Содержание индивидуальной коррекционной программы развития ребенка
Ирина Щепетинникова
Методические рекомендации «Особенности содержания индивидуальной коррекционно-развивающей программы»
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку с ОВЗ в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.
Примерное содержание индивидуальной адаптационной программы, основные направления и формы работы:
1. Пути поддержки и коррекции выявленных проблем:
o нормализация эмоционального поведения: создание атмосферы безопасности;
o стимулирование положительных эмоций; актуализация эмоционального общения с воспитателями;
o знакомство с обстановкой группы;
o знакомство с воспитателями, работающими в группе;
o вовлечение ребенка в самую простую и доступную игру, в игровую ситуацию с участием других воспитанников в целях нормализации эмоционального поведения и развития коммуникативных возможностей;
o установление доверительных отношений со взрослыми.
2. Укрепление нервной системы:
o Наблюдение у психоневролога, консультации педагога-психолога -2 раза в год;
o Совместный контроль и постоянное наблюдение педагога-психолога, врача и воспитателя за состоянием, изменениями настроения в период медикаментозного лечения;
o Релаксационные методы: аутогенная тренировка, обучение навыкам самоконтроля;
o Осуществление комплексного подхода в укреплении нервной системы: контроль учебной нагрузки, медикаментозного лечения, реализация релаксационных методов и единого педагогического подхода;
o Оздоровительный психофизический тренинг -1 мес.
3. Укрепление эмоционально – личностной сферы:
o Оздоровительный психофизический тренинг -1 мес. ;
o Диагностика эмоционально- личностной сферы – 2раза в год;
o Овладение навыками самоконтроля;
o Система групповых и индивидуальных занятий.
4. Развитие познавательной сферы:
o Индивидуальные коррекционно – развивающие занятия -когнитивные тренировки.
o Диагностика познавательной сферы -2 раза в год.
5. Формирование устойчивой адекватной самооценки:
o Организация единого психологического пространства, единство требований и отношений всеми специалистами;
o Индивидуальные беседы воспитателя, психолога, социального педагога.
o Диагностика уровня самооценки, знакомство с результатами диагностики.
o Тренинг коммуникативного общения – 4 мес.
6. Прогноз развития.
Составление индивидуальной программы развития: адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей, -поможет дефектологу и воспитателю максимально эффективно реализовать программное содержание, защитит специалистов от односторонности в работе и возможных упущений, поможет разумно использовать рабочее время. Индивидуальная программа ребенка составляется сроком на 1-3 месяца. Далее ее содержание дополняется или изменяется.
Индивидуальная программа должна быть записана в истории развития ребенка после записи результатов его обследования и заключения дефектолога. Новое содержание программы или все последующие дополнения и изменения должны быть также зафиксированы в истории развития ребенка.
Содержание каждой программы должно быть предметом обсуждения специалистов ПМПК и педагогов группы. Процесс разработки индивидуальной программы открывает большие возможности для творческого поиска воспитателей и специалистов. Ни одно методическое пособие не может точно учесть все потребности конкретного ребенка, поэтому при составлении индивидуальной программы необходимо решить следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях учителя-логопеда, педагога-психолога, а какие – на занятиях воспитателей группы; как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.
Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития. Следует помнить, что хорошо построенная и тщательно выполненная программа поможет ребёнку с отставанием в развитии продвинуться гораздо дальше, чем это было бы возможно без коррекционной помощи. А малейшее продвижение в развитии ребенка с ОВЗ – огромный прогресс!
Следующим этапом сопровождения в воспитательно-образовательном процессе является повторное обследование специалистами ДОУ, в котором изучается динамика развития ребёнка: положительная, волнообразная, незначительная, отрицательна и т. п. Если возникают затруднения в осуществления в работе с ребёнком, то следует направить его на ПМПК для уточнения дальнейшего образовательного маршрута.
После этого педагоги ДОУ согласуют свою деятельность по психолого-педагогическому сопровождению ребенка с учетом рекомендаций ПМПК.
Статья составлена на основе пособия «Методические рекомендации по организации интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях», 2011, ГОУ РМЭ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения. г. Йошкар- Ола, составители:
И. Э. Широкова – заместитель директора ЦППРК ПС ПДПС по диагностической работе; Е. М. Бешкарева – учитель-логопед РПМПК; Е. В. Репина – учитель-дефектолог РПМПК; А. И. Середкина – педагог-психолог РПМПК.
Источник
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Коррекционно-развивающая программа разработана по авторскому учебно-методическому комплектуЕ.В. Языкановой «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения: 1, 2, 3, 4 класс» и программы Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития». Программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и личностной сферах и направлена на развитие психических процессов у детей с ЗПР вида 7.2, обучающихся по АООП НОО.
Цель программы: применение разныхформ взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
Задачи:
диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности);
диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (гармонизация пихоэмоционального состояния);
диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальной интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);
формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения;
формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю);
диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности);
диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (гармонизация пихоэмоционального состояния);
диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальной интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);
формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения;
формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю).
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности – обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
1.2. Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы
В результате обучения по данной программе обучающиеся должны научиться:
– логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
– увеличить скорость и гибкость мышления;
– выделять существенные признаки и закономерности предметов;
– сравнивать предметы, понятия;
– обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
– определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
– концентрировать, переключать своё внимание;
– развивать свою память;
– улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;
– уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
– самостоятельно выполнить задания;
– осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
– решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;
– находить несколько способов решения задач;
– работать в группе.
Основной показатель качества освоения программы – личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе, переход в среднюю школу и обучение по АООП ООО.
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности / неуспешности учебной деятельности;
• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне,
способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Планируемые метапредметные результаты
Формы подведения итогов
Оценка успешности проведённой коррекционно-развивающей работы определяется:
– сравнительным анализом входящей (в начале года) и итоговой диагностики, а также динамики развития познавательных способностей детей на протяжении 4-х лет занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности);
– отзывы учителей, родителей.
1.3. Формы психологического контроля
Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов обучающихся проводится диагностика в начале и в конце учебного года, а также в течение реализации всей программы. Данные исследования заносятся в таблицу. Диагностику можно проводить, используя, разные методики. В таблице приводятся «примерные» известные методики.
-методика «Корректурная проба» (изучение уровня распределения, концентрации, устойчивости внимания);
– методика «Шифровка» (изучение уровня переключения внимания);
Диагностика памяти:
– методика «Определение коэффициента логической и механической памяти»;
– методика «Логическая память» (изучение уровня опосредованного запоминания).
Диагностика мышления:
– Тест Равена (изучение уровня интеллектуального развития);
– методика «Сравнение понятий» (изучение процессов анализа и синтеза);
– методика «Исключение понятий» (изучение процессов обобщения и отвлечения);
– исследование вербально-логического мышления
Диагностика зрительно-моторной координации:
– гештальт-тест Бендер
Тестирование
Май
Итоговая
Определить уровень сформированности мыслительных процессов к концу учебного года
Тот же набор диагностик, для проведения сравнительного анализа уровня развития познавательных процессов в течение года.
Тестирование
Диагностическая таблица
К. И.
Низкий ур.
Низкий ур.
Низкий ур.
Средний ур.
Содержательный раздел
Общая характеристика обучающихся с ОВЗ (с задержкой психического развития)
Обучающиеся с ЗПР – это дети, имеющие нарушение в психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ОВЗ и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений – от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. В зависимости от происхождения (церебрального, конституционального, соматогенного, психогенного), времени воздействия на организм ребенка вредоносных факторов ЗПР дает разные варианты отклонений в эмоционально-волевой сфере и в познавательной деятельности. Неравномерность формирования психических функций, причем возможно как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических процессов в той или иной степени вызывают выраженные затруднения в усвоении общеобразовательных программ.
Дети с ЗПР характеризуются повышенной истощаемостью, низкой работоспособностью, незрелостью эмоций, воли, поведения, ограниченным запасом общих сведений и представлений, несформированностью навыков интеллектуальной деятельности, замедлено восприятие (они многое не замечают в окружающем мире). У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Наглядный материал они запоминают лучше, чем словесный. У таких детей снижен уровень познавательной активности, они недостаточно любознательны, активны по сравнению с нормально развивающимися детьми. Не сформированы основные мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение. Они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, мало задают вопросов, среди них редки «почемучки». Речь внешне удовлетворяет требованиям бытового общения, но по сравнению с нормально развивающимися сверстниками наблюдается бедность словаря, низкая осведомленность, преемственность грамматики.
Данная программа по развитию познавательных процессов младших школьников с ЗПР состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития, пространственных представлений и произвольной регуляции со свойствами внимания.
Коррекционно-развивающая программа включает задания и упражнения:
• по развитию и коррекции отклонений в когнитивной сфере;
• на работу с эмоционально мотивационной сферой;
• на развитие свойств внимания;
• на развитие объема механической и смысловой памяти;
• ориентацию в пространстве тела;
• отвлечённую ориентировку в пространстве;
• пространственную ориентировку в плане;
• пространственную ориентировку в листе бумаги;
• на обучение самоконтролю;
• на развитие произвольности.
Формы организации занятий
Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.
Методы, используемые на занятиях:
Игровые методы
Арт-терапия
Сказкотерапия
Кинезиологические упражнения
Релаксационные упражнения
Структура занятия
Занятия имеют определённую структуру, которая включает вводную часть, основную и заключительную.
Задача вводной части – тренировка элементарных мыслительных операций, активизация мыслительной деятельности, создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно.
Задача основной части – диагностика, коррекция и развитие познавательных процессов.
Заключительная часть занятия – подведение итогов и рефлексия.
Тематическое планирование
Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то процесса.
3 класс
1.
Вводное занятие. Входная диагностика познавательных процессов – 2 часа
Цель:
выявление уровня развития познавательных процессов,
– анализ психологических причин трудностей в обучении.
2.
Упражнения на развитие мышления (вербальное, мысли-тельные операции анализа и синтеза). Развитие пространствен-ных представлений – 3 часа
Цели:
– развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза),
– развитие пространственных представлений.
3.
Упражнения на развитие зрительной памяти – 2 часа
Цель:
– развитие зрительной памяти.
4.
Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти – 2 часа
Цель:
– развитие внимания, ассоциативной памяти
5.
Упражнения на развитие вербально – логического мышления – 3 часа
Цель:
– развитие вербально – логического мышления.
6.
Упражнения на развитие внимания – 2 часа
Цель:
– развитие внимания.
7.
Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию – 4 часа
Цель:
– развитие способности к классификации и абстрагированию.
8.
Упражнения на установление связи между понятиями – 4 часа
Цель:
– развитие способности установливать связи между понятиями.
9.
Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания – 2 часа
Цель:
– развитие концентрации и избирательности внимания.
10.
Упражнения на развитие логического мышления – 2 часа
Цель:
– развитие логического мышления.
11.
Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления – 6 часов
Цель:
– развитие памяти, внимания, мышления.
12.
Упражнения на развитие ассоциа-тивного мышления – 1 час
Цель:
– развитие ассоциативного мышления.
13.
Исследование динамики развития психических процессов – 1 час
Цель:
– исследование динамики развития психических процессов.
Список литературы
1. Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Первое сентября, 2004
2. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. 2 класс: Рабочая тетрадь. М.: Росмэн – Пресс, 2002.
3. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
4. Голубь В.Т. Графические диктанты. – М.: ВАКО, 2006
5. Зак А.З. Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для детей 6-15 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003
6. Игра – занятие «Умные клеточки – 2». ОАО «Радуга», 2004, г. Киров
7. Королёва Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. Математика. Русский язык. Литература. Природоведение: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.
8. Локалова Н.Л. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. Изд. 2-е. М.: *Ось-89», 1997; изд. 3-е, перераб., доп. М.: «Ось-89», 2001.
9. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников./ Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов/- М.: Ось-89, 2006.
10. Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей: Учебное пособие М.: Московский психолого-социальный институт – Флинта, 1998
11. Шведова Л.М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта. – Ростов – на – Дону: ООО «Удача», Москва: ЗАО «БАО – ПРЕСС», 2007.
12. Языканова Е.В., составление «Начало формыРазвивающие задания: тесты, тигры, упражнения: 1, 2, 3, 4 класс – М.: Издательство «Экзамен», 2012
Источник