Сопровождение развития одаренного ребенка в доу

Юлия Юрина
Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования

«Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования».

Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования

Проблемы детской одаренности, развития творческого мышления дошкольников являются актуальными для современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд, умеющих работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Одаренные дети являются уникальным явлением в социальном мире, они – ценная, но хрупкая часть нашего общества.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из приоритетных задач дошкольного образования определяет задачу сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой, а также развития эстетических качеств воспитанников.

Работа с одаренными дошкольниками выступает с позиций реализации ФГОС дошкольного образования как одно из направлений индивидуализации дошкольного образования.

Одарённый дошкольник отличается от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового. Одарённые дети дошкольного возраста остаются дошкольниками со всеми присущими возрасту психологическими особенностями, которые необходимо учитывать, избегая «овзросления» детей, на которое может наталкивать педагога высокий уровень умственного развития его воспитанников. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления.

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и развиваться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников. Развитие одаренности детей дошкольного возраста будет эффективно, если учитывать психолого – педагогические особенности развития, реализовать эффективные методы и приемы по развитию одаренности, разработать и реализовать программу работы с одаренными детьми, способствующую развитию интеллекта и креативности.

В последние десятилетия в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Сопровождение одаренного ребенка – неотъемлемый элемент гуманизации образования России в условиях ее модернизации. Сопровождение означает содействие! Поэтому культура сопровождения требует организации совместного действия с ребенком, которое обладает большим развивающим эффектом, учит ребенка сотрудничеству, ответственности и самостоятельности.

Происходит объединение целей педагога и психолога и их фокусировка на личности ребенка, а педагог и психолог становятся равноправными партнерами и одновременно спутниками, сопровождающими ребенка на его жизненном пути.

Психологическое сопровождение развития одаренного ребенка в условияхДОУ предполагает реализацию следующих этапов:

этап сопровождающей работы – диагностический – предполагает открытие, констатацию в развитии ребенка его интересов и склонностей, одаренности. Информация поступает от родителей, воспитателей или от других людей, имеющих контакт с ребенком. На этом этапе, воспитатели знакомят родителей с возрастными особенностями детей. Педагог-психолог совместно с воспитателями, наблюдают за детьми, анализируют индивидуальные особенности каждого ребенка, выявляют детей с ярко выраженными способностями. Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным возможностям рассматривается как усиление внимания к ребенку с целью определения его индивидуального пути развития, построения развивающей работы. Сопоставление результатов психологического тестирования и экспертных оценок педагогов и родителей позволяет получить дополнительную информацию об индивидуальных различиях одаренности ребенка, а также выделить детей, высокий уровень способностей которых по каким-либо причинам не был раскрыт. С детьми используется пакет диагностических методик (интеллекта, специальных способностей, креативности, мотивации, достижений, с целью определения уровня личностного развития ребенка в рамках 4-х основных направлений дошкольного образования: социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, психофизическое. При этом, диагностические задания проводятся в игровой форме в тот промежуток времени, когда ребенок продуктивно активен и занимается с желанием. Поскольку тестирование требует большой самоотдачи, – диагностическое обследование проводиться не спеша, постепенно предлагая не более 1-2 заданий за один отрезок времени (для детей 5-6 лет – до 20 минут, для 6-7 лет – не более получаса).

второй этап – уточнение выявленных способностей ребенка, проведение психолого-педагогического консилиума. На этом этапе воспитатели осуществляют сбор дополнительной информации от других педагогов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка. Члены консилиума осуществляют обобщение всей информации о ребенке, нуждающемся в развивающих средствах, и определяют группу сопровождения, условия для развития одаренного ребенка. Специалисты сопровождения устанавливают конкретные задачи каждого субъекта сопровождения, разрабатывают индивидуальные программы или рекомендации по созданию условий для развития его одаренности. В «Дневнике сопровождения развития ребенка» специалисты фиксируют выводы, записывают рекомендации по сопровождению развития одаренного ребенка.

третий этап – создание условий для развития одаренных детей: проведение развивающей работы с ребенком в кружках; консультативной и другой работы с родителями, воспитателями. На этом этапе, на основании анализа выявленной одаренности ребенка, заявки родителей о развитии одаренности их ребенка, заведующая ДОУ создает в детском саду условия для развития одаренных детей: открывает кружки, студии. При этом использует внутренние ресурсы, воспитателей детского сада, а также приглашает педагогов из учреждений дополнительного образования. Педагоги ДОУ разрабатывают образовательные программы работы кружков, студий, которые обсуждают с родителями и утверждают на педагогическом совете ДОУ. Поскольку у одаренного ребенка, как правило, повышена активность, зона его особых интересов, поэтому в детском саду образовательный процесс педагоги организуют по личностно-развивающей технологии, которая способствует развитию у детей познавательной активности, инициативности, творческого самовыражения, субъектной позиции в деятельности. Работу с одаренными детьми лучше проводить с привлечением игровой мотивации, позволяющей осмысливать ситуации, создавать проблемные ситуации, предлагать задачи и загадки. Целесообразно также использовать на занятиях соревновательную мотивацию, отвечающую стремлениям к первенствованию.

четвертый этап – анализ промежуточных результатов сопровождения развития одаренного ребенка. На этом этапе психологи, педагоги и другие специалисты проводят в середине и конце учебного года, а по необходимости чаще, диагностику успешности развития одаренности ребенка и корректировку его индивидуальных программ, рекомендаций по сопровождению его развития. Педагоги ДОУ организуют в детском саду разнообразные формы презентаций успешности развитияспособностей ребенка: выставки авторских работ, сольные концерты, моноспектакли, фестивали и др. Все данные воспитатели регистрируют в индивидуальном «Дневнике сопровождения развития ребенка».

Таким образом, выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их воспитания или в процессе индивидуализированного образования. Создание условий, помогающих распознать одаренных детей и способствующих реализации их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества, решение которой направлено на реализацию задач, поставленных ФГОС. Педагогам нужно помнить, что поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одаренных детей.

Читайте также:  Развитие эмоциональной сферы ребенка консультация для родителей

Одарённых детей насчитывают от 2-5 % от общего количества детей. Их намного меньше, чем тех, которые не проявляют одарённость. Но, если помнить, что каждый ребёнок – это кладезь потенциальных возможностей, то необходимо приложить все усилия, чтобы помочь ему максимально реализовать себя.

Источник

Елена Мельникова
Выявление и сопровождение одаренных детей в детском саду

«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод»

В. А. Сухомлинский.

В настоящее время общество все больше нуждается в творческих личностях, имеющих нестандартное мышление, умеющих работать с любыми информационными ресурсами и легко адаптироваться к меняющимся жизненным условиям. В современном дошкольном образовании проблема выявления одаренности у детей является наиболее актуальной. Одаренность детей дошкольного возраста, ее своевременное выявление и сопровождение волнует многих специалистов, педагогов и родителей. По данным Л. Пасечника, примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одаренным детям. Но проблема состоит в том, что большая часть талантов дошкольников не раскрывается вовремя и не поддерживается в период дошкольного детства. В результате всего 2-5% детей проявляют себя как «одаренные». Поэтому выявление и сопровождение одаренных детей является одной из главных проблем совершенствования системы образования.

Одаренные дети в ДОУ – это особая категория детей, которая отличается от своих сверстников большей потребностью в получении новой информации, более высоким уровнем обучаемости и возможностью быстро и легко усваивать новый материал. Такие дошкольники задают много вопросов, ищут ответы и экспериментируют. В остальном они такие же дети, как и другие дошкольники, с присущими им возрастными характеристиками.

Поскольку ФГОС дошкольного образования не подразумевает проведение мониторинга уровня развития детей, а предполагает только педагогическую диагностику в виде наблюдений за деятельностью ребенка в режимных моментах, в совместной деятельности с воспитателем, в самостоятельной деятельности, перед педагогами детских садов встала задача – как своевременно выявить способность того или иного ребенка в разных сферах деятельности с тем, чтобы направить их интересы в русло дальнейшего развития? И когда, и в какой сфере «раскроются» таланты ребенка?

В нашем детском саду выявление одаренных детей осуществляется с помощью экспертной системы Лонгитюд (метод «Шкала развития», разработанный специалистами Санкт-Петербургского государственного университета, центра психолого-медико-социального сопровождения Калининского и Фрунзенского районов Санкт-Петербурга, образовательных и медицинских учреждений Санкт-Петербурга и ряда других городов России. Данный программный комплекс определяет уровень развития детей, начиная с 2 месяцев до 7 лет (последние версии до 9 лет, и выявляет опережение и отклонение в развитии детей.

Программа Лонгитюд позволяет выявить опережение в развитии познавательной сферы (интеллектуальная одаренность) и в физическом развитии (спортивная одаренность). Педагогом-психологом проводится обследование детей, которые по наблюдениям педагогов имели повышенные интеллектуальные и физические способности. На основе полученных результатов тестирования, компьютерная программа составляет индивидуальный маршрут развития ребенка на ближайшие 10-12 месяцев, который включает в себя игры и упражнения на развитие мышления, памяти, внимания, понимание причинно-следственных связей, речи, расширение кругозора, увеличение объёма знаний, расширение временных и математических представлений, пространственных отношений, логического мышления. Эту программу мы дополняем упражнениями на развитие креативности (творческого мышления).

С этими детьми педагогом-психологом и воспитателями регулярно проводятся индивидуальные занятия в игровой форме. Спустя 10-12 месяцев проводится повторное обследование для корректировки и разработки дальнейшего маршрута развития.

Программа Лонгитюд позволяет графически представить данные обследования по опережению в развитии в той или иной области знаний, что позволяет наглядно прослеживать динамику развития.

Другим способом выявления и развития способностей детей в детском саду мы выбрали конкурсное сопровождение детей. Участие детейв интеллектуальных и творческих конкурсах дает возможность показать уровень развития дошкольника: наличие или отсутствие конструктивных и творческих способностей, умение анализировать, сравнивать, синтезировать полученные знания, решать проблемы поискового характера и т. п.

В ДОУ на протяжении нескольких лет дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в конкурсах Всероссийского, регионального, городского уровней, которые направлены на показ знаний в той или иной области образования, художественно-эстетического развития, развития интеллекта, повышения мотивации к школьному обучению через игру и соревнования.

Участие детей в конкурсах «Пони. Готовься к школе», «Простые правила», «Классики – скоро в школу», «Я – исследователь», конкурсах различной творческой направленности открывают перед педагогами возможность выявить приоритеты в интересах ребенка, диагностировать его успешность в сферах деятельности за пределами образовательной программы, рассмотреть те формы деятельности, которые для ребенка наиболее естественны, составить прогноз на развитие его способностей.

Для нас своеобразной находкой стали не только очные детские конкурсы, но и дистанционные конкурсы. Все конкурсные туры таких конкурсов проводятся на базе детского сада, а не отдаются домой родителям для выполнения, а затем отправляются в оргкомитет. Поэтому результаты таких конкурсов достаточно объективны. Интересным для нас в этом плане стал конкурс «Пони. Готовься к школе». Этот конкурс проводится в несколько туров, имеющих свою направленность – математическое развитие, речевое и творческое развитие детей. Конкурс позволяет выявить степень интеллектуального развития ребенка, характеризующегося видами мышления (творческое, познавательное и др., стилем мышления (наглядно-образное, образное и т. д., качествами ума (сообразительность, гибкость, познавательными процессами (внимание, воображение, память, восприятие, мыслительными операциями, познавательными умениями, умениями и навыками. Результаты конкурса представлены в виде уникальной лепестковой диаграммы, которая дает возможность проследить, какими интеллектуальными способностями одарен ребенок от природы, а какие следует развивать, выявить приоритеты в интересах ребенка, составить прогноз развития его способностей.

Следует отметить, что особые возможности или одаренность ребенка-дошкольника – это хрупкий мостик, который при правильной поддержке взрослых может превратиться в крепкий мост на пути к успеху. Бывает и так, что большие способности, проявившиеся в дошкольном детстве, без поддержки и развития угасали, а дети, не имеющие выдающихся способностей, но упорные в труде, добивались больших результатов. И задача педагогов и родителей – поддержать ребенка, обладающего уникальными способностями, дать ему возможность проявить себя еще в дошкольном детстве, раскрыть свои таланты, чтобы в дальнейшем, когда он перейдет на следующую ступень образования, его способности не угасли, а развивались дальше.

Читайте также:  Создание условий для развития способностей ребенка

Без преувеличения можно сказать, что выявление одаренных детей, их дальнейшее сопровождение – задача государственного значения.

Список используемой литературы:

1. Пасечник Л. Одарённый ребёнок – особая ценность для общества / Пасечник Л. // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 9. – С. 9-12.

2. Пасечник Л. «Одарённые дети в детском саду и семье» / Пасечник Л. // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 4. – С. 8-11.

3. Галянт И. «Проблемы развития детской одарённости / Галянт И. // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 6.

4. Методические материалы к программному комплексу для психологических исследований. / Под ред. С. А. Мирошникова – СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2014. – 194 с.

5. Сухомлинский В. А. О воспитании. – М.: Школьная пресса, 2003.

Источник

   Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения одаренности дошкольника…………………………………………………………………………4

1.1. Теоретические подходы к изучению проблемы одаренности в психолого-педагогической литературе…………………………………………….4

1.2. Виды одаренности………………………………………………………..8

1.3. Возрастно-психологические особенности развития одаренности ребенка-дошкольника………………………………………………………………11

Глава 2. Управление процессом развития одаренности в условиях дошкольного образовательного учреждения……………………………………..19

2.1. Условия развития одаренности…………………………………………19

2.2. Средства выявления детской одаренности……………………………27

2.3. Развитие одаренности в условиях воспитательно-образовательного процесса……………………………………………………………………………..34

Заключение……………………………………………………………………42

Список литературы………………………………………………………….43

Методические рекомендации по развитию одаренных детей

в дошкольных образовательных учреждениях

В большинстве своем образовательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях и Центрах раннего развития строится без учета индивидуальности ребенка. Создание условий, способствующих развитию одаренности детей еще в дошкольном возрасте, развитию их разнообразных потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного дошкольного образования.

Известный японский исследователь проблемы ранней детской одаренности М. Ибука считал, что начинать развивать творчество детей следует с младенчества. Для этого, например, можно дать ребенку карандаши и огромный нестандартный лист бумаги. «Стандартная бумага для рисования – стандартный человек, нестандартная бумага – оригинальное мышление». Ребенок, начиная примерно уже с 8 месяцев, по мнению М. Ибука, может удержать карандаш. Не следует покупать готовых игрушек, придумывать и делать игрушки надо вместе с ребенком, развивая его фантазию и моторику. Разрешить ребенку активно действовать столько, сколько ему захочется, ведь для ребенка важен не результат его деятельности, а процесс [10].

Раннее развитие нередко сводят к тому, чтобы дать как можно больше информации ребенку или научить читать, писать в раннем возрасте. М. Ибука выступает против этого, справедливо считая, что важнее развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Не навязывать ему чтение книг, а просто окружить ими ребенка с раннего детства.

Семейная среда на этапе дошкольного детства играет ведущую роль в формировании творческой личности. В семье складывается отношение к неординарности, талантливости ребенка, что обусловливает впоследствии формирование его самооценки собственных возможностей, его активную или пассивную позицию в отношении развития своих способностей. Разные родители по-разному относятся к своим потенциально одаренным детям. Некоторые считают, что бесполезно обращать внимание на фантазии ребенка, его любознательность, стремление к познанию. В этом они видят лишь особенности возраста, а не проявление индивидуальности ребенка, по­требность в творческом самовыражении. Такие родители, узнав о высоком потенциале ребенка, испытывают смущение и растерянность.

Другие родители, напротив, склонны скорее преувеличивать творческие и интеллектуальные возможности ребенка, тем самым удовлетворяя свое родительское тщеславие, постоянно подчеркивая, что их ребенок «талант». Родители при любом возможном случае стремятся продемонстрировать окружающим «выдающиеся способности» сына или дочери, а доказательством одаренности выступают: большое количество выученных ребенком стихов, песен; стремление ребенка к подражанию рассуждениям взрослых, рассчитанное на внешний эффект, и т. п. Родители озабочены созданием идеальных условий для развития «одаренности» ребенка, поэтому записывают его в студии, кружки и пр., руководствуясь скорее соображениями престижа, чем собственными интересами и склонностями ребенка. Зачастую чрезмерная обучающая деятельность, тем более, если она предполагает выполнение большого количества заданий репродуктивного типа, негативно сказывается на одаренности ребенка.

Наиболее многочисленная группа родителей – это те, кто интуитивно угадывает высокий творческий потенциал своего ребенка и даже пытается помочь в его раскрытии, сталкивается при этом с массой трудностей.

И основная трудность заключается, как правило, в выборе оптимального соотношения между желаниями, требованиями взрослых и стремлениями, интересами ребенка.

Специалисты отмечают, что ребенок развивается с необычайной скоростью, поэтому так важно, чтобы его развитие правильно стимулировалось на каждой ступени. Одаренные дети чаще всего развиваются с опережением. Их неординарные способности нередко провоцируют родителей на форсирование развития потенциала детей.

Свободные игры – такой интересный для ребенка и значимый для его развития элемент детства, вытесняются из жизни ребенка, и заменяются родителями «более полезными для развития» занятиями музыкой, танцами, спортом. Обучение школьным навыкам начинается с 3-4 лет. Детство сокращается, при форсировании развития не всегда успевают созревать разнообразные способности ребенка.

Выступая против попыток искусственной акселерации А. В. Запорожец в противовес выдвинул идею расширения, углубления тех сторон развития, которые специфичны именно для дошкольного возраста. По мнению, А. В. Запорожца, если в детские годы не сформировать должным образом непосредственное восприятие окружающего и наглядно-образное мышление, то и дальнейшее развитие может получить чрезмерно отвлеченный, оторванный от конкретной действительности характер.

Специфические детские виды деятельности – предметная игра, рисование, конструирование, лепка и др. – не только возможны, но и необходимы для раскрытия одаренности дошкольника.

Наличие высокого творческого потенциала не исключает возможности слабого развития тонкой моторики рук, недостаточного развития моторной координации, а это значит, что не следует ожидать успехов ребенка во всех занятиях. Чуткое отношение взрослых к трудностям ребенка, а они могут возникнуть при раскрашивании внутри контура, при письме, выполнении аппликаций, физических упражнений и т. п., поможет быстрее их преодолеть.

Сегодня, в связи с бурным развитием современной компьютерной техники возникает потребность ее использования для развития дошкольников. Производители планшетных компьютеров предлагают обучающие и развивающие игры для дошкольников, просмотр мультфильмов и электронных книг, появляются возможности диалогового взаимодействия ребенка и машины. Раннее развитие компьютерной грамотности у дошкольников – это объективное явление. Уже появились дети, у которых становление клавиатурной грамотности опередило по времени рукописную, и в ближайшем будущем эта тенденция только будет нарастать.

Читайте также:  Выписка из истории развития ребенка на логопедическую комиссию

Здесь можно порекомендовать взвешенное отношение родителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений к взаимодействию ребенка и компьютера. С одной стороны, неправильно будет ограждать ребенка от реально существующей информационной цивилизации. И если у дошкольного образовательного учреждения есть возможности организовывать занятия с детьми с использованием современной ИКТ-техники, то в этом нет ничего плохого. С другой стороны, время нахождения ребенка у компьютера должно быть строго регламентировано – не более 15 минут в день в младшем дошкольном возрасте и доводя до максимальных значений 30-45 минут в день в старшем дошкольном возрасте. Следует понимать, что занятия с компьютером не замещают, а дополняют другие формы развития ребенка.

Неравномерность развития как обычных детей, так и одаренных часто проявляется в более быстрых темпах развития интеллектуальной сферы по сравнению с эмоциональной, социальной. Существует риск эмоциональной тупости и социальной отсталости интеллектуально одаренного ребенка. Поэтому с такими детьми необходимо использовать специальные компенсирующие эмоционально-значимые и социально-развивающие упражнения.

Одаренный ребенок очень чувствителен к мнениям, оценкам окружающих. Он предъявляет высокие требования к себе и другим. Иногда нужно защитить одаренного ребенка от него самого, т. к. его излишняя требовательность может действовать и разрушительно.

Возраст от 5 до 8 лет Э. Эриксон определяет как период «предприимчивости против неполноценности». У одаренных детей, как и у обычных, должна быть группа детей, в которой их принимают и понимают. Именно в дошкольном возрасте неординарный ребенок сталкивается с тем, что его способности осложняют общение со сверстниками. Им он кажется слишком умным и серьезным. В такой ситуации некоторые одаренные дети берут инициативу общения в свои руки: первыми налаживают контакты, организуют совместные игры, берут под опеку тех, кто слабее и младше.

Проблема организации педагогического процесса, развивающего одарённость, рассматривается в работах Ю. К. Кулюткина, М. И. Махмутова, А. М. Матюшкина, В. И. Панова, А. В. Хуторского и др. Исследователи отмечают, что следует осуществлять системное формирующее воздействие на одаренных детей через определенный комплекс психолого-педагогических условий. Среда, в которой одарённость могла бы актуализироваться, должна обладать следующими особенностями.

Высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариативностью (богатством возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых. Многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.

Предметно-информационное обогащение среды. Предполагает наличие необходимого (максимального) материального и информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность любого их использования.

Активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная среда должна быть способна к самым разным, неожиданным преобразованиям.

Гибкость в использовании времени, средств и материалов. Предполагает отсутствие прямых указаний, предоставление дошкольникам возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения.

Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности.

На основании выделенных психолого-педагогических условий, характеристик развивающей среды можно предложить следующие рекомендации по развитию одаренных детей дошкольного возраста:

1) вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;

2) моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;

3) акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)

4) разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;

5) использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;

6) привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;

7) обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды (наличие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной микросреде, в т. ч. современные ИКТ-средства, возможность разнообразного их использования детьми);

8) стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение;

9) использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения;

10) создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний.

При выполнении вышеперечисленных рекомендаций необходимо не забывать об определяющем значении для развития одарённости ребенка дошкольного возраста организации соответствующей развивающей среды, и целенаправленной поддержки одаренности ребенка со стороны окружающих его взрослых.

Список литературы

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1991.

2. Белова Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать.

М., 1998.

3. Богатырёва Л. М. Развитие личности ребёнка в творческой образовательной среде учреждения дополнительного образования // Федеральные и региональные аспекты проблемы поддержки одарённых детей в России. Сургут, 2001.

4. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005.

5. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

6. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб., 1999.

7. Крылова Н. Б., Александрова Е. А. Очерки понимающей педагогики. М., 2001.

8. Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество. М.; Воронеж, 2003.

9. Обухова Л. Ф., Чурбанова С. М. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте. М., 1995.

10. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / Под ред. А. М. Матюшкина. М.; Воронеж, 2004.

11. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. М., 1996.

12. Панов В. И. Одарённые дети: выявление, обучение, развитие // Педагогика, 2001. №4.

13. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д. В. Ушакова. М., 2000.

14. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. 2-е изд., расш. перераб. М., 2003.

15. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2000.

16. Савенков А. И. Психология детской одаренности. М., 2010.

17. Синягина Н. Ю., Чирковская Е. Г. Личностно-отиентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности. М., 2001.

18. Учителю об одаренных детях (пособие для учителя) / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова

Источник