Содержательных условий для развития ребенка

Создание условий для всестороннего развития детей в группе детского сада в соответствии с требованиями ФГОС

«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира» (Е.И.Тихеева).

Педагоги, психологи утверждают, что на развитие ребёнка оказывают влияние: наследственность, среда и воспитание.

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

Важной задачей ДОО при введении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую активность и наиболее полно реализовать себя.

Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова) .

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:

  1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
  2. доступность среды, что предполагает:

— доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

— свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Таким образом, организация предметно — пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Педагогам важно правильно подойти к вопросу создания предметно-пространственной среды в группе. Внимательно наблюдая за каждым ребенком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство своей группы.

Важно при формировании предметно-пространственной среды учитывать следующие принципы её построения, рекомендованные ФГОС:

— принцип дистанции позиции при взаимодействии;

— принцип активности самостоятельности, творчества;

— принцип стабильности – динамичности развивающей среды;

— принцип комплексирования и гибкого зонирования;

-принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды);

— принцип открытости и закрытости (природе, культуре, Я — образ);

— гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами;

— принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.

Педагогам ДОУ важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. При этом показателем развития ребёнка являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность самостоятельно: поставить перед собой цель, оборудовать своё рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиваться задуманного результата, проявляя при этом положительные культурно-этические качества в общении с взрослыми и сверстниками.

Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагогов.

Психология дошкольника такова, что всё должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности, а педагог внимательно наблюдает, делает выводы и организовывает для детей развивающее пространство.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы- магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам — детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами.  А так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно- развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды:

Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно — развивающих «зон»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми. Для этого все предметные действия детей и их пространственно-временные «переживания» обязательно сопровождаются речевым комментарием (например: «Я залезаю под стол, я лезу на стул и т. п.). Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:

— показ предмета и его называние;

— показ действий с предметами и их называние;

-предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

  1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
  1. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
  2. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
  3. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
  4. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
  5. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально — потребностной сферы.
  6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
  7. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
  8. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОО, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Литература:

  1. Киреева, Л.Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л.Г. Киреева // Учитель. – 2009. – С. 143.
  2. Кирьянова, Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р.А. Кирьянова// Детство-Пресс. – 2010. – С. 5-12.
  3. Марецкая, Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального. Художественного и творческого развития дошкольника / Н.И. Марецкая// Детство-Пресс. – 2010. – С. 13-40.
  4. Нищева, Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н.В. Нищева// Детство-Пресс. – 2010. – С. 128.
  5. Петровская, В.А. Построение развивающей среды в ДОУ / В.А. Петровская // Москва. – 2010.
  6. Полякова, М.Н. Организация развивающей среды в возрастных группах детского сада / М.Н. Полякова // Детство-Пресс. – 2010. – С. 41-62.
  7. Ясвин, В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин // Москва. – 2000.

Источник

Ульяна Борисова
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами в средней группе детей.

1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр. ; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.

3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.

4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.

6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.

7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка природного, социально-бытового или культурно-эстетического характера. Это условия существования человека, его жизненное пространство.

Среда может приобретать специально проектируемую направленность, и в этом случае о ней говорят как о важном факторе формирования личности — образовательной среде.

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.

Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) в Детском саду обеспечивает реализацию основной образовательной программы.

Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

При проектировании РППС педагогический коллектив учитывает особенности своего учреждения, условия, в которых осуществляется воспитательно-образовательная деятельность, социокультурные, экономические и другие условия, требования педагогических технологий, возможности и потребности участников образовательных отношений.

РППС – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями Детского сада, прилегающими и другими территориями, предназначенными для реализации Программы, материалами, оборудованием, и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

В соответствии с ФГОС ДО возможны разные варианты создания РППС при условии учета целей и принципов Программы, возрастной и гендерной специфики для реализации основной образовательной программы.

В соответствии со Стандартом РППС детского сада должна обеспечивать и гарантировать:

– охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, в том числе с учетом специфики информационной социализации и рисков Интернет-ресурсов, проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам и потребностям, формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе;

– максимальную реализацию образовательного потенциала пространства детского сада, группы и прилегающих территорий, приспособленных для реализации образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития;

– построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;

– создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;

– открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;

– построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

– создание равных условий, максимально способствующих реализации образовательной программы для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.

Кроме того, РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции. Среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Предметно-пространственная среда дошкольного учреждения должна обеспечиватьвозможность реализации разных видов детской активности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, конструирования, восприятия произведений словесного, музыкального и изобразительного творчества, продуктивной деятельности и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

При проектировании пространства внутренних помещений, прилегающих территорий, предназначенных для реализации Программы, наполнении их мебелью, средствами обучения, материалами и другими компонентами необходимо руководствоваться следующими принципами формирования среды.

Развивающаясреда выстраивается на следующих принципах:

– насыщенность среды, предусматривает оснащенность средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем;

– трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т. п.).

– полифункциональность предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;

– вариативность среды предполагает, наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;

– доступность среды предполагает, доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования;

– безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования;

– учета полоролевой специфики – обеспечение предметно-развивающей среды как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков;

– учета национально-культурных особенностей края.

Реализация вышеперечисленных принципов организации среды развития самостоятельной деятельности детей обеспечивает ребенку возможность комфортно чувствовать себя в помещении детского сада и благоприятно воздействует на всестороннее развитие дошкольника, как в совместной со сверстниками, так и в самостоятельной деятельности.

Помещение группы разделено на так называемые «уголки» (небольшие субпространства, в каждом из которых находится достаточное количество различных игр, игрушек, материалов для исследования и игры, общения. Материалы в «уголках» дети могут использовать, проявляя нестандартный и творческий подход. Воспитатели внимательно подходят к отбору материалов для каждого уголка,которые:

• отражают реальный мир;

• побуждают к дальнейшим исследованиям, творчеству, конструктивному общению;

• соответствуют интересам и уровню развития детей группы;

обеспечивают их дальнейшее развитие;

• имеются в достаточном количестве;

• доступны и привлекательны;

• систематизированы.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, обеспечивает благоприятную эмоциональную обстановку. А педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение «уголков» меняется в соответствии с психолого-педагогическими задачами комплексно тематического плана организации процесса образования детей, их индивидуальными интересами и потребностями.

Так же материалы «уголков» заменяют по мере того, как дети приобретают новые навыки, знания, как появляются новые интересы.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в группах

Образовательная область Виды детской деятельности Наполняемость «уголков» с учетом интеграции образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие Игровая

Познавательно-исследовательская

Коммуникативная

Конструирование из разных материалов

Трудовая

Чтение (восприятие) художественной литературы и фольклора

Игровые уголки

• Оборудование;

• Атрибуты для игр (кукольная, больница, строительная, музыкальная, книжная, национальная, рисования, автодром, природы, дежурства, уголок настольных игр).

• Игрушки;

• Материалы для изготовления игрушек (ленточки, фантики, глиняные пластилины, бусы, нитка с иголкой, пряжи, фетры, фоамираны, пуговицы, пластиковые материалы).

• Предметы-заместители (военные игрушки из дерева, машины, кубики разного размера).

Уголок природы

• Природные материалы подобраны по программе в соответствии с возрастной группой;

• Тематические альбомы («Осенние дары»– фотоальбом, «Байанай»-фотоколлаж, «Моя мама»-фотоальбом).

• Природный материал для конструирования (орехи, сухие листья, ветки, перья, камешки, ягоды).

• Фартуки (колпаки, перчатки).

• Набор для экспериментирования (банки, мелкие предметы из разных материалов, земля, песок, камни, градусники и т. д.);

• природные (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы дерева, крупа и т. п.);

•неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельченный пенопласт.

Уголок дежурных

• Эстетично оформленный стенд с кармашками.

• Форма для дежурства (фартуки, колпачки, косынки);

• Инвентарь для хозяйственно-бытового труда (тряпочки, тазики, щетки);.

Уголок книги

• Тематические альбомы, папки, открытки, иллюстрации;

• Книги, энциклопедии для соответствующего возраста;

• Сюжетные и предметные картинки по тематике.

• Книги русских народных, якутских сказок.

Юбилейные авторы писатели (П. Тобуроков, С. Данилов, Амма-Даайыс)

Уголок творчества

• Наборы конструкторов, строителя, лего, деревянные строительные кубики разных размеров, конструктор «Клоун».

• Схемы различных построек, моделей, фотографий.

Уголок дидактических игр

• Настольно-печатные игры (домино, лото, «бгэлэр оонньуулара», пазл-«Паровоз», «Собери кружки»)

• Дидактические игры (картотека дидактических, подвижных игр, лабиринт, кнопочные, напольные мозаики, набор «Сортировщик», логическая игра «Пчелка», детская развивающая мозаика, деревянные пазлы, домино, шнуровки, пирамидки, губчатые мозаики, шашки, сонор,электронные игры: «Сыыьа ойуулар», «Домик для цифр», «Логика»;

Речевое развитие Коммуникативная

Игровая

Чтение (восприятие) художественной литературы и фольклора

Двигательная

(развитие мелкой моторики) Уголок театральной деятельности

• Вешалка или сундучок для «нарядов»;

• Маски;

• Наборы разных видов театра (фланелеграф, настольный театр, сказочные герои из фетра.);

• Ширма.

Уголок книги

• Тематические альбомы, папки, открытки, иллюстрации;

• Книги для соответствующего возраста;

• Сюжетные и предметные картинки по развитию речи.

• Книги русских народных, якутских сказок.

Юбилейные авторы писатели (П. Тобуроков, С. Данилов, Амма-Даайыс)

Физкультурный уголок

• Мячи разного диаметра и вида (мягкие, резиновые, массажные).

• Беговая дорожка

• Ребристая дорожка

• Ковер «Следы»

• Скакалки, обручи, кегли.

Уголок дидактических игр

• Пазлы;

• Мозаики;

• Шнуровки;

• Настольно-печатные игры.

Художественно – эстетическое развитие Изобразительная

Коммуникативная

Игровая

Чтение (восприятие) художественной литературы и фольклора

Музыкальная

Конструирование

из разных материалов

Уголок творчества

• Карандаши (цветные, простые, мелки;

• Краски (акварельные, гуашевые краски). Кисти. Баночки для воды, Палитра для смешивания красок.

• Бумага разных форматов или альбом для каждого ребенка.

• Раскраски нескольких видов;

• Трафареты, лекала, фигурные силуэты.

• Цветная бумага разной фактуры;

• Ножницы, фигурные ножницы;

• Клей карандаш, ПВА.

• Пластилин (глина, доски для лепки, стеки, тряпочки;

• Альбомы с иллюстрациями;

• Портреты художников;

• Репродукции картин. Образцы народного творчества.

Уголок природы

• Природный материал для конструирования;

• Тематические альбомы, книги.

Музыкальный уголок

• Песенник

• Иллюстрации инструментов;

• Музыкальные инструменты (барабан, бубны, колокольчики, молоточки и т. д);

• Диски, флешки со сказками.

• Шумовые инструменты из бросового материала.

• Музыкально-дидактические игры. (Свисток,якутские иструменты: копыто, шумовая рога, хлопушки, маракасы из бросового материала, барабаны, палочка шумовая).

Уголок театральной деятельности

• Вешалка или сундучок для «нарядов»;

• Атрибуты.

• Наборы разных видов театра (фланелеграф, настольный театр, сказочные герои из фетра);

• Ширма.

Физическое развитие Двигательная Физкультурный уголок

• Сенсорные дорожки для закаливания;

• Мячи разного диаметра и вида (мягкие, резиновые, массажные);

• Скакалки;

• Ленточки, флажки, кубики и т. д. для выполнения общеразвивающих упражнений;

• Кегли, обручи;

• Стойки и палки для подлезания, перешагивания;

• Тренажеры; беговая дорожка.

• Иллюстрации на спортивную тематику.

Источник