Социологизаторский подходы к развитию ребенка

Социологизаторский подходы к развитию ребенка thumbnail
Социологизаторский подходы к развитию ребенка

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В конце XIX—начале XX в. значительно обострились социальные противоречия в капиталистическом мире (кризисы, войны, подъем рабочего движения). Этот период характеризуется повышенным интересом к изучению социальных явлений и развитием теорий так называемого социологического направления в психологии. В социологических теориях развитие ребенка рассматривается как результат прямых воздействий окружающей его социальной среды. К этому направлению можно отнести таких французских психологов, как Г. Тард, Э. Дюркгейм, Ш. Блондель, П. Жане и др.

Родоначальником французского социологического направления в психологии принято считать социолога Э. Дюркгейма (1858—1917). По его мнению, психическое развитие—это впитывание, усвоение верований, чувств других людей. Воспринятые извне мысли и эмоции определяют характер душевной деятельности детей. Развиваясь, ребенок должен усвоить накопленный человеческий опыт, традиции и обычаи. Это происходит благодаря подражанию, которое в обществе имеет такое же значение, как наследственность в биологии. Со способностью к подражанию ребенок рождается.

П. Жане (1859—1947) интересовал вопрос о соотношении биологического и социального в развитии психики. Он считал, что психика человека социально обусловлена и что ее развитие заключается в формировании системы многообразных связей с природой и обществом. Под связями П. Жане понимал действия, которые есть не что иное, как формы отношения человека к. миру. Среди них наиболее значимы социальные действия, выражающиеся в отношениях сотрудничества. Внешние взаимоотношения между людьми являются, по мнению ученого, принципом развития психики каждого человека. Основываясь на этих положениях, П. Жане выделяет четыре уровня психического развития ребенка.

Первый уровень характеризуется развитием моторных реакций (приближения и удаления), где значимыми для дальнейшего развития являются не сами реакции, а их социальная обусловленность. Второй уровень—развитие перцептивных действий. Здесь формируется устойчивость восприятия предметной действительности. На основе такого восприятия возникают отсроченные действия, что способствует развитию памяти, функция которой состоит в сообщении запоминаемого другому человеку. Третий уровень—социально – личностный, т. е. такой, когда ребенок может согласовывать свои действия с действиями другого человека. Этому моменту П. Жане придавал большое значение. Если на более ранних этапах поведение ограничивается простыми формами взаимопомощи, то теперь оно становится социальным. Четвертый уровень— интеллектуально – элементарное поведение. На этом уровне развивается речь ребенка, с помощью которой он проговаривает совершаемые действия, так как окружающие требуют от него отчета. Овладение речью создает условия для развития мышления детей.

В целом ни биологизаторское, ни социологическое направления в психологии не смогли обеспечить правильного решения проблем психического развития.

Попытку снять их односторонность сделал немецкий психолог В. Штерн (1871—1938). В книге «Психология раннего детства» он раскрывает основные теоретические положения психического, или, по его терминологии, душевного развития ребенка: Душевное развитие не есть простое выступление прирожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий, а результат «конвергенции» внутренних данных с внешними условиями развития». Согласно теории конвергенции, процесс развития психики определяется взаимодействием двух факторов—наследственности и среды. При этом наследственности отводится определяющая роль, а среде—лишь роль условий, реализующих наследственно предопределенные особенности психики, что в принципе не выходило за рамки традиционного противопоставления двух факторов и не решало проблему.

Характеризуя позицию В. Штерна, Л. С. Выготский отмечает, что понятие конвергенции двух факторов, использованное этим ученым как методологический принцип, помогло освободиться от анализа социального фактора и его роли в развитии психики (СНОСКА: См.: Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М, 1956, с. 118.).



Источник

В психологии объясняющих психическое развитие ребенка наметилось два больших направления — биологизаторское и социологизаторское.

В биологизаторском направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения. Большое влияние на возникновение первых концепций детского развития оказала теория Ч.Дарвина, впервые четко сформулировавшая идею о том, что развитие подчиняется определенному закону.

В рамках биологизаторского направления возникла теория рекапитуляции, основная идея которой заимствована из эмбриологии. Э.Геккель в XIX веке сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития). Перенесенный в возрастную психологию, биогенетический закон позволил представить онтогенетическое развитие психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества.

Американский психолог С.Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Состояния, занятия маленького ребенка становятся отголосками давно ушедших веков. Ребенок раскапывает ход в куче песка — его притягивает пещера так же, как его далекого предка. Он просыпается в страхе ночью — значит, ощутил себя в первобытном лесу, полном опасностей. Он рисует, и его рисунки подобны наскальным изображениям, сохранившимся в пещерах и гротах. Холл предполагал, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества. Биологизаторский подход страдает односторонностью, абсолютизируя значение одного из двух факторов развития.

Современные представления о роли биогенетических факторов в развитии психики ребенка. Биологический фактор включает в себе, прежде всего, наследственность. Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней мере, два момента — темперамент и задатки способностей. Способности развиваются в деятельности. Вообще собственная активность ребенка настолько важна, что некоторые психологи считают активность третьим фактором психического развития, помимо среды и биологической наследственности.

Биологический фактор, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка. Болезнь матери, лекарства, которые она принимала в это время, могут вызвать задержку психического развития ребенка или другие отклонения. Сказывается на последующем развитии и сам процесс рождения, поэтому нужно, чтобы ребенок избежал родовой травмы и вовремя сделал первый вдох.

Другой подход – социологизаторский. Его истоки — в идеях философа XVII века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска (tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.

В 1941 г Н. Миллер и Дж. Доллард, ученые Йельского университета, ввели в научный обиход термин “социальное научение”. Центральной проблемой концепции социального научения стала проблема социализации.

Социализация — это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального “гуманоидного” состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Как же происходит социализация? Все новорожденные похожи друг на друга, а через два-три года — это разные дети. Значит, говорят сторонники теории социального научения, эти различия — результат научения, они не врожденны.

Читайте также:  История развития прав ребенка в рф

Социальная жизнь ребенка рассматривается концепцией социального научения так же, как и поведение детенышей животных — с позиций приспособления к среде. В основе теории социального научения лежат схема “стимул – реакция”.

В современной американской психологии роли общества в развитии ребенка придается громадное значение.

Источник: Марцинковская Т. Д. История детской психологии

Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы

Источник

Бихевиоризм и теория социального научения

В отличие от предыдущих теорий, где источником развития ребенка выступают врожденные инстинкты, в центре теории научения находится социальная среда, воздействия которой формируют человека и являются источником его психического развития. Предметом исследования этого направления психологии является не внутренний мир человека (не его эмоции, переживания или умственные действия), а внешне наблюдаемое поведение. Поэтому это направление получило название бихевиоризм (от английского слова behaviour – «поведение»).

Корни этой теории связаны с именем русского физиолога Ивана Павлова, открывшего механизм условного рефлекса. В своих знаменитых экспериментах на собаках Павлов показал, что первоначально нейтральные для организма стимулы (звук, вид, запах) приобретают физиологическое значение, если они связаны с жизненно важным положительным или отрицательным подкреплением. Например, звонок или включение лампочки, предшествующие кормлению, через несколько сочетаний начинают вызывать у собак слюноотделение. Если те же сигналы сочетать с отрицательным подкреплением (например, с ударом тока), они будут вызывать защитную реакцию. Этот механизм образования связей между внешними стимулами и реакциями (S – R) был положен американским ученым Дж. Уотсоном, основателем бихевиоризма, в основу формирования человеческого поведения вообще и развития ребенка в частности. Однако этот механизм был существенно расширен и обогащен новыми понятиями.

Так, выдающийся американский ученый Б. Скиннер ввел понятие инструментального (или оперантного) обусловливания. Если в классическом обусловливании устанавливается связь между стимулом и реакцией, то при инструментальном – определенные формы поведения связываются с последующим подкреплением. Если какая-либо последовательность действий вызывает подкрепление, эти действия будут повторяться. Например, если собаке каждый раз, когда она становится на задние лапы и танцует, давать кусочек сахара, она, скорее всего, будет часто повторять это действие, чтобы получить желанную награду. Эта закономерность существует и у человека. Когда родители награждают ребенка за хорошее поведение, это поощрение рассматривается бихевиористами как положительное подкрепление, которое закрепляет желанные формы поведения. Наказание, напротив, является отрицательным подкреплением, которое тормозит дурное поведение ребенка. Таким образом, ребенок научается вести себя правильно и закрепляет социально приемлемые формы поведения.

Однако схема «стимул – реакция» (5* – R) скоро обнаружила свою ограниченность. Как правило, стимул и реакция находятся в таких сложных отношениях, что проследить непосредственную связь между ними невозможно. Один их крупнейших представителей необихевиоризма Э. Толмен ввел в эту схему существенную поправку. Он предложил поместить между 5 и R среднее звено, или «промежуточные переменные» (V), в результате чего схема приобрела вид S – V – R. Под промежуточными переменными Толмен понимал внутренние процессы, которые опосредуют действие стимула, т. е. влияют на внешнее поведение. К ним относятся цели, представления, желания – словом, внутренняя психическая жизнь человека. Однако сами эти переменные интересуют исследователей лишь постольку, поскольку они влияют на поведение человека.

В 30-х гг. нашего века американские ученые Н. Миллер, Дж. Доллард, Р. Сирс и др. сделали попытку перевести важнейшие понятия психоаналитической теории на язык теории научения. Именно они ввели в научный обиход термин социальное научение. На этой основе уже более полувека разрабатывается концепция социального научения, центральной проблемой которой является проблема социализации. Трансформируя фрейдовские идеи, Н. Миллер и Дж. Доллард замещают принцип удовольствия принципом подкрепления. Подкреплением они называют то, что усиливает тенденцию к повторению возникшей реакции. Научение – это усиление связи между стимулом и реакцией, которое возникает благодаря подкреплению. Главными формами социального подкрепления являются похвала, внимание взрослых, их оценка и пр. Задача родителей – поддерживать правильное, социально приемлемое поведение ребенка и отвергать неприемлемые формы поведения и таким образом социализировать его. Если в репертуаре поведения ребенка нет соответствующей реакции, ее можно приобрести, наблюдая поведение модели. Научение через подражание в теории социального научения является главным способом приобретения новых форм поведения. Особый акцент на роли подражания делал американский психолог А. Бандура. Он полагал, что награды и наказания недостаточно, чтобы научить новому поведению. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели. Одно из проявлений имитации – идентификация, т. е. процесс, в котором человек заимствует не только действия, но и мысли и чувства другого человека, выступающего в роли модели. Имитация приводит к тому, что ребенок может вообразить себя на месте модели и испытать сочувствие к этому человеку.

Известный американский психолог Р. Сирс ввел диадический принцип изучения детского развития, согласно которому адаптивное поведение и его подкрепление должны изучаться с учетом поведения другого партнера. Главное внимание Сирс уделяет влиянию матери на развитие ребенка. Центральный момент научения в его теории – это зависимость. Подкрепление всегда зависит от контактов матери и ребенка. Ребенок постоянно испытывает зависимость от матери, и мотивация зависимости (активное требование любви, внимания, ласки и пр.) – важнейшая потребность ребенка, которую нельзя игнорировать. Вместе с тем развитие ребенка идет по пути преодоления этой зависимости и изменения ее форм. Можно видеть, что в этом подходе теория социального научения наиболее тесно переплетается с психоанализом.

В основе теории социального научения лежит не только схема S – R, но и учение Фрейда. Фрейд и бихевиористы совпадают не в проблеме сексуальности, а в отношении ребенка и общества. Ребенок рассматривается как существо чуждое обществу. Он входит в общество, как «крыса в лабиринт», а взрослый должен провести его по этому лабиринту, чтобы в результате он стал похож на взрослого. Первоначальный антагонизм ребенка и общества объединяет эти два направления и сводит развитие к научению приемлемым формам поведения.

Развитие ребенка, с позиций бихевиоризма, представляет собой чисто количественный процесс научения, т. е. процесс постепенного накопления навыков. Это научение не предполагает возникновения качественно новых психических образований, поскольку происходит одинаково на всех этапах онтогенеза.

Поэтому в бихевиоризме речь идет не о психическом развитии ребенка, а о его социальном научении. Переживания, представления, интересы ребенка здесь не являются предметом исследования, поскольку их нельзя увидеть и измерить. А для бихевиоральной психологии существуют только объективные методы, основанные на регистрации и анализе внешних наблюдаемых фактов и процессов. В этом состоит и сила, и слабость бихевиоризма. Сильная сторона этого направления заключается в том, что оно внесло в психологию четкость, объективность, «измеряемость». Благодаря ему психология повернула на естественно-научный путь развития и стала точной, объективной наукой. Метод измерения поведенческих реакций стал одним из главных в психологии. Этим объясняется огромная популярность бихевиоризма среди психологов во всем мире.

Читайте также:  Игры на развитие памяти и внимания мышления ребенка

Слабая сторона этой концепции состоит в недооценке сознания человека, его воли и собственной активности. Согласно теории бихевиоризма классическое и оперантное обусловливание являются универсальными механизмами научения, общими для человека и животных. При этом научение происходит как бы автоматически: подкрепление приводит к «закреплению» в нервной системе успешных реакций, независимо от воли и желания самого человека. Отсюда бихевиористы делают выводы о том, что с помощью стимулов и подкреплений можно формировать любое поведение человека, поскольку оно жестко детерминировано ими. В таком понимании человек является рабом внешних обстоятельств и своего прошлого опыта.

Источник

                               
СОДЕРЖАНИЕ      

 Введение

  1. Раскрыть закономерности процесса
    психического и физического развития
    ребенка
  2. Социологизаторский подход
    развития школьника
  3. Заключение
  4. Список литературы

Введение

Проблему развития ребенка дошкольного возраста трудно
переоценить. Очень важно так построить
жизнь ребенка, чтобы он смог максимально
использовать возможности этого возраста.
Именно поэтому в развитии ребенка так
велика роль близких ему людей, которые
должны помочь ребенку гармонично развиваться,
создать психологический и физический
комфорт для его успешного роста. Однако,
чтобы помочь ребенку в развитии, необходимо
знать, в чем его проблемы, где и как нужно
оказать помощь.

Дошкольный возраст – от рождения ребенка
до поступления в школу – наиболее ответственный
период развития организма и один из важнейших
в становлении личности человека. В эти
годы закладываются основы крепкого здоровья,
гармонического нравственного, умственного
и физического развития. Состояние и динамика
здоровья населения России в настоящее
время вызывает особую тревогу, так как
на фоне снижения численности родившихся
происходит неуклонное снижение качественных
показателей состояния здоровья и физического
развития детей.

1. Раскрыть закономерности процесса
психического и физического развития
ребенка

Психическое развитие человека происходит
под влиянием двух групп факторов: биологических
и социальных.

Среди них наиболее важными являются
наследственность (биологический фактор),
среда, обучение, воспитание, активность человека (социальные
факторы).

Наследственность – это сохраняющаяся
и закрепленная несколькими поколениями
способность организма повторять в ряду
поколений сходные типы обмена веществ
и индивидуального развития в целом. По
наследству человек получает тип строения тела и
всех органов, некоторые частные особенности
– черты лица, цвет глаз и др.

От наследуемых следует отличать врожденные
признаки, которые приобретаются во время
внутриутробной жизни (например, индивидуальные
особенности возбудимости нервной системы). От наследуемых
и врожденных признаков зависят также
важные предпосылки для физкультурных
занятий, как общая двигательная активность,
скорость процессов реагирования, выносливость,
сила и т.п.

Среда представляет собой единство природных и социальных условий.

Природная среда влияет на развитие организма.
Социальная среда формирует психический
склад личности. Ее составляют несколько
зон – семейная среда, среда сверстников,
общественная среда.

Развитие психики в онтогенезе под влиянием названных факторов характеризуется
рядом закономерностей, которые определяются
общими законами развития природы и общества.

Первая особенность развития психики
ребенка состоит в отсутствии четко определяемого
скачка при появлении нового качества.
Переходы в новое качество чаще всего растянуты
по времени. Появление в характере ребенка,
например, самостоятельности занимает
месяцы, а иногда и годы. Возникновение
нового качества психического процесса,
психического свойства личности не всегда
можно своевременно заметить, если не
поставить специальной задачи изучения
психики ребенка. Своеобразие качественных
изменений в процессе психического развития
– одна из причин трудностей, сложностей
в работе педагога.

Вторая особенность психического развития
– его неравномерность. В возрасте от 0 до 1 года –
период младенчества – особенно интенсивно
развиваются ощущения, т.к. именно они
составляют необходимую чувственную основу
познания окружающей действительности.
Но мышление у младенца развивается менее
интенсивно. В этот период создаются только
предпосылки для его развития.

От 1 года до трех лет ощущения продолжают
развиваться, но уже не так ускоренно,
как другие более сложные процессы. Ребенок
начинает самостоятельно ходить, что расширяет
возможности его действий с вещами. Самостоятельное
передвижение совершенствует восприятие
вещей в пространстве. Происходит исключительно
быстрое овладение речью. На основе овладения
речью начинает развиваться чисто словесное
мышление. Ребенок, хотя и в элементарной
форме прибегает к мыслительному анализу,
синтезу, сравнению, обобщению.

Третьей особенностью и движущей силой
развития психики ребенка является борьба
внутренних противоречий.

В этом процессе старые представления,
привычки, интересы изменяются, перестраиваются
под влиянием новых, приходящих им на смену
представлений, понятий, интересов. Так
наступает более высокая, качественно
новая стадия психического развития.

Следовательно, в каждом возрастном периоде
одни психические процессы и свойства
характеризуются ускоренным темпом развития, другие – более медленным. Периоды
ускоренного развития тех или иных психических
процессов или свойств называют сензитивными.
В такие периоды дети исключительно чувствительны,
восприимчивы к педагогическим воздействиям.
Эту важную особенность необходимо учитывать
в работе с детьми и создавать максимально
благоприятные условия для развития психических
процессов и свойств. Такими условиями
являются, в частности, занятия физическими
упражнениями.

В системе всестороннего воспитания
детей дошкольного возраста физическое
воспитания имеет особо важное значение.
Организм ребенка в этот период быстро
растет и развивается, в тоже время сопротивляемость
неблагоприятным влияниям среды еще низкая,
ребенок легко заболевает. Поэтому на
первый план выдвигается забота о здоровье.

На протяжении дошкольного возраста
человек меняется так быстро и сильно,
как ни в одно последующее семилетие. Деление
возраста на периоды отражает ступени
биологического развития и одновременно
удовлетворяет требованиям воспитательного
процесса в дошкольных учреждениях. Дошкольный
возраст подразделяют на:

новорожденный – 1- 10-й дни;

грудной – 10 дней – 1 год;

раннее детство – 1-3 года;

первое детство – 4-7 лет.

В практике дошкольных учреждений в связи
с этим употребляют термины:

а) младшие дошкольники (2-4 года) – 1-я
и 2-я младшие группы;

б) средние дошкольники (4-5 лет) – средняя
группа;

в) старшие дошкольники (5-6 лет) – старшая
группа.

Рост и развитие детей дошкольного возраста
подчиняются общим закономерностям живой
материи и происходят в тесном взаимодействии
с внешней средой.

Под ростом понимают количественные
изменения в организме, происходящие за
счет деления клеток, увеличения их размеров.

Развитие – качественный процесс, выражающийся
в совершенствовании деятельности органов
и тканей.

Количественные и качественные изменения
протекают одновременно, но по интенсивности
они не совпадают: на фоне ускоренного
роста отмечается замедленное созревание
и, наоборот, усиленное совершенствование
функции организма притормаживает рост.

Наибольшей интенсивностью рост ребенка
отличается в первый год жизни. Если при
рождении длина тела ребенка в среднем
равна 50 см., то к концу первого года жизни
она достигает 75-80 см., т.е. увеличивается
более чем на 50%.

Читайте также:  Как разработать программу развития ребенка

За период с 3 до 7 лет длина тела увеличивается
в среднем на 28-30 см., причем этот процесс
идет неравномерно. В 3-5 лет ребенок вырастает
за год примерно на 4-6 см., а в 6-7 лет – на
8-10 см., что связано с эндокринными сдвигами,
усилением функции гипофиза. Этот возрастной
отрезок называют первым периодом вытяжения
(второй в 13-14 лет – связан с началом полового
созревания).

Особенностью роста в дошкольном возрасте
является заметное изменение пропорций
тела за счет более быстрого увеличения
длины конечностей по сравнению с туловищем.
Если к 7-ми годам длина туловища увеличивается
в 2 раза, то длина рук – более чем в 2,5 раза, а ног – более чем в 3 раза.

Масса тела за период с 3 до 7 лет увеличивается
на 8-10 кг, причем так же неравномерно. Среднегодовые
прибавки составляют 1,2-1,3 кг в 3 года и
доходят до 2,5 кг в 6-7 лет. Начиная с 5 лет
более активно растет грудная клетка,
особенно у мальчиков.

Таким образом, антропометрические показатели
у здоровых детей из месяца в месяц меняются
то более, то менее интенсивно в зависимости
от возраста, сезонов года, характера деятельности.

У дошкольников одного и того же возраста
длина тела различна. Есть дети низкого, среднего,
высокого и даже очень высокого роста.
При одинаковой длине тела у детей может
быть различной его масса. Если длина тела
обусловлена наследственными свойствами,
то масса – величина, тесно связанная
с характером питания, двигательным режимом,
наличием заболеваний и т.д. Показатели
длины тела и соотношение длины и массы
положены в основу оценки физического
развития ребенка.

Дети, у которых масса тела соответствует
длине тела, находящейся в пределах от
ниже средней до высокой, имеют нормальное
физическое развитие (их большинство).
Другую группу составляют дошкольники
с отклонениями в физическом развитии.
Варианты отклонений различны. Прежде
всего, это низкий рост, который является
признаком отставания в физическом развитии.

Чаще отстают в физическом развитии дошкольники,
перенесшие в раннем возрасте рахит или
дизентерию, а также имеющие близорукость
и некоторые хронические заболевания.
С отставанием в физическом развитии связано
и нарушение речепроизношения, особенно
в возрасте 3-4 лет, когда речевая функция еще
достаточно не закрепилась.

В период адаптации при переводе дошкольников
из младшей в последующие группы, а затем
от воспитания в детском саду к систематическому
обучению и воспитанию в школе у детей
наблюдаются не только снижение интенсивности нарастании
массы тела, но даже ее падение (резкий
дефицит).

Обычно после устранения условий, задерживающих
закономерное нарастание соматометрических
параметров, проведения определенных
гигиенических мер (рационализация режима
воспитания и обучения) – скорость роста
этих параметров становиться в 3-4 раза
интенсивнее обычной, и показатели через
некоторое время достигают возрастных
нормативов.

2. Социологизаторский подход 
развития школьника.

Если рассматривать социологизаторский подход к пониманию
проблемы психического развития, то можно
начать с того, что в психологии создано
много теорий, по-разному объясняющих
психическое развитие ребенка, его истоки.
Их можно объединить в два больших направления
— биологизаторское и социологизаторское.
В биологизаторском направлении ребенок
рассматривается как существо биологическое,
наделенное от природы определенными
способностями, чертами характера, формами
поведения. Наследственность определяет
весь ход его развития — и его темп, быстрый
или замедленный, и его предел — будет
ребенок одаренным, многого достигнет
или окажется посредственностью. Среда,
в которой воспитывается ребенок, становится
всего лишь условием такого изначально
предопределенного развития, как бы проявляющим
то, что дано ребенку до его рождения. Противоположный
подход к развитию психики ребенка наблюдается
в социологизаторском направлении. Его
истоки — в идеях философа XVII века Джона
Локка. Он считал, что ребенок появляется
на свет с душой чистой, как белая восковая
доска (tabula rasa). На этой доске педагог может
написать все, что угодно, и ребенок, не
отягощенный наследственностью, вырастет
таким, каким его хотят видеть близкие
взрослые. Представления о неограниченных
возможностях формирования личности ребенка
получили достаточно широкое распространение.
Социологизаторские идеи были созвучны
идеологии, господствовавшей в нашей стране
до середины 80-х годов, поэтому их можно
найти во многих педагогических и психологических
работах тех лет. Очевидно, что оба подхода
— и биологизаторский, и социологизаторский
— страдают односторонностью, преуменьшая
или отрицая значение одного из двух факторов
развития. Кроме того, процесс развития
лишается присущих ему качественных изменений
и противоречий: в одном случае запускаются
наследственные механизмы и развертывается
то, что содержалось с самого начала в
задатках, в другом — под воздействием
среды приобретается все больший и больший
опыт. Развитие ребенка, не проявляющего
собственной активности, напоминает скорее
процесс роста, количественного увеличения
или накопления.

3. Заключение

Разнообразные медицинские, демографические,
социологические и другие данные, отражающие динамику состояния
здоровья российских дошкольников в последние
годы, свидетельствуют о том, что так называемая
«антропологическая катастрофа» – уже
не тревожащая перспектива, а суровая
реальность наших дней. Как известно, постнатальный
цикл закладки психофизиологического
фундамента здоровья приходится на дошкольные
годы. Одна из возможностей решения
связана с гуманитаризацией всей проблематики
психического и физического здоровья
современного ребенка-дошкольника.   

По оценке специалистов, человеческое
здоровье на 20% определяется качеством
окружающей среды, на 30% – генетически закрепленными признаками, на 50%
– факторами социокультурного и психолого-педагогического
порядка: взаимодействиями внутри макро-
и микросоциальных сред, воспитанием,
образом жизни, индивидуально-личностными
особенностями, включая отношение к миру,
другим людям, самому себе. Дело не только
в преобладании удельного веса этих факторов,
но и в их активном влиянии на характер
генетической и «средовой» детерминации
здоровья, которая по мере развития человека
становится все более специфицированной,
«избирательной».

4. Список литературы

Детская психология : Учебное пособие
для студентов педагогических институтов/
Люблинская А.А. – М., Просвещение, 1971.

Возрастная физиологическая и школьная
гигиена: Пособие для студентов педагогических
институтов /А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова
и др. – М.: Просвещение, 1990.

Гигиенические основы воспитания детей
от 3 до 7 лет/Е.М. Белостоцкая, Т.Ф. Виноградова,
Л.Я. Каневская, В.И. Теленич. – М.: Просвещение,
1987.

Хухлаева Д.В. Теория и методика физического
воспитания детей дошкольного возраста.
Учебное пособие для студентов педагогических
институтов. – М.: Просвещение, 1978.

Морфофункциональное созревание основных
физиологических систем организма детей
дошкольного возраста /Под ред. М.В. Антроповой, М.М. Кольцовой.
– М.: Педагогика, 1983.

Рунова М.А. Двигательная активность
ребенка в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез,
2000.

Шебеко В.Н. и др. Практикум по физическому
воспитанию в дошкольных учреждениях:
Учеб.пособие / В.Н. Шебеко, В.А. Шишкина, Н.Н. Ермак. –
Мн.: Унiверсiтэцкае, 1999.

Шпак В.Г. Физическое воспитание детей
от рождения до школы. – Витебск: Изд-во
ВГУ, 1997.

Источник