Сопровождение развития ребенка в семье

Сопровождение развития ребенка в семье thumbnail

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Жилинская средняя общеобразовательная школа»

Орловского района Орловской области

Психолого-педагогическое сопровождение семьи и детства.

Фетисова О.Л., социальный педагог

На формирование личности, прежде всего, оказывает влияние семья,  поэтому комплексное психолого-педагогическое сопровождение учащихся в образовательном учреждении осуществляется с учетом данного фактора. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения с ними. Педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства обучения и воспитания. Дети, чувствуя помощь и поддержку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей, ощущают себя комфортнее,  спокойнее, увереннее; они лучше учатся, имеют гораздо меньше конфликтов со сверстниками и взрослыми.

В связи с этим одним из наиболее эффективных способов оказания помощи семье и детям выступает психолого-педагогическое сопровождение, которое определяется как система организационных, диагностических, развивающих мероприятий для родителей и учащихся, направленных на совершенствование способов и методов социального воспитания и социальной адаптации ребёнка, раскрытию его творческого потенциала и сохранению психологического здоровья.

В основу психолого-педагогического сопровождения семьи и детства заложены следующие принципы:

  • родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
  • единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения;
  • помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
  • знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
  • постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и образовательного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется в двух направлениях:

  1. Профилактическое: предупреждение психологической напряженности в семье, социально-психологических и личностных конфликтов между родителями и детьми.

Важнейшей задачей успешного взаимодействия школы с семьей выступает установление равноправного диалога между педагогами и родителями, построенного на безоценочном позитивном принятии их друг другом, активном взаимодействии. Работу нужно организовывать таким образом, чтобы родители получали информацию не только от педагога, но и  друг от друга, имели возможность поговорить, высказать свое мнение, услышать мнение других родителей. Это, с одной стороны, позволит им разобраться в собственных взглядах на воспитание, а с другой стороны – чужой родительский опыт воспринимается легче, чем беседы даже с опытным педагогом или психологом. Проговаривая свои проблемы по определенной теме, родители выделяют наиболее злободневные и сами же их решают, разрабатывая свод рекомендаций или советов. В результате они не только обмениваются опытом, но и начинают больше доверять себе, своей компетентности, уходят с новыми идеями и повысившейся самооценкой.

Сюда можно отнести многочисленные форм работы с семьей: лекции, беседы, тренинги, консилиумы, факультативы, родительские семинары, групповые и индивидуальные консультации, родительские собрания, родительские вечера, педагогическая пропаганда, родительские конференции, день открытых дверей и т.п.

Эффективными являются игровые приемы такие, как игры-«проживания», игры-«драмы», ролевая игра, деловая игра, использование притч и коротких афоризмов,  в процессе которых родители прослеживают и проигрывают все формы семейного общения, в результате как бы со стороны просматривая ситуации, замечая порой незаметные нюансы общения в семье и их влияние на детей и на собственное состояние. 

Совместные походы, поездки на природу, экскурсии и т.п. – эти столь «несовременные» методы и формы работы оправдывают себя своей результативностью и сегодня.

  1. Актуальное: конкретная помощь специалистов в преодолении трудностей во взаимоотношениях родителей и детей.

Технология индивидуального  сопровождения семьи:

  1. Анализ заявки/сигнала о проблеме: у  кого проблема, кто просит о помощи.
  2. Инвентаризация проблем: составление списка всех выявленных проблем.
  3. Иерархия проблем: выстраивание проблем в порядке значимости.
  4. Локализация проблем: определение мест, где проблемы проявляются.
  5.  Настройка на нужную волну помощи: выбор подхода, соответствующего особенностям семьи.
  6. Разведка ситуации в семье: сбор дополнительной информации о семье.
  7. Разработка плана действий.
  8. Мониторинг, оценка результативности.
  9. Выводы, рекомендации.

Данная технология позволяет разработать конкретный план действий, направленный на решение проблемной ситуации с опорой на найденные в семье и ее окружении ресурсы.

Таким образом, успешно организованное психолого-педагогическое сопровождение семьи и детства способствует

  • повышению компетентности родителей путём расширения психолого-педагогических знаний;
  • созданию условий для формирования навыков конструктивного взаимодействия и общения, способствующих оптимизации детско-родительских отношений;
  • улучшению рефлексии своих взаимоотношений в семье;
  • выработке новых навыков взаимодействия;
  • развитию способности принимать, понимать и доверять друг другу, осознавать важность родительского внимания и воспитания;
  • оказанию психологической поддержки родителям в воспитании и развитии ребёнка.

Источник

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

  1. Формы и методы оказания психологической помощи и поддержке семье…………………………………………………………………4

  2. Этапы и задачи психологического сопровождения семьи и работников ДОУ…………………………………………………………………………6

Заключение………………………………………………………………..9

Список использованной литературы……………………………………10

Введение

Детские годы играют важнейшую роль в интеллектуальном и личностном развитии и составляют критический период, от которого зависит все будущее человека. Именно в первые годы жизни ребенок учиться тому, что будет использовать в течение всей своей дальнейшей жизни.

Роль родителей в психическом развитии ребенка первых лет жизни уникальна. Ребенок не может хорошо развиваться сам по себе, без активного и грамотного вмешательства взрослого. Даже относительно здоровый ребенок будет со временем или отставать в развитии, или оно будет негармоничным, если уход и общение с ним будет неправильным. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного позитивного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.

Поэтому необходимо уделять особое внимание повышению уровня информационно-профилактической работы с родителями, формированию у родителей навыков позитивного общения с ребенком раннего возраста.

  1. Формы и методы оказания психологической помощи и поддержке семье

Под психологическим сопровождением семьи подразумевается комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях создания оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья семьи и полноценного развития личности ребенка раннего возраста в семье.

Формы и методы оказания психологической помощи и поддержке семье:

1. Психологическое консультирование (психологическая помощь родителям в понимании особенностей поведения ребенка (непослушание, капризы, агрессивность, сложности в контакте с детьми или взрослыми, страхи, нарушение сна и аппетита и т.д.; обучение родителей созданию наиболее благоприятных условий для развития ребенка, навыкам и приемам правильного позитивного взаимодействия с малышом).

2. Активное социальное обучение: тренинг, психологические игры, анализ ситуаций и т.д. (формирование знаний, социальных установок, умений и навыков самопознания и саморегуляции, общения и межличностного взаимодействия).

3. Обучающие занятия (обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности детей, способствующей психическому развитию, ознакомление их с развивающими, дидактическими играми).

Модели работы психолога с семьей

В зависимости от характера причин, вызывающих проблему и этапа сопровождения семьи используются различные модели помощи семье:

1. Педагогическая модель. Данная модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей, дефиците у родителей знаний и умений по воспитанию детей. Она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей. Психолог вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер.

2. Психотерапевтическая модель. Используется тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, личностных особенностей членов семьи. Она предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных отношений. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений.

3. Диагностическая модель. Основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке. Объект диагностики – психическое развитие ребенка. Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения.

  1. Этапы и задачи психологического сопровождения семьи и работников ДОУ

Каждому этапу сопровождения соответствует свои задачи.

Диагностический (ориентировочный) этап 1. Установление контакта с родителями ребенка. Диагностика семьи: выявление трудностей, возникающих у родителей при общении и воспитании ребенка.

2. Психологическое обследование ребенка. Выявление проблем развития ребенка.

Этап планирования Разработка индивидуальной программы психологического сопровождения ребенка и семьи. Определение объема и вида необходимой психологической помощи родителям ребенка.

Этап оказания помощи 1. Оказание необходимой обучающей помощи родителям ребенка в создании условий, необходимых ребенку для полноценного психического развития.

2. Оказание необходимой психологической помощи родителям с целью гармонизации межличностных отношений с ребенком, оптимизации воспитательного процесса.

Отслеживающий этап Отслеживание эффективности оказания обучающей и психологической помощи.

Психологическая диагностика семьи проводится в ходе собеседования с родителями путем оценки анализа жизни семьи, отношений в семье и работы с опросниками “АВС”, “PARI”, “ОРО”, выявляющими стиль воспитания в семье, тип отношения к ребенку.

Для общей бальной оценки результатов обследования семьи используется определенная схема оценки. Результаты обследования семьи позволяют определить степень нуждаемости родителей в психологической помощи.

По результатам психологической диагностики семьи последующая психологическая помощь родителям оказывается по следующим направлениях:

– ознакомление родителей с закономерностями психического развития, психологическими особенностями ребенка, растущего в условиях дефицита возможностей здоровья;

– обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности ребенка, способствующей психическому развитию, ознакомление их с развивающими, дидактическими играми;

– оптимизация системы внутрисемейных отношений с целью повышения степени их позитивного влияния на развитие ребенка;

– расширение информированности родителей о потенциальных возможностях ребенка, о его перспективах в социальном аспектах с целью формирования у них адекватной и конструктивной позиции в отношении будущего ребенка.

Основными педагогическими формами и методами формирования и сохранения психологического здоровья детей являются:

1. проведение специально разработанных психологических занятий с детьми;

2. упражнения;

3. психологические игры;

4. этюды;

5. решение проблемно-практических ситуаций;

6. элементы арттерапии;

7. игры-драматизации;

8. подвижные игры;

9. чтение и анализ сказок.

10. беседы и др.

Работа с педагогическим коллективом – одно из необходимых условий целенаправленной работы по сохранению психологического здоровья воспитанников. Мы выделили следующие направления в работе с воспитателями:

1. Диагностика личностных качеств и эмоциональной сферы педагогов.

2. Снятие психоэмоционального напряжения и улучшение личного самочувствия воспитателей:

– снижение негативных переживаний, их трансформация в положительные;

– ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний;

– формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции.

Заключение

Проблема психологического здоровья детей дошкольного возраста является центральной в разработке научных основ детской практической психологии. Безусловно, такая реальность, как психологическое здоровье, требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической психологической работы с детьми на всех этапах их онтогенетического развития.

В теории и практике дошкольного воспитания встречается термин «эмоциональное благополучие», содержание которого несколько уже, чем содержание термина «психическое здоровье». Согласно исследованиям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, «эмоциональное благополучие» можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных.

Обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей, создания системы психологического сопровождения ребенка в детском саду. Система работы по сохранению психологического здоровья воспитанников должна быть комплексной. Так, необходима работа как с самими воспитанниками, их родителями и значимыми близкими, так и с педагогическим коллективом ДОУ.

Список использованной литературы

1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.: Издательство “Речь”, 2005.

2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – М., 2000.

3. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – Спб., 1999.

4. Токарева Ю.А. Психологическое сопровождение семьи при реабилитации: Учебное пособие. – Екатеринбург: УрГИ, 2007.

5. Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущих: практическое пособие. – М., 1999.

Источник

Детские годы играют важнейшую роль в
интеллектуальном и личностном развитии и
составляют критический период, от которого
зависит все будущее человека. Именно в первые три
года жизни ребенок учиться тому, что будет
использовать в течение всей своей дальнейшей
жизни.

Роль родителей в психическом развитии ребенка
первых трех лет жизни уникальна. Ребенок не может
хорошо развиваться сам по себе, без активного и
грамотного вмешательства взрослого. Даже
относительно здоровый ребенок будет со временем
или отставать в развитии, или оно будет
негармоничным, если уход и общение с ним будет
неправильным. Кроме того, результатом искреннего
и доброжелательного позитивного общения
взрослого и ребенка окажутся сформированные у
малыша чувство доверия к миру, привязанность к
родителям и другим близким людям.

Поэтому необходимо уделять особое внимание
повышению уровня
информационно-профилактической работы с
родителями, формированию у родителей навыков
позитивного общения с ребенком раннего возраста.

С этой целью была создана и адаптирована к
условиям нашего реабилитационного центра
программа психологического сопровождения семьи
ребенка раннего возраста.

Под психологическим сопровождением семьи в
данной программе подразумевается комплекс
взаимосвязанных и взаимообусловленных мер,
представленных разными психологическими
методами и приемами, которые осуществляются в
целях создания оптимальных
социально-психологических условий для
сохранения психологического здоровья семьи и
полноценного развития личности ребенка раннего
возраста в семье.

Цель данной программы – создание условий для
целостного психического развития ребенка
раннего возраста, на решение конкретных проблем,
возникающих в семье в процессе его развития
через оказание психологической помощи и
поддержки семье.

Задачи программы:

  • повышение родительской компетентности в
    вопросах воспитания и развития ребенка раннего
    возраста (от рождения до трех лет);
  • обучение родителей методикам раннего развития
    ребенка;
  • обучение родителей созданию наиболее
    благоприятных условий для развития ребенка,
    навыкам и приемам правильного позитивного
    взаимодействия с малышом.

Формы и методы оказания
психологической помощи и поддержке семье

1. Психологическое консультирование
(психологическая помощь родителям в понимании
особенностей поведения ребенка (непослушание,
капризы, агрессивность, сложности в контакте с
детьми или взрослыми, страхи, нарушение сна и
аппетита и т.д.; обучение родителей созданию
наиболее благоприятных условий для развития
ребенка, навыкам и приемам правильного
позитивного взаимодействия с малышом).

2. Активное социальное обучение: тренинг,
психологические игры, анализ ситуаций и т.д.
(формирование знаний, социальных установок,
умений и навыков самопознания и саморегуляции,
общения и межличностного взаимодействия).

3. Обучающие занятия (обучение родителей
приемам организации игровой и учебной
деятельности детей, способствующей психическому
развитию, ознакомление их с развивающими,
дидактическими играми).

Модели работы психолога с семьей

В зависимости от характера причин, вызывающих
проблему и этапа сопровождения семьи
используются различные модели помощи семье:

1. Педагогическая модель. Данная модель
базируется на гипотезе недостатка
педагогической компетентности родителей,
дефиците у родителей знаний и умений по
воспитанию детей. Она направлена на повышение
психолого-педагогической культуры родителей,
расширение и восстановление воспитательного
потенциала семьи, активное включение родителей в
процесс социального воспитания детей. Психолог
вместе с родителями анализирует ситуацию,
намечает программу мер.

2. Психотерапевтическая модель. Используется
тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в
области общения, личностных особенностей членов
семьи. Она предполагает анализ семейной
ситуации, психодиагностику личности,
диагностику семейных отношений. Практическая
помощь заключается в преодолении барьеров
общения и причин его нарушений.

3. Диагностическая модель. Основывается на
предположении дефицита у родителей специальных
знаний о ребенке. Объект диагностики –
психическое развитие ребенка. Диагностическое
заключение может служить основанием для
принятия организационного решения.

Этапы психологического сопровождения
семьи

ЭтапЗадачи этапа
Диагностический
(ориентировочный) этап
1. Установление контакта с
родителями ребенка. Диагностика семьи: выявление
трудностей, возникающих у родителей при общении
и воспитании ребенка.

2. Психологическое
обследование ребенка. Выявление проблем
развития ребенка.

Этап планированияРазработка индивидуальной
программы психологического сопровождения
ребенка и семьи. Определение объема и вида
необходимой психологической помощи родителям
ребенка.
Этап оказания помощи1. Оказание необходимой
обучающей помощи родителям ребенка в создании
условий, необходимых ребенку для полноценного
психического развития.

2. Оказание необходимой
психологической помощи родителям с целью
гармонизации межличностных отношений с
ребенком, оптимизации воспитательного процесса.

Отслеживающий этапОтслеживание эффективности
оказания обучающей и психологической помощи.

Методическое обеспечение программы

1. Психологическая диагностика семьи.

Психологическая диагностика семьи проводится
в ходе собеседования с родителями путем оценки
анализа жизни семьи, отношений в семье и работы с
опросниками “АВС”, “PARI”, “ОРО”, выявляющими
стиль воспитания в семье, тип отношения к
ребенку.

Для общей бальной оценки результатов
обследования семьи используется определенная
схема оценки (Приложение 1).Результаты
обследования семьи позволяют определить степень
нуждаемости родителей в психологической помощи.

По результатам психологической диагностики
семьи последующая психологическая помощь
родителям оказывается по следующим
направлениях:

– ознакомление родителей с закономерностями
психического развития, психологическими
особенностями ребенка, растущего в условиях
дефицита возможностей здоровья;

– обучение родителей приемам организации
игровой и учебной деятельности ребенка,
способствующей психическому развитию,
ознакомление их с развивающими, дидактическими
играми;

– оптимизация системы внутрисемейных отношений
с целью повышения степени их позитивного влияния
на развитие ребенка;

– расширение информированности родителей о
потенциальных возможностях ребенка, о его
перспективах в социальном аспектах с целью
формирования у них адекватной и конструктивной
позиции в отношении будущего ребенка.

2. Программа занятий по формированию навыков
позитивного общения с ребенком раннего возраста
“Крошка на ладошках”. (Приложение 2)

Использованная литература

1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с
ребенком (период раннего детства). – СПб.:
Издательство “Речь”, 2005.

2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых.
– М., 2000.

3. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец:
психологическое взаимодействие. – Спб., 1999.

4. Токарева Ю.А. Психологическое сопровождение
семьи при реабилитации: Учебное пособие. –
Екатеринбург: УрГИ, 2007.

5. Фопель К. Психологические группы. Рабочие
материалы для ведущих: практическое пособие. –
М., 1999.

Источник