Взаимодействие педагога-психолога с педагогическим коллективом

Очевидно, что для успешной коррекции психического развития особых детей, их социальной адаптации необходимо изменить отношение находящегося рядом взрослого. В комплексном сопровождении развития ребенка педагог также  является одним из главных «сопровождающих», так как именно он реализует рекомендации специалистов повседневной работе с ребенком, а поэтому от профессионального взаимодействия педагога-психолога с педагогическим коллективом во многом зависит эффективность системы сопровождения детей с ОВЗ.

На практике педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, сталкиваются с проблемами, которые не могут решить самостоятельно. Особые трудности они испытывают в организации режимных моментов, коррекционной работы с детьми. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

  1. Информационно-методическое направление:

· информирование родителей об услугах, предоставляемых службой ранней психолого-педагогической помощи с помощью буклетов, объявлений и т.д.

· информирование о деятельности Службы с помощью средств массовой информации;

· создание лекотеки игр и игрушек, а также банка коррекционно-развивающих методик для детей раннего возраста;

· повышение квалификации педагогов групп раннего возраста.

Заключение

Практика показывает, что дети, даже с не резко выраженными отклонениями в развитии на первом году жизни, при отсутствии необходимых лечебных и психолого-педагогических мероприятий в дальнейшем испытывают определенные трудности в обучении. С другой стороны, комплексные, адекватные занятия с детьми, имеющими выраженные отклонения в развитии, часто позволяют достичь заметных результатов. Причем чем раньше начинаются развивающие занятия, тем они более эффективны. Эффективность ранней помощи детям также определяется адекватностью, индивидуальной направленностью, пролонгированностью, междисциплинарностью, согласованностью работы «команды» специалистов и родителей на всех этапах работы с ребенком. К сожалению, многие родители ждут положительных результатов, не прилагая никаких усилий для развития и обучения ребенка. Только родители могут терпеливо и кропотливо вести ежедневную нелегкую работу, вырабатывая у малыша ту или иную задержанную функцию. Многие родители оказываются прекрасными педагогами, творческими и изобретательными, способными развить потенциальные возможности своего ребенка

Подводя итоги нашей деятельности, можно с уверенностью отметить положительные ее результаты. т.е., наш опыт показывает, что специально организованный процесс, взаимосвязь всех специалистов в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и испытывающими трудности в обучении, общении, поведении, дает положительный результат и позволяет снизить количество детей с нарушениями в развитии в старшем дошкольном возрасте.

Источник