Социальные условия в психическом развитии ребенка
Ребенок овладевает социальным опытом при помощи взрослого, в процессе общения с окружающими, обучения.
На психическое развитие ребенка раннего детского возраста (1 – 3 года) значительное влияние оказывает овладение прямой походкой. Способность к передвижению вызывает ряд психологических последствий, связанных с вступлением ребенка в свободное, самостоятельное общение с внешним миром, с развитием способности ориентировки в пространстве.
Ведущей деятельностью ребенка в раннем детстве становится предметная, манипулятивная деятельность (усвоение общественно выработанных способов действия с предметами), которая сменяет непосредственно-эмоциональное общение со взрослым, являющееся основным видом деятельности в период младенчества (0 – 1 год). Ребенок научается ориентироваться на постоянное значение предметов, закрепленное в человеческой деятельности. В составе предметной деятельности наиболее важное значение приобретает появление первых целеполаганий и собственно орудийных действий.
Ранний возраст является сензитивным для овладения речью, в это время наиболее эффективно происходит усвоение речи. К концу 2-го года ребенок употребляет около 300 слов, к концу 3-его года — 1500 слов. С 2-х до 3-х лет речь приобретает связный характер.
Показ взрослым предметных действий вместе с речевыми указаниями ставят ребенка и взрослого в ситуацию общения.
В 3 года происходит смена ведущей деятельности и переход в следующий возрастной период – дошкольный возраст (3 – 7 лет). Предметная деятельность сменяется игрой и продуктивной деятельностью, которые становятся ведущими. В ходе игры идет воспроизводство системы отношений взрослых, социальных отношений, в продуктивной – овладение рисованием, лепкой, конструированием.
Новые задачи, стоящие перед ребенком, приводят к совершенствованию работы анализаторных систем. Так, в дошкольном возрасте отмечается значительное снижение порогов зрительной, слуховой, кожной и двигательной чувствительности. Возрастают острота зрения, тонкость различения цветов и их оттенков, развиваются фонематический и неречевой слух.
Развитие восприятия стимулируется усвоением детьми сенсорных эталонов, служащих своеобразной меркой, позволяющей оцепить особенности обследуемых объектов.
На следующем этапе развития ведущей становится учебная деятельность детей, наступающая в возрасте 7 лет и длящаяся до 10 лет (младший школьный возраст). Основное новообразование этого возраста – появление отвлеченного словесно-логического и рассуждающего мышления, появление которого перестраивает другие познавательные процессы, а также умение произвольно регулировать свое поведение и управлять им.
Затем наступает время подросткового возраста и юности, когда наиболее значимым становится поиск новых видов занятий вместе со сверстниками и, наконец, социальная активность, направленная на поиск перспективы жизненного пути.
Краткий обзор периодизации детского развития показывает, что на каждом этапе его развития ребенок является объектом социального воздействия. Предмет, с которым взаимодействует ребенок, социален по своим функциям и происхождению, а человек, с которым он общается, является носителем определенных способов употребления вещей и определенных смыслов человеческой деятельности. Специфичность воздействия на ребенка на каждом этапе определяется его возрастными возможностями.
Л.С. Выготский рассматривал этапность психического развития с точки зрения “кризисов”, переломных периодов в жизни ребенка (кризис новорожденности, одного года, трех, семи, тринадцати лет), во время которых происходят основные, значимые перестройки, открывающие путь качественно новым этапам развития.
В физиологии развития такие периоды рассматриваются как наиболее чувствительные к “неадекватным” раздражителям, которые могут “повредить” организм.
Ф. Блум и др. отмечают трудность исследования изменений, которые возникают в мозге человека в результате стимулирующего влияния среды. Тем не менее, они приводят примеры психологических исследований, которые показывают, что стимулирующая среда не только способствует интеллектуальному развитию, но и может компенсировать физиологический ущерб, причиненный в раннем детстве.
Так, в исследованиях, проведенных на острове Кауаи в 1955 году и в Великобритании, осуществлялось обследование всех детей, появившихся на свет при неблагополучных условиях: преждевременные роды, маленький вес или кислородная недостаточность при родах и др., которые расценивались как факторы, повышающие риск повреждения головного мозга.
Повторные исследования детей, проведенные в возрасте 7-ми и 10-ти показали, что лишь незначительная часть детей имела отклонения в психическом развитии, которые можно было связать с родовыми осложнениями.
Основная часть детей с отклонениями психического развития из группы риска относилась к тем, кто жил в плохих условиях. К плохим условиям относились недоедание, отсутствие медицинской помощи, дурное обращение с детьми и невнимание к их физическим нуждам (ребенок плохо одет, неопрятен, никто не заботится о его безопасности), психологическая запущенность (родители не разговаривают с ребенком, не проявляют к нему теплых чувств, не стимулируют его развитие).
В другом наблюдении описывается случай, связанный с историей девочки, обнаруженной в 13 лет в Калифорнии в 1970 году. Психопат отец изолировал девочку с 20-месячного возраста в маленькой комнате, где она находилась все время, привязанная к стулу. Из еды она получала только детское питание и молоко. Когда ее обнаружили, она не умела жевать, не могла выпрямлять ноги и руки, не понимала слов и не могла говорить. По словам ее матери, в раннем возрасте девочка выглядела нормальным ребенком.
С девочкой начала работать психолог С. Кертис, за шесть лет работы добившаяся некоторых результатов. Девочка научилась понимать в некоторой степени речь, научилась говорить на уровне 2 – 3-летнего ребенка: “хочет молоко”, “два рука”. Она научилась пользоваться предметами, рисовать, в некоторых случаях связать причину и следствие. Однако дальше ее речь не развивалась и изобиловала ошибками, которые не свойственны даже двухлетним здоровым детям.
По предположению С. Кертис, если в надлежащее время не произошло овладение речью, которое действует как пусковой механизм для становления корковых функций, то кортикальная ткань, в норме предназначенная для речи и связанных с ней способностей может подвергнуться функциональной атрофии. Как заключает Ф. Блум: «нервная система человека должна развиваться и условиях человеческой жизни, чтобы порождать “человеческое поведение”.
Таким образом, необходимо учитывать, что процесс психического развития ребенка должен опираться на гармоничное соответствие между нейрофизиологическими возможностями ребенка и требованиями, предъявляемыми социальным окружением».
Источник:Азаров А.И. Основные этапы социализации детей у народов Северо-Западной Меланезии / Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. – М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1992. – С. 99 – 108.
Источник
Среди внешних факторов, которые влияют на развитие ребенка, важную роль играет окружающая среда, то есть общая ситуация, в которой она развивается, особенно социальные, экологические, культурные условия жизни. Иллюстрацией этого влияния могут быть описаны случаи (Бельгия, Венгрия, Германия, Голландия, Индия), когда развитие маленьких детей происходило не в человеческом обществе, а среди диких зверей. их поведение, несмотря на специфическую человеческую организацию, напоминала поведение животных. Они, как правило, прекрасно лазили и прыгали, лазали, выдавали невнятные звуки, ели, как звери. Далеко не все из них даже после длительных занятий научились говорить.
Социальная среда действует не только как обстоятельство, условие развития, а как его источник, поскольку в нем есть все, чем должен овладеть ребенок. Оно состоит не только из непосредственного окружения ребенка, а составляет единство макросреды (общество как определенная социально-экономическая, социально-политическая и идеологическая система), Стратегическое (национально-культурные, социальные особенности региона), микросреды (непосредственное среду жизнедеятельности: семья, соседи, группы сверстников, культурные, учебно-воспитательные заведения). В разные периоды детства компоненты социальной среды по-своему влияют на психическое развитие личности.
Макросреда влияет на развитие ребенка, и ощутимым влияние элементов среды, с которыми ребенок активно взаимодействует. Именно микросреда связывает ребенка с его макросредой. На выбор ближайшего среды влияют индивидуальные и возрастные особенности ребенка, отношение к ней взрослых, товарищей, их значение для ребенка, специфика воспитания. От того, какие люди образуют микросреду ребенка, как они с ней общаются и которые она имеет с ними отношения, зависит, какие свойства личности у нее будут преобладать.
Микросреда действует на ребенка с первых дней его жизни. Это значит, что от опеки взрослых во многом зависит его психическое развитие. Об этом свидетельствуют исследования, наблюдения за развитием детей в разных семьях.
Важным достижением младенческого периода является появление у ребенка потребности в общении в людьми, побуждает ее искать контакты с взрослыми, делает ее чувствительной к отношениям взрослых, готовой перестроить свое поведение в соответствии с их подсказок, овладеть специфическими человеческими действиями. Лишенные общения дети не проявляют интереса к окружающему миру, находятся в полусонном состоянии, пассивно реагируют на внешние первичные стимулы. В них запоздалый развитие движений, они отстают в овладении языком, пиддатливиши своих ровесников болезням. Эта патология детского развития охарактеризована как госпитализм.
Госпитализм – глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие дефицита воспитания.
Причиной госпитализма является ограниченность микросреды, недостаточность общения детей со взрослыми. Как показали специальные исследования, этот дефицит можно преодолеть целенаправленными индивидуальными занятиями.
На формирование личностных качеств ребенка в значительной степени влияет атмосфера в ее семье: или занимают родители одинаковую позицию; проявляют к ней преимущественно строгость и требовательность или нежность и требовательность; насколько теплые дружеские отношения в семье и т. Жизненным опытом и наукой доказано, что дети, которые воспитываются в доброжелательной, демократичной атмосфере, имеют много преимуществ в своем психическом развитии.
Со вступлением в дошкольное учреждение в микросреду ребенка включается очень важный взрослый – воспитатель. От общения с ним, его поведения тоже зависит психическое развитие, отношения, формирование самосознания дошкольников.
В общем микросреда по своей социально-психологической сущности является контактной малой группой.
На старте жизненного пути личности находится генетически первичная диада: “мать (важные взрослые) – ребенок”. Затем к ней подключается система “сверстник – сверстник”, которая видоизменяется в процессе онтогенеза: группа дошкольного учреждения, школьный класс, внешкольное коллектив, студенческая группа, трудовой коллектив, семейное микросреду. Группы, в которые включен ребенок, по-разному влияют на ее эмоциональное самочувствие, развитие его личности. Однако ребенок не является пассивным объектом внешних воздействий, она тоже действует, влияет. В этом интерактивном процессе формируются ее специфические человеческие свойства. Важное значение при этом играют ее роль, функция в группе, активность в ней.
Источник
Этот вопрос является определяющим тогда, когда рассматривается внимательно результат развития ребенка (психического), над которым разбивают копья отечественные и зарубежные психологи. Но вот ответ на этот вопрос является очень неоднозначным, поскольку важным является каждый фактор. Но вот определяющим – их сочетание между собой.
Биологический фактор
Биологический фактор – наследственные, видовые и врожденные черты: особенности строения всех функциональных систем, физические признаки. То, с чем человек родился (то есть его анатомо-психофизиологические особенности) являются его задатками, которые являются основой для развития человеческих свойств и способностей.
Наследственная информация передается генами, устойчивыми структурами, которые могут мутировать и изменяться. Но для этого необходимы внутренние и внешние причины (облучения, интоксикации и прочее). Именно этим объясняются аномалии развития: физический недостаток, соматическое заболевание и прочее.
Также многими причинами объясняется и врожденность некоторых особенностей, то есть то, каковы были особенности внутриутробного пребывания ребенка. На результат развития могут повлиять: здоровье мамы, влияние лекарств, алкоголя, никотина, наркотических веществ).
Поэтому ни в коем случае нельзя скидывать со счетов влияние биологического фактора. Но вот для полного разворачивания генетической программы необходимо разворачивание его в социальном плане.
Социальная среда
Ребенок попадает в определенную среду. Что же такое социальная среда? К среде может быть отнесены и воздействия природной среды и физической среды: солнечное влияние, климат и прочее. Но определяющим в развитии ребенка является социальное взаимодействие в человеческом обществе.
В том случае, если нет рядом человека с маленьким ребенком, то развития не происходит. Примером могут служить «тарзанятки», которые росли в логове зверей несколько лет. У них наблюдается отсутствие речи и нормальных интеллектуальных способностей, человеческих чувств и самосознания.
Общение с людьми позволяет ребенку освоить опыт поведения в человеческом обществе, основные правила и законы, овладеть речью. Более того, он впитывает в себя опыт, который был накоплен веками и который отражается с помощью письменности.
Окружение
На ребенка влияет непосредственное социальное окружение (семья, родственники, сверстники и непосредственное окружение), которое можно назвать социальные микро факторы. Но также непосредственное влияние оказывают макро факторы – средства массовой информации; социально-экономическая ситуация в стране и во всем мире; тип поселения.
Если учитывать все эти положения, то необходимо акцентировать два основных закона, принципа психического развития: принцип развития только в деятельности, принцип историзма.
Принцип историзма подразумевает то, что содержание всех периодов в детстве определяются конкретными историческими условиями жизни и социальной обстановкой. Ребенок впитывает в себя все эти особенности окружающей обстановки и фильтруются через социализацию, обучение и воспитание.
Принцип того, развитие происходит только в деятельности, сводится иносказательно к следующему: «чтобы научиться плавать, нужно плавать». Так и здесь, только в совокупности всех факторов и психологических особенностей, которые обязательно должны проявиться в жизни, заключается залог успешности в психическом развитии ребенка.
Исходя из особенностей взаимоотношений среды и генотипа, можно выделить основные этапы, их содержание и результат.
Источник
Елена Суркова
«Особенности социально-психического развития дошкольников»
Социальное развитие по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых лет жизни человека. По мнению С. А. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева, человек – это система общественных отношений, развитие которого происходит в деятельности. Присвоение ребенком системы общественных отношений в деятельности – это и есть процесс социального развития. В социальном развитии человека можно выделить три сферы,в которых осуществляется прежде всего становление личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих сфер является процесс расширения, умножения социальных связей личности с внешним миром посредством общения, который на каждом возрастном этапе имеет качественное своеобразие.
Раннее дошкольное детство – особый в этом отношении период. Это время, когда эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, когда он находится как бы в их плену. Многие дети в раннем возрасте отмечают свои успехи или неудачи в деятельности соответствующими эмоциональными реакциями на них. Если двух-трехлетний малыш гордится наличием у себя ряда достоинств (умею зашнуровывать ботинки, умею застегивать пальто, то у четырехлетнего ребенка чувства радости и гордости вызывают качественные показатели достижений в разных видах деятельности (красиво и правильно нарисовал, быстро пробежал и т. п.). В этой же возрастной группе наблюдаются массовые реакции на успех и неудачу, очевидным образом связанные с самооценкой. Соответствующие результаты деятельности ребенок воспринимает как зависящие от его способностей, причем итог собственной деятельности им соотносится с личностными возможностями. Соотнося свои успехи и неудачи с результатами аналогичной деятельности других детей, ребенок обучается правильно оценивать собственные возможности. Чем гордится ребенок, чего он стыдится – решающую роль в этом играют окружающие, и в первую очередь, – родители, воспитатели, их отношение к ребенку, оценка его достижений.
В раннем возрасте начинает формироваться чувство, которое в дальнейшей личностной судьбе ребенка играет весьма существенную роль, порождая множество других индивидуально полезных качеств. Это стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей. Из стремления к признанию, как из общего корня при нормальном воспитании вырастают потребность в достижении успехов, целеустремленность, чувство уверенности в себе, самостоятельность и многие другие качества.
На протяжении раннего возраста происходит изменение социальной ситуации развития. В раннем детстве (до 3-х лет)она представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества и раскрывается в отношениях: ребенок – предмет – взрослый (Д. Б. Эльконин, Л. Ф. Обухова). Содержание совместной деятельности составляет освоение ребенком социально выработанных способов употребления предметов, которыми владеет взрослый. Способы употребления предметов принадлежат взрослому, который задает образец их использования в ходе взаимодействия с малышом. Поэтому ведущей деятельностью становится предметная деятельность, а ситуативно-деловое общение выступает средством ее осуществления.
На этапе ситуативно-делового общения речь носит ситуативный характер и сопровождает действие, речевые коммуникации развиты слабо. Это объясняется возрастными особенностями развития психических процессов и характером его деятельности.
Совместная деятельность со взрослым приводит к тому, что к концу 3-го года жизни у детей формируются следующие показатели социального развития:
• складывается предметная деятельность;
• развивается общение со взрослыми;
• зарождается общение со сверстниками;
• возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности.
У детей среднего дошкольного возраста продолжают развиваться личностные качества, связанные с отношением к людям. Это, в первую очередь, внимание к человеку, к его заботам, бедам, переживаниям и т. д. Они уже способны проявить не только симпатию (антипатию, элементарное сочувствие, но и эмпатию, нежность, любовь к близким. Часто в этом возрасте чувство к близким и знакомым ребенок переносит на персонажи сказок. Он проявляет к ним активное сочувствие, а попавшему в беду стремится оказать помощь. В условиях неудачи ребенок обращается к взрослому, одобрение которого служит мотивацией детей.
К этому возрасту уровень построения игры становится достаточно высоким. В игровых объединениях существует общность требований, согласованность действий, а реальные и игровые отношения дифференцируются и осознаются детьми. Ребенок среднего возраста начинает принимать во внимание интересы партнера. Он уже может определять свои личные отношения. Межличностные связи становятся более избирательными и приобретают относительно устойчивый характер, хотя отмечается незначительная тенденция к возрастанию числа «звезд» и «непринятых». Значимыми характеристиками «звезд» в этом возрасте выступают умения организовать игру, стремление к справедливости,
доброта, дружелюбие, внешняя привлекательность. «Непринятых» детей характеризуют дефекты нравственно-волевой сферы, замкнутость, внешняя непривлекательность. Симпатия и антипатия обусловлены тем, в какой степени ребенок соответствует социальному эталону, сформированному на основе оценок взрослых и собственных взаимоотношений.
Взаимоотношения дошкольников среднего возраста определяются, главным образом, наличием, или отсутствием у ребенка нравственных качеств, которые имеют важное значение для всей группы. В этом возрасте сюжетно-ролевая игра становится все более коллективной, и одному ребенку не справиться с драматизацией замысла, требуется деловое сотрудничество, которое обеспечивается актуально-деловым общением по типу «здесь» и «сейчас». Речь становится основной коммуникативной операцией. Идет активный процесс самоутверждения по отношению ко взрослым и сверстникам. Ребенок стремится привлечь к себе внимание. Он особенно чувствителен к разным «признакам» отношения к себе со стороны других детей. В общении возникает феномен «невидимого зеркала»: в сверстнике ребенок видит себя, и видит пристрастно положительно.
В период среднего дошкольного возраста развивается третья форма коммуникативной деятельности – внеситуативно-познавательная. Внеситуативно-познавательный этап общения характеризуется постепенным отделением речи от непосредственного практического опыта ребенка. Речь уже становится доминирующим средством коммуникации, так как слово позволяет преодолеть детям рамки конкретной ситуации и выйти за ее пределы. Характерной чертой речи является ее яркая эмоциональная окрашенность. В связи со все возрастающими потребностями в общении, с одной стороны, и неимением достаточного словарного запаса, с другой стороны, эмоциональная окрашенность речи помогает ребенку выйти за пределы конкретно произносимых слов. При этом подлинный смысл раскрывается именно через такие выразительные моменты.
Между четырьмя и пятью годами речь уже предшествует деятельности и организовывает ее. Речевые коммуникации претерпевают серьезные качественные изменения. Если раньше общение строилось с опорой на зрительные, экспрессивно-мимические контакты и предметные действия, что объясняется преобладанием у ребенка наглядно-действенного, а затем наглядно-образного типов мышления, то в старшем дошкольном возрасте речь начинает приобретать автономный характер, становится внеситуативной, что свидетельствует о начальном этапе развития абстрактного, логического мышления. Удовлетворение познавательных интересов приводит к углублению их знакомства с окружающей действительностью и к вовлечению в сферу их внимания мира людей — взаимоотношений и взаимосвязей внутри этого мира и с ним.
К пяти – шести годам ребенок начинает накапливать собственный опыт жизни, во многом стихийный и неосознанный. Многие известные психологи обращали внимание на значимость детского опыта в жизни человека (3. Фрейд, А. Адлер, Л. С. Выготский, П. П. Блонский и др). Воспоминания детства дают человеку необходимый ресурс, поддерживают и помогают. Многочисленные автобиографии, дневники и воспоминания свидетельствуют о тонком проникновении ребенка в мир окружающей жизни, яркости восприятия и особой «детской» памяти.
Таким образом, в возрасте от 5 до 7 лет детям необходим взрослый, организующий опыт их жизни и помогающий его воспринять и осознать. В этот период происходит становление личности ребенка, и общение со взрослыми является одним важнейших условий ее развития. В период от 5 до 7 лет ребенок открыт по отношению к существующим в обществе нормативным социо-культурным представлениям. Усвоение этических норм и правил, стремление следовать культурным образцам позволяют ему легко, не проявляя критичности и сопротивления, «врасти» в ту культуру, в которой он живет. Детей в этом возрасте отличает феномен «морального реализма» (Ж. Пиаже, проявляющийся в полном принятии моральных норм, существующих вне его.
Однако для социального развития, становления личности недостаточно одних лишь знаний и представлений. Ребенок довольно долго проявляет достаточно заметное расхождение между речевым и реальным поведением (Е. В. Субботский). Зная правила, не выполняет их, верно оценивая события и героев, ведет себя импульсивно, порой непредсказуемо. Развитие личности требует способности к анализу собственного поведения, сдерживания непосредственных импульсов, разрешения внутренних конфликтов. И поэтому психологи говорят лишь о создании предпосылок личностного развития в этот период жизни.
Для того, чтобы такие предпосылки сложились, необходимо овладение «общей произвольностью своего поведения» (Л. С. Выготский, соподчинение мотивов своих действий (А. Н. Леонтьев, а также переживание и эмоциональное принятие тех нравственных норм и правил, которые становятся регуляторами поведения. (Л. И. Божович, В. В. Зеньковский и др.).
К 5-7 годам под влиянием общения со взрослыми складывается особый тип взаимоотношений, названный М. И. Лисиной внеситуативноличностным. Ребенок и взрослый вступают в партнерские отношения не по поводу предметов и действий с ними, а по поводу личностных проявлений людей. Ребенка интересует широкий мир общечеловеческих ценностей, суждения, оценки, мнение взрослого. Дошкольник живо интересуется тем, что думает взрослый о героях детских сказок и книг, а также о нем самом, его ровесниках. Самоценность такого общения проявляется в особом отношении к взрослому, в том, что ребенок выделяет
его среди других людей, видит в нем учителя (Е. О. Смирнова). В этом возрасте у детей наблюдается проявление повышенного интереса к сверстнику как к партнеру по совместной разнообразной деятельности с позиции сотрудничества. Это обуславливает резкое возрастание потребности ребенка в речевых коммуникациях. К старшему дошкольному возрасту дети все более овладевают произвольной регуляцией речи. Речь становится самостоятельным (а не только обслуживающим и сопровождающим) видом деятельности. Ведущей потребностью в общении у ребенка данного возраста выступает потребность во взаимопонимании, сопереживании и сотрудничестве. Происходят серьезные изменения в характере взаимодействия ребенка-дошкольника со сверстниками. Если ранее у ребенка процесс общения с другими детьми преобладала потребность в признании и самоутверждении, и другой ребенок зачастую воспринимался как объект его наблюдения и воздействия, то в старшем дошкольном возрасте сверстник рассматривается уже в качестве субъекта взаимодействия и общения. Ребенок изучает своего сверстника, сравнивает себя с ним, согласовывает с ним свои желания и поступки, устанавливает партнерские отношения. У ребенка проявляется способность к дифференцированному отбору языковых средств высказывания в зависимости от ситуации и участников общения. Все это говорит о потенциальных возможностях старшего дошкольника быть субъектом полноценных межсубъектных взаимоотношений, в которых ребенок проявляет себя с позиции активного, свободного и творческого субъекта творческой жизнедеятельности, где общение, речевые коммуникации являются одним из способов осознания себя во внутреннем плане становления личности и позволяют понять другого человека, рассматриваемого полноправным субъектом взаимодействия.
Таким образом, социальное развитие дошкольника, как отмечает О. М. Дьяченко, характеризуется, прежде всего, уровнем освоения детьми различных норм и правил поведения. С одной стороны, это нормы и правила, существующие в человеческой культуре по отношению к предметному миру, правила обращения с различными предметами человеческой культуры. С другой стороны, это правила поведения с другими людьми. По мере освоения таких правил и норм дети начинают регулировать свое поведение. Освоение норм и правил на протяжении дошкольного возраста характеризуется как расширением и усложнением самих правил, так и повышением уровня их удержания. Ребенок уже не только знает, как надо себя вести, но и регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными правилами.
О. М. Дьяченко выделены основные показатели социального развития дошкольника.
Возраст 5-6 лет. Общение со сверстниками – ребенок избирательно и устойчиво
взаимодействует с детьми, может сотрудничать на занятиях.
Усвоение социальных норм и правил – ребенок может регулировать свое поведение усвоенными нормами и правилами (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и Т. П.).
6-7 лет Общение со сверстниками- ребенок избирательно и устойчиво
взаимодействует с детьми;
участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;
передает как можно более точно сообщение другому, внимателен к собеседнику. Усвоение социальных норм и правил- ребенок регулирует свое поведение усвоенными нормами и правилами (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и т. п.);
отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми.
Источник