Содержание зоны ближайшего развития ребенка

Алёна Рыбалко
Консультация «Зона ближайшего развития ребенка»

Зона ближайшего развития ребенка.

Зона ближайшего развития (ЗБР) – уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, в ходе совместной с ним деятельности, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. Понятие «зона ближайшего развития» было впервые открыто Л. С. Выготским в начале 1930-х годов.

Чтобы определить зону ближайшего развития необходимо знать зону актуального развития.

Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых.Дети растут очень быстро: то, что сегодня требовало помощи, завтра будет выполняться самостоятельно. В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще не уверенно и ему требуется помощь. Те задачи, которые дети делают сегодня с помощью взрослого – завтра будут делать сами, и это уже станет актуальным развитием. Иными словами, когда умение переходит в зону актуального развития, оно открывает для малыша новые возможности, поскольку освоенные действия являются опорой для дальнейшего развития. И наоборот, каждое действие, для которого ребенку приходится напрягаться умственно или физически, подстегивает его развитие. И это очень важно понимать! Именно здесь происходит таинство развития.

Как пишет Л. С. Выготский, «зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития.

Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день.

Зона ближайшего развития, логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта. Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития; после формирования он становится формой актуального развития субъекта. Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. «Обучение только тогда хорошо, – писал Л. С. Выготский, – когда оно идет впереди развития». Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития», – писал Л. С. Выготский.

Этим отличается обучение ребёнка, целью которого является его всестороннее развитие, от обучения специализированным, техническим умениям, как писание на пишущей машинке, езда на велосипеде, которые не обнаруживают никакого существенного влияния на развитие.

Поэтому обучение оказывается наиболее плодотворным только тогда, когда оно совершается в пределах периода, определяемого зоной ближайшего развития. Этот период называют многие современные педагоги, как Фортуин, Монтессори и др., сензитивным периодом.

По мнению Л. С. Выготского, в сотрудничестве ребенок способен сделать намного больше, чем самостоятельно. Сотрудничество – это один из параметров социального окружения, который является источником развития в онтогенезе. Сотрудничество может приобретать и форму подражания, но подражание возможно только потому, что лежит в «зоне ближайшего развития» ребенка. Подражание делает возможным «культурное развитие ребенка», формирование у него высших психических функций.

Введение феномена «зона ближайшего развития»позволило педагогике выработать стратегическое направление в процессе организации обучения: развивает только то обучение, которое ориентировано на «зону ближайшего развития» данного ребенка. Обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться, опираясь при этом на достигнутый уровень развития.

Одно из них связано с включением понятия ЗБР в диагностику психического развития. Основным методологическим принципом, на котором должна основываться диагностика, включающая ЗБР, является специальным образом организованное сотрудничество ребенка со взрослым и сверстником. Традиционно способом определения ЗБР является использование дозированной помощи при решении ребенком тестовой задачи. Взрослый оказывает помощь ребенку при возникновении у него трудностей. «Количество» и качество помощи – показатель ЗБР. Тот ребенок, который с минимальной помощью взрослого решает задачу, имеет наибольшую ЗБР (Иванова, 1976). По мнению автора анализа, метод дозированной помощи связан с более глубокой диагностикой актуального развития, изучением механизмов, которые обеспечивают решение интеллектуальных задач. Этот метод показывает, что актуальный уровень развития также не гомогенен, он имеет определенную внутреннюю структуру. Помощь взрослого выступает как инструмент изучения этой индивидуальной, или возрастной, структуры.

Помощь взрослого ребенкуможно подразделить на несколько этапов:

первая «доза» – подсказать, как сделать;

вторая – показать наглядный пример на такой же картинке (тренажере, как сделать, или же показать промежуточный вариант выполнения;

третья – показать на картинке ребенка, в случае с письмом – водить рукой ребенка, т. е. показать способ действия.

Вместе с тем концепция зоны ближайшего развития подвергается критике со стороны ряда ученых (Э. Эриксон и др., которые отмечают, что одна из опасностей, непосредственно связанная с зоной ближайшего развития в трактовке Л. С. Выготского, заключается в том, «… что нельзя пытаться подтолкнуть ребенка вперед до того, как у него разовьются способности, соответствующие той стадии развития, на которой он находится в данный момент. Это особенно важно с точки зрения эпигенетического принципа, сформулированного Э. Эриксоном. Как показано в работах самого Э. Эриксона и его последователей, игнорирование актуальных потребностей развитияприводит к серьезным личностным деформациям и, более того, психическим расстройствам. Как демонстрирует это практика, чрезвычайно «модные» сегодня попытки родителей «развивать» своих детей дошкольного возрастапосредством обучения их счету и письму, иностранным языкам, музыке и т. п. зачастую нередко не только наносят ущерб физическому и психическому здоровью, но и редко снижают мотивацию ребенка к обучению по достижении им дошкольного возраста.

Тем не менее, сама по себе идея зоны ближайшего развития является, бесспорно плодотворной, о чем свидетельствует и интерес, проявленный к ней не только у нас в стране, но и за рубежом. Основная идея этой теории направлена на наиболее адекватную оценку перспектив развития ребенка и его способностей.

В статье «Проблема возраста» он расширил это понятие и использовал его для характеристики индивидуальных различий детей, показал связь зоны ближайшего развития и сенситивных периодов развития, подчеркивая, что обучение более эффективно, если осуществляется в период созревания психических функций.

Я предлагаю рассмотреть это понятие на примере 10ти месячного малыша. Итак, наш малыш умеет замечательно ползать и можно сказать, что он достиг в этом умении совершенства. Значит, ползание является для малыша зоной активного развития – умение уже достигнуто и не представляет собой для малыша никакой сложности. Само по себе ползание уже практически ничего не дает для развития ребенка, но при этом оно – важнейшее опорное средство для дальнейшего развития множества иных навыков. Ребенок подползает к маме и встает на ножки. Он хочет идти, но пока не получается. И мама, слегка поддерживая малыша, помогает ему шагать. Ходьба, в данном случае, – умение, которое ребенок только осваивает. Она то и находится в зоне его ближайшего развития. То есть навык скоро появится, но пока еще ходьба доступна только с помощью. Далее малыш пополз к своим игрушкам и взял, скажем, небольшую пирамидку. Сам стряхнул кольца, но одеть их в правильном порядке самостоятельно пока не может. Мама протягивает малышу нужные колечки и – пирамидка собрана. Собирание пирамидки – это тоже зона ближайшего развития, скоро это действие станет доступным и без помощи. А вот стряхивание колечек – это уже действие вполне освоенное и являющееся опорой для дальнейшего развития. Каждое действие, для выполнения которого ребенку приходится напрягаться умственно или физически подстегивает его развитие. Однако, необходимо помнить, что польза от такого развития будет лишь тогда, когда новые навыки опираются на уже достигнутые. Резкое форсирование развития вещь неуместная, поскольку слишком часто приводит не к развитию психических функций, а к комплексам неполноценности, к детскому «перегоранию».

Особенно актуально понятие зоны ближайшего развития для тех детей-дошкольников, чьи родители всерьез увлечены методиками раннего развития. Ориентация в зоне ближайшего развития ребенка позволяет родителям одновременно находится на полшага впереди своего малыша и на полшага позади.

Позади – для того, чтобы следовать интересам ребенка, не навязывая ему собственных представлений о том, что ему должно быть интересно. А впереди – чтобы гибко подстроиться под индивидуальный темп ребенка, чтобы создавать должную мотивацию (без нее будет банальное натаскивание, а также необходимую для развития навыка среду.

Подрастая, малыш одновременно осваивает огромное количество самых разных умений – и катание на велосипеде, и рисование, и счет, и речь, и так далее. И у каждого из этих умений своя зона ближайшего развития. У некоторых умений она очень обширная – ребенок с ходу ловит движение или некое знание. А следом за ним образуются все новые и новые навыки.

Обычно, в таком случае говорят о наличии способностей. Но практически у каждого ребенка есть такие умения, которые ему даются очень непросто и порой требуется существенная помощь взрослого для их освоения. В этом случае зона будет не слишком большой и необходимы дополнительные усилия для того, чтобы максимально возможно расширить ее. К счастью, зона ближайшего развития подвижна – в процессе занятий она постоянно расширяется, приобретается новый опыт, а на основе него ребенок все более и более совершенствуется. Главное – заметить, что именно в этом месте у малыша возникают проблемы и помочь ему преодолеть их.

У постоянного нахождения внутри зоны ближайшего развития ребенка есть и еще одно очень важное свойство. Определение зоны невозможно без теснейшего общения и сотрудничества со своим ребенком. А общение с взрослым и со сверстниками, в том числе и опосредованно, через игру – мощнейший развивающий стимул. И тут хотелось бы напомнить, что любые методики раннего развития нужны лишь для примерного направления. В результате живого общения с ребенком вы обнаружите, что создали вашу собственную методику – такую, какая нужна вашему конкретному малышу исходя из его интересов. Надо лишь пристально посмотреть на него – у каждого ребенка всегда есть то, от чего можно оттолкнутся. Это как раз и будет та область, где у малыша зона ближайшего развития наиболее обширна. Продолжая постепенно расширять ее, добавляя новые знания порой буквально по крупинкам, поощряя ребенка к собственным выводам в один прекрасный день вы поймете, что ваш труд оказался не напрасным. Но пожалуйста, никогда не забывайте, что главное, это ваша дружба с ребенком и ваше взаимное уважение. Лишь в этом случае вам удастся помочь ребенку вырасти гармоничным и счастливым человеком.

Развитие и обучение ребенка должно идти вслед за его внутренней потребностью и возможностью к восприятию в данный момент. Ребенку нужно предлагать то, что он, во-первых, легко усвоит в данный период, что ему будет естественно усваивать, а во-вторых, давать ему то, в чем он нуждается в данный момент, что обеспечивает прочный базис для дальнейшего развития.

Таким образом, с точки зрения Л. С. Выготского, может быть получено лишь представление об актуальном уровне развития ребенка, но никак не о его способности к усвоению нового материала. Для того, чтобы оценить потенциал развития, необходимо оценить «разрыв» между результатами самостоятельной деятельности ребенка и тем, что он может достичь при помощи взрослых.

Эту идею Л. С. Выготский иллюстрировал результатами эксперимента, в рамках которого двум мальчикам предлагалось выполнить стандартный тест интеллекта для 8-летних детей (что соответствовало их реальному возрасту). После того, как каждый из них успешно справился с заданием, им предлагалось при помощи экспериментатора решить более сложные задачи. На этом этапе один из испытуемых показал результат, соответствующий уровню развития 9-летнего ребенка, в то время как другой — 12-летнего. По мнению Л. С. Выготского, это является доказательством различного потенциала к обучению у двух данных детей, а выявленная таким образом «дистанция между уровнем фактического (актуального) развития, определяемым по результатам самостоятельного выполнения заданий, и уровнем потенциального развития, определяемым по результатам выполнения заданий под руководством взрослого или в сотрудничестве с более способными сверстниками»2 и является зоной ближайшего развития.

В качестве эмпирического подтверждения теории зоны ближайшего развития Л. С. Выготский приводил и результаты некоторых зарубежных исследований. Так, например, в работе «Умственное развитие детей в процессе обучения»он пишет: «Американская исследовательница Мак-Карти показала в отношении дошкольного возраста, что если ребенка от 3 до 5 лет подвергнуть исследованию, то у него окажется группа функций, которую ребенок уже имеет, но есть и другая группа функций, которой ребенок самостоятельно не владеет, но владеет под руководством, в коллективе, в сотрудничестве. Оказывается, что эта вторая группа функций в возрасте от 5 до 7 лет находится в основном на уровне актуального развития. Этим исследованием показано, что то, что ребенок умеет в 3—5 лет делать только под руководством, в сотрудничестве и коллективно, тот же самый ребенок от 5 до 7 лет умеет делать самостоятельно.»

Источник

Автор

Елена Евгеньевна Кравцова, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических основ развивающего дошкольного образования Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, ушла из жизни 28 марта.

«Она была внучкой и достойной продолжательницей Льва Семёновича Выготского. Поэтому для нас она останется вечно в психологическом иконостасе», – поделился воспоминаниями о ней профессор, доктор психологических наук Юрий Петрович Зинченко

Добрыми словами вспоминает Елену Евгеньевну и психолог, публицист Александр Григорьевич Асмолов«Судьба мне подарила встречу с Леной Выготской  почти 50 лет тому назад. Она всю жизнь оставалась неповторимо красивой и непокорной! И безудержно талантливой».

Редакция «Психологической газеты» выражает соболезнования родным и близким Елены Евгеньевны и предлагает вспомнить её выступление «Культурно-историческая психология. Зона ближайшего развития»:

«Мне кажется, что в основе многих проблем с обучением и развитием стоит именно понятие «зоны ближайшего развития», которое, без преувеличения, не только в нашей стране, но и во всем мире является некой визитной карточкой культурно-исторической психологии или, как сейчас с легкой руки Даниила Борисовича Эльконина её стали называть, неклассической психологии.

В 1935 году вышла маленькая брошюрка Льва Семёновича Выготского «Обучение и умственное развитие». Наибольшее распространение получила статья «Обучение и умственное развитие в школьном возрасте». Там Выготским и было введено понятие «зона ближайшего развития». Рассуждая о стратегии развития обучения, Выготский говорил, что у ребёнка есть актуальное развитие – то, что ребёнок представляет из себя на сегодняшний день, и есть некоторые задания, которые ребёнок не может сделать сам, но может сделать с помощью извне. Это, по мнению Выготского, и есть зона ближайшего развития.

При этом Лев Семёнович добавляет: «То, что ребёнок сегодня может делать с помощью, завтра он умеет делать самостоятельно».

Когда мы начинаем смотреть, что с этой идеей произошло, оказывается, что ситуация не настолько благостная, как при её цитировании. Во-первых, в достаточно большом количестве исследований понятие «зона ближайшего развития» стало использоваться только по отношению к интеллектуальному развитию. И когда маме говорят, что у ребёнка проблемы с зоной ближайшего развития, это значит, что ребёнок глупый.

ОБУЧЕНИЕОлеся Радиславовна Калачникова10–24 апреля 2020ВебинарВЕБИНАР: Авторская программа обучения скорочтению детей и подростков6 800 руб.УЧАСТВОВАТЬ

Во-вторых, оказалось, что очень важно, что зона ближайшего развития связана с обучением – не зря это понятие вводится в статье, которая посвящена проблемам обучения. 

В-третьих, каким образом можно исследовать зону ближайшего развития? С помощью подсказок: не может ребёнок сам сделать, мы ему подскажем, сможет с подсказкой – значит, это зона ближайшего развития, не сможет – значит, нет. Но здесь существует две довольно значимые проблемы. Первая проблема связана с тем, что один и тот же ребёнок с одной подсказкой не решает задачу, а с другой – начинает решать. Или для одного ребёнка подсказка такого рода оказывается более адекватной, и какое-то содержание оказывается внутри его зоны ближайшего развития, а другая подсказка оказывается более сложной. А для его сверстников наоборот. Вторая проблема: с легкой руки Леонида Владимировича Занкова, Даниила Борисовича Эльконина и Василия Васильевича Давыдова был сделан вывод, что можно строить программы, ориентированные на зону ближайшего развития. Программы получили широкое название «развивающее обучение». 

Но, если мы посмотрим, с одной стороны, на практику, а с другой стороны, на теорию, то тут оказывается, что есть довольно много значимых противоречий. Противоречие первое: Выготский, когда вводит понятие «зона ближайшего развития», говорит о ней как об индивидуальном показателе. В своей работе он рассматривает двух мальчиков с одинаковым уровнем актуального развития, дальше он предлагает им разные задания и показывает, что они отличаются не по актуальному развитию, а по зоне ближайшего развития. Каким же образом можно строить программы, ориентированные на зону ближайшего развития? 

Второе противоречие: Выготский пишет, что зона ближайшего развития так же, как и актуальное развитие, уже сложилась у человека. И если, например, мы берём человека с небольшой зоной ближайшего развития и пытаемся ему помочь, чтоб с помощью извне эта зона ближайшего развития превратилась в актуальное развитие. И даже если он способен решить завтра эту задачу самостоятельно, то в зону его ближайшего развития всё равно ничего не приходит: она как была маленькая, такой и осталась. И оказывается, что это понятие нуждается в осмыслении и переосмыслении.

Как можно померить зону ближайшего развития, какова её структура? Если рассмотреть зону ближайшего развития в контексте культурно-исторической теории, то нельзя забывать, что Выготский писал, что основной источник развития – это общение. Это не подсказки, это разные позиции общения – независимая позиция, позиция «на равных», позиция «под», позиция «над» и позиция «пра-мы».

Эти позиции и ситуация общения регламентируют помощь. И здесь, в отличие от подсказок, помощь можно хорошо дозировать. Одна учительница географии рассказывает, что у нее есть задумчивый ученик, который не может какие-то вещи вспомнить, и она независимо от него начинает напевать мелодию или смотреть в определённую книжку, вроде даже не вступая с ним в контакт, и он догадывается, о чём идёт речь, и решает ту задачу, вспоминает, что раньше вспомнить не мог. Это минимальная помощь, которая может быть оказана человеку в зоне его ближайшего развития. При этом очень любопытно, что эта помощь на независимой позиции наиболее близка актуальному развитию. И если мы говорим, что какое-то содержание может актуализироваться на независимой позиции, это значит, что это содержание, которое выполняется с помощью извне, завтра станет содержанием ребёнка. 

Рисуночный тест Силвер Диагностика когнитивной и эмоциональной сфер личности 12500 руб ПОДРОБНЕЕ

Есть следующая позиция «на равных», когда ты решаешь – я решаю, ты рисуешь – я рисую. Здесь помощи уже значительно больше, потому что есть возможность подражания, которая, по Выготскому, является основой обучения. Такая помощь оказывается более действенной, а содержание в зоне ближайшего развития оказывается дальше от актуального развития.

Есть позиция «пра-мы», когда появляется единый субъект. Если вы видели уроки хороших учителей, они говорят: «Что у нас с тобой не получается? Давай, мы с тобой ещё раз прочтём условия задачи». Это максимальная помощь. Это означает, что, во-первых, то содержание, о котором мы говорим, находится на границе зоны ближайшего развития, а во-вторых, ни про какое «завтра» говорить невозможно. И когда учителя начинают очень сильно сердиться: «Как же! Мы же это проходили! Мы же это повторяли!», они забывают, что зона ближайшего развития оказывается на разных возможностях и это «завтра» тоже может принимать самые разные сроки.

Надо сказать, что Выготский был филологом, поэтому, логично было бы предположить, что есть не только зона ближайшего развития, но и зона потенциального развития, я её предпочитаю называть «зона дальнего развития». Это некоторый фундамент, вещи, которые потом, при определенных условиях и усилиях становятся содержанием зоны ближайшего развития. Например, у детей после трёх лет по возрастным закономерностям должно возникнуть воображение как центральное новообразование дошкольного периода развития, но у одних оно становится основой игры, а у других – основой страхов и фобий. 

Откуда берётся зона дальнего развития? Зона дальнего развития берётся из среды. На Руси всегда были династии, они связывались и объяснялись не семейственностью, а тем, что с малых лет ребёнок слышит разговоры, видит примеры работы родителей. И когда он потом посвящает себя этой профессии, то оказывается, что у него зона дальнего развития, тот самый сензитивный период (период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения) оказывается значительно больше и лучше, чем у детей, у которых такого опыта нет. Ещё один пример: ребёнок, с которым много общаются вербально, раньше понимает смысл слов и раньше начинает говорить. Ребёнок, родители которого пишут друг другу письма или хотя бы записки, раньше становится психологически готовым к овладению письменной речью. 

Среда, которая обеспечивает зону дальнего развития как некоторую психологическую готовность. И всё? Ничего подобного! Только среды недостаточно, нужно волевое усилие. Когда-то я была совершенно потрясена ребёнком, который, зная уже английский язык, очень заинтересовался немецкими мультфильмами и, бесконечно смотря их, выучил немецкий язык. Можно ведь было найти перевод, сказать, что раз ничего не понятно, но это не интересно. Но он раз за разом просматривал мультфильмы, чтобы понять.

В этом смысле волевое усилие очень часто превращает психологическую готовность в личное достояние зоны ближайшего развития.

Если говорить о связи с обучением, здесь очень важно заметить два момента. Первый: зона ближайшего развития есть у всех, она характеризует не только ребёнка. Если мы придерживаемся концепции Выготского, то для того, чтобы развивался ребёнок, должны развиваться учителя. Второй момент: обучение – это некоторое общение и сотрудничество. Педагогика сотрудничества, по мнению Выготского, является непременным, главным условием для развития. В противном случае – нет ни обучения, ни развития. По культурно-исторической теории, нет неразвивающего обучения: если это обучение, то оно развивающее. Или это не обучение, а тренировка, дрессировка, натаскивание…».

Источник