Социальный опыт и развитие ребенка средствами игры

Социальный опыт и развитие ребенка средствами игры thumbnail

юлия карикова
Формирование социального опыта ребёнка посредством реализации игровых проектов

С самого рождения ребёнок-первооткрыватель, исследователь того мира, который его окружает. Поэтому неслучайно, что детей называют почемучками.

Речь- как ведущее средство общения сопровождает ребёнка и все виды детской деятельности. От качества речи, умение пользоваться ею в игре, в образовательной деятельности зависит успешная деятельность детей, приятия сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Проведя наблюдения и мониторинговые исследования детей нашей группы мы выявили ряд проблем

Перед нами встали задачи,которые нам необходимо решить:

-Обогащать познавательную сферу детей информацией через организованную образовательную деятельность, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь

-Способствовать активизации речи детей в различных видах деятельности

-Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности, способствующей возникновению познавательно-речевой активности.

-Совершенствовать предметно-развивающую среду по данному направлению

-Обогащать социальный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми

-Развить позицию самостоятельности, активности,инициативности в поисках ответов на вопросы, сбора информации и применения полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности, направить энергию и любопытство наших детей в нужное русло.

Как показывает практика, особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребёнок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому наш первый шаг в работе над проектом- выбор темы (постановка проблемы).

Второй шаг- это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю,где мы учитываем все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т. д. когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда, начинаем совместную работу с детьми.

Первый этап разработки проекта- Мы выносим проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигаем гипотезу, которую предлагаем детям подтвердить в процессе поисковой деятельности. Вводим детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулируем задачи.

Второй этап работы над проектом : Мы разрабатываем совместный план действий по достижению цели (а гипотеза- это и есть цель проекта). Помогаем детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Определяем источники информации, подбираем материалы и оборудования для работы.

После составления совместного плана действий начинаем третий этап работы над проектом- его практическая часть. Наша задача на данном этапе- создать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой.

Заключительным, четвёртым этапом работы над проектом является презентация проекта. Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал воспитанников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Защита проектов осуществляется в различных формах: в процессе игровой интегрированной деятельности и театрализованных представлений, путём создания книг, поделок и макетов с их последующим. Мы создаём все условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой, невербальными средствами общения (жесты, мимика и т. д.)

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию детей.

В своей группе с детьми мы уже реализовали несколько проектов: это

Проект «Книга- лучший друг», целью которого, привить любовь к художественному слову, интерес к книге, развивать познавательные и коммуникативные качества.Нами была проведена большая работа : оформлена групповая библиотека, знакомились с историей создания книги, изготовляли книжки- малышки по темам, рисовали рисунки, упражнялись в самостоятельном сочинительстве маленьких стишков, сказок. Была оформлена выставка книг детских писателей, знакомили детей с их творчеством, участвовали в литературных викторинах, драматизации сказок, рисовании иллюстраций к любимым сказкам. Итог проекта: «Викторина сказок», семейная выставка «Закладка своими руками», оформление уголка книг, выставка творческих работ.

Особый восторг у детей вызвал исследовательско -творческий проект: «Вода- наш добрый друг», где мы с детьми эксперементировали, проводили опыты с водой, учились играть с ней, и конечно же итогом проекта стал КВН «Чистая вода нужна всем и всегда» альбом «Где живёт вода»

-Творческие проект «Здравствуй осень, здравствуй осень хорошо, что ты пришла» направленный на развитие познавательных интересов, связной речи,цветовосприятия, умения детей наблюдать и делать выводы. Итог данного проекта: совместная выставка с детьми и родителями поделок из природного материала. Праздник «Осенняя ярмарка»

В канун Нового года совместно с родителями был реализован проект «Скоро, скоро он придёт добрый праздник Новый год», направленный не только на развитие познавательно- речевого интереса, но и на формирование межличностного общения у старших дошкольников. В рамках проекта нами был проведён ряд мероприятий: конкурсы» Новогодняя игрушка», «Лучшее стихотворение», «Поделка своими руками», театрализованное представление «Снежная королева», ёлка «Новогодних пожеланий», работала почта «Деда Мороза».

В настоящее время близится к завершению проект «Мама- дорогой на свете человек»где завершающим этапом станет : выставка творческих рисунков «Моя милая мама», подарок изготовленный своими руками маме, концерт для мам «Шарик пожеланий»

Используя традиционные методы и формы организации работы, не всегда можно добиться высокого уровня развития речи детей, поэтому мы считаем, что самый короткий путь решения этих проблем- это путь через игру. Ведь игра-это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. Из своего игрового опыта ребёнок черпает представления, которые он связывает со словом и развитием коммуникативных качеств.

В любой из своих проектов мы обязательно включаем систему коррекционно-развивающих игр по развитию коммуникативных качеств у детей. Отдельные виды игр по разному влияют на развитие познавательно- речевой деятельности. Мы предлагаем дидактические игры в занимательной, игровой форме, где дети сами находят решения, преодолевая трудности- это повышает их познавательную, умственную и речевую активность. Мы убедились в эффективности игр-экспериментов, они дают возможность детям научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы и добиваться результатов. В строительно-конструктивных играх происходит формирование положительных взаимоотношений между сверстниками, они носят коллективный характер. А также включаем разнообразные формы работы: Составление творческих рассказов, беседы, рассматривание картин, иллюстраций, альбомов, продуктивную деятельность, чтение художественной литературы,экскурсии и др.

Но особый интерес у детей вызвали ролево- игровые проекты.

Ролевые игры помогают ребёнку освоить правила и законы взрослых людей. Ребёнку предоставляется возможность побывать в роли актёра, режиссёра, музыканта. Каждый ребёнок играет по своему, но все они копируют в своих играх взрослых. Поэтому мы уделяем большое внимание театрализованной деятельности, всем видам театра, драматизации, играм- имитации, играм- импровизации, музыкальным играм и др. Мы создаём необходимые условия для организации сюжетно-ролевых игр.

Читайте также:  Консультация для родителей по психическому развитию ребенка

Опираясь на это нами были разработаны и реализованы ролево-игровые проекты как:

Проект «Моя семья» где конечным продуктом стала выставка рисунков» Счастливый выходной день», фотоотчёт «Наша счастливая семья»

Ролево- игровой проект «Все профессии нужны, все профессии важны» конечный продукт презентация «Профессии»

Ролево -игровой проект «Наша Армия» Он был завершён спортивным праздником «К защите Родины готов» и выставкой поделок, детских рисунков, изготовлен коллаж «Мой папа в армии»

Как показал наш опыт работы, спецификой использования метода проектов является то, что нам педагогам необходимо наводить ребёнка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и втягивать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

Реализуя метод проектной деятельности, исходя из результатов проведённого нами наблюдения и мониторинга,можно сделать следующие выводы:

-действуя самостоятельно, дети начали разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях

-дети делятся своими впечатлениями о событиях, происходящих в их жизни, могут выразить свою точку зрения, не боясь высказать свои предположения

-полученные знания наши воспитанники используют для создания новых объектов деятельности

-У детей наблюдается большие сдвиги в познавательно-речевом развитии

-участвуя в реализации проектов, дети ощущают себя значимым в группе сверстников и в обществе.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность, предполагающая тесное сотрудничество и партнёрство родителей, педагогов и детей, способствует созданию атмосферы психологического комфорта в группе. Благодаря направленности проектной деятельности на конкретный конечный результат и планированию практических действий для достижения поставленной цели она помогает повысить качество образовательного процесса, интегрировав все образовательные области, в процессе планомерной, целенаправленной, последовательной игровой деятельности детей, педагогов и родителей в процессе реализации проекта решаются все задачи программы по развитию речи у дошкольников.

Источник

Ирина Оськина
Социальное развитие дошкольников средствами игры

Социальное развитие дошкольников средствами игры

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве, поэтому социализация ребенка проходит именно в игре. В этот период ребенок делает первые шаги, в познании окружающего мира, приобретает опыт для жизни в обществе, осваивает основные нормы и социальные отношения. Игрыв которые обычно играют дети можно разделить на 3 основные группы:

1 группа – это подвижные игры. Подвижные игры – прекрасное средство физического воспитания детей. У них воспитываются навыки поведения в коллективе.

2 группа – дидактические игры в лото, в разноцветные пирамидки и т. д. У каждой такой игры своя образовательная задача. Эти игры дают возможность познакомиться с разными предметами и явлениями действительности. У детей формируется представления, развиваются наблюдательность, восприятие, память, мышление.

3 группа – творческие ролевые игры. В этих играх дети изображают жизнь и труд взрослых людей. Играя, дети относятся к своему воображаемому труду, игрушкам и товарищам так, как в действительной жизни относятся к своему труду и друг к другу взрослые.

Наибольшее значение для социализации ребенка имеет сюжетно-ролевая игра. Поговорим о ней подробнее. В ролевой игре в особых, создаваемых им самим игровых условиях, самостоятельно воспроизводит общественные и трудовые функции взрослых. Ролевая игра, в которой дошкольники воспроизводят жизнь взрослых – своеобразная форма участия их в жизни взрослых… Совершенно неправильно было бы думать, что развитие ролевой игры может происходить стихийно, что ребенок самостоятельно может понять общественные отношения, существующие между взрослыми людьми, общественный смысл их деятельности. Специальные исследования и педагогический опыт показывают, что новое содержание должно быть внесено в игру взрослыми. Знакомя детей с окружающей действительностью, раскрывая им в доступной для них форме общественные функции людей и общественные отношения между ними, взрослые тем самым способствуют развитию игры, ее содержанию.

Как же руководить детскими играми? Руководить детской игрой лучше всего, играя вместе с ними. Кроме непосредственного участия в игре можно сделать детям указания по ходу игры или подобрать соответствующие игрушки. В игре взрослые многому учат детей, формируют их моральные качества. Однако попытки обучать детей намеченному воспитателем сюжету игры, разыгрывание роли по показу приводят к скучному шаблону, подавливают воображение детей, лишают игру ее педагогического значения. Самое сложное и важное – обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре. Как способствовать объединению детей, как научить их распределять роли, считаться с товарищами. При этом ставятся задачи по отношению ко всему коллективу и к отдельным детям. Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать детей, понимать их игровые замыслы их переживания.Это не просто: ребенок, особенно в младшем возрасте, не всегда может делиться со взрослыми своими намерениями. Педагогу необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Такому педагогу дети охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью чтобы направлять игру, необходимо опираться на психологию детей, считаться с детским замыслом, бережно относиться к творческой выдумке. Педагог оказывает влияние и на выбор темы игры, и на развитие ее сюжета. Иногда содержание игр довольно бедное, не смотря на то, что у детей имеется достаточно сведений об окружающем, знании в игре не отражаются. Причиной такого явления м. б. недостаточная эмоциональность занятия, сухость методики наблюдении, чтения, рассказывания.

Наблюдения за деятельностью взрослых – основное средство обогащения содержания игры у старших дошкольников. Непосредственные наблюдения должны дополняться художественными рассказами, рассматриванием иллюстрации. В старшем дошкольном возрасте сюжеты многих игр черпаются из книг. Бывает и так, что налицо и знания, и интерес к теме, но игра не затевается, дети как будто не догадываются о возможном интересном сюжете игры. В таких случаях толчком к игре служит напоминание о проведенной экскурсии, прочитанной книге. У маленьких детей (3-4 года) поводом к игре часто служат случайные ассоциации. Этим должен воспользоваться педагог, подбирая игрушки и разные предметы. В старшем возрасте идея новой игры может возникнуть в результате словесного напоминания, беседы. Но здесь допустим лишь совет, который будит инициативу детей. Способность идти от мысли к действию начинает проявляться у детей уже на четвертом году жизни, это дает право педагогу учить их ставить в игре определенную цель. Опыт показывает, что это достигается довольно быстро. Педагог наблюдает, выполняют ли дети задуманное, он старается поддержать интерес к выбранной теме своим одобрением, подходящей игрушкой, а иногда и своим участием. Однако он не настаивает на том, что бы задуманная игра была всегда доведена до конца, ее участники вправе переменить тему, если придумали более интересную. Очень важно поддержать умение детей, дать им возможность пережить радость от достижения игровой цели.

С усложнением содержания игры (примерно на 5 году жизни, а иногда и раньше) возникает необходимость наметить, что будет делать каждый. Вначале детям трудно решать самостоятельно, у каждого есть свой замысел, но согласовать его с другими он еще не умеет. Тут особенно важна помощь педагога. Влияние на распределение ролей, составление некоторого плана действий,педагог выполняет 2 важные задачи: направляет содержание игры и способствует организации детского коллектива, воспитанию других чувств. Педагог приучает детей при обсуждении игры обдумывать,что для нее требуется: соорудить постройки, подобрать игрушки, костюмы. Подготовительная работа увлекает детей, причем часто они трудятся уже в образе, в роли, которая им поручена. Роль педагога на этом этапе состоит в том, что бы поддерживать, пробуждать инициативу ребят, если требуется, расширять их сведения об изображаемом, показывать приемы изготовления нужных для игры вещей. При этом бережно относится к выдумке детей, сохранить их самостоятельность. А теперь, давайте более подробно рассмотрим, как педагог может руководить детской игрой. Игра,Почта,Педагогу первоначально нужно провести предварительную беседу с детьми:

Читайте также:  Нервно психическое развитие ребенка первого года жизни оценка

-педагог рассказывает детям о том, что звери и птицы могут доставлять почту так же как транспорт и люди;

-ознакомляет с процессом получения бумаги, на которой печатаются журналы и газеты;

-объясняет, что почта помогает людям получать быструю информацию о событиях, происходящих в мире.

Педагог должен подобрать необходимые для игры атрибуты: костюмы, посылки, бандероли, письма, шапка почтальона, сумка, почтовый ящик, телефон, телеграфный аппарат. Для того,чтобы заинтересовать детей необходимо создать проблемную ситуацию:

-дети получают письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья. Задача детей – организовать отряд помощи и предложить пути решения проблемы;

-собака Жучка приносит весть о том, что в горах сошла лавина и пострадали звери, поломаны деревья. Задача детей – собрать специальную посылку с бинтами, йодом, замазкой для деревьев.

Т. о. через информационную часть педагог систематизирует, активизирует знания детей и их социальный опыт, а после создания проблемной ситуации, дети в процессе игры применяют этот опыт на практике. Все мы осознаем, что в данный момент отношение между людьми стали зыбкими, и носят практический характер, а нравственные отношения отходят на второй план. С этой целью экономического развития детей и сохранения нравственных норм и отношении, мы должны проводить такие сюжетно-ролевые игры как,Банкомат, ,Супермаркет, ,Сбербанк, Именно в них дети могут научиться экономически – грамотным отношением с позиции нравственности.

Источник

Статья на тему:

«Сюжетно-ролевая игра как средство обогащения

социального опыта детей»

Подготовила:

Михеева Ольга Владимировна,

воспитатель

МАДОУ детский сад №2

г.Балаково Саратовская область

   Чтобы решить вопрос о роли сюжетно-ролевой игры в знакомстве детей с окружающей жизнью, необходимо рассмотреть игру во взаимодействии со всей воспитательной работой, с содержанием занятий, показать, как возникает и развивается игра.

   Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и деятельности взрослых, стремление подражать ей.

   Игра наиболее доступный для него вид деятельности, в процессе которой ребенок входит в окружающий мир, знакомится  с ним. Потребность выражать в игре свои впечатления и переживания составляет характерную особенность дошкольного возраста.

   Сюжетно-ролевая игра, как показывают ведущие психологи и педагоги, влияет на развитие образного мышления и воображения дошкольников, вводит их в мир социальных отношений, формирует способность взаимодействовать со сверстниками. При этом исследователи отмечают: специальное развивающее влияние игра оказывает в большей мере, если она становится  самостоятельной формой деятельности детей.

   Дети учатся решать игровые задачи коллективно, сообща согласовывать свои замыслы, при этом их ставят перед необходимостью произвольно выполнять правила. В сюжетно-ролевых играх дети практически овладевают основами культуры отношений между людьми. Ролевые отношения могут быть содержанием как коллективной, так и индивидуальной (режиссерской) игры.

   Успех формирования игры во многом зависит от преемственности в содержании и педагогических приемах всех компонентов комплексного руководства игрой с учетом ролевого содержания. Воспитатель совершенствует игровой опыт, приобретенный детьми ранее, поддерживает их стремление играть не только с игрушками, но и с предметами- заместителями, побуждает к обозначению действий словом. Поощряет желание принимать роли  людей тех профессий, с которыми они знакомились ранее. Воспитатель подсказывает некоторые ролевые способы поведения – более выразительные жесты, мимику, движения. Поощряет ролевые высказывания, первые содержательные диалоги. В игре помогает договориться со сверстниками, учит вступать во взаимодействие друг с другом.

   В дошкольном возрасте наибольшее развитие достигают игры, в которых изображаются различные события жизни, разыгрываются роли. Игры детей под влиянием взрослых, под воздействием воспитания становятся все более сложными и многообразными. Путь развития игры в основном заключается в следующем: жизнь отражается в игре все полнее и реальнее, содержание игр расширяется и углубляется, мысли и чувства, выраженные в игре, становятся более осознанными, глубокими, фантазия делается богаче, средства изображения – разнообразнее, развивается согласованность действий, обдуманность.

   Изучение развития игры в дошкольном возрасте ярко обнаруживает ее основную  особенность: игра затрагивает все стороны личности ребенка, в ней живо работает мысль, она богата эмоциями, требует активности деятельности, волевых усилий. В увлекательной игре, захватывающей ребенка, воспитатель имеет возможность развивать активную работу мысли и воображения. Когда же детей принуждают играть «для закрепления впечатлений», потому что этого требует план воспитателя, игра не получается, она сводится к бледному копированию жизни. Односторонний подход к игре лишь как к познавательной деятельности в узком смысле этого слова снижает, искажает значение игры.

   В детских играх отражаются впечатления от жизни – как постоянно повторяющиеся, так и необычные, отличающиеся большой силой. Игра возникает только в том случае, когда у ребенка есть яркие, конкретные представления. Но этого недостаточно. Чтобы возникла  игра, необходима заинтересованность, тема игры должна затрагивать эмоции ребенка. Во всех детских садах наблюдаются игры в «семью», «детский сад», и всегда в этих играх изображаются не только события жизни, но и отношение ребенка к ним, его чувства, переживания. Чем старше и развитее дети, тем полнее и конкретнее их представления и тем глубже, осознаннее их чувства. Дети обычно выбирают роли, привлекательные для них, они хотят изображать людей, к которым чувствуют любовь и уважение. У ребенка в каждый период есть любимая игра, любимая роль. На время он может отойти от этой игры, потом снова к ней возвращается. Воспитатель, руководя игрой, заботиться о том, чтобы каждый ребенок находил себе активную, интересную роль, умел исполнять и главные, и второстепенные роли.

   Под влиянием воспитания содержание игры в дошкольном возрасте делается более богатым и разнообразным, меняется также характер игрового подражания, он становится все более сознательным, творческим. В младшем дошкольном возрасте дети подражают отдельным действиям окружающих людей, передают некоторые наиболее понятные им проявления чувства (мама любит дочку и заботиться о ней).

Читайте также:  4 месяц развития ребенка рацион

   В старшем дошкольном возрасте дети стремятся передать характерные черты изображаемого человека, его переживания. Сюжет игры становится более связным, стройным, развивается способность обдумывать свои действия, договариваться о них.

   Дети много узнают не только в детском саду, но и за его пределами: в семье, на улице. Богатым источником информации может служить общение и совместные дела со взрослыми членами семьи, с братьями, сестрами, а также детские телепередачи, книги и другое. В этом возрасте дети довольно любознательны, наблюдательны, их интересуют многие события, и, естественно, все, о чем узнают, они стремятся перенести в игру.

   Но особое влияние на игру все-таки оказывают знания, получаемые на занятиях. И очень важно, чтобы они естественным образом влияли на игры детей. При ознакомлении с трудом взрослых наибольшее предпочтение отдается экскурсиям, то есть непосредственному наблюдению. Детям показывают не только  действия, которые люди выполняют, но и раскрывают значимость их труда для других. Обращают внимание на личные качества человека-труженика. Например, объясняют, что продавец вежливый, внимательный, он выслушивает покупателей, предлагает им нужную вещь и другое. Когда знакомят с трудом почтальона, подчеркивают: он заботливый, и в дождь, и в холод приносит людям свежие газеты, письма, открытки.

   Воспитатель выражает симпатию к человеку, с трудом которого знакомит детей, старается вызвать желание помочь ему. Так, во время экскурсии в прачечную спрашивает: «Как вы думаете, чем мы можем помочь прачке? Как облегчить ей труд?» Подводит детей к выводу: если чисто мыть руки, полотенца не очень загрязнятся, их легче стирать. Дети начинают осознавать, что могут помочь взрослым и принять посильное участие в труде.

   Мотивом сюжетно-ролевой игры является взаимодействие людей. При ознакомлении с окружающим надо показать, что взрослые не только совершают разные полезные дела, но еще постоянно вступают в         контакты друг с другом.  Разнообразные действия с предметами, которые осуществляют они в процессе своего труда, как бы отодвигаются на второй план, главное – это взаимосвязь людей: продавец не может быть без покупателей, больной – без врача, командир – без солдата и  так далее.

   Не только на занятиях, но и в повседневной жизни педагог обращает внимание детей на то, как взрослые вступают во взаимодействие друг с другом. Предлагает вспомнить, как разговаривают с продавцом их родители в магазине, обращаются к пассажирам в транспорте. Может даже показать, как следует обращаться к людям с просьбой, предложением.

   Для активизации детей в процессе наблюдений за окружающим необходимо предусмотреть разные ситуации, предполагающие или совместный труд детей со взрослыми, или эпизодическое включение их в деятельность. Так, после чтения стихотворения Ю.Тувима «Овощи» можно провести экскурсию в овощной магазин и предложить детям купить те овощи, о которых они узнали из стихотворений (морковь, свеклу, картофель и др.). А потом попросить повара сварить эти овощи и приготовить винегрет.

   После экскурсии в прачечную детей тоже можно включить в активную деятельность, к примеру, в вечернее время организовать стирку кукольного белья, посоветовать родителям, чтобы дома они разрешили ребенку выстирать мелкие вещи – носовой платок, носки, ленту. Дети понимают: чтобы выстирать белье, надо очень постараться. Положительный результат вызывает у них желание повторить стирку, но в реальной жизни это не всегда можно осуществить. Поэтому ребята с удовольствием  постирают белье куклам понарошку.

    Надо так организовать повседневную жизнь дошкольников, чтобы у них возникла необходимость обращаться за чем-либо к другим людям. Они на собственном опыте будут убеждаться, как важно умело налаживать контакты с окружающими. Воспитатель создает специальные ситуации, например может попросить ребенка сходить в медкабинет и выяснить что-то у медсестры  или с поручением пойти в соседнюю группу и прочее. Такие ситуации помогают решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения, совершенствуется ориентировка в помещении детского сада. Но самое главное – дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми, который поможет им и в налаживании контактов со сверстниками, и в игровой деятельности.

   Обогащению игры способствуют различные художественные произведения, предметы изобразительного искусства. Они знакомят детей с богатством человеческих чувств, помогают глубже познать эмоциональный  мир человека.

   Такие произведения, как «Усатый полосатый» С.Маршака, «Про зайчат» Е,Чарушина, «Бишка» К.Ушинского и другие, расширяют знания о животных, их повадках, воспитывают доброе отношение к ним. А если дети к тому же будут выполнять посильные индивидуальные и совместные поручения по уходу за животными, то игра еще более обогащается.

   Произведения «Красный командир» Б.Житкова, «Пограничники» С.Маршака, «Дозор» З.Александровой дают богатый материал для игр на военную тематику, направляют их в нужное русло.

   Хорошим дополнением к наблюдениям, беседам, чтению художественной литературы являются картины. Они помогают оживить имеющиеся впечатления, дают представления о новых событиях, делают сильнее образы, создаваемые дошкольниками в игре.

   Систематически занимаясь с детьми, воспитатель формирует у них интерес к различным событиям окружающей жизни, желание расширить свои знания, побуждает к самостоятельным наблюдениям, поиску новой информации в процессе содержательного общения со старшими и сверстниками. Новые знания комбинируются с имеющимися, при этом ярко проявляются элементы творческого воображения.

   Последнее время многие психологи бьют тревогу: игровая деятельность в детском саду вытесняется учебными занятиями. Однако для развития ребенка важно не только свободное для игры время. Необходимо, чтобы педагог обеспечил развивающую игровую деятельность, сформировал у детей способность включаться в сюжет игры, строить его, обращал внимание не только на факт включения в игру, не только на принятие роли (мам, водитель, продавец), но и на способность осознавать сюжет, придумывать новые сюжетные линии.

   Таким образом, сюжетно-ролевая игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками.

Список литературы:

  1. Л.Опаснова. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детского замысла в рисунках // Дошкольное воспитание №1, 1989г.
  2. Т.Неменова. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр //Дошкольное воспитание №1, 1989г.
  3. Л.П.Бочкарева. Воздействие книг и картин на игровые образы //Воспитание детей в игре, 1983г.
  4. Н.Я.Михайленко. Как играть с ребенком 3-5 лет // Дошкольное воспитание №7, 1985г.
  5. Н,Михайленко. Формирование сюжетной  игры у детей 6-го года жизни // Дошкольное воспитание №8,1989г.
  6. Н.Туркулец. Разновозрастная группа: формирование сюжетно-ролевой игры //Дошкольное воспитание №8, 1989г.
  7. Д.Менджерицкая. Роль творческой игры в знакомстве детей с окружающей жизнью //Дошкольное воспитание №6, 2008г.
  8. А.Либерман, О.Репина. Сюжетная игра в процессе подготовки к школе // Дошкольное воспитание №6, 2008г.
  9. Л.Лидак. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание №7, 1990г.

Источник