Социокультурная развитие ребенка в творчестве
Татьяна Мазкова
Значение социокультурной предметно-пространственной среды в творческом развитии дошкольника
Чтобы сформировать творческую личность, обладающую познавательными потребностями, способностями, умеющую самостоятельно моделировать цели, содержание и способы организации своей деятельности, необходима целенаправленная интеграция всех педагогических усилий, требуется социальное, духовное, информационное взаимодействие образовательной и окружающей социокультурной среды. То есть необходимо рассмотреть педагогическую категорию «социокультурная образовательная среда», поскольку именно в этой среде осуществляется самоформирование личности, её саморазвитие, в этой среде личность проявляет свою деятельностную сущность, отражая себя в мире и мир в себе.
Леонтьев, считал, что среда – это, прежде всего то, что создано человеком. «Это – человеческое творчество, это культура». То есть, наука стоит на позиции понимания среды, как результата и процесса собственного творческого саморазвития личности. Важно понимание образовательной среды как совокупности условий и влияний на растущего человека, а также возможностей для его развития, содержащихся в социальном и предметном окружении и его внутреннем, личностном потенциале.
Социокультурная предметно-пространственная среда дошкольного учреждения, усиливает единство духовно – ценностностного и «вещного» мира в жизни ребёнка. Соединение двух терминов «социокультурная» и «предметно-пространственная» в единое понятие позволяет нам подчеркнуть, что это среда, включающая предметы, вещи, образы, знаки, символы, в которых кристаллизируется и отражается культура и опыт, знания и умения, накопленные человечеством, а также отношения личности к труду, творчеству, миру в целом, заключённые «в предметном мире».
Основываясь на известных теоретических идеях, выдвинуты основные концептуальные положения организации предметно-пространственной среды в условиях преемственности образовательного процесса.
Среда является отражением духовной сущности человека. Среда – большой мир, макрокосм. Человек – малый мир – микрокосм.
Среда – результат и стимул выявления и создания культуры, в том числе культуры своего народа или этноса, переплетение разных культур региона, этнографического прошлого своего и других народов, современного социокультурного пласта и взгляд в будущее.
Проектирование среды, способствующей пробуждению творческой деятельности, и поиск адекватных способов управления в ней – задачи, адресованные творческой активности работников дошкольного образования. Ребенок с раннего возраста знакомится с окружающим его миром предметов. Для психического развития его, для формирования деятельности, для воспитания творческой активности это весьма важно. Однако педагогика рассматривает этот мир, в основном, только с точки зрения его предметного разнообразия. Считается, чем богаче предметная среда, тем лучше для развития ребенка. Но нам представляется, что для развития ребенка важна не сама по себе среда, а то, как ее воспринимает ребенок, как ее преподносят ему. Далеко не всегда предметное разнообразие способствует психическому развитию.
Формируя воображение и творчество у детей, следует так организовывать предметную среду, чтобы она стала пусковым механизмом. В этом плане особое место занимают задания, где предметы или их изображения понимаются по-разному. Так, детям (особенно младшего и среднего возраста) целесообразно давать задания, которые предусматривают что-то дорисовать или просто представить, что это такое; самим придумать и задать взрослому или сверстнику аналогичное задание; предложить для рисования и строительства разнообразные, самой необычной формы листа бумаги и кубики. Положение о том, что в психическом развитии ребенка особое место принадлежит деятельности, стало уже аксиомой. И, тем не менее, действующие способы организации деятельности признать удовлетворительными нельзя уже в силу того, что они не способствуют развитию творчества.
Еще одно обстоятельство,затрудняющее действия педагогов по подбору материалов и игрушек: новые рамки в мире игрушек и развивающих пособий для дошкольников.
В последние десятилетия Россия открыта для зарубежной игрушки, особенно, китайской, турецкой и т. д. С одной стороны, дорогой и престижной, с другой стороны, очень дешевой и не очень качественной. Заполнение российского рынка этими игрушками, реклама игровых материалов приводит к тому, что и педагоги, и родители теряются в этом безбрежном море игрушек и материалов, не зная, что выбрать для детей. Дошкольников захлестывают волны Барби, Покемонов и других быстро сменяющих друг друга. Коммерческие вопросы, как правило, не только не совпадают с педагогическими, но могут даже напрямую противоречить последним. Реклама и практическая доступность любого рода материалов (в том числе, педагогически ценных) может приводить к перенасыщению, калейдоскопичности среды, что также вредно для развития ребенка, как и скудость среды.
Во-первых, само по себе обилие развивающего материала не дает гарантий успеха в развитии ребенка; во-вторых, пространство групповых помещений имеет свои пределы и не может вместить все «полезное», в –третьих: атака рынка игрушек и полиграфической продукции. Действительно, отсутствие ясных ориентиров приводит к тому, что зачастую в групповых помещениях много избыточного материала, и в тоже время недостающего. К искажению среды может приводить и чрезмерное увлечение воспитателями материалами нового поколения по принципу «новое – значит, хорошее», которые вытесняют хорошие традиционные игры, имеющие гораздо большую развивающую ценность. Также, в предметной среде материалов, укоренен гендерный дисбаланс среды в пользу преобладания женских материалов, т. е. наблюдается феминизация среды.
В связи с отмеченными выше обстоятельствами общая стратегическая линия при подборе материалов, оборудования, игрушек для дошкольнойорганизации может быть намечена следующим образом:
1. Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатков) целостную, многофункциональную, трансформирующую среду;
2. Традиционные и национальные материалы, также материалы нового поколения должны подбираться сбалансированно, сообразно педагогическим ценностям;
3. Необходимо учитывать полоролевую специфику и обеспечивать среду, как общим, так и специфичным материалам для мальчиков и девочек.
В любой дошкольнойпрограмме основу образовательного процесса составляют разные виды деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, двигательная, которые способствуют решению развивающих задач на определенном возрастном этапе. Следственно, предметная среда должна включать материалы, обеспечивающие каждый из этих видов деятельности и продвигающие ребенка вперед, направляющие на дальнейшее созидание, творческую прогрессию.
Источник
Елена Владимировна Болотина
Социокультурное развитие детей младшего дошкольного возраста
Социокультурное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Что такое доброта? Что это такое доброта?
И увидеть нельзя, и нельзя потрогать.
Доброта – это когда, доброта – это тогда, когда
Все друг другу друзья и дружить все могут!
Социокультурное развитие – это формирование у детей системы ценностей: представлений о добре и зле, времени и пространстве, дружбе. В процессе социокультурного воспитания дети осваивают социальный опыт, приобретаются знания, умения, навыки, формируется общение и взаимодействие с другими людьми, закладываются определенные нормы и правила.
Социокультурное развитие ребенка по ФГОС ДО должно осуществляться путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, необходимо формировать у дошкольников первичные представления о культурных традициях своего народа. Традиция – это «ценностная социокультурная коммуникация между поколениями людей, определяющая все последующее развитие культуры»; множество представлений, обрядов, привычек передаваемых из поколения в поколение.
Дошкольный возраст это такой период, когда ребенок очень восприимчив к социокультурному развитию, перед ним открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих отношений и многое другое. Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение – семья, друзья.
Уже в раннем возрасте происходит формирование ценностей. Важно учитывать в какой семье воспитывается ребенок, вырастая в подростка, а затем во взрослого. Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным. В дошкольном возрастеформируется становление фундамента личности: самооценки, эмоционального интеллекта, нравственных ценностей и социализация.
Семья – одна из важнейших базовых социокультурных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В ее позитивном развитии, сохранении, укреплении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. Становление семьи, ее стабильность и благополучие зависит от множества факторов и предпосылок, возникающих задолго до ее создания. Подсознательная программа «наследия предков», заложенная в человеке семьей, действует в течение всей его жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чувства.
Семья, является для ребенка первым проводником в открытый мир, вводит его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, формируя способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Приобретенным «багажом»ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества в будущем, проявить эти приобретенные знания будучи семьянином.
Приобретая опыт стихийно формирующегося «образа семьи» у ребенка характеризует фрагментарность, неточность представлений, зависимость от степени эмоционального благополучия/неблагополучия ребенка.
Именно в семье определяется степень богатства, насыщенности уровня «образа семьи» накопление ребенком разнообразных впечатлений, приобретение опыта эмоционального переживания семейных ситуаций, усвоение способов взаимодействия с близкими людьми. Все родители мечтают, чтобы их дети выросли хорошими людьми. В первую очередь семья влияет на развитие ребенка, на нравственную составляющую личности, именно семья дает первое представление о добре и зле.
С древнейших времен добро и зло являются основными категориями в общении людей. Они представляют собой обобщенную форму оценки и разграничения нравственного и безнравственного в как поступках отдельного человека, так и в поступках (отношениях) между членами семьи.
Добро – одно из наиболее важнейших категорий этики. В понятии добра люди выражают свои интересы, пожелания и надежды на будущее. С помощью добра люди оценивают все происходящее вокруг них, общественные явления и действия отдельных лиц. В зависимости от того, что именно подвергается оценке (поступок, моральное качество личности, взаимоотношения людей или состояние общества в целом, общее понятие добра приобретает форму более конкретных понятий – добродетели, справедливости.
Зло – морально-этическая категория, по своему содержанию является противоположностью добра. В моральном сознании общества понятие зла является наиболее обобщенным выражением представлений о безнравственном поведении, заслуживающем осуждения, характеристикой отрицательных моральных качеств (таких как обман, малодушие, низость….).
Если добро ассоциируется с жизнью, процветанием и благоденствием для всех людей, то зло – это то, что разрушает жизнь и благополучие человека. Зло – это всегда уничтожение, подавление, унижение. Зло всегда ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга, вносит дисгармонию в семью, во внутренний мир личности, разрушает исходные ориентиры человеческой жизни.
Будучи противоположностями, добро и зло существуют неразрывно. Содержание добра и зла как оценочных моральных понятий обусловлено идеалом нравственного совершенства. Добро – это то, что приближает человека к человеческому идеалу. Зло – то, что отделяет от него.
Младший дошкольный возраст – это особенный возрастной период, «святой», «хрупкий», самый чувствительный к разнообразным влияниям. Ребенок впитывает всё новое, как «губка», а значит, все, что он в себя вбирает, оно становится его частью и начинает определенным образом влиять на его психическое и духовное развитие.
Ребенок развивается физически, интенсивно развивается и его внутренняя жизнь, он активно включается в систему поведения, способов общения.
В первые годы жизни ребенка личный пример родителей представляет для него образец поведения.Ребенок подражает всему: словам, интонации, действиям взрослых. Семейные ценности постепенно усваиваются им и становятся его личными ценностями. Семья является доминантой телесного и духовного развития ребенка. И как важно не потерять это золотое время, о котором впоследствии родители будут вспоминать, как о безвозвратном!
То, что дети видят и слышат у себя в семье, оказывает на них огромное влияние. Фотографии, картины на стенах, журналы и книги, музыка и телевизионные программы – всё это создаёт определённую атмосферу семьи, закладывает фундамент личности ребёнка. От рождения дети не владеют способностью мыслить критически, поэтому все окружающее для них становится привычным, обыденным, воспринимается ими, как норма. Мы желаем, чтобы наши дети были добрыми, щедрыми и любили не только себя.
Совместные усилия родителей и воспитателей будут более плодо-творными,если всегда будем помнить о таком духовном законе: «На что человек смотрит, тем и становится». Задумываясь над моральной атмосферой семьи,спросите себя: «Что мои дети видят и слышат в нашем доме»? Давайте будем более внимательными тому, какие книги и журналы смотрят наши дети, какую музыку слушают, какими игрушками и как играют наши дети. Убедитесь в том, что информация, получаемая ребенком, соответствует вашим представлениям о добре и зле, что мы хотим, чтобы отложилось в его сознании.
В семье ребенок видит образцы поведения, когда родные поддерживают друг друга в трудной ситуации, делятся душевным теплом и лаской. Я убеждена, что деятельность детского сада должна строиться на союзе воспитателя и родителей, на их взаимопонимании и доверии.
Учитывая личный жизненный опыт, у меня сложилась определенная система в работе с родителями, с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением умением стать помощником и союзником родителям, семье, детям.
Рано или поздно каждому из нас приходится в жизни делать выбор: находиться на стороне добра или зла, подлости и предательства или сопереживания и взаимовыручки. Задача воспитателя и родителей помочь нашим детям в становлении жизненного пути. Перефразируя слова Ф. М. Достоевского – красота, спасет мир и подразумевая под этим, в первую очередь, красоту нравственную, все лучшее что есть в людях, можно сказать –доброта, спасет мир. Думаю, что это должно стать девизом нашего непростого, быстротечного времени.
Источник
Евгения Кобзева
Социокультурное развитие старших дошкольников посредством детского фольклорного театра
Тема педагогического опыта: «Социокультурное развитие старших дошкольников посредством детского фольклорного театра».
Актуальность и перспективность опыта. Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей является театрализованная.
В современном обществе по-новому должна решаться проблема подготовки детей к жизни в условиях перемен в педагогике, культуре, искусстве. Назрела необходимость в передаче подрастающему поколению сохранившихся в течение веков ценностей традиционных народных культур. Соотношение традиционного и инновационного ставит перед педагогами новые задачи по творческому освоению традиционных культур. Нарушение единства образовательного и социокультурного процессов негативно отразилось на общих тенденциях воспитания детей. Современные условия предусматривают развитие творческой и креативной личности. А в истоках развития личности в целом лежит воспитание. Для полноценного развития и творческого становления личности необходимо создание условий для самоопределения и социализации. Только такая личность может быть успешной в современном социуме.
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогом дошкольных образовательных учреждений, очень важной остаётся задача приобщения детей к детскому фольклорному театру с самого раннего возраста.
Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; Детское творчество – одно из актуальных проблем дошкольной педагогики. Её исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплое, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие др.
В настоящее время в рамках внедрения ФГОС дошкольного образования предъявляются повышенные требования как к формам организации разных видов детской деятельности, так и к содержанию воспитательно-образовательного процесса в целом.
Проблема использования театрализованной деятельности в воспитательно-образовательном процессе в современных условиях носит актуальный характер, так как обусловлена недостаточным использованием в дошкольных учреждениях развивающего потенциала театрализованной игры.
Условия формирования опыта.На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:
– изучение методической литературы:
– повышение квалификации и профессиональная переподготовка.
Теоретическая база опыта.
Теоретическая база опыта очень важна, ведь работа воспитателя в целях повышения уровня воспитанников в области социокультурного развития закладывает тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение величия человеческого духа. Современный мир изобилует огромным количеством информации, но, к сожалению, она не вся является полезной и развивающей. Это очень негативно отражается на детях с их неокрепшей психикой и неразвитой личностью. Именно детский театр может помочь в таких ситуациях, так как, оперируя театральными приемами, он позволяет развивать у детей чувство сплоченности, эмоциональной раскрепощенности, эмпирическим методом прививает нравственные идеалы, учит правильному поведению детей со старшим поколением. Детский фольклорный театр представляет собой вид искусства, который синтезирует в себе культурный феномен архаичности и современности. Он прививает детям чувство национальной гордости, любви к Отечеству, уважения старших поколений и многое другое. Детский фольклорный театр представляет собой определенный социальный институт, который многогранно развивает детей, эмпирическим путем прививая духовные ценности, не диктуя при этом давно сложившихся культурных традиций. Особенностью фольклорного театра является то, что с помощью занятий в нем ребенок начинает лучше понимать другого человека. В процессе таких занятий детям дается уникальная возможность переживать в игровой деятельности те ситуации, которые теоретически могут быть в их реальной жизни. Данная проблема рассматривалась отечественными и зарубежными исследователями в области эстетики (Ю. Б. Борев, И. Н. Титаренко, Е. А. Дубровская, культурологии (О. Е. Коханая, О. В. Сальдаева, театроведения (С. С. Данилов, народной педагогики (В. Г. Пушкарев). Отмечается, что фольклор – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей. Данный опыт продолжает разработку этой проблемы, связанной с использованием детского фольклорного театра в социокультурном развитии детей, воспитание любви к народному национальному искусству. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Технология опыта. В качестве ведущих методов и приемов работы с детьми, направленных на развитие у детей основ ценностного отношения к миру и реализацию социокультурного развитияпредлагается использовать:
• развивающие практические и проблемно-игровые ситуации, обеспечивающие накопление и реализацию личного опыта поведения и общения.
• инсценировки с игрушками, которые создают у ребенка определенный эмоциональный настрой, пробуждают сопереживания и готовность оказать помощь.
• условные ситуации обсуждения поступков, в которых рассматриваются типичные для детей жизненные ситуации.
• образные игры-имитации, позволяющие ребенку выразить свое отношение к партнеру по взаимодействию.
• упражнения в самостоятельном выполнении принятых правил поведения и взаимодействия.
• практические дела, которые позволяют проявлять ребенку свое эмоционально-положительное отношение к взрослым, сверстникам, игровым персонажам.
Ведущая педагогическая идея заключается в изучении социальных, этических и культурно-нравственных качеств личности ребенка в процессе занятий в детском фольклорном театре.
Театрализованная игра позволяет ребёнку вступить в особые отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей, способствует развитию положительных эмоций, воображения, в дальнейшем соотносить различные впечатления со своим личным опытом в самостоятельной игровой деятельности. Я поставила перед собой цель знакомить детей с материалами фольклора и способствовать этим социокультурному развитию, а также речевой активности детей.
В средней группе ребёнок постепенно переходит:
– от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя;
– игры, в которой главное – сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат;
– игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);
– создание в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.
Углубляется интерес к театрализованным играм. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантомиму двух-четырёх действующих лиц. Театрально-игровой опыт детей расширяется за счёт освоения игры-драматизации.В работе с детьми используются:
– многоперсонажные игры – драматизации по текстам двух – трёх – частных сказок о животных и волшебных сказок («Гуси-лебеди»);
– игры-драматизации по рассказам на тему «Труд взрослых»;
– постановка спектакля по произведению.
Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера («Угадай, что я делаю»).
Особенность театрализованной игры – литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей. В театрализованных играх игровое действие, предмет, костюм или кукла имеют большое значение, так как облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий. Фольклорный театр является традиционным видом искусства,способного многопланово влиять на личность: объяснять мир, выполняет огромную воспитательную роль, способствуя формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества. Фольклор способствует творческому развитию детей в мире сказок, былин, преданий. Находки многовековой истории духовных традиций, систематизированные в фольклоре, должны использоваться при построении современной модели воспитания.
Так, при рассмотрении практического применения и потенциала пословиц в воспитании, трудно переоценить значение трудового воспитания в общей системе народной педагогики. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность. Отражая живописные пейзажи родины, полные красок, звуков, запахов, загадки способствуют воспитанию эстетических чувств.
Сказки, являясь художественно-литературными произведениями – сокровищница народной педагогики. Многие сказки по сути представляют собой сочинения педагогические, т. е. в них содержатся педагогические идеи.
Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков. Роль фольклорного театра очень велика в становлении личности ребенка и его адаптации в обществе. С его помощью дети знакомятся с традициями, которые, в свою очередь, как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов.
Задачи:
рассмотреть суть и функции детского театра, его влияние на становление личности;
изучить взгляды и позиции известных ученых и мыслителей на роль фольклорного театра в жизни детей;
проанализировать методы и приемы народной театральной педагогики, и их роль в формировании навыков выразительного поведения;
рассмотреть становление личности ребенка средствами фольклорного театра.
Методологическая основа:
аксиологический – применяется для решения вопросов, связанных с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, т. е. о связи различных ценностей между собой, а также с социальными и культурными факторами и структурой личности;
аналитический – метод, целью которого является разбор целого на функциональные части для подробного изучения (необходим на этапе познавательной деятельности);
синтетический – метод, позволяющий собрать целое из функциональных частей (является антиподом анализа).
Для реализации поставленных целей использую такие формы работы, как беседы, НОД, чтение и обыгрывание, отгадывание загадок, игры, непосредственно театрализация, слушание, пение.
Анализ результативности.
Опыт работы, который я накопила, показывает, что проводимая работа позволяет открыть ребенку мир словесного искусства, воспитать интерес и любовь к устному народному творчеству, умение слушать и понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, «содействовать» и сопереживать героям, т. е. заложить основу социокультурного развития детей: позволяет передать опыт человечества в доступной форме; помогает воспитывать Осуществление этой задачи связано с воспитанием у детей способностей и умений эстетически воспринимать произведения фольклора, с развитием театральных способностей. Круг чтения составляют главным образом произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки, игры, загадки, сказки. Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям дошкольника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения. Произведения фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Знакомство детей с фольклором, а затем и закрепление происходит через различные формы организованной деятельности детей, совместную деятельность детей и взрослых вне занятий, работу с родителями.
Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка проекта позволила реализовать социокультурное развитие старших дошкольников посредством детского фольклорного театра.
Реализация проекта показала важность инициативы, творческой направленности педагога и детей.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Проблемы и задачи социокультурного развития детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Дети зажаты, инициаторами игр выступают одни и те же, воображение развито не в достаточной степени. Дети не могут объединить несколько сюжетов, выстроить сюжетную линию. Большинство детей с радостью принимают роль, но не умеют активно пользоваться своей речью, движением, мимикой и пантомимой, мало импровизируют.
Целью формирующего этапа предполагалось социокультурное развитие детей посредством детского фольклорного театра на основе разработанной методики, отличающийся от традиционных подходов, и её апробацию с целью выявления эффективности. Исходя из данных диагностикибыл составлен перспективный план работы с детьми.
В начале учебного года был составлен план кружка по определённым темам. Запланировали показ сказки «По щучьему велению». На занятиях говорили о фольклоре, о народном театре, знакомились с Петрушкой. Некоторые занятия и подготовка к театрализации проводились с музыкальным сопровождением. Занятия строились также на технике речи – скороговорки, дыхательные упражнения. Проводились игры. Использовались атрибуты. Привлекались родители к изготовлению костюмов и декораций для детского театра.
Знакомились с фольклорными произведениями. В детском театре начали использовать русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и ёж») и т. п. после их прочтения проводилось обсуждение произведения, в ходе котрого дети выявляли характер героев и как можно его показать, проиграть. Проводились развивающие игры «Что ты слышишь за окном?», «Передай позу», «Летает-не летает», «Растёт – не растёт», «Живой телефон», которые развивают у детей память, слуховое внимание, координацию движений, воображение и фантазию. Применялись этюды и упражнения, которые развивают у детей умение передавать своё эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.А также игры по технике речи: «Зарядка для язычка», «Цоканье»и на дыхание: «Эхо», «Ветер», на развитие фантазии «Продолжи сказку». Дети с удовольствием заучивают роли в стихах.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Опыт работы по социокультурному развитию старших дошкольников посредством детского фольклорного театра может применяется педагогами МБДОУ «Лямбирский детский сад №2 «Родничок» и может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений района. Развлечения, театральные представления и открытые занятия по развитию речи с использованием фольклора, представление педагогического опыта размещены на порталах педагогического сообщества в моем личном блоге, а также на сайте детского сада, и могут быть использованы в своей работе воспитателями.
Источник