Содержание диагностики психического развития ребенка

Содержание диагностики психического развития ребенка thumbnail

Педагогам-психологам знакома ситуация, когда необходимо за короткий срок провести диагностику возрастного развития психических процессов всех детей дошкольного образовательного учреждения. При этом многие методики рассчитаны на индивидуальное обследование, которое занимает массу времени и сил, трудоемко в обработке результатов, но при этом бездоказательно для родителей. Диагностические комплекты поступают в продажу без готовых бланков протоколов. Их приходится “сочинять” самим. Дети, даже хорошо отвечающие в процессе игровой деятельности и на занятиях, при слове “тестирование” или “диагностика”, неловко произнесенном кем-то из взрослых, теряются, и результат получается искаженным. Время, которое можно было посвятить коррекционно-развивающей работе, тратится на получение данных, еще требующих подтверждения у родителей и протоколирования. Необходимо искать другие пути решения проблемы, при этом соблюдать следующие условия:

проведение диагностики с группой детей;

взаимосвязь заданий в начале и в конце учебного года;

использование апробированных на практике диагностических материалов;

легкость в получении результата;

наличие протоколов обследования;

наглядность;

применение игрового метода выполнения заданий.

Все эти требования были учтены при составлении комплекса диагностических методик. За образец брались материалы Семаго М.М., Шарохиной В.Л., Фоминой Л.В., Осиповой А.А. и Забрам-ной С.Д.

Предложенные методики в целом отражают последовательность этапов психологического обследования детей дошкольного возраста. При этом данный материал не исключает использования специалистами ДОУ других диагностических методик, которые могут дополнить полученный результат.

Готовые диагностические бланки легко обрабатывать, и они могут служить наглядным пособием при работе с родителями.

Цель тестирования:

получить информацию об уровне развития психических процессов каждого ребенка, выявить особенности развития;

создать условия для развития, обучения и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста;

обеспечить полноценное развитие каждого ребенка.

Результаты диагностики предполагается использовать:

при планировании воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми;

при отборе общеобразовательных и коррекционных программ;

при создании предметно-развивающей среды;

для организации групповой и индивидуальной работы с детьми;

при комплектовании проблемных групп.

Психические процессы детей дошкольного возраста подвижны и динамичны. Развитие ребенка зависит от того, какие условия созданы ему родителями и педагогами ДОУ Диагностика уровня развития психических процессов призвана помогать взрослым правильно оценить возможности ребенка для более легкого перехода его на следующий возрастной этап.

Диагностический комплекс используется для детей, начиная со 2 младшей группы, с конца учебного года. До этого применяются методики, рекомендованные для детей раннего возраста. Диагностика проводится с группами по 12-15 человек. На каждого ребенка заводится индивидуальный диагностический бланк, где ему предлагается выполнить простым карандашом игровые задания.

Полученные данные заносятся в бланк протокола.

Диагностика психического развития детей средней группы

Ф.И. ребенка __________________________________________________________________

Дата рождения____________________Возраст на момент обследования________________

Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа _____________

  1. Нарисуй дождик.

hello_html_m35b24de5.png

  1. Соедини точки.

hello_html_m40b97f66.png

3. Заштопай коврики.

hello_html_m30352711.png

4. Закрась мальчика и его собачку в одинаковый цвет.

hello_html_89bf416.png

5. Найди маму и детеныша животных, живущих в доме.

hello_html_3c636c4b.png

1 задание:

высокий уровень – линии четкие, не прерывистые, допускается минимальный сдвиг в сторону;

средний уровень – линии тонкие, прерываются не более 3-4 раз, допускается минимальный сдвиг в сторону;

низкий уровень – линии волнистые, прерывистые, работа не закончена за данное время – 2 минуты.

2 задание:

высокий уровень – найдены парные предметы: 2 цветка, 2 яблока, 2 шарика и соединены линией друг с другом;

средний уровень – найдены не все парные предметы, допущена 1 ошибка: например, соединены в пару 2 яблока с хвостиками в разные стороны;

низкий уровень – соединены предметы в хаотичном порядке, допущено много ошибок.

3 задание:

высокий уровень – все выполнено правильно;

средний уровень – допущено 2 ошибки;

низкий уровень – задание выполнено неверно.

4 задание:

высокий уровень – найдены правильные пары, закрашены одним цветом, как и сказано в инструкции;

средний уровень – допущены незначительные отклонения от инструкции;

низкий уровень – задание не выполнено.

5 задание:

высокий уровень – точное следование инструкции;

средний уровень – найдены мамы и детеныши не только домашних, но и диких животных;

низкий уровень – задание выполнено неверно.

Диагностика психического развития детей старшей группы

Ф.И. ребенка __________________________________________________________________

Дата рождения _________________ Возраст на момент обследования _________________

Дата обследования _____________Детский сад № ___________Группа________________

1. Помоги рыбкам найти маму.

hello_html_m51163218.png

2. Домики.

hello_html_m467ff5fe.png

4. Найди игрушки.

hello_html_4ced7179.png

hello_html_m18fa7a84.png

5. Какой предмет лишний.

hello_html_5d9141ff.png

Результаты диагностики психоэмоционального развития

Средняя группа______________________ Дата_____________________

Ф.И. ребёнка__________________________________________________________________

Дата рождения_________________________________________________________________

Диагностика уровня восприятия «Помоги рыбкам найти маму»

Инструкция: «Помоги каждой маме рыбке найти её ребёнка и соедини их линией, помни, что мама и ребёнок похожи друг на друга»

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика умения сосредоточиваться, распределять внимание, развивать сенсорное восприятие «Домики»

Инструкция: «Посмотри на домики: у первого домика нужно раскрасить крышу, у самого маленького домика нарисовать окошко (задание повторяется 3 раза, после этот дети приступают к выполнению»

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика характера логических связей и отношений между понятиями «Накорми домашних животных»

Инструкция: «Помоги каждому животному найти ту пищу, которую оно любит и соедини линией»

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика сформированности мышления

«Найди игрушки»

Инструкция: «Среди предметов найди только игрушки и обведи их в кружочек»

Итого:________________________________________________________________________

Тест на определения уровня развития словесно-логического мышления ребёнка «Какой предмет лишний»

Инструкция: «Посмотри на рисунок, эти предметы чем-то связанны, их что-то объединяет, но один здесь лишний, зачеркни его»

Итого:________________________________________________________________________

Примечание:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог-психолог_____________________________________________________________

1 задание:

высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;

низкий уровень – задание выполнено неправильно.

2 задание:

высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;

низкий уровень – задание выполнено неправильно.

Читайте также:  Нормы развития ребенка 1 года жизни

3 задание:

высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;

низкий уровень – задание выполнено неправильно.

4 задание:

высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;

низкий уровень – задание выполнено неправильно.

5 задание:

высокий уровень – задание выполнено без ошибок. В процессе вербального общения ребенок дает верное объяснение выделения лишнего предмета;

средний уровень – задание выполнено без ошибок, но ребенок не может объяснить самостоятельно, почему он выбрал эту фигуру;

низкий уровень – задание выполнено неправильно.

Диагностика психического развития детей средней группы

Ф.И. ребенка _________________________________________________________________

Дата рождения _________________ Возраст на момент обследования __________________

Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа________________

1. Опусти фигурки в формочку.

hello_html_m5ca48ec7.png

2. Соедини половинки предметов.

hello_html_5a27989d.png

3. Обведи те предметы, которые изображены на картинке.

4. Обведи похожие на образец фигуры.

hello_html_3608eeda.png

5. Кто где живет.

hello_html_m5d096b10.png

Образец на определение уровня развития зрительной памяти

hello_html_m2e440aef.png

Результаты диагностики психоэмоционального развития

Средняя группа_______________ Дата_____________

Ф.И. ребёнка______________________________________________________

Дата рождения_______________________

Диагностика сформированности мышления «Разложи геометрические фигуры»

Инструкция: «На картинке нарисован ящик, в котором сделаны прорези, дырочки. Посмотри внимательно на фигурки, которые изображены внизу, и соедини линией фигурку и дырочку одинаковой формы – вставь фигурки в ящик».

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика уровня развития сенсорного восприятия «Соедини половинки предметов»

Инструкция: «Соедини одной линией половинки изображённых предметов»

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика уровня развития зрительной памяти

«Зрительная память»

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, которую я тебе покажу. Запомни те предметы, которые на ней изображены. Теперь я убираю картинку. На своём листочке обведи только те предметы, которые ты увидел на моём рисунке»

Итого: _______________________________________________________________________

Диагностика сформированности внимания и сенсорного восприятия «Найди фигуры похожие на образец»

Инструкция: «Посмотри, слева у тебя нарисована фигурка, обведи только те предметы, которые похожи на фигурку»

Итого:________________________________________________________________________

Тест на определение уровня развития словесно-логического мышления ребёнка «Кто где живёт»

Инструкция: «Перед тобой домики и животные. Проведи чёрточками тропинки от животных туда, где они живут»

Итого:________________________________________________________________________

Психолог _____________________

1 задание:

Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;

Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

2 задание:

Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;

Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

3 задание:

Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;

Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

4 задание:

Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;

Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

Источник

Каждый психолог знает, любит и, возможно, периодически употребляет или хотя бы раз за всю свою профессиональную деятельность употреблял фразу «все мы родом из детства» и «все проблемы из детства». Второе высказывание, скорее всего, более популярно в обществе психоаналитиков (но это не точно). Однако, фраза «все мы родом из детства» споров ни у кого не вызывает. Вместе с этим, если эта фраза истинна и действительно проблемы могут тянуться из детства, возникает вопрос как же проводить диагностику психического развития ребенка в самом раннем возрасте? Ведь с ребенком до одного года даже проективные тесты провести невозможно. В данной статье изложена информация о том, как же можно проводить диагностику психического развития ребенка от рождения и до первого года жизни (информация подготовлена на основе учебного пособия Г.Н. Лавровой «Психолого-педагогическая диагностика детей от 0 до 3-х лет).

Диагностика ребенка от рождения до 6 месяцев.

Проводится по следующим направлениям: уровень развития общения ребенка со взрослым и познавательная активность по отношению к предметам [39].
Данные направления в диагностической работе предложены Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой [39].

Первое направление – уровень развития общения. По определению авторов «судить об уровне развития общения у ребенка в этом возрасте можно лишь по совокупности характеристик комплекса оживления в ситуациях, различающихся «коммуникативной задачей», которая возникает перед младенцем» [39, с. 14].

Параметры и показатели общения.

  1. Инициативность ребенка в общении. Это стремление младенца привлечь к себе внимание взрослого и продлить общение.
    Показатели инициативности: ребенок проявляет комплекс оживления, предвосхищая воздействия взрослого, когда взрослый пассивен в общении или прекращает общение [39, с. 13].
  2. Чувствительность ребенка к коммуникативным воздействиям взрослого. Это готовность младенца воспринять проявления внимания и доброжелательности со стороны взрослого (ласковый разговор, улыбки, поглаживания и т.д.).

Показатели чувствительности к воздействиям взрослого:
– внимание и интерес к ним ребенка (замирание и сосредоточенность на взрослом);
– положительное отношение (ответные положительные, эмоциональные проявления – улыбки, двигательное оживление, вокализации);
– перестройка состава комплекса оживления в зависимости от поведения взрослого (более интенсивное двигательное оживление при дистантном общении и менее интенсивное на руках у взрослого; замирание и сосредоточение в момент воздействий взрослого и активизация комплекса оживления в период паузы) [39, с. 13–14].

Внимание! Чувствительность к воздействиям взрослого появляется в онтогенезе первой и нарастает постепенно: сначала младенец проявляет внимание и интерес к воздействиям взрослого, затем ответные, положительные реакции на них и инициативные проявления [39, с. 14].

  1. Средства общения. Это степень овладения младенцем коммуникативными средствами.
    Показателями данного параметра:
    – количество и выраженность компонентов комплекса оживления, используемых ребенком в целях общения.

Внимание! «Состав комплекса оживления в силу тех или иных причин иногда бывает неполным. Например, у воспитанников Дома ребенка отмечается отсутствие вокализаций, если взрослые мало разговаривают с детьми. В отдельных случаях комплекс оживления может быть полным по составу, но при этом все его компоненты выражены слабо» [39, с. 14].
У ребенка с некоторыми органическими нарушениями центральной нервной системы наблюдается отсутствие или слабая выраженность двигательного оживления.

Читайте также:  Выписка из истории развития ребенка образец скачать

Запомни! О сформированности у ребенка потребности в общении можно говорить лишь при наличии следующих четырех признаков [39, с. 14]: – взгляда в глаза взрослого,
– ответных и инициативных улыбок,
– двигательного оживления и вокализаций,
– стремления продлить эмоциональный контакт со взрослым.
Диагностика развития общения ребенка со взрослым включает описание диагностических ситуаций, разработанных Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой, различающиеся по степени коммуникативной активности взрослого [39, с. 14–16].

Второе направление психологической диагностики –
уровень развития познавательной активности. [39, с.14].

По определению отечественных ученых А.С. Галанова, Э.Л. Фрухт, Е.А. Стребелевой,     А.А.     Реана,     Е.О.     Смирновой,     Л.Н.       Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой, Ю.А. Разенковой и других,познавательная активность ребенка к предметному миру в первом полугодии жизни проявляется в активном поиске новых впечатлений, в интересе к любому предмету, попавшему в его поле зрения, в его стремлении ознакомиться с предметом всеми доступными средствами [11, 30, 34, 39, 47]. 

В первые недели жизни внимание младенца к предметам
проявляется лишь в зрительном и слуховом сосредоточении, затем ребенок
научается рассматривать предмет, прослеживать его движение, а вскоре и
наблюдать за перемещением в более отдаленном пространстве. Известно, что с
помощью рта младенец получает много информации: дети стремятся прикоснуться
губами или языком к любому предмету, поднесенному ко рту, любят сосать соску,
кулачки, пеленку. 

При благоприятных условиях воспитания (полноценном
общении, отсутствии тугого пеленания и свободных ручках, наличии в зоне
досягаемости игрушек, привлечении к ним внимания ребенка, совместном со
взрослыми их восприятии) в 2–3 месяца к
обследованию предметов подключаются руки.
К 4 месяцам ребенок может
удерживать предмет, совершать некоторые действия, количество и разнообразие
которых неуклонно возрастает [1, 10, 39, с. 24].

При благоприятных условиях воспитания для нормально
развивающегося ребенка характерным является поиск новых впечатлений. Теперь
рассмотрим подробно содержание параметров познавательной активности ребенка
первого полугодия жизни, разработанные Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В.
Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой [39, с. 24].

  1. Внимание и интерес к
    предметам.
    Это степень
    сосредоточенности ребенка на предмете, выраженность его внимания, интереса или
    удивления, наличие или отсутствие отвлечений в процессе восприятия предметов.
  2. Положительные
    эмоциональные проявления.
    Это выраженность
    улыбки, двигательного оживления и вокализаций, сопровождающих восприятие
    ребенком предметов и действий с ними.
  3. Познавательные действия.
    Это стремление ребенка к обследованию
    предметов, которое предполагает наличие зрительных, оральных и мануальных
    действий, совершаемых ребенком при визуальном восприятии и тактильном
    обследовании предметов.

Все вышеперечисленные параметры определяются по показателям поведения ребенка в разных ситуациях предъявления предметов. Рассмотрим содержание  диагностических ситуаций, разработанных Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой [39, с. 25–26]

 Диагностика уровня развития общения ребенка от 6 месяцев до 1 года. Описание диагностических ситуаций

Диагностику психического развития ребенка второго
полугодия будем проводить по следующим направлениям:  уровень развитияситуативно-делового общения и уровень
развития предметно-манипулятивной деятельности[39].

Рассмотрим содержание параметров и показателей данных
направлений, предложенныхЕ.О.
Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой[39, с. 33–53]. Первое направление – уровень
развития ситуативноделового общения. 

Параметры ситуативно-делового общения

По определению Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В.
Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой основными параметрами развития общения во втором
полугодии жизни являются: инициативность
ребенка в общении, чувствительность к воздействиям взрослого, средства общения,
эмоциональная вовлеченность в общение,предпочитаемая форма общения.

Описание содержания каждого параметра представлено с
позиций вышеуказанных ученых [39, с. 33–53].

1. Инициативность. Этожелание ребенка привлечь
к себе внимание взрослого, продемонстрировать ему свои умения, побудить к
помощи, совместной деятельности, выражению отношения к себе и своим действиям,
разделить радость и огорчение и т.д. [39, с. 36]. 

Инициативность ребенка может проявляться в обращениях
ко взрослому по разнообразным поводам:

  • достать недосягаемый
    предмет (например, упавшую или находящуюся в отдалении игрушку);
  • повторить интересное
    действие с игрушкой (например, завести юлу, машинку, подбросить мячик и т.д.);
  • побудить его к желаемому
    взаимодействию (например, доставать из коробки игрушки и отдавать их ребенку,
    затем брать их у него и складывать обратно);
  • оказать помощь при
    затруднении (например, открыть дверцу машинки, снять с куклы фартучек);
  • в поисках сопереживания,
    защиты и поддержки (адресует взрослому свою радость и огорчения);
  • с целью получить оценку
    своих действий (например, сняв кольцо пирамидки, посматривает выжидающе,
    заглядывает в глаза)  [39, с. 36].

При этом ребенок использует разнообразныесредства общения, что является
следующим параметром общения.

2. Средства общения:

  • экспрессивно-мимические (положительные и отрицательные эмоции, голосовые
    проявления);
  • предметно-действенные (жесты, локомоции, действия с предметами и
    «изображения» действий). Например, ребенок подползает к взрослому, указывает на
    волчок, протягивает или вручает его взрослому, двигает рукой, изображая
    действия взрослого, заводящего игрушку; 
  • предречевые средства общения – лепет, первые слова. 

Известно, что владение средствами общения отражает
коммуникативный опыт ребенка. «Если взрослые недостаточно общаются с младенцем
(не дают образцов коммуникативных средств и не проявляют чуткости к ребенку),
его коммуникативные средства бедны, однообразны и примитивны» [39, с. 36].

3. Чувствительностьк воздействиям
взрослого. Это желание и готовность ребенка воспринять его воздействия и
откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных действиях
ребенка на обращения взрослого:

  • берет предложенный
    предмет, принимает помощь, пытается подражать или подражает действиям
    взрослого; 
  • реагирует на похвалу и
    порицание;
  • согласовывает
    собственные действия с действиями взрослого [39, с. 36].
  • Эмоциональная вовлеченность в общение. Это есть степень интереса  ребенка к взаимодействию со взрослым,
    удовольствия от общения, желания его продлить. Этот параметр проявляется в
    эмоциональной окраске коммуникативных актов ребенка, количестве отвлечений от
    общения.
  • Предпочитаемая форма общения отражает уровень развития коммуникативной
    потребности, степень ее напряженности и удовлетворенности и  характер предыдущего коммуникативного
    опыта. 
Читайте также:  Что такое музыкальное развитие ребенка

Запомни! Предпочитаемые ребенком виды общения:

  1. Если у малыша сформирована потребность во внимании и
    доброжелательности взрослого, но
    недостаточно удовлетворяется
    , то он преимущественно
    стремится к ситуативно-личностному общению (СЛО)
    , так же как и ребенок, у
    которого еще не сформирована потребность в сотрудничестве со взрослым. 
  2. Если малыш у которого потребность во внимании и
    доброжелательности сформирована и
    удовлетворяется достаточно
    , который начал приобретать опыт сотрудничества
    со взрослым, обычно стремится к
    ситуативно-деловому общению (СДО).
     
  3. Если ребенок, имеет
    недостаточный опыт общения и слабовыраженную коммуникативную потребность, то он
    чаще предпочитает одиночную деятельность с предметами.
     
  4. Если ребенок, имеет
    богатый опыт ситуативно-личностного и ситуативно-делового общения, то он легко
    соглашается на любую форму общения
    , обычно инициирует ситуативно-деловое
    общение, с удовольствием играет самостоятельно [39, с. 37].

Диагностика развития общения ребенка со взрослым включает описание диагностических ситуаций, разработанных Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой [39, с. 37–39].

Внимание! Ребенок после 6 месяцев испытывает «страх перед
незнакомцем», поэтому  необходимо
выполнять следующие условия: 

  • перед тем как проводить
    диагностику, предоставить ребенку возможность освоиться в новой обстановке,
    познакомиться с незнакомым взрослым. В момент знакомства ребенку лучше
    находиться на руках у матери; 
  • выразить
    доброжелательное отношение к младенцу (поздороваться с улыбкой, ласково назвать
    по имени), но не демонстрировать чрезмерной активности, а подождать инициативы
    со стороны ребенка; 
  • если ребенок проявляет
    настороженность, не следует непосредственно обращаться к нему, лучше попытаться
    привлечь его внимание действиями с игрушками, сопровождая их соответствующими
    комментариями; 

демонстрируя игрушки, время от времени предлагайте их младенцу, но не
будьте слишком настойчивы. Рано или поздно ребенок проявит интерес, начнет
брать игрушки, перестанет боятся присутствующих, тогда можно приступать к
диагностике [39, с. 37].

Диагностика предметно-манипулятивной деятельности ребенка от 6 месяцев до 1 года. Описание диагностических ситуаций

Как указывают Е.О Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В.
Ермолова, С.Ю Мещерякова уровень развития предметно-манипулятивной деятельности
ребенка второго полугодия жизни характеризуется исполнительской стороной
деятельности, его эмоциональным отношением к предметам, действиями с ними. 

Исполнительская сторона предметно-манипулятивной
деятельности состоит из разнообразных действий с предметами: неспецифические
(ориентировочноисследовательские, манипулятивные), специфические и культурнофиксированные.
Перечисленные выше
виды действий, которые может совершать ребенок, дают возможность выявить
уровень овладения предметноманипулятивной деятельностью как исходным этапом
предметной деятельности человека [39, с. 47].

Рассмотрим содержание параметров
предметно-манипулятивной деятельности ребенка второго полугодия жизни с позиций
Е.О Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю Мещеряковой [39, с.
47–53]. 

1. Виды действий

Первый вид действий – неспецифические действия или ориентировочноисследовательские. Это
действия, которые ребенок производит со всеми предметами, независимо от их
физических свойств и функций:

  • зрительные действия (рассматривает, вглядывается, наблюдает); 
  • оральные действия (прикасается губами, языком, вкладывает в рот, сосет, лижет, кусает);
  • мануальные действия (прикасается пальцем, ладонью, захватывает, ощупывает, царапает,
    перекладывает из руки в руку, поворачивает в руках и т.д.). 

Второй вид действий – неспецифические манипулятивные действия. Ребенок по многу раз
повторяет какое-то понравившееся действие – стучит предметом по поверхности
стола, размахивает им, двигает предмет, часто даже не глядя на него [39, с.
47]. После 10 месяцев ребенок уже
интересуется внутренним содержимым вещи – пытается расчленить предмет на
составные части и вновь соединить их.
 

Третий вид действий – специфические и культурно-фиксированные. 

Примерно к 8 месяцам ребенок овладевает специфическими действиями.

Будучи не в состоянии совершать такие сложные и интересные действия, какие ребенок наблюдает в игре со взрослым, он побуждает старшего партнера по многу раз воспроизводить понравившееся действие («пищать» игрушкой пищалкой, заводить прыгающую лягушку, открывать и закрывать коробочку, выключать свет, собирать и разбирать пирамидку и др.). Малыш сам пытается  присоединиться к взрослому, пробует сделать то же, что он. Так постепенно ребенок  овладевает специфическими действиями с предметами. [39, с. 48].

К концу годаребенок
осваивает культурно–фиксированные действия (ест ложкой, пьет из чашки и
т.п.). 

Таким образом, виды
действий с предметами
такие как: неспецифические
ориентировочно-исследовательские(зрительные,
оральные, мануальные),
неспецифические
манипулятивные, специфические и культурно-фиксированные действия определяют
содержание
диагностики параметра: виды действий  предметно – манипулятивной деятельности
ребенка второго полугодия жизни [39, с.

2. Познавательная активность 

По определению О.Е. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю Мещеряковой, содержание данного параметра составляют: разнообразие действия с предметами и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность [39, с. 48]. 

Разнообразие действий с предметами – это стремление и умение ребенка с
помощью действий извлечь максимум информации о предмете.

Эмоциональная вовлеченность малыша в деятельности – это степень любознательности
ребенка, степень удовольствия от действий и их результата,  степень настойчивости в попытках завладеть
предметом, обследовать его [39, с. 48].

Диагностика развития предметно-манипулятивной деятельности ребенка включает описание диагностических ситуаций, разработанных Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой [39, с. 48–49].

В данной статье представлено описание диагностических ситуаций. Кликните тут, чтобы перейти к самим диагностическим материалам по этой теме. А также пишите в комментарии Ваши размышления и делитесь ссылками на другие материалы по теме диагностики психического развития ребенка от рождения до 1 года.

Источник