Согласно теории психическое развитие ребенка есть результат

Согласно теории психическое развитие ребенка есть результат thumbnail

ЗАДАНИЕ N 1

Количественный аспект развития, характеризующий такие изменения, как приращение высоты тела или увеличение запаса слов, определяется понятием …

Роста

созревания

научения

социализации

ЗАДАНИЕ N 2

Выявление причин, факторов и условий, повлекших за собой наступившие изменения в поведении и переживании, предполагает функция …

Описания

объяснения

прогноза

коррекции

ЗАДАНИЕ N 3

Согласно теории _________, психическое развитие ребенка есть результат взаимодействия внутренних данных и внешних условий.

Конвергенции двух факторов

эволюционного развития

трех ступеней детского развития

культурно-исторического развития

ЗАДАНИЕ N 4

В психологии к понятию ________ обращаются в тех случаях, когда под развитием понимают зависящие от созревания качественные изменения.

Дифференциации

роста

наследственности

научения

ЗАДАНИЕ N 5

Наиболее короткая временная дистанция, охватывающая возрастной период, в течение которого протекают краткосрочные психические процессы, называется …

Микрогенезом

филогенезом

онтогенезом

антропогенезом

ЗАДАНИЕ N 6

Внешний показатель развития и его количественная характеристика понимается как …

Рост

созревание

совершенствование

универсальное изменение

ЗАДАНИЕ N 7

Согласно Л. С. Выготскому, источником психического развития является …

Социальная среда

межличностное общение

наследственность

влечение и инстинкт

ЗАДАНИЕ N 8

Индивидуальное развитие, или временная дистанция длиной в человеческую жизнь, называется …

Онтогенезом

филогенезом

микрогенезом

социогенезом

ЗАДАНИЕ N 9

Согласно Л. Монтада, задачей психологии развития на практике, предполагающей ответ на вопрос «что будет, если?», является …

Прогноз развития и изменчивости личности

ориентация в жизненном пути

определение условий развития и изменения

объяснение целей развития и коррекции

ЗАДАНИЕ N 10

Ю. Н. Карандашев предлагает делить все теории развития на два больших класса: _____________ и научные.

Обыденные

житейские

квазинаучные

обыкновенные

ЗАДАНИЕ N 11

Медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, согласно учению Л. С. Выготского, происходит в ________ периодах.

Стабильных

критических

необратимых

последовательных

ЗАДАНИЕ N 12

Психология развития в качестве предмета изучает …

Закономерные изменения человека во времени и связанные с этим факты и явления психической жизни

происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль генотипа и среды в их формировании

объективные и субъективные факторы, психологические механизмы и закономерности достижения человеком вершин в своей деятельности

биологические предпосылки зарождения человеческого сознания

ЗАДАНИЕ N 13

Общий процесс влияния социокультурных факторов на развитие в смысле врастания человека в окружающее общество и культуру описывают понятием …

Социализации

дифференциации

импринтинга

адаптации

Тема 32 : Закономерности и механизмы психического развития

ЗАДАНИЕ N 1

Идея о том, что в развитии поведения ребенка следует различать две сплетенные линии – естественное «созревание» и культурное совершенствование – принадлежит …

Л. С. Выготскому

Н. А. Бернштейну

В. Штерну

Ж. Пиаже

ЗАДАНИЕ N 2

Развитие интеллектуальных структур лежит в основе периодизации …

Ж. Пиаже

Э. Эриксона

С. Холла

А. Гезелла

ЗАДАНИЕ N 3

Такая закономерность развития, как _________ , проявляется в том, что каждая психическая функция имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада.

Неравномерность

гетерохронность

неустойчивость

дивергентность

ЗАДАНИЕ N 4

Цель любой периодизации – обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга ________ своеобразные периоды.

Качественно

количественно

природно

биологически

ЗАДАНИЕ N 5

По мнению А. Н. Леонтьева и Д. Б. Эльконина, основой психического развития является смена …

Ведущей деятельности

социальной ситуации развития

новообразований

критических периодов

ЗАДАНИЕ N 6

Согласно взглядам Л. С. Выготского, к группе периодизаций, созданных по аналогии со ступенчатообразным построением других процессов развития, относится периодизация …

С. Холла

В. Штерна

З. Фрейда

Ж. Пиаже

ЗАДАНИЕ N 7

Процессы соматического развития, социального развития и развития сознательного Я положены в основание развития в периодизации …

Э. Эриксона

З. Фрейда

А. Н. Леонтьева

Д. Б. Эльконина

ЗАДАНИЕ N 8

Согласно Л. С. Выготскому, к группе периодизаций, связанных с выделением существенных особенностей самого развития, относится периодизация …

А. Гезелла

В. Штерна

С. Холла

Ж. Пиаже

ЗАДАНИЕ N 9

Автором работы «Проблема возраста», в которой предпринята попытка систематизации существующих периодизаций развития, является …

Л. С. Выготский

А. Н. Леонтьев

Д. Б. Эльконин

В. И. Слободчиков

ЗАДАНИЕ N 10

Цель любой периодизации – обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга _________ периоды.

Качественно своеобразные

количественно своеобразные

возрастно своеобразные

наследственно своеобразные

ЗАДАНИЕ N 11

В своей периодизации В. И. Слободчиков опирается на идею о становлении в психическом развитии __________ (или внутреннего мира), как особого личностного образования.

Субъективности

индивидуальности

интеллекта

потребностей

ЗАДАНИЕ N 12

Закон чередования, периодичности разных типов деятельности на каждом этапе психического развития был открыт …

Д. Б. Элькониным

С. Л. Выготским

А. Гезеллом

В. Штерном

Тема 33 : Психическое развитие в разные возрастные периоды

ЗАДАНИЕ N 1

Деятельность, которая обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии развитии, называется …

Ведущей

основной

учебной

доминирующей

ЗАДАНИЕ N 2

Тема: Психическое развитие в разные возрастные периоды

В периодизации Э. Эриксона центральной стадией на взрослом этапе жизненного пути человека, которую характеризуют производительность или застой, является стадия …

Зрелости

молодости

отрочества

старости

ЗАДАНИЕ N 3

Тема: Психическое развитие в разные возрастные периоды

По мнению Л. С. Выготского, качественные изменения детской личности характеризуют ______________ возраст.

Критический

стабильный

переходный

нестабильный

ЗАДАНИЕ N 4

Тема: Психическое развитие в разные возрастные периоды

М. И. Лисина предложила выделять три группы мотивов общения у детей: познавательные, ____________ и личностные.

Деловые

игровые

учебные

социальные

ЗАДАНИЕ N 5

Тема: Психическое развитие в разные возрастные периоды

Общение со своими сверстниками – ведущий тип деятельности в ________ возрасте.

Подростковом

младшем школьном

раннем юношеском

дошкольном

ЗАДАНИЕ N 6

Тема: Психическое развитие в разные возрастные периоды

В основу периодизации Э. Эриксона положены три процесса: соматическое развитие, ________ развитие и развитие сознательного Я.

Социальное

психическое

эмоциональное

когнитивное

ЗАДАНИЕ N 7

Э. Шпрангер разработал культурно-историческую концепцию подросткового возраста, считая его возрастом …

Врастания в культуру

когнитивного развития

преобразования социализации

становления идентичности

ЗАДАНИЕ N 8

С. Холл считал, что _________ стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества.

Подростковая

юношеская

младенческая

детская

ЗАДАНИЕ N 9

Согласно концепции А. Валлона, кризис 3-х лет, возникновение чувства Я, самостоятельность в действиях и желание быть в центре внимания характеризуют стадию …

Персонализма

эмоциональности

различения

полового созревания

ЗАДАНИЕ N 10

Манипулятивная деятельность, свойственная раннему младенческому возрасту, в раннем детстве сменяется _________ деятельностью.

Предметной

игровой

учебной

профессиональной

ЗАДАНИЕ N 11

К моменту рождения ребенка в наибольшей мере складывается система ________ рефлексов.

Пищевых

приспособительных

защитных

атавистических

ЗАДАНИЕ N 12

По мнению Л. И. Божович, кризис 6–7 лет связан с появлением _________ ребенка как нового, стержневого для его личности системного образования.

Внутренней позиции

автономной речи

уровня притязаний

произвольности поведения

ЗАДАНИЕ N 13

По Д. Б. Эльконину, кризисы 3 и 11 лет – это кризисы …

Отношений

мировоззрения

смыслов

умений

ЗАДАНИЕ N 14

«Комплекс оживления» включает в себя три компонента: улыбку, вокализацию и ________ реакции.

Двигательные

пищевые

сенсорные

защитные



Источник

В начале XX в. было накоплено уже достаточно фактов о влиянии наследственности на развитие ребенка. С другой стороны, был получен большой массив данных, свидетельствующих о том, что и средовые условия тоже оказывают соответствующие воздействия. В. Штерн [102] попытался преодолеть односторонность прежних теорий и сформулировал теорию двух факторов. Согласно этой теории, психическое развитие ребенка есть результат конвергенции внутренних данных — наследственности и внешних условий среды. Определение, данное Штерном, было преобразовано в выражение, широко используемое как сторонниками, так и противниками теории двух факторов — «развитие определяется Х-единицами наследственности и Y-единицами среды». Вся детская психология первой половины XX в. пыталась разгадать смысл этой математической формулы: чему равен X и чему равен Y? Анна Анастази, один из ведущих специалистов в области тестологии (психодиагностики), писала [3], что любое поведение основывается одновременно и на наследственном, и на средовом факторах. Следовательно, задача состоит в том, чтобы определить пропорциональный вклад наследственных и средовых факторов в наблюдаемые индивидуальные различия поведения ребенка.

Рассмотрим основные положения теории В. Штерна с помощью метафоры. Зерно, брошенное в почву, прорастает. Что это будет пшеница, рожь, гречиха, другое растение — предопределено наследственностью. Но если это зерно попадет в неблагоприятные условия — засуху, заморозки, — оно не реализует свой потенциал и не прорастет. Наследственность определяет, что произрастет, в соответствии с планом развития, а среда создает условия для реализации этого плана. Штерн сформулировал четыре основных положения, раскрывающих вклад наследственности и среды в психическое развитие ребенка. Из этих положений следует, что ведущую роль играет фактор наследственности, а среда выступает как лакмусовая бумажка, проявляющая свойства среды.

Положение первое: В. Штерн постулировал существование двух врожденных наследственно предопределенных целей, предполагающих наличие потребности и удовлетворяющего ее механизма. Первая цель — стремление к самосохранению. Вторая — стремление к саморазвитию, включая физический рост и духовное созревание. Психическое развитие определяется двумя указанными тенденциями. Тенденция к саморазвитию обусловливает развитие и возникновение новых, более адаптивных и совершенных способностей, а тенденция к самосохранению стабилизирует достижения развития.

Положение второе: определяет закономерности развития способностей. Говоря о способностях, В. Штерн считал необходимым различать задатки и свойства. Задатки однозначно определены наследственностью, задавая верхний предел или «потолок» развития способностей человека. Способности почти всегда заключаются в задатках, которые есть потенциал развития, «указания на будущее», открывающие известный простор, в пределах которого действуют воспитание и окружающая среда. Свойства — это есть реализованные способности, которые приобрели благодаря самосохранению известную прочность. Среда может «проявить» или затормозить развитие задатков. Если нет благоприятных условий, то задатки остаются в скрытом, латентном виде, не проявляются. Однако достигнуть большего, чем заключено в задатках, невозможно ни при каком воспитании. Тем не менее, исследователь допускал, что даже при неблагоприятной среде «талант себе всегда пробьет дорогу». Как только мы сталкиваемся с благоприятными условиями, наши таланты «расцветают», и, наоборот, отсутствие задатков фатально предопределяет низкий уровень развития способностей. Такой вывод предполагает возможность изначальной дифференциации детей в образовательной системе в зависимости от задатков, что, безусловно, наносит ущерб их психическому развитию и вступает в противоречие с Конвенцией о правах ребенка.

Положение третье: касается темпа развития. Темп психического развития также определяется наследственностью и не может быть сколько-нибудь существенно изменен средой и воспитанием. Однако пренебрежение воспитанием может, по словам В. Штерна, значительно замедлить темп развития, приведя к тому, что не будет достигнут верхний предел развития способностей, определенный задатками.

Положение четвертое: состоит в том, что последовательность и содержание стадий развития определены наследственностью. Так, в дошкольном возрасте, «возрасте игры и сказки», от трех до семи лет, независимо от исторической эпохи и культуры ребенок очень восприимчив к сказке и игре. Штерн считал, что возникновение игры обусловлено наследственно созреванием двух инстинктов, двух способностей — способности к фантазии, воображению, и инстинктом игры. По мере созревания инстинктивных способностей все дети начинают играть. Другое дело — во что они играют, вот это определяется средой. В частности, все девочки играют в «дочки-матери», в семью. Но какой будет семья в игре — полной или неполной; будут ли братья и сестры; какими будут родители: строгими, авторитарными, склонными к наказаниям, или ласковыми, заботливыми, всепрощающими, — все это определяется средой. Таким образом, мы видим, что в концепции В. Штерна ведущую роль играет фактор наследственности, а среда лишь проявляет задатки как потенциальные возможности развития.

Особые ожидания в отношении теории двух факторов были связаны с созданием нового — близнецового метода. Он основан на сравнении развития близнецов с идентичной (монозиготные) и различающейся (дизиготные) наследственностью, воспитывающихся в одинаковых и различных (разлученные близнецы) средовых условиях. Сторонники теории двух факторов надеялись с помощью близнецового метода количественно оценить вклад каждого из факторов в развитие психологических свойств и способностей личности. ‘ В дальнейшем метод был распространен на изучение сходства в – развитии испытуемых, различающихся по степени родства: детей и родителей, братьев, дядей и племянников и пр. Близнецовый метод основан на сравнительном изучении показателей психического развития родственных пар на разных этапах онтогенеза с целью выявления вклада наследственности и вклада среды в психическое развитие. Предполагалось, что высокая корреляция между показателями психического развития пары свидетельствует о роли наследственности, низкая — о роли среды. Проведенные дорогостоящие и трудоемкие близнецовые исследования, например Миннесотское исследование 1979г., где сравнивалось сто пар близнецов, обнаружили значительную вариативность полученных данных. Было показано, что нет фактов, которые позволили бы полностью объяснить развитие взаимодействием двух факторов — наследственностью и средой. Необходимо учитывать и другие, скрытые от исследователя переменные. А. Гезелл, являющийся, по оценке Л. С. Выготского, представителем эволюционного нативизма, писал, что развитие не есть простая функция, полностью определяемая X-единицами наследственности и Y-единицами среды. За пределами самых элементарных поведенческих реакций поведение не поддается разложению на эти составляющие. По мнению А. Гезелла, необходимо искать причины развития в самом процессе, поскольку развитие представляет собой непрерывный, самообусловливаемый процесс, а не «марионетку, управляемую дерганием двух ниточек» [31]. Вывод разочаровывающий. Было потрачено столько сил, времени, энергии, но фактов, позволяющих чётко указать вклад наследственности и среды, — найти не удалось. Вместе с тем попытки количественно оценить роль наследственности в развитии до сих пор сохраняют актуальность. Примером служит хорошо известный вывод А. Дженсена о том, что интеллект ребенка на 80% определяется наследственностью и только на 20% — средой.

Итак, близнецовый метод обнаружил необходимость расширения круга детерминант, определяющих закономерности психического развития ребенка. Второй вывод состоял в том, что влияние среды не является прямым, а опосредованно активной действенной позицией самого ребенка. Это положение может быть проиллюстрировано примером феномена близнецовой ситуации, хорошо описанной в работах Р. Заззо, французского исследователя, представителя генетической школы психологии. Заззо удалось показать, что близнецы образуют устойчивую диаду, которая характеризуется ограниченностью контактов с социальным окружением. Кроме того, в рамках этой диады происходит распределение функций, ролей, позиций, что и приводит к формированию индивидуальных различий. Обычно два близнеца ограниченно общаются со сверстниками и меньше с родителями. Поэтому близнецы позже начинают говорить, поскольку не могут быть друг для друга моделью, источником речевого опыта.

Вторая особенность в том, что они образуют команду, в которой структурированы позиции и распределена ответственность, поэтому в близнецовой группе происходит жесткое закрепление функций. Близнецовая ситуация показывает, что именно позиция, активность ребенка, а не наследственность и не среда определяет индивидуальные различия между детьми. Известно, что в большинстве случаев близнецы очень сильно различаются по своим личностным особенностям. Более того, часто они как бы дополняют друг друга. Например, один активен, с лидерскими наклонностями, бойкий, а второй предпочитает находиться в тени первого, обнаруживает большую зависимость и склонность к подчинению. Отношения, складывающиеся между близнецами, а не наследственность или среда определяют особенности их развития. Плюс к этому конкуренция близнецов за внимание и ласку родителей. Возникающая ситуация рождает различия в их взаимоотношениях. С одной стороны, каждый стремится к самоутверждению, а с другой — к сотрудничеству с близнецом как партнером. Вариантами могут стать соперничество, подчинение, равноправие. Даже на примере этих вариантов видно, что благодаря деятельности и общению близнецов создаются условия, приводящие к существенным различиям как личностных особенностей, так и умственного развития. Это еще раз подчеркивает важную роль активной деятельностной позиции самого субъекта развития.

Необходимо также уточнить понятие «наследственность». В теории двух факторов наследственность понимается как биологический, органический фактор. Однако не учитывается, что наследственность человека социально детерминирована и представляет собой продукт исторического развития. Наследственное, генетическое нельзя противопоставлять социальному. Функции генотипа в психическом развитии включают типизацию как формирование общевидовых свойств, так и индивидуализацию как формирование индивидуальных различий. Хроногенетика определяет закономерности развертывания генетической программы во времени. Само влияние наследственности опосредовано средовыми условиями и общением со взрослым.

Таким образом, можно сделать вывод, что все попытки свести закономерности развития к взаимодействию среды и наследственности потерпели фиаско. Возникла проблема определения значения активности и общения ребенка со взрослым. Решение этой проблемы было дано в рамках культурно-исторического подхода, развиваемого в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца.

Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка

Лекция 4. Проблема психического развития ребенка в факторном подходе

4.1. Общая характеристика

4.2. Теории нативизма

4.3. Теории эмпиризма. Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме

4.4. Теория конвергенции двух факторов

Вопрос. Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития

Источник