Соотношение задатков и способностей в развитии ребенка
«Способности – свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности» (С.Л.Рубинштейн).
Человек не рождается на свет, имея уже какие-нибудь определенные способности. Врожденными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, среди которых наибольшее значение имеют особенности нервной системы, мозга. Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми, называются задатками.
Задатки имеют важное значение для развития способностей (например, свойства слухового анализатора важны для музыкальных способностей, свойства зрительного анализатора — для изобразительных способностей). Но задатки — только одно из условий формирования способностей. Сами по себе они никак еще не предопределяют способностей. Если человек даже с самыми выдающимися задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются.
Не следует думать, что каждой способности соответствует особый задаток. Всякий задаток многозначен, на его основе могут выработаться разные способности в зависимости от того, как будет протекать жизнь человека.
Таким образом, задатки, или, что то же самое,природные предпосылки развития, не заключают еще в себе способностей. Способности могут развиться лишь в определенных условиях жизни и деятельности людей.
Важную роль в развитии способностей играют, поэтому, временные связи в коре мозга. Системы условных связей придают более общим особенностям работы мозга те качества, которые делают человека пригодным к тем или иным конкретным видам деятельности.
Существенное значение в формировании способностей имеют, далее, такие особенности высшей нервной деятельности, как скорость образования и прочность условных рефлексов, скорость образования и прочность тормозных реакций (в особенности дифференцировок), скорость образования и легкость переделки динамических стереотипов. Эти особенности сказываются на успешности выполнения разных видов деятельности, в том числе учебной деятельности. От них зависят быстрота и прочность усвоения новых знаний и навыков (образование новых условных связей), возможность улавливать сходство и различие между предметами и явлениями действительности (легкость дифференцировок), возможности изменять привычные формы деятельности и поведения в соответствии с меняющимися условиями (быстрота переделки динамических стереотипов) и пр.
Каждая из названных особенностей может иметь неодинаковую степень развития в разных видах деятельности, что и обусловливает собой нередко развитие специальных способностей к определенным видам деятельности.
Для классификации способностей используют несколько критериев.
1. По критерию вида психических функциональных систем способности разделяют на
- сенсомоторные (ощущение-движение);
- перцептивные (восприятие чего-либо);
- аттенционные (внимание);
- мнемические (проявления памяти);
- имажитивные (воображение); мыслительные;
- коммуникативные;
2. По критерию основного вида деятельности на
- научные (математические, лингвистические и пр.);
- творческие (музыкальные, литературные. художественные);
- инженерные и т.д
3. Кроме того, различают общие и специальные способности. Общие способности связаны с выполнением ведущих форм человеческой деятельности, а специальные – с отдельными деятельностями. Среди общих способностей большинство исследователей выделяют общий интеллект, креативность (общую способность к творчеству) и, реже, обучаемость.
Факторы, влияющие на развитие способностей:
– исходная предпосылка – врожденные задатки
– время выявления
– развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес
– всестороннее развитие интересов и способностей
– соперничество и сотрудничество
Результаты психогенетических исследований свидетельствуют о высоком уровне наследуемости общего интеллекта и некоторых специальных способностей (в частности, математических, музыкальных). Между тем креативность в большей мере зависит от влияния социальной микросреды. Высокий уровень развития общих (специальных) способностей характеризуется как общая или специальная одаренность, или талант. Высшей степенью развития способностей личности, выражающейся в творчестве, которое имеет выдающееся значение для жизни общества, является гениальность. Гениальность – способность создавать что-то принципиально новое. Для гения характерны чрезвычайная творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление устаревших норм и традиций. Гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию общества.
Психологические исследования показали, что на основе ранней диагностики общих способностей можно дать вероятностный прогноз успешности социальной и профессиональной карьеры личности .
Источник
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №226 «Капитошка»
Консультация для родителей на тему:
«Задатки и способности»
Подготовила: воспитатель
старшей группы для детей с ТНР
Алимова Р.Н.
Ульяновск 2015
Способности – это индивидуальные психические способности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею.
Различают общие и специальные способности. Общие обеспечивают успешность в разных видах деятельности. А так же легкость в усвоении знаний; специальные позволяют достигнуть высоких результатов в какой – то определенной области. Замечено так же, что способности проявляются в комплексе, а не по одной и что недостаток компенсируется рядом других.
Задатки – это та природная основа, на которой развиваются способности: анатомо – физиологические особенности нервной системы, мозга. Тела. Одни ученые считают задатки генетически обусловленными, т.е. передающимися через ДНК, РНК; – другими врожденными, т.е формирующимися во внутриутробный период развития человека. Но те и другие ученые соглашаются в одном: задатки – изначально природные свойства человека, а не данные ему после рождения в ходе воспитания.
Среди природных свойств есть еще один вид, наименее изученный и потому часто умалчиваемый. Это трансперсональное развитие индивидуальности, несущее в себе последовательность многих жизней. Как это понять: как факт естественного обора нужных качеств (по Дарвину) или как накопление жизненного опыта в последовательности реенкорнаций (согласно восточным философиям)? Наука пока не дает однозначного ответа.
Существует три основных направления в психологии в отношении способностей. Представители одного из них, биологизаторского, считают: человек – биологическое существо, способности – врожденное качество, и именно это обстоятельство определяет «потолок» в развитии человека – все уже задано природой, «выше головы не прыгнешь».
Другое направление, соцологизаторское, считает человека существом сугубо социальным, рождающимся на свет чистой доской, на которой можно написать все, что захочешь. Дело лишь за воспитателем и методами, которые он будет использовать, – и гении на потоке будут нам обеспечены.
Третье направление – серединное. Оно признает несомненную биологическую природу человека с врожденными задатками и способностями, но считает их всего лишь предпосылками будущего развития человека в социальной среде. Другими словами, природа – не потолок развития человека, а начало его. Как отнестись к этим направлениям? В каждом есть своя правда и свои примеры из практики…
Биологизаторское направление, начавшее с уважительного отношения к природе человека, закончило тем, что легло в основу расизма и фашизма: теории превосходства одной расы над другими, выделение «чистых» рас и т.п.
Соцологизаторское направление, разработавшее алгоритмы обучения детей (и взрослых – профессиональным видам деятельности) – «под одну гребенку» нивелировало индивидуальные особенности детей. Для воспитания «винтиков» эти методы хороши, а для вращивания творцов непригодны
Наиболее перспективным и гуманистическим представляется третье направление – рубинштейновское (по имени основателя – психолога С.Л. Рубинштейна), потому что дает инструмент к развитию всех задатков и способностей человека, не лишая их индивидуальности, и способствует развитию творческих способностей в самом широком смысле слова.
Воспитатель понимает: его воспитанник пришел в наш мир с ценными задатками, многими способностями, и задача воспитателя – раскрыть их, дать им возможность реализоваться и развиться.
Оценка задатков и способностей человека
Она почти всегда субъективна и зависит не только от оцениваемого человека, но и от «оценщика». Например, человек мягкий и благожелательный видит вокруг себя много гениальных детей, а жесткому и требовательному дети кажутся обычными и даже бездарными. Свой «вклад» в неправильную оценку детей вносит установка воспитателя на ребенка.
Еще одна ошибка, которую чаще всего совершают именно родители, заключается в сравнении своих детей с другими. По успешности их деятельности они строят положительную или отрицательную модель способностей своего ребенка: «наш лучше» или «наш хуже». Это неправильно. Дети развиваются неравномерно, скачкообразно. Сравнивать ребенка нужно с ним самим: не умел, но быстро научился – значит способный; плохо, медленно обучается – не значит, что не способный вообще. Надо определить причину такого состояния ребенка (болезнь, страх, усталость и т.п.) и только в последнюю очередь говорить о неспособности к этому виду деятельности. Неспособный к рисованию может гениально владеть своим телом или великолепно решать задачи.
Отсутствие инструментария для оценки способностей
Оценка «на глазок». Даже относительно стандартизированные тестовые методики дают только сиюминутный срез каких – то показателей, но не расскажут о том, хватит ли силы воли или желания обладателя довести их до совершенства. Примеров одаренных людей, оставшихся на среднем уровне, к сожалению очень много. К тому же стандарты наших представлений о способностях, нашего понимания их вносят в «черный» вклад в работу с детьми: все что выходит за границы этих представлений, выпадает из разряда нормы, причем часто в сторону минуса.
Нормы отсекают и действительно неспособных, и одаренных, и гениальных людей: «Не норма!» Способности же проявляются как раз за рамками стандарта.
Как же заметить в ребенке способности? Наблюдать, когда он самозабвенно играет: что лучше получается, чему отдает предпочтение. Тут все очень просто: нравится то, что лучше, легче получается, а получается потому, что есть природные задатки – предпосылки способностей.
Способности комплексны, поэтому воспитателю придется представлять много разных условий для их появления и развития. Нужно дать ребенку возможность попробовать себя в разных делах, разных играх и разнообразных ролях и ситуациях.
Это не так просто, как может показаться в начале. Иногда дети завалены игрушками, но скучают. Почему? Потому что не умеют играть. Детям нужен руководитель, учитель. Им можете быть вы сами, другие дети, наконец специалисты (в сложных видах деятельности – танцах, музыке, живописи и т.д.) Без учителя, без внимания к миру ребенка способности угасают, нарастают равнодушие, пресышенность изобилием и доступностью игрушек.
Самая главная опасность воспитания – наши собственные нереализованные мечты и планы, которые мы неосознанно пытаемся реализовать в детях.
Так появляются маленькие рабы, прикованные к пианино или занимающиеся математикой с репетиторами.
Очень важно, чтобы ребенок не зацикливался на одной своей способности, что внешне выражается в предпочтении одного вида деятельности. Возможно, его дремлющие способности при их раскрытии сделают его более успешным и счастливым во всем. Заставить ребенка особенно подрастающего, попробовать себя в чем- то новом порой очень трудно. Нужно, чтобы он сам этого захотел. Как помочь захотеть? Расширять сознание через расширение круга друзей и знакомых, представлений о мире и профессиях людей.
Так формируется расширенная мотивация к разным видам деятельности. При этом важно, чтобы ребенок не просто знал, но и пробовал себя в этих делах.
Таким образом, способности ребенка в ваших руках, воспитатель. Не заметите, не разовьете их – и на свете появится еще один несчастливый и неудачный человек.
Источник
Лариса Семенова
Развитие задатков и способностей дошкольников
Рекомендации для родителей
Когда ты с улыбкой глядишь на меня,
Когда обнимаешь и нежишь,
Когда говоришь и внимательно слушаешь,
Я расту, я расту, я расту.
ЗАДАТКИ – анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т. д., являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности.
СПОСОБНОСТИ – индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности.
ОДАРЕННОСТЬ – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
ПЕДАГОГОВ, ВПЕРВЫЕ ВСТРЕТИВШИХ В СВОЕЙ ПРАКТИКЕ ОДАРЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ,ОБЫЧНО ПОДКУПАЕТ:
– их ранняя увлеченность каким-либо занятием;
– повышенная любознательность;
– способность быстро обучаться;
– большой запас знаний;
– способность сосредоточиваться на длительное время на выполнение учебного задания;
– активность в учебном процессе и т. п.
НО НАСКОЛЬКО МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЯТЕН ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК В СВОИХ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЯХ,НАСТОЛЬКО ЖЕ ОН МОЖЕТ БЫТЬ НЕВЫНОСИМ в СВОИХ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ:
– позволяет себе всех перебивать (и педагога тоже);
– обвиняет в глупости и невежестве;
– на занятии занимается посторонними делами;
– все делает слишком быстро или, наоборот, слишком медленно;
– может вообще выйти из группы, заявив, что ему неинтересно, поскольку он и так много знает.
К этому добавляется:
– эмоциональная неуравновешенность;
– резкие перепады отношения к самому себе и другим;
– невротизм и прочие психологические и индивидуальные физиологические особенности.
РАЗУМЕЕТСЯ, МНОГО И ТАКИХ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ,У КОТОРЫХ ВСЕ В ПОРЯДКЕ: И ГОЛОВА, И ЗДОРОВЬЕ, И ОБЩЕНИЕ, И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ?
1. Отвечайте на все бесчисленные вопросы. Одаренные дети в 3-4-х летнем возрасте очень любопытны и готовы исследовать все стороны окружающего их мира. В поиске ответов на свои вопросы они упорней, чем средний ребенок. Здесь очень важно проявить терпение, доброту и уважение. Используйте эти вопросы для того, чтобы стимулировать ребенка к дальнейшим исследованиям и опытам.
2. Не делайте излишнего упора на занятиях, так как учебные программы скорее суживают мышление ребенка, а не расширяют его. Традиционные занятия уделяют слишком большое внимание логическим, цифровым и линейным процессам. Для ребенка дошкольного возраста более естественно мышление интуитивное, ассоциативное, которое лучше всего развивается в игре, и может подавляться ранними интенсивными занятиями с использованием строго организованных материалов, подобных школьным учебникам.
3. В одаренном ребенке надо развивать самые разные интересы. Например, активно вовлекать в групповые занятия музыкой, ритмикой, сценическим искусством и т. д.
4. Выделите ребенку место для его коллекций, экспериментов и любимых занятий. Такие занятия могут принимать форму элементарного природоведения (пусть даже в городском дворе, а обычный сад или огород могут подтолкнуть ребенка к изучению химии, иностранного языка (все растения имеют латинские названия, агрономии. Эстетическое удовольствие, получаемое ребенком от цветения разных растений, наблюдение за насекомыми, опыляющими цветы, могут заинтересовать его биологией. Подобные занятия воспитывают в ребенке трудолюбие и радость познания плодов собственного труда.
5. Если ребенок отказывается спать днем,родители могут заменить сон тихими играми: чтением, решением кроссворда, прослушиванием сказки и т. д. Одаренный ребенок весь день «крутится на высоких оборотах», поэтому иногда их надо и снизить. Да и родителям необходима передышка.
6. Объединиться в создании «групп по интересам». Папы и мамы могли бы использовать собственные способности и устраивать для всех детей занятия вместо дневного сна, от которого многие дети упорно отказываются. Например, организовать занятия иностранным языком, так как в дошкольном возрасте «языковые» центры мозга впитывают информацию наиболее эффективно. Занятия, стимулирующие групповые дискуссии,также хороши: это прекрасная возможность прояснить мысль, предложить идею и выслушать мнение других.
7. Избегайте создания «эффекта ореола». Помните, что ребенку необходимо с ранних лет сталкиваться с ситуациями, в которых он не блещет, не достигает вершин. Ребенок может принимать участие и получать удовольствие от занятий, в которых не преуспевает. Успех приходит не всегда и не во всем. Неудача — вещь нормальная, случающаяся со всеми.
8. Оградите малыша от общественного неодобрения и негативной реакции сверстников, бабушек и дедушек. Сейчас не время критики! Кроха должен укрепиться в своей позиции, тогда ему будет легче развиваться.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ МАЛЕНЬКИХ ПОЧЕМУЧЕК?
· создайте ребенку в его поисках безопасную психологическую базу, к которой он мог бы возвращаться, если будет вдруг напуган собственными открытиями;
· поддерживайте стремление ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к ранним неудачам;
· будьте терпимы к кажущимся вам странными идеям, уважайте любопытство ребенка;
· оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того пожелает, самому заниматься своими делами. Избыток опеки мешает творчеству. Желания и цели детей принадлежат им самим, поэтому родительская помощь может порой восприниматься как нарушение границ личности. Даже очень маленькие одаренные дети оказывают упорное сопротивление родителям, которые слишком настойчивы в стремлении разделить с ребенком радость живого творческого воображения;
· создайте для ребенка атмосферу безопасности, любви, уважения к себе и окружающим. Без этих “банальностей” человек не способен достичь высот самовыражения;
· помогайте справляться с разочарованием и сомнениями, когда понимание со стороны сверстников отсутствует. Нужно, чтобы ребенок сохранил творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о том, признан ли он окружающими. Дневники известных творческих личностей помогут понять, что он не одинок в своей борьбе;
· постарайтесь объяснить, что на многие вопросы не всегда можно ответить однозначно. Требуются время и терпение. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идеи, создающие умственный дискомфорт;
· помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличий. Карикатура на знакомого может быть очень точной и остроумной, но в то же время весьма недоброй;
· постарайтесь найти своему чаду “компаньона” такого же возраста и способностей. Возможно, придется потратить немало сил и времени, но это лучше, чем позволить ребенку замкнуться и избегать общения.
ДЕТСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ
По мнению психологов, лишь 10% одаренности мы наследуем от родственников, около 40% зависит от обстоятельств, в которых одаренность получает возможность развиться, а остальные 50% – вопрос работы и усилий, которые нужно приложить, чтобы развить свои способности.
Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60 70 %, то к четырнадцати годам – 30 40 %, а к семнадцати — только 15 20 %.
ПРИЗНАКИ ОДАРЕННОСТИ, КОТОРЫЕ МОЖНО ЗАМЕТИТЬ У ВАШЕГО РЕБЕНКА
1. Интеллектуальный тип. Дети этого типа одаренности точно и глубоко анализируют информацию, склонны к философскому осмыслению материала. Для них характерен высокий интеллект, развитый ум, благодаря которому они легко усваивают разную информацию.
2. Академический тип. Дети данного типа также отличаются высоким интеллектом, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Дети этого типа одаренности, прежде всего, умеют блестяще обучаться.
3. Художественный тип. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Есть дети, у которых обнаруживается целый «веер» различных художественных способностей: ребенок и поет, и танцует, да еще и превосходно рисует.
4. Креативный тип. Выражается в нестандартности мышления, непохожем на других взгляде на мир. Нежелание этих детей идти «в ногу» со всеми остальными и является основой их одаренности, на которой и строится их нестандартное видение мира.
5. Лидерская или социальная одаренность характерна для детей, обладающих способностью понимать других людей, строить с ними отношения, руководить ими. Предполагает высокий уровень интеллекта, хорошо развитую интуицию, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию.
6. Психомоторная или спортивная одаренность. Детей, относящихся к данной группе,отличает: энергичность, стремление к участию во всевозможных соревнованиях, подвижных играх, быстрота реакции, легкость в движениях, их хорошая координация, физическая выносливость.
КАК РАСПОЗНАТЬ СПОСОБНЫХ ДЕТЕЙ?
У всех способных детей ярко выражена исследовательская потребность, поиск нового, удовольствие от созидательной работы.
В КАКОЙ ОБЛАСТИ СПОСОБНЫЙ РЕБЕНОК ПРОЯВИТ СЕБЯ?
Об этом можно судить по наблюдениям или используя специальные тесты.
НО! Не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений или данные тестов.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ.ЕСЛИ У ВАШЕГО РЕБЕНКА:
– отличная память в сочетании с ранним языковым развитием,
– чрезвычайное любопытство в отношении того, как устроен тот или иной предмет, отчего мир устроен так, а не иначе,
– проявляется способность отслеживать несколько процессов одновременно,
– живое воображение, изобретательность и богатая фантазия,
– отличное чувство юмора, он любит смешные несоответствия, игру слов, шутки,
– повышенные математические способности в плане вычислений и логики,
– устойчивая концентрация внимания и большое упорство в решении различных задач,
– обостренное чувство справедливости, опережающее нравственное развитие,
– наблюдаются трудности в общении со сверстниками,
– высокий энергетический уровень (малая продолжительность сна,
– зрение часто нестабильно, испытывает затруднения фокусирования с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске,
ТО МОЖНО ГОВОРИТЬ О НАЛИЧИИ У НЕГО ЧЕРТ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА
Одаренность – конечно дар,
Богом данный, данный свыше.
Одаренность – это огонь,
Не гаси, поддержи его, слышишь.
Одаренность – пытливый ум,
Почемучка еще с пеленок.
Одаренный – философ и шут,
В общем, трудный еще ребенок.
Источник