Соотнести возраст ребенка с развитием движений
Ирина Горюнова
Формирование основных движений у дошкольников с учетом возрастных особенностей
Нельзя недооценивать значение основных движений. Ребенок, не владеющий в достаточной степени своими движениями, часто испытывает неуверенность в своих силах, проявляет беспомощность, он боится самостоятельно преодолевать препятствия, которые возникают на его пути.
Ходьба, бег, метание, прыжки, лазанье, равновесие – эти движения являются основойдля всестороннего физического развития ребенка: укрепляет мышцы, способствует развитию сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной систем, а так же воспитанию физических качеств (ловкость, быстрота, гибкость, равновесие, глазомер, сила, выносливость и др.)
Если говорить о проблемах современных детей, то, прежде всего, нужно сказать, что потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, если раньше почти все дети посещали различные кружки и спортивные секции, то сейчас предпочтение отдается телевизору, компьютеру, в лучшем случае так называемым «сидячим играм» (мозайка, лото, пазлы).
Поэтому весьма важной задачей физического воспитания дошкольников является формирование у них правильных навыков основных движений, которыми они пользуются в своей жизни – бег, ходьба, прыжки, лазанье, метание. Они называются основными потому, что человек пользовался ими с давних времен как средством передвижения, добычи пищи и защиты от нападений. Эти движенияи в настоящее время имеют важное значение для человека: одни из них (ходьба и бег) являются средствами передвижения; другие используются в естественных условиях (прыжки через канаву); третьи (ходьба и бег на месте, ходьба скрестным шагом, бросание и ловля мяча и др.) применяются для решения задач физического воспитания.
Ко времени перехода в школу дети должны овладеть не только хорошим физическим развитием, но и достаточным объемом навыков и умений. Все что поможет детям быстро включиться в новый режим школьной жизни, связанный, помимо всего прочего с необходимостью длительного сидения в однообразной позе за партой и напряженной интеллектуальной деятельностью на уроках.При этом не принимается во внимание следующее: стать усидчивым ребенок может стать лишь в том случае, если будет полностью удовлетворена его естественная потребность в движении: дети овладевают сначала навыками управления движениями, а затем статикой. Выработка прочных двигательных навыков облегчает деятельность человека в быту и труде. Для выполнения уже привычного действия не требуется большого внимания, движение выполняется почти автоматически. Вместе с тем прочные навыки позволяют действовать более уверенно в новых для человека условиях, творчески использовать свои умения в зависимости от обстоятельств.
Дети младшего дошкольного возраста отличаются большой двигательной активностью, стремлением к самостоятельности. Они уже уверенно, хотя и своеобразно, выполняют наиболее употребительные основные движения – ходьбу, бег, некоторые виды лазанья, подскоки, элементарные движения отдельными частями тела. У них имеется некоторый двигательный опыт, приобретенный в быту, играх с игрушками и пособиями, есть определенный круг представлений об окружающих явлениях, опыт общения с взрослыми и детьми.
Движения у малышей несовершенны, неточные, сознательное управление движениями еще не ограниченно. Это объясняется недостаточным развитием опорно–двигательного аппарата, нервной системы организма в целом.
Малыши быстро утомляются. Поэтому они могут выполнять задания с небольшой нагрузкой, в процессе которой происходит чередование движений с различным напряжением возбуждающих и успокаивающих детей.
Движения дети выполняют схематично, несогласованно, часто замедленно. Объяснения они понимают лучше, если видят, как взрослый выполняет движение, и одновременно двигаются сами. В любом задании дети должны почувствовать удовлетворение, получить положительную оценку.
На пятом году жизни ребенка происходят существенные изменения в работе отдельных систем организма, определенные качественные сдвиги в развитии речи, мышления, всех сторон психики.
Под руководством взрослого дети могут дать элементарный анализ движения, выделить в нем несколько характерных особенностей. Определенная устойчивость внимания, развитие двигательной памяти, мышления, воображения, позволяет постепенно перейти к новым формам обучения. Дети уже в состоянии сначала посмотреть на показ упражнения, спокойно выслушать объяснение, а затем уже выполнить задание.
К этому периоду позвоночник в основном сформирован, хотя ещё податлив к изменению, поэтому надо следить за осанкой детей. Увеличивается удельный вес, сила мышц, улучшаются их функции. Это положительно сказывается на быстроте, темпе, ритме движений. Дети старшего дошкольного возраста лучше осваивают движения, быстро переключаются с одного темпа на другой. Точнее оценивается пространственное расположение частей тела, предметов. Более точными и техничными становятся движения отдельных частей тела (например, прямую ногу вытянуть вперед, поставить на носок, оттянуть его и повернуть наружу).
На шестом году жизни детям становится доступным анализ свойств и качеств движений, различных мышечных ощущений, овладение весьма тонкими и сложными координациями. Они могут различать в содержании движений не только его основные элементы, но и детали. На седьмом году жизни дошкольники начинают осваивать более тонкие движения в действии. Движения выполняются более осознанно, точно и самостоятельно.
Оценка движений приобретает конкретность, объективность, появляется самооценка. Детей интересует качество движений, их привлекает форма соревнования. Они начинают понимать красоту, грациозность движения.
Новые двигательные навыки формируются легче, дети почти не допускают ошибок, меньше требуется повторений. Появляется возможность выполнения упражнений в разных вариантах. Дети многое умеют, и усложнение работы с ними идет не только за счет усложнения самого материала, увеличения требований к качеству выполнения движений.
Однако необходимо понимать, что любая формапроизвольной деятельности ребенку 6-7 лет еще трудна: физическое и нервное напряжение не может быть длительным. Поэтому новые движения сочетаются с чувственными движениями. Старших дошкольников увлекают разнообразные виды деятельности – игровая, учебная, бытовая, трудовая.
Использование основных движений в дозировке доступной детям, и соответствующей их возрастным возможностям, помогает повысить умственную и физическую работоспособность детей. Совершенствуя основные движения, наряду с физическим развитием детей решаются задачи нравственного, умственного и эстетического воспитания. У детей развиваются умственные способности, восприятие, мышление, внимание, пространственные и временные представления. Ребенок должен усвоить показанное ему движение и суметь действовать в соответствии с образцом так же ловко, быстро, технически правильно.
При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъем от проявленных двигательных действий. Необходимо стремиться поддерживать у ребят интерес к движениям.
Источник
У детей от года до шести лет появляются и совершенствуются практически все двигательные навыки, которыми человек пользуется в жизни.
Постепенному развитию крупной моторики дошкольников способствуют такие факторы:
- морфологические и функциональные улучшения центральной нервной системы;
- изменение пропорций тела — конечности становятся длиннее;
- развитие координации и автоматизма.
Рассмотрим детальнее, как с возрастом развиваются движения ребёнка.
От года до двух
В этом возрасте малыши совершенствуют ходьбу.
В 12–14 месяцев большинство карапузов ходит довольно уверенно, но при этом широко расставляет ноги и балансирует руками, пытаясь сохранить равновесие, раскачивается из стороны в сторону. Если взрослый становится сначала на пятку, а потом переносит вес тела на носок, то дети ступают всей стопой. Эти особенности объясняются пропорциями тела и незрелостью головного мозга.
В полтора года темп становится более равномерным, малыш учится делать повороты и развороты, бегать. На пружинистых поверхностях (матрас, батут) появляются попытки прыгнуть.
От двух до трёх лет
Движения у детей второго и третьего года жизни развиты достаточно хорошо, чтобы без передышки преодолеть расстояние в 80–100 метров. Малыш должен уметь выдерживать направление и изменять его по просьбе взрослого, менять высоту и ширину шага, идти быстрее или медленнее. При этом важно следить за осанкой — корпус нужно держать прямо.
В два года можно начинать осваивать беговел — велосипед без педалей. Он поможет научиться держать равновесие. Во время езды малыш будет отталкиваться ногами, что гораздо проще, чем езда на обычном велосипеде. Желательно, чтобы первые попытки проходили на ровной или слегка наклонной поверхности.
Малыш 2–3 лет с удовольствием ловит и бросает мяч, может выполнить два разных действия одновременно, например, топнуть и хлопнуть в ладоши. К слову, игры с мячом тренируют точность движений у дошкольников.
4 года
Четырёхлетка ещё плохо чувствует тело. Задачи, требующие слаженной работы нескольких групп мышц, вызывают определённые трудности, но с каждым разом даются всё легче.
В 4 года ребёнок хорошо бегает, прыгает на одной ноге, ходит на пятках и носках, сохраняя равновесие. Может идти назад, не поворачивая головы и не изменяя направления, простоять на одной ноге 10 секунд. Взбирается по вертикальной лестнице, самостоятельно поднимается и опускается по ступенькам.
Пытается раскачиваться на качелях.
Умеет резко останавливаться, быстро оборачиваться и поворачиваться. Может чередовать бег, ходьбу и прыжки, преодолевать препятствия.
Большинство осваивает двухколёсный велосипед с поддерживающими боковыми колёсиками, причём одинаково хорошо едет как по ровной, так и наклонной поверхности.
Дети уже могут научиться делать кувырок вперёд.
5 лет
У пятилеток хорошо развиты координация, равновесие и скорость — основные составляющие двигательной активности. Они отлично прыгают с места и с разбега, на обеих и одной ноге. Без помощи взрослых взбираются по верёвочной лестнице. Ловят мяч двумя руками, прыгают на скакалке. Делают кувырки вперёд и назад.
В этом возрасте можно записать сына или дочку на плаванье, танцы, спортивную гимнастику, фигурное катание и лыжный спорт.
6–7 лет
В 6–7 лет центральная нервная система уже достаточно хорошо развита, чтобы контролировать всю крупную моторику. Ходьба, бег, прыжки больше не представляют трудностей. Осваивается двухколёсный велосипед, причём темп езды изменяется по мере необходимости. Без затруднений выполняются повороты и развороты. Дети правильно одеваются и обуваются.
Это оптимальное время для начала занятий спортом — ребёнок уже хорошо чувствует тело и может управлять различными группами мышц. Виды спорта могут быть самые разные, но при выборе секции обязательно учитывайте пожелания чада.
Упражнения для развития координации движений
Все упражнения для дошкольников, развивающие координацию движений, можно разделить на две группы — статические и динамические.
К статическим относятся:
- Игра «Замри». Мама включает и выключает музыку. Ребёнок танцует. Он должен замереть в той позе, в которой находится на момент выключения музыки.
- «Цапля». Нужно постоять на одной ноге определённое время. В три года — это 5–10 секунд. С возрастом время увеличивается.
- «Ласточка». Одну ногу вытягивают назад, наклонив корпус параллельно полу. Руки разводят в стороны.
Возрастных ограничений к занятиям такого нет. Их можно проводить, как только ребёнок сможет придерживаться правил или принимать соответствующую позицию. Обычно это происходит в три года.
К динамическим упражнениям относятся:
- ходьба или бег с препятствиями, резкими поворотами;
- ходьба по нарисованной линии, дощечке, бордюру, бревну, лавке;
- игры с мячом;
- подъём и спуск по лесенке;
- прыжки на батуте.
Если до двух лет сама по себе ходьба — это не так просто, то для старших детей занятие можно усложнить. Предложите сыну или дочери идти по бордюру, одновременно подкидывая мяч. Попросите малыша скрестить руки на груди, поднять их над головой или завести за голову. Расставляйте на пути препятствия, заставляя наклоняться, перешагивать или перепрыгивать через них.
Детям 3 лет для развития координации движений предлагайте игры с мячом, различные виды бега и прыжки. С 4–5 лет можно пробовать выполнять простые упражнения на кольцах или вертикальной лесенке.
При выборе упражнений учитывайте возраст и уровень физической подготовки. Это основные критерии. Длительность занятий для двухлеток не должна превышать 5–7 минут. В 3–4 года она увеличивается до 10–12, в пять — до 15 минут. Следите за настроением — игры должны нравится и доставлять удовольствие.
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Сохранить статью на своей странице:
Добавить в избранное
Распечатать
Источник
В возрастной периодизации, принятой Международным симпозиумом (Москва, НИИ физиологии детей и подростков, 1965 г.), предусматривается 7 периодов возрастного развития:
- 1.Период новорожденности 1 — 10 дней
- 2.Грудной возраст 10 дней — 1 год
- 3.Раннее детство 1 — 3 года
- 4.Первое детство 4 — 7 лет
- 5.Второе детство: мальчики 8—12 лет, девочки, 8—11 лет
- 6. Подростковый возраст: мальчики 13 — 16 лет, девочки 12 — 15 лет
- 7. Юношеский возраст: юноши 17—21 год, девушки 16-20 лет
В отечественной практике педагогики и здравоохранения применяется следующая схема возрастной периодизации:
1.Преддошкольный возраст до 3 лет
2.Дошкольный возраст 3 — 7(6) лет
3.Школьный возраст:
- младший 7(6) — 10 пет
- средний 11 — 14 лет
- старший 15—18 лет
Эта периодизация носит утилитарно-прикладной характер. Она не противоречит биологической периодизации и может использоваться в практике работы преподавателя физического воспитания, тренера по спорту.
Для определения биологического возраста устанавливают степень оссификации (окостенения) отдельных костей скелета, развития вторичных половых признаков, прорезания и смены зубов, изменения основных показателей физического развития и др. Созревание отдельных органов и систем в течение индивидуальной жизни происходит неравномерно. В первую очередь созревают системы, способствующие выживанию организма при переходе от внутриутробного развития к свободным, независимым от материнского тела условиям существования.
Гетерохронность (неравномерность) возрастного развития получила убедительное теоретическое обоснование в учении П.К. Анохина о системогенезе. В процессе индивидуального развития ранее всего созревают физиологические системы, которые обеспечивают выживание организма. Так, к моменту рождения функциональной зрелости достигает физиологическая система, обеспечивающая акт сосания. Избирательное, опережающее развитие морфологических структур, входящих в функциональные системы выживания после рождения, является наиболее существенной стороной системогенеза.
В течение первого года жизни длина тела ребенка увеличивается примерно на половину исходного роста. Соответственно увеличивается масса внутренних органов, головного и спинного мозга. В возрасте от 3 до 3,5 лет ребенок овладевает элементарньгми навыками бега. Вследствие этого увеличивается суммарный объем движений, который стимулирует развитие физических качеств. Происходит скачок — первый критический период в развитии физических качеств.
С 5 до 7 лет резко увеличиваются темпы роста тела в длину: ребенок вырастает на 7 — 10 см за один год. Этот период совпадает с началом обучения в школе. У ребенка совершенно изменяется характер повседневной двигательной деятельности. Он овладевает новыми произвольными движениями. На уроках физкультуры ребенку предлагаются новые, неизвестные ранее физические упражнения. Возраст с 5 до 7 лет соотносят со вторым критическим периодом в развитии двигательной функции.
Кости детей по сравнению с костями взрослых содержат меньше минеральных веществ и легко подвергаются искривлению. Суставы обладают высокой подвижностью, связки легко растягиваются. Кости таза к 7 — 8 годам только начинают срастаться и при сотрясениях могут смещаться. Все кости таза к 14—16 годам образуют единую тазовую кость, а к 20 — 25 годам завершается ее формирование. Участки бедренной кости сливаются воедино к 17 — 20 годам.
Позвоночный столб у мальчиков в возрасте до 7 лет имеет установившуюся структуру строения тел позвонков, но еще не окреп и отличается большой гибкостью. К 7 годам заканчивается формирование шейных и грудных изгибов позвоночника. К 12 годам подобное происходит и с поясничной частью позвоночного столба. Окостенение позвоночника завершается в 18 — 25 лет.
Третий критический период возрастного развития двигательной функции связан с наступлением периода полового созревания. Он начинается в 11 — 12 лет у девочек ив 12—13 лет у мальчиков. В течение 2 — 3 лет подростки (и девочки, и мальчики) меняются на глазах: они вырастают в год на 8 — 10 см, у них появляются вторичные половые признаки, изменяются пропорции тела.
Полноценная опорно-двигательная функция во многом сопряжена с формированием стопы. Детская стопа по сравнению со стопой взрослого относительно коротка и сужена к пяточной области. У детей на стопе больше развита подкожная жировая клетчатка. Формирование сводов стопы обычно заканчивается к 11 — 12, а всей стопы — к 16—18 годам. Анатомически суставно-связочный аппарат сформирован уже у новорожденного. Но дальнейшее морфологическое и функциональное совершенствование его продолжается в детском и подростковом возрасте. С возрастом повышается прочность суставов, что зависит от степени морфологической зрелости суставной капсулы и ее фиброзного слоя, а также эластических структур. Последние особенно интенсивно формируются во всех слоях суставной капсулы к 7 —8 годам. Наибольшей прочности суставы достигают к 22 — 30 годам.
Подвижность позвоночника, а также плечевых и тазобедренных суставов наиболее интенсивно увеличивается у младших школьников. Так, в 12 — 14 лет показатель подвижности в суставах возрастает на 1—5 угловых градусов. Но уже к 16 — 17 годам, если систематически не выполнять физические упражнения, подвижность в суставах понижается.
С возрастом объем, структура, химический состав и функции мышц меняются. К 6 —7 годам в мышцах происходят существенные изменения, выражающиеся прежде всего в увеличении толщины мышечных волокон. У детей 8 — 10 лет мышечная система развита еще слабо. Отношение веса мышечной массы к весу всего тела составляет у них около 1/4, в то время как у подростков 15 лет это отношение равно 1/3. К юношескому возрасту мышечная масса составляет около 40% массы тела.
Иннервационный аппарат скелетных мышц в основном созревает к 5 —б годам, а к 9 — 12 годам его морфологическое строение уже соответствует структурам взрослого организма.
У детей младшего школьного возраста мышцы развиваются неравномерно: вначале главным образом крупные мышцы туловища, нижних конечностей и плечевого пояса, в более поздние сроки — мелкие мышцы.
В период от 7 — 9 до 10—12 лет прирост силы мышц верхних конечностей идет интенсивнее, чем нижних: средний прирост силы сгибателей голени равен 3,6 кг, а сгибателей кисти — 8,3 кг. Значительно преобладает сила мышц-разгибателей голени над силой мышц-сгибателей — соответственно 20,4 и 13,3 кг.
От 6 — 7 до 13 — 14 лет наблюдается совершенствование мышечной системы и двигательных функций. Наряду с ростом мышечной массы значительно улучшается координация движений. В это время интенсивно формируются психомоторные функции, связанные с быстротой и точностью движения.
По мере развития ребенка повышается прочность крепления мышц к костям (за счет совершенствования сухожильно-связочного аппарата). На 12—14-м году развития мышечно-сухожильный аппарат приближается по своему строению к взрослому, хотя и уступает ему в прочности. Так, предельная нагрузка, которую выдерживает ахиллово сухожилие, у новорожденных составляет 13 кг, у детей 7 — 9 лет — 200 кг, у подростков 13 — 14 лет — 300 кг, у юношей 17 — 18 лет — около 400 кг, а у мужчин 20 — 25 лет — 428 кг (А.С. Обысов).
К 14—15 годам происходит полное созревание структур двигательного аппарата и функций, определяющих сократительные свойства мышц. У детей 7 — 11 лет способность дифференцировать мышечные усилия развита еще слабо. Но в последующий период (с 14 до 16 лет) она развивается весьма интенсивно. Так, у подростков точность дифференцировки мышечных усилий возрастает примерно вдвое по сравнению с детьми младшего школьного возраста.
Способность к расслаблению мышц в период с 7 до 11 лет изменяется незначительно. К 15 — 16 годам она значительно повышается, чему способствуют и систематические занятия физическими упражнениями.
Темпы роста тела в длину к 15 — 16 годам замедляются, хотя женщины продолжают расти до 18 — 20 лет, а мужчины — до 20 — 25 лет. Снижение темпов роста, а затем и полная его остановка не исключает прогрессивного изменения форм и функций организма при систематических занятиях спортом (увеличение мышечной массы, структурные перестройки костной ткани, увеличение массы сердца и др.).
Гетерохронность в развитии отдельных органов и систем отчетливо проявляется и на различных этапах онтогенеза. Так, структурная дифференцировка афферентной части нервной системы завершается у ребенка к 6 —7 годам, тогда как эфферентная ее часть совершенствуется до наступления зрелого возраста. Центральные проекции двигательного анализатора созревают у подростка к 13-14 годам, а периферические его отделы совершенствуются до окончания пубертатного периода.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез) является результатом развертывания наследственной генотипической программы в условиях меняющейся среды обитания. Если в период внутриутробного развития влияния внешней среды смягчаются материнским организмом, то в постнатальном периоде, т.е. после рождения, внешние влияния становятся более агрессивными и разнообразными. Поэтому даже при самых благоприятных природных (генетических) задатках у ребенка могут не развиться соответствующие качества двигательной деятельности, если не будут своевременно использованы средства, стимулирующие их совершенствование (например, скоростные и скоростно-силовые упражнения для ребенка, имеющего врожденные предпосылки стать спринтером).
Высокая пластичность коры больших полушарий и связанная с нею способность к освоению новых движений сохраняется до конца пубертатного периода. Но наиболее высокие возможности обучения новым движениям наблюдаются у детей. В практике обучения технически сложным видам физических упражнений, какими богаты спортивная гимнастика, акробатика, прыжки в воду, необходимо использовать эти возрастные особенности.
Скорость освоения новых движений зависит не только от усердия ученика и высокого мастерства преподавателя, но и от того, насколько зрелым является опорно-двигательный аппарат ребенка. Структурная дифференцировка мышечной ткани связана с совершенствованием синаптических контактов двигательных нервов с мышцами. Уже в первые месяцы жизни ребенка количество терминалей (нервных окончаний) в концевых нервно-мышечных пластинках значительно увеличивается. Вследствие этого растет площадь контактов с сократительными элементами мышцы, а следовательно, улучшается нервно-мышечное взаимодействие. Морфологическая дифференцировка синаптических терминалей особенно интенсивно происходит в 7 —8-летнем возрасте. К этому времени ребенок свободно манипулирует предметами, достаточно четко координирует движения руками и ногами при выполнении сложных упражнений.
Объективными показателями функциональной зрелости нервно-мышечных синапсов являются повышение их возбудимости, скорости передачи возбуждения с нерва на мышцу, увеличение скорости сократительного акта. Структурные и функциональные перестройки двигательного аппарата приводят к появлению новых форм движений. Это и дозревающие безусловные рефлекторные реакции (например, шагательный рефлекс), и новые, приобретаемые формы движений (например, бег, прыжки). К 5 —6-му месяцу жизни, когда ребенок начинает садиться, и в особенности к появлению позы прямостояния (11 — 12-й месяц жизни) происходит перераспределение мышечного тонуса. Свойственный новорожденному повышенный тонус сгибателей постепенно уменьшается. Появление у ребенка позы прямостояния, а затем ходьбы и бега приводит к нарастанию потока проприоцептивных импульсов из аппарата движения в центральную нервную систему. Это является важным условием ускоренного созревания центральных отделов двигательного анализатора, повышения его функциональной подвижности (лабильности).
Объективным показателем развития двигательной функции является координация движений. Первые осознанные элементы двигательной координации проявляются у ребенка примерно в трехмесячном возрасте. Ребенок схватывает предметы, сообразуясь с расстоянием до них. Однако движения ребенка судорожны, неуклюжи. В возрасте 4 — 5 лет у детей создаются предварительные зрительные представления о конечной фазе движений, иначе говоря, зрительный его образ. Ребенок’; может выполнять упражнения по образному описанию или показу преподавателя, сохраняя заданное положение рук, ног, туловища в пространстве.
Ходьба приобретает черты «взрослости» только к 5 — 6 годам. Ребенок 9—10 лет практически не отличается по координационным параметрам ходьбы от взрослых людей. Способность к выполнению тонких и точных движений руками появляется у ребенка в 5 —6 лет. В этом возрасте он овладевает навыками письма, игрой на музыкальных инструментах, выполнением операций с подручными предметами.
В возрасте от 3 до 5 лет совершенствуется бег: продолжительность безопорной фазы (фазы полета) увеличивается вдвое по сравнению с опорной фазой. Однако она остается нестабильной и меняется от шага к шагу. Только к 8 —10 годам устанавливается четкая связь между длиной и частотой беговых шагов: чем чаще шаг, тем меньше его длина. Становится относительно постоянной длина и частота шагов при обычной ходьбе.
Возрастные перестройки координации в перекрестных движениях затрагивают главным образом верхние конечности. С появлением позы прямостояния и первых шагов в движениях ногами проявляется ритмический рефлекс. В движениях руками этой ритмичности нет. Перекрестные движения рук и ног приобретают устойчивую форму только к 7 — 8 годам. У детей этого возраста складываются характерные для взрослых ре-ципрокные (взаимосочетанные) отношения в движениях руками и ногами.
Развитие пространственной ориентировки связано в первую очередь с повышением проприоцептивной чувствительности. Она достигает уже в младшем школьном возрасте такого уровня развития, при котором можно разучивать технически сложные движения. Дети хорошо дифференцируют мышечные ощущения, а отдельные сложные по технике упражнения являются для них более доступными, чем для подростков 13 — 14 лет.
Наиболее интенсивные темпы роста наблюдаются в пубертатном периоде. До 10 лет у мальчиков и девочек темпы роста примерно одинаковы. С началом пубертатного периода (11 — 12 лет) девочки опережают мальчиков в темпах роста. Но уже через 1—2 года темпы роста выравниваются. С 13 — 14 лет и до наступления половой зрелости темпы роста у мальчиков остаются более высокими, чем у девочек. К 16—17 годам у девушек и к 18 — 19 у юношей рост тела в длину в основном прекращается.
Анатомический поперечник мышц к 16 — 17 годам достигает показателей взрослого человека. Однако рост мышц в длину продолжается значительно дольше — до 23 — 25 лет. Он завершается одновременно с ростом тела в длину. Половые различия в изменении мышечной массы проявляются особенно отчетливо после 13 — 14 лет. К 14—15 годам в структуре мышечных волокон усматриваются черты морфологической зрелости, характерные для взрослого человека. Но только к 20 — 25 годам завершается функциональная и структурная дифференцировка опорно-двигательного аппарата. К этому возрасту максимальных значений достигает мышечная масса, Она составляет в среднем 35 — 40% от массы тела.
К периоду наступления половой зрелости в микроструктуре мышечных волокон происходят изменения, которые приводят к увеличению массы сократительной ткани. Толщина мышечных волокон к 17 годам увеличивается в 7 — 8 раз. Ядра мышечных клеток сдавливаются, оттесняются к сарколемме (оболочке) мышечных волокон. Уменьшается относительная масса ядерного вещества, а также количество самих ядер. Так, если на единицу площади мышцы новорожденного приходится •40 — 45 ядер, то у подростков и юношей — 5 — 10 ядер. При этом наблюдается и абсолютное уменьшение числа ядер.
У подростков отмечается угловатость и скованность в движениях. И только к концу периода полового созревания координация движений становится упорядоченной. Движения приобретают плавность и гармоничность. Это результат совершенствования функций центрального и периферического аппарата движений. В 13 —14-летнем возрасте наблюдаются высокие показатели скоростных качеств (темп педалирования, частота движений, высота прыжка). К этому же возрасту высокой степени совершенства достигают отдельные показатели пространственной ориентировки: различение амплитуды и точности движений. Так же как и в изменении быстроты, без специальной тренировки существенных изменений в развитии этих качеств у девочек после 13 — 14 лет и у мальчиков после 15 — 17 лет не наблюдается.
В пубертатном периоде интенсивные перестройки затрагивают вес основные элементы опорно-двигательного аппарата и регуляции его функций. Однако полной морфологической и функциональной зрелости они достигают только к моменту достижения половой зрелости. Следовательно, физические упражнения до наступления половой зрелости должны рассматриваться как факторы не только совершенствования опорно-двигательной системы, но и возможных ее расстройств при нерациональных занятиях.
Темпы функционального созревания аппарата регуляции движений опережают морфологические перестройки, от которых зависят прогрессивные изменения двигательной функции. Это и позволяет достигать высоких результатов в сложнокоордина-ционных видах спорта задолго до наступления половой зрелости, иначе говоря, до времени, пока опорно-двигательный “аппарат станет и функционально, и морфологически совершенным.
Фомин А. Ф. Физиология человека, 1995 г.
Источник