Соотносятся возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка

Соотносятся возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка thumbnail

Индивидуальный подход в воспитании ребенка
должен основываться на знании
анатомо-физиологических и психических,
возрастных и индивидуальных особенностей.
Научными исследованиями доказано, что
существует прямая зависимость между физическим,
умственным и нравственным развитием человека.
Осуществление индивидуального подхода к детям
во время всех видов их деятельности необходимо
рассматривать как определенную взаимосвязанную
систему.
Первым звеном этой системы является изучение
особенностей каждого ребенка и индивидуальный
подход в физическом воспитании.
Знание физического состояния и развития детей
имеет очень большое значение при проведении
процедур закаливания, которые должны
осуществляться систематически, на строго
индивидуальной основе.
Изучение индивидуальных особенностей детей
требует значительного времени и систематических
наблюдений. С этой целью педагогу необходимо
вести дневник, записывая в нем особенности
поведения воспитанников, делая периодически
краткие обобщения результатов наблюдения.
Индивидуальные особенности ребенка также
связаны с типом его нервной деятельности,
являющимся наследственным.
И.П.Павлов в своем учении о высшей нервной
деятельности выявил основные свойства нервных
процессов:

  1. Силу возбуждения и неуравновешенность;
  2. Уравновешенность и неуравновешенность этих
    процессов;
  3. Их подвижность.

На основе изучения протекания этих процессов
он определил 4 типа высшей нервной деятельности:

  1. Сильный, неуравновешенный, характеризующийся
    сильным возбуждением и менее сильным
    торможением, соответствует холерическому
    темпераменту. Для ребенка холерического
    темперамента характерным является повышенная
    возбудимость, активность, отвлекаемость. За все
    дела он принимается с увлечением. Не соизмеряя
    свои силы, он часто теряет интерес к начатому
    делу, не доводит его до конца. Это может привести
    к легкомыслию, неуживчивости. Поэтому у такого
    ребенка необходимо укреплять процессы
    торможения, а выходящую из пределов активность
    переключать на полезную и посильную
    деятельность.
  2. Нужно контролировать выполнение заданий,
    требовать доводить начатое дело до конца. На
    занятиях нужно направлять таких детей на
    осмысление материала, ставить перед ними более
    сложные задания, умело опираться на их интересы.

  3. Сильный уравновешенный (процесс возбуждения
    уравновешивается процессом торможения),
    подвижный, соответствует сангвиническому
    темпераменту. Дети сангвинического темперамента
    деятельны, общительны, легко приспосабливаются к
    изменениям условий. Особенности детей этого типа
    высшей нервной деятельности отчетливо
    проявляются при поступлении в детский сад: они
    жизнерадостны, сразу же находят себе товарищей,
    вникают во все стороны жизни группы, с большим
    интересом и активно участвуют в занятиях, в
    играх.
  4. Сильный, уравновешенный, инертный,
    (соответствует флегматическому темпераменту).
    Дети – флегматики спокойны, терпеливы, прочное
    дело доводят до конца, ровно относятся к
    окружающим. Недостатком флегматика является его
    инертность, его малоподвижность, он не может
    сразу сосредоточиться, направить внимание. В
    целом такие дети не причиняют хлопот.
  5. Конечно, такие черты, как сдержанность,
    рассудительность, являются положительными, но их
    можно спутать с равнодушием, апатией,
    безынициативностью, ленью. Нужно очень
    внимательно изучать эти особенности ребенка в
    различных ситуациях, в различных видах
    деятельности, не проявлять поспешности в своих
    выводах, проверять и сопоставлять результаты
    своих наблюдений с наблюдениями коллег и членами
    семьи ребенка.

  6. Слабый, характеризующийся слабостью как
    возбуждения, так и торможения при повышенной
    тормозимости или малой подвижности,
    (соответствует меланхолическому темпераменту).
    Дети меланхолического темперамента
    необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и
    обидчивы. При поступлении в детский сад, школу
    долго не могут привыкнуть к новой обстановки,
    коллективу детей тоскуют, грустят. В некоторых
    случаях переживания отзываются даже на
    физическом состоянии ребенка: он теряет вес, у
    него нарушается аппетит и сон. Не только
    педагоги, но и медицинский персонал и семья
    должны уделять таким детям особое внимание,
    заботиться о создании условий, вызывающих у них
    возможно больше положительных эмоций.
  7. Свойство нервной системы каждого человека не
    укладываются в какой-то один “чистый” тип
    высшей нервной деятельности. Как правило,
    индивидуальная психика отражает смешение типов
    или проявляется как промежуточный тип (например,
    между сангвиником и флегматиком, между
    меланхоликом и флегматиком, между холериком и
    меланхоликом).

    При учете возрастных особенностей развития
    детей педагог во многом опирается на обобщенные
    данные педагогики и возрастной психологии. Что
    же касается индивидуальных различий и
    особенностей воспитания отдельных детей, то
    здесь ему приходиться полагаться лишь на этот
    материал, который он получает в процессе личного
    изучения воспитанников.

Учет индивидуальных особенностей

При изучении индивидуальных особенностей
детей следует обращать внимание на изучение их
физического состояния и здоровья, от которых во
многом зависит их внимание на уроке, занятии и
общая работоспособность. Нужно знать раннее
перенесенные учеником заболевания, тяжело
отразившиеся на его здоровье, хронические
болезни, состояние зрения и склад нервной
системы. Все это будет помогать правильно
дозировать физические нагрузки, а также
сказывается на участие в различных
спортивно-массовых мероприятиях.

Весьма важно знать особенности познавательной
деятельности детей, свойство их памяти,
склонность и интересы, а также
предрасположенность к более успешному изучению
тех или иных предметов. С учетом этих
особенностей осуществляется индивидуальный
подход к детям в обучении: более сильные
нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы
интенсивнее развивались их интеллектуальные
способности; слабейшим детям нужно оказывать
индивидуальную помощь в учении, развивать их
память, сообразительность, познавательную
активность и т.д.

Большое внимание необходимо уделять изучению
чувственно-эмоциональной сферы детей и
своевременно выявлять их, кто отличается
повышенной раздражительностью, болезненно
реагирует на замечания, не умеет поддерживать
благожелательных контактов с товарищами. Не
менее существенным является знание характера
каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при
организации коллективной деятельности,
распределение общественных поручений и
преодолении отрицательных черт и качеств.

Изучение детей должно охватывать также
ознакомления с условиями домашней жизни и
воспитания, которые оказывают значительные
влияния на их воспитание и развитие.

Наконец, значительное место занимает знание
педагогами, таких важных вопросов, которые
связаны с обучаемостью и воспитуемостью детей и
включают в себя степень восприимчивости,
педагогических воздействий, а также динамику
формирования тех или иных личностных качеств.

Таким образом, только глубокое изучение и
знание особенностей развития каждого ребенка
создает условие для успешного учета этих
особенностей в процессе обучения и воспитания.

Единство осуществления
индивидуального подхода в детском саду и семье

Читайте также:  Достижения развития ребенка раннего возраста является

Не все семьи в полной мере реализуют весь
комплекс возможностей воздействия на ребенка.
Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать
ребенка, другие – не умеют это делать, третьи –
не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях
необходима квалифицированная помощь педагога.

Да, работа воспитателей с семьями – труд
нелегкий, но не обходимый. Это неотъемлемый
фактор индивидуального подхода к детям,
индивидуальной помощи, своевременного
предотвращения нежелательных проявлений в
характер ребенка.

Привлечение родителей, других членов семьи к
образовательной работе детского сада необходимо
прежде всего для детей.

Положительные результаты в воспитании детей
достигается при умелом сочетании разных форм
сотрудничества, при активном включении в эту
работу всех членов коллектива дошкольного
учреждения и членов семей воспитанников.

Формы работы могут быть самые разные, – это
посещения семьи и ребенка, день открытых дверей,
беседы, консультации, родительские собрания,
родительские конффенции. Но приоритет остается
за индивидуальной формой.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Работу как со всем коллективом родителей, так и
    индивидуально с отдельными семьями можно
    успешно проводить только на основе знания
    особенностей быта и воспитания детей в семье.
  2. Фактический материал по изучению воспитания
    детей в семье дает возможность не только узнать
    условия жизни, но и установить причины
    формирования индивидуальных качеств детей,
    выявить связь между условиями воспитания,
    формированием особенностей поведения и
    спецификой их проявления.
  3. Положительные результаты в работе с семьей
    могут быть достигнуты только в том случае, если
    между родителями и воспитателями достигнуто
    единство требований в отношении к детям и вся
    работа проводится по плану и систематично.
  4. Необходимо давать родителям конкретные
    сведения по вопросу о возрастных и
    индивидуальных особенностей детей, учить их
    видеть в своих детях хорошее, и плохое
    анализировать их поступки.
  5. Наряду с общей и индивидуальной формами работы
    с семьей можно проводить и работу с несколькими
    семьями, имеющими сходные условия воспитания
    детей.
  6. Изучение особенностей семейного воспитания,
    так же как и изучение особенностей физического
    развития ребенка, является необходимым условием
    начала планомерной работы по осуществлению
    индивидуального подхода к детям в воспитании и
    обучении их, в различных видах деятельности.

Исследование типов темперамента
дошкольников.

Проведение исследования: Типы темперамента
детей определяются в процессе наблюдения за их
поведением и деятельностью в течении дня.
Наблюдения дополняются с результатами с
воспитателями и родителями. Обобщенные данные
заносятся в таблицу и соотносятся с
характеристикой типов темперамента.

Сангвиник. Быстрота и живость движений,
разнообразие и богатство мимики, быстрый темп
речи. Высокая психическая активность
проявляется в живости ума, находчивости и
стремлению к частой смене впечатлений,
отзывчивости на окружающие события.
Эмоции быстро возникают и легко сменяются. Легко
переходит от слез к радости и наоборот, хотя
обычно преобладает хорошее настроение,
поскольку ребенок сравнительно безболезненно и
быстро переживает неудачи, не может находиться в
унынии. Ребенок активный, шустрый, достаточно
выносливый и неутомимый в том занятии, которое
его увлекает. Быстро схватывает информацию,
работоспособен и инициативен, сфера интересов
широка. Высокая общительность сочетается со
стремлением к лидерству. Ярко проявляется
эмоциональная устойчивость и уверенность в себе.

Флегматик. Уравновешенный, осторожный и
спокойный ребенок. Ему присущи ровное
эмоциональное состояние, настойчивость и
упорство в своих стремлениях, устойчивость к
стрессам, малая возбудимость и невысокая
чувствительность. Медленные движения. Ребенку
трудно приступить к занятию, но начав его, трудно
переключиться. Предпочитает однообразные,
монотонные игры и занятия. Аккуратен т
педантичен. Часто играет один, игрушки потом
аккуратно убирает. Консервативен в пристрастиях,
в том числе к определенной еде, к “своей” чашке и
ложке и пр. Малыш всему учится с запозданием. Ест
медленно, сосредоточенно. В деятельности
соблюдает порядок и сложившиеся традиции,
нарушение которых вызывает раздражение, а иногда
ярость.

Меланхолик. Отличается высокой
чувствительностью, глубиной и устойчивостью
эмоций при слабом их внешнем выражении. Склонен к
мнительности и обидчивости. Нередко развиваются
повышенная ранимость, замкнутость,
отчужденность. Кажется пугливым. Не сразу входит
в общую игру, чаще наблюдает со стороны. В то же
время всецело отдается игре, любит мечтать,
фантазировать, очень хороший актер. В его
действиях много непонятного, что обусловлено
богатством внутреннего мира. Обычно ребенок
грустит, слишком рассудителен и часто ведет себя
как маленький взрослый. Очень привязчив и
отзывчив на ласку, чисто сердечен и общителен, но
лишь с теми, кого любит. С посторонними скрытен,
раним и замкнут, обижается по любому поводу. Круг
общения узок, связи не многочисленны, но глубоки
и искренни. Кажется не уверенным, замкнутым и
осторожным. Долго не может заснуть. Чувствителен
к страданиям других. В игре одинок из-за
мнительности и страха предложить свое общество
другим, боится неожиданности.

Холерик. Нестабилен, активен. Не спокоен,
импульсивен и изменчив. В деятельности и общении
возбудим, нервозен, вспыльчив, порывист, склонен
к резким сменам настроений, подвержен
эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивен.
Движения быстрые и энергичные. Речь громкая,
частая, быстрая. Энергичен и активен, но не всегда
внимателен, особенно когда возбужден. Плохо
переносит монотонную работу. Активно включается
в новое дело, но увлечение и энтузиазм быстро
угасает, если работа не интересная. В то же время,
если деятельность привлекательна, работает
энергично и долго. Решения самостоятельны, но
часто не обдуманны. Рано встает, ест и спит
немного.

Изучение волевых проявлений.

Проведение исследования: Проводит
наблюдение за ребенком в разных видах
деятельности.

Обработка данных: Анализ проводят по схеме:

  • Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели,
    поставленные взрослым, а также самостоятельно
    ставит цель и руководствоваться ею в
    деятельности, достигать результата. Причины
    того, что цель не достигается.
  • Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции(не
    заплакать если больно) и непосредственные
    желания (помочь дежурным, когда хочется играть;
    не выкрикивать на занятии, а подождать своей
    очереди).
  • Какие волевые качества у ребенка
    сформулированы:
    • дисциплинированность: подчиняется ли ребенок
      общественным правилам поведения и деятельности;
      выполняет ли требования взрослого и насколько
      точно это делает; каковы причины невыполнения
      требований взрослого; как реагирует на эти
      требования ; насколько осознанно выполнение
      общественных правил поведения и деятельности;
    • самостоятельность: умеет ли ребенок
      действовать без посторонней помощи, не умеет;
    • настойчивость: умеет ли ребенок рационально
      организовывать свою деятельность,
      сосредоточенно ее выполнять;
    • инициативность: умеет ли ребенок выполнять
      деятельность по своей инициативе; в каких видах
      деятельности это проявляется и каким образом.
    • Делают выводы о том, насколько развиты волевые
      проявления.
Читайте также:  Роль и значение кризисов в психическом развитии ребенка кратко

Уровни сформированности волевых
проявлений:

  1. Высокий. Ребенок самостоятельно ставит цель
    и руководствуется ею в деятельности, умеет
    сдерживать свои эмоции и непосредственные
    желания. У ребенка сформированы такие волевые
    качества, как дисциплинированность,
    самостоятельность, настойчивость,
    инициативность.
  2. Средний. Ребенок самостоятельно ставит
    цель, но не руководствуется ею в деятельности, не
    умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные
    желания. У ребенка сформированы лишь некоторые
    волевые качества.
  3. Низкий. Ребенок не умеет самостоятельно
    ставить цель руководствоваться ею в
    деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и
    непосредственные желания. У ребенка не до конца
    сформулированы волевые качества.

Источник

Возрастные и индивидуальные особенности ребенка

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед в воздействии на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, без учета его возрастных возможностей.

Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей учитывать в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Л.А. Коменский, Д.Ж. Локк, Ж.Ж. Руссо, а позже К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и другие. Более того, некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному. Коменский, например, в понятие природосообразности вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех закономерностей развития ребенка, которые присущи природе человека, а именно: врожденного человеку стремления к знанию, к труду, способности к многостороннему развитию и т.д. Ж.Ж. Руссо, а затем Л.Н. Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок от природы является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходились в одном, что нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них подхода в процессе воспитания.

Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.

Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека. Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека.

Физическое воспитание тесно связано с трудовым и нравственным воспитанием ребенка. Активность в трудовой деятельности во многом зависти от состояния его здоровья, и наоборот. Игры также содействуют развитию и укреплению таких его нравственных качеств, как воля, дисциплинированность, организованность и т.д. Нельзя не отменить также связи физического воспитания с эстетическим. Все, что является здоровым в широком смысле слова, является и прекрасным. Красивое тело, ловкие движения, правильная осанка, походка – все это признаки здоровья и следствие правильного физического воспитания.

Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему.

Первым звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребенка и индивидуальный подход в физическом воспитании.

Знание физического состояния и развития детей имеет очень большое значение при проведении процедур закаливания, которые должны осуществляться систематически, на строго индивидуальной основе.

В процессе правильного физического воспитания при условии индивидуального подхода к каждому ребенку у всех детей пробуждается интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, к прогулкам на свежем воздухе, занятиям физкультурой.

Решая задачи физического воспитания дошкольников, воспитатель должен осуществлять повседневный контроль, своевременно применять профилактические игры, соблюдать необходимые гигиенические требования при организации жизни детей и проведения занятий.

Особенности организма дошкольника требуют внимательного отношения к его физическому развитию. Ребенок растет – прорезываются все молочные зубы и происходит первое «округление», т.е. увеличение массы тела опережает рост тела в длину. Быстро прогрессирует психическое развитие ребенка, речь, память. Ребенок начинает ориентироваться в пространстве. В течении первых лет жизни быстро растут и развиваются опорно-двигательный аппарат, пищеварительная и дыхательная системы. В течении 2-3-го годов жизни рост в длину преобладает над увеличением массы тела. В конце периода начинается прорезывание постоянных зубов. В связи с быстрым развитием мозга быстро развиваются умственные способности.

Таким образом, физическое воспитание обеспечивает охрану и укрепление здоровья, развития двигательных умений, культурно-гигиенических навыков, закаливание организма, любовь к чистоте, опрятности, приучает ребенка к режиму, повышает работоспособность, снижает утомленность.

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.

Умственное воспитание формирует систему представлений об окружающем мире, интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности.

Читайте также:  Развитие личности ребенка от семи

В нравственном воспитании у ребенка формируются моральные нормы, свой опыт поведения, отношение к людям. Интенсивно формируются нравственные чувства. Нравственное воспитание оказывает существенное влияние на формирование воли и характера ребенка.

Трудовое воспитание знакомит детей с трудом взрослых, с профессиями. Детей обучают доступным трудовым умениям и навыкам, воспитывают в них любовь и интерес к труду. Трудовая деятельность дошкольника формирует у него упорство, настойчивость, сообразительность.

Важнейшей составной частью развития дошкольника является эстетическое воспитание. Свойственный дошкольнику этап чувственного познания окружающего мира способствует формированию эстетических представлений о мире, природе людях. Эстетическое воспитание способствует развитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус и потребности.

Игра является важнейшей деятельностью дошкольника, т.к. игра – лучшее средство удовлетворения его интересов и потребностей, реализация его замыслов и желаний. В своей игре ребенок как бы отражает то, что будет в его жизни, когда он станет взрослым. Содержание игр формирует добрые чувства, смелость, решительность, уверенность в себе.

К концу дошкольного периода ребенок владеет необходимыми качествами и свойствами личности для того, чтобы приступить к систематическому овладению общественно-историческим опытом человека. Для этого необходима специальная учебная деятельность.

Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий в жизни (связь биологического и социального) существенно отличается друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе воспитания и обучения.

В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношении с другими людьми. Ведущей деятельностью становиться учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

Таким образом, развитие и формирование человека проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Педагог успешно выполняет задачи воспитания, образования, обучения, если его деятельность основана на глубоком понимании возрастных этапов развития человека; на видении его внутреннего мира.

Критериями возрастного развития являются анатомические, физиологические, психологические, педагогические и физические показатели состояния организма.

Педагогический критерий возрастного развития характеризуют возможности воспитания и образования, обучения в разные периоды жизни ребенка.

Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо вести дневник, записывая в нем особенности поведения воспитанников, делая периодически краткие обобщения результатов наблюдения.

Индивидуальные особенности ребенка также связаны с типом его нервной деятельности, являющимся наследственным.

И.П. Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности выявил основные свойства нервных процессов:

Силу возбуждения и неуравновешенность;

Уравновешенность и неуравновешенность этих процессов;

Их подвижность.

На основе изучения протекания этих процессов он определил 4 типа высшей нервной деятельности:

Сильный, неуравновешенный, характеризующийся сильным возбуждением и менее сильным торможением, соответствует холерическому темпераменту. Для ребенка холерического темперамента характерным является повышенная возбудимость, активность, отвлекаемость. За все дела он принимается с увлечением. Не соизмеряя свои силы, он часто теряет интерес к начатому делу, не доводит его до конца. Это может привести к легкомыслию, неуживчивости. Поэтому у такого ребенка необходимо укреплять процессы торможения, а выходящую из пределов активность переключать на полезную и посильную деятельность.

Нужно контролировать выполнение заданий, требовать доводить начатое дело до конца. На занятиях нужно направлять таких детей на осмысление материала, ставить перед ними более сложные задания, умело опираться на их интересы.

Сильный уравновешенный (процесс возбуждения уравновешивается процессом торможения), подвижный, соответствует сангвиническому темпераменту. Дети сангвинического темперамента деятельны, общительны, легко приспосабливаются к изменениям условий. Особенности детей этого типа высшей нервной деятельности отчетливо проявляются при поступлении в детский сад: они жизнерадостны, сразу же находят себе товарищей, вникают во все стороны жизни группы, с большим интересом и активно участвуют в занятиях, в играх.

Сильный, уравновешенный, инертный, (соответствует флегматическому темпераменту). Дети – флегматики спокойны, терпеливы, прочное дело доводят до конца, ровно относятся к окружающим. Недостатком флегматика является его инертность, его малоподвижность, он не может сразу сосредоточиться, направить внимание. В целом такие дети не причиняют хлопот.

Конечно, такие черты, как сдержанность, рассудительность, являются положительными, но их можно спутать с равнодушием, апатией, безынициативностью, ленью. Нужно очень внимательно изучать эти особенности ребенка в различных ситуациях, в различных видах деятельности, не проявлять поспешности в своих выводах, проверять и сопоставлять результаты своих наблюдений с наблюдениями коллег и членами семьи ребенка.

Слабый, характеризующийся слабостью как возбуждения, так и торможения при повышенной тормозимости или малой подвижности, (соответствует меланхолическому темпераменту). Дети меланхолического темперамента необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и обидчивы. При поступлении в детский сад, школу долго не могут привыкнуть к новой обстановки, коллективу детей тоскуют, грустят. В некоторых случаях переживания отзываются даже на физическом состоянии ребенка: он теряет вес, у него нарушается аппетит и сон. Не только педагоги, но и медицинский персонал и семья должны уделять таким детям особое внимание, заботиться о создании условий, вызывающих у них возможно больше положительных эмоций.

Свойство нервной системы каждого человека не укладываются в какой-то один «чистый» тип высшей нервной деятельности. Как правило, индивидуальная психика отражает смешение типов или проявляется как промежуточный тип (например, между сангвиником и флегматиком, между меланхоликом и флегматиком, между холериком и меланхоликом).

При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных детей, то здесь ему приходиться полагаться лишь на этот материал, который он получает в процессе личного изучения воспитанников.

Литература:

1. Чиркова Т. Учет индивидуально – психологических особенностей детей. М., 1986.

Источник