Социальные факторы нарушений в психическом развитии ребенка

Социальные факторы нарушений в психическом развитии ребенка thumbnail
Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аномалии могут быть врожденными и приобретенными. К биологическим причинам врожденных аномалий относятся:

1). Перинатальная патология. Это патогенные агенты, действующие на развивающийся плод во внутриутробный период: физические и психические травмы; токсикозы и интоксикации ядовитыми, лекарственными, гормональными препаратами; охлаждение; внутренние болезни беременной (сердца, легких, почек, эндокринных желез). Сюда же относятся голодание, неправильное питание матери; инфекционные болезни (краснуха, грипп, корь, токсоплазмоз, сифилис); резус-несовместимость или групповая несовместимость крови матери и плода.

Несовместимость по крови означает, что резус или групповые антитела, проникая через плаценту, вызывают распад эритроцитов плода. В результате распада из эритроцитов выделяется непрямой билирубин, токсичный для ЦНС – поражаются подкорковые отделы, слуховые ядра. Это приводит к нарушению слуха, речи, расстройствам эмоциональной сферы и поведения. При краснухе в период эмбриогенеза (4 недели – 4 месяца) наблюдается высокая частота рождения детей с пороками развития мозга, дефектами органов слуха, зрения, сердечно-сосудистой системы. Поражение мозга плода при хронических инфекциях (токсоплазмоз, цитомегалия, сифилис) приводит к умственной отсталости, сочетающейся с нарушениями зрения, двигательного аппарата, эпилепсией и др.

Внутриутробные интоксикации могут осуществляться путем употребления нейролептиков, снотворных, успокаивающих, многих антибиотиков, салицилатов (аспирин, анальгетики), лекарств от головной боли и пр. Это могут быть также гормоны, большие дозы витаминов, кальция, которые особенно токсичны на ранних сроках беременности. К вредным физическим факторам относится ионизирующая радиация, действие токов высокой частоты, ультразвука, оказывающие повреждающее воздействие на мозг плода. Кроме того, эти факторы могут оказывать мутагенное влияние, т.к. повреждают половые клетки родителей и приводят к генетическим заболеваниям.

Употребление алкоголя в первом триместре беременности вызывает гибель клеток зародыша, что влечет за собой грубые пороки развития нервной системы плода. На более поздних сроках алкоголизация вызывает структурные изменения в его нервной, костной системах и во внутренних органах (алкогольный синдром плода): умственная отсталость сочетается с множественными пороками развития – дефектами в строении черепа, лица, глаз, ушных раковин, скелетными аномалиями, врожденными пороками сердца. Сочетание хронического алкоголизма матери с систематическим курением, употреблением наркотиков, лекарственных препаратов с наркотическим действием в период беременности вызывает нарушение поведения и частые судорожные припадки у ребенка в сочетании с выраженной физической ослабленностью, низкой жизнеспособностью.

Чем раньше в период внутриутробного развития повреждается эмбрион, тем тяжелее последствия, тем больше объем поражения. Как для нервной системы, так и для других органов наиболее опасна в этом отношении первая треть беременности.

2). Наследственные, генетические поражения организма. Это наследственные нарушения обмена веществ, изменения числа или структуры хромосом, мутации. Возможно наследование некоторых форм олигофрении, например болезни Дауна, и наследование психических заболеваний вследствие нарушений в строении хромосом. Наследуются также некоторые типы глухоты и определенные нарушения зрения, ранний детский аутизм, некоторые виды психопатий. Хромосомные болезни отличаются сложным дефектом. На 1000 новорожденных приходится 5-7 детей с хромосомными аномалиями. В половине случаев хромосомных заболеваний имеет место умственная отсталость, сочетающаяся с дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи. В случае генных болезней (ген – участок хромосомы) число и структура хромосом не нарушены, но мутировавший под влиянием неблагоприятных факторов ген программирует развитие измененного признака.

Алкоголизм и наркомания могут оказывать двоякое действие – гене­тическое изменение половых клеток родителей в результате хронического злоупотребления и интоксикационное воздействие на эмбрион.

К биологическим причинам приобретенных аномалий относятся:

1). Натальные (природовые) нарушения: механические повреждения плода (травмы) при затяжных или стремительных родах. Например, при накладывании щипцов может произойти разрыв сосудов, кровоизлияние в головной мозг. Сюда же относятся асфиксии – кислородное голодание. Сочетание внутриутробной патологии с повреждением нервной системы в родах называется перинатальный энцефалопатией. Причиной чаще всего является внутриутробная гипоксия в сочетании с асфиксией и родовой травмой. Им способствуют различные внутриутробные нарушения развития плода, снижающие его защитный и адаптивный механизмы. Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям, к гибели нейронов в местах их возникновения. У недоношенных детей кровоизлияния часто возникают из-за слабости стенок их сосудов. Клиническая смерть новорожденных (при сочетании внутриутробном патологии и тяжелой асфиксии в родах) приводит к наиболее тяжелым отклонениям. При длительности клинической смерти в 7-10 минут изменения ЦНС малообратимы и приводят к ДЦП, речевым расстройствам, нарушению умственного развития;

2). Постнатальные (послеродовые) нарушения. Это перенесенные в младенчестве и раннем детстве инфекционные болезни нервной системы (нейроинфекции). Менингит (воспаление мозговых оболочек) может стать причиной глухоты, двигательных нарушений, ЗПР. Энцефалит (воспаление головного мозга) может привести к глубокой ЗПР, к задержке моторного развития, к эмоциональным нарушениям. Менинго-энцефалит (вторичный энцефалит, возникающий после других инфекционных заболеваний и захватывающий головной и спинной мозг) может приводить к двигательным, речевым и интеллектуальным расстройствам. Полиомиелит приводит к резкому ограничению двигательных возможностей, стойким параличам отдельных групп мышц.

Такие общие инфекционные заболевания, как корь, скарлатина, ветряная оспа, грипп, отит, паротит, пневмония и другие, могут вызвать вторичные воспалительные заболевания мозга, давать осложнения на ЦНС и анализаторы. При воспалительных заболеваниях головного мозга часто имеет место гибель нейронов с их последующим замещением рубцовой тканью. В этих условиях может развиваться гидроцефалия с повышением внутричерепного давления. Гибель нейронов и развитие гидроцефалии способствуют атрофии участков мозга, что приводит к двигательным и речевым расстройствам, нарушению памяти, внимания, умственной работоспособности, эмоциональной сферы, поведения в сочетании с головными болями и судорожными припадками. Реже причиной аномалий становятся черепно-мозговые травмы и поражения анализаторов. При повреждении незрелого мозга нет прямой связи между локализацией черепно-мозговой травмы, тяжестью поражения и ее психомоторными последствиями.

Нарушения психомоторного развития отмечаются у детей с тяжелыми и длительными соматическими заболеваниями. Многие соматические заболевания у новорожденных и грудных детей могут приводить к поражению нервной системы в результате нарушения обмена веществ и накопления токсичных продуктов, которые неблагоприятно действуют на развивающиеся нервные клетки. Чаще возникают у недоношенных и гипотрофичных детей, а также в случае внутриутробной гипоксии и асфиксии в родах. Так. ЗПР может наблюдаться у детей с нарушениями кишечного всасывания (мальабсорбции). Уже с первых месяцев жизни у них проявляются нервно-психические отклонения – повышенная нервная возбудимость, нарушения сна, замедленное формирование положительных эмоциональных реакций, общения со взрослыми. В дальнейшем задерживается умственное и речевое развитие, развитие зрительно-моторной координации.

Особенностью детского мозга является то, что даже его небольшое поражение не остается частичным, изолированным, как это бывает у взрослых, а отрицательно сказывается на всем процессе созревания центральной нервной системы. Поэтому ребенок с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата при отсутствии ранних коррекционных мероприятий будет отставать в психическом развитии.

Социальные причины и факторы аномального развития.

Изолированное действие социальных факторов (при отсутствии биологических нарушений) редко приводит к появлению аномалий в развитии. Например, к таким аномалиям развития, как патологическое формирование личности или невроз, приводят длительные неблагоприятные условия воспитания. Чем раньше возникли неблагоприятные социальные условия, тем более грубыми и стойкими будут нарушения развития.

Другой социальный фактор, приводящий к стойким интеллектуальным, эмоционально-волевым нарушениям, нарушению социальных контактов, – депривация. Депривация (лишение) – длительное неудовлетворение основных психических потребностей человека на ранних этапах его развития. Депривация вызывает дефицит информации, социального и эмоционального опыта, необходимых ребенку. Й. Лангмейером и 3. Матейчиком были описаны следующие типы депривации:

1). Сенсорная депривация – лишение ребенка многообразия сенсорных стимулов различных модальностей (зрительных, слуховых, тактильных и т.д.). Количество сенсорных стимулов понижено или ограничена их изменчивость и модальность. Дефицит возбудителей и информации приводит к недостаточной дифференциации психики вплоть до морфологических изменений головного мозга (недостаток прикосновений к ребенку может привести к отмиранию дендритов нейронов). Роль упражнений анализаторных систем в созревании коры головного мозга была экспериментально доказана многочисленными исследованиями. В частности, еще в 1956 г. Б.Н. Клоссовским и Е.Н. Космарской было показано, что полное одномоментное выключение рецепторов зрительного, слухового и вестибулярного анализаторов у щенков раннего возраста приводит к замедлению роста мозга. Последующие исследования многих авторов показали, что лишение зрительного, слухового, двигательно-кинестетического анализаторов специфических раздражителей в раннем возрасте, особенно в период их интенсивного формирования, ведет к уменьшению величины корковых отделов, в которых осуществляется анализ и синтез этих раздражителей. В условиях своеобразной сенсорной депривации развивается ребенок с двигательными и сенсорными дефектами (с ДЦП, слепые, глухие).

2). Эмоциональная депривация – лишение ребенка возможности устанавливать тесную эмоциональную связь с близким лицом (матерью или другим взрослым) или разрыв уже существующей подобной связи. Отсутствие привязанности ведет к нарушениям в формировании личности. Доказательством важности этого положения является синдром госпитализма – понятие, вошедшее в психологию после второй мировой войны (дети, потерявшие родителей и оказавшиеся в больницах и детских домах). В результате недостатка эмоционального взаимодействия с взрослым (отрыв от матери) появляются значительные нарушения в психическом развитии. Спитц описал симптомы госпитализма, которые обязательно появляются, несмотря на хороший уход и питание (исследование в доме ребенка в течение двух лет): высокий процент смертности (одна треть детей погибла); резкая задержка физического развития (не умели сидеть без поддержки, ходить); задержки в речевом развитии (не умели говорить). Впоследствии у этих детей наблюдались следующие проявления: примитивные эмоциональные связи с окружающими, неспособность любить; подростками пытались установить детско-материнские отношения со взрослыми (без этого переход ко взрослости невозможен); отсутствие волевого поведения у детей, инициативы, репродуцирующее пове­дение, безличное отношение к взрослому.

3). Социальная депривация – лишение ребенка возможности усвоения самостоятельных социальных ролей, приобщения к общественным нормам и ценностям. Социальная депривация возникает, когда ребенок живет в семье, но частично или полностью изолирован от более широкой общественной среды. Это может происходить по причине наличия у ребенка какого-либо сенсорного или физического дефекта, из-за желания родителей изолировать ребенка (принадлежность к секте, невротическая, психопатическая, психотическая личность родителей) или из-за уединенности проживания семьи, изолированности от современной общественно-культурной жизни. Другим частным примером социальной депривации может служить пребывание детей в концентрационных лагерях во время второй мировой войны. Социальная депривация характеризуется отсутствием совместной игры, групповой жизни, социального опыта.

4). Когнитивная депривация. Слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла не дает ребенку возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне. Происходит перегрузка ребенка недифференцированными внешними стимулами. По мнению И. Лангмейера и З.Матейчика, ребенок из подобной среды будет отличаться нерегулируемой гиперактивностью и недифференцируемым интересом ко всему происходящему со склонностью к поиску все новых стимулов без направленного выбора. Когнитивная депривация противопоставляется авторами классификации сенсорной депривации; эмпирически когнитивная депривация не изучена и описана только в теоретической депривационной модели без ссылок на примеры.

Существует также социальный фактор, который хотя и негативно действует на развитие ребенка, но не приводит к возникновению аномалий. Это педагогическая запущенность. Это состояние, обусловленное недостаточностью учебно-воспитательной работы с ребенком в семье и школе. Педагогически запущенный ребенок – это здоровый, потенциально полноценный, но недостаточно воспитанный, обученный и развитый. Педагогически запущенные дети не имеют нарушений интеллекта, но в школе не успевают. Такой ребенок растет в примитивной среде, с недостаточной гигиеной и воспитательным надзором, без пригодных примеров зрелого поведения, с недостаточным школьным обучением. В отличие от аномального, педагогически запущенный ребенок не отличается от сверстников в практической, общественной жизни и даже может их превосходить. Не приводя к возникновению аномалий, педагогическая запущенность может стать фактором, усиливающим отставание в развитии детей с первичными дефектами.

Социальные факторы, негативно действующие на развитие аномальных детей: неполнота семьи, многодетность, конфликты и разводы в семье, низкий уровень образования родителей, алкоголизм и асоциальное поведение родителей, скудный бюджет, двуязычие в семье, нарушения речи окружающих, ограниченность речевых контактов. Благоприятные социальные факторы: доброжелательные отношения в семье, любовь родителей к ребенку, поддержка, внимание, речевая стимуляция, своевременные воспитывающие и обучающие воздействия.

Литература:

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.5. Основы дефектологии. – М., 1983.

2. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М., 2000.

3. Лангмейер Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага, 1979.

4. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002.

5. Саенко Ю.В. Специальная психология. Курс лекций. – Таганрог, 2003.

6. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003.

Лекция № 5 (2 часа).

Раздел 3. Первичный и вторичный дефект. Комбинированные нарушения, их причины.

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 21024; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Основные условия нормального развития ребенка

Основные условия нормального развития человека сформулированы Г. М. Дульневым и А. Р. Лурией. К ним относятся [48, с. 15—16]:

1сохранность структур и функций ЦНС (нормальная работа головного мозга и его коры).

При наличии патологических состояний нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации, нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека;

  • 2 — нормальное физическое развитие ребенка (физическое здоровье) и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов;
  • 3 — сохранность анализаторных систем (органов чувств), которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром;
  • 4 — адекватное возрасту воспитание и обучение (систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду, в школе) ;
  • 5 — сохранность речевых систем.

Однако развитие человеческой цивилизации всегда сопровождалось возрастанием соматических сенсомоторных, эмоциональных и психических отклонений, особенно заметных в популяции детского возраста.

Биологические и социально-психологические причины нарушений психического развития детей, их взаимосвязь и обусловленность

В настоящее время отмечается рост численности детей с различными отклонениями в развитии. По данным различных служб, от 11 % до 70 % от всего детского населения на разных этапах своего развития в той или иной степени нуждаются в специальной психологической помощи [48, с. 16].

Причиной этого является влияние многих взаимодополняющих факторов, главными из которых являются внешние социальные, экологические, информационные, экономические, демографические, гигиенические и обусловленные ими внутренние (биологические) средовые факторы. Их несоответствие приводит к различным видам дизонтоге- неза — нарушениям или отклонениям в ходе внутриутробного развития [72, с. 60].

Известно, что практически любое более или менее длительное патологическое воздействие на незрелый мозг может привести к отклонению психического развития. Как указывает В. В. Лебединский, его проявления будут различны в зависимости от этиологии, локализации, степени распространённости и выраженности поражения, времени его возникновения и длительности воздействия, а также социальных условий, в которых оказался больной ребёнок [28]. Рассмотрим подробнее причины нарушений психического развития ребенка.

Причины нарушения психического развития условно подразделяются на биологические и социально-психологические.

К биологическим факторам, обуславливающим наиболее серьезные отклонения в психофизическом развитии ребенка, относят:

  • пороки развития мозга, связанные с поражением генетического материала (хромосомные аберрации, генные мутации, наследственно обусловленные дефекты обмена и другое);
  • биохимические вредности (радиация, загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами, ртутью, свинцом, различные интоксикации, в том числе гормонального и лекарственного происхождения, воздействующие на родителей до наступления беременности или на будущую мать).

В настоящее время известно более 80 наименований лекарственных средств (нейролептики, антибиотики, аспирин), приём которых во время беременности может отрицательно сказаться на здоровье будущего ребёнка. Описаны случаи рождения детей с умственной отсталостью и врождёнными пороками развития после применения на ранних сроках беременности хинина, трипафлавина, рицина, сапонина, солей тяжёлых металлов, кортизона, и других гормональных препаратов. Небезвредно для плода применение будущей матерью больших доз витаминов [17];

серьезные отклонения в соматическом состоянии матери

связанные с хроническими заболеваниями сердца, почек, печени матери, гипоксией (кислородная недостаточность мозга), токсоплоз- мозом, люэсом, краснухой;

  • внутриутробные нарушения, связанные с тяжёлыми токсикозами беременности;
  • родовые травмы (механическая родовая травма и внутричерепные кровоизлияния или травмы мозга после рождения ребенка);
  • несовместимость по резус-фактору;
  • опухолевые образования раннего и постнатального периода;
  • текущие заболевания ребенка, такие, как: врождённые дефекты обмена веществ, диабет, туберкулез, хронические дегенеративные заболевания, прогрессирующая гидроцефалия, энцефалит, шизофрения, эпилепсия и т. д., начавшиеся в раннем или дошкольном возрасте;
  • наследственная предрасположенность к заболеваниям.

За прошедшие годы накоплен огромный материал, показывающий, что многие формы интеллектуальной и сенсорной недостаточности генетически обусловлены.

С целью предупреждения появления детей с наследственной патологией развития необходимо проводить генетическое консультирование будущих родителей. Данные относительно вероятности рождения нормального ребенка и ребенка с патологией развития сообщаются родителям, которые сами принимают решение в отношении его рождения.

Во время эмбрионального периода организм чрезвычайно восприимчив к неблагоприятным факторам окружающей его среды. Именно в этом периоде появляется большинство врожденных дефектов, и проявляются ошибки генетических систем. Известно, что от 30 до 60 % эмбрионов не способны к дальнейшему развитию, а это приводит к самопроизвольным выкидышам [72, с. 61].

Необходимо помнить, что незрелость развития мозга, слабость гематоэнцефалического барьера обусловливают повышенную восприимчивость центральной нервной системы ребёнка к различным вредностям. Значительное повышение «ранимости мозга» имеет место в первые недели внутриутробной жизни (3—10 недели — первый критический период), а также в первые шесть месяцев после рождения (второй критический период) [5].

К биологическим причинам, которые создают трудности для психофизического и эмоционального развития ребенка (мы склонны поддержать точку зрения Л. В. Кузнецовой) относится невропатия как врожденная нервность или нервная ослабленность и соматические заболевания ребенка [48, с. 21].

Врожденный характер невропатии не означает преобладающей роли наследственности. По мнению А. И. Захарова, более существенно для появления невропатии является действие ослабляющих факторов на организм женщины, непосредственно предшествующих беременности и особенно во время нее.

Причинами возникновения невропатии у ребенка могут быть:

  • — токсикозы матери первой и второй половины беременности;
  • — патологическое развитие беременности с угрозой выкидыша;
  • — эмоциональные стрессы матери во время беременности (выраженное волнение и беспокойство в связи с бытовой неустроенностью, экзаменами, недостатком времени, стрессами);
  • — вегетососудистая дистония.

К году проявления невропатии становятся отчетливо выраженными, к двум-трем годам достигают своего максимума, затем при благоприятном стечении обстоятельств постепенно уменьшаются и к 10 годам сходят на нет [21, с. 9].

Заслуживают внимания признаки невропатии в детском возрасте, выделенные А. И. Захаровым. К ним относятся [21, с. 51—54].

  • 1. Эмоциональная неустойчивость. Это повышенная склонность к эмоциональным расстройствам, беспокойству на фоне заостренной эмоциональной чувствительности и лабильности (неустойчивости) настроения, быстрому возникновению аффектов, раздражительной слабости.
  • 2. Вегетососудистая дистония. Это расстройство нервной системы, регулирующей работу внутренних органов, которое обусловливает расстройства желудочно-кишечного тракта (срыгивание, тошноту и рвоту, боли в животе в области пупка, расстройства стула на нервной почве), головокружения, затрудненное дыхание, тошноту, сниженное артериальное давление, повышенную потливость. В дошкольном и школьном возрасте проявляется в виде головных болей, колебаниях давления, рвоты при трудностях в адаптации к детским учреждениям.
  • 3. Нарушения сна. Поверхностный, чуткий, беспокойный или чрезмерно глубокий сон с непроизвольным мочеиспусканием. Это трудности засыпания, отказ спать днем, уменьшенная потребность в дневном сне (отказ от него в два—три года), ночные страхи. Причинами могут быть повышенная усталость будущей матери, ее неудовлетворенность браком. По наблюдениям А. И. Захарова отмечается, что при наличии у матери переживаний во время беременности по поводу отношений с отцом девочки у ребенка наблюдается беспокойство в отсутствие родителей во время сна, возникают требования спать вместе с родителями [21, с. 51—54; 48, с. 21].
  • 4. Нарушения обмена веществ, склонность к аллергии с различными проявлениями, повышенная чувствительность к инфекциям.

Диатезы, (опрелость, мокнущая кожа, зуд), аденоиды в дошкольном возрасте и ангины в младшем школьном возрасте, повышенная чувствительность костей и суставов к сырости, к охлаждению. Причины. В частности отмечается, что аллергия у мальчиков и плохой аппетит связаны с состоянием внутренней, эмоциональной неудовлетворенности матери браком во время беременности.

  • 5. Общая соматическая ослабленностъ, снижение защитных сил организма — ребенок часто болеет ОРЗ, ОРВИ, желудочно-кишечными заболеваниями, заболеваниями дыхательной системы. Причины. Плохое эмоциональное самочувствие матери во время беременности, сильное переутомление, нарушения сна.
  • 6. Минимальная мозговая ослабленностъ. Это повышенная чувствительность ребенка к различным внешним воздействиям: шуму, яркому свету, духоте, изменениям погоды, поездкам в транспорте, легкая утомляемость, общая нервная невыносливость. Причинами могут быть: испуги матери, страхи перед родами.
  • 7. Психомоторные нарушения. Это ночной и дневной энурез, тики, заикание. Данные нарушения с возрастом проходят, в отличие от подобных состояний, имеющих органическую природу. Но, как правило, имеют выраженную сезонную зависимость, обостряясь весной и осенью. Причинами могут быть: физические и эмоциональные перегрузки матери во время беременности, нарушения сна. Первые проявления невропатии у ребенка отмечаются уже на первом году жизни. Ребенок часто срыгивает, температурит, беспокойно спит, «закатывается» во время плача. [48, с. 22]. Однако, по мнению А. И. Захарова, о невропатии как об общей нервной ослабленности организма можно говорить при наличии, по крайней мере, трех из перечисленных выше признаков. Чем их больше, тем более выражена невропатия [21, с. 54—55].

Дети с невропатией требуют к себе особого внимания, так как им характерна:

  • — повышенная эмоциональная чувствительность;
  • — склонность к беспокойству;
  • — нарушения сна и аппетита.

Они обостренно реагируют на замечания, часто обижаются, плачут, перевозбуждаются от шума и, как следствие, не могут координировать свои действия. Дети имеют плохой аппетит. Склонность к спазмам и недостаточная ферментативная активность пищеварительных соков приводят к очень медленной еде, и такой ребенок выходит из-за стола последним, а уговоры и принуждения не помогают, а наоборот могут привести к отвращению к пище, страху перед ее приемом. Для детей с невропатией менее всего характерна возбудимость и особенно агрессивность. Чаще всего эти дети не могут постоять за себя, они беззащитны и склонны скорее затормаживаться, чем возбуждаться. Психомоторные нарушения отличаются меньшей тяжестью и в большей степени зависят от возрастных, сезонных и климатических факторов [4, с. 9—10].

Источник