Сопровождение развития ребенка с овз

Юлия Енжиевская
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в соответствии с адаптированной программой
Здравствуйте уважаемые коллеги, сегодня я поделюсь с вами опытом о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в соответствии с адаптированной программой в нашем дошкольном учреждении.
Прежде чем начать хотелось бы сказать несколько слов о том, какие же дети с ОВЗ.
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
Мир особого ребёнка интересен и пуглив.
Мир особого ребёнка безобразен и красив. Не уклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир особого ребёнка иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
В Федеральном Законе «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 Ст. 2 п. 16 говорится, Ребёнок с ОВЗ – это обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (организационное обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, кадровое обеспечение образовательного процесса).
Наш детский сад посещают 52 ребенка с ОВЗ, прошедшие ПМПК комиссию. Из них 4 ребенка-инвалида, 3 ребенка с ЗПР, 3 ребенка с ТНР большая часть дети с ОНР 3 уровня. В данный момент 5 детей готовятся к прохождению ПМПК комиссии.
Что такое Сопровождение — это создание условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе,которое включает в себя:
* Отслеживание динамики психического развития ребёнка в процессе обучения и развития
* Создание условий для развития личности каждого ребёнка успешности его обучения
* Создание специальных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детям с ОВЗ
Задачи психолого-педагогического сопровождения
* Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии.
* Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК).
* Возможность освоения детьми с ОВЗ «Общеобразовательной программы» и их интеграции в образовательном учреждении.
Одним из условий психолого-педагогического сопровождения является разработка адаптированной индивидуальной образовательной программы, которая разрабатывается на базе основной адаптированной образовательной программы, в соответствии с особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ к которой относится ребёнок, а также с учётом психофизического развития, индивидуальных возможностей и уровень социальной адаптации указанных лиц.
Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ. Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно – педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедами, педагогами.
Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:
– Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры н. п речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса.
– Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности. Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ. (н. п. нарушение речи).Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является: принцип доступности и систематичность предлагаемого материала; непрерывность; вариативность; соблюдение интересов воспитанника; принцип создание ситуации успеха; принцип гуманности и реалистичности; содействие и сотрудничества детей и взрослых. Таким образом, ИОМ — это интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.
– Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами дают возможность для всестороннего развития Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом.
Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.
Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитатель но- образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а так-же меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с педагогами коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.
Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает :разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка; проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач; проведение открытых занятий; работа с детско-родительская парой.
Эта система психолого-педагогического сопровождения детейс ОВЗ для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает: индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ; единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ; возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребенка.
Я немного расскажу о психолого-педагогическом консилиуме и о том,как проходит он в нашем детском саду:
• ПМПк
Письмо Министерства образования Российской Федерации
от 27.03.2000 № 27/901-6
Психолого-медико-педагогический консилиум это постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в соответствии с индивидуальной образовательной программой, а также осуществляющий сопровождение всех субъектов инклюзивной образовательной среды.
• Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012
Ст. 55 п. 3
• Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
• Технология деятельности консилиума образовательного учреждения по сопровождению ребенка с ОВЗ.
Работа консилиума по отношению к включенному ребенку с ОВЗ, может начаться в соответствии с условиями и рекомендациями ПМПК, либо по запросу родителей (лиц их замещающих, либо (с их согласия) по запросу учителя, администрации образовательного учреждения.
При этом согласие родителей в любом случае должно быть документально зарегистрировано в Карте развития или в каком-либо другом документе, заводимом на ребенка в данном учреждении.
• Технология деятельности консилиума образовательного учреждения по сопровождению ребенка с ОВЗ.
Первичное (углубленное) обследование ребенка специалистами (в том числе и психологом) является скрининговая диагностика.
Проведение подобной оценки можно осуществлять только после периода адаптации ребенка к условиям образовательного учреждения. Процесс выявления детей, нуждающихся в специальных образовательных условиях и адаптированной образовательной программе, следует начинать когда ребенок полностью адаптировался к условиям ДОУ
Первый этап консилиумной деятельности заканчивается составлением индивидуальных заключений каждым специалистом консилиума.
• Психологом должны быть оценены следующие показатели поведения и состояния ребенка, в том числе, психические процессы:
• Операциональные характеристики деятельности (темп деятельности, работоспособность, характеристика параметров внимания);
• Характер поведения ребенка в целом, а также такой его параметр как целенаправленность (регуляторная зрелость);
• Особенности речевого развития;
• Аффективные и эмоциональные особенности ребенка;
• Специфика взаимодействия ребенка с детьми и взрослыми (коммуникативный аспект);
• Моторная гармоничность, ловкость ребенка (включая оценку латеральных моторных и сенсорных предпочтений ребенка);
• Анализ продуктов деятельности как дополнительный элемент метода наблюдения.
ПЕДАГОГ
• Поведение;
• Темповые характеристики деятельности;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Овладение программным материалом;
• Игра и общение с сверстниками;
• Эмоциональные особенности;
• Моторное развитие.
В заключении выделяются те сферы психической жизни ребенка в которой обнаружены определенные нарушения или отклонения от возрастной нормы
описываются конкретные проявления этих нарушений.
Речь идет о таких явлениях, как нарушение формирования отдельных функций, характеристики личностной сферы, проявляющиеся в акцентуациях или отклонениях в поведении асоциальных проявлениях и др.
По возможности и необходимости указываются причины существующих нарушений, перечисляются адекватные, с точки зрения психолога, формы сопровождения.
• Второй этап консилиумной деятельности – коллегиальное обсуждение полученных результатов.
• На основе комплексной диагностики и анализа проблем служба определяет единый индивидуальный коррекционно-развивающий образовательный маршрут ребенка.
• Единый индивидуальный маршрут каждого ребенка обсуждается и принимается на консилиуме ДОУ, подписывается всеми специалистами, принимающими участие в его разработке, и утверждается приказом заведующего ДОУ, о чем имеется соответствующий гриф на титульном листе документа.
Адаптированная образовательная программа (ИОП, ее отдельные компоненты, в данном случае психолого- педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ обсуждаются совместно с родителями, согласуются с их возможностями и пожеланиями и, в конечном итоге, индивидуальная образовательная программа должна быть подписана родителями. Важным элементом АОП является определение периода, на который эта программа разрабатывается.
• Третьим этапом деятельности специалистов консилиума является собственно реализация решений консилиума — реализация индивидуальной образовательной программы.
• Оценка состояния ребенка после окончания цикла развивающее -коррекционной работы в рамках АОП, итоговое обследование.
• Адаптированная образовательная программа разрабатывается на год, в январе при необходимости в него вносятся коррективы с учетом динамики развития ребенка. В апреле на консилиуме подводятся итоги работы и оценивается эффективность проводимой в течение года коррекционно-образовательной работы.
В заключении хотелось бы показать, каким мы видим ребенка, успешно освоившего АОП
…
Спасибо за внимание!
Источник
«Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации»
Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольных образовательных учреждений, учащихся школ, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность.
В связи с этим сопровождение детей с ОВЗ не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений. Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям. Организация взаимодействия различных специалистов в условиях образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка независимо от места жительства, пола, национальности, языка в том числе ограниченных возможностей здоровья.
Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания. Группы дошкольников, школьников не однородны, в нее входят дети с разными нарушениями развития: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие); дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); дети с нарушением речи; дети с задержкой психического развития; дети с умственной отсталостью; дети с расстройством аутистического спектора.
На основе выявленных особенностей развития и особых потребностей детей с ОВЗ составляется индивидуальный образовательный маршрут. Для обеспечения эффективности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях общего типа необходимо тесное взаимодействие педагогов и специалистов службы сопровождения: педагога-психолога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога, социального педагога, медицинского работника. Данные сотрудники обеспечивают проведение медицинской, психологической, педагогической, социальной коррекции.
Деятельность специалистов службы психолого-медико-педагогического сопровождения должна иметь командный стиль взаимодействия. Необходимо систематическое обсуждение прохождения ребенком с ограниченными возможностями здоровья индивидуально-образовательного маршрута и его корректировка.
Учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги должны работать в тесном контакте с преподавателями общеобразовательных предметов, с воспитателями, родителями обучающихся, постоянно отслеживать развитие ребенка, результативность его обучения.
Специалисты проводят диагностические и коррекционные мероприятия, как с обучающимися, так и с их родителями, просвещают и консультируют педагогов и родителей по существу возникшей в обучении ребенка проблемы.
Можно определить следующие основные задачи психолого-медико-педагогического сопровождения:
1. Проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья в целях определения соматического, социального, психологического и образовательного статуса и содержания коррекционно-педагогической помощи для осуществления интегрированного обучения.
2. Разработка и реализация индивидуальных коррекционно-образовательных программ психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с психофизическими нарушениями в условиях интегрированного обучения, направленных на их оздоровление, развитие, обучение, воспитание и раскрытие личностного потенциала.
3. Оказание консультативной помощи родителям, учителям общеобразовательных классов в вопросах развития, воспитанияи содействия социально-педагогической интеграции детей с отклонениями в развитии.
4. Отслеживание дальнейшего развития и жизненного пути детей, получивших образовательно-воспитательную и коррекционно-педагогическую помощь, оказание им консультативных услуг, анализ эффективности проведанных мероприятий.
В соответствии с этими задачами определяются направления психолого-медико-педагогического сопровождения, которое осуществляют специалисты общеобразовательной организации с учетом специфики своей деятельности и функциональных обязанностей, связанных с психолого-педагогической и медико-социальной поддержкой детей с разным уровнем психофизического развития.
1. Медицинское направление. Это сопровождение осуществляется врачом-педиатром, врачом-психиатром, неврологом (для этого обустраивается физиокабинет, фитобар, кабинеты ЛФК, процедурный кабинет, приемные кабинеты). В обязанности специалистов медицинского профиля входит обследование состояния соматического и психического статуса обучающихся, назначение (при необходимости) медикоментозного лечения; отслеживание изменений в состоянии учащихся в процессе обучения, дозирование допустимой нагрузки; консультирование родителей и педагогов по вопросам сохранения здоровья детей с отклонениями в развитии.
2. Психологическое направление ведет педагог-психолог, владеющий методами нейропсихологического и психологического обследования детей с отклонениями в развитии (с этой целью используются кабинеты педагогов-психологов, комната релаксации для учащихся). Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровья каждого ученика, интегрированного в общеобразовательный класс.
Он проводит обследование детей, изучает познавательную и личностную сферы, участвует в разработке и составлении индивидуальных коррекционно-образовательных программ обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи и образовательного учреждения; занимается индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работой; осуществляет динамическое психолого-педагогическое изучение ребенка; консультирует родителей, педагогов, а также всех лиц, заинтересованных в процессе обучения, воспитания и последующей социализации детей с отклонениями в развитии.
3. Социально-педагогическое направление. Подобное сопровождение осуществляет социальный педагог, владеющий методами социально-педагогического обследования обучающихся и их семей, теоретическими и практическими знаниями по оказанию педагогической помощи школьникам и их семьям в решении вопросов социализации и адаптации.
Специфика деятельности социального педагога заключается в том, что он является координатором всех линий взаимодействия специалистов и семьи, направленных на максимально эффективную помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Он отслеживает наличие преемственности между школой и семьей, участвует в изучении учащихся с разным уровнем психофизического развития и составлении индивидуальных коррекционно-образовательных программ; консультирует родителей по вопросам формирования адекватного социального поведения и воспитания ребенка в семье; изучает социальные условия развития и воспитания ребенка в семье; взаимодействует с педагогами, специалистами служб социальной защиты, благотворительными организациями по вопросам оказания социальной помощи учащимся школы. Социальный педагог несет персональную ответственность за выполнение индивидуальной коррекционно-образовательной программы, за соблюдение и корректировку индивидуального коррекционно-образовательного маршрута и режима. Кроме того, он занимается вопросами социальной защиты учащихся с особенностями в развитии; выявляет интересы, потребности, трудности в общении со сверстниками, отклонения в поведении и своевременно оказывает им социальную помощь.
4. Коррекционно-развивющее направление. В реализации данного направления главная роль отводится учителю-дефектологу. Он проводит и координирует коррекционно-педагогическую работу с детьми, имеющими нарушения психофизического развития и обучающимися в условиях социально-образовательной интеграции.
Учитель-дефектолог изучает познавательную деятельность ребенка; определяет уровни усвоения разных разделов образовательной программы, определяет возможности каждого ребенка в овладении учебным материалом; рекомендует тип образовательной программы для обучения детей; планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную социально-педагогическую интеграцию детей с особенностями развития в общеобразовательную школу; координирует коррекционную психолого-педагогическую и медицинскую помощь детям; на основе использования достижений науки способствует обеспечению полноценного интеллектуального развития обучающегося на каждом возрастном этапе; консультирует педагогов, социального педагога по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия всех обучающихся, помогает определить содержание и методику проведения уроков в общеобразовательном классе; проводит фронтальные и индивидуальные занятия со школьниками, имеющими отклонения в развитии.
Именно учитель-дефектолог отслеживает результативность усвоения ребенком рекомендованной ему программы, он же информирует специалистов о необходимости ее корректировки, замедления темпов прохождения учебных тем или, наоборот, о возможности обучения ребенка только в условиях общеобразовательного класса без работы в классе коррекционно-педагогической поддержки.
5. Логопедическое направление обеспечивает учитель-логопед, чья деятельность направлена на устранение речевых нарушений у ребенка с особенностями психофизического развития и совершенствование его речевой и коммуникативной деятельности.
В обязанности учителя-логопеда входит проведение диагностики речевого развития обучающихся; формирование банка коррекционных и диагностических методик; осуществление плановой коррекционной работы с целью создания ситуации успеха в освоении программного материала по русскому языку, чтению и развитию речи; преодоление имеющихся речевых нарушений; участие в разработке и реализации индивидуальных коррекционных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, направленных на обеспечение полноценного включения в учебную деятельность; проведение консультативной и просветительской работы в пределах своей компетенции; отслеживание речевого развития учащихся. Учитель-логопед проводит групповые, подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия. Для закрепления изучаемого материала в различных видах деятельности он привлекает педагогов и родителей.
6. Педагоги дополнительного образования (кружок хорового пения, фольклора, народных танцев, декоративно-прикладного творчества и др.) изучают компенсаторные возможности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, участвуют в составлении индивидуальных программ развития; выявляют творческие способности учащихся, создают условия, способствующие их развитию; проводят индивидуальные, подгрупповые и фронтальные коррекционные занятия с учениками общеобразовательного класса; консультируют родителей по вопросам развития творческих способностей детей в условиях семьи. С учреждениями дополнительного образования спортивной направленности и учреждениями спорта осуществляет связи инструктор по физической культуре. В обязанности инструктора по физической культуре входит решение вопросов сохранения и укрепления здоровья учащихся, их физического развития; пропаганда здорового образа жизни, планирование, подготовка и проведение общих спортивных праздников, досугов и развлечений; коррекция имеющихся нарушений двигательной сферы учеников; оказание консультативной помощи родителям в вопросах физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье; регулирование физической нагрузки школьников совместно с медицинскими работниками. Он проводит индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия со всеми обучающимися общеобразовательных классов, учитывая их психофизические возможности и индивидуальные особенности.
Все специалисты, принимающие участие в сопровождении обучающегося, следят за выполнением санитарно-гигиенического и лечебно-педагогического режима, за своевременным выполнением лечебно-оздоровительных мероприятий. Они контролируют соответствие учебной нагрузки индивидуальным возможностям ребенка, составляют и вносят коррективы в расписание учебных и коррекционных занятий. Деятельность специалистов по психолого-медико-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения организует и координирует председатель школьного или дошкольного ПМПк.
Источник