Социальные и индивидуализация как основной путь развития личности ребенка

Социальные и индивидуализация как основной путь развития личности ребенка thumbnail

Социализация и индивидуализация как основной путь развития личности младшего школьника

Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального: изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности – социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей, т.е. с обществом. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. На этом положении основывается единство двух противоположных процессов: социализации и индивидуализации

Социализация и индивидуализация – процессы имеющие тесную связь, оказывающие значительное влияние на развитие личности. Социализация и индивидуализация длятся всю жизнь человека и поэтому эти процессы актуальны для всех возрастных групп.

В чем же главная суть и основное различие социализации и индивидуализации личности?

Социализация – это процесс становления личности путем освоения индивидом основного набора духовных ценностей, выработанных человечеством.

Индивидуализация – это процесс становления личности путем информации, получаемой индивидом из окружающей среды, производства новых духовных ценностей, значимых для общества.

Индивидуализация осуществляется в основном посредством выбора, к примеру, книг, друзей, профессии, места работы и жительства и т.п. Социализация осуществляется в основном посредством принуждения, например, обязательное среднее образование, обязанность трудиться и пр. Социализация – это долг личности, а индивидуализация – ее право.

Итак, основными путями формирования личности являются социализация и индивидуализация.

В современной педагогике проблема социализации ребёнка младшего школьного возраста постепенно выходит на первый план, что связано со множеством факторов: меняющейся социальной ситуацией развития ребёнка, современной реформой образования, увеличением социально-педагогических проблем детей.

В документах о модернизации образования отмечается, что в процессе реформирования общества изменяются роль и функции образования: они смещаются с обслуживания интересов государства на удовлетворение потребностей личности, общества и социальных групп. Целью образования в соответствии с новыми подходами становится развитие личности.

Младший школьный возраст является периодом позитивных изменений и преобразований во всех сферах психического развития. Процесс социализации в  это время происходит на основе интенсивного развития и обогащения общественной природы ребёнка. Поэтому очень важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Чем больше позитивных приобретений будет у ученика, тем легче ему адаптироваться в современном мире. Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника.

В процессе социализации формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что дает ему возможность стать дееспособным участником социальных отношений. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на личность разных обстоятельств жизни, так и при условии целенаправленного формирования личности.

Усвоение социального опыта и готовность к его обогащению формируется через включение детей в реальные отношения между собой, в семье, со взрослыми, в микрогруппах и более крупных объединениях, в отношениях с государством, представленным, прежде всего школой, с миром – через природу и средства массовой информации. Составляющим компонентом такого социального опыта является сформированность у учащихся готовности: к цивилизованным человеческим отношениям; к отношениям в духовной сфере на базе общечеловеческих ценностей.

Конечной целью любой образовательной деятельности является обучение, воспитание и развитие личности. Главными участниками образовательного процесса являются ученик и педагог. Социализация ученика реализуется только в единстве обучающей, развивающей и воспитывающей деятельности педагога.

Воспитание и социализация младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями. В современных условиях на сознание ребенка, процессы его духовно-нравственного, психоэмоционального развития, социального созревания большое влияние оказывает содержание телевизионных программ, кинофильмов, компьютерных игр, Интернета. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Эффективность взаимодействия различных социальных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся зависит от систематической работы школы по повышению педагогической культуры родителей, согласованию содержания, форм и методов педагогической работы с учреждениями дополнительного образования.

Социальный опыт ребенка младшего школьного возраста –многоуровневое единство познавательного, аксиологиче­ского, коммуникативного и поведенчес­кого компонентов его жизнедеятельнос­ти. Иными словами, социальный опыт ребенка – это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки. Социальный опыт младшего школьника в определен­ной степени влияет и на объективные ус­ловия воспитания.

Читайте также:  Произведения искусства как фактор развития личности ребенка

В психологии давно установлено, что только ситуации выбора обеспечивают личности опыт самоопределения, не про­сто выбор решения, суждения, поступка, а выбор себя. В буднях своей школьной жизни дети должны привыкать естествен­но решать: какое выбрать задание из нескольких, предложенных учителем, какие стихи выучить для конкурса, когда сдать творческую работу по природоведению, с кем вместе дежурить, по каким правилам играть на спортивном часе в известную игру.

Исторически сложилось, что факторы социализации и индивидуализации, имея очень важное значение для становления личности, происходят в тесной связи. Безусловно, оба эти процессы важны и не являются альтернативой друг друга для полноценного, гармонического развития личности. Но при всех взаимосвязях, социализация и индивидуализация коренным образом отличаются по своим содержаниям. Взаимоотношения между социализацией и индивидуализацией строятся не по принципу поглощения, дополнительности, но по принципу взаимодействия, взаимовлияния и представляют собой последовательную, поэтапную интеграцию данных процессов.

Источник

Инна Драчёва
Социализация и Индивидуализация в Детском возрасте в Процессе перехода на ФГОС ДО в Дошкольной организации

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

(Л. Н. Толстой)

Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он является благоприятным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений. Процесс социализации детей дошкольного возраста вводит ребенка во взрослую жизнь, является фундаментом в становлении и проявлении социальной культуры.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечивается целостным процессом социализации-индивидуализации.

Социализация – от латинского слова socialis — общественный, что значит процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества.

Социализация ребенка — явление многогранное,происходящее под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается, среды, окружающей его, самопознания и саморазвития.

Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Индивидуализация – деятельность взрослого (педагога) и самого ребенка по поддержке и развитию того единичного, своеобразного, что заложено в человеке от природы и что он приобретает в индивидуальном опыте.

Цель позитивной социализации — освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.

– развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

– создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

– формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

– воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

– приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;

– развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово; – создание коммуникативной компетентности ребёнка; – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;

– формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

Все это должно обеспечить основу для формирования предпосылок учебной деятельности.

Читайте также:  Составление индивидуальный маршрут развития ребенка

Социализация детей дошкольного возраста – процесс длительный и многоплановый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя определенную роль, отображаемую обществом. Шаг за шагом приобретает опыт поведения в соответствии с требованиями социума. Эти особенности в педагогике называются факторами социализации. Влияние институтов социализации, в этом случае, выступает внешним фактором, подает содержание и формы социализации ребенка, а также направления формирования его социальной компетентности. К внутренним факторам социализации относят возрастные и индивидуальные особенности самого ребенка, которые воплощаются в субъективной системе переживаний социальных отношений и формировании картины мира

Целесообразно в детском саду создать следующие источники для успешной социализации детей:

• Эмоциональное благополучие ребенка – это, прежде всего комфорт в душе ребенка. Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха.

• Положительное отношение ребенка к окружающим людям, воспитание уважения и терпимости.

• Развитие коммуникативной компетентности ребенка – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции.

• Развитие социальных навыков детей. Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться.

• Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребёнку возможность для саморазвития.

При всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье. Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Вот почему одной из главных задач педагогов детского сада является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”.

Согласно данным исследований Антоновой Т. В., Иваненко МИ. Смирновой Е. О. Стеркиной Р. Б. уровень социализации ребенка в условиях ДОУ целесообразно контролировать с помощью специальных показателей. Показателями успешного социального развития дошкольника в детскомсаду могут служить следующие умения ребенка:

умение ребенка войти в детское общество:

умение ребенка действовать совместно с другими;

умение следовать и уступать общественным нормам;

умение ребенка контролировать свои желания и др.

Обратившись еще раз к ФГОС ДО, мы видим, что основные требования стандарта связаны, в первую очередь, с психическим и физическим здоровьем ребенка. Во главу угла ставится личность дошкольника, его способности и возможности; его желания и отношения. Перед педагогами стоит задача пересмотраприоритетов профессиональной деятельности: ориентация не на систему знаний, умений и навыков, усвоенных ребенком, а на формирование у детей умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать социальное партнерство и эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации. В свою очередь, формирование обозначенных качеств личности дошкольника, возможно только при условии его позитивной социализации.

Литература

1. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности Под. ред. Д. И. Фельдштейна – М.: Меж. пед. Академия, 1995. – 212 с.

2. Выготский Л. С.Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология/Под. ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с

3. Н. В. Иванова Социальноеразвитие детей в ДОУ: Методическое пособие// М. Творческий центр, 2008.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России, 2002. – № 6.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (утв. Приказом Министерства образования науки РФ от17 октября 2013г. №1155)

Источник

Слайд 1

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ Тема: Социализация и индивидуализация детей МБДОУ д/с № 7 «Солнышко» г.Камбарка

Слайд 2

Социализация – процесс усвоения человеческого опыта.

Слайд 3

Четыре типа индивидуальных сочетаний психодинамических качеств детей. ТИПЫ Формы социализации Импульсивные, пластичные, высокоэмотивные. Содержательное эмоциональное отношение; интериоризация норм и правил. Импульсивные, пластичные, низкоэмотивные. Формальное принятие норм и правил; неуверенность в своем соответствии норме; низкая самооценка. Рефлексные, ригидные, высокоэмотивные. Манипулирование нормами и правилами; внешне «правильное» поведение, внутренне – неприятие. Рефлексные, ригидные, низкоэмотивные. Отвержение норм и правил; демонстративное нарушение; оспаривание нормы; негативизм; агрессия.

Слайд 4

ОПРОСНИК «Специальная осведомленность: эмоции и чувства» БЛОК 1 Содержание и вербальное обозначение эмоций и чувств 1. Что такое любовь? 2. Что такое дружба? 3. Что ты чувствуешь, когда тебя ругают за плохой поступок? Как называется это чувство? 4. Как называется чувство, когда что-то тебе не приятно (противно)

Читайте также:  Карта психологического развития ребенка в доу образец

Слайд 5

Блок 2. Выражение эмоций и чувств 5 Как можно узнать, какое настроение у человека? Грустный он или веселый? 6 Как без слов показать, что тебе страшно? 7 Как ты думаешь, можно ли плакать от радости? Почему? 8 Можно ли смеяться, когда тебе страшно? Почему? 9 Может ли злой человек притвориться добрым? Как?Может ли человек, когда ему страшно, не показать этого? Почему? 10 Может ли злой человек притвориться добрым? Как?Может ли человек, когда ему страшно, не показать этого? Почему?

Слайд 6

Блок 3. Причины эмоциональных переживаний. 11 В каких случаях люди радуются? 12 Почему люди плачут?Когда бывает страшно? 13 Почему люди плачут?Когда бывает страшно? 14 Когда мама (папа) гордится тобой?Почему люди становятся врагами?За что можно презирать человека? 15 Когда мама (папа) гордится тобой?Почему люди становятся врагами?За что можно презирать человека? 16 Когда мама (папа) гордится тобой?Почему люди становятся врагами?За что можно презирать человека?

Слайд 7

Блок 4. Сопереживание (Эмпатия). 17 Если маме или папе грустно, что ты сделаешь, скажешь? 18 Если у кого то из твоих друзей день рождения, что он чувствует? А ты? 19 Если кто-то из твоих друзей упал и плачет, что ты сделаешь, скажешь? 20 Если кого-то из ребят похвалили, что он чувствует? А ты?

Слайд 8

ГНЕВ, ЯРОСТЬ ГНЕВ, ЯРОСТЬ ПРЕЗРЕНИЕ ПРЕЗРЕНИЕ УДИВЛЕНИЕ, ИНТЕРЕС УДИВЛЕНИЕ, ИНТЕРЕС СТРАХ СТРАХ РАДОСТЬ РАДОСТЬ СОПЕРЕЖИВАНИЕ, СОЧУВСТВИЕ СОПЕРЕЖИВАНИЕ, СОЧУВСТВИЕ ПЕЧАЛЬ ПЕЧАЛЬ СТЫД, ВИНА СТЫД, ВИНА ОТВРАЩЕНИЕ ОТВРАЩЕНИЕ ОБИДА, ГОРЕ ОБИДА, ГОРЕ Эмоциональное назначение ситуации.

Слайд 9

Эмоциональное назначение ситуации. СОДЕРЖАНИЕ СИТУАЦИИ Эмоциональное значение ситуации День рождения РАДОСТЬ Отвержение человека ПРЕЗРЕНИЕ Драка сверстников ГНЕВ, ЯРОСТЬ Нападение собаки СТРАХ

Слайд 10

Отвержение пищи ОТВРАЩЕНИЕ Расставание ПЕЧАЛЬ Наказание СТЫД, ВИНА Приятный сюрприз УДИВЛЕНИЕ, ИНТЕРЕС Ссора ОБИДА, ГОРЕ Болезнь (травма) сверстника СОПЕРЕЖИВАНИЕ, СОЧУВСТВИЕ

Слайд 11

СОДЕРЖАНИЕ и ЗНАЧЕНИЕ ЭСКИЗА ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭСКИЗАЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭСКИЗА ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭСКИЗАЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭСКИЗА «Грозовой замок» Ужас, страх «Пустынная буря» Злость, гнев, агрессия «Унылый пейзаж» Печаль, депрессия, грусть. «Таинственный лес» Тревожность, страхи. «Страшная комната» -//-

Слайд 12

РЯД ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЭМОЦИЙ ПО СХОДСТВУ И РАЗЛИЧИЮ (синонимы внутри модальности, антонимы между ними) РАДОСТЬ ГРУСТЬ СТРАХ ЗЛОСТЬ ВЕСЕЛЫЙ ПЕЧАЛЬНЫЙ ТРЕВОЖНЫЙ СЕРДИТЫЙ СОЛНЕЧНЫЙ ХМУРЫЙ ПУГАЮЩИЙ ГРОЗНЫЙ ИГРИВЫЙ ТОСКЛИВЫЙ НАСТОРОЖЕННЫЙ НЕДОВОЛЬНЫЙ ЗАДОРНЫЙ ЖАЛОБНЫЙ ТАИНСТВЕННЫЙ ТЕМНЫЙ СМЕШНОЙ ПЛАЧУЩИЙ БЕСПОКОЙНЫЙ СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ

Слайд 13

Описание сюжетных картинок для обучающих занятий по формированию дифференцированной самооценки у детей дошкольного возраста. СИТУАЦИЯ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ Девочка чихает – реакция мальчика. Вежливый – грубый Мальчик теряет свои очки – мальчик находит свои очки. Внимательный – невнимательный Мальчик болен, но улыбается – мальчик выздоровел, но грустит. Веселый / больной – хмурый /здоровый Неопрятная девочка решила пример – аккуратная девочка не смогла решить пример. Грязнул / умная – аккуратная/ глупая

Слайд 14

Сын слушается отца, но жадничает по отношению к брату – сын не слушает запрет отца и дает брату конфеты. Послушный / жадный – Непослушный/ щедрый Мальчик прыгает с высокого стула и мешает своим шумом бабушке в квартире снизу – мальчик боится прыгнуть. Смелый / шумный – трусишка / спокойный, тихий Красивая девочка не уступает бабушке место – некрасивая девочка уступает бабушке место Красивая / невоспитанный – некрасивая / воспитанная Сильный мальчик ломает качели – девочка сама не в состоянии качели починить. Сильный / злой – слабая / добрая Девочка признается маме, что разбила вазу, но не хочет ее склеивать – девочка врет маме, но клеит вазу сама. Честная / ленивая – врунишка / трудолюбивая Девочка молчаливо отклоняет комплимент мальчика – девочка долго хвалится в ответ на комплимент. Скромная / молчаливая – хвастунишка / разговорчивая

Слайд 15

ВЫВОД: Успешность социализации в дошкольном возрасте во многом связано с содержательным эмоциональным отношением детей к нормам и правилам.

Слайд 16

Первое правило «Предупрежден, значит вооружен»

Слайд 17

Второе правило «Все дети хорошие, плохих детей не бывает. Просто иногда хорошие дети плохо себя ведут»

Слайд 18

Третье правило «Общение со сверстником и совместная игра для ребенка важнее, чем занятие»

Слайд 19

Четвертое правило «Сложности в выполнении каких-то действий не делают ребенка плохим»

Слайд 20

Пятое правило «Не стесняйтесь просить помощи»

Слайд 21

Семинар подготовила: Ахметгалеева Р.С. 2016 год

Источник