Социальный мир в развитии познавательной активности ребенка
Социальный мир, в котором ребенок живет и развивается, наполнен содержанием, к познанию которого дети дошкольного возраста проявляют интерес и которое они вполне могут усвоить и понять. Это познание себя как представителя человеческого рода, людей, характера взаимоотношений с ними, содержания их деятельности, образа жизни, познание предметного и природного мира. Социальный мир многогранен и разнообразен, он противоречив и неоднозначен – все это дает основание для развития активности ребенка в процессе его познания и понимания.
Познавая себя, свои способности, умения, ребенок учится анализировать и делать выводы о своих возможностях, о происхождении предметов, о силе разума человека, о свойствах, назначении, качествах предметов и т.д
Базовым этапом формирования у детей любви к родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру, его культуре. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек.
В этой связи, представляется огромное значение ознакомления дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.
Центральным звеном социализации “процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром” является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на любовь к родителям, семьи, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.
Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни, создания условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышения личностной значимости для них того, что происходит вокруг, закладывает предпосылки развития способности ребенка вставать в предметное отношение к собственной жизнедеятельности, и является необходимым условием развития его субъективности. Позволяет наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего, осуществить деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе и т.п., выбор ими самими той деятельности, в которой хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству и охране природы и т.п.).
Привлечение детей к участию в городских праздниках дает возможность окунуться детям в атмосферу общей радости и веселья, познакомиться с жителями – носителями социокультурных традиций.
С этой целью необходим правильный отбор методов, прежде всего повышающих детскую познавательную и эмоциональную активность, а также создание такой развивающей среды, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры.
При организации педагогической работы с детьми по развитию познавательной активности обращать особое внимание на следующие направления:
Воспитание любви к родному краю, городу, селу, к дому, к семье;
Развитие потребности в активном творческом преобразовании окружающего мира;
Обращенность на других людей, через самоутверждение развития самосознания и самооценки.
Назначения непосредственно образовательной деятельности состоят в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности. Обучение строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъективную позицию детей и постоянный рост его самостоятельности и творчества.
С этой целью создается развивающая педагогическая среда, организующая целесообразное взаимодействие взрослого и ребенка, что оказывает благоприятное воздействие на развитие интересов, способностей каждого ребенка, стимулирование его активности и самостоятельности.
Наряду с непосредственно образовательной деятельностью проводить беседы, экскурсии, развивающие и творческие игры.
Учитывая возрастные особенности,определить тематику и содержание работы по данной проблеме.
На первом этапе, работы дети, по развитию познавательной активности (в социальном плане) дети осваивают:
Элементарные сведения о себе: “имя”, “отчество”, “фамилия”, внешний облик, осознание половой принадлежности.
Расширяют представление о детском саде, о родном городе, человеке, растениях и животных как живых организмах;
О ходе развития человека: младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек;
В эмоциональном отношении дети знакомятся с:
Элементарным понятием “скромность”, “стеснительность”;
Бережное отношение к животному и растительному миру;
Заботливое и бережливое отношение к близким людям, уважение к старшим.
На втором этапе работы по развитию познавательной активности (в социальном плане) дети осваивают:
Представление о своем теле, об органах чувств, расширяют знания о своем организме.
Расширяют знания о семье, семейных и родственных отношениях. О труде сотрудников детского сада.
Об особенностях города, села, образа жизни, архитектуры.
О способах существования, среде обитания и условиях жизни животных, растений. О роли человека в жизни природы.
Образовательная область здоровье. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни – формировать у детей представление о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека: глаза – смотреть , уши – слышать и т д.
Формирование гендерной семейной гражданской принадлежности, патриотических чувств,
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Формировать представление детей о простейших связях между предметами ближайшего окружения.
В эмоциональном отношении воспитывается:
Бережное отношение к своему организму, к организму сверстника.
Заботливое отношение к близким родственникам, работникам детского сада, желание помочь, доставить радость.
Любовь и чувство привязанности к родному месту, городу, чувство восхищения его красотой.
Умение доброжелательно относиться к сверстникам, стремление радоваться успехам других.
Умение анализировать свои поступки, соотносить их с нормами поведения.
На третьем этапе работы по развитию познавательной активности (в социальном плане) дети осваивают:
Сходство и различия в строении тела разных людей; правила обращения с опасными предметам с целью не причинения вреда своему и чужому организму;
Расширение представлений о семье, семейных традициях, о детском саде, о родном городе;
Выработка практических навыков и умений по уходу за растениями и животными.
В эмоциональном отношении воспитывается:
Чувство любви, терпимости ко всем окружающим людям;
Бережное, отношение, сочувствие к животным, растениям;
Эмоциональное восприятие, чувство юмора, терпеливое отношение к чужим поступкам и к своим.
Таким образом, проводимая работа по данной проблеме в целом дает положительные результаты. В процессе ознакомления с социальной действительностью у детей повышается уровень познавательного развития, любознательности, повышается стремление к самостоятельному поиску, проявляется инициатива и самостоятельность. Жизнь детей наполняется интересными делами и идеями, расширяется круг представлений, развиваются умения решать познавательные и практические задачи.
Источник
Семинар-тренинг
«Развитие познавательной активности
детей дошкольного возраста при
ознакомлении с социальным миром
через игровую деятельность»
Автор: Стогова Наталия Викторовна
Организация: МАДОУ «Детский сад № 5»
Населенный пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар
1. Образ мира формируется и существует в процессе зарождения, развития и функционирования познавательной сферы человека с момента его рождения. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироваться на первых порах к новым условиям жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности. Проявляется оно в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.
В основе познавательной активности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности.
Познавательные интересы ребенка-дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от нас взрослых, окружающих ребенка. Мы, взрослые, должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.
На первых ступенях развития ребёнка личный опыт – главный путь познания окружающего мира, но весьма быстро его становится мало.
Считаю, что для того, чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, взрослые должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность.
Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую мелодию. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.
Мы все когда-то были детьми и с удовольствием играли в различные игры. Может быть, поэтому часто светлые воспоминания о детстве связаны именно с играми. Слово «игра» ассоциируется с чем-то неповторимым, радостным. Но игра – это не только развлечение и времяпровождение, вызывающее массу положительных эмоций, что само по себе очень ценно для развития жизнерадостного, здорового ребенка. Игра – это ещё и умение весело и непринужденно учиться. Учиться видеть и понимать мир вокруг, учиться общаться со взрослыми и детьми, учиться говорить и что-то делать, учиться мыслить и творить.
В игровой деятельности развивается и дифференцируется ролевое взаимодействие и поведение, всё многообразие социальных отношений. В игре ребёнок учится следовать определённым правилам поведения, которые в дальнейшем переносятся в повседневную жизнь; входить в различные социальные отношения, используя соответствующие речевые и выразительно изобразительные средства. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Поэтому в игровой деятельности ребёнок может наиболее полно выразить и исследовать собственное «Я» (чувства, мысли, переживания, поступки). Игра – это средство самореализации и самовыражения.
Играя, дети могут по-разному проявлять себя. Они взаимодействуют то в парах (с ведущим или партнером, то в тройках или четверках, то со всей группой). Игры создают особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, телесные, интеллектуальные способности, готовятся к новым жизненным требованиям, и в том числе школьным.
2. В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников. А какая классификация игр, то вы должны сами написать в кружочках.
3. Сейчас такое задание, где вы должны соотнести вид игры с определением.
Дидактические игры: Содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным. Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающем.
Сюжетно-ролевые игры: Дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения. Но самое главное – дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми, который поможет им и в налаживании контактов со сверстниками, и в игровой деятельности. Игра способствует социальному развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности ребенка в реальной жизни.
Подвижные игры: Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего воспитания. Они являются одновременно и средством, и методом воспитания ребенка. Игра характеризуется разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий.
Театрализованные игры: Использование таких игр на занятиях способствуют знакомству детей с устным народным творчеством, развитию устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности, совершенствуют практический уровень владения связной речью, развивают игровое поведение, коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе, внимание, память, наблюдательность, эстетическое чувство.
4. Предлагаю вам закончить высказывания знаменитых людей: психологов, педагогов и философов по теме нашей встречи.
Василий Александрович Сухомлинский: «Игра – это искра, зажигающая огонек… » (пытливости и любознательности). | Без игры нет, и не может быть полноценного познавательного развития детей в дошкольном возрасте. |
Абрахам Харольд Маслоу: «Развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем… » (предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели). | Это высказывание говорит о том, что у ребенка дошкольного возраста существует постоянная внутренняя потребность познания новых истин. |
Артур Владимирович Петровский «Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих… » (психическое развитие дошкольника). | Познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира; сложное личностное образование. |
Людмила Александровна Беляева: «Одним из основных побудителей познавательной активности детей является…» (педагог). | И действительно, педагог – профессионал, владеющий необходимыми личностными качествами : стремлением к саморазвитию, творческим потенциалом, тактичностью и терпимостью в отношениях с детьми и родителями; арсеналом необходимого педагогического инструментария : может увлечь, заинтересовать и способствовать развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста, что во многом зависит от методов, с помощью которых педагог организовывает процесс познания воспитанников |
5. Для достижения высокого уровня развития интегративных качеств дошкольников, помимо интегрированных занятий, мы используем ежедневно различные виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные.
Какие интегративные качества развиваются в разных видах игр?
Дидактические игры. В их процессе осуществляется познание окружающего мира, ознакомление с математическим и геометрическим материалом, закладываются основы пространственного мышления, формируются коммуникативные навыки. Развивается в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
Сюжетно-ролевые игры. Позволяют детям сосредоточиться, самостоятельно осмыслить ситуацию, поставить цель, найти все необходимое для ее достижения, установить эмоциональный контакт с другими участниками игры.
Театрализованные игры. Развивают личность ребенка, прививают устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей, организаторские умения, совершенствуются формы и средства поведения и общения, складываются взаимоотношения детей друг с другом. Театрализованные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творчество и в других различных видах деятельности.
Подвижные игры. Двигательная активность не только приносит удовольствие, но и полезна для здоровья. Подвижные игры – это замечательный способ проводить время увлекательно и с пользой. Они помогают формированию здорового образа жизни, укрепляют здоровье детей, помогают познавать окружающий мир, осваивать различные модели поведения, стимулируют активность мышления, что необходимо для полноценного и всестороннего развития дошкольников.
6. А сейчас вам надо будет составить примерное содержание работы по развитию сюжетно-ролевой игры:
1 команда: «Доктор» 2-ая младшая группа (на месяц).
2 команда: «Строители» старшая группа (на месяц).
Примерное содержание работы по сюжетно-ролевой игре «Доктор» (2-ая младшая группа)
- Экскурсия в медицинский кабинет
- Наблюдение за работой врача
- Рассматривание сюжетных картин, иллюстраций, фотографий (работа врача), предметных картинок (медицинские инструменты)
- Рассматривание медицинских инструментов: градусник, фонендоскоп («трубка, чтобы слушать дыхание»), шпатель, шприц, грелка
- Чтение литературных произведений (отрывков): «Айболит» К.Чуковского, «Наш доктор» А.Карандашовой, «Чудесные таблетки» С.Михалкова, «Лечу куклу» Л.Образцова, «Кукла заболела» Я.Райниса, «Доктор» М.Грозовского, «Заболела кисонька» А.Ануфриевой
- Рассказ воспитателя о работе доктора; о том, как сама играла в «доктора» в детстве.
- Прослушивание музыкальных произведений: «Заболел наш петушок», муз. В.Витлина, сл. А.Пассовой.
- Рисование: «Шарфик для больной Мишутки»
- Аппликация: «Чудесные таблетки доктора Айболита».
Примерное содержание работы по сюжетно-ролевой игре «Строители» (старшая группа)
1. Беседа о труде строителей.
2. Рассматривание картин из серии «Строим дом», «Дети играют в кубики».
3. Рассматривание фотографий из серии «Маленькие строители».
4. Рассматривание иллюстраций с изображением работы строителей.
5. Рассматривание инструментов.
6. Чтение «Я и дом» С. Маршак; «Новосёлы» Табольский; «Маляры» Пожаров.
7. Знакомство детей с пословицами о труде.
8. Конструирование из крупного и мелкого строительного материала.
9. Аппликация «Дома на нашей улице».
10. Игра-занятие «У кукол новоселье» (учить делать, строить мебель из бумаги).
Вывод: Развивающее значение игры многообразно. Она вносит вклад в познание ребенком окружающего мира, в развитие его мышления, чувств, воли, в формирование взаимоотношений со сверстниками, становление самооценки и самосознания.
В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых. Для того, чтобы отобразить в игре какие-либо стороны жизни взрослых, дети должны предварительно с ними познакомиться (разумеется, с помощью старших). Однако главное не в количестве сведений, получаемых ребенком, а в качестве их усвоения. То, что пропущено через игру, дети усваивают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации.
7. Кроссворд «Особенности познавательной активности детей».
- Актуальный метод познавательного развития. (ЭКСПЕРИМЕНТ)
- Разработка поэтапного и целенаправленного продумывания своих или чужих действий. (ПЛАНИРОВАНИЕ)
- Черта характера, формирующаяся при познавательной активности. (САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ)
- Склонность к приобретению новых знаний, пытливость. (ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ)
- Систематическое, целенаправленное и планомерное восприятие объектов (НАБЛЮДЕНИЕ)
- Последовательность и связь действий детей в игровой деятельности. (СЮЖЕТ)
- Почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности. (ИНИЦИАТИВА)
Каждый про себя пусть громко прочитает, кто он: МОЛОДЕЦ!
Все мы с вами, кто: МОЛОДЕЦ!!!
Приложения:
- file0.docx.. 35,6 КБ
Опубликовано: 19.12.2018
Источник