Соматометрические показатели оценки физического развития ребенка
Нужна помощь в написании работы?
В содержание понятия ‘физическое развитие’ входит совокупность морфологических и функциональных признаков, которые определяют физическую работоспособность человека на определенном этапе его жизни. В процессе индивидуального развития на физическое развитие существенное влияние оказывают условия питания и быта, а также воспитания и обучения.
Для оценки физического развития используются данные измерений человека, которые принято именовать антропометрическими. В их число входят показатели: соматометрии – измерений тела (рост, масса тела, окружность груди и др.), физиометрии – измерений функций организма (сила мышц, артериальное кровяное давление, жизненная емкость легких и др.), соматоскопии – оценки строения тела по внешним признакам (форма позвоночника, осанка, половое созревание и др.).
В настоящее время на основании обследования большого количества детей и подростков разработаны усредненные таблицы, содержащие антропометрические показатели общего физического развития здоровых детей и подростков. Всякое существенное отклонение от средних данных свидетельствует о нарушении физического развития ребенка; часто в основе этих нарушений лежат различные заболевания. Следовательно, антропометрические обследования детей и подростков позволяют не только определить степень физического созревания, но и дать общую оценку состояния здоровья обследуемого ребенка.
Для повседневной оценки физического развития детей и подростков в процессе педагогической работы вовсе не обязательно использовать весь комплекс антропометрических методик. Достаточно учитывать основные антропометрические показатели: рост, массу тела и окружность груди. Данные показатели на разных этапах онтогенеза меняются с различной интенсивностью, что свидетельствует о различной интенсивности процессов физиологического развития детей и подростков.
Таблица 1 Средние возрастные показатели роста, массы тела и окружности грудной клетки.
Возраст (лет) | Рост (в см) | Масса тела (в кг) Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к Расчет | Окружность грудной клетки (см) | |||
Муж. | Жен. | Муж. | Жен. | Муж. | Жен. | |
3 | М 95,6 | 95 | 14,9 | 14,6 | 52,9 | 51,9 |
σ 3,6 | 4,1 | 1,5 | 1,6 | 2 | 2,4 | |
4 | М 102,7 | 102,7 | 17 | 16,6 | 54,8 | 53,4 |
σ 3,5 | 4,2 | 1,8 | 1,9 | 2,2 | 2,3 | |
5 | М 108,9 | 111,7 | 19,5 | 19,9 | 57 | 56,2 |
σ 4,8 | 4,2 | 2,7 | 2,4 | 3 | 2,3 | |
6 | М 116,1 | 115,3 | 20,9 | 21,4 | 58,6 | 57,7 |
σ 4,9 | 5,2 | 2,4 | 3,8 | 2,6 | 3,9 | |
7 | М 121,1 | 120,9 | 23,6 | 23,8 | 60,6 | 59,6 |
σ 4,8 | 5,3 | 3,4 | 3,6 | 3,3 | 3,9 | |
8 | М 124,5 | 124,3 | 24,9 | 24,7 | 62,8 | 60,9 |
σ 4,8 | 4,9 | 3,3 | 3,3 | 2,5 | 3,4 | |
9 | М 131,1 | 130,6 | 27,7 | 27,5 | 64,2 | 62,5 |
σ 5,2 | 4,9 | 4,2 | 4,3 | 3,3 | 3,8 | |
10 | М 136,2 | 136,4 | 30,5 | 31,1 | 65,8 | 65,1 |
σ 5,3 | 5,5 | 5,1 | 5,2 | 3,6 | 4,3 | |
11 | М 140,1 | 142,9 | 34,4 | 35,6 | 67,3 | 67,3 |
σ 5,5 | 6,1 | 5,8 | 6,7 | 4,2 | 4,7 | |
12 | М 144,9 | 148,8 | 37,9 | 39,3 | 69,9 | 70,3 |
σ 6,0 | 6,4 | 6,3 | 6,9 | 4,3 | 4,9 | |
13 | М 151,3 | 152,4 | 44,4 | 45,7 | 73,7 | 74,6 |
σ 6,9 | 7,1 | 7,2 | 7,1 | 4,9 | 5,1 | |
14 | М 158,4 | 157,4 | 48,9 | 49,2 | 77,8 | 76,7 |
σ 7,5 | 7 | 8,4 | 7,4 | 5,1 | 5,3 | |
15 | М 164,3 | 159,6 | 54,3 | 53,1 | 81,9 | 79,3 |
σ 7,4 | 7,2 | 8,4 | 7,2 | 5,4 | 5,7 | |
16 | М 168,8 | 161,1 | 59,4 | 55,6 | 85,5 | 80,5 |
σ 6,8 | 6,5 | 7,3 | 7,6 | 5,1 | 4,9 | |
17 | М 171,9 | 163 | 63,2 | 58,1 | 87,9 | 82,1 |
σ 6,8 | 6,6 | 6,8 | 7,3 | 4,7 | 4,6 | |
18 | М 174,8 | 162,1 | 66,9 | 59,2 | 90,2 | 84,1 |
σ 6,1 | 5,6 | 8 | 7,1 | 5,2 | 4,4 | |
19 | М 177,2 | 162,8 | 68,2 | 59,6 | 93,1 | 84,9 |
σ 5,8 | 5,1 | 7,5 | 6,8 | 6,1 | 4,8 |
Существуют формулы для расчета должного физического развития (ФР):
- Вес(М)
Новорожденный: М = от 2800 до 4000 г. До 6 месяцев: М = m + 800 * n или M = 8000 – 800 * (6 – n), где n – возраст ребенка в месяцах, m – масса тела при рождении.
От 6 до 12 месяцев: M = m + 800 * 6 + 400 * (n – 6) или M = 8000 + 400 * (n – 6). С 2 до 10 лет: M = 10,5 + 2n, где n – где возраст ребенка в годах. Старше 10 лет: M = 30 + 4 * (n – 10).
- Рост(Р)
Новорожденный: Р = 46 – 56 см. До 1 года: прибавляется ежемесячно в 1-ый квартал по 3 см, во 2-ой – 2,5 см, в 3-ий – 1,5 – 2 см, в 4-ый – 1 см. В 1 год: Р = 75 см. До 4 лет: Р = 100 – 8 * (4 – n). В 4 года: Р = 100 см. После 4 лет: Р = 100 + 6 * (n – 4); В 8 лет: Р = 130 см. После 8 лет: P = 130 + 5 * (n – 8), где n – возраст ребенка в годах. - Окружность груди(ОГр):
Новорожденный: ОГр = 32 – 34 см. До 6 месяцев: ОГр = 45 – 2 *(6 – n). В 6 меcяцев: ОГр = 45 см. От 6 месяцев до 1 года: ОГр = 45 + 0,5 * (n -6), где n – возраст ребенка в годах; С 2 до 10 лет: ОГр = 63 – 1,5 *(10 – n). В 10 лет: ОГр = 63 см. С 10 до 15 лет: ОГр = 63 + 3 *(n – 10), где n – возраст ребенка в годах. - Окружность головы:
Новорожденный: ОГ = 34 – 36 см. До 6 месяцев: ОГ = 43 – 1,5 *(6 – n). В 4 месяца: ОГ = ОГр. В 6 месяцев: ОГ = 43 см. После 6 месяцев: ОГ = 43 + 0,5 * (n – 6), где n – возраст ребенка в месяцах. С 2 до 5 лет: ОГ = 50 – 1 *(5 – n). В 5 лет ОГ = 50 см. С 5 до 15 лет: ОГ = 50 + 0,6 *(n – 5), где n – возраст ребенка в годах.
5.Индексы пропорциональности:
- Индекс Эрисмана (индекс крепости): ОГр – 1/2 роста (до 1 г = 10 см, 2 – 3 года = 6 – 9 см, 8 – 15 лет = 1 – 3 см).
- Индексы Чулицкой: а) индекс упитанности: (3 окр. плеча + окр. бедра + окр. голени) – рост (до 1 года = 25 – 30 см, 2 – 3 г = 15 – 20 см); б) индекс пропорциональности: 3 окр. плеча = ОГр = окр. бедра + окр. голени.
- Индекс Тура (после года): ОГр – ОГ = от n до 2n, где n – число лет.
ФР среднее, если отклонения от величин, полученных по формулам массы, роста и окружности грудной клетки составляют + 10%, т.е. эти параметры соответствуют возрасту. ФР нижнее среднего, если эти показатели снижены по сравнению с нормой более чем на 10%. ФР выше среднего– показатели увеличены более чем на 10%.
Гармоничным развитие наблюдается в том случае, если три параметра (масса, рост, окружность грудной клетки) соответствуют возрасту, или они все одинаково повышены, или понижены более чем на 10%. При дисгармоничном развитии наблюдается их несоответствие друг другу. Пропорциональное развитие наблюдается тогда, когда индексы пропорциональности соответствуют возрастным нормам.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Источник
Для исследования
физического развития детей и подростков
используют следующие показатели:
соматометрические
— длина тела (рост), масса тела, окружность
грудной клетки и др.;физиометрические— жизненная
емкость легких, мышечная сила, частота
пульса, величина артериального давления
и др.;
3)
соматоскопические
— состояние кожных покровов и видимыx
слизистых оболочек, степень развития
подкожно-жирового слоя, состояние
опорно-двигательного аппарата, степень
полового развития.
1. Соматометрические показатели
Методика
антропометрических измерений
Одним
из основных требований при проведении
антропометрических исследований
является унификация, так как лишь
единообразие приемов, использование
точного
предварительно выверенного инструментария
могут обеспечить достоверность
полученных результатов.
При проведении
изучения физического развития необходимо
соблюдать следующие требования:
–
исследования
проводятся на раздетом
ребенке, который стоит по «стойке
смирно»;
–
исследования проводят в светлом, теплом
помещении в первую половину дня, так
как длина тела к концу дня уменьшается
на 1-2 см, в связи с уплощением
сводов стопы, межпозвоночных хрящей,
снижением мускулатуры, а масса
тела увеличивается в среднем почти на
1 кг;
– все измерения
проводятся между антропометрическими
точками;
–
антропометрический и медицинский
инструментарий должен быть стандартизованным,
метрологически поверенным, легко
подвергаться обработке дезсредствами;
– медицинский
работник находится справа или спереди
от ребенка.
Соматометрия
включает определение длины тела,
окружностей и
массы тела.
а)
Длина телаявляется
признаком, характеризующим состояние
пластических процессов
в организме.
При
измерении роста
стоя
обследуемый становится на платформу
спиной к вертикальной стойке. Он стоит,
выпрямившись, подобрав живот
и расправив плечи, опустив руки вдоль
тела, поставив пятки вместе, носки врозь.
При этом обследуемый должен касаться
вертикальной стойки пятками, ягодицами
и межлопаточной областью. Голова
находится в таком положении, при
котором нижний край глазницы и верхний
край козелка уха расположены на одной
горизонтальной
линии. Необходимо следить за тем, чтобы
он не прислонялся затылком
к стойке ростомера. Скользящая планка
ростомера опускается до соприкосновения
с верхушечной точкой головы.
Рост
сидяв
сопоставлении с другими продольными
размерами дает представление о
пропорциях тела. При измерении роста
сидя деревянным ростомером обследуемый
сидит на скамье ростомера выпрямившись,
касаясь стойки ягодицами и
межлопаточной областью. Голова находится
в том же положении, что и при измерении
роста сидя. Отсчет ведут от поверхности
сидения до верхушечной точки головы
(рис. 1).
Рис.
1 Измерение роста деревянным ростомером
соответственно
стоя и сидя; антропометром стоя
б)
Измерение окружностей
Окружность
головыизмеряют
наложением ленты спереди по глабелле,
сзади по затылочной
точке. Становятся перед обследуемым,
накладывают нулевое деление ленты
на глабеллу и удерживают ее левой рукой.
Правой рукой расправляют ленту,
накладывают
ее сначала на правую височную область,
затем на затылок, а затем через
левую височную область на глабеллу.
Окружность
грудной клеткихарактеризует
объем тела, развитие грудных и спинных
мышц, а также функциональное состояние
органов грудной полости. Определяют
окружность грудной клетки в состоянии
покоя.
Для
более детальной характеристики
функций внешнего дыхания окружность
грудной клетки измеряется также в фазе
максимального вдоха и выдоха. Ленту
накладывают сзади под нижними углами
лопаток при отведенных в сторону
руках. Затем руки опускают, лента
соскальзывает, ложится по углам лопаток.
Спереди лента проходит через среднегрудинную
точку. Сначала измеряют окружность
груди в паузе; при этом рекомендуется
отвлечь внимание ребенка разговором.
Затем определяют окружность груди при
максимальном вдохе и максимальном
выдохе. Разница между значениями
окружности при максимальном вдохе
и вдохе является показателем экскурсии
грудной клетки. Окружность грудной
клетки в паузе на 1-2 см больше, чем при
выдохе, и значительно меньше, чем
при максимальном вдохе. Все три измерения
производят последовательно при
одномоментном
наложении ленты. Точность измерения
0,5 см.
Окружность
плечаизмеряют
при расслаблении мышц и при максимальном
их напряжении. Ленту накладывают в
наиболее утолщенной части двуглавой
мышцы правой
руки. Сначала измерение производят при
свободно опущенной руке и расслабленной
мускулатуре, затем при согнутой в
локтевом суставе руке и максимальном
напряжении мускулатуры. Разница между
этими показателями свидетельствует
о степени развития мускулатуры.
Окружность
бедраизмеряют
положением ленты сзади под ягодичной
складкой,
а спереди – так, чтобы сантиметровая
лента находилась в одной горизонтальной
плоскости. Обследуемый при этом стоит,
несколько расставив ноги. Тяжесть
тела должна быть равномерно распределена
между правой и левой ногой.
Окружность
голениизмеряют
в наиболее утолщенной части. Положение
исследуемого
при измерении голени то же, что и при
определении окружности бедра.
в)
Измерение массы тела
Масса
тела выражает суммарное развитие
костно-мышечного аппарата, подкожного
жирового
слоя и внутренних органов. Взвешивание
производят на рычажных медицинских
весах типа Фербенис. Взвешивают
детей и подростков натощак, без одежды
и обуви. При
взвешивании обследуемый становится на
середину площади весов и стоит
спокойно. Перемещением гирь устанавливают
равновесие. Точность измерения до 100
г.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Третьякова Н.Ю.
Физическое развитие ребенка
Физические развитие является одним из объективных показателей состояния здоровья населения, который в настоящее время изменяется столь же резко, как и другие показатели (заболеваемость, смертность, средняя продолжительность жизни и др.). Методы статистического учета и анализа данных о физическом развитии населения получили глубокое научное обоснование и широко используются в практической научно-исследовательской деятельности учреждений здравоохранения.
Под физическим развитием понимается комплекс морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих размеры, форму, структурно-механические качества и гармоничность развития человеческого тела, а также запас его физических сил.
Наблюдение за физическим развитием населения в России является обязательной составной частью государственной системы медицинского контроля за здоровьем. Оно носит систематический характер и распространяется на различные возрастно-половые группы населения.
Основы физического развития закладываются в детском возрасте, поэтому показатели, его характеризующие, являются обязательными при оценке здоровья подрастающего поколения. Физическое развитие изучается обычно у новорожденных, детей различных возрастных групп и подростков, а также у взрослого населения для характеристики поколений разных лет рождения.
Отмечаются различия в физическом развитии населения, проживающего в различных экономико-географических зонах, лиц разных национальностей. Под влиянием длительно действующих неблагоприятных факторов уровень физического развития снижается, и наоборот, улучшение условий, нормализация образа жизни способствуют повышению уровня физического развития.
Различают три группы основных факторов, определяющих направленность и степень физического развития:
1) эндогенные факторы (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки и пр.);
2) природно-климатические факторы (климат, рельеф местности, наличие рек, морей, гор, лесов и т. д.);
3) социально-экономические факторы (общественный строй, степень экономического развития, условия труда, быта, питания, отдыха, культурно-образовательный уровень, гигиенические навыки, воспитание и т. д.).
Все эти факторы действуют в единстве и взаимообусловленности, однако, поскольку физическое развитие является показателем роста и формирования организма, оно подчиняется не только биологическим законам, но в большей степени зависит от сложного комплекса социальных условий, имеющих решающее значение. Социальная среда, в которой находится человек, формирует и изменяет его здоровье, в том числе определяет уровень и динамику физического развития.
Таким образом, физическое развитие является интегральным показателем состояния здоровья, на который влияет многообразие внешних и внутренних факторов. [3]
- Физическое развитие как важная характеристика здоровья
Физическое развитие ребенка – это динамический процесс роста, обусловленный увеличением массы и длины тела, развитием отдельных его частей и биологическим созревание ребенка соответственно его возрастному развитию. [1;16]
Здоровье — это такое состояние, которое обеспечивает оптимальное взаимоотношение организма с окружающей средой и способствует активизации всех видов жизнедеятельности человека (трудовой, хозяйственной, бытовой, рекреационной, социолизаторской, планирования семьи, медико-социальной и др.). Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». Имеются другие определения, среди которых здоровье индивидуума рассматривается как динамическое состояние сохранения и развития его биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимально продолжительной и активной жизни.
Основными критериями, характеризующими общественное здоровье, являются:
— медико-демографические (рождаемость, смертность, естественный прирост, младенческая смертность, частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность жизни);
— заболеваемость (общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, по данным медицинских осмотров, основными неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная);
— первичная инвалидность;
— показатели физического развития;
— показатели психического здоровья.
Сведения о состоянии здоровья (заболеваемости) можно получить на основании проведенных медицинских осмотров, обращаемости населения за медицинской помощью, результатов специальных выборочных исследований, данных о причинах смерти и др.
Анализ состояния здоровья населения или отдельных его групп должен стать обязательным в деятельности врача. Основными элементами комплексного анализа являются: 1) сбор информации о состоянии здоровья; 2) обработка и анализ информации о состоянии здоровья; 3) выдвижение гипотезы о связи факторов среды с состоянием здоровья; 4) направленное изучение факторов среды и углубленное изучение характеристик здоровья; 5) выявление количественных зависимостей между факторами среды и характеристиками здоровья; 6) принятие решения по оздоровлению окружающей среды для первичной профилактики заболеваний; 7) реализация принятых решений; 8) проверка эффективности принятых решений. Далее рассмотрим факторы, определяющие физическое развитие и его показатели.[8]
- Факторы, определяющие физическое развитие, его показатели.
Рассмотрим, какие существуют факторы физического развития детей.
На физическое развитие детей влияют как генетические, так и экзогенные факторы.
Влияние наследственности сказывается в основном после 2 лет жизни. Выделяют два возрастных периода, когда корреляция между ростом родителей и детей наиболее значима: от 2 до 9 и от 14 до 18 лет. В этом возрасте соотношение массы и длины тела может существенно отличаться от идеального из-за выраженных конституциональных особенностей телосложения.
Факторы окружающей среды (экзогенные факторы) оказывают большое воздействие на потенциал физического развития. Их подразделяют на внутриутробные и постнатальные.
К внутриутробным факторам относят состояние здоровья родителей, их возраст, экологическую обстановку, в которой они живут, вредные привычки, профессиональные вредности, течение беременности матери и др.
Антропометрические показатели новорождённого достаточно устойчивы. Даже сравнительно небольшие отклонения от среднестатистических показателей, как правило, свидетельствуют о неблагополучии в состоянии новорождённого.
Окружность груди у новорождённого, как правило, измеряют для сравнения с окружностью головы. Разница больше 2 см чаще всего служит признаком гидроцефалии. При измерении окружности головы и груди необходимо учитывать возможность сохранения захождения костей черепа друг на друга, возникшего в процессе родов, толщину подкожной клетчатки, отёчность в области грудной клетки. Уменьшение окружности головы в сравнении с нормой при рождении чаще всего возникает в результате изменения её конфигурации. Микроцефалию выявляют значительно реже, чем компенсированную гидроцефалию.
К постнатальным факторам, влияющим на физическое развитие, относят питание, режим дня, эмоциональное состояние ребёнка, хронические заболевания, климатогеографические условия.
Умеренный дефицит питания задерживает нарастание массы, но на длину тела не влияет. Более длительное голодание, несбалансированное питание с дефицитом микроэлементов и витаминов приводит уже не только к дефициту массы, но и к отставанию в росте с изменением пропорций тела.
Для детей раннего возраста характерна высокая двигательная активность, стимулирующая остеогенез и рост хряща. Однако необходимо следить за адекватностью физической подвижности возрасту ребёнка. Так, избыточная вертикальная нагрузка при поднятии тяжестей приводит к обратному эффекту – торможению роста. Большое значение имеет не только правильно проведённое бодрствование, но и достаточный сон.
У детей раннего возраста, особенно на первом году жизни, тесно взаимосвязаны физическое и нервнопсихическое развитие. Отсутствие или недостаточность положительных, избыток отрицательных эмоций влияют на физическое состояние и могут быть одной из причин нарушений роста.
Различные хронические заболевания ребёнка могут вызвать задержку роста, так как при них нарушаются метаболические процессы.
Климатогеографические условия относят к средовым факторам, влияющим на рост и развитие. Отмечено ускорение роста весной, торможение в осенне-зимний период. Жаркий климат и высокогорье тормозят рост, но могут ускорить биологическое созревание детей.
Особенно быстро неблагоприятные факторы окружающей среды сказываются на физическом развитии детей раннего возраста, поэтому антропометрические показатели на первом году жизни фиксируют ежемесячно, а в возрасте от 1 года до 3 лет не реже чем 1 раз в полгода.[7]
Основными показателями физического развития человека являются: рост, вес, окружность груди, жизненная емкость лёгких, мышечный тонус, сила кисти рук.
Особенности физического развития определяются с помощью антропометрии.
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ – это комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития.
Выделяют следующие антропометрические показатели: соматометрические; физиометрические; соматоскопические.[4]
Соматометрические показатели включают определение длины, массы тела, окружности грудной клетки.
Длина тела является суммарным показателем, характеризующим состояние пластических (ростовых) процессов в организме; этот наиболее стабильный показатель из всех показателей физического развития. Масса тела свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов; в отличие от длины масса тела относительно лабильна и может изменяться под влиянием даже кратковременного заболевания, изменения режима дня, нарушения питания. Окружность грудной клетки характеризует ее вместимость и развитие грудных и спинных мышц, а также функциональное состояние органов грудной полости.
Соматоскопические показатели необходимы для получения общего впечатления о физическом развитии обследуемого: типе строения тела в целом и отдельных его частей, их взаимоотношении, пропорциональности, наличии функциональных или патологических отклонений. Соматоскопическое обследование носит весьма субъективный характер, однако использование единых методических подходов (а в некоторых случаях, и дополнительных инструментальных измерений) позволяет получить максимально объективные данные.
Соматоскопия включает:
1) оценку состояния опорно-двигательного аппарата: определение формы черепа, грудной клетки, ног, стоп, позвоночника, вида осанки, развития мускулатуры;
2) определение степени жироотложения;
3) оценку степени полового созревания;
4) оценку состояния кожных покровов;
5) оценки состояния слизистых оболочек глаз и полости рта;
6) осмотр зубов и составление зубной формулы.
Физиометрические показатели включают определение функциональных показателей. При изучении физического развития измеряют жизненную емкость легких (является показателем вместимости легких и силы дыхательных мышц) – спирометрия, мышечную силу рук (характеризует степень развития мускулатуры) и становую силу – динамометрия.
В зависимости от возраста детей программа антропометрических исследований может и должна меняться. Характеристика физического развития детей раннего и дошкольного возрастов должна дополняться данными о развитии моторики речи, но исключать некоторые функциональные исследования (определение жизненной емкости легких, мышечной и становой сил). При изучении физического развития подростков целесообразно включать в программу обследования ряд функциональных проб для определения состояния основных систем организма.
В дальнейшем полученные данные антропометрических измерений обрабатываются методом вариационной статистики, в результате чего получают средние величины роста, веса, окружности грудной клетки – стандарты физического развития, используемые при индивидуальной и групповой оценке физического развития детей.[6]
- Негативные последствия гиподинамии
Гиподинамия – ограничение двигательной активности, обусловленное особенностями образа жизни, профессиональной деятельности, длительным постельным режимом, пребыванием человека в условиях невесомости (длительные космические полёты). Развитие техники и связанное с ним облегчение условий труда, благоустройство быта, возрастающее год от года число операторских профессий значительно сократили долю мышечного труда в деятельности человека. Гиподинамия в школьном возрасте нередко связана с нерациональным распорядком дня ребенка, перегрузкой его учебной работой, вследствие чего остается мало времени для прогулок, игр, занятий спортом.
Гиподинамия отрицательно воздействует не только на мышцы, но и на многие другие органы и физиологические системы. Составляющая основную массу тела поперечнополосатая мускулатура с её огромной сетью периферических нервов, и кровеносных сосудов оказывает влияние на костно – суставной аппарат, кровообращение, дыхание, обмен веществ, эндокринное равновесие, на деятельность нервной и других систем организма. Поэтому адекватный уровень двигательной активности гармонично формирует организм в анатомическом и функциональном отношении, во многом определяет устойчивость человека к неблагоприятным условиям окружающей среды, болезнетворным агентам.
Продолжительное ограничение нагрузки на мышечный аппарат может стать причиной обратимых функциональных нарушений; в далеко зашедших случаях оно может повлечь за собой глубокие патологические изменения и способствовать возникновению атеросклероза, гипертонической болезни, инфаркта миокарда.
Гиподинамия приводит к снижению функциональных возможностей мышечной системы. Так, после двухмесячного постельного режима на 14-24% уменьшаются силовые показатели, падает тонус мышц, сокращаются их объем и масса. Мышечные группы тела человека утрачивают характерную для них рельефность и рисунок из-за обильного отложения подкожного жира.
Скелет человека, тесно связанный с мышцами, активно реагирует на ограничение подвижности, в частности снижается минеральная насыщенность костной ткани (остеопороз). Нарушение минерального обмена наблюдается на уже на 12-15 – е сутки постельного режима. С помощью различных исследований установлено, что в течение 6 – 8 месяцев постельного режима наблюдается постоянный отрицательный кальциевый баланс, когда внедрение кальция превышает его поступление. При гиподинамии возрастает содержание липидов в сыворотке крови.
В условиях ограничения мышечной активности, когда уменьшается запрос тканей на доставку кислорода и субстратов биологического окисления, можно было бы ожидать снижения напряженности функции сердечно – сосудистой системы. Но этого не происходит; напротив, развивается детренированность сердечно – сосудистой системы, возрастает частота сердечных сокращений в покое. Даже при небольших, кратковременных физических нагрузках пульс достигает 100 и более ударов в 1 мин. Сердце работает неэкономично, выброс необходимого объёма крови достигается за счет возрастания ритма, а не силы сердечного сокращения.
При гиподинамии изменяется состояние центральной нервной системы, появляется синдром астенизации, который проявляется быстрой утомляемостью и эмоциональной неустойчивостью.
Особенно опасна гиподинамия в раннем детском и школьном возрасте. Она резко задерживает формирование организма, отрицательно влияет на развитие опорно – двигательного аппарата, сердечно – сосудистой, эндокринной и других систем. Существенно снижается сопротивляемость возбудителям инфекционных болезней: дети часто болеют, заболевания могут приобретать хроническое течение.
Физическая активность играет важную роль в развитии двигательных навыков ребенка, формировании нервных связей между опорно – двигательным аппаратом, центральной нервной системой и внутренними органами. Двигательная активность оказывает мощное влияние на развитие мускулатуры и скелета, совершенствует регуляцию кровообращения и дыхания. Малая подвижность школьников и длительное пребывание в однообразной позе за столом в школе и дома вызывают нарушение осанки, сутулость, деформацию позвоночника.
Снижение двигательной активности в среднем и пожилом возрасте может ускорить развитие атеросклероза и , ухудшая регуляцию тонуса сосудов, способствует нарушениям мозгового и сердечного кровообращения. В результате недостатка движений, сидячего образа жизни преждевременно возникает слабость и дряблость мышц, появляется сгорбленность, ускоряются процессы физиологического старения.
Предупредить гиподинамию в повседневной жизни помогают полноценная физическая активность, ежедневная утренняя зарядка, занятия физкультурой и спортом, физический труд, пешие прогулки и т.д. [2;133]
Таким образом, можно сделать вывод о последствиях гиподинамии:
• слабеют мышцы сердца;
• ослабляется деятельность сердца, оно детренируется;
• нарушение обмена веществ;
• дистрофия мышечной ткани;
• истончаются кости, а содержащийся в них кальций поступает в кровь, который оседает на стенках сосудов, из-за чего сосуды становятся ломкими, теряют эластичность и легко повреждаются;
• сколиоз;
• избыточная масса тела. [5]
В настоящее время во многих странах мира широко вводится культ здоровья. Он всячески морально и материально поощряется государственными структурами, ответственными за сохранение и восстановление здоровья, а это в свою очередь способствует формированию потребности в здоровом теле.
Физическое развитие играет огромную роль в нормальном функционировании организма.
Список литературы
- Плисов В.А., Храмова Е.Ю. Новейший справочник педиатра – М.: ООО «Дом Славянской книги», 2011. – 800с. Стр.16
- Покровский В.И. Популярная медицинская энциклопедия. Гл.ред.В.И.Покровский – 4-е изд. – В одном томе. Аборт – Ящур. – Ул.: «Книгочей», 1997 – 688с.
- Режим доступа: https://copy.yandex.net
- Режим доступа: https://fiz-ra.ucoz.com/blog/pokazateli_fizicheskogo_razvitija/2011-05-05-56
- Режим доступа: https://lechit-doma.ru/index/gipodinamija/0-10
- Режим доступа: https://lib.rus.ec/b/165926/read
- Режим доступа: https://www.medmoon.ru/rebenok/d_bol30.html
- Режим доступа: https://socmed.narod.ru/htm/zdor.html#4
Источник