Соматотип и гармоничность развития ребенка

Соматотип и гармоничность развития ребенка thumbnail

Как своевременно разглядеть особенности вашего ребенка и правильно учесть их ради его счастливого будущего? Разобраться поможет детская соматипология. Это особое направление соматипологии, помогающее определить соматип вашего ребенка еще в раннем детстве и  подобрать подход к его воспитанию.

СОМАТИП — это определенный набор внешних черт, гормональных особенностей и личностных характеристик. Название соматипов было дано по ведущему гормону каждого типа.  Важно знать, что соматип человека закладывается при зачатии и не меняется в течение жизни. А определить его можно уже с 3 лет!

Ну, хорошо, я знаю соматип ребенка и что? — спросите вы. — Какой он есть, таким ведь и останется, ничего же не изменить…

— Да, верно. Ребенок не изменится, но Вы — можете! 

Соматотип и гармоничность развития ребенка

Вы будете знать о его особых, уникальных качествах. Начнете понимать почему он, например, не сидит на месте и вечно придумывает всякие небылицы. Или хлебом не корми, дай только по гостям ходить, а может наоборот, из дома не вытянешь. 

Один ребенок в три года только слова начинает произносить, а кто-то уже слога складывает в этом возрасте. Все действительно индивидуально и правят здесь — гормоны. 

Зная особенности нейроэндокринной системы Вашего ребёнка, вы поймете, как с ним общаться, чтобы отношения между Вами складывались наилучшим образом. Знания о соматипе поможет грамотно воспитать лучшие природные качества вашего чада. Вы начнете действовать с позиции «не навредить».  Будете уверены, что ваш ребенок скажет вам огромное «спасибо» за счастливое детство, и за уверенное и радостное взросление.

Давайте разберем особенности каждого из 7 типов нейроэндокринной системы. 

Сегодня мы не будем углубляться в медицинские тонкости работы гормонов. Нас интересует внешняя составляющая каждого типа.

Соматотип и гармоничность развития ребенка

Итак, МСГ ребенок — это «звезда». Этот ребенок буквально излучает солнце, он очень веселый, красивый, озорной и обаятельный! 

МСГ типу нужна публика, он не любит играть сам с собой. Если поблизости никого нет, малыш расставит свои игрушки в ряд и будет перед ними петь, плясать, показывать акробатические номера и т.д. У него много любимых игр, много увлечений, это настоящий человек-оркестр. Учится такой ребенок быстро и легко. У него большие амбиции. Особенность, с которой труднее всего согласиться маме — отпрыск делает только то, что ему нравится, но тогда этому делу он отдастся с головой и будет стремиться в нем к совершенству. 

Совет: Воспитывайте МСГ-ребенка в осознании, что он звезда! Ведь ему надо блистать и творить! У этого ребенка много талантов, развивайте все, к чему лежит у него душа, и он проживет яркую жизнь и сделает счастливыми многих людей!

Соматотип и гармоничность развития ребенка

СОМАТОТРОПНЫЙ тип время от времени нуждается в уединении. Это спокойные, взвешенные дети. Они легко подчиняются режиму, могут долго концентрироваться на чем-то одном. Такие дети просто обожают конструктор. Помните, что такому ребенку трудно быстро поменять свои планы, он живет в своем темпе. Соматотропные детки бывают подозрительными и пессимистичными. Они легко могут себя в чем-то ограничить.

Совет: Не торопите его, дайте время все осмыслить и понять! Развивайте в ребенке позитивный взгляд на мир. Практический интеллект у него с рождения, а эмоциональный интеллект очень хорошо развивается танцами и творчеством.

Соматотип и гармоничность развития ребенка

ИНСУЛИНОВЫЙ ребенок любит ролевые игры: дочки-матери, куклы, мягкие игрушки и др. Часто помогает родителям по дому, чтобы сделать приятное. В коллективе такие дети нередко играют с изгоями и теми, кого не принимают, потому, что жалко их. Для мальчиков характерна пассивность, не любовь к спорту. Детки неагрессивные, спокойные, стремящиеся к комфорту. С сильной творческой составляющей. Это очень ласковые и добрые ребята. 

Совет: Таких детей надо поощрять за принятие решений и любые формы активности. Научите свое чадо говорить «нет» и действовать не в ущерб собственных интересов.

Соматотип и гармоничность развития ребенка

АДРЕНАЛИНОВЫЕ дети предпочитают подвижные игры, где можно бегать, прыгать, ездить, лазать и т.д. У них, как правило, есть все виды детского транспорта. Они бьются, ходят в синяках и порезах, ломают свои средства передвижения, чинят и снова катаются. Они резкие и категоричные. Добиваются больших успехов в спорте.

Совет: Ни в коем случае не ограничивайте активность ребенка. Пусть пробует разные виды спорта. Учите манерам и вежливости, его прямолинейность мало кому будет нравиться.

Соматотип и гармоничность развития ребенка

МЕЛАТОНИНОВЫЕ дети обладают такой богатой фантазией, что им достаточно иметь минимум игрушек. Если такому ребенку обеспечить комфортные условия, он из ничего придумает интересную увлекательную игру. В компании такие дети нуждаются далеко не всегда, им хорошо и наедине с собой. Дети живут как-будто в своем собственном мире и поэтому их нередко записывают в аутисты. Любят рисовать. Из сильных черт — это упорство и развитая интуиция.

Читайте также:  Влияние ведущего вида деятельности ребенка на речевое развитие

Совет: Не подгоняйте ребенка, не ждите, что он быстро переключиться с одной эмоции на другую. Все свои эмоции и чувства ему необходимо глубоко пережить. Учите малыша пользоваться своим уникальным даром — интуицией. 

Соматотип и гармоничность развития ребенка

ОКСИТОЦИНОВЫЙ ребенок предпочитает играть с личными вещами своих родителей, он считает себя достаточно взрослым для этого. Игры придумывает сам, правила и распределение ролей — тоже. Любит доминировать. У него громкий голос, много интересов и он очень любит гостей и угощать. А еще любит вкусно поесть.

Совет: Разрешите ребенку быть громким и шумным. Учите доводить дела до конца. Приучайте его к дисциплине, тогда он многого добьется в жизни, ведь это — прирожденный руководитель!

ТИРЕОИДНЫЕ дети — главные болтуны и болтушки! Они даже говорить начинают раньше других. Такой ребенок постарается охватить, как можно больше информации за день, играя в разные игры и общаясь с разными людьми. А так как его миссия — переносчик информации, то, готовьтесь, на вас нескончаемым потоком будут литься все новости и события, случившиеся в поле видимости вашего наследника. Такие детки очень юркие, быстрые, хорошо сохраняют координацию. И, наверное, самые любопытные, но при этом, — очень беспокойные.

Соматотип и гармоничность развития ребенка

Совет: Предоставьте непоседе максимум возможностей и пространства для исследования окружающего мира. Но при этом держите его в поле зрения. Учите последовательности действиям. Он умный и озорной, и ему скучно, скучно, скучно. Не ругайте его, если в школе будут жаловаться, что он невнимателен или чрезмерно активен.

У каждого соматипа есть свои предрасположенности, сильные и слабые стороны, даже больше скажу — предназначение! Зная об этом, вы будете понимать, как воспитывать, в какие кружки отдавать, как мотивировать на учебу. Вы сможете усилить его лучшие качества и успеть нивелировать, проработать слабые. В итоге, вы воспитаете гармоничную, конкурентоспособную личность, которая сможет найти свое место в жизни и быть счастливым. 

Хотите сами определить соматотип вашего ребенка?

— Принять его таким, каким создала его природа?

— Поддерживать гармоничные отношения в семье?

— Стать для него самым близким человеком?

Тогда предлагаю в будущих статьях подробно остановиться на каждом соматипе. 

От редакции

У всех людей, больших и маленьких, есть одна очень важная потребность — это потребность в любви. Как показать ребенку, что вы его любите? Детский психолог Ксения Хорошева предлагает три способа: https://psy.systems/post/tri-sposoba-pokazat-rebenku-chto-vy-ego-lubite

Детские выходки ставят порой в тупик даже самых терпеливых отцов и матерей. Почему ребенок мучает родителей? Как вести себя при ссоре с ним? Как преодолеть синдром родительского выгорания и изменить модель воспитания чада? Американский психотерапевт Шон Гровер отвечает на эти острые вопросы в книге «Мой ребенок тиран! Как вернуть взаимопонимание и покой в семью, где дети не слушаются и грубят»: https://psy.systems/post/shon-grover-moj-rebenok-tiran

Переживать за здоровье и жизнь своего ребенка — нормально для любой мамы. Но что делать, если страх перерастает в тревожное расстройство и панические атаки? Рассказывает психолог Наталья Ладонычева: https://psy.systems/post/prichiny-materinskoj-trevogi-i-samopomosch

Соматотип и гармоничность развития ребенка

Источник

Физическое развитие детей крайне важно периодически контролировать. Это позволяет выявить на ранней стадии нарушения в здоровье ребенка и своевременно их исправить. Для оценки физического развития были определены соответствующие нормы и стандарты.

Темпы роста ребенка по возрасту

Скорость изменения длины тела наиболее велика в самом начале жизни ребенка и постепенно снижается по мере его взросления. Эта зависимость проявляется при последовательном рассмотрении начальных стадий развития:

  1. Внутриутробная. За 9 месяцев организм из одной клетки превращается в младенца ростом 49-54 см и весом в 2,7-4 кг.
  2. Первый месяц жизни. Прибавляет 3 см и 700-1000 г в весе.
  3. Первый год жизни. К концу этого периода младенец вырастает до 73-76 см и набирает вес 10 кг.

В дальнейшем скорость роста постепенно снижается, и к 16-18 годам этот процесс останавливается вовсе.

Темпы изменения длины тела меняются неравномерно. Поочередно наступают следующие этапы физического развития:

  • вытяжения;
  • округления.

Этапы вытяжения и округления

Продолжительность каждого этапа — 1,5-3 года. Из всех периодов округления наиболее выраженный приходится на возраст 3-5 лет, а вытягивается человек сильнее всего в подростковом возрасте.

Этапы развития

В начальном периоде жизни человека до 18 лет выделяют такие этапы:

  1. Грудной возраст. На втором месяце жизни ребенок начинает держать голову. В течение первого месяца его еженедельно осматривает патронажная медсестра. В 3 месяца младенец переворачивается на живот, начинает хватать предметы, в 4 — подтягивается. 5-месячный ребенок кратковременно задерживается в сидячем положении, а полугодовалый — садится, ползает, встает на ноги, держась за опору. От 1 месяца до года ребенка ежемесячно приносят на прием к педиатру.
  2. От 6 месяцев до 2 лет. Ребенок начинает ходить, а к концу этого периода подпрыгивает, переступает на носочках, поднимается по лестнице. В это время важно следить за развитием стоп и осанкой. Дети от 1 до 3 лет осматриваются врачом ежеквартально.
  3. Третий год жизни. Ребенок способен стоять на одной ноге, ловит брошенный с большой дистанции мяч и бросает его так же далеко. Осмотр у врача дети старше 3 лет проходят ежегодно.
  4. Старший дошкольный возраст. Физическое развитие детей дошкольного возраста отслеживается медработником детского сада, особенно во время выполнения упражнений. В случае обнаружения отклонений информация об этом доводится до родителей.
  5. Младший и средний школьный возраст. Процесс биологического созревания контролируется детским врачом при ежегодных осмотрах и учителем физкультуры. К 12-летнему возрасту завершается формирование скелета, потому правильная осанка приобретает особо важное значение. Если физическое развитие детей раннего возраста предсказуемо, то для периода 9-14 лет нормы длины тела и веса условны.
  6. Старший школьный возраст. В этот период происходит завершение онтогенеза организма.
Читайте также:  Задержка психоречевого развития у ребенка симптомы

В организме младших и средних дошкольников наблюдается гормональная перестройка, и невозможно предугадать, в какой момент уровень веществ спровоцирует интенсивный рост. В качестве ориентиров педиатры берут усредненные показатели, но, если ребенок им не соответствует, это еще не говорит о нарушениях. Кроме того, в этом возрасте уже проявляется наследственность: у низких родителей и ребенок, скорее всего, будет невысоким, и наоборот.

Осанка у ребенка

В России действует Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Это обязательные к выполнению в школах и детсадах методические указания, касающиеся биологического созревания детей. Например, в отношении дошкольников норматив предписывает выполнять утреннюю гимнастику, периодически проводить в ходе учебных занятий физкультурные разминки, делать пробежки, играть на свежем воздухе и пр.

Задача ФГОСа как «технологии воспитания» — вырастить молодежь с высокими морально-волевыми качествами, развить в ней способность к активной деятельности и привычку заниматься спортом, закаливанием, прочими оздоравливающими процедурами.

Как изменяются пропорции тела

Части тела растут неравномерно, и, как следствие, соотношение между ними все время меняется. Их длина с момента рождения до завершения формирования увеличивается следующим образом:

  • голова (высота): вдвое;
  • туловище (длина): втрое;
  • руки: в 4 раза;
  • ноги: в 5 раз.

Пропорции тела в процессе развития меняются так:

  1. Новорожденный. Руки и ноги — короткие. Четверть длины тела приходится на голову, а середина тела — на пупок.
  2. Взрослый. На голову приходится 10% роста, середина тела — на уровне лобка.

Вычислив соотношение между частями тела, врачи по специальным методикам определяют индексы пропорциональности, дающие важную информацию о человеке. По таким индексам, например, определяют истинный возраст ребенка.

Изменение тела

Применяют и другие способы анализа пропорциональности. Например, ребенка просят дотянуться рукой через макушку головы до противоположного уха. Не дотягивается — значит, в школу идти пока рано.

Гармоничность телосложения

Критерием гармоничности телосложения служит наибольшая разность между номерами коридоров центильной шкалы, определяемая по результатам измерений роста, веса и окружности груди. В зависимости от этого параметра развитие признается следующим:

  • от 0 до 2: гармоничное;
  • 3: дисгармоничное;
  • от 4 до 7: резко дисгармоничное.

Определение соматотипа

Выявление соматотипа возможно исключительно при гармоничном развитии. С этой целью суммируют номера коридоров центильной шкалы, определенные по результатам измерений тела. Далее анализируют результаты:

  • от 3 до 10: микросоматический тип телосложения, «физическое развитие ниже среднего»;
  • от 11 до 16: мезосоматический тип, «средний уровень развития»;
  • от 17 до 24: мезомакросоматический тип, «физическое развитие выше среднего».

Типы телосложения

Мезосоматический тип содержит подтипы: мезомикросоматический (11-13) и мезомакросоматический (14-16).

Таблица роста органов и тканей

В ходе исследований были выявлены закономерности в изменении не только внешних признаков — роста и веса, — но и размеров внутренних органов. Взаимосвязь их и длины тела ребенка отражена в таблице:

Длина тела, смПравая доляЛевая доляПоджелудочная железаСелезенкапочка
головкателохвостдлинаширинадлинаширина
35-4936,0-51,426,7-42,56,2-9,84,3-7,15,6-8,034,9-47,518,1-26,536,1-45,717,8-23,0
49-5948,3-58,921,9-36,56,0-9,04,1-5,97,3-9,540-46,219,9-29,546,2-54,422,1-27,7
60-6953,0-66,026,4-40,86,4-9,04,5-6,78,1-10,747,8-61,422,6-29,850,5-58,324,5-29,7
70-7962,6-73,832,7-48,18,7-11,75,9-8,910,4-14,056,3-67,924,5-32,355,5-63,726,8-32,2
80-8967,5-78,940,2-55,68,7-12,96,4-9,210,5-15,362,1-72,127,7-34,761,8-72,229,1-33,7
90-9973,9-85,347,4-63,810,4-14,87,4-10,011,6-17,063,8-78,030,4-38,063,9-74,130,6-36,8
100-10979,6-92,645,5-65,912,6-15,88,2-11,013,0-17,865,9-80,332,6-40,068,5-76,731,3-37,9
110-11975,3-97,557,0-73,013,2-17,27,9-10,715,4-19,870,8-83,033,8-41,671,9-81,732,9-39,3
120-12988,4-102,261,1-79,115,1-18,78,7-11,916,4-21,076,6-91,436,7-44,576,8-86,534,3-40,7
130-13987,8-104,867,2-81,814,1-18,38,7-11,515,7-19,979,6-98,236,1-47,781,2-90,035,8-43,0
140-14997,2-112,661,0-83,814,6-19,08,7-12,115,8-20,883,0-101,439,5-50,585,3-94,737,3-45,5
150-159101,8-125,666,7-87,115,0-19,49,5-12,515,9-21,188,5-107,741,3-51,786,6-102,238,3-46,9
160-169105,3-127,764,9 -93,315,5-20,39,1-12,517,8-22,093,8-111,054,6-43,494,5-109,541,0-50,2
170 и выше107,3-128,770,1-92,316,8-21,29,8-12,818,8-23,699,2-117,844,8-58,498,3-110,143,0-53,2
Читайте также:  Кто из ученых педагогов занимался творческим развитием ребенка

Измерение ребенка

Оценить уровень физического развития поможет метод антропометрических стандартов. Он состоит в определении размеров характерных частей тела (антропометрических величин) и сравнении их со среднестатистическим значением в данном регионе.

Измерение роста ребенка

Замеры проводят при плановом осмотре.

Показатели роста

Способ измерения длины тела зависит от возраста:

  1. До 2 лет — лежа, на специальном столе. Макушка головы касается неподвижной перегородки, подвижную подводят к стопам с развернутыми вверх пальцами.
  2. Старше 2 лет: стоя, на специальном приспособлении — стадиометре. На платформу ребенок становится без обуви, спиной к стойке со шкалой. Стопы полностью стоят на платформе, колени разогнуты. Вдоль шкалы опускается подвижная рейка до тех пор, пока не коснется макушки головы.

Масса тела

Взвешивают утром, способ зависит от возраста:

  1. До 2 лет — лежа. Ребенок взвешивается голым либо в чистом подгузнике.
  2. Старше 2 лет — стоя.

Окружность груди

Измеряется на выдохе. Измерительной лентой охватывают грудь так, чтобы сзади сантиметр оказался под лопатками.

Как оценить антропометрические показатели

Существуют наборы статистических данных по антропометрическим величинам для разных возрастных групп детей. Их называют центильными таблицами. Для оценки результатов определяют, к какой колонке таблицы относятся полученные антропометрические величины.

Центильная таблица

Центильные таблицы

Центиль — это доля, выраженная в процентах. Правила формирования центильной шкалы удобно пояснить на примере. Измерен рост мальчиков определенной возрастной группы числом 100 человек, и данные отсортированы в порядке возрастания. Их разделяют на диапазоны:

  1. Аномально низкие: таковыми считаются 3 самых низких мальчика (3%).
  2. Низкие: от 3 по 10 (7%).
  3. Ниже среднего: дети с 10 по 25 (15%).
  4. Среднего роста: от 26 по 75 (50%).
  5. Выше среднего: от 75 по 90 (15%).
  6. Высокие: от 90 по 97 (7%).
  7. Аномально высокие: от 97 до 100, т. е. этот диапазон определен тремя самыми высокими мальчиками (3%).

В реальности производят не 100, а гораздо больше измерений. Центильные таблицы могут включать в себя такие шкалы:

  • вес мальчиков;
  • вес девочек;
  • рост мальчиков;
  • рост девочек;
  • окружность головы мальчиков;
  • то же для девочек;
  • окружность грудной клетки у мальчиков;
  • то же у девочек;
  • зависимость веса ребенка от длины тела (мальчики);
  • то же для девочек.

Своя шкала формируется для каждой возрастной группы.

Выполнив обмеры, смотрят по центильным таблицам, к какому диапазону относятся данные. Всего их 3:

  • средний (50%) и примыкающие к нему с обеих сторон по 15% считаются нормальными;
  • по 7% ближе к краю шкалы — зона внимания: необходимо поставить в известность врача, чтобы тот проверил, нет ли патологии;
  • по 3%: большая вероятность патологии.

Центильная таблица для ребенка

Со временем центильные таблицы устаревают. Это объясняется тем, что люди из поколения в поколение в силу ряда причин становятся все более высокими (акселерация). Наиболее современными считаются таблицы, составленные Всемирной организацией здравоохранения в 2005 г. Основанием послужило 6-летнее многофокусное исследование по эталонам роста (МЭИР, 1997-2003 гг.). Его особенности:

  • охвачено большинство регионов мира;
  • условие отбора детей: уход соответствует принятым ВОЗ правилам охраны здоровья (грудное вскармливание, мать не курит и не употребляет алкоголь и т.д.).

Эти таблицы — общепризнанный мировой стандарт.

Как спрогнозировать окончательные результаты

Есть несколько способов рассчитать, насколько вырастет ребенок:

  1. Для мальчиков: Рр = (Ро + Рм)/2 + 5 см, где Рр, Ро и Рм — рост ребенка, отца и матери, см. Для девочки: Рр = (Ро + Рм)/2 — 5 см.
  2. Формула Таннера. Для мальчиков: Рр = (Рз * 1,27) + 54,9 см, где Рз — высота в 3 года. Для девочек: Рр = (Рз * 1,29) + 42,3 см.
  3. По таблицам ученых Гарна и Романа на основании полуроста родителей.
  4. По костному возрасту. Нужен рентген лучезапястного сустава.

Используя специальные таблицы и формулы, на основании данных о размерах костей определяют рост.

Источник