Соотносящее действие свойственное раннему периоду развития ребенка
Тамара Рычкова
Освоение соотносящих действий посредством дидактической игрушки
В раннем возрасте происходит бурное развитие движений ребенка, овладение многими новыми действиями, зарождение и совершенствование новых видов деятельности.
Дети раннего возраста познают окружающий мир в основном руками, в этом возрасте возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.
Предметная деятельность имеет ведущее значение для развития ребенка второго года жизни. В ходе овладения предметными действиями ребенок овладевает и теми психическими действиями и качествами, которые для этого необходимы.
Наиболее важно для психического развития овладение действиями с теми предметами, способ употребления которых достаточно однозначен. [Мойсенюк, Г. О. Педагогика – Киев, 2001, с. 289]
Из числа действий, которыми овладевает ребенок в раннем детстве, особенно значимыми для его психического развития оказываются соотносящие действия. Соотносящими являются действия, цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов (или их частей) в определенные пространственные взаимоотношения. [Артамонова, О.Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности – Дошкольное воспитание. – 2005. – №4, с. 86]
В связи с овладением предметной деятельностью, особенно соотносящими действиями, при выполнении которых ребенок вынужден ориентироваться на разные свойства объектов – величину, форму, цвет и приводить их в соответствие по заданному признаку,создаются благоприятные условия для развития познавательных процессов ребенка: он приучается быть внимательным, целенаправленно рассматривать предметы, воспринимать. Происходит переход к более полному и всестороннему восприятию.
Сначала соотнесение предметов и их свойств происходит практически. Затем это практическое соотнесение приводит к появлению соотнесений перцептивного (психическое восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств) характера. Начинается развитие перцептивных действий.
Очевидно, что для такой деятельности необходима насыщенная предметно-развивающая среда, нужны специальные игрушки.
Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы.
К этому типу относятся игрушки, сами подсказывающие способ игры.
Это: пирамидки, разнообразные по цвету, форме и материалу
вкладыши разной формы и размера для вкладывания и накладывания
матрёшки 3-4-местные
«коробки форм», игровые пособия для вкладывания в ячейки геометрических форм и предметных изображений
столики с отверстиями, колышки, молоточки, грибочки для втыкания
крупные мозаики, конструкторы
кубики крупные пластмассовые и деревянные
шнурок и бусины для нанизывания
предметы для вкручивания, соотнесения
желобок и шарик для скатывания
Действуя с этими игрушками, дети учатся соотносить отдельные детали игрушек по их форме, величине, цвету, положению в пространстве. У них формируется восприятие и складываются представления о свойствах предметов.
Большое значение имеет оценка воспитателя попыток ребенка выполнить действие: эмоциональная поддержка, одобрение, похвала. Д. Б. Эльконин утверждает, «смысловой центр ситуации, в которой происходит усвоение предметных действий, – взрослый и совместная деятельность с ним».
Каждый положительный результат, любое, даже маленькое достижение ребёнка, должно поощряться педагогом, чтобы сформировать в нём уверенность в своих возможностях.
Источник
Ранний возраст – чрезвычайно важный и
ответственный период психического развития
ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё
только начинается – речь, игра, общение со
сверстниками, первые представления о себе, о
других, о мире. Впервые три года жизни
закладываются наиболее важные и фундаментальные
человеческие способности – познавательная
активность, любознательность, уверенность в себе
и доверие к другим людям, целенаправленность и
настойчивость, воображение, творческая позиция и
многое другое. Следовательно, все эти
способности не возникают сами по себе, как
следствие маленького возраста ребёнка, но
требуют непременного участия взрослого и
соответствующих возрасту форм деятельности.
Общение и сотрудничество ребёнка с взрослым
В общении с близкими взрослыми, которые
помогают ребенку познавать мир “взрослых”
предметов, преобладают мотивы сотрудничества.
Взрослый становится для ребёнка образцом
человеческих действий с предметами. Теперь
необходимо соучастие взрослого, одновременная
практическая деятельность вместе с ним,
выполнение одного и того же дела. В ходе такого
сотрудничества ребёнок одновременно получает и
внимание взрослого, и его участие в действиях
ребёнка и, главное – новые, адекватные способы
действия с предметами.
Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки
предметы, но вместе с предметом передаёт способ
действия с ним. В совместной деятельности с
ребёнком взрослый выполняет сразу несколько
функций:
- во-первых, взрослый даёт ребёнку смысл действий
с предметом, его общественную функцию; - во-вторых, он организует действия и движения
ребёнка, передаёт ему технические приёмы
осуществления действия; - в-третьих, он через поощрения и порицания
контролирует ход выполнения действий ребёнка.
Ранний возраст является периодом наиболее
интенсивного усвоения способов действий с
предметами. К концу этого периода, благодаря
сотрудничеству с взрослым, ребёнок в основном
умеет пользоваться бытовыми предметами и играть
с игрушками.
Предметная деятельность и её роль в развитии
малыша
Новой социальной ситуации развития
соответствует и новый тип ведущей деятельности
ребёнка – предметная деятельность.
Предметная деятельность является ведущей
потому, что именно в ней происходит развитие
всех сторон психики и личности ребёнка.
Прежде всего, нужно подчеркнуть, что в предметной
деятельности малыша происходит развитие восприятия,
а поведение и сознание детей этого возраста
целиком определяется восприятием. Так, память в
раннем возрасте существует в форме узнавания,
т.е. восприятия знакомых предметов.
Мышление ребёнка данного возраста носит
преимущественно непосредственный характер –
ребёнок устанавливает связи между
воспринимаемыми предметами. Он может быть
внимателен только к тому, что находится в поле
его восприятия. Все переживания ребёнка также
сосредоточены на воспринимаемых предметах и
явлениях.
Поскольку действия с предметами направлены в
основном на такие их свойства как форма и
величина, именно эти признаки являются
главными для ребёнка. Цвет в начале раннего
детства не имеет особого значения для узнавания
предметов.
Особое значение имеют действия, которые
называют соотносящими и требуют учёта
величины, формы, местоположения различных
предметов. Характерно, что большинство
игрушек, предназначенных для детей раннего
возраста, (пирамидки, простые кубики, вкладыши,
матрёшки) предполагают именно соотносящие
действия. Когда ребёнок пытается осуществить
такое действие, он подбирает и соединяет
предметы или их части в соответствии с их формой
или размером.
Богатая и разнообразная сенсорная среда, с
которой малыш активно действует, является
важнейшей предпосылкой становления внутреннего
плана действия и умственного развития.
Мышление ребёнка, которое осуществляется в
форме внешних ориентировочных действий,
называют наглядно-действенным. Именно
эта форма мышления характерна для детей раннего
возраста. Малыши активно используют
наглядно-действенное мышление для обнаружения и
открытия самых разнообразных связей вещей и
явлений окружающего их предметного мира.
Овладение речью
Одним из главных событий в развитии ребёнка
раннего возраста является овладение речью.
Ситуация, в которой возникает речь, должна
представлять предметное сотрудничество ребёнка
с взрослым.
В таком предметном сотрудничестве взрослый
ставит перед ребёнком речевую задачу,
которая требует перестройки всего его поведения:
чтобы быть понятым, он должен произнести
совершенно определённое слово.
Все эти достижения становятся возможными
благодаря тому, что ребёнок осваивает грамматическую
форму речи, которая позволяет связывать
между собой отдельные слова,
независимо от реального положения тех
предметов, которые они обозначают.
Овладение речью открывает возможность произвольного
поведения ребёнка. Первым шагом к
произвольному поведению является выполнение
речевых инструкций взрослого.
Рождение игры
Действия маленького ребёнка с предметами –
это ещё не игра. Разделение
предметно-практической и игровой деятельности
происходит только в конце раннего возраста.
Сначала ребёнок играет исключительно с
реалистическими игрушками и воспроизводит с
ними знакомые ему действия (причёсывает куклу,
укладывает её спать, кормит, катает в коляске и
пр.)
Появление потребности в общение со
сверстниками
Очень важным приобретением раннего возраста
является становление общения со сверстниками.
Другой ребенок становится не только
“интересным” предметом, но и партнером по
общению. Первые субъектно-ориентированные
контакты с ровесниками появляются именно в этот
период жизни малыша.
Общение детей раннего возраста можно назвать эмоционально-практическим
взаимодействием. Главными характеристиками
такого взаимодействия являются:
непосредственность, отсутствие предметного
содержания; раскованность, эмоциональная
насыщенность, нестандартность
коммуникативных средств, зеркальное
отражение действий и движений партнёра. Дети
демонстрируют и воспроизводят друг перед
другом эмоционально-окрашенные игровые
действия. Общность действий и эмоциональных
экспрессий даёт им уверенность в себе и
приносит яркие эмоциональные переживания.
По-видимому, такое взаимодействие, даёт
ребёнку ощущение своего сходства с другим,
равным ему существом, которое вызывает бурную
радость. Получая от сверстника ответную
реакцию и поддержку в своих играх и затеях,
ребёнок реализует свою самобытность и
уникальность, что стимулирует самую
непредсказуемую инициативность малыша.
Таким образом, ранний возраст – период
интенсивного психического развития ребенка,
которое происходит по нескольким линиям.
Наиболее важными из них являются:
- развитие предметной деятельности и делового
общения с взрослым; - развитие активной речи ребенка;
- развитие произвольного поведения;
- появление игровых замещений;
- формирование потребности в общении со
сверстником; - развитие самосознания и самостоятельности
ребенка.
Памятка для воспитателей
Ведущая деятельность раннего детства —
предметная
(совместно с взрослыми, а затем и
самостоятельно).
- Интенсивно идет сенсомоторное развитие:
вертикальное положение тела расширяет
ориентацию в пространстве, освобождает руки для
манипулирования предметами, исследовательской
деятельности. - Осуществляется речевое общение, развивается
понимания речи взрослых, увеличивается запас
слов, происходит овладение лингвистическими и
грамматическими нормами построения фраз (в 2 года
ребенок строит предложения). - Возникает способность к словесным обобщениям —
понимать и активно пользоваться языком в общении
с людьми; речь становится средством развития
мышления и саморегуляции поведения. - Ребенок овладевает предметными действиями:
действия, и способы обращения ребенка с
предметами начинают подчиняться
функциональному назначению этих предметов,
общекультурным нормам. Предметная деятельность
обусловливает развитие восприятия, памяти,
наглядно-образного мышления. - Растет любознательность ребенка (Он спрашивает:
“Что это? Почему? Зачем?”); появляется интерес к
сказкам, стихам и пр. - Появляются игровые действия (игры — подражания
действиям взрослых). - Развивается восприятие (цвета, формы, размера),
ребенок может выделить устойчивые признаки
предметов; восприятие способствует развитию
памяти, мышления (группировка предметов по цвету,
форме). - Происходит становление элементарного
самосознания (“Я сам”). - Начинает формироваться способность к
произвольной саморегуляции. - Ребенок приучается к чистоплотности,
саморегуляции своих физиологических функций. - Возникает ощущение самостоятельности,
автономности, воли либо зависимости от других,
пассивности, стыда, сомнение в своих
способностях регулировать функции организма. - Возникает кризис 3 лет как утверждение
самостоятельности.
Источник
Раннее детство – особый период в развитии ребёнка.
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
Что представляет собой ребёнок раннего возраста?
Психологи считают, что первые три года –это самый важный период в развитии ребёнка. В этот период закладывается основание всей будущей жизни. Уверенность в себе, знание, что ты желаем и любим, чувство собственного достоинства, поведение в стрессовых ситуациях – всё это восходит к самому раннему детству, к отношениям малыша с родителями. Этот период имеет решающее значение для формирования личности, важно знать что представляет собой ребёнок этого возраста.
Основной особенностью периода раннего детства является наиболее интенсивный темп развития всех органов и систем.
В период от 1 до 3 лет у ребёнка прорезываются все молочные зубы, он быстро растёт и прибавляет в весе, развивается его речь и память. Ребёнок начинает ориентироваться в окружающем мире, активно познаёт его. В этот период огромное значение для малыша имеет игра.
От рождения до года.
Лучший способ узнать ребёнка- понаблюдать за ним и прислушаться к нему. Полезно знать об общих чертах детей этого возраста:
· Познаёт мир через ощущения
· Полностью зависим
· Сосредоточен на себе
· Воспринимает звуки, зрительные образы, тон разговора(ласковый или сердитый)
· Быстро растёт и изменяется
· Играет сам с собой
· Узнаёт людей и реагирует на них.
· Учится хватать
· Другие моторные навыки: учится ползать, сидеть, стоять
· К концу года начинает ходить.
От года до двух лет.
В два года ребёнок перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом, удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу. В подвижные игры для детей двух лет можно включать прыжки, бег, бросание мяча и скатывание его с горки.
· Ходит всё увереннее
· Требует внимания к себе
· Познаёт мир через ощущения
· Внимание быстро рассеивается
· Полностью может концентрироваться только на одной вещи
· Восприятия конкретны, воображение ещё не развито(думает только о том что видит)
· Слабая координация движений
· Нет «тормозов» его трудно остановить
· Решителен
· Любопытен ,жаждет исследовать мир
· Подражает взрослым
· Непослушен
· Любит постоянный распорядок дня, чувствуя себя так безопасней
· Сосредоточен на себе
От двух до трёх лет.
В три года ребёнок называет правильно четыре основных цвета и несколько оттенков .Ориентируется в семи цветах спектра (знает чёрный белый цвета) находит по образцу, по просьбе взрослого.
· По-прежнему сосредоточен на себе.
· Любопытен
· Координация движений ещё не совершенна.
· Активен.
· Исследователь, интересуется окружающим миром.
· Играет большей частью один.
· Импульсивен, действует по первому пробуждению.
· Склонен проверять «границы дозволенного».
· Становится все более независимым.
· Любит учиться.
· Ему не надоедает повторять одно и то же.
· Нелогичен.
· Возникает чувство прекрасного.
· Подражает взрослым.
· Внушаем.
· Сравнивает себя с другими.
· Развивает самосознание.
· Формируется словарь (у трех летних он уже довольно большой)
Быстрый темп развития организма – особенность раннего возраста.
Быстрый темп развития ребенка раннего возраста имеет ряд особенностей. Прежде всего – это скачкообразность развития. Скачкообразность отражает нормальный закономерный процесс развития организма ребенка, и наоборот, отсутствие скачков является следствием дефектов в развитии и воспитании детей.
Быстрый темп развитие ребенка обусловлен быстрым установлением связи с окружающим миром и в то же время медленным закреплением реакции. Поэтому очень важно как можно больше повторять, закреплять новые навыки, учить малыша делать что – либо новое самостоятельно. Это лучше закрепит полученные знания.
В чём уникальность раннего детства?
Самоценность раннего детства – в остроте восприятия окружающего мира, особом мире чувств и представлений.
(Н.С. Ежкова)
Период раннего возраста отличается уникальностью и неповторимостью. Его правомерно выделяют в общем развитии и воспитании детей дошкольного возраста.
Период раннего детства уникален тем, что именно в этот временной отрезок ребенок развивается столь стремительно как ни когда в последующие годы жизни.
Источник