Социальные условия для развития речи ребенка
Социально-психологические условия развития речи.
Речь – социальная психическая функция, основным назначением которой является обеспечение общения между людьми.
На развитие психофизиологического механизма речи в онтогенезе существенное влияние оказывают социально-психологические условия, в которых растет ребенок. Доказано, что речь появляется и первоначально развивается исключительно в процессе общения. Однако не любое общение способствует развитию речи. Процесс общения стимулирует развитие языковых способностей лишь тогда, когда он адекватен потребностям и возможностям ребенка, при этом должны создаваться условия естественной востребованности речи. В связи с этим необходимо определить оптимальные характеристики процесса общения: его мотивы, содержание, средства, при которых внешние условия способствуют формированию вербальных средств коммуникации.
Развитие общения в нормальном онтогенезе исследовалось в лаборатории психолога М.И. Лисиной. Было установлено, что в дошкольном возрасте у ребенка происходит постепенное овладение разными формами общения, которые последовательно, по мере развития ребенка, занимают доминирующие позиции. Для успешного формирования речи необходимо, чтобы форма общения соответствовала возрасту ребенка.
Первоначально у ребенка формируется ситуативно-личностное общение со взрослым, доминирующее – в возрасте от 0 до 0,5 лет. В этом возрасте активно развивается сенсомоторная сфера. Ребенок начинает вычленять и дифференцировать акустические, оптические, тактильные стимулы, поступающие из окружающей среды.
При адекватном подходе у ребенка формируется позитивный эмоциональный настрой на общение, стимулирующий дальнейшее развитие потребности в коммуникации.
Основным содержанием ситуативно-личностного общения является эмоциональная реакция младенца в ответ на разговор взрослого с ним. В процессе ситуативно-личностного общения закладываются основы овладения пониманием речи: ребенок начинает вычленять и дифференцировать факторы окружающей среды, которые в дальнейшем приобретут для него наименования – слова. К концу первого полугодия жизни возникает эффект «псевдопонимания речи», когда ребенок ассоциирует короткое высказывание с определенной ситуацией.
В возрасте от 0,5 до 3 лет в процессе общения со взрослыми у детей появляется и начинает доминировать ситуативно-деловое общение, стержнем которого является совместная предметная деятельность. Если в такой деятельности многократно повторяется название предмета и его свойств, то ребенок усваивает эти слова в импрессивном плане и постепенно переводит их в активную речь. Манипуляции с предметами способствуют формированию грамматической системы языка, а последовательность событий вынуждает не ограничиваться отдельными словами и фразами, а переходить к более развернутой речи. Результатом является овладение связной речью.
Уже первые слова появляются не просто для номинации, а для коммуникации. С.Н.Цейтлин отмечает, что даже двухлетние дети выстраивают речевое поведение в зависимости от взятой на себя роли в различных играх и инсценировках. Они меняют интонацию, лексический строй речи при переходе от одной роли к другой. Малыши ощущают, удачно или неудачно общение, и при необходимости не только повторяют, но и корректируют свои высказывания, чтобы собеседник смог их понять.
Дефицит предметно-практической деятельности может приводить к вербализму, при котором денотативная сторона речи развивается искаженно, и слова приобретают несвойственное им содержание.
В возрасте от 3 до 5 лет у детей с нормальным развитием доминирует внеситуативно-познавательное общение. Предметно-практическая деятельность переходит в игровую, но в игре сохраняется существенная зависимость содержания от наличия игровых предметов. В процессе игры ребенок словесно обозначает игровые предметы и их признаки, а затем благодаря слову ему становится доступным замещение предметов в игре. Таким образом, вначале обилие игровых предметов стимулирует развитие речи, так как способствует накоплению словаря, а потом начинает препятствовать развитию обобщений, потому что для возникновения феномена переименования необходим дефицит игровых предметов.
Речь приобретает когнитивную функцию, и ребенок становится «почемучкой». В детских вопросах отражается не только стремление выстроить свою систему понимания взаимосвязей в окружающем мире и согласовать эту систему с мнением окружающих, но и уточнить правильность использования тех или иных языковых средств для отражения различных взаимосвязей в речи. В процессе внеситуативно-познавательного общения продолжается количественное и качественное развитие речи, ребенок овладевает более сложной грамматикой и синтаксисом. Развитие фонетико-фонематической системы достигает уровня, позволяющего сознательно оперировать языковыми единицами, – и это открывает возможности обучения ребенка чтению и письму.
С.Н.Цейтлин указывает, что дети постепенно овладевают способностью адаптировать свою речь к условиям общения, например, называть незнакомых взрослых на «Вы», использовать специальные, вежливые формы и т.п. С четырех лет дети говорят с младшими детьми более короткими фразами, чем с погодками или со взрослыми.
Чрезмерно опекающие ребенка родители нередко пытаются сразу перевести его с ситуативно-личностного общения на внеситуативно-познавательное. Этому способствуют дидактические игры, а также усилия, направленные на расширение представлений ребенка об окружающем мире. Такие попытки могут приводить к различным реакциям отказа ребенка от общения и снижению потребности в нем.
С пяти лет в норме начинает доминировать внеситуативно-личностное общение, содержанием которого является раскрытие отношений между людьми. Эти отношения становятся содержанием сюжетно-ролевых игр, которые практически полностью теряют зависимость от игровых предметов.
Отношения между людьми находят свое выражение в речи, где ребенок усваивает сложную взаимосвязь между словом и контекстом, эмоциональное и семантическое значение употребления разных языковых форм. Существенно расширяются лексические значения слов и их взаимосвязи. Ребенок усваивает разные варианты взаимодействия с окружающими и способы решения коммуникативных проблем посредством речи.
Задержка в развитии ранних форм общения может привести к тому, что в дальнейшем формы общения будут развиваться специфически. Мотивы общения, как правило, комбинированные – долго сохраняется выраженный ситуативно-личностный мотив, сопровождающийся низкой активностью в общении и эгоцентризмом, а другие мотивы, деловые и познавательные, добавляются к нему, но не становятся ведущими. Такое специфическое общение не обеспечивает необходимых социальных условий для развития коммуникативной функции речи и, следовательно, речевой функциональной системы в целом.
Существенную корректировку в развитие общения может внести психолого-педагогическое сопровождение – адекватный подход к ребенку с учетом ведущей формы общения, постепенное формирование новых форм общения соответственно возрасту ребенка и, конечно, обеспечение условий для общения ребенка со сверстниками.
Таким образом, рациональная организация общения ребенка с окружающими создает благоприятный фон для развития его лингвистической системы.
Список литературы
1.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.
2. Негневицкая Е.И. Шахнарович . Формирование речи. – М., 1997.
Источник
РЕЧЕВАЯ СРЕДА В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЁНКА.
В дошкольном детстве одним из важнейших приобретений ребенка является овладение родным языком. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием личности, сознания. «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи», – к этому выводу пришел Л.С. Выготский, изучая процессы мышления и речи. Всем известно, что речь взрослого является образцом для ребенка, а ее правильность определяется той языковой средой, в которой находится ребенок. Он будет говорить так же, как окружающие его люди. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Функциональные нарушения возникают в результате различных социальных причин: соматические заболевания и соответственно ослабленность, педагогическая запущенность, воздействие стрессов, социальной и эмоциональной депривации (недостаточность речевого, эмоционального общения с близкими, особенно с матерью). Развитие речи идёт постоянно, в течение всего дня, а если он насыщен событиями и впечатлениями, то он вдвойне стимулирует ребёнка к общению. Речевая среда это не только общение с ребёнком, а многие факторы, которые собраны воедино, которые положительно или отрицательно влияют на развитие ребёнка. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно овладевает правильным произношением. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто добавляется к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность. Любая задержка, любое нарушение в ходе развития речи отражается на поведении, а также деятельности в различных ее формах, отрицательно сказывается на общении детей с окружающими людьми. Уже в раннем возрасте у ребенка обращают на себя внимание отсутствие или ограничение лепета. Вместо речи развиваются мимика и жестикуляция, которыми дети пользуются избирательно в эмоционально окрашенных ситуациях. Минимальное количество слов, либо их отсутствие сохраняется на длительное время. Первые слова и фразы появляются поздно и понятны только родителям. Речь замедлена, словарный запас формируется медленно и искаженно. Часто встречаются неправильное использование слов, трудности построения фразы. С возрастом разрыв отставания в развитии речи от возрастных норм увеличивается почти в геометрической прогрессии. По данным Н.С. Жуковой из института дефектологии, если в возрасте 3 лет ребенок отстает на 1-1,5 года, то в 6 летнем возрасте он отстает почти на 3 года. Речевые привычки, сложившиеся в детстве, отличаются высокой устойчивостью. Дефекты речи сохраняются и закрепляются. Взрослые наносят большой вред развитию речи ребенка, если подделываются под детскую речь, употребляют исковерканные ребенком слова, которые он еще не в состоянии произнести. Каждое слово взрослых должно быть значимым, должно помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык. Воздействовать на формирование речи необходимо с ранних лет жизни, когда окружающая речь является основой речи ребенка. Общение – один из ближайших факторов общего психического развития ребенка. Оно было и остается важнейшим условием развития речи. Именно поэтому ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой социальной педагогики не только в России, но и во всем мире. Планомерная, системная коррекционная работа помогла создать благоприятные условия для успешного развития каждого ребенка.
Поделитесь с Вашими друзьями:
Источник
Ольга Кузьминова
Условия успешного речевого развития детей
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – дошкольный и школьный периоды.
Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия.
Ребенок должен:
– быть психически и соматически здоровым;
– иметь нормальные умственные способности;
– иметь нормальный слух и зрение;
– обладать достаточной психической активностью;
– обладать потребностью в речевом общении;
– иметь полноценное речевое окружение.
Ребенку необходимо создавать в группе такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, интересно рассказывал. Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребёнка.
Речь включает в себя несколько составляющих сторон:
– работу по звуковой культуре речи (развитие фонематического восприятия, слуховой памяти, речевого дыхания)
– развитие мелкой моторики
– обогащение словарного запаса (активного и пассивного) ;
– формирование грамматического строя речи;
– развитие связной речи (монологической и диалогической) ;
– подготовку руки к письму;
– обучение чтению;
– развитие интонационной выразительности, плавности речи
С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь станет также средством познания окружающего мира, планирования действий. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования. Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности.
Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей.
Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?
1. Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.
Речевому общению ребенка со взрослым предшествует эмоциональное общение. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка. Ребенок как бы заражается эмоциональным состоянием взрослого, его улыбкой, смехом, ласковым тоном голоса. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.
2. Создание условий для общения с другими детьми.
Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение с взрослыми. Оно возникает в совместной деятельности и может осуществляться по – разному. Если сама деятельность носит примитивный характер, плохо развита,то и общение будет таким же: оно может выражаться в агрессивно направленных формах поведения (драки, ссоры, конфликты) и почти не сопровождаться речью.
Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем более необходимым для ребенка становится речевое общение. Развитие ребенка особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности, в первую очередь в игре, которая стимулирует развитие общения между детьми, а, следовательно, и речи. Общение со сверстниками – это особая сфера жизнедеятельности ребенка, совершенно отличная от общения с взрослыми.
3. Речь взрослого – пример для подражания.
Речь ребенка развивается во многом в результате подражания речи окружающих. Взрослым нужно следить за своей речью. Особое значение имеет речь воспитателя, который постоянно бывает с детьми, он наиболее авторитетное для них лицо. Каждый воспитатель должен знать, что в детском саду его речь превращается в педагогическое средство, в орудие воздействия на детей
4. Развитие мелкой моторики рук.
Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается и в ходе индивидуального развития каждого ребенка (это уже убедительно доказано специальными научными исследованиями). Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формирования у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие
Многие игры и упражнения, направленные на развитие у детей ручной умелости, дошли к нам из глубины веков. И это не простая случайность. В те далекие времена, когда еще не существовало письменности, люди хорошо понимали большое значение «ловкости рук» как одного из важнейших условий приспособления человека к жизни. Это нашло свое отражение и в народных сказках, преданиях, пословицах и поговорках. Нам хорошо известны такие выражения, как «мастер золотые руки», «большой умелец» или, наоборот, «руки – крюки», «руки как грабли», «не руками сделано», «руки оторвать за такую работу» и т. п. И все знают такие детские игры, как «Ладушки» или «Сорока – ворона кашу варила».
Основные пути развития и совершенствования мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию мелкой моторики руки и координации движений рук.
Детям от года до трех упражнения даются в упрощенном варианте, доступном их возрасту. Более старшим детям от 3 – до 5 лет задания можно усложнить.
Работа по развитию движения руки должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не нужно допускать скуки и переутомления.
Ребенку можно предложить:
– Запускать пальцами мелкие волчки.
– Разминать пальцами пластилин, глину.
– Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
– Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался).
5. Удовлетворение любознательности ребенка.
Речь, являясь средством усвоения общественно – исторического опыта, служит орудием интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения) и выполняет познавательную функцию.
Познавательный опыт ребенок, прежде всего приобретает в самой разнообразной деятельности. Все виды деятельности дошкольника – игровая, конструктивная, изобразительная, трудовая – позволяют мобилизовать его познавательные возможности, а значит, развивать их, научить не только ориентироваться в окружающем мире, но и в определенной степени преобразовывать его.
6. Чтение художественной литературы и разучивание стихов.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач: вызвать интерес к стихотворению и желание знать его; помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов, научить выразительно читать его перед слушателями; использовать в жизни; воспитывать любовь к поэзии.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями
7. Совместные экскурсии, театры, посещения музеев.
Осуществляется обогащение словаря, стимулируется речевая активность и познавательная потребность детей.
Вывод:
Главным условием успешного речевого развития детей является создание благоприятной речевой среды. От того какая речевая среда окружает ребенка, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речевая среда – это речь родителей, окружающих, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, а в детском саду – речь воспитателей и других работников, речь, звучащая на занятиях.
Источник