Содержание педагогики составлял комплексный подход к развитию ребенка

Понятие и сущность комплексного подхода в педагогике

Определение 1

Комплексный подход (в педагогике) – это принцип организации и проектирования продуктивного функционирования педагогических процессов и систем.

Комплексный подход в педагогике, впервые был описан в 70-е годы ХХ века.

Сущность комплексного подхода заключается в том, что он касается проектировании всех сторон и аспектов воспитательно-образовательной деятельности, а также оказывает влияние на различные факторы воспитания и образования.

По своей природе комплексный подход очень близок к системному. В первую очередь это связано с тем, что он также требует от организатора соблюдать взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов и процессов педагогической системы.

К компонентам педагогической системы относятся образовательные организации района, города, области и т.д. Процессами педагогической системы являются её цели, задачи, принцип, содержание, средства, методы и формы.

При организации педагогического процесса в рамках комплексного подхода важно выделить системообразующие компоненты и ведущие звенья. Это необходимо для того, чтобы комплекс был органичен, а взаимосвязь между всеми элементами и компонентами была менее автономной, чем вся система.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Замечание 1

Комплексный подход в педагогике выражается в четком установлении зависимостей и связей между процессами воспитания и обучения, между всеми сторонами учебной и воспитательной деятельности, а также в устранении возможных противоречий и придании всему педагогическому процессу единой целевой направленности.

Понимание комплексного подхода в педагогике с методологической точки

Комплексный подход в педагогике, с точки зрения методологии, основан на понимании жизни общества, сущности теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения.

Понимание комплексного подхода в педагогике с методологической точки, возможно только на основании таких фундаментальных категорий и понятий как:

  1. Философия общественного бытия – представляется собой общественное сознание и духовную жизнь людей. Именно на основании общественных идей и потребностей необходимо планировать и реализовывать педагогический процесс. Это объясняется тем, что общественные идеи обладают обширными мобилизирующими силами развития человека.
  2. Взаимосвязь и взаимодействие окружающих предметов и явлений – является одной из основ комплексного подхода, представляет собой одну из основных черт метода диалектики. Позволяет рассматривать природу и общество не как отдельные системы, а как органичную взаимосвязь, основанную на взаимной обусловленности.
  3. Выделение и анализ существенного и несущественного отношения и связей в педагогическом процессе – позволяет выделить из всего многообразия воспитательно-образовательных задач именно те, которые в данный момент являются важными, и на их основании выстроить весь педагогический комплекс.
  4. Индивидуальное и общественное сознание, их диалектическое единство, взаимосвязь разных форм общественного сознания – все это лежит в основе комплексной системы воспитания и обучения подрастающего поколения.

Замечание 2

Таким образом, комплексный подход с точки зрения методологии понимается как подход, возникший из потребностей общества, в результате интеграции всех факторов и условий, имеющих прямое и косвенное отношение к процессу целостного и всестороннего формирования личности.

Характеристика комплексного подхода в педагогике

Комплексный поход в педагогике выполняет ряд следующих функций:

  1. Осуществляет ориентирование процесса организации системы воспитания целостной личности и ее отдельных качеств.
  2. Всестороннее развитие личности, как результат комплексного решения воспитательно-образовательных задач.
  3. Гармоничное развитие личности посредством взаимосвязи и единства всех направлений современной системы воспитания, их определенного соподчинения и соотношения.
  4. Эффективность организованного воспитательного процесса, через одновременное решение нескольких воспитательных задач, что оказывает положительное влияние на повышение его результативности.

Замечание 3

Таким образом, выполняемые комплексным подходом функции направлены на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и повышение его результативности.

В настоящее время современные педагогические технологии реализуются через основные функции комплексного подхода посредством:

  1. Оказание воздействия на чувства, сознание и поведение детей.
  2. Органическое сочетание процессов воспитания, обучения и развития.
  3. Осуществление единства координации воспитательных усилий и возможностей всех социальных объединений и институтов, занимающихся вопросами воспитания и обучения детей (семья, детский сад, школа, органы правопорядка и т.д.).
  4. Применение системы конкретных воспитательных мер, направленных на одновременное решение комплекса задач физического, интеллектуального, нравственного, патриотического, экологического и эстетического воспитания в рамках единого воспитательно-образовательного процесса.
  5. Системный подход к воспитательно-образовательному процессу – представляет собой последовательность и соподчиненность всех элементов воспитания, их взаимовлияние и взаимосвязи.
  6. Учет внутренних и внешних факторов, способствующих или препятствующих получению ожидаемых результатов воспитательно-образовательной работы.

Ведущими причинами и факторами, оказывающими влияние на воспитательно-образовательный процесс, в рамках комплексного подхода являются:

  • установленный и сложившийся образ жизни ребенка, который может оказать влияние на формирование конкретных личностных качеств;
  • национальные и этнические особенности, которые могут отличаться в зависимости от региона проживания;
  • разнообразные средства пропаганды и СМИ;
  • уровень жизни семьи, в которой воспитывается ребенок;
  • уровень развития коллектива и условия его жизни;
  • нормы взаимоотношений, которые установлены в первичных коллектива и позиция ребенка в данных взаимоотношениях.
Читайте также:  Развитие ребенка происходит под влиянием

Источник

Комплексный  подход к организации деятельности  в дошкольном образовательном учреждении.

Система дошкольного образования призвана быть сегодня гибкой, многомодельной, отвечающей социальным запросам родителей и, кроме того стать одним из факторов, повышающим качество дошкольного образования.         Перед каждым участником образовательного процесса в дошкольном учреждении стоит задача пересмотра содержания работы, поиска новых путей развития дошкольника.

Рассматривая дошкольное учреждение как целостную, динамическую систему,   оптимальное ее жизнеобеспечение возможно лишь при умении руководителя  планировать, организовывать, контролировать, регулировать, согласовывать и координировать работу всех участников образовательного  процесса .

        Комплексный  подход к организации деятельности  предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса — педагогов, детей, родителей и социума,  что способствует повышению  качества предоставляемых населению образовательных услуг, делает их более разнообразными.

Для успешного осуществления   комплексного подхода  к  организации деятельности в ДОУ  необходимо соблюдение  следующих условий:

– определение и постановка целей образовательной деятельности  дошкольного  учреждения;

– применение содержания  педагогического воздействия;

– обеспечение согласованной и скоординированной работы всех участников образовательного процесса.

 Определение, постановка целей  и содержание педагогического воздействия предполагает  обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования  деятельности дошкольного образовательного учреждения, отраженного в следующих      документах:

  1. программе развития;
  2. основной общеобразовательной программе;
  3.  годовом плане работы учреждения.

Для осуществления комплексного подхода необходимо вовлечь участников образовательного процесса в :

– разработку;

– обсуждение;

– применение и реализацию выше обозначенных документов, которые являются для Учреждения необходимыми, стратегическими и актуальными.

Создание в ДОУ основополагающих документов

Совместные действия

Ожидаемый результат

Разработка основных документов

– создание творческих групп;

-проведение анкетирования, опросов;

– вовлечение в прогностическую деятельность

Обсуждение

-родительские собрания;

-дискуссионные клубы;

-переговорные  площадки

-ознакомление участников образовательного процесса с перспективами развития Учреждения

Принятие

-заседания Совета Учреждения;

-заседания Педагогического совета;

– проведение общего собрания коллектива

-определение стратегии развития Учреждения

Реализация

– проведение совместных мероприятий;

-планирование деятельности

-выявление оптимальных путей, методов и средств педагогического воздействия

Актуализация комплексного подхода в современных условиях способствует пониманию организации деятельности  как целостного явления  и позволяет охватить все стороны  развития  дошкольного образовательного учреждения,  выявить оптимальные пути, методы и средства педагогического воздействия на субъекты  образовательного процесса.

 Взаимодействие субъектов образовательного процесса становится важнейшим средством повышения качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

В основе системы взаимодействия дошкольных  учреждений  с субъектами образовательного процесса лежат принципы  сотрудничества и партнерства.

Развитие социальных связей дошкольных  образовательных  учреждений  с культурными  центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.

         Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка.

Локальные акты, являющиеся неотъемлемой частью Устава дошкольного образовательного учреждения, определяют уровень взаимоотношений всех субъектов образовательного процесса и регулируются Договором между ними.

Система организации совместной деятельности дошкольных образовательных учреждений с социальными партнерами может осуществляться через следующие мероприятия:

  • составление плана совместной работы;
  •  информирование родителей  и социальных партнеров о проводимых мероприятиях;
  •  активное участие родителей и социальных партнеров в мероприятиях
  •  проведение встреч с социальными партнерами, направленных на выявление проблем  и перспектив развития дошкольного образовательного учреждения в совместной деятельности учреждений

Для повышения профессиональной компетентности педагогического персонала детского сада по проблемам взаимодействия с социумом необходимо организовывать разнообразные формы и методы работы: семинары-практикумы, “круглые столы”, заседания в педагогическом клубе, деловые игры, устные журналы и др.

Изменение содержания, усложнение функций современного дошкольного образовательного учреждения и условий деятельности влекут за собой значительные изменения организационного аспекта управления, определяют потребность в поиске нового содержания, форм и методов организационно-педагогической деятельности.

 В настоящее время каждое дошкольное образовательное учреждение разрабатывает и реализует  основную  общеобразовательную  программу.

Читайте также:  Внутренняя позиция и развитие психики ребенка

Содержание, которой  обеспечивает комплексный подход к образовательному процессу, соответствует принципу  интеграции и включает все основные направления развития детей.

Однако практические работники,  реализующие  основную общеобразовательную программу дошкольного образования, испытывают затруднения, а именно:

  • в проектировании и планировании образовательного процесса в соответствии с комплексно-тематическим принципом и принципом интеграции образовательных областей,
  • в планировании и реализации образовательных задач в процессе организации режима пребывания детей в дошкольном учреждении, в самостоятельной деятельности дошкольников, а также через  взаимодействие с семьями воспитанников.

Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и эффективного управления им, современный руководитель должен учесть тенденции социальных преобразований в обществе, запросы родителей, интересы детей и профессиональные возможности педагогов.

Таким образом дошкольное учреждение по своей форме, содержанию и структуре является сложной образовательной системой и руководство им должно осуществляться на основе комплексного подхода.

Управлять дошкольным учреждением – это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив (а через него на образовательный процесс) для достижения максимальных результатов в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Источник

ГЛАВА 1.     ФИЛОСОФСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

            ВОПРОСЫ ИНТЕГРАЦИИ ПРОЦЕССА

              ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ

И РАЗВИТИЯ У НИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ

              ПРЕДСТАВЛЕНИЙ……………………………………………………………….. 5

1.1. Общая характеристика комплексного подхода к воспитанию

и обучению детей дошкольного возраста………………………………….. 5

1.2. Возрастные особенности детей дошкольного возраста

и современные требования к развитию математических

представлений у дошкольников……………………………………………….. 6

1.3. Возможности комплексного подхода в ознакомлении

    дошкольников с природой и развитии у них математических

    представлений…………………………………………………………………………. 9

 ГЛАВА 2. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В РЕШЕНИИ

ДИДАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ И ПО

МАТЕМАТИКЕ……………………………………………………………………… 12

2.1. Конспекты комплексных занятий по ознакомлению детей с

    природой окружающего мира и развитию математических

    представлений…………………………………………………………………………. 12

2.2. Анализ дидактических задач по ознакомлению дошкольников с

природой окружающего мира с точки зрения возможности

подключения решения дидактических задач по математике………  29

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ

ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСНОГО РЕШЕНИЯ

ДИДАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ

ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ И ПО РАЗВИТИЮ

У НИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ………….. 35

3.1. Констатирующий этап эксперимента………………………………………… 35

3.2. Формирующий этап эксперимента……………………………………………. 37

3.3. Контрольный этап эксперимента и анализ полученных

    результатов……………………………………………………………………………… 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………….. 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………… 42

ВВЕДЕНИЕ

Коренные преобразования всех сфер жизни общества потребовали настоятельной необходимости глубокого переосмысливания сложившейся системы воспитания и образования подрастающего поколения. Всесторонне развитие личности, максимальная реализация способностей каждого – главная ее цель.

Математические понятия выражают сложные отношения и формы действительного мира, но, прежде всего, количественные отношения и пространственные формы. Абстрактность объектов математики с одной стороны, и конкретность, наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников с другой, создают объективные трудности в отборе содержания знаний, методов и способов их представления для первоначального обучения.

Психологические и педагогические исследования свидетельствуют о больших потенциальных возможностях и резервах развития детского мышления, которое должно эффективно использоваться в обучении детей математике в дошкольном возрасте.

Наиболее перспективным путем обновления содержания дошкольного образования, по мнению многих исследователей, является комплексный подход к обучению и воспитанию.

Необходимость осуществления комплексного подхода к воспитанию нашло определенное развитие в теории и практике отечественной педагогики. Так, в последнее время в теории педагогики комплексный подход к воспитанию получил обоснование как один из ведущих принципов воспитания. Это отражено в трудах И. А. Липского, С. А. Веретенниковой, С. В. Кишко, Д. И. Воробьевой, Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр и др.

Актуальность проблемы применения комплексного подхода к решению дидактических задач по ознакомлению дошкольников с природой и по развитию элементарных математических представлений в обучении и воспитании дошкольников обусловила выбор темы курсового исследования «Ознакомление дошкольников с природой как средство развития математических представлений» и определила следующие задачи:

1. Раскрыть понятие «комплексный подход» с точки зрения философии, и психологии; определить сущность комплексного подхода в педагогике.

2. Определить, какие дидактические задачи по формированию элементарных математических представлений возможно решать в комплексе с дидактическими задачами по ознакомлению дошкольников с природой.

3. Дополнить конспекты занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой окружающего мира математическим содержанием.

4. Проверить эффективность разработанных комплексных занятий на практике.

Цель исследования – разработать конспекты комплексных занятий по ознакомлению дошкольников с природой и развитию у них математических представлений и апробировать на практике эффективность комплексных занятий.

Читайте также:  Как составить индивидуальный план развития ребенка

Гипотеза – развитие математических представлений у старших дошкольников будет эффективно при использовании комплексного подхода при решении дидактических задач по ознакомлению детей с природой и по математике.

Объект исследования – процесс ознакомления дошкольников с природой и развития у них элементарных математических представлений.

Предмет исследования – комплексный подход к решению дидактических задач по ознакомлению дошкольников с природой и развитию у них математических представлений.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, беседа, наблюдение, педагогический эксперимент, статистическая обработка данных.

ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИНТЕГРАЦИИ ПРОЦЕССА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ И РАЗВИТИЯ У НИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Общая характеристика комплексного подхода к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста немыслимы без осуществления в педагогическом процессе комплексного подхода. Прежде всего, определим, что означает само понятие «комплексный подход».

Буквально слово «комплекс» (от лат. complexus – связь, сочетание) означает совокупность предметов, явлений или свойств, образующих одно целое.

Теперь рассмотрим, как толкуется это понятие в психологии, философии и педагогике.

Комплекс в психологии – «определенное объединение отдельных психических процессов в одно целое» или «группа разнородных психических элементов, связанных единым аффектом» [1, с.112].

Философское положение о целостном подходе к изучаемому явлению, о всесторонности его изучения через установление взаимозависимостей и взаимосвязей отдельных составляющих его частей, сторон, о том, что в каждом отдельном имманентно присутствует особенность, сущность общего и, наоборот, – каждое отдельное, органически сплетаясь в общее, одновременно и приобретает сущностные свойства общего, и обогащает его качественно своими характеристиками, – это диалектическое положение и составляет методологическую основу целостного, т.е. комплексного подхода к воспитанию, к проблеме всестороннего развития личности в процессе воспитания и обучения [2, с.14].

Комплексная система обучения – способ построения содержания образования и организации процесса обучения на основе единого связующего стержня (например, области детских интересов и склонностей, знакомства с определённым кругом жизненных явлений, изучения родного края, выполнения практических заданий) [3, с.654].

Комплексный подход к педагогическим объектам позволяет выделить в научном знании о них такой вариативный элемент знания, как педагогический комплекс. Комплексный подход предполагает управляемое объединение разнородных (в отличие от системного подхода) элементов педагогических объектов, процессов, деятельности и т.п.

«Комплексный подход «заставляет» функционировать воспитательную систему в целом, как органическое единство взаимосвязанных компонентов, – считает И. А. Липский. – В противном случае самая хорошая по своему замыслу система будет действовать «по частям», не обеспечивая в итоге тех самых воспитательных задач, ради которых она создавалась» [4, с.147].

Методологические следствия применения в педагогике комплексного подхода широки и разнообразны. Исследовательские программы в педагогике также носят комплексный характер, а практическая педагогическая деятельность требует учета всех связей и взаимовлияний социума, взаимодействия социальной среды и человека. Далее, в педагогической практике наиболее эффективными являются те модели, которые изначально конструировались как комплексные. Кроме того, именно комплексный подход в педагогике обусловил жизнеспособность межведомственных, межорганизационных педагогических институтов, возникновение, развитие и функционирование которых в современных условиях превратилось в устойчивую тенденцию педагогической практики, в объективное требование к развитию социума. И, наконец, комплексный подход в педагогике обусловливает взаимосвязь ее трех различных качественных состояний (комплексов): педагогика как сфера практической деятельности; педагогика как научная дисциплина; педагогика как образовательный комплекс.

Таким образом, под комплексом понимается совокупность составных частей какого-то явления или процесса, которые взаимно дополняют, обогащают и обеспечивают его цельное качественное существование или функционирование.

В основе понятия комплексного подхода к воспитанию заключено положение о диалектическом единстве единичного и общего, части и целого, выражена всеобщая связь явлений и их целостность.

Комплексный подход – истинно научный подход познания такого многосложного феномена, каким является воспитание. Он применим и эффективно срабатывает при рассмотрении явлений, объектов действительности, отношений, деятельности и т.д. всех систем и уровней. В этом смысле комплексный подход срабатывает как всеобщее требование, как закон. При рассмотрении комплексного подхода к воспитанию, он приобретает ранг основополагающего принципа, отражающего главные, сущностные стороны воспитательного процесса, обуславливающего конечный результат – всестороннее гармоническое развитие личности.

Источник