Сопровождение развития ребенка в кризисные периоды
Если Ваш ребенок стал вести себя совершенно непривычным образом, часто капризничать, ссориться со сверстниками и/или взрослыми, отдаляться от Вас и вообще стал «каким-то не таким», то это совершенно не означает, что он Вас не любит, попал в плохую компанию или недостаточно воспитан. Возможно, он просто достиг ступени в своем развитии называемой возрастным кризисом. Психологи выделяют 6 таких кризисов, которые последовательно возникают от самого рождения и до совершеннолетия. Особенности каждого из них мы и рассмотрим в данной статье.
Что такое возрастной кризис
Развитие маленького человека — процесс, растянутый во времени и очень необычный. На всем его протяжении стабильные периоды сменяются кризисными и наоборот. Стабильные характеризуются постепенным накапливанием новых навыков и умений, например, малыш научился ходить, ребенок старшего дошкольного возраста уже может произвольно запоминать нужную информацию и т.д. В эти периоды изменения происходят, но они очень порционы и заметить их возможно только тогда, когда появится новообразование (речь, произвольное запоминание и др.). А вот с кризисными периодами все обстоит совсем иначе.
В такие периоды развитие ребенка очень стремительно и заметно невооруженным глазом. Изменения в кризисные этапы можно сравнить с революцией: они очень бурные, начинаются внезапно и также заканчиваются, когда достигнуты определенные цели. Они могут быть очень тяжелыми как для ребенка, так и для взрослого, а могут протекать в достаточно сглаженной форме. Однако нормальное развитие человека невозможно без этих кризисов, и каждый малыш должен пройти каждый из них. Выделяются 6 кризисов детского возраста:
- Кризис новорожденности
- Одного года (младенчества)
- 3-х лет (раннего детства)
- 7-ми лет (детства)
- 13-ти лет (подростковый)
- 17-ти лет (юности)
Хотя в названии каждого кризиса фигурирует конкретный возраст, это не означает, что данный этап наступить точно в 3 или 13 день рождения. Он может начаться чуть раньше или чуть позже – за/через полгода или даже год до/после указанного возраста.
Кризис новорожденности
Можно сказать, что ребенок уже рождается в кризисе. Это связано с тем, что он меняет внутриутробное существование на самостоятельную жизнь вне материнского организма. Малышу нужно привыкнуть к новому типу дыхания и питания, к непривычным условиям, свету, звуку и т.д. Начинается период адаптации, который длится порядка 1-2 месяцев.
В этот период важно окружить младенца максимальной заботой, уходом, вниманием. Первые месяцы жизни самые сложные как для ребенка, так и для его родителей. Но когда кризис минует, окажется, что малыш уже более приспособлен к жизни и начинает налаживать свои первые социальные контакты со своим ближайшим окружением, т.е. мамой и папой.
Кризис одного года
Кризис младенчества связан с тем, что ребенок осваивает хождение и речь. Теперь ему доступно большее пространство для исследования, умение ходить дает возможность взять предметы, принадлежащие взрослым и ранее недоступные.
В возрасте одного-двух лет ребенок может проявлять негативизм, который становится ответом на различные ограничения со стороны взрослых и их непонимание. Малыш сталкивается с тем, что «хочу» и «надо» часто могут не совпадать, и это вызывает его недовольство. В данный период могут возникать различные аффективные вспышки и агрессия: ребенок плачет и падает на пол, требуя что-то, обижается, может кидать во взрослого игрушками и т.д. Проявляются первые стремления все делать самостоятельно.
Типичные признаки наступления кризиса 1 года: ребенок набивает татуировку и покупает спортивную машину. Источник фото
Очень важно во время кризиса одного года проявлять терпение, такт и мудрость. Окрики, наказания, потакания капризам принесут мало толку. Во время аффективных вспышек лучше всего чем-то отвлечь малыша (например, показать какое-то животное или птицу) или попробовать договориться с ним. Если что-то запрещаете ребенку, то всегда объясняйте, почему это нельзя. Стремление к самостоятельности стоит поощрять, иначе малыш перестанет ее проявлять, а позже будет отказываться выполнить даже простые действия, объясняя это тем, что не умеет (одеться, есть самостоятельно и т.д.).
Кризис 3-х лет
Кризис раннего детства является одним из самых сложных возрастных кризисов. В это время ребенок становится трудновоспитуемым, зачастую с ним очень сложно находить общий язык. Малыш стремится противопоставить себя взрослым, показать, что он самостоятельный человек, отдельный от матери. Наиболее часто при этом можно наблюдать следующие проявления:
- Негативизм. Все поведение малыша полностью идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые. Ребенок будет отказываться что-то выполнять не потому, что действительно не хочет, а потому, что это исходит от взрослого.
- Своеволие. Стремление к самостоятельности здесь очень выражено, часто можно услышать от малыша фразу «Я сам!». При этом он будет очень обижаться и даже может проявлять агрессию, если не давать ему этой самостоятельности.
- Строптивость. Ребенок отвергает сложившийся ранее образ жизни, все установленные в семье порядки и нормы воспитания. Он отказывается ложиться спать, гулять и т.д. в обычное время, выполнять какие-то привычные вещи, ходить в садик и пр.
- Упрямство. Если малыш что-то потребовал, то будет упорно настаивать на своем. При этом делает он это не потому, что действительно хочет, а потому, что высказал взрослому такое желание.
- Обесценивание. В этот период впервые у ребенка появляется критика по отношению к взрослому, чьи слова, поступки, воля ранее принимались безоговорочно.
- Деспотизм. Малыш этого возраста может проявлять ревность, агрессию, часто впадать в истерики.
- Протест-бунт. Практически все аспекты поведения маленького человека носят протестующий характер, причем без явной на это причины.
Также в данный период можно наблюдать фантазирование и вымысел, направленные на защиту от наказания («это приходил бабайка и съел все конфеты»), демонстративное проявление чувств, желание оценивания.
Стремление подавить этот кризис не даст результатов. Чтобы справиться с этими проявлениями, взрослый должен быть очень терпеливым и проявить хитрость и смекалку. Например, зная, что ребенок воспротивиться сну, предложить ему делать все, что угодно, только не ложиться и не закрывать глаза. Также не рекомендуется подтверждать истерику (давать то, ради чего она была вызвана), иначе она станет естественным способом добиться желаемого.
Кризис семи лет
В этом возрасте ребенок стремится к новым социальным контактам, начинает ориентироваться на внешнюю оценку, приобретает новый социальный статус – статус ученика. Малыш утрачивает детскую непосредственность и наивность – теперь понять его значительно сложнее, чем еще совсем недавно. Главными проявлениями кризиса является манерность и вычурность поведения, кривляния, некоторая странность и непонятность поступков, агрессивность и аффективные вспышки.
Источник фото
Как правило, все эти проявления проходят, когда малыш поступает в школу и начинает осваивать новые виды деятельности. Помочь справиться с ними также могут значимые взрослые, не относящиеся к семье (учитель, друзья родителей и др.). Это связано с тем, что в этот период оценки посторонних людей являются важными и необходимыми ребенку для формирования самооценки и представления о себе.
Кризис 13-ти лет
Подростковый кризис является вторым по яркости и во многом схож с кризисом 3-х лет. Он связан с гормональными изменениями в организме ребенка и с переходом на новую ступень развития (переходную между ребенком и взрослым) и характеризуется следующими проявлениями:
- Эмоциональная неустойчивость. Связано это в большей степени с изменением гормонального фона и сбоем некоторых систем организма. У подростков часто меняется настроение от повышенного до подавленного, им трудно контролировать свои чувства и эмоции.
- Чувство взрослости, стремление казаться взрослым. Подросток не хочет называться и выглядеть ребенком. Своим поведением, манерой одеваться и т.д. он стремиться показать, что уже взрослый.
Этому парню точно удалось выглядеть взрослее… Источник фото
- Стремление к эмансипации. Ребенок этого возраста активно стремиться отделить себя от родителей: проявляет максимум независимости, тщательно скрывает свою личную жизнь и переживания и пр.
- Конфликты с родителями. Подросток считает, что его не понимают, очень бурно реагируют на любые проявления опеки и заботы со стороны родителей, а также на их критику, запреты и пр. Это приводит к частым конфликтам между поколениями.
- Стремление к общению со сверстниками. Если еще ранее ребенок стремился в большей степени общаться со взрослыми и ориентировался на них, то теперь сверстники и дети чуть старшего возраста становятся для него авторитетами. Появляется активный интерес к лицам противоположного пола.
Также в этот период можно наблюдать чрезмерный интерес к собственной внешности, частую смену имиджа и интересов, трудность в общении и ухудшение школьной успеваемости. Подросток ищет себя в этом мире, стремится заявить о себе как о взрослом. Родителям рекомендуется давать своим детям больше свободы, признавать их самостоятельность и право на личную жизнь, относиться к ним как к равным.
Кризис 17-ти лет
Как правило, возникает на пороге новой жизни, т.е. в преддверии окончания школы. Кризисные проявления связаны с осознанием своей ответственности за будущий выбор. В этом возрасте могут возникать всевозможные страхи (новой жизни, перед поступлением в ВУЗ, перед армией и т.д.), повышенная тревожность, нервозность.
Во время кризиса юности очень важна поддержка семьи. Родители должны участвовать в жизни отрока, но предоставлять ему самостоятельность, особенно в выборе своего будущего. Также значительную помощь окажет работа с юношей/девушкой по приобретению уверенности в себе.
Возрастной кризис – явление неизбежное в нормальном развитии ребенка. В эти сложные для него периоды родителям нужно набраться терпения и постараться оказать своим детям максимум помощи и поддержки. Вспомните себя в этом возрасте. Наверняка, Вы тоже испытывали нечто подобное. Войдите в положение ребенка и вместе с ним справьтесь с кризисными проявлениями.
Источник заглавной картинки
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
19 февраля 2015
Источник
Воспитатель первой квалификационной категории Черемных Т.В.
Можно по-разному относиться к ребенку, но нужно,
прежде всего, отказаться от взгляда на ребенка
как на собрание достоинств и недостатков.
Любой ребенок – весь достоинство, хотя бы потому,
что сочетание его черт и качеств уникально.
Н.Е. Щуркова
«Кризис 3-х лет» – это кризис социальный, и его целью является перестройка отношений с окружающими, завоевание своего социального статуса. Возрастные перемены редко проходят незамеченными, но, к сожалению, они чаще вызывают раздражение, чем понимание.
Родители не всегда знают, как вести себя в ситуации, когда ребенок становиться неуправляемым в период «кризиса 3-х лет», поэтому часто обращаются за консультативной помощью к педагогу-психологу, работающему в дошкольном учреждении. Его задача заключается в повышении психологической и педагогической информированности родителей.
Поэтому проблема психолого-педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста в кризисный период актуальна в условиях и дошкольного и семейного воспитания. И требует ее совместного решения, как со стороны педагога-психолога, так и со стороны педагогов и родителей.
Наше время предъявляет к детским садам высокие требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада и школы.
Служба психолого-педагогического сопровождения развития ребенка – это структурное подразделение образовательного учреждения, возникающее в его рамках, подчиняющееся руководству образовательного учреждения, предназначенное для сопровождения детей этого учреждения.
Сопровождение — это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия.
Таким образом, реализация системы психологического сопровождения в любой подструктуре образовательной системы может обеспечить защищенность ребенка, улучшение морального климата в образовательном учреждении, повышение эффективности образовательного процесса в отношении каждого конкретного ребенка и всего учреждения в целом.
На рубеже возрастов между относительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения человека возникают так называемые кризисы развития. Возрастные кризисы – это особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями.
В рамках культурно-исторической теории возрастной кризис состоит в преобразовании социальной ситуации развития, при котором старая социальная ситуация развития разрушается, а на ее месте, вместонее, строится новая.
В соответствии с этапами возрастного развития говорят о кризисах детства (новорожденности, одного года, трех лет, семи лет), подростковом, юношеском и кризисах взрослости (молодости, зрелости, пожилого возраста) и старости.
Рассмотрим кризис 3-хлетнего возраста, называемый многими авторами фазой строптивости или упрямства.
Кризис 3-х лет – граница между ранним и дошкольным детством. По Д.Б. Эльконину – это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего “Я”. Возрастание самостоятельности и активности требует от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребёнком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается (особенно в грубой форме и без предоставления альтернативного занятия) у ребёнка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях с взрослыми (и никогда со сверстниками).
Л.С. Выготский описал кризис 3-х лет в следующих проявлениях: негативизм, упрямство, своеволие, протест-бунт, деспотизм, ревность, обесценивание. Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребёнка изменяется отношение к другим людям и к себе. Происходит психологическое отделение от близких людей. Успешное прохождение этого периода очень важно, т.к. закладывается фундамент отношений и в будущих кризисах.
На третьем году жизни ребенка продолжается, хотя и несколько замедленное по сравнению с более ранним возрастом, но все еще очень быстрое развитие. Повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносливость, удлиняется активное бодрствование до 6—7-ми часов в сутки.
Совершенствуется моторное развитие. Оно качественно улучшается: появляется большая согласованность в умении управлять своим телом. Однако он не в состоянии сосредоточиться на том, что ему неинтересно, что не захватывает его чувства. Он не способен еще к произвольному вниманию.
К 3-м годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Быстро развивается речь — обогащается ее смысловое содержание, расширяется словарь, грамматически она становится все более правильной.
Основным развивающим видом деятельности ребенка двух – трех лет является игра. Игра теперь состоит из ряда связанных между собой событий, то есть она имеет сюжет. Это становится возможным и благодаря развитию воображения, фантазии, абстрактного мышления.
Резко изменяется и характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми. Для воспитания трехлетнего ребенка особое значение приобретает поведение взрослых, их личный пример.
Из новообразований кризиса трех лет возникает тенденция к самостоятельной деятельности.
Психическое развитие ребенка – процесс неравномерный и цикличный, при котором происходят не только количественные изменения по мере взросления ребенка, но и качественные, «превращения» одних форм поведения в другие. Достаточно стабильные периоды в жизни ребенка сменяются бурными вспышками эмоционального проявления непослушания и упрямства, которые называют кризисами. Не стоит пугаться этого слова, оно в этом случае говорит лишь о том, что с нашим ребенком происходят очень важные перемены, которые мы с Вами должны заметить и отнестись к ним очень серьезно, не думая, что это просто «дурные» проявления характера. Такое внимание к 3-летнему возрасту детей со стороны всех психологов, занимающихся детской психологией, может свидетельствовать об особой значимости этого периода жизни в развитии каждого ребенка.
В связи сэтим было проведено исследование, цель которого на основе эмпирических данных разработать модель психолого-педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста в кризисный период.
Задачи исследования заключались в следующем:
1. Узнать, какие отрицательные черты или, другими словами, симптомы кризиса 3-х лет чаще всего встречаются.
2. Выявить причины их возникновения.
3. Изучить осведомленность родителей о кризисе 3-х лет и способах их купирования в семейном воспитании.
4. Изучить методы и приемы, которые используют педагоги и психологи детских учреждений для оказания педагогической и психологической помощи воспитателям и родителям.
В ходе исследования было осуществлено интервью с 6 методистами, 4 психологами, 17 воспитателями заявленных детских садов и проведено анкетирование с 40 родителями г. Железногорска-Илимского Иркутской области.
В результате исследования было выявлено, что в кризис 3-х лет наиболее распространенными являются следующие отрицательные черты, так называемое «Семизвездие» по Л.С. Выготскому (негативизм, упрямство, своеволие, протест-бунт, деспотизм, ревность, обесценивание).
Причинами же возникновения кризиса 3-х лет являются: возрастные изменения ребенка, перестройка отношений с окружающими, завоевание своего социального статуса.
Осведомленность родителей о понятии «кризис 3-х лет» выглядит следующим образом: 67 % – знакомы, 33 % – не знакомы.
О психолого-педагогическом сопровождения дошкольников имеют представление 52 % родителей и 48 % не имеют.
Так же было выявлено, что респонденты, работающие в детских садах, в основном используют традиционные формы: консультации, беседы, собрания, папки-передвижки, лекции, подбор литературы по теме – 82 %. К сожалению, только часть воспитателей используют в работе с родителями нетрадиционные формы: семинары-практикумы, совместные праздники, диспуты, «круглые столы», решение педагогических ситуаций – 12 %. Небольшой процент воспитателей предлагают обратиться родителям к специалисту по этому вопросу, т.е. к педагогу-психологу – 6 %.
Мы считаем, чтобы психолого–педагогическое сопровождение было действительно грамотным и действенным, нужно, чтобы все участники образовательного процесса были достаточно образованными как в педагогическом, так и в психологическом аспекте, то есть основанием для психолого-педагогического сопровождения является просвещение.
Исходя из этого, мы предлагаем свою модель психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в кризисный период. В частности, более подробно рассмотрим одно из направлений: психолого-педагогическое просвещение.
Данное направление в модели, на наш взгляд, предусматривает целостность подхода и взаимодействие между методистами, психологами, воспитателями и родителями и может служить фундаментальным основанием для выстраивания взаимодействия всех субъектов сопровождения.
Источник