Солнцева о в педагогическая диагностика развития ребенка старшего
Педагогическая диагностика сюжетно-ролевой игры
(Автор О.В. Солнцева)
Педагогическая диагностика сюжетно-ролевой игры детей 3-4 лет.
Цель: изучение особенностей развития субъектной позиции ребенка в игровой деятельности.
Метод проведения диагностики: наблюдения, создание специально диагностических ситуаций.
Срок проведения : сентябрь 2011г; апрель 2012г.
Количество диагностированных: 25человек.
Диагностику провела: Дружинина Лариса Юрьевна, воспитатель
Уровни освоения сюжетно- ролевой игры детьми четвертого года жизни.
Оптимальный уровень(2.5-3 балла). Ребенок отображает в играх разнообразные сюжеты, владеет способами ролевого поведения, охотно вступает в ролевой диалог с воспитателем и со сверстником, меняет интонацию голоса в зависимости от роли ,у ребенка есть любимые роли ,доброжелателен в игровом общении, ребенок способен создать игровую обстановку, выбирая предметы для игры.
Достаточный уровень (2-2.5 балла). Ребенок отражает в играх разнообразные сюжеты, владеет способами ролевого поведения, называет свою роль ,вступает в ролевой диалог с воспитателем и со сверстниками ,в совместной игре меняет интонацию голоса у ребенка есть любимые роли, использует разнообразные игровые действия ,проявляет инициативу в выдвижении игровых замыслов ,ребенок способен создать игровую обстановку ,выбирает предметы для игры, охотно вступает в игровое общение.
Недостаточный уровень(1.5-2 балла). Игровые сюжеты однообразны, использует способы ролевого поведения, ориентируясь на пример воспитателя, в ответ на вопрос воспитателя называет свою роль, в ролевом диалоге с воспитателем и со сверстниками требует помощь взрослого .в совместной игре меняет интонацию голоса по подражанию взрослого, использует однообразные игровые действия ,выбирает предметы для игры при помощи взрослого, при выборе предметов заместителей требуется помощь взрослого, затрудняется договариваться об игре.
Низкий уровень (1-1.5 балла). Игровые сюжеты однообразны .использует преимущественно предметные способы игры, в ответ на вопрос воспитателя называет свою роль, затрудняется в обращении к сверстнику по имени игрового персонажа, испытывает затруднения в ведении ролевого диалога ,в ролевой диалог со сверстником вступает только при помощи взрослого, использует однообразные игровые действия, не всегда может назвать их в ответ на вопрос воспитателя ,Инициативу в выдвижении игровых замыслов не проявляет ,при выборе предметов заместителей требуется помощь воспитателя.
Диагностическая карта
Дата проведения________
Фамилия , имя ребенка_____________ лет,__________мес.
Критерии оценки | Степень выраженности в баллах | Комментарии к бальной оценке |
Способность отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразное содержание: -Отражает в сюжете бытовые действия или трудовые процессы взрослых, -отражает в сюжете события из сказок или мультфильмов, -имеет предпочтения в игровых темах. Общий балл: | В комментариях следует отметить: -степень разнообразия содержания сюжетно-ролевых игр, Преобладающие темы игр, -предпочитаемое ребенком содержание сюжетно-ролевой игры. |
Наличие и особенности ролевого поведения : -называет свою роль, -называет роль партнера вовремя игры, -вступает в ролевой диалог с воспитателем, -вступает в ролевой диалог со сверстником, -способен поддерживать ролевой диалог, – меняет интонацию голоса в зависимости от роли. Общий балл | В комментариях следует отметить: -любимые роли ребенка, -примеры ролевых диалогов. |
Способен к использованию действий игрового замещения: -использует предметные игровые действия, -использует действия с предметами -заместителями, – называет игровые действия, – производит простые игровые действия. Общий балл | В комментариях следует отметить: -типичные для ребенка действия с предметами-заместителями, -преобладание одного из видов действия игрового замещения. – |
Способность к построению игрового сюжета: -выдвигает игровые замыслы по ходу сюжета, -показывает связь между действием и игровым сюжетом Общий балл | В комментариях следует отразить: -примеры новых игровых замыслов. |
Способность создавать обстановку для игры: -выбирает необходимые игрушки и предметы, -замещает недостающие предметы другими, Общий балл | В комментариях следует отразить: -примеры проявления творчества в создании игровой обстановки. |
Способность к игровой коммуникации: -проявляет доброжелательность в игровом общении с партнерами, -обозначает свои действия для партнера, -обозначает свои действия для партнера о совместных действиях. Общий балл | В комментариях следует отразить: -наличие у ребенка постоянных игровых партнеров. |
Средний балл |
Итоговый результат
педагогической диагностики сюжетно- ролевой игры детей 3-4 лет
Критерии оценки | Степень выраженности в баллах |
1. Способность отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразное содержание: -Отражает в сюжете бытовые действия или трудовые процессы взрослых, -отражает в сюжете события из сказок или мультфильмов, -имеет предпочтения в игровых темах. | 1.6 (53%) | 2 (66%) |
Наличие и особенности ролевого поведения : -называет свою роль, -называет роль партнера вовремя игры, -вступает в ролевой диалог с воспитателем, -вступает в ролевой диалог со сверстником, -способен поддерживать ролевой диалог, – меняет интонацию голоса в зависимости от роли. | 1.5 (50 %) | 1.8( 60%) |
3. Способен к использованию действий игрового замещения: -использует предметные игровые действия, -использует действия с предметами -заместителями, – называет игровые действия, – производит простые игровые действия. | 1.7 (51) | 1.9(63.3%) |
4. Способен к использованию действий игрового замещения: -использует предметные игровые действия, -использует действия с предметами -заместителями, – называет игровые действия, – производит простые игровые действия. | 1.6 (53%) | 2 (66 %) |
5. Способность создавать обстановку для игры: -выбирает необходимые игрушки и предметы, -замещает недостающие предметы другими | 1.5 (50%) | 2 (66%) |
6. Способность к игровой коммуникации: -проявляет доброжелательность в игровом общении с партнерами, -обозначает свои действия для партнера, -обозначает свои действия для партнера о совместных действиях. | 2 (66%) | 2.3(76%) |
Средний балл | 1.6(53%) | 2 (66,6%) |
Вывод: результаты педагогической диагностики сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе на начало года (53% недостаточный уровень) оказались недостаточно высокими и повлияли на выбор гибко выбранной тактики педагогического взаимодействия с детьми. Что позволило проследить динамику развития сюжетно- ролевой игры во второй младшей группе с 53% -66% .Поэтому одной из задач на следующий год станет продолжение тактики педагогического взаимодействия в сюжетно- ролевой игре.
Педагогическая диагностика сюжетно- ролевой игры детей 4-5 лет.
Цель: изучение особенностей развития субъектной позиции ребенка в игровой деятельности.
Метод проведения диагностики: наблюдения, создание специально диагностических ситуаций.
Срок проведения : сентябрь 2012г.
Количество диагностированных: 27 человек.
Диагностику провела : воспитатель Дружинина Л.Ю.
Уровни освоения сюжетно-ролевой игры детьми 4-5лет.
Оптимальный уровень (2.5-3 балла).характерно разнообразие сюжета, ребенок стремится развивать игровой сюжет за счет смены игровой роли, называет роль до начала игры, обозначает свою роль по ходу игры, позволяет самостоятельность в выборе и использовании предметов заместителей ,ребенок называет свои игровые действия , с интересом ролевой диалог со сверстником ,может вести ролевой диалог с игрушкой-партнером ,инициативен, обозначает часть сюжета ролью, доброжелателен в общении.
Достаточный уровень (2-2.5балла) характерно отражение в самостоятельной игре ряда взаимосвязанных сюжетных эпизодов ,ребенок стремится к игровому взаимодействию со сверстниками , включается в ролевые диалоги может исполнять разные роли в одной сюжетно- ролевой игре, пользоваться ролевой речью, использует предметы -заместители, при этом ребенок испытывает затруднения в согласовании игровых действий с партнерами- сверстниками, смена роли в игре , осуществляется с помощью воспитателя, самостоятельно создает игровую обстановку ,проявляет доброжелательность по отношению со сверстниками.
Недостаточный уровень (1.5-2 балла) освоение детьми сюжетно-ролевой игры характеризуется однообразием сюжетных эпизодов .Включается в ролевые диалоги со сверстниками , затрудняется использовать разные роли в одной сюжетно- ролевой игре ,пользуется ролевой речью, использует предметы заместители, испытывает затруднения в согласовании игровых действий с предметами ,создает игровую обстановку ,не всегда проявляет доброжелательность по отношению к игровым партнерам.
Низкий уровень(1-1.5 баллов )освоение ребенком сюжетно- ролевой игры характеризуется использованием элементарных однотипных игровых сюжетов, замыслов, ребенок затрудняется придумать новый вариант сюжета или новую игру ,испытывает затруднения при обозначении игровой роли, включается в ролевые диалоги в совместной с воспитателем игре,пользуется ролевой речью при помощи взрослого ,испытывает затруднения в игровом взаимодействии с партнерами- сверстниками. нуждается в помощи воспитателя при создании игровой обстановки, не проявляет доброжелательность по отношению к игровым партнерам.
Диагностическая карта
Фамилия, имя ребенка__________________лет____месяцев
Критерии оценки | Степень выраженности в баллах | Комментарии к бальной системе |
Способность отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразное содержание. -воспроизводит бытовые действия или трудовые процессы, -придумывает фантастические события Общий балл | В комментариях следует отметить : -преобладающие темы игр, -Предпочитаемое ребенком содержание сюжетно- ролевой игры. -разнообразия содержания сюжетно-ролевой игры. |
Наличие и степень освоения ролевого поведения: – называет свою роль до начала игры, – способен к смене роли во время игры, – обращается к партнеру по имени игрового персонажа во время игры, -проявляет инициативность в ролевом диалоге с партнером и сверстником Общий балл | В комментарии следует отметить : – любимые роли ребенка. |
Способность к использованию действий игрового замещения. -использует предметные игровые действия с предметами – заместителями, – наличие изобразительных игровых действий , -производит действия речевого замещения. Общий балл | В комментарии следует отразить: -типичные для ребенка действия с предметами заместителями, -примеры речевого замещения. |
Способность к построению игрового сюжета: -выдвигает игровые замыслы по ходу игры, -проявляет разнообразие игровых замыслов, -проявляет инициативу в придумывании игровых событий, -творчески подходит к выстраиванию замысла. Общий балл | В комментарии следует отразить: -примеры новых игровых замыслов. |
Способность создавать обстановку для игры: – выбирает необходимые игрушки в предметы, -замещает недостающие предметы другими, -проявляет творчество в создании игровой обстановки. Общий балл | В комментарии следует отразить: -приемы проявления творчества в создании игровой обстановки. |
Способность к игровой коммуникации: -проявляет доброжелательность игрового общения с партнерами- сверстниками, -проявляет инициативность в игровом взаимодействии со сверстниками. Общий балл | В комментариях следует отразить: -наличие у ребенка постоянных игровых партнеров. |
Средний балл |
Итоговый результат
педагогической диагностики сюжетно- ролевой игры детей 4 -5лет
Критерии оценки | Степень выраженности в баллах |
1. Способность отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразное содержание. -воспроизводит бытовые действия или трудовые процессы, -придумывает фантастические события | 2.4 (80%) |
2. Наличие и степень освоения ролевого поведения: – называет свою роль до начала игры, – способен к смене роли во время игры, – обращается к партнеру по имени игрового персонажа во время игры, -проявляет инициативность в ролевом диалоге с партнером и сверстником | 2.3(76%) |
3. Способность к использованию действий игрового замещения. -использует предметные игровые действия с предметами – заместителями, – наличие изобразительных игровых действий , -производит действия речевого замещения. | 2.4(80%) |
4. Способность к построению игрового сюжета: -выдвигает игровые замыслы по ходу игры, -проявляет разнообразие игровых замыслов, -проявляет инициативу в придумывании игровых событий, -творчески подходит к выстраиванию замысла | 2.5(83%) |
5. Способность создавать обстановку для игры: – выбирает необходимые игрушки в предметы, -замещает недостающие предметы другими, -проявляет творчество в создании игровой обстановки. | 2.5(83%) |
6. Способность к игровой коммуникации: -проявляет доброжелательность игрового общения с партнерами- сверстниками, -проявляет инициативность в игровом взаимодействии со сверстниками. | 2.6(86%) |
Вывод: результаты педагогической диагностики показали достаточный уровень развития сюжетно- ролевой игры (80%).Это говорит о правильной выбранной тактики педагогического взаимодействия в сюжетно- ролевой игре. Однако небольшие затруднения у детей вызвали -наличие и степень освоения ролевого поведения- 2.3(76%) ,а также- способность к использованию действий игрового замещения-(2.4-80%).Поэтому основной задачей станет продолжение работы над проектом ” Развитие познавательных интересов через сюжетно- ролевую игру”
Источник
Проскурня Елена Вениаминовна
Статья «Современные технологии обучения сюжетно-ролевой игре. Технология Солнцевой Ольги Викторовны»
В последние годы исследователи с тревогой говорят об исчезновении игры из жизни детей, в том числе у детей старшего дошкольного возраста. Сюжетно – ролевым (творческим) играм уделяется немного времени, содержание таких игр не соответствует потребностям (возможностям) современного дошкольника. И это приводит к необратимым потерям в развитии психики ребенка (т. к. ребенок – дошкольник не удовлетворяет уровень своих потребностей в игре).
Возможность творческого освоения деятельности, достижения в ней высоких результатов базируется на становлении позиции субъекта.
Проблема освоения ребенком позиции субъекта сюжетной творческой игры до недавнего времени была практически не исследована. Впервые о ней заговорила в своей книге Солнцева О. В., «Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей», 2010 г., издательство “Речь”
Сюжетная игра рассматривается в книге как деятельность, основанная на воображении и фантазии, импровизации. Поэтому автор стремится избежать готовых конспектов игр, которые противоречат природе данной деятельности, и показать педагогу вариативные пути развития игровых сюжетов, раскрыть способы построения игровых сюжетов.
Главная идея издания – сохранение природы игры как деятельности увлекательной, радостной и веселой, исключающей принуждение и обязательность.
Цель педагогических воздействий – формирование субъективной позиции ребенка в игре.
«Субъект» – носитель активности.
Проявление ребенком позиции субъекта в игре заключается:
в самостоятельном выстраивании игрового замысла;
поиске способов их реализации в процессе построения сюжета;
использование коммуникативных умений в общении, направленных на согласование и реализацию замыслов,
создание эмоционально – положительного фона игры (Солнцева О. В.)
Этапы педагогической технологии.
I этап. Обогащение опыта сюжетно-ролевой игры за счет взаимодействия с детьми в позиции «соигрока» («партнера»).
11 этап. Включение детей в проблемно-игровые ситуации на основе взаимодействия педагога в позиции «помощника».
III этап. Создание условий для самостоятельного применения освоенных игровых умений в сюжетно-ролевой игре («наблюдатель»).
Автором представлена педагогическая диагностика, направленная на изучение особенностей развития субъектной позиции ребенка в игровой деятельности, с диагностическими картами для оформления педагогом результатов диагностики. Раскрывается современное содержание игровой деятельности детей, и приводятся способы педагогического сопровождения ребенка в игровой деятельности. Данные аспекты ранее не рассматривались в таком ключе в пособиях для педагогов ДОУ.
Для уточнения данных наблюдения могут быть использованы специальные диагностические ситуации, прописанные в книге на каждый возраст и виды игр.
Например, диагностическая ситуация 1. Изучается способность ребенка к смене роли по ходу игры. Воспитатель принимает на себя дополнительные роли, подключаясь к уже начатой игре ребенка. Разыгрывает вместе с ребенком ситуацию. Затем предлагает новую сюжетную ситуацию: «Давай, как будто нас остановил милиционер, проверить права», «Давай, как будто я — милиционер, проверяю права». Воспитатель обозначает новую игровую ситуацию, свою новую роль. Воспитатель «как милиционер» разворачивает ролевой диалог, возвращается к роли пассажира. Затем меняет роль — становится водителем соседней машины, разворачивает диалог.
Уровни освоения сюжетно-ролевой игры детьми по возрастам так же приводятся в книге.
Например, объем знаний детей для оптимального уровня (2,5—3 балла) освоения детьми сюжетно-ролевой игры характерно разнообразие сюжетов. Ребенок стремится развивать игровой сюжет за счет смены игровой роли. Называет роль до начала игры, обозначает свою новую роль по ходу игры. Проявляет самостоятельность в выборе и использовании предметов- заместителей, стремится к использованию изобразительных игровых действий, появляется речевое игровое замещение. Ребенок называет свои игровые действия, с интересом включается в ролевой диалог со сверстниками, может вести ролевой диалог с игрушкой-партнером. Он выдвигает игровые замыслы, проявляет инициативу в развитии игрового сюжета или в создании интересных (выразительных) образов игровых персонажей. Инициативен в придумывании игровых событий, про- являет творчество. Обозначает часть сюжета речью — «Как будто мы уже.». Проявляет творчество в создании игровой обстановки. Доброжелателен в общении с партнерами по игре.
Достаточный уровень (2—2,5 балла)
Недостаточный уровень(1,5-2 балла)
Низкий уровень (1 — 1,5 балла)
Алгоритм взаимодействия воспитателя и детей в сюжетно-ролевой игре, в режиссерской игре, рассматриваются игры-этюды
,
Задачи педагогического взаимодействия
Содержание педагогического взаимодействия
Обогащение содержания сюжетно-ролевой игры; развитие эмоционального отношения к людям.
Чтение детской художественной и познавательной литературы. Беседы по содержанию прочитанного, рисование, «словесное рисование» представителей разных профессий. Наблюдение за деятельностью и отношениями людей
Создание банка идей для организации игры.
Сотворчество воспитателя и детей: придумывание ситуаций взаимодействия между людьми, событий; соединение реальных и фантастических персонажей в одном сюжете.
Фиксирование придуманных ситуаций, событий при помощи рисунков, пиктографического письма, записывания воспитателем под диктовку детей и пр.
Создание предметно-игровой среды в соответствии с банком идей
Детское коллекционирование.
Сотворчество воспитателя и детей в продуктивной и художественной деятельности
Организация совместной сюжетно-ролевой игры воспитателя и детей (в микро-группах) Педагогическая поддержка детей в сюжетно-ролевой игре на основе выполнения воспитателем одной из ролевых позиций
Организация самостоятельной сюжетно-ролевой игры детей
Наблюдение за самостоятельными играми детей: воспитатель оказывает педагогическую поддержку только тогда, когда возникают трудности в согласовании замыслов или конфликтные ситуации, осуществляет определение задач развития игры на перспективу
Предусмотрены технологии индивидуального сопровождения с недостаточным низким уровнем освоения сюжетно-ролевых игр;
Дальнейшее усложнение задач:
ПРИМЕРНЫЙ ОБЪЕМ ЗНАНИЙ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ТЕМАМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР С ДАЛЬНЕЙШИМ УСЛОЖНЕНИЕМ
Младшая группа
«ШОФЕР» / автобус, трамвай, троллейбус – правила уличного движения/. Ведёт машину осторожно, чтобы не наехать на людей. На машинах возят кукол. Машины заправляют бензином, ведут на стройку. Папа – шофёр, работает на грузовой машине, наливает бензин в машину, моет её, ставит в гараж. Такси возит людей. Шофёр вежлив, осторожен, аккуратно возит людей.
Средняя группа
«ШОФЕР» Шофер берет машину, заправляет бензином, едет по заданию/ указано в путевке/. По мосту через Волгу едут пожарные, грузовые, молочные, легковые машины. Осторожно ведут машину, чтобы не сбить людей. Пожарные машины тушат пожар, пожарники спасают людей. Машины заправляют бензином и ставят в гараж.
«АВТОБУС» водитель ведет машину, кондуктор продает билеты. Люди едут на работу, в гости и т. д. Автобус едет по городу, перевозит людей, куда им надо.Например: в лес за цветами.
Старшая группа
«ШОФЕР» Шофер берет машину из гаража, получает задание у диспетчера, выполняет его.Правила уличного движения: грузовые, легковые, пожарные машины едут по дороге, пешеходы идут по тротуару. На красный свет светофора все люди стоят. Движение разрешается на зеленый свет.
«САМОЛЕТ» ведет командир экипажа, пилоты. Перевозят людей из одного города в другой. Можно летать в другую страну
Подготовительная группа
Уточняются правила пешеходного движения и транспорта. Милиционер – регулировщик следит за порядком на дороге. По тротуару ходят спокойно, не играют на мостовой, переходить улицу надо со взрослыми в установленных местах и т. д.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
Игра «Магазин» Покупатель
Продавец-консультант
Продавец Менеджер
Администратор
Уборщица
Обогащение содержания сюжетно – творческих (ролевых) игр происходит за счет введения нетипичных ролей, причем новые роли всегда первым обыгрывает воспитатель (педагог).
Технология Солнцевой
ИГРЫ – ЭТЮДЫ
Игры-этюды представляют собой небольшие сценки, отражающие какие-либо события. Они дают толчок к развитию детского воображения за счет создания образов разных животных, людей и неодушевленных предметов. В играх-этюдах дети встают в позицию актера, представляя героя и действуя от его имени.Задачи работы:
1) развитие умения создавать выразительный образ, опираясь на внешние особенности объекта, выражать разные эмоциональные состояния;
2) развитие способности детей к перевоплощению на основе проживания ситуации вместе с изображаемым героем.
ИГРЫ – ЭТЮДЫ состоят из серии игр,таких как:
1. Показ противоположных действий, ощущений.
«Представь и покажи.».
2. Серия игр. «Представь, что ты.» и т. д.
РЕЖИСсЕРСКИЕ ИГРЫ (ИГРА – ПРИДУМЫВАНИЕ, ИГРА – ФАНТАЗИРОВАНИЕ)
Режиссерская игра — это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их.
С психологической точки зрения режиссерская игра представляет собой «воображение в действии» (Е. Е. Кравцова).
Этапы работы над сказкой (игра – фантазирование, игра-придумывание).
Вспоминание известной сказки;
Частичное преобразование сказки;
Придумывание новой сказки;
Развертывание нового сюжета с разными ролями ;
Придумывание историй на основе реалистичных событий.
Хотелось бы рекомендовать, чтобы эта книга была у каждого педагога дошкольного учреждения в его методической копилке, как «настольная».
Автор: Проскурня Е. В.
воспитатель МБДОУ Детский сад № 8, г. о. Красноуральск, Свердловская область
Источник