Сопровождение развития ребенка с нарушением зрения

Сопровождение развития ребенка с нарушением зрения thumbnail

Бурдуковская Наталья Петровна

Муниципальное казенное учреждение для детей сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом

«Центр содействия семейному устройству детей «Радуга»

Юргинского городского округа, город Юрга

Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения

Аннотация:

Статья посвящена вопросам инклюзивного образования детей с нарушением зрения, их реабилитации и социализации, и способам организации психолого-педагогического сопровождения развития и обучения в условиях массовой школы детей с ОВЗ.

Ключевые слова:

Психолого-педагогическое сопровождение, национальная стратегия, психологическая поддержка, зрительное восприятие, инклюзивное образование, нарушение зрения, образовательная деятельность.

В указе президента России В.В. Путина «О национальной стратегии действий в интересах защиты детей на 2012-2017 года» в числе приоритетов стратегии – защита прав каждого ребенка и создание равных возможностей для его всестороннего развития и самореализации. Одной из основных задач стратегии является – реформирование сети и деятельности учреждений для детей с ОВЗ. Обеспечение, в соответствии с международными стандартами прав детей с ОВЗ на получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрана здоровья, реабилитация и социализация, гарантированная реализация права детей с ОВЗ на инклюзивное образование по месту жительства. Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ, является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно – организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в образовательной среде. Психологическое сопровождение ребенка с нарушением зрения можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном учреждении является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

1. Создать для ребенка эмоциональный благоприятный микроклимат в группе сверстников и педагогическом составе.

2. Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.

3. Оказывать помощь детям, нуждающимся в особых обучающихся программах, специальных формах организации их деятельности.

4. Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии.

5. Повышать психологическую компетентность учителей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.

Дети с нарушениями зрения – это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и знание специфики их психофизического, психического, социального и личностного развития необходимо каждому взрослому, работающему с данной категорией детей. Следует отметить, что количество детей с ОВЗ растет с каждым годом. Анализ статистических показателей нарушений зрения среди детского населения 0-17 лет выявил устойчивую тенденцию к постоянному повышению частоты встречаемости нарушений данного класса. Эти дети, начиная с первых месяцев жизни, нуждаются в специальных мероприятиях, направленных на формирование у них механизмов компенсации нарушений и их социально-психологическую адаптацию к условиям современной жизни.

На современном этапе развития инклюзивного образования педагогам необходимо овладевать методами и способами организации психолого-педагогического сопровождения развития и обучения в условиях массовой школы детей с ОВЗ.

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети вне зависимости от их физических, интеллектуальных и других особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства со своими сверстниками. При этом повышается не только статус, но и способствует развитию толерантности и социального равенства в обществе.

Инклюзивное образование детей с нарушением зрения является одним из приоритетных направлений современного образования.  Для этого в образовательных учреждениях создаются необходимые условия. Специально оборудуются кабинеты врача-офтальмолога, психолога, тифлопедагога, учителя-логопеда, оснащенные  материалами для проведения коррекционной работы,  освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы дошкольного общего образования. Профессиональная подготовка педагогов в области коррекционной педагогики и специальной психологии способствует успешной интеграции детей с ОВЗ.

Организация работы с детьми  с нарушением зрения, интегрированными в общеобразовательные группы осуществляется,  учитывая степень нарушения зрительного восприятия и времени возникновения этих нарушений. Учитываются особые образовательные потребности детей. По результатам психолого-педагогической диагностики для  детей разрабатываются индивидуальные коррекционно-развивающие программы сопровождения.

Нарушение зрения в детском возрасте весьма разнообразны по клиническим формам, этиологии, степени выраженности дефекта и структуре нарушенных функций. Распространены такие формы зрительной недостаточности, как близорукость, дальнозоркость, близорукий и дальнозоркий астигматизмы. Нарушения зрительной системы наносят огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребенка, его физическому и психическому развитию. Резкое снижение зрения отрицательно сказывается в первую очередь на процессе восприятия, которое у детей с нарушением зрения отличается большей замедленностью, узостью обзора, сниженной точностью. Формирующиеся у них зрительные представления менее четки и ярки, чем у нормально видящих, иногда искажены. Поэтому для таких детей характерна затрудненность пространственной ориентировки. При зрительной работе дети с нарушением зрения быстро утомляются, что может привести к дальнейшему ухудшению зрения. Зрительное утомление вызывает снижение умственной и физической работоспособности. Дети с нарушениями зрения нуждаются в специальном психолого-педагогическом сопровождении. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями зрения осуществляется по следующим направлениям: диагностическое, коррекционно-развивающее, профилактическое, лечебно-восстановительная деятельность, консультативное, информационное. Система работы должна обеспечить целостный, комплексный, дифференцированный процесс восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения. Коррекционно-развивающая работа по развитию зрительного восприятия; развитию социально-бытовой ориентировки; развитию осязания и мелкой моторики; развитию навыков ориентировки в пространстве; обогащению социального опыта детей. Логопедическая коррекционная работа направлена на коррекцию нарушений речи. Психолого-коррекционная работа педагога-психолога направлена на развитие психических и психофизических процессов, эмоционально-волевой сферы, на смягчение адаптационного периода. Очень важной задачей, стоящей перед специалистами, является научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, так, чтобы ребенок с нарушением зрения не считал себя лишним, а стал полноценным членом детского коллектива.  

Известно, что влияние даже незначительных нарушений зрения на процесс развития связано с появлением отклонений во всех видах познавательной деятельности и сказывается на формировании личностной и эмоционально-волевой сфер развития сферы ребенка. Нарушение зрения проявляется в снижении общего количества получаемой от внешнего мира информации, в изменении ее качества. Сокращение зрительных ощущений, восприятий, представлений в области чувственного познания ограничивает возможности формирования образов воображения, памяти.

С точки зрения специфических качественных особенностей развития ребенка следует в первую очередь указать на формирование психологических систем, их структур, связей, функций и отношений. Происходят качественные изменения системы взаимоотношений анализаторов, возникают специфические особенности в формировании образов, понятий, речи, в соотношении образного и понятийного в мыслительной деятельности, в мобильности и ориентации в пространстве и т.д. Значительные изменения происходят в физическом развитии – в точности движений, их интенсивности, становится специфической походка и другие двигательные акты.

Следовательно, у ребенка формируется своя, очень своеобразная психологическая система, качественно и структурно не схожая ни с одной системой ребенка со зрением в норме. Она включает в себя процессы, находящиеся на различных уровнях развития из-за влияния на них первичного нарушения, а также его компенсации на основе создания новых альтернативных путей развития. Это показывает, что и межфункциональные связи у детей с нарушением зрения, осуществляются тоже иначе, своеобразно. Поэтому формирование и развитие психологической системы непосредственно связано с работой по формированию у детей с ОВЗ компенсаторных процессов, начиная с раннего детства.

Таким образом, компенсация зрительной недостаточности по своей сути не является простым замещением одних функций другими, а представляет собой создание на каждом этапе развития ребенка новых сложных систем связей и взаимоотношений сенсорных, моторных, логических структур. Они позволяют воспринимать и исследовать информацию от внешнего мира для адекватного его отражения и поведения в соответствии с условиями жизни и деятельности, социальными и моральными требованиями.

Зрительное восприятие связано со всей сенсорной системой человека, влияет на психофизическое развитие ребенка, формирование эмоционально – волевой сферы. Организация эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса развития младших школьников с нарушениями зрения позволяет раскрыть потенциальные возможности детей, облегчить адаптацию к учебно-воспитательному процессу. А также требует от педагога-психолога знаний диагноза заболевания и состояния основных зрительных функций исследования ребенка (остроты зрения, цветового зрения, характера зрения и др).

Комплексная психодиагностическая модель исследования развития детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения в условиях массовой школы является основой эффективности психолого-педагогического сопровождения и развития детей данной категории в условиях массовой школы. Психодиагностическая модель открывает большие возможности для анализа психофизического, психического, социального и личностного развития детей с нарушениями зрения и направлена на изучение уровня развития визуального мышления, зрительно – моторной координации, работоспособности, определения самооценки, характера взаимоотношений ребенка с окружающими.

Известно, что с первых дней обучения в школе на первый план выступают те области восприятия, которые непосредственно влияют на процесс обучения. Если говорить о зрительном восприятии, то здесь важны константность восприятия, определенный уровень развития зрительно моторных координаций, зрительно-пространственное восприятие и зрительная память. У учеников с нарушением зрения уровень развития познавательных и эмоционально – волевых процессов снижен, вследствие чего обучения еще более осложняется. В массовой школе достижение высоких показателей эффективности формирования компенсаторных механизмов возможно только при условии проведения комплексной диагностики фактического уровня психологического развития ребенка с ОВЗ, а также разработке эффективной системы психолого-педагогического сопровождения развития, адекватной возможностям и потребностям детей с нарушениями зрения. Младший школьный возраст является наиболее продуктивным для реализации компенсаторных возможностей детей с ОВЗ, овладению не только достаточным уровнем знаний, умений и навыков, но и формированию специальных знаний, способов ориентации, коммуникативных, мотивационных сторон личности.

В виду вышеизложенного проблема комплексного изучения психологического развития данной категории детей в условиях массовой школы как основы эффективного психолого-педагогического сопровождения является очень актуальной. До настоящего времени психологическая наука ставила своей основной задачей при работе с детьми с ОВЗ реализацию стандартизированной диагностики и обучения, основанной на приближении отстающего физического развития к «норме». Как правило, детям с нарушением зрения в образовательном учреждении создавались просто «щадящие» условия, при которых у детей формировались понятия о себе, как о человеке с определенными недостатками, который из-за плохого зрения не может делать, видеть, понимать на уровне обычных детей. Многие ученые акцентируют внимание на том, что у детей формируется комплекс неполноценности, неуверенности в себе. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются, адаптируются к условиям массового, так и обучения.

Анализ психолого-педагогической литературы и практики позволил нам выявить противоречие между возрастающей потребностью в повышении эффективности обучения детей с нарушениями зрения в массовой школе и отсутствием в настоящий момент в психолого-педагогической практике необходимых средств полноценного изучения таких детей в аспекте их психологического сопровождения. Проблему своеобразия развития детей с нарушениями зрения освещают в своих работах многие ученые педагоги и психологи. Это работы: В.А Кручинина, Р.М. Боскис, Т.А.Власовой, Л.С.Волковой, Л.П.Григорьевой, В.З. Денискиной, В.П.Ермакова, А.Г.Литвака, Л.И.Плаксиной, Л.И.Солнцевой, Б.К.Тупоногова, В.А. Феоктистовой. Ученые определили тенденции становления психики детей с нарушениями зрения, выделили соотношения общего и частного в закономерностях развития, выявили средства коррекции нарушений. То есть, современной наукой накоплен довольно обширный опыт помощи таким детям. Однако проблема адаптации ребенка с нарушением зрения к условиям существования в окружающей среде до настоящего времени остается актуальной и значимой.

Таким образом, психолого-педагогическая сопровождение ребенка с нарушением зрения должно осуществляться как методическая помощь педагогам образовательного учреждения по вопросу создания условий для работы с детьми с нарушением зрения (риском нарушения), а так же родителям, чьи дети имеют отклонения в развитии зрительного анализатора.  В психолого-педагогическое сопровождение ребенка с нарушением зрения, включена работа по эффективной помощи ребенку в адаптации к новому социальному пространству, формированию коммуникативных навыков и навыков саморегуляции, повышении родительской компетенции и психологической грамотности, повышению профессионального уровня педагогического коллектива в области гигиены и охраны зрения детей. По своему содержанию, данное психолого-педагогическое сопровождение призвано будет облегчить процесс, включения детей с нарушением зрения в общеобразовательное учреждение.

Опыт работы показывает, что специально организованные занятия для детей с проблемами в развитии и их родителей дают хорошие результаты, способствуют гармоничному развитию воспитанников и положительно влияют на сопровождение детей с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования.

Литература

1.  Лебединский В. В., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. — М., 1990.

2.  Савина Е. А., Максименко О. В. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития. – В.: ВЛАДОС, 2008.

3.  Малофеев Н. Н. Образование как институт социализации лиц с ОВЗ в современном обществе. — М.

4.   Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. — М., 1998.
5. Ремезова Л.А., Курицина О.В. Инклюзивное дошкольное образование детей с нарушением зрения // Инклюзивное образование: методология, практика,технологии.
6. Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования /Под общ.ред. М,М, Семаго, Н.Я. Семаго. – М.: АРКТИ, 2014.

Источник

Педагогическое сопровождение ребёнка с нарушением зрения.

Ребёнок с нарушением зрения нуждается в повышенном внимании педагога, грамотном выстраивании его воспитательно-образовательного маршрута, построении траектории его жизнедеятельности. Педагогический опыт работы с детьми, имеющими патологию зрения, показывает, что чем раньше дети будут получать помощь взрослого сообщества – педагогов, специалистов и родителей, тем более благополучно будет протекать его психологическое развитие, благодаря уникальным компенсаторным возможностям, заложенным в каждом ребенке.

Внедряемое в данный момент инклюзивное обучение и воспитание позволяет детям с особенностями в развитии, с проблемами в состоянии здоровья возможность получения образования в условиях массовых детских дошкольных учреждений.

Понимая важность своевременно оказанной адекватной помощи, эффективно выстроенной индивидуальной траектории развития, педагоги нашего дошкольного учреждения разрабатывают планы индивидуального педагогического сопровождения детей с патологией зрения. Тесное сотрудничество с врачом офтальмологом и медсестрой-ортоптистом позволяет решать такие задачи, как:

1. Развитие зрительных представлений о предметном мире.

2. Развитие сенсомоторных навыков.

3. Формирование представлений об окружающем мире.

4. Активизация зрительных функций (зрительные нагрузки): повышение остроты зрения.

5. Развитие скорости, полноты и точности зрительного обследования предметов и изображений.

Мы представим вам некоторые виды деятельности, используемые педагогами детского сада для успешного развития детей, независимо от уровня его компетентностного развития и жизненного опыта:

Соблюдение требований к ношению окклюдора и очков.

Использование офтальмотренажеров для снятия зрительного утомления и упражнения зрения, развития зрительного восприятия и ориентировки в пространстве.

Коррекция осязания и мелкой моторики с помощью игр: «Разложи по цвету и по форме», «Собери узор».

Использование таких упражнений, как накладывание одного изображения на другое, заданий по нанизыванию бус, обводке через кальку контурных изображений, выкладыванию из мозаики.

Включаются упражнения для развития зрительного восприятия (на выделение формы, цвета, величины и пространственного положения предметов). Например, “Найди такой же предмет”, “Подбери одинаковые предметы”, “Что от тебя ближе, дальше”, “Составь из частей целое” и др.

Развитие глазодвигательных функций с помощью игр помощью типа “Прокати шар в ворота”, “Попади в цель” и др.

Уделяется больше внимания развитию памяти, внимания.

Развитие чуткости воспитанников к звукам окружающей среды необходимое для развития слухового внимания.

Индивидуальная работа по развитию навыков – технических и художественных, в рисовании.

Введение ребенка в различные виды детской деятельности: игру, обучение, труд и дозирование содержания сообразно его познавательным возможностям.

Учебный материал предлагается в соответствии с уровнем познавательных возможностей и работоспособности, опираясь на «зону ближайшего развития» и перспективу социальной адаптации.

По мере утомления в процессе организованной учебной деятельности даётся отдых вплоть до прекращения занятия.

Предлагаются ребёнку коробочки с природным материалом, тактильные дощечки, контейнеры, мешочки, что необходимо для активного стимулирования и развития осязательных и тактильно-кинестетических функций.

Идёт использование логической связи индивидуальной и дифференцированной работы, направленной на адаптацию ребёнка в окружающей действительности, подготовку к успешному школьному обучению.

Привлечение детей к театральной и музыкальной деятельности.

Использование офтальмологических требований при работе с наглядностью.

С помощью данных направлений в работе по сопровождению детей с патологией зрения достигается положительная динамика в компетентностном развитии ребёнка, его потенциальных возможностей, подготовка к бесстрессовому обучению в начальной школе.

Источник