Социальные теории интеллектуального развития ребенка

Во многом благодаря работам Пиаже исследование познавательной сферы ребенка стало одной из центральных проблем детской психологии.

Особое значение в этой теории отводится формированию научного и математического мышления: абстрактно-логическому рассуждению и формированию гипотез, а также подражания организации умственной деятельности.

Ведущее место в теории Пиаже занимает положение об адаптивной природе интеллекта: он способствует приспособлению индивида к окружающей среде. В отличие от других теорий, где ребенка считали пассивным приемником информации, мышление рассматривали как результат прямого научения или подражания другим, а когнитивное развитие – как продукт созревания мозга Пиаже считает, что усвоение знания, усложнение и развития мышления – следствие развития взаимодействий ребенка с миром.

Человек, по мнению Пиаже, на протяжении всей жизни остается активным, любознательным и изобретательным. Люди ищут контактов и взаимодействий с окружающим миром, вступают с ним в спор, но главное – интерпретируют события.

Операции. Это центральное понятие в теории Пиаже. Это мысленные действия ребенка, который обладают очень важным свойством – обратимостью, заключающейся в том, что индивид может вернуться к началу мыслительного процесса.

Ассимиляция, аккомодация и равновесие. Это основные механизмы, с помощью которых ребенок переходит с одной стадии когнитивного развития на другую.

Ассимиляцию можно было бы определить как стремление индивида взаимодействовать с окружающей средой таким образом, чтобы подогнать ее к уже существующим у него структурам. Таким образом, новый объект, новая идея интерпретируются в терминах мысли или действия, которыми ребенок уже овладел. Например, пятилетняя девочка знает, что птицы – это то, что летает. Увидев впервые летящий низко вертолет, она ассимилирует его со своими представлениями о птицах. Однако его размер, форма, а также издаваемый шум не соответствуют этим представлениям, и ассимиляция оказывается невозможной.

Аккомодация – это стремление индивида измениться в ответ на требования окружающей среды, то есть изменить действия и представления в соответствии с новой ситуацией. Та же девочка осознает, что необходимо ввести новое понятие для обозначения вертолета, который не может ассимилироваться с ее представлением о птицах. Если она спросит родителей, они назовут ей это новое слово и объяснят, в чем разница между птицами и вертолета. У девочки в свою очередь возникнет представление о новом классе объектов.

Равновесие. В результате вновь приобретенного знания ребенок временно оказывается в состоянии равновесия, или когнитивной гармонии. Пиаже считал, что все организмы стремятся к балансу в своих взаимодействиях с окружающей средой. Когда нарушается равновесие, например при встрече с чем-то новом и интересным, процессы ассимиляции и аккомодации стремятся восстановить его.

Сначала ребенок пытается понять новое с помощью старых представлений, затем, когда это не помогает, он изменяет собственные структуры понимания мира. Это означает, что, когда происходит какое-нибудь новое событие, человек может соотнести его со своим прошлым опытом, что позволяет легко изменять способы поведения в соответствии с новой ситуацией. С ростом опыта организм вбирает в себя все большее число разнообразных ситуаций.

Именно в результате процессов ассимиляции, аккомодации и равновесия осуществляется когнитивное развитие ребенка. Эти процессы функционируют на протяжении всей нашей жизни. С их помощью мы приспосабливаем собственное поведение и собственные мысли к изменяющимся условиям.

Хотя когнитивные способности развиваются на протяжении всего детского возраста , Пиаже выделил четыре стадии когнитивного развития. Стадии – это ступени или уровни развития, последовательно сменяют друг друга.

Выделил четыре стадии интеллектуального развития детей:

1 – сенсомоторная стадия (от рождения до 2-х лет).

2 – дооперациональная стадия (от 2 до 7 лет)

– стадия конкретных операций (от 7 до 12 лет)

4 – стадия формальных операций (начиная с 12 лет ).

Сенсомоторная стадия – охватывает первые два года жизни ребенка. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда название – «сенсомоторный»).

Происходит формирование различных манипуляций с предметами. В ходе этих элементарных действий с вещами ребенок устанавливает пространственные отношения. Происходит психологическое отделение ребенком себя от внешнего мира. Познание себя как субъекта действия. Начало волевого управления собственным поведением. Понимание устойчивости, постоянства внешних объектов. Осознание того, что предметы продолжают и находятся на своих местах и тогда, когда они непосредственно не воспринимаются при помощи органов чувств. Около 2-лет формируется внутренний план действий.

Дооперациональная стадия.

(от 2-7 лет). Усвоение языка, представление предметов и их образов словами. На данном этапе ребенок не способен к доказательству, рассуждению. Ярким примером этого служат так называемые Феномены Пиаже.

Пример 1. Дошкольникам показывали два глиняных шариках, дети считали их одинаковыми, у них на глазах изменили форму 1-го шарика – раскатали в «колбаску». Детям задали вопрос: «Одинаково ли количество глины в шарике и колбаске?», дети отвечали, что неодинаковое: в колбаске больше, потому что она длиннее.

Пример 2. Дети оценивали два стакана с водой, сначала они их оценили как одинаковые. Но когда из 1-го стакана перелили воду в другой, более узкий и высокий, и уровень воды в нем поднялся, они стали считать, что воды в нем стало больше, потому что «перелили», то есть у ребенка отсутствует принцип сохранения количества вещества. Он, не рассуждая, ориентируется на внешние «бросающиеся в глаза» признаки объектов.

Ребенок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какие их дает непосредственное восприятие. Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья, а солнце все время следует за ним, останавливаясь, когда останавливается он сам. Ж. Пиаже назвал это явление реализмом.

Дошкольник медленно, постепенно переходит от реализма к объективности, к учету других точек зрения.

Главной особенностью мышления ребенка на данной ступени является эгоцентризм. Это особая интеллектуальная позиция ребенка. Он рассматривает весь мир со своей собственной точки зрения, ему трудно поставить себя на позицию другого человека.

Пример 3. «Эксперимент с макетом гор». Три горы по-разному выглядели с разных сторон макета. Ребенок видел этот горный ландшафт с одной стороны и из нескольких фотографий мог выбрать ту, которая соответствовала его реальной точке зрения. Но, когда его просили найти фотографию с видом, открывающимся перед куклой, сидящей напротив, он снова выбирал «свой» снимок. ОН не мо представить себе, что у куклы другая позиция, и она видит макет по-другому.

Читайте также:  Развитие ребенка семь месяцев видео

Приведенный пример относится к дошкольникам. Но эгоцентризм – общая характеристика детского мышления, проявляющаяся в каждом периоде развития. Эгоцентризм усиливается, когда в ходе развития ребенок сталкивается с новой областью познания, и ослабевает по мере того, как он постепенно ее осваивает.

Этап дооперациональных представлений завершается с появлением понимания сохранения количества вещества, того, что при преобразованиях одни свойства предметов сохраняются неизменными, а другие – меняются. Исчезают феномены Пиаже, и дети 7-8 лет, решая задачи Пиаже, дают правильные ответы.

Стадия конкретных операций.

Возникновение элементарных логических рассуждений, доказательств относительно объектов и событий. Но логические операции еще нуждаются в опоре на наглядность. Поэтому они названы конкретными Дети, достигшие этой стадии приходят к интуитивному пониманию двух важнейших логических принципов, которые выражаются отношениями:

Если А = В и В = С, то А = С А + В = В + А

Другой важнейшей характеристикой этой стадии интеллектуального развития является способность ранжировать объекты по какому-либо измерительному признаку, например, по весу или величине. В теории Ж. Пиаже эта способность носит название сериации. Ребенок также уже понимает, что многие термины, выражающие отношения: меньше, короче, легче, выше и т.п., характеризуют не абсолютные, а относительные свойства объектов, то есть такие их качества, которые проявляются у данных объектов лишь в отношении других объектов.

Дети этого возраста способны объединять предметы в классы, выделять у них подклассы, обозначая словами выделяемые классы и подклассы. Вместе с тем дети в возрасте до 12 лет еще не могут рассуждать, пользуясь абстрактными понятиями, опираться в своих рассуждениях на предложения или воображаемые события.

Стадия формальных операций.

Для характерны способность мыслить логически. Пользуясь абстрактными понятиями. Она начинается с 12 лет и продолжается в течение всей жизни человека, индивид усваивает настоящие понятия, проявляет гибкость мышления.

Теория Л. Колберга.

Рассмотрим развитие морального сознания личности по Л. Колбергу. Л. Колберг продолжил эксперименты Ж. Пиаже, в которых выявлялись моральные суждения и этические представления детей разного возраста. Детям предлагалось оценить поступки героев рассказов и обосновать свои сужде­ния. Оказалось, что на разных возрастных этапах дети по-раз­ному решают нравственные проблемы.

Например, маленькие дети считают ребенка, случайно разбившего несколько чашек, более виноватым и «более испорченным», чем другого, раз­бившего только одну чашку, но злонамеренно. Старшие дети, особенно после 9-10 лет, иначе оценивают эту ситуацию, ориентируясь не только на результат действий, но и на моти­вы, стоящие за поступком. Л. Колберг рассматривает развитие морального сознания как последовательный процесс.

Обобщив обширный экспе­риментальный материал, он выделяет шесть стадий развития, объединяющихся в три уровня:

– Первый – доморальный уровень. Нормы морали для ре­бенка — нечто внешнее, он выполняет правила, установ­ленные взрослыми, из чисто эгоистических соображе­ний. Первоначально он ориентируется на наказание и ведет себя «хорошо», чтобы его избежать (I стадия). Затем он начинает ориентироваться и на поощрение, ожидая получить за свои правильные действия похвалу или какую-нибудь другую награду (II стадия).

– Второй уровень – конвенциональная мораль. Источник моральных предписаний для ребенка остается вне­шним. Но он уже стремится вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми.

– Третий уровень – автономная мораль. Моральные нор­мы и принципы становятся собственным достоянием личности, т. е. внутренними.

Поступки определяются не внешним давлением или авто­ритетом, а своей совестью: «на том стою и не могу иначе». Сначала появляется ориентация на принципы общественного благополучия, демократические законы, принятые на себя обязательства перед обществом (V стадия), потом — на обще­человеческие этические принципы (VI стадия).

Все дошкольники и большинство семилетних детей (при­мерно 70%) находятся на доморальном уровне развития. Этот низший уровень развития морального сознания сохраняется участи детей и позже – у 30% в 10 лети 10% в 13-16 лет. Многие дети к 13 годам решают моральные проблемы на вто­ром уровне, им присуща конвенциональная мораль.

Развитие высшего уровня морального сознания связано с развитием интеллекта: осознанные моральные принципы не могут по­явиться раньше подросткового возраста, когда формируется логическое мышление. Однако становления формально-­логических операций недостаточно; даже интеллектуально развитые взрослые люди могут не иметь автономной морали. Что же касается подростков, то только 10% из них поднима­ются до высшего уровня морального сознания.

Как организуют свое поведение дети разного возраста в соответствии со своими этическими представлениями, по­казано в таблице.

Следует отметить, что индивидуальные различия здесь ве­лики и возрастные границы весьма приблизительны. Кроме того, этапы в развитии морального сознания установлены на основе моральных суждений – того, что дети говорят, а не их реального поведения. Ребенок может знать, как правиль­но себя вести, но по какой-то причине поступать иначе. Впрочем, в ряде психологических исследований была показа­на взаимосвязь между уровнем моральных суждений и реаль­ным нравственным поведением.

Источник

Ноговицына Аграфена
Проблема интеллектуального развития у детей в психолого-педагогических исследованиях

1.1. Проблема интеллектуального развития у детей в психолого-педагогических исследованиях

Интеллектуальное развитие – это формирование способности к овладению использованию различными типами мышления. Его органической частью является умение подвергать самостоятельному анализу события и явления действительности, делать самостоятельные выводы и обобщения, а также речевое развитие: владение и свободное пользование словарным богатством языка [45, с. 146].

Интеллект (от латинского – Intellects – разумение, понимание, разумение) -относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций интеллект отожествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующей познавательной активности, с когнитивным стилем и др. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже). Отечественная психология исходит из принципа единства интеллекта, его связи с личностью. Большое внимание уделяется исследованию взаимоотношений практического и теоретического интеллекта, их зависимости от эмоционально – волевых особенностей личности [85, с. 189].

Читайте также:  Ребенку год что нужно для развития

Как отмечает М. А. Холодная, с психологической точки зрения назначение интеллекта – создавать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности. Интеллект – это психологическая основа разумности, считает этот исследователь. В общем виде интеллект – это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения «внутри» индивида субъективной картины происходящего.

Беглый взгляд на проблему интеллекта в том виде, как она сейчас представлена в литературе, дает основание говорить, что, несмотря на многолетнюю историю становления, эта категория не может быть отнесена к разряду устоявшихся понятий психологии. Так, в ряде психологических концепций интеллект отождествляют:

• с системой умственных операций;

• со стилем и стратегией решения проблем;

• с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующей познавательной активности;

• с когнитивным стилем.

Порой, говоря об интеллекте, в психологии имеют в виду развитие познавательных процессов. В начале века В. В. Зеньковский, например, включал в это понятие такие психические познавательные функции, как восприятие, внимание, мышление, память. В наше время, говоря о развитии умственных процессов у дошкольников, Д. Б. Эльконин рассматривал особенности развития ощущений, восприятия, памяти, мышления. В целом же в психологическом знании процессы ощущения, восприятия, мышления относят к познавательной сфере. Процессы внимания и памяти называют процессами, сопровождающими познавательную деятельность человека [85, с. 156].

Существует и тенденция отождествлять или по крайней мере сближать по содержанию понятия «интеллект» и «мышление». Словарь иностранных слов раскрывает понятие «интеллект» как ум, рассудок, разум, мыслительная способность человека. В словаре русского языка интеллект определен как ум, мыслительная способность, умственное начало у человека [60, с. 251].

Словарь синонимов русского языка раскрывает интеллект через понятия «ум», «умственные (мыслительные) способности», «рассудок», «разум». Философский энциклопедический словарь раскрывает интеллект как способность мышления, рационального познания – в отличие от таких, например, душевных способностей, как чувство, воля, интуиция, воображение и т. п.

Считается,что познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления. Чувственное познание возможно благодаря процессам ощущения, восприятия, а также памяти, которая хранит эту информацию. К основным формам абстрактного мышления отнесены понятия, суждения и умозаключения [74, с. 96].

Знания включают сведения о методах, то есть способах познавательной и практической деятельности. Исходя из того, что основным структурным элементом интеллекта выступают знания, остановимся на их характеристике. Она изложена на основе дидактической теории, разработанной Ю. К. Бабанским, И. Я. Лернером, В. Ф. Паламарчуком, В. А. Онищуком, Я. А. Пономаревым и другими исследователями теории познания и обучения.

Дошкольная психология является составной частью детской психологии, которая изучает возрастную динамику развития личности ребенка, психических процессов, их особенностей на протяжении первых семи лет.

В современной психологической литературе существует значительное число исследований, позволяющих описать строение мыслительной деятельности, ее генезис, возрастные и индивидуальные отличия (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. Н. Поддьяков, Я. А. Пономарев, О. К. Тихомиров, Дж. Браунер, А. Валлон, Ж. Пиаже и др.) [58, с. 5].

Интеллектуальное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребёнка. Основная особенность интеллектуального развития ребёнка дошкольного возраста – преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения. Для их возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особыми возможностями [50, с. 57].

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна, повышаются требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, и их интеллектуальное развитиене может сводиться только к обучению конкретным умениям: чтению, вычислениям, письму, для успешной учебы им необходимо развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память. Основы этих сложных психических функций можно начинать формировать в среднем дошкольном возрасте. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их [84, с. 137].

Для современной образовательной системы проблема интеллектуального развития чрезвычайно важна. По прогнозам учёных, 3-е тысячелетие, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут ценится как истинное национальное богатство. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объёме знаний предъявляет иные, чем были 30- 40 лет назад, требования к интеллектуальному воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н. Н. Поддъяков справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремится к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания. Между тем во многих странах мира во всех звеньях системы просвещения – от дошкольных учреждений до университетов – отмечаются, с одной стороны, рост информированности, с другой стороны- снижение в целом качества знаний, умственного развития обучающихся [62, с. 94].

В работах отечественных и зарубежных учёных дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания,- Ф. Фребель, М. Монтессори. Но в исследованиях А. П. Усовой, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, Н. Н. Поддъякова выявлено, что возможности интеллектуального развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребёнок может не только познавать внешнее, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф. Фребеля, М. Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач [38, с. 69].

Читайте также:  Движущие силы психического развития ребенка кратко

По данным учёных (генетиков, психологов, предпосылки умственных способностей заложены в природе ребёнка на 50-60%. Причём подчёркивается, что интеллектуальные свойства ребёнка от рождения носят преимущественно творческий характер, но не у всех получают должное развитие. Оказывается, от воспитания зависит, будут ли вообще развиваться умственные способности малыша, а тем более, какое направление они получат. Условия жизни, воспитания, отношение родителей, педагогов к самому ребёнку и к его деятельности – вот факторы от которых зависит, насколько реализуются задатки, которыми его отметила природа [23, с. 138].

Об интеллектуальном развитии ребёнка судят по объёму, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание, по способности к самостоятельному творческому познанию. С раннего возраста у ребёнка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами, развивается его ум. В дошкольном возрасте в большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, критичность, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность [46, с. 112].

Мозг ребёнка развивается удивительно быстро: к трём годам он уже достигает 80% веса мозга взрослого человека. Возникает опасность недогрузить мозг, не дать ему «пищу», необходимую для полноценного развития. Как свидетельствуют данные физиологии, большинство современных детей раннего возраста страдает не от избытка информации, а от её недостатка [49, с. 76].

Не следует допускать и другой крайности, когда путём усиленного воспитания и обучения малыша перегружают чрезмерными по содержанию и объёму знаниями, пытаясь развить у него какие-либо высокие способности. А. В. Запорожец предупреждал о необходимости учитывать, что мы имеем дело с растущим организмом. С развивающимся мозгом, созревание не закончилось, особенности ещё не сложилось, возможности ещё не ограниченны. При интенсивной тренировке ребёнок может усвоить знания, достигнуть результатов, но это будет стоить физических и нервно-психических затрат.Отсюда следует правило: не перегружать и не переутомлять мозг ребёнка [19, с. 114].

Дефекты, допущенные в интеллектуальном развитии ребёнка на протяжении дошкольного детства, трудно устранить в более среднем возрасте. Они оказывают отрицательное влияние на всё последующее развитие. Во, избежание отставания в развитии детей дошкольного возраста широко используются дидактические игры, решающие задачи интеллектуального развития.

Также одной из проблем интеллектуального развития у детей может быть из-за того, что недостаточно развита моторика рук. Все мы знаем что, наша ладонь состоит из множества точек.

Мелкая моторика — комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. В этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы.К ней относятся разнообразные движения: от всем привычных жестов до самых мелких манипуляций [45, с. 263].

Вопрос о том, что такое интеллект и чем он отличается от других качеств, характеризующих работу мозга человека, естественно, отнюдь не праздный. Представляется, что его можно рассматривать и в практической плоскости. К настоящему времени уже накоплен такой объем информации, технология информационных систем достигла такого уровня, что если бы человечеству в массе удалось хотя бы чуточку поднять не уровень даже, а просто интеллектуального развития, то это привело бы к качественному скачку в развитии цивилизации за счет резкого повышения эффективности использования того, что уже накоплено [47, с. 88].

Человечество вряд ли станет в массе своей намного умнее в обыденном плане – похоже, что это противоестественно. Едва ли повысится и общая начитанность «интеллигентной» части населения Земли – к сожалению, мозг каждого человека способен впитать хотя и большой,но все же ограниченный объем информации: можно говорить о том,что на определенном этапе срабатывает биологическая защита от информационной перегрузки – противиться нельзя: последствия могут быть самыми печальными – в лучшем случае утрата интереса к предмету и роду занятий, в худшем. К счастью, энциклопедичность (начитанность) – далеко не решающий фактор в процессе познания.

То есть при достаточно высоком уровне интеллекта человек способен принимать на интуитивном уровне оптимальные решения и находить ответы на «трудные» вопросы даже при весьма ограниченном объеме знаний. Иными словами, интеллект – это коэффициент полезного действия работы поисковой системы мозга в собственном информационном массиве.

Не следует путать и два таких понятия, как «интеллект» и «интеллигентность». Хотя второе из них обязательно подразумевает и определенный уровень начитанности, все же оно носит чисто этический характер. Что же касается интеллекта,то усмотреть в нем какое-то этическое начало невозможно: это степень владения содержащейся в мозгу информацией, тем более на уровне подсознания. А неподвластное волевому началу этически оцениваться не может.

Принято считать, что интеллект и интеллигентность, если и не тождественны, то уж всегда между ними есть прямая взаимосвязь. К сожалению, низкий уровень интеллекта при наличии обширных, энциклопедических познаний и всяких внешних атрибутов интеллигентности – не такая уж редкость [52, с. 256].

Таким образом, основным видом деятельности всех детей в дошкольном возрасте является игра, то именно ее необходимо задействовать для развития интеллектуальных способностей ребенка. В игровой форме можно не только способствовать развитию интеллекта, но еще и совершенствовать многие необходимые навыки для дальнейшего развития.

Источник