Соотношение речи и мышления в развитии ребенка

Екатерина Козлова
Взаимосвязь развития мышления и речи у детей дошкольного возраста

Ребёнок рождается, не обладая ни мышлением, ни речью. Познание окружающей действительности начинается с ощущения и восприятия отдельных конкретных предметов и явлений, образы которых сохраняются памятью. На основе практического знакомства с действительностью, на основе непосредственного познания окружающего у ребёнка складывается мышление. Решающую роль в формировании мышления ребёнка играет развитие речи. Речь – это главный инструмент мышления. Информацию, которую нельзя передавать с помощью органов чувств, можно передать только с помощью речи.

Развитие речи ребёнка влияет на развитие мышления и всех познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, а развитие мышления развивает речь. Таким образом, мы видим, что все психические процессы тесно взаимосвязаны между собой. При выполнении заданий направленных на развитие речи мы развиваем и умственные способности ребёнка и наоборот.

Овладевая в процессе общения с окружающими людьми словами и грамматическими формами родного языка, ребёнок научается вместе с тем обобщать при помощи слова сходные явления, формулировать взаимоотношения, существующие между ними, рассуждает по поводу их особенностей и т. д.

Психологи (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин) считают, что формирование мышления и речи происходит в процессе практической деятельности. Язык как средство общения людей – особый вид интеллектуальной деятельности.

Проблема взаимодействия речи и мышления всегда находилась в центре внимания психологических исследований. И здесь центральным моментом, по мнению Л. С. Выготского, является «отношение мысли к слову»

Он анализировал учение Ж. Пиаже, который считал, что речь ребенка раннего возраста эгоцентрична: она не выполняет коммуникативных функций, не служит целям сообщения и ничего не изменяет в деятельности ребенка, а это является символом незрелости детского мышления. К 7-8 годам эгоцентрическая речь свертывается, а затем исчезает. Л. С. Выготский показал в своих исследованиях, что на основе эгоцентрической речи возникает внутренняя речь ребенка, являющаяся основой его мышления

Начальный этап развития мышления ребенка связан с обобщениями. При этом первые обобщения неотделимы от практической деятельности, что находит свое выражение в одних и тех же действиях, которые он выполняет со сходными между собой предметами.

Слова, которыми овладевает ребенок, являются для него опорой для обобщений. Они очень быстро приобретают для него общее значение и легко переносятся с одного предмета на другой. Однако в значения первых слов нередко входят только какие-то отдельные признаки предметов и явлений, которыми ребенок и руководствуется, относя слово к этим предметам. Вполне естественно, что существенный для ребенка признак на самом деле является далеко не существенным. Слово «яблоко» детьми часто сопоставляется со всеми круглыми предметами или со всеми предметами красного цвета.

На следующем этапе развития мышления ребенка он может назвать один и тот же предмет несколькими словами. Это явление наблюдается в возрасте около двух лет и свидетельствует о формировании такой умственной операции, как сравнение. В дальнейшем на основе операции сравнения начинают развиваться индукция и дедукция, которые к трем — трем с половиной годам достигают уже достаточно высокого уровня развития.

Когда ребенок начинает говорить; овладевает речью, он постепенно переходит на более высокую ступень отражения действительности — на ступень речевого мышления.

Изменения в мышлении дошкольника, прежде всего, связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышления с речью. Такие взаимосвязи приводят, во-первых, к появлению развернутого мыслительного процесса – рассуждения, во-вторых, к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности, когда речь начинает выполнять планирующую функцию, в-третьих, к бурному развитию мыслительных операций. У дошкольника вопросы приобретают познавательный характер, свидетельствуют о развитии любознательности, стремления познавать мир. Ребенок рассуждает вслух, сопоставляя и обобщая, перебирая возможные варианты, аргументируя, обосновывая выводы. Он использует аналогии, пытаясь объяснить неизвестное с помощью известного. Эти объяснения основываются на чувственном восприятии, житейских ситуациях, прочитанных книгах.

Р. А. Абдурахманов пишет, основная линия развития мышления – переход от наглядно-действенного к наглядно образному и в конце периода к словесному мышлению. Дошкольник образно мыслит, он еще не приобрел взрослой логики рассуждений. Несмотря на своеобразную детскую логику, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. В дошкольном возврате в связи с интенсивным развитием речи усваиваются понятия. К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей.

Таким образом, можно сделать вывод, в дошкольном возрасте идет активное развитие речи и мышления. Эти два процесса неразрывно связаны между собой. Речь развивается в процессе повседневного общения ребенка с взрослыми и сверстниками. Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. Овладение речью окружающих людей вызывает сдвиг в развитии наглядно-действенного мышления ребёнка. Благодаря языку дети начинают мыслить обобщённо.

Источник

  Взаимосвязь развития мышления и речи у детей дошкольного возраста.

     Ребёнок рождается, не обладая ни мышлением, ни речью. Познание окружающей действительности начинается с ощущения и восприятия отдельных конкретных предметов и явлений, образы которых сохраняются памятью. На основе практического знакомства с действительностью, на основе непосредственного познания окружающего складывается у ребёнка мышление. Решающую роль в формировании мышления ребёнка играет развитие речи. Речь – это главный инструмент мышления. Информацию, которую нельзя передавать с помощью органов чувств, можно передать только с помощью речи.

                Развитие речи ребёнка влияет на развитие мышления и всех познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия), а развитие мышления развивает  речь.  Таким образом, мы видим, что  все психические процессы тесно взаимосвязаны между собой.  При выполнении заданий направленных на развитие речи мы  развиваем и умственные способности ребёнка и наоборот.
         Развитие мышления и развитие речи у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка. Опираясь на опыт, имеющийся у ребёнка, взрослые передают ему знания, сообщают ему понятия, до которых он не смог бы додуматься самостоятельно.
         Под влиянием воспитания ребёнок усваивает не только отдельные понятия, но и выработанные человечеством логические формы, правила мышления. Подражая взрослым и следуя их указаниям, ребёнок постепенно приучается правильно строить суждения, правильно соотносить их друг с другом, делать обоснованные выводы.

Детям с ОНР свойственна леность мысли: им не хочется думать. Именно по этой причине они нередко отказываются от выполнения задания со словами: «Я не знаю, не умею». В то же время при участии взрослых они вполне способны сделать то, что им предлагают.
Во время занятий с ребёнком дома:

  1.  Старайтесь  ставить перед ними такие задачи, для решения которых требуются умственные усилия, создавайте ситуации, побуждающие их к  активизации знаний, умений, прошлого опыта.
  2. Не давайте им готовые ответы, а помогайте в поисках способов действия. Побуждайте детей к творческой деятельности. Для развития этих качеств полезны занимательные задачи, загадки, посильные   головоломки, развивающие игры и упражнения.
  3. Ребёнку с 0 и до 3 лет наиболее доступны задания, при выполнении которых он может действовать с предметами. Такие задания развивают наглядно-действенное мышление. Но с 4 лет ему очень полезны упражнения, в основе которых лежит умение представлять себе объекты и их преобразования, т.е. когда ребёнок действует не с самими предметами, а с их образами. Эти задания формируют наглядно-образное мышление. Развитию наглядно-образного мышления ребёнка способствуют занятия рисованием, лепкой, конструированием, игры, драматизация, инсценирование сказок, рассказов.
  4. Наиболее сложны для детей словесно-логические операции, выполнение которых протекает только в умственном плане. Их можно развивать обучая ребёнка анализу, синтезу, сравнению, обобщению.

           Эти задания потребуют от ребёнка гибкости ума, доказательства рассуждений, способности устанавливать те или иные закономерности. При их выполнении ребёнок должен найти сходства и различия в предметах, сравнить предметы на основе выделенных признаков, сделать обобщения, умозаключения. Начинать нужно с более лёгких, посильных заданий во избежание отрицательных эмоций у ребёнка. Постоянно поощрять его в работе, чтобы он испытывал чувства удовольствия от занятий.

     Какие бы задания с ребёнком вы не выполняли, непременно обращайте внимание на его речь. Она формируется в деятельности, в неразрывной связи с остальными психическими процессами. Повседневная жизнь изобилует возможностями постоянного речевого контакта. Разговаривайте с ребёнком на прогулке, играя, занимаясь различными домашними делами. Побуждайте его рассказывать вам, что он делал, что он видел, что слышал. Не бойтесь вводить в свою речь слова, заведомо не известные ребёнку. Объясните ему смысл сказанного, проследите за правильным употреблением и произнесением новых слов.

Постепенно новые слова войдут в активную речь ребёнка, обогащая её, облегчая общение с окружающими. Ребёнок сможет пользоваться речью, чтобы получать новую информацию.

   Хорошо развивают мышление и речь дидактические игры. Это не требует специального времени для занятий, в них можно играть, гуляя с ребёнком: «Назови ласково», «Один – много», «Чего не стало?», «Скажи наоборот», «Доскажи словечко», «Придумай похожее слово».

     Предлагаемые примерные задания не только способствуют активизации  мыслительной  и речевой деятельности, но и развивают такие психические процессы, как представление, память, воображение, эмоции.

Источник

Тема:  Взаимосвязь развития речи и мышления.

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формулирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка. Речь является одной из сложных высших психических функций человека, обеспечиваемой деятельностью головного мозга.

Физиологическую основу речи составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устная речь) или зрительной форме (письменная речь). Вторая сигнальная система, свойственная человеку качественно особая форма высшей нервной деятельности — система речевых сигналов (произносимых, слышимых и видимых). Понятие, выдвинутое И. П. Павловым (1932) для определения принципиальных различий в работе головного мозга животных и человека. Мозг животного отвечает лишь на непосредственные зрительные, звуковые и другие раздражения или их следы; возникающие ощущения составляют первую сигнальную систему действительности. Человек же обладает помимо того способностью обобщать словом бесчисленные сигналы первой сигнальной системы; при этом слово, по выражению И. П. Павлова, становится сигналом сигналов. Анализ и синтез, осуществляемый корой больших полушарий головного мозга, в связи с наличием Второй сигнальной системы касается уже не только отдельных конкретных раздражителей, но и их обобщений, представленных в словах. Вторая сигнальная система возникла в процессе эволюции, в процессе общественного труда. Первая и вторая сигнальные системы — различные уровни единой высшей нервной деятельности, но вторая сигнальная система играет ведущую роль. Ее формирование происходит только под влиянием общения человека с другими людьми, т. е. определяется не только биологическими, но и социальными факторами. Характер взаимодействия двух систем может варьировать в зависимости от условий воспитания (социальный фактор) и особенностей нервной системы (биологический фактор). Для полноценного развития личности необходимо своевременное и правильное развитие обеих сигнальных систем.  [1]

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

Мышление – высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку. Мышление — процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира. Сущность его проявляется  в отражении:

  • общих и существенных свойств предметов и явлений, в том числе и таких свойств, которые не воспринимаются непосредственно;
  • существенных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями.

Мышление играет поистине огромную роль в познании. Мышление расширяет границы познания, дает возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия. Мышление дает возможность знать и судить о том, что человек непосредственно не наблюдает, не воспринимает. Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии, а результаты мыслительной работы проверяются и применяются на практике.

В основе процесса мышления лежит сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга в целом, но не каких-то отдельных ее участков. В основе мышления лежит образование второсигнальных временных нервных связей, опирающихся на первосигнальные связи. Второсигнальные нервные связи, образующиеся в коре головного мозга с помощью слов, отражают существенные отношения между предметами. Отражение связей и отношении между предметами становится возможным потому, что слова, как указывал И. П. Павлов, представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что, по мнению ученого, и составляет сущность человеческого мышления. Другими словами, вторая сигнальная система и открывает возможность обобщенного отражения окружающего мира.

Таким образом, речь и мышление являются продуктом общественно-исторического развития, в ходе которого стали выполнять ряд функций и заняли одно из самых значимых мест в психической и социальной жизни человека. Рассмотрим подробнее взаимосвязь развития речи и мышления.

Проблема взаимосвязи речи и мышления  является едва ли не самым важным разделом психологии. Связанная с сознанием, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами, но основным и определяющим для речи является ее отношение к мышлению. 

Ребёнок рождается, не обладая мышлением. Оно складывается постепенно, на основе практического знакомства с действительностью, на основе непосредственного познания окружающего. Решающую роль в формировании мышления ребёнка играет развитие речи. Овладевая, в процессе общения с окружающими людьми, словами и грамматическими формами родного языка, ребёнок научается вместе с тем обобщать при помощи слова сходные явления, формулировать взаимоотношения, существующие между ними, рассуждает по поводу их особенностей и т. д.

Также под влиянием воспитания ребёнок усваивает не только отдельные понятия, но и выработанные человечеством логические формы, правила мышления, истинность которых проверена многовековой общественной практикой.

 Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Интеллектуальная деятельность формируется сначала в плане действия.  Ребенок манипулирует с предметами, не учитывая их специфических особенностей. Он выполняет лишь те или иные реакции или функции над попадающимся ему под руки материалом: продукты этого манипулирования для ребенка – сначала лишь случайные, побочные результаты его деятельности, не имеющие для него никакого самостоятельного значения. Но с того времени как результаты деятельности ребенка приобретают в его сознании некоторую самостоятельность и его действие начинает определяться объектом, на который оно направлено, действие ребенка приобретает осмысленный характер. Целесообразные предметные действия, направленные на объект и определяемые сообразно со специфической задачей, являются первыми интеллектуальными актами ребенка.

 Мышление ребенка перестраивается и поднимается на новую ступень по мере того, как в процессе обучения ребенок овладевает системой знания различных “предметов”, которая заключает обобщенный опыт, накопленный человечеством, и совсем по-иному расчленяет свое содержание, чем оно расчленено в восприятии. На эмпирической основе этого опытного знания формируется “рассудочная” мыслительная деятельность.

Новый этап в развитии мышления связан с овладением ребенком речью. Речь как сложная психическая функция возникает у ребенка на основе определенного уровня его когнитивного развития. По мнению Л. С. Выготского, развитие речи и мышления происходит непараллельно и неравномерно. До определенного уровня онтогенеза развитие мышления и речи осуществляется независимо друг от друга. Однако в возрасте около двух лет линии развития мышления и речи совпадают в своем развитии, перекрещиваются и возникает новое психическое образование – речевое мышление.

Слова, которыми овладевает ребенок, являются для него опорой для обобщений. Они очень быстро приобретают для него общее значение и легко переносятся с одного предмета на другой. Однако в значения первых слов нередко входят только какие-то отдельные признаки предметов и явлений, которыми ребенок и руководствуется, относя слово к этим предметам. Вполне естественно, что существенный для ребенка признак на самом деле является далеко не существенным. Слово «яблоко» детьми часто сопоставляется со всеми круглыми предметами или со всеми предметами красного цвета.

Кроме того, в процессе игры ребенок узнает некоторые чувственные свойства вещей. Реальный контакт с объективной действительностью, в котором протекает жизнь ребенка, существенно определяет – в особенности при правильной постановке педагогической работы – его умственный рост. Его умственное развитие не строится исключительно на узкой базе его личного практического опыта. С первых же шагов оно опосредовано итогами общественной практики, которые передаются ребенку окружающими и воспитывающими его взрослыми. Через посредство знаний, которые они ему сообщают, общественное сознание формирует развивающееся индивидуальное сознание ребенка.

 Развитие мышления ребенка совершается, таким образом, в двух планах – непосредственно в действенном плане и в плане речевом. Оба эти плана, конечно, взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга. Развитие мышления в действенном плане, все более разумное оперирование вещами является и предпосылкой и результатом развития речевого мышления; обусловливая развитие речевого мышления, все более разумная практическая деятельность ребенка в свою очередь развивается под его воздействием.

При этом все же первично мыслительные процессы, несомненно, совершаются как подчиненные компоненты какой-либо “практической” (хотя бы – у ребенка – игровой) внешней деятельности и лишь затем мышление выделяется в качестве особой, относительно самостоятельной познавательной деятельности.

[1]  Павлов И. П., Поли. собр. трудов, т. 1—5, М. — Л., 1940—49; Красногорский Н. И., Труды по изучению высшей нервной деятельности человека и животных, т. 1, М., 1954;

Источник