Соотношение процессов развития обучения и воспитания ребенка

Соотношение процессов развития обучения и воспитания ребенка thumbnail

По мнению Б.Г.Ананьева, педагогическая психология – пограничная, комплексная область знания, которая «…заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений».

Структура образования:

Развитие –это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека (умстенное и физическое развитие человека, в целом необратимое). Различают:

· физическое (рост, вес, сила, пропорции тела),

· физиологическое (функции организма ССС, НС, ЖКТ, репродуктивной),

· психическое (усложнение процессов отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, памяти, мышления, чувств, воображения, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации),

· социальное (потенциальное вхождение человека в общество – в экономические, производственные, правовые, идеологические и др. отношения),

· духовное (осмысление человеком своего предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному самосовершенствованию)

Обучение – освоение опыта предшествующих поколений (овладение понятиями предметов и явлений и оперирование ими – Зобков)

Воспитание– процесс, направленный на формирование социально-значимых ценностных ориентаций, формирование типологических качеств личности и поведения, требуемого в обществе, форм отношения к труду, коллективу, самому себе; синтез моральных качеств в индивидуальном сознании.

Существует несколько точек зрения на соотношение обучения и развития человека как личности. Эти точки зрения могут быть сгруппированы по-разному, ибо разделены также по разным основаниям.

Первое деление: подход к пониманию психического развития:

социогенетический– развитие психики идет по законам социальным (исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с другими людьми), т. е. каждый Индивид развивается как личность, в зависимости от того в какой социальной среде он оказался и в какой мере воздействие этой среды сказалось на качествах его личности – бихевиоральные теории научения Эдуарда Торндайка, Берреса Фредерика Скиннера (жизнь личности и ее отношения есть результат подкрепляемого научения, усвоения суммы навыков и знаний), теория ролей Д. Мида, У. Долларда, К. Левин (общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), которые накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми), теория социализации (биологическая особь становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни);

биогенетический– развитие психики идет по физиологическим законам созревания организма: теория рекапитуляции Ст/ Холла (развитие личности повторяет в свернутом виде такие стадии развития общества как собирательство, охота и т.д.); Э. Кречмер типологию телосложения определяет особенностями социализации, психоанализ (все поведение человека определяется физиологическими бессознательными влечениями человека); психодинамические теории Э.Эриксона и др. объясняют поведение человека через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики);

второе деление – в зависимости от понимания развития ученые по-разному видят одну из основных проблем педагогической психологии – проблему соотношения обучения и развития:

· обучение и есть развитие (У. Джеймс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коффка): любое обучение является развивающим, каждый шаг обучения и есть шаг развития

· Обучение – это только внешнее условие созревания, развития (В. Штерн, А. Геззел, З. Фрейд) – развитие создает возможности – обучение их реализует: детей можно и нужно учить лишь тому, к чему у них созрели определенные способности

· Развитие не зависит от обучения (Жан Пиаже) – развитие ребенка есть следствие внутреннего, спонтанного самоизменения, на которое обучение не оказывает никакого влияния. Как и в предыдущем – развитие должно вести за собой обучение – определить уровень развития, соотнести с программным материалом и подогнать

· обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования (Л.С. Выготский, Дж. Брунер) – обучение ведет за собой развитие, поэтому выделяют 2 уровня развития: уровень актуального развития – ребенок самостоятельно решает интеллектуальные задачи, ЗБР – дозированная помощь взрослого. Именно ЗБР и должно создавать обучение. Тогда

· С.Л. Рубинштейн: обучение и развитие должны идти вместе, дополняя друг друга

· Б.Г. Ананьев: Психическое развитие как результат взаимодействия природно-наследственных, социальных и воспитательных факторов – обучение и воспитание регулируют связи между психологическими функциями и свойствами личности

Читайте также:  Упражнения для развития речи ребенка 2 года

Отечественные авторы выделяют различные показатели развития человека в процессе обучения:

· способность к движению от абстрактного к конкретному и обратно, дисциплинированность мышления (П.П. Блонский)

· обучаемость – способность достигать в более короткий срок более высокого уровня усвоения (Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская)

· сочетание системности и динамичности знаний, т.е. умения их применять в разнообразных условиях (Ю.А. Самарин)

· перенос приемов умственной деятельности (Е.Н. Кабанова-Миллер)

· чувственный опыт, познание сущности явлений, решение практических задач, связанных с материальным воздействием на окружающее (Л.В. Занков)

· теоретическое мышление, в т.ч. способность к внутреннему плану действий (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов)

· фонд оперативных знаний и обучаемость, включающая ряд качеств ума (З.И. Калмыкова)

Воспитание и обучение представляет собой разные, но взаимосвязанные стороны единой педагогической деятельности. В действительности они всегда реализуются совместно, поэтому отделить обучение от воспитания (как процессы и результаты) практически невозможно. Воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, обучая – одновременно воспитываем. Но эти процессы в педагогической психологии рассматриваются отдельно, ибо они различны по своим целям, содержанию, методам, ведущим видам реализующей их активности. Воспитание осуществляется в основном через межличностное общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации и характера личности, формирование черт личности и человеческих поступков. Обучение же (реализуясь через различные виды предметной теоретической и практической деятельности) ориентируется на интеллектуальное и когнитивное развитие ребенка. Различны также методы обучения и воспитания. Методы обучения основаны на восприятии и понимании человеком предметного мира, материальной культуры, а методы воспитания – на восприятии и понимании человека человеком, человеческой морали и духовной культуры.По мнению С.Л. Рубинштейна, для ребенка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе воспитания и обучения. Воспитание же и обучение входят в содержание педагогической деятельности. Воспитание представляет собой процесс организованного целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка.

В том и другом случае обучение и воспитание выступают как специфические виды деятельности конкретного субъекта (ученика, учителя). Но они рассматриваются как совместная деятельность учителя и ученика, в первом случае речь идет об учебной деятельности или учении (ученика). Во втором педагогической деятельности учителя и о выполнении им функций организации, стимулирования и управлении учебной деятельности ученика, в третьем – о процессе воспитания и обучения в целом.

По мнению, Б.Г.Ананьева, педагогическая психология – пограничная, комплексная область знания, которая «… заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающего поколения».

Теории обучения.

Традиционное обучение – целенаправленный процесс формирования ЗУН посредством осмысления и запоминания учебного материала. Исторически от дидактики Я.А. Коменского.

В основе – ассоциативно-рефлекторная теория учения, согласно которой психика человека обладает способностью запечатлевать, сохранять и далее воспроизводить связи между отдельными событиями жизни, которые чем-то схожи или различны.

Процесс образования ассоциаций (приобретение ЗУН) в традиционном обучении имеет определенную логическую последовательность:

· Восприятие учебного материала;

· Осмысление;

· Запоминание и сохранение;

· Применение усвоенного в практической деятельности.

При этом выделенная последовательность подчиняется дидактическому требованию «от частного к общему». «Общее» есть результат сравнения единичных (частных) предметов, как результат выделения их одинаковых свойств, становящихся содержанием представления о классе этих предметов.

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

  • Главная
  • ->

  • Государственный экзамен по специальности Психология личности (бакалавриат)
  • ->

  • Педагогическая психология

План ответа:

  1. Определение понятий «развитие», «воспитание», «обучение».

  2. Соотношение понятий

  3. Определение воспитанности

  4. Критерии воспитанности

1. Развитие – это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних факторов.

Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом, знаниями, умениями и навыками, способностями творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Обучение – это упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.

Читайте также:  Дома с мамой система развития ребенка от а до я читать

2. Проблема определения и использования на практике понятий «обучение», «воспитание» и «развитие» всегда существовала в педагогике. Актуальна она и в наши дни. Трактовки данных понятий по мере развития наук о человеке совершенствовались, уточнялись, видоизменялись, обретали статус междисциплинарных. Наиболее широко признано понимание обучения и воспитания в широком смысле как процессов целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация усвоения знаний, умений и навыков, а развития – как процесса количественных и качественных изменений личности. Постепенно в педагогике получило утверждение положение о том, что значимо не столько психическое развитие, развитие психофизиологических процессов в организме человека, сколько развитие личности.

Основой для разработки педагогических стратегий обучения и воспитания становились философские и психологические концепции личности. Смена концепции развития личности в этих науках немедленно сказывалась на смене концепций обучения и воспитания, принимаемых педагогической теорией и практикой. В педагогических исследованиях проблема обучения, воспитания и развития зачастую сводилась к организации учебного процесса – необходимо было раскрыть связь между построением учебно-воспитательного процесса и ходом общего развития личности. Важно было установить, что дает развитию та или иная система обучения, каковы ее возможности и пределы. Поэтому апробировались и сравнивались по строению и эффективности различные способы обучения. Не потерял актуальности вопрос о зависимости качества усвоения знаний, умений и навыков от общего развития и воспитания личности.

В связи с эти при использовании терминов «развитие», «обучение» и «воспитание» возникают разногласия или подмена одного понятия другим. Процессы обучения, воспитания и развития взаимосвязаны, взаимообусловлены и должны осуществляться параллельно. Очевидно, именно такое понимание привело к тому, что учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях называют целостным педагогическим процессом. Обучение, воспитание и развитие реализуют свое единство в деятельности, и в одинаковой степени отражают как активность, так и инертность личности. Различие же между результатами развития, обучения и воспитания помогут осознать различие между одноименными процессами. Так, человек может быть хорошо развитым, способным к решению каких-то проблем, но в то же время плохо воспитанным; иногда качественное обучение также не является показателем личностного развития – об этом свидетельствуют простые наблюдения.

Процесс развития личности касается развития способности человека к чему-либо. Это процесс поступательный, однонаправленный, знаменующий переход, движение от низшего к высшему (как прогрессивный путь развития, так и регрессивный). Развитие личности обеспечивается сферой активного воздействия человека на среду. Наталкиваясь на преграды, человек преодолевает их путем соответствующих усилий, в которых принимают участие творчески-поисковый, волевой, эмоциональный и другие сферы его личности.

Кроме того, человек постоянно сталкивается с массой нестандартных, нелинейных задач. Отсутствие в его опыте алгоритмов их решения обуславливает необходимость особых творческих усилий, сопровождающихся мобилизацией всех или какой-то части его психических функций. Проблема всегда составляет начало мыслительной деятельности. Следовательно, проблемность способствует развитию основных сфер личности.

3. Воспитанность – интегративное свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных личностных качеств, в обобщённой форме отражающих систему социальных отношений человека. Культура как совокупность форм духовно-нравственного состояния общества является определяющим фактором воспитания личности растущего человека. Культурологический подход как методологическая основа содержания воспитания нам сегодня представляется наиболее оптимальным и продуктивным. Он позволяет сделать культуру содержанием воспитания, а воспитание – процессом культуротворчества. Основное содержаниевоспитания, предполагающее освоение и присвоение общечеловеческих, личностных и гражданских ценностей, на наш взгляд, реализуется посредством формирования базовых компонентов культуры личности. – интегративное свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных личностных качеств, в обобщённой форме отражающих систему социальных отношений человека.

Культура как совокупность форм духовно-нравственного состояния общества является определяющим фактором воспитания личности растущего человека. Культурологический подход как методологическая основа содержания воспитания нам сегодня представляется наиболее оптимальным и продуктивным. Он позволяет сделать культуру содержанием воспитания, а воспитание – процессом культуротворчества. Основное содержаниевоспитания, предполагающее освоение и присвоение общечеловеческих, личностных и гражданских ценностей, на наш взгляд, реализуется посредством формирования базовых компонентов культуры личности.

4. Критерии воспитанности – это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности. Оформляются они обычно в виде шкалы наименований.

Читайте также:  Роль семьи в развитии личности ребенка беседа

Критерии воспитанности условно можно подразделить:

1) на «жесткие» – важные статистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень воспитанности молодежи;

2) «мягкие» – для характеристики школьного воспитания, помогают получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса, но не дают возможности проникать вглубь.

Можно выделить две группы критериев воспитанности:

1) содержательные – связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей;

2) оценочные – с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества.

Можно выделить:

1) общие критерии для диагностики конечных результатов – достигнутого уровня воспитанности личности;

2) частные критерии – для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой отдельных свойств, черт и качеств.

По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы:

1) связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме – суждениях, оценках, поступках, действиях личности;

2) связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, – мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.

Источник

Воспитание и обучение представляют собой взаимосвязанные, но не сводимые друг к другу подсистемы целенаправленно организованного процесса образования человека. Речь в данном случае, естественно, идет о воспитании в узком педагогическом смысле, ибо только оно находится в одном ряду с обучением, которое понимается как совместная целенаправленная деятельность преподавателя и учащегося, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие личности.

Термин «развитие личности» в этом контексте предполагает общее развитие, т. е.
развитие в соответствии с генетической программой человека и под воздействием всей совокупности внешних факторов, важнейшим из которых является социальная программа.
Речь здесь идет о физическом и умственном развитии в их взаимообусловленности. Под
умственным развитием понимается развитие как сознательных, так и подсознательных механизмов психики: восприятия, памяти, мышления, психомоторики, а также механизмов высшего уровня регуляции деятельности и поведения человека.

При рассмотрении проблемы соотношения обучения и воспитания принято исходить из того, что эти процессы, отличаясь спецификой содержания и закономерностей усвоения отдельных составных частей, имеют общие закономерности целостного явления передачи подрастающим поколениям социального опыта. Однако различение рассматриваемых
категорий вполне оправданно, поскольку они отражают разные характеристики этого явления.

Полноценное воспитание – это такое обучение всем компонентам социального опыта, при
котором их содержание обращено на нормы поведения, отношение к миру и систему ценностей.

Полноценное обучение – это воспитание, обращенное на все компоненты социального
опыта, обеспечивающие не только знания, умения и готовность к творчеству, но и отношение к
учебной деятельности как ценности.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Анализируя проблему соотношения обучения и воспитания, В.В. Краевский обращает
внимание на то обстоятельство, что педагог всегда решает две взаимосвязанные задачи:

  • подготовку детей к жизни;
  • включение их в жизнь.

По его мнению, обучение решает первую задачу, а воспитание – вторую. При этом обучение решает свои задачи по передаче элементов социального опыта через схематизацию и
моделирование объектов реального мира, создание учебных ситуаций, искусственность которых очевидна для учащихся. Воспитание же предполагает не формализацию, а «всамделишное» переживание детьми воспитательных ситуаций, реальное проживание.

Многие исследователи признают, что:

  • воспитание и обучение есть подсистемы единого процесса, который в современной
    отечественной литературе все чаще интерпретируется как образование;
  • и воспитание, и обучение есть целенаправленно организованные, т. е. педагогические
    по своей сути, процессы развития человека;
  • обучение преимущественно обращено к развитию интеллектуально-практической
    стороны человека, а воспитание – его эмоционально-ценностной стороны (воспитание
    обращено на бытие, обучение – на мышление);
  • воспитание и обучение – процессы не только взаимосвязанные, но и взаимообеспечивающие.

Говоря о единстве воспитания и обучения в рамках целостного педагогического процесса, важно иметь в виду то обстоятельство, что воспитание в системе педагогической деятельности будет обучающим только тогда, когда наряду с воспитательными целями  будут ставиться и реализовываться цели обучения. А обучение, в свою очередь, будет  воспитывающим лишь в том случае, если наряду с учебными целями будут ставиться и  реализовываться цели воспитания. Это определяется самой природой педагогического процесса как процесса целенаправленно организованного и, соответственно, природой воспитания и обучения,  являющихся его целенаправленно организованными подсистемами.

Источник