Социокультурная ситуация развития ребенка в доу

Людмила Кириллова
Современная социокультурная ситуация развития дошкольников и приоритеты в современной педагогической работе

Психологические особенности детей дошкольного возраста всегда привлекали внимание и интерес педагогов, психологов и, конечно же, родителей. Л. Н. Толстой считал, что в течение первых пяти лет жизни человек приобретает в своем развитии больше, чем за всю последующую жизнь.

Поэтому, забота о своевременном и полноценном психическом развитии детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение – главная профессиональная задача не только педагогов. Для успешного решения этой задачи необходимо знать и учитывать возрастные закономерности и особенности развития детей.

Идут годы, сменяются экономические и общественные формации, нарушается преемственность поколений в воспитании детей. И, прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, жизненных ценностей и установок. Ситуация в России тоже не стала исключением. Современные родители озабочены образованием и развитием детей, формированием их физического здоровья. Однако не менее важно заложить основы душевного здоровья,необходимым условием которого является наличие четких моральных ориентиров: целостности, самостоятельности и ответственности личности.

Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются именно в дошкольном детстве.

В нашем государстве существовала идеология, в которой высшей ценностью признавалось общественное благо, благо других людей. Это способствовало воспитанию нравственных качеств – доброты, отзывчивости и внимательного отношения к другим людям.

В современных социально-экономических условиях развития получил распространение индивидуализм, как ведущая позиция человека по отношению к обществу. Современные родители воспитывают ребенка не для общества, а «для него самого». Главное, к чему они стремятся, – чтобы их дети были успешны, могли «чего-то добиться в жизни». Ребенок начинает рассматривать все явления жизни с позиций того, что ему нравится или не нравится, полезно или не нужно. Однако родители не учитывают, что индивидуализм мешает человеку научиться строить гармоничные отношения с окружающими людьми.

Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их со сверстниками и взрослыми.

Особенно большое внимание вопросу воспитания чувств ребенка уделял В. А. Сухомлинский. «…Детский мир – это мир особенный, – писал он. – Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве…» Сухомлинский считал, что очень важно именно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону все законы совести и справедливости, тот никогда не станет настоящим человеком и гражданином. «Эгоисты, шкурники, люди, равнодушные к горю и невзгодам других, как раз и вырастают из тех, кто в детстве знает лишь свои желания и не обращает внимания на интересы коллектива».

Обязательное условие нормального развития ребенка – его активное общение. Процесс общения способствует не только формированию речевой активности, но и обусловливает личностные, эмоциональные, поведенческие и другие особенности детей. Таким образом, умение общаться, устанавливать дружеские, конструктивные отношения, учитывать состояние другого – навыки, необходимые не только взрослому человеку.

Ведь коммуникабельные дети в меньшей степени подвержены

социальному одиночеству, они включены в игровую деятельность со сверстниками и часто занимают позицию лидеров в своей возрастной группе.

Педагогу очень важно научить этому своих воспитанников, ведь он готовит ребят к серьезному этапу на их жизненном пути – обучению в школе.

В педагогической практике также возникли определенные перегибы. Личностно-ориентированный подход, применяемый без разумных и целесообразных ограничений, приводит, как показала практика, к формированию бескультурного поведения, которое, в конечном счете, неминуемо становится источником проблем не только для окружающих, но и для самого ребенка.

Ориентация родителей на успех приводит к тому, что они больше всего интересуются развитием интеллектуальных возможностей ребенка и значительно меньше беспокоятся о формировании его душевных качеств, эмоциональной сферы, для которой именно дошкольный возраст является сензитивным периодом.

Средства массовой информации – телевидение, журналы и газеты – в недавнем прошлом постоянно показывали «труд советских людей»в самых разных сферах: сельском хозяйстве, производстве, науке, искусстве. Героями газет и экрана были космонавты, хлеборобы, шахтеры, ученые. Педагоги МБДОУ детский сад комбинированного вида № 451 стараются дать воспитанникам, как можно больше знаний об окружающем мире, о различных профессиях… Дети знают, что, первый человек, полетевший в космос, был гражданином России. О трагедиях на шахтах и гибели шахтеров они слышат в «Новостях». Об ученых, представителях интеллигенции, о рабочих, жителях деревни дети слышат преимущественно в контексте бедствий и проблем – экологических, экономических, социальных. Из десяти, опрошенных мной детей подготовительной группы, только одна девочка имела представление о том, что означает слово «ученый», да и то только потому, что в будущем, когда она станет взрослой, она мечтает стать ученым и «изучать мир, различные камни драгоценные рассматривать под микроскопом». У остальных слово «ученый» ассоциировалось со словом «учить», «учитель», «учит ребятишек читать да писать». Благодаря работе педагогов дети имеют понятия о «сельском хозяйстве», «хлеборобах». Но такие слова, как «овощевод», «фермер», «комбайнеры» привели их в замешательство. Давно в телевизионных передачах не видели мы комбайны, «плывущие» по бескрайным волнам полей пшеницы… не видим мы, чтобы ими гордились, их чествовали и вообще о них говорили. Времена Героев Социалистического труда, Героев Советского Союза, смотрящих на нас с экранов, во время награждения их орденами, аплодисментами, остались в прошлом веке. Также – мы не видим, чтобы чествовали и гордились людьми рабочих профессий … Опять же из десяти, опрошенных мной детей, только несколько ребят смогли вспомнить и назвать такие рабочие профессии,как: строитель, слесарь-сантехник, крановщик,

Сейчас героями прессы и телеэкрана стали политики, олигархи, деятели шоу-бизнеса, «звезды» эстрады.

Современные дети, воспитывающиеся в такой социокультурной обстановке, говорят, что, став взрослыми, они хотят жить хорошо. Не составляют исключение и наши дети. Только одна девочка сказала, что она хочет жить «средне», остальные хотели жить «хорошо», «богато», «серебряно». Что же они вкладывали в эти понятия? Современные дети, когда вырастут, хотят быть начальниками («Он много денег получает», бизнесменом («Это очень-очень богатый человек», директором банка («Он дает кредиты, дал деньги в кредит маме и папе», главным бухгалтером («Моя мама – главный бухгалтер и папа – главный бухгалтер тоже).

Ответы детей – отражение нашего сегодняшнего представления о том, что значит «жить хорошо». Ведь 20 лет тому назад на этот же вопрос, кем они хотят быть, когда вырастут, дети отвечали иначе.

В девяностых годах я работа воспитателем в подготовительной группе МБДОУ детский сад комбинированного вида № 440. Часто в наш детский сад приезжали тележурналисты с операторами, брали интервью у детей моей группы.На вопрос: «Кем они хотят быть, когда вырастут?»Дети отвечали: строителем, парикмахером «как мама», учителем, ветеринаром «как дедушка», врачом, воспитателем «как Вы, Людмила Валерьевна», «милиционером «как папа»

При этом они имели достаточно хорошее представление о том, какую будут выполнять работу: строить дома; делать красивые прически «волосы подстригать»; учить детей, «чтобы они были умными, стали учеными»; лечить животных,если они заболеют: лечить людей; воспитывать детей «читать им, учить их считать, животных любить и никого не обижать»; защищать людей от бандитов «бандитов арестовывать и арестовывать тех, кто нарушает правила дорожного движения»… Само представление во взрослости в сознании детей было неразрывно связано именно с работой, которую они выполняли. У меня в группе была девочка, которая мечтала о том, что будет ветеринарным врачом (уже в третьем поколении). Ее дедушка был ветеринарным врачом, и мама училась на последнем курсе Сельскохозяйственного института (тогда он так назывался) «на врача, который лечит животных», как говорил она, и очень гордилась своим дедушкой и мамой.

С тех пор, как дети моей подготовительной группы перестали посещать детский сад и поступили в первый класс, прошло почти 20 лет. Дети выросли, сейчас им за двадцать … Одни из них работают, другие еще учатся… С некоторыми из них я поддерживаю отношения до сих пор. Одна из моих воспитанниц закончила Высшую академию МВД России, впереди ее ждет адвокатская карьера. Среди моих выпускников есть учителя, экономисты, продавцы, водители … Один из моих выпускников занимается малым бизнесом.

Отрадно, что и сейчас – наши дети мечтают,когда вырастут быть : пожарным, бухгалтером, милиционером, парикмахером.

Приведу несколько примеров: «Я хочу быть механиком – чинить машины. Сам буду зарабатывать и сам куплю себе квартиру и еще машину…» или «Я буду пожарником. Буду тушить пожары. Спасать людей от пожара», «Хочу деньги заработать и купить гараж и машину, дом очень-очень большой. Сам куплю», «Я сам буду зарабатывать и когда вырасту, куплю себе гоночную машину»; «Я хочу быть парикмахером. Стричь, мыть челку, причесывать».

Конечно, в ответах современных детей их будущая взрослая жизнь большей частью связывается не только со сферой деятельности, но и со сферой потребления. Так, общаясь с детьми подготовительной группы,я услышала и такое: «А дом и машину мне купит папа», «Когда я вырасту, папа купит мне машину» (лимузин, квартиру, телефон с сенсорным экраном без кнопок, «Конечно, мама и папа купят мне машину», «Хочу денег побольше», «Хочу, чтобы были у меня миллиарды…».

Таким образом, в современной социокультурной среде ребенок дошкольного возраста, к сожалению, пока не получает достаточно импульсов для формирования важнейших векторов своего развития,к которым можно отнести:

– ориентацию на полезный для других людей труд;

– ориентацию на стабильную семейную жизнь родителей;

– представление о добре и зле;

– уважение и доверие к старшим;

– интерес к культуре и истории своего народа, любовь к своей стране.

В этой ситуации система образования, которая была и остается достаточно консервативным звеном общественной жизни, должна осознавать ответственность за формирование основ душевного здоровья у нового поколения.

Источник

МДОУ ИРМО «Ширяевский детский сад комбинированного вида»

Статья по теме : «Дошкольник в современном мире социальные ситуации развития и культурные практики»

Составила воспитатель: Смолянинова М.Ю.

Мир, в котором мы живем сегодня, не похож на тот который был вчера. И это не игра слов, а выраженная в словах скорость, с которой наша жизнь претерпевает модификации.

 Целью и задачами написания данной статьи является: –  повышение профессионального уровня воспитателя; определить взаимосвязь между социальной ситуацией и культурной практикой; ознакомить с ролью культурных практик в формировании культурно и культурно-гигиенических навыков у детей, а также ознакомить с практиками которые используются непосредственно в нашем детском саду.

В настоящее время дети  развиваются в мире с  огромным потоком информации. Их родители: папы и мамы работают,( да и бабушки и дедушки тоже)  и  в силу своей занятости и нехватки времени мало общаются и занимаются со своими детьми. По некоторым данным в среднем родители проводят с детьми не более 2-3 часов в день. Взрослые живут своей жизнью, а дети своей. Всё это приводит к отчуждению детей и взрослых, к непониманию потребностей друг друга. Родителям кажется, что  нужно как можно раньше приобщать детей  к взрослой жизни и достижениям технического прогресса. Но это не так. Главное право ребёнка – это его право на детство, на полноценное проживание всех возрастных периодов. Дошкольный возраст (3–7 лет) — особенный период развития ребенка. В этом возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Импульсивное поведение ребенка начинает подчиняться нормам и правилам поведения. Закладывается модель «правильного» поведения и отношения к обществу.

В каждый конкретный возрастной период между человеком и обществом складывается определенная система отношений – социальная ситуация развития. Это  понятие было введено советским психологом Львом Семеновичем Выготским, основателем культурно-исторического подхода в психологии, и связано с новым пониманием роли среды для развития ребёнка. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребёнка и наряду с психологическими новообразованиями сознания и личности развития является структурным компонентом психологического возраста. В периоды возрастных кризисов социальная ситуация развития перестраивается и тем самым задаёт новое направление развитию ребёнка. Специфика социальной ситуации развития состоит в содержании задач, противоречий, которые необходимо разрешить ребёнку для преодоления кризисного периода и дальнейшего развития. [1] 

К началу дошкольного периода ребенок имеет достаточно развитые органы чувств, способность ориентироваться в пространстве и перемещаться в нем, и кроме того большую тягу к самостоятельности.

В дошкольный период ребёнку предстоит,  переход от мира предметов к миру людей.  От привычного семейного окружения, к общению с  другими людьми: взрослыми и детьми. В приведенной ниже таблице дана характеристика социальных ситуаций присущих в тот или другой возрастной период:

                                     Социальная ситуация

Период.

Окружение

Поведение

Вид деятельности

Общение

Младший дошкольный возраст

члены его семьи

появляются сверстники первые друзья

воспроизводит действия взрослых; с постепенным усложнением главный девиз «Я сам»

Игровая деятельность появляются предпосылки к сюжетно-ролевой игре.

Эмоционально-практическое общение  – важно выразить себя и добиться внимания. К концу данного периода общение приобретает еще одну сторону – познавательную

перехода от младшего дошкольного возраста к старшему

Растет  значимость сверстников и детского коллектива в целом

Возраст  «Почемучек». Ребенок охотно помогает взрослым, постепенно вовлекаясь в его действия.

Игровая деятельность остается ведущей, но происходит более тщательная подготовка к сюжетно- ролевым играм: создание условий, подбор игрового материала.

Ситуативно-деловое общение.  Речь играет главную роль в общении, накапливается опыт и знания. Дети общаясь вовремя игры добиваются признания , стараются скрыть свои недостатки. Появляются первые конфликты.

Старший дошкольный возраст

Значимость сверстников приобретает главенствующую роль , а общение с членами семьи отходят на второй план

 Ребенка все больше интересует мир взрослых взаимоотношения и правила поведения в нем Взрослый становится источником знаний и образцом в поведении.

Усложняется игровая деятельность. У игр появляются цели и задачи, правила распределяются роли и устанавливаются обязанности действующих лиц.

Усложняются формы общения появляется внеситуативно-деловое общение не связанное с игрой. Дети могут разговаривать между собой на, обсуждать других людей и т.п. Зарождается личностное общение

Анализируя социальную ситуацию дошкольного возраста можно с уверенностью говорить, о  растущей значимости в жизни ребенка его сверстников; об  усложнении форм общения и взаимодействия, и о том, что культура поведения в этих процессах будет иметь не маловажную роль

Для формирования культуры поведения  у дошкольника принятого в обществе как нельзя лучше подходят  – культурные практики. Термин «культурные практики» ребенка интерпретируется и широко используется в работах Н.Б. Крыловой. Культурные практики – это также стихийное и подчас обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. До школы культурные практики ребёнка вырастают на основе взаимодействия с взрослыми, а также на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения-изучения-исследования).[2]

По мнению Крыловой  Натальи Борисовны, следует   выделять следующие виды культурных практик:

1. Свободные практики детской деятельности (игра, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность и др.)

2. Практики культурной идентификации и взаимодействия ребёнка окружающим социумом (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игры и др.).

3. Практики игрового взаимодействия (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры и др.).

4. Коммуникативные практики (чтение художественной литературы, развитие речи, игры-драматизации и. т д.)

5. Культурные практики здорового образа жизни (физическое развитие, воспитание культурно-гигиенических навыков и др.)

6. Культурные практики формирования поведения и отношения (сюжетно-ролевые игры, бытовой труд и др.)

7. Культурные практики познания мира и самопознания (познавательно-исследовательская, продуктивная деятельность, нравственно-патриотическое воспитание, самопознание и др.)

Благодаря широкому диапазону воздействия на ребенка культурные практики способствуют всестороннему развитию дошкольника.  В  них дети самостоятельно, по своей инициативе и на основе своих индивидуальных желаний, интересов, потребностей, способностей, умений осваивают доступные им виды деятельности и способы поведения.

Актуальность применения культурных практик в образовательном процессе в дошкольном учреждении.

 Актуальность применения в образовательном процессе культурных практик продиктовано положениями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Культурные практики становятся важной и неотъемлемой частью образовательного процесса в дошкольном учреждении (п. 2.11.2. «В содержательном разделе Программы должны быть представлены особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик»).  Такие практики способствуют сохранению и укреплению здоровья ребенка.

Сегодня в мире проблема  сохранения и укрепления здоровья человека стоит на одном из первых мест, а особенно проблема  сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.   В связи с этим президентом был,  подписал Указ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» от 29 мая 2017 года. Одной из задач которого состоит реализация мероприятий направленных на формирование здорового образа жизни детей и молодежи и внедрении здоровье сберегающих технологий.

Одной из составляющих здорового образа жизни человека является формирование у него культурно-гигиенических навыков, что происходит уже в раннем возрасте. «Одна из важнейших задач детского сада, – писала Н.К.Крупская – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. Как из малого складывается большое, так и из правильно сформированных культурно-гигиенических навыков сформируется важная составная часть культуры поведения, которая в свою очередь будет обуславливать общую культуру поведения и общения в обществе.

Теперь  я хочу рассказать о культурных практиках, которые применяют воспитатели нашего детского сада.

В нашем детском саду, как и в других дошкольных учреждениях, большое внимание уделяется укреплению и сохранению здоровья дошкольника, что будет иметь значение и для его успешной  социализации.

Для воспитания  у ребенка навыков  культурного поведения, воспитатели используют разнообразные культурные практики. При этом  необходимо хорошо помнить и понимать, что ребенок наряду с положительным опытом: аккуратность, бережливость, опрятность, будет усваивать и опыт отрицательный, что может привести к созданию конфликтных ситуаций. Поэтому родителям и воспитателям необходимо выступать в определенном тандеме для достижения наилучших результатов действуя по определенным правилам и требованиям. Для этого воспитатели осуществляют подборку консультативного материала.

Культурные практики лучше всего проводить во второй половине дня. В данный период  у детей есть больше свободного времени над ними не давит стереотип занятий,  и они могут проявить всю свою инициативу. Воспитатели создают условия для сотрудничества, свободного выбора, самовыражения ребенка.

 В приведённой ниже таблице приведены примеры культурных практик, которые используют воспитатели нашего детского сада для формирования у дошкольников культурно-гигиенических навыков:  

Культурные практики

Цель

 Деятельность

Какие  навыки развивает

возраст

Совместная игра воспитателя и детей

Способствовать обогащению содержания творческих игр, освоению детьми игровых умений и навыков

 сюжетно-ролевая,

игра имитация

игра-инсценировка

игра – драматизация

Самообслуживание: правила приема пищи, раздевания одевания, опрятности, умывания.

Младший возраст

сюжетно-ролевая игра  

режиссерская игра  

игра-инсценировка

игра – драматизация

 игра экспериментирование

Самообслуживания .

Культуры поведения за столом, в группе, на улице.

Средний возраст

Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта

Направить деятельность  детей на приобретение опыта в решении определенных проблем. дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах

Ситуации как реальные –  оказание помощи малышам, старшим, так и вымышленным героям, сказочным. Игровые ситуации:

«Помоги кукле одеться»

«Мишка заболел»

«Уложи кукол спать

Самообслуживание: правила приема пищи, раздевания одевания, опрятности, умывания

Младший возраст

Игровая ситуация:

«Будем знакомы»

« Помоги  Маши…»

«Мы дежурные»

«Покорми птиц»

Самообслуживания .

Культуры поведения за столом, в группе, на улице.

Средний возраст

Старший возраст

Творческая мастерская

Предоставить  детям условия для практического применения их знаний ,умений и опыта

просмотр презентаций, оформление выставок,

просмотр презентаций, оформление выставок, создание коллекций.

творческие проекты  

эксперименты.

Самообслуживание: правила приема пищи, раздевания одевания, опрятности, умывания

Самообслуживания .

Культуры поведения за столом, в группе, на улице.

Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

Музыкально-театральная и литературная гостиная

Способствовать восприятия музыкальных и литературных произведений.

Чтение потешек, прибауток, сказок. , прослушивание музыкальных произведений

Самообслуживание: правила приема пищи, раздевания одевания, опрятности, умывания

Младший возраст

Чтение художественной литературы различных жанров, прослушивание музыкальных произведений

Самообслуживания .

Культуры поведения за столом, в группе, на улице.

Средний возраст

Старший возраст

Сенсорный и интеллектуальный тренинг

Обеспечить формирования сенсорного восприятия

Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

При закреплении навыков одевания и раздевания обращать на цвет одежды у ребенка.

Младший возраст

Детский досуг

Способствовать реализации творческого потенциала ребенка, создание положительного эмоционального настроя,

Игры

Развлечения

 Праздники

Закрепление культурно- и культурно-гигиенических навыков и умений.

Все возраста

Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность

Направить деятельность  детей на приобретение трудовых навыков и умений, опыта самообслуживания.

 Самообслуживание.

хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

 Самообслуживание.

Культуры поведения за столом, в группе, на улице.

Все возраста

Вывод: Культурные практики позволяют разнообразить деятельность воспитателя по формированию у детей культурно и культурно-гигиенических навыков и умений. Проведение разнообразных игр, экспериментов (особенно водой) где дети вовлекаются в непосредственную деятельность дают наилучшие результаты. По нашим наблюдениям детям младшего возраста наиболее интересны игровые ситуации – «Одень куклу»; « Помоги Мише собраться на прогулку»;  «Мы идем в гости». Подборку таких или подобных игровых ситуаций можно найти в книге Г.И. Винниковой. [3] Данная подборка поможет не только воспитателям но и будет интересна и полезна родителям. В среднем и старшем возрасте дети сами создают подобные ситуации  и проигрывают их, распределяя в них роли, создавая сюжет игры. Если анализировать проведенные эксперименты то на первом месте будет эксперимент «Волшебное яйцо» когда совместно с воспитателям дети при помощи очищенного яйца определяют чистоту рук. Из организованных досуговых мероприятий ребятам  нравится «Путешествие в Королевство Зубной Щетки», которое помогает дошкольникам лучше усвоить гигиенические  навыки и осознать важность их соблюдения. Соревнования «Кто быстрее?» не только развивают двигательную активность, но и помогают детям понять, что если делать все аккуратно можно оказаться победителям.

Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. С помощью культурных практик реализуется целевые ориентиры на этапе завершения первой ступени общего образования. Таким образом, культурные практики напрямую решают задачи социализации дошкольника.

Список литературы

1 Выготский Л. С. Психология развития человека — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005

2.Бабаева Т.И., Солнцева О.В. Проектирование культурных практик дошкольников в образовательном процессе детского сада // Детский сад: теория и практика, 2015 № 5. М..: Эдисон-Пресс, С.38-47

3 Винникова Г.И. Занятия с детьми2-3 лет: Познавательное и социальное развитие. – М.;ТЦ сфера, 2017. – 128с

 4 Крылова, Н.Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка [Текст] / Н.Б. Крылова // Новые ценности образования (Самобытность детства). 2007. №3. С. 79-108

 5 Интервью Лыковой  И. А. доктора педагогических наук, ведущего научного сотрудника

ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва. –«Сущность культурных практик и их значение для развития ребенка.»

 6 Новиковская О.А. «Ничего, никому не скажу!: маленькие подсказки для родителей» : – М.;АСТ; СПб; Владимир: ВКТ, 2008 – 64с.

7  Смирнова Е.О.  Тип: тезисы конференции Тезисы III международного конгресса «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» (23−26 мая 2006 года в г. Казани)

Источник