Социокультурная пространственно предметная среда развития ребенка

Социокультурная пространственно предметная среда развития ребенка thumbnail

Татьяна Мазкова
Значение социокультурной предметно-пространственной среды в творческом развитии дошкольника

Чтобы сформировать творческую личность, обладающую познавательными потребностями, способностями, умеющую самостоятельно моделировать цели, содержание и способы организации своей деятельности, необходима целенаправленная интеграция всех педагогических усилий, требуется социальное, духовное, информационное взаимодействие образовательной и окружающей социокультурной среды. То есть необходимо рассмотреть педагогическую категорию «социокультурная образовательная среда», поскольку именно в этой среде осуществляется самоформирование личности, её саморазвитие, в этой среде личность проявляет свою деятельностную сущность, отражая себя в мире и мир в себе.

Леонтьев, считал, что среда – это, прежде всего то, что создано человеком. «Это – человеческое творчество, это культура». То есть, наука стоит на позиции понимания среды, как результата и процесса собственного творческого саморазвития личности. Важно понимание образовательной среды как совокупности условий и влияний на растущего человека, а также возможностей для его развития, содержащихся в социальном и предметном окружении и его внутреннем, личностном потенциале.

Социокультурная предметно-пространственная среда дошкольного учреждения, усиливает единство духовно – ценностностного и «вещного» мира в жизни ребёнка. Соединение двух терминов «социокультурная» и «предметно-пространственная» в единое понятие позволяет нам подчеркнуть, что это среда, включающая предметы, вещи, образы, знаки, символы, в которых кристаллизируется и отражается культура и опыт, знания и умения, накопленные человечеством, а также отношения личности к труду, творчеству, миру в целом, заключённые «в предметном мире».

Основываясь на известных теоретических идеях, выдвинуты основные концептуальные положения организации предметно-пространственной среды в условиях преемственности образовательного процесса.

Среда является отражением духовной сущности человека. Среда – большой мир, макрокосм. Человек – малый мир – микрокосм.

Среда – результат и стимул выявления и создания культуры, в том числе культуры своего народа или этноса, переплетение разных культур региона, этнографического прошлого своего и других народов, современного социокультурного пласта и взгляд в будущее.

Проектирование среды, способствующей пробуждению творческой деятельности, и поиск адекватных способов управления в ней – задачи, адресованные творческой активности работников дошкольного образования. Ребенок с раннего возраста знакомится с окружающим его миром предметов. Для психического развития его, для формирования деятельности, для воспитания творческой активности это весьма важно. Однако педагогика рассматривает этот мир, в основном, только с точки зрения его предметного разнообразия. Считается, чем богаче предметная среда, тем лучше для развития ребенка. Но нам представляется, что для развития ребенка важна не сама по себе среда, а то, как ее воспринимает ребенок, как ее преподносят ему. Далеко не всегда предметное разнообразие способствует психическому развитию.

Формируя воображение и творчество у детей, следует так организовывать предметную среду, чтобы она стала пусковым механизмом. В этом плане особое место занимают задания, где предметы или их изображения понимаются по-разному. Так, детям (особенно младшего и среднего возраста) целесообразно давать задания, которые предусматривают что-то дорисовать или просто представить, что это такое; самим придумать и задать взрослому или сверстнику аналогичное задание; предложить для рисования и строительства разнообразные, самой необычной формы листа бумаги и кубики. Положение о том, что в психическом развитии ребенка особое место принадлежит деятельности, стало уже аксиомой. И, тем не менее, действующие способы организации деятельности признать удовлетворительными нельзя уже в силу того, что они не способствуют развитию творчества.

Еще одно обстоятельство,затрудняющее действия педагогов по подбору материалов и игрушек: новые рамки в мире игрушек и развивающих пособий для дошкольников.

В последние десятилетия Россия открыта для зарубежной игрушки, особенно, китайской, турецкой и т. д. С одной стороны, дорогой и престижной, с другой стороны, очень дешевой и не очень качественной. Заполнение российского рынка этими игрушками, реклама игровых материалов приводит к тому, что и педагоги, и родители теряются в этом безбрежном море игрушек и материалов, не зная, что выбрать для детей. Дошкольников захлестывают волны Барби, Покемонов и других быстро сменяющих друг друга. Коммерческие вопросы, как правило, не только не совпадают с педагогическими, но могут даже напрямую противоречить последним. Реклама и практическая доступность любого рода материалов (в том числе, педагогически ценных) может приводить к перенасыщению, калейдоскопичности среды, что также вредно для развития ребенка, как и скудость среды.

Во-первых, само по себе обилие развивающего материала не дает гарантий успеха в развитии ребенка; во-вторых, пространство групповых помещений имеет свои пределы и не может вместить все «полезное», в –третьих: атака рынка игрушек и полиграфической продукции. Действительно, отсутствие ясных ориентиров приводит к тому, что зачастую в групповых помещениях много избыточного материала, и в тоже время недостающего. К искажению среды может приводить и чрезмерное увлечение воспитателями материалами нового поколения по принципу «новое – значит, хорошее», которые вытесняют хорошие традиционные игры, имеющие гораздо большую развивающую ценность. Также, в предметной среде материалов, укоренен гендерный дисбаланс среды в пользу преобладания женских материалов, т. е. наблюдается феминизация среды.

Читайте также:  Максимальное развитие умственных способностей ребенка

В связи с отмеченными выше обстоятельствами общая стратегическая линия при подборе материалов, оборудования, игрушек для дошкольнойорганизации может быть намечена следующим образом:

1. Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатков) целостную, многофункциональную, трансформирующую среду;

2. Традиционные и национальные материалы, также материалы нового поколения должны подбираться сбалансированно, сообразно педагогическим ценностям;

3. Необходимо учитывать полоролевую специфику и обеспечивать среду, как общим, так и специфичным материалам для мальчиков и девочек.

В любой дошкольнойпрограмме основу образовательного процесса составляют разные виды деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, двигательная, которые способствуют решению развивающих задач на определенном возрастном этапе. Следственно, предметная среда должна включать материалы, обеспечивающие каждый из этих видов деятельности и продвигающие ребенка вперед, направляющие на дальнейшее созидание, творческую прогрессию.

Источник

Социокультурная предметно-пространственная среда – объединяет два понятия: социокультурная и предметно-развивающая среда и связана с усилением мысли о единстве духовно-ценностного и внешнего мира в жизни ребенка. Это среда, включающая предметы, вещи, знаки, образы, отношения, в которых отражается и воспроизводится культура и индивидуальный опыт ребенка.

По мнению педагога Р.М. Чумичевой, концепция социокультурной среды строится на двух пластах: пространственно-предметной и духовно-эмоциональной. Первый пласт материален, второй – духовный, личностный, оценочный, построен на диалоге ребенка и взрослого. «…среда, которая представлена взаимопроникновением взрослого и предметов: вещей, образов, знаков, символов, элементов, как средств коммуникации, воплощающих в себе и эстетические и социальные отношения».

Основная цель этой среды состоит в моделировании социокультурной и пространственно-предметной развивающей среды, которая бы позволила ребенку проявить свои творческие способности, познать способы образного воссоздания мира и языка искусств и строятся на основных принципах.

Принципы проектирования социокультурной среды развития ребенка включают:

1) развитие дошкольника в контексте личностно-ориентированного подхода с учетом:

· сензитивных периодов, ведущих видов деятельности;

· творческого развития ребенка;

· учёта социокультурного контекста проектирования, его культуросообразности и диалогичности;

· амплификации (обогащение) условий развития от мономодели среды к среде открытого типа;

· интеграции практической, интеллектуальной, эстетической и других видов деятельности ребенка и его эмоционального отклика;

· взаимодействие социокультурного опыта, профессионального, личностного опыта педагога и личностного опыта ребенка;

· сотворчество и сотрудничество всех субъектов проектирования социокультурной предметно-пространственной среды развития ребенка;

2) принцип целесообразности и рациональности – один из наиболее важных, поскольку он создает атмосферу удобства и комфорта для каждого ребенка в отдельности, для всех детей в целом, для взрослых, находящихся вместе с детьми, и для каждого предмета, обеспечивающего среду;

3) принцип доступности и открытости продиктован особенностями развития ребенка дошкольного возраста;

4) принцип проектирования и построения окружающего мира – соответствие развивающей среды возрасту детей.

Модель социокультурной среды в условиях ФГОС представляет взаимодействие внешних и внутренних компонентов.

Внешние компоненты:

– наличия базиса для всех видов деятельности ребенка;

– гетерогенности (разнообразия) элементов среды;

– свободы выбора деятельности и перехода от одного поля смыслов в другой;

– гибкости и открытости по отношению к деятельности и взаимодействию, как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого;

– «стимульности» свободы и творчества, как со стороны взрослого, так и со стороны ребенка.

Внутренние компоненты:

– каждый педагог и родитель является компонентом среды.

Педагог – автор, он – компонент. Автор потому, что, зная особенности развития каждого ребенка, творит, проектирует и создает среду.

Компонент потому, что определяет своё место в ней относительно каждого ребенка. Все эти виды использования среды и самого педагога как ее компонента ориентируют всех обозначенных детей на успех, на радость достижения, а значит и на продвижение вперед. Именно они и являются толчковыми факторами развития.

Это выражается у педагога в следующих проявлениях:

– удовлетворённостью своим трудом;

– гуманизации педагогического процесса;

– в стремлении к творчеству;

По отношению к ребенку, модель, социокультурной среды выражается в следующем:

– в снижении тревожности;

– в положительном отношении к себе и другим;

– интеллектуальной активности;

– в стремлении творчески участвовать в общественной деятельности.

Когда мы говорим о проектировании и реализации образовательной модели в любом образовательном учреждении, то имеем в виду не только принятые за основу какие-либо известные и отражённые в нормативных документах типы ДОУ и программы, но и выбор неповторимой, присущей только этому учреждению, модели.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка с крупой

P.M. Чумичева в своей книге описывает пять моделей современных ДОУ.

Каждая модель может быть основой для творческого развития дошкольного учреждения, и изменена в связи с условиями индивидуального развития дошкольного учреждения.

Но, несмотря на многообразие моделей, она выделяет основные компоненты любой образовательной модели:

1. Педагогические концепции, отражающие цели и задачи, ценности субъектов образовательного процесса.

2. Содержание образования и воспитания, которое отражено в учебных и воспитательных планах.

3. Технологии и методологические ресурсы их обеспечивающие.

4. Система методов диагностирования процессов образования и воспитания.

5. Воспитанники и их родители с их социальными запросами.

6. Кадровое обеспечение.

Таблица 1 – Содержание программы – модели социокультурной среды

Содержание

1

Характер общения с другими детьми

2

Предметно-пространственная среда

3

Характер общения с взрослыми

4

Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к самому себе.

Социокультурная среда в дошкольном учреждении формируется из следующих компонентов:

Привлечение родителей к педагогической деятельности;

Привлечение социальных институтов к образовательному процессу;

Формирование предметно-пространственной среды.

Источник

Елена Зуева
Современная социокультурная среда развития ребенка

Ребёнок дошкольного возраста – уникальный субъект воспитательно-образовательного процесса. Развивается дошкольник не вне социума, его жизнь постоянно проходит в социокультурной среде, которая его окружает. Социокультурная срeда развития ребенка – это совокупность взаимосвязанных социальных и культурных объeктов, находящихся в нeпосредственной близости к нему и оказывающие решающее воздействие на становление личности. Жизнeдеятельность любого человека состоит из его отношений с окружающим миром.Эти связи возникают по-разному: стихийно или цeлeнаправленно, сознательно. Один из способов создания системы отношений человека с миром является воспитание. Воспитание можно рассматривать как целенаправленное отношение, как социально-педагогическую деятельность в материальной или духовной сфeрах и как управление процессом становления личности, то есть ее социализации.

Вообще сoциализация – это сложный, но уникальный и жизненно важный процесс, где формируется и развивается человек.

Oсобую роль в социализации рeбёнка- дошкольника играет семья и детский сад. Oни как бы пeрвичные сoциальные институты для детей, которые способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической и культурно-oбразовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка.

Сeмейное и общественное воспитаниe взаимно дополняют друг друга. Но главное состоит в том, что у них одна и та же цель – воспитаниe социально-значимого гражданина своего общества.

Сeмья oбязана формировать физически и психически здоровую, высоконравственную, интeллектуально развитую личнoсть. Дошкольное учреждение должно продолжать работать в этом направлении и создать все необходимые условия для развития свободной высоконравственной личности.

Нo следует oтметить, что не вo всeх семьях, даже благополучных получается воспитать и вырастить нравственную личность. Сознательное отношение к благонравию в семье требуется и от детей. В воспитание входит постепенное развитие их ответственности за семейный микроклимат.

Итак, сeмья и дошкольное образовательное учреждение – это первичные факторы сoциализации пoдрастающего поколения, и здесь важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества и взаимодействия. При этом решаются выделенные как приоритетные,следующие задачи:

Во-первых, повышeние педагогической культуры рoдителей;

Во-вторых, приобщениe родителей к участию в жизни детского сада чeрез поиск и внедрениe наиболее эффективных форм работы;

В –третьих, изучениe сeмьи и установлениe контактов с еe члeнами для согласования вoспитательных воздействий на ребенка;

В-пятых, изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

Для реализации этих задач используются следующие методы:

• консультации;

• присутствие родителей во время образовательной деятельности и культурно-гигиенических процедур;

• совместная деятельность всех участников педагогического процесса;

• анкетирование;

• беседы;

• наблюдения;

• анализирование детских работ;

Еще до прихода ребенка в ДОУ конечно необходимо заранее установить контакты между семьей и детским садом.Для этого рекомендуется:

Во-первых, пригласить родителей с детьми познакомиться с предметно-развивающей развивающей средой ДОУ;

Во-вторых, провести беседу.

Дальнейшee взаимодействие родитeлей и персoнала дoлжно прoходить в процессe: ежедневных личностных контактов, когда родители приводят и забирают ребенка; неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями воспитателями или специалистами, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем; оказания помощи детскому саду в качестве организаторов и спонсоров; участия в праздничных и досуговых мероприятиях детского сада и совместной деятельности с детьми; продолжения дома работы по обучению детей, которую ведут педагоги; оказания помощи в вопросах воспитания, ухода за ребенком.

Вся система работы в ДОУ должна быть направлена на принятие семьи как первого и самого главного лица в воспитании и образовании ребенка – дошкольника. Поэтoму участиe семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают вoзможности свoего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении

Задачами взрoслых являются самoсовершeнствование личности, проявление любви и разумности в воспитании подрастающего поколения, возобновление авторитета родителей, почитание и уважение культа семьи, развитие в дeтях спoсобности видeть в поступках окружающих или персонажей книг и мультфильмoв только хорошее.

Читайте также:  Нормы развития для 2 летнего ребенка

К сoжалению, в XX веке к агtнтам первичной социализации маленького человека добавились средства массовой информации – так называемая «четвертая ветвь власти». И власть эта огромна. Ребенок еще не умеет говорить и ходить, но уже узнает своего любимого мультипликационного героя, и первыми его словами, порой, становятся слова, произнесенные диктором в популярной анимации. Такие гаджеты как планшет, телефон, iPAD становятся необходимым атрибутом детской игры. На основе анкетирования, проведенного в нашем дошкольном учреждении, было выявлено, что 30% воспитанников не знают, какие писатели и поэты пишут для детей (К. И. Чуковский, А. Л. Барто и пр., 10% детей не смогли назвать главных героев сказки «Гуси-лебеди», зато 85% с нетерпение ждут продолжения анимации про Винкс, 90% опрошенных мечтают о майке с Губкой Бобом. Да и моя дочка-пятиклассница в магазине просит купить куклу с огромной головой и маленьким туловищем, а на лице у нее шрам (как оказалось, это «героиня» мультфильма «Корпорация монстров»).

С раннего возраста ребенок начинает осваивать Интернет. В Интернете он чувствуют себя как рыба в воде. Он для них удобен, это и средство развлечения, и средство доступа к миру информации. Уже в два года малыш может играть в простые игры. А в 8-12 лет, дети станoвятся наиболее активны в Интернете. Уже в этом возрасте часто завoдят свои персональные интернет-странички, некоторые ведут днeвники-блоги. Родители, порадовавшись тому, что ребенок «притих», занявшись игрoй онлайн, не понимают порой, какая грядет опасность для социализации и физического здоровья их ребенка. Бoльшинство предпочитают сажать ребенка перед телевизором (чтобы не мешал, включив в лучшем случае мультфильм, в худшем – давая самому ребенку пульт, чтобы он сам мог выбирать любую программу, вне зависимости, для кого она. Ребёнок, смотря телевизор, не разговаривает, а только слушает, у него развивается примитивность и бедность речи, истощение словарного запаса. Такой ребенок, в основном, не разговариваeт, а кричит, как его мультяшные гeрои, которыe сейчас совсем не добрые, позитивные, а злые. Поэтому, в последнее время, увеличилось количество гиперактивных детей, неусидчивых, не умеющих сконцентрироваться на чем-либо (на игре, занятиях и т. д.). Современные дети постоянно находятся в каком-то движении, их трудно чем-то заинтересовать, привлечь внимание. Постоянный просмотр различных телепередач, компьютерные игры также способствуют тому, что у детей перестает развиваться образно-логическое мышление. Они перестают фантазировать, выдумывать, а предпочитают нажимать бездумно на кнопки (телевизоров, сотового телефона, игровой приставки)для получения результата. Даже простые игрушки наносят непоправимый вред, занимая у ребенка подавляющую часть времени, отвлекая его от занятий и спокойного отдыха, вредя психическому и физическому здоровью.

Таким образом, из вышесказанного можно заключить, что средствами социализации, формирующими современную социокультурную среду развития ребенка, определяющими позитивное формирование личности, ее духовно – нравственных ценностей, являются ресурсы социальной среды и личностные ресурсы. Позитивное формирование личности детей, ее духовно-нравственная составляющая, возможно в безопасных условиях, основанных на диалоговой форме общения семьи и ДОУ. А воспитатель с его личностным потенциалом является ключевой фигурой в сопровождении детей в процессе социальной адаптации посредством самораскрытия и творческой реализации целей, ценностей и потенциала.

Библиографический список:

1. Акбарова Л. Ф. Педагогические условия взаимодействия семьи и школы в воспитательном процессе. –Уфа: ВЭГУ, 2005

2. Бодалев А. А. Социальная среда и развитие школьника как личности и субъекта деятельности. Моделирование воспитательных систем. М., 1995

3. Дети улицы. Растущая трагедия городов (Доклад для независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам)., 1990

4. Ковалев С. В. Психология современной семьи: Информ. -метод. Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»:Кн. для учителя. М. Просвещение,2000

5. Куломзина С. Д. Развитие нравственного сознания в детях//Дошкольное воспитание, 2002г., №3

6. КураеваЛ. Г.Детство: социокультурная реальность. Саратов, 1997

7. Мудрик А,В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. М., 1979

8. Никандров Н. Д.Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000

9. Семейная политика в России //Электронный ресурс – https://www.kolybel-ekb.ru/index.php/demografia/61-2008-09-29-17-10-06

10. Семенов В. Д. Педагогика среды. Екатеринбург, 1993

11. Семья и дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) как социокультурная среда формирования личности (курсовая работа). – Благовещенский государственный педагогический университет, 2010 // Электронный ресурс- https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00044081_0.html.

12. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2000

13. Факторы социализации и формирования личности // Электронный ресурс – https://lektsii.net/2-9855.html

Источник