Социальной ситуации развития ребенка в ранней юности
Юность (кризис 17 лет (от 15 до 18 лет)) – это время выбора жизненного пути (основная задача) – обучение, работа, армейская служба и т.д. Это наиболее тяжелый период из всех (Эльконин). Результатом этого кризиса является открытие своего «Я», т.е. своей истиной сущности, своих возможностей, желаний, в чем видит смысл своей жизни. Основная цель – ценность образования и выбор спутника жизни. Социальная ситуация развития в юности – «порог» самостоятельной жизни.
В юности люди задумывается о будущем, создает образы (рисует картины) будущего, представляют не только конечный результат, но и способы и пути его достижения.
Типы личностного развития:
– Плавный и постепенный переход ко взрослой жизни. Есть минусы: менее самостоятельны, пассивны.
– Поиски и сомнения. Определяется самостоятельностью, независимостью, ответственностью. Им присуще гибкость мышления.
– Быстрое, скачкообразное развитие. Рано определяют свои жизненные цели и стремятся к их достижению.
– Особо мучительные поиски своего жизненного пути: отсутствие глубокого самопознания, непоследовательность поступков, отвержение ценностей родителей, взрослых.
Динамика развития в ранней юности зависит от ряда условий. Прежде всего, это особенности общения со значимыми людьми, существенно влияющими на процесс самоопределения. Уже в переходный от подросткового к юношескому возрасту период возникает особый интерес к общению с взрослыми. В старших классах эта тенденция усиливается.
Одно из достижений юношеского периода – новый уровень развития самосознания, который характеризуется следующими фактами: открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности; стремление к самопознанию; формирование личной идентичности, чувства индивидуальной самотождественности, преемственности и единства; самоуважение; становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: «Я лично отвечаю за это!».
Вопрос № 38. Психическое развитие в ранней юности (акселеранты и ретарданты)
В начале шестидесятых годов внимание биологов, врачей, психологов, педагогов и вообще всех любознательных привлекло явление акселерации развития (от «акцелерацио» – по-латыни «ускорение»),– феномен новый и совершенно необъяснимый. Дети послевоенного поколения росли быстрее детей предшествующих поколений, они также раньше созревали, раньше прекращали расти, но, несмотря на это, достигали в среднем большего роста, чем их родители. На эту тему написали сотни книг, еще больше статей; ученые выдвинули более десятка теорий, объясняющих причины акселерации. В нашу задачу не входит обсуждение явления акселерации, ее причин и следствий. Для нас важнее тот миф, который был порожден не без участия ученых в шестидесятые-семидесятые годы нашего столетия. А именно, акселерацию стали понимать как некую общую тенденцию эволюции человека нашего времени. Однако уже в конце 70-х годов прошлого столетия темпы акселерации остановились, а затем и пошли вспять.На различиях возраста полового созревания строится еще одна внутривидовая классификация человека: рано созревающих мы называем акселерантами, поздно – ретардантами.
Акселеранты – первое послевоенное поколение – уже достигли полувекового рубежа, нынешние же дети по преимуществу ретарданты, созревают они на полтора-два года позже, чем дети первого послевоенного поколения. Вывод: периоды акселерации сменяются периодами ретардации, процесс идет волнообразно. Откуда же в таком случае исходит уже упомянутое мнение об акселерации как магистральном и однонаправленном процессе? Наше внимание всегда привлекали события драматические. Акселерант почти всегда проблемный ребенок, проблемный и для родителей, и для учителей, и даже для врачей; на этом мы еще остановимся ниже. А вот с редардантами проблем не возникает. Отметим сейчас, что именно кризисность полового созревания ранних или акселерированных подростков и привлекла к ним повышенное внимание, что, в свою очередь, породило неверную идею об акселерации как об общей и целенаправленной тенденции развития человечества.Время полового созревания не единственная биологическая характеристика, отличающая акселеранта от ретарданта. Важно заметить, что акселеранты и ретарданты не только созревают в разном возрасте – первые раньше, а вторые позже, – но растут по-разному… Чтобы это понять, надо остановиться коротко на периодизации развития человека и на особенностях отдельных периодов.
Первые три периода – новорожденность, грудной и ясельный – нас пока не интересуют. Следующий этап индивидуального развития называют периодом однополого детства или периодом нейтрального детского возраста. Он начинается с первых самостоятельных шагов ребенка (год-полтора) и заканчивается прорезыванием первого постоянного зуба (пять-семь лет). Следующий период – период двуполого детства продолжается до первых признаков полового созревания. Он заканчивается появлением первых признаков полового созревания; наступает следующий – перипубертатный период. Его можно считать переходным, в это время начинает функционировать воспроизводительная система, происходит гормональная перестройка, ребенок сильно вытягивается, появляется оволошение на лобке, у мальчиков ломается голос и показываются волоски на верхней губе, у девочек увеличивается грудь и округляются бедра. Длительность перипубертатного периода у мальчиков около двух лет или даже дольше, у девочек он немного короче. Время его наступления сильно варьирует; у мальчиков акселерантов первая поллюция происходит в возрасте от одиннадцати с половиной до тринадцати с половиной лет, у ретардантов – от четырнадцати с половиной до шестнадцати лет. Девочки созревают несколько раньше мальчиков, поэтому к акселеранткам мы относим тех, у кого созревание – менархе – происходит от одиннадцати до тринадцати лет, к ретарданткам тех, кто созревает от четырнадцати до пятнадцати с половиной лет.Отличитьакселеранта от ретарданта в подростковом возрасте нетрудно: акселерант крупнее и выше, шире в плечах, у девочек-акселеранток появляется грудь и округляются бедра, у мальчиков – ломается голос и на верхней губе появляется первое оволошение – усики. А можно ли, глядя на уже взрослого человека, определить возраст, в котором произошло его половое созревание, то есть отличить взрослого акселеранта от ретарданта?
Оказывается, взрослого акселеранта от ретарданта отличают неодинаковые пропорции тела. Для того чтобы это понять, представим себе новорожденного ребенка: очень большая голова, длинное тело и совсем короткие ручки и ножки. Вплоть до завершения перипубертатного периода рост конечностей опережает рост тела, ребенок и подросток растет более за счет ног, чем за счет туловища. Руки тоже интенсивно растут в это время, а вот рост головы сильно замедлен. Благодаря такому неравномерному росту к началу перипубертатного периода организм приобретает пропорции взрослого. Более того, к этому возрасту руки и ноги подростка по отношению к телу оказываются даже несколько длиннее, чем у взрослого. Подросток поэтому кажется нам долговязым и часто угловатым. Но на стадии «перипубертатного скачка» – резко ускоренного роста в период созревания – рост конечностей замедляется, «скачок» происходит в основном за счет роста тела, после чего он вообще резко замедляется в вертикальном направлении. В последующий период – юношеский – продолжающийся вплоть до полной остановки роста, которая у акселерантов происходит несколько раньше, чем у ретардантов, также ослаблен рост конечностей, но тело еще продолжает медленно расти, поэтому, по завершению вертикального роста, к моменту перехода от юности к взрослости свойственная подростку долговязость исчезает, тело становится более пропорциональным.Отсюда вывод: акселерант, у которого относительно короче первая фаза (препубертатная) и относительно длиннее вторая (постпубертатная), будет довольно коротконогим и короткоруким, но длиннотелым. Ретардант же, у которого первая фаза будет относительно длиннее второй, сохранит конституцию долговязого подростка – останется на всю жизнь длинноруким и длинноногим. В качестве иллюстрации вспомним популярнейших кинозвезд – Сильвестра Сталлоне и Арнольда Шварценеггера. Коротконогий, короткорукий и длиннотелый Сталлоне, без сомнения, акселерант; долговязый Шварценеггер – ретардант.
Вопрос № 39. Особенности эмоциональной сферы и структуры самосознания старшеклассника.Основной содержательной характеристикой эмоций и чувств в юношеском возрасте является будущее. Доминируют эмоции, связанные с ожиданием будущего, «которое должно принести счастье» (Якобсон, 1966).
Эмоциональная сфера старшеклассников характеризуется:
1) многообразием переживаемых чувств, особенно нравственных и общественно-политических;
2) большей, чем у учащихся средних классов, устойчивостью эмоций и чувств;
3) способностью к сопереживанию, т. е. способностью откликаться на чувства других,
близких им людей;
4) развитием эстетических чувств, способностью замечать прекрасное в окружающей действительности. Развивается эстетическая восприимчивость к мягким, нежным, спокойным лирическим объектам. Это, в свою очередь, помогает старшеклассникам освободиться от вульгарных привычек, непривлекательных манер, способствует развитию чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности. Эстетические чувства у старшеклассников более сложны, чем у учащихся средних классов. Но, с другой стороны, они могут подменяться оригинальничаньем, незрелыми и неправильными эстетическими представлениями;
5) большей устойчивостью и глубиной дружбы; друзей выбирают, исходя из общих интересов и занятий, равенства отношений, преданности и обязательств; дружба, в основном, прерывается из-за предательства (Hartup, 1989);
6) появлением чувства любви; юношеская любовь, как правило, чиста, непосредственна, богата разнообразными переживаниями, носит оттенок нежности, мечтательности, лиричности и искренности.
Самосознание старшеклассника отмечается эгоцентризмом, который играет положительную роль. Он позволяет молодому человеку открыть свой уникальный внутренний мир, соотнося его с внешним миром, принуждает к осмыслению своего места в действительности и способствует становлению мировоззрения.
Важным фактором формирования самосознания становится пол личности. Чувство взрослости координируется в сознании старшеклассника с мужской или женской ролью. Интенсивно развивается восприятие себя как к личности определенного пола с характерными потребностями, мотивами, ценностными ориентациями, отношениями к представителям противоположного пола и соответствующими формами поведения (И. В. Дуброве). Развитие самосознания в этот возрастной период происходит в следующих основных направлениях (по. В. С. Мерлин):
1). Осознание идентичности (разграничение “я”- не “я”и его преемственность во временной личностной перспективе);
2) “Я”- субъект деятельности (возникает еще с 3-х лет, когда малыш осознает себя как источник действий, заявляя “я сам”);
3). Осознание своих психических качеств (собственной индивидуальности);
4). Усвоение системы социально-нравственных самооценок. Формирование личностной идентичности составляет чрезвычайно важное направление развития самосознания старшеклассника, для которого свойственна обостренная потребность переосмысления своего “Я”, связано, во-первых, с резкими и бурными изменениями внешности, появлением новых переживаний (кризис идентичности, по Е. Эриксоном), а во-вторых, с перспективами жизненного самоопределения и выбором профессии (Г. К. РадчукГ.. К..Радчук).
У молодых людей возникает внимание к собственному телу и к изменениям в нем, больно воспринимаются любые внешние недостатки (низкий рост, полнота, детские черты). Они пытаются быть взрослым, прежде всего, извне.
Усиливается самонаблюдения, рефлексия собственных переживаний, интерес к внутреннему миру человека вообще. Образ “Я” выступает в вариантах: реальное “Я”(каким является сейчас), динамическое “Я”(стараюсь быть), идеальное “Я”(каким следует быть), фантастическое”Я”(хотел бы быть).Меняются критерии самоанализа. Если подросток ориентируется на поиск своих неповторимых черт, то юноша – особенности своего положения среди других людей. Глубина самоанализа зависит от социальных (тип учебного заведения, где учится юноша), индивидуально-типологических (экстраверт, или интроверт), биографических (условия семейного воспитания) факторов.
Удачный поиск своего “Я” приводит к самопринятию личности старшеклассника, а неудачное – до самоотрицания, который. Е.Эриксон назвал “неадекватной идентичностью”. Развитие последней может идти по следующим основным направлениям: отказ от глубокого и доверительного общения, избегание тесных взаимоотношений с другими; деформация личностного времени, неспособность строить жизненные планы страх стать взрослым, боязнь перемен; блокирование реализации продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то одной основной деятельности; отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для подражания. Самооценка в ранней юности становится более дифференцированной, рациональной, аргументированной и является результатом психической активности старшеклассника в следующих основных формах:
o. Сравнение достигнутого с ожидаемым (“я знаю и поэтому получил высокую оценку”). Деформация этого способа самооценки проявляется в том, что юноши создают неоправданные искусственные ситуации самопроверки (перепрыгнуть с крыши на крышу 5-ти этажных домов; прыгать в воду с высокой скалы, не зная дна и глубины, бесчинства с оружием и т.п.);
o. Анализ мнений о себе, высказанных окружающими. Взрослые и ровесники пользуются различными критериями оценки старшеклассников, которые иногда противопоставляются – то, что одобряют ровесники, осуждают родители.
Источник
В российской психологии юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания. Наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет) и позднюю юность (от 18 до 23 лет).
В юношеском возрасте происходят существенные мс функциональные изменения, завершаются процессы физического созревания человека. Жизнедеятельность в юности усложняется: расширяется диапазон социальных ролей и интересов, появляется все больше взрослых ролей с соответствующей им мерой самостоятельности и ответственности. На этот возраст приходится много критических социальных событий: получение паспорта, наступление уголовной ответственности, возможность реализации активного избирательного права, возможность вступить в брак. Многие молодые люди в этом возрасте уже начинают трудовую деятельность, задача выбора профессии и дальнейшего жизненного пути встает перед каждым. В юношеском возрасте в большой степени утверждается самостоятельность личности.
Но наряду с элементами взрослого статуса юноша все же сохраняет определенную степень зависимости, идущую детства: это и материальная зависимость, и инерция родительских установок, связанных с руководством и подчинением. Неоднозначность положения юношества в семье и обществе и разноуровневость требований к нему сближает этот период сподростковым и находит отражение в своеобразии психики.
Психологический критерий «вхождения» в юность связан с резкой сменой внутренней позиции, с изменением отношения к будущему. Если подросток, по словам Л.И. Божович, смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша (старший школьник) смотрит на настоящее с позиции будущего. В юности происходит расширение временного горизонта – будущее становится главным измерением. Изменяется основная направленность личности, которая теперь может быть обозначена как устремленность в будущее, определение дальнейшего жизненного пути, выбор профессии.
Юность, как считает А.В. Толстых, становится вторым переходным периодом в развитии личности. Юноша, как и подросток, еще не совсем взрослый человек. Но подросток тесно связан со своим уходящим детством, а юноша тяготеет к молодости и зрелости, более поздним возрастным этапам.
И подростковый, и юношеский возраст стали выделять тогда, когда период подготовки к взрослой жизни в обществе стал более сложным и длительным. С юностью связано продолжение обучения или начало освоения профессии. В психологическом плане юность решает задачи окончательного, действенного самоопределения и интеграции в общество взрослых людей.
Социальная ситуация развития в юности(так же как и в старшем школьном возрасте) — ситуация выбора жизненного пути. Начинается реализация планов, намеченных в 16—17 лет, иногда удачная, приносящая удовлетворение, иногда приводящая к осознанию ошибочности сделанного выбора, разочарованию, метаниям, устремленности к новым целям. Цена сделанной в этот период ошибки велика: это не школьная двойка, а упущенные годы, необходимость начинать все сначала. 19—20-летние юноши основные трудности своей жизни связывают с появлением ответственности, которой не было раньше. В то же время они ценят свой возраст, приносящий не только новые проблемы, но и новые, более широкие возможности.
Для юности характерны три основных варианта жизненного пути: обучение, поиски работы и для юношей служба в армии.
Обучение в вузе. Современные студенты чаще всего отмечают следующие преимущества и недостатки продолжения обучения и поступления на работу: вуз дает необходимые знания и умения, т. е. определенную квалификацию и тем самым готовит «к взрослой жизни», «продвижению вверх», становится «дверью в более-менее обеспеченную жизнь при занятии любимым делом»; дает возможность «отсрочить окончательный выбор», попробовать, «твое это или нет», и «еще немного побыть ребенком». Но, продолжая учиться, юноша не приобретает «практический опыт» и, главное, остается зависимым от родителей.
Работа привлекает прежде всего приобретением материальной независимости, самостоятельности, что удовлетворяет потребность «ощутить себя по-настоящему взрослым»; кроме того, дает жизненный опыт и практические навыки.
Недостатками раннего включения в работу считаются невозможность найти интересную работу при отсутствии квалификации и низкая заработная плата.
В последнее время студенты нередко сочетают учебу с работой, т. е. более или менее серьезно подрабатывают.
Браки, заключаемые в это время, принято называть ранними. Ранняя женитьба обычно вынуждает искать работу, иногда резко менять жизненные планы и бросать учебу в вузе.
Как показывают отечественные и зарубежные исследования, чем меньше возраст, в котором заключается брак, тем больше вероятность развода. Особенно хрупкими оказываются семьи, созданные по причине беременности, а также при подражании рано женившимся сверстникам, желании не отстать от них, не упустить свой шанс, не остаться одиноким. Юные супруги сталкиваются с большими трудностями: они еще не вполне зрелые личности, не очень хорошо понимающие другого и склонные принимать легкую увлеченность за; любовь, недостаточно ответственные, надеющиеся на счастливое стечение обстоятельств и чужую помощь. Финансовые проблемы и бытовая неустроенность, необходимость обеспечивать семью и, тем более, ухаживать за ребенком их обычно угнетают. Неудачные попытки найти хорошо оплачиваемую работу, материальная зависимость от родителей, с которыми могут возникнуть конфликты, способны окончательно разрушить отношения, если в их основе не лежит глубокое чувство.
Сложность ситуации выбора девятиклассника в том, что часто ни он сам, ни даже его родители в полной мере не осознают переломность момента, его значимость для последующей жизни. Консультационная практика показывает, что именно на этом этапе решение принимается часто случайно, под влиянием внешних обстоятельств: подружка уговорила пойти учиться вместе, колледж находится поблизости от места жительства… А позже уже полученная, но нелюбимая профессия намечает пунктиром жизненный путь. Конечно, все еще можно изменить, но не забудем упущенное время, опыт неудач, пониженную самооценку и т. д.
В юности происходит принципиально важное изменение в размышлениях о будущем, теперь предметом обдумывания становится не только конечный результат, но и способы и пути его достижения. Особую сложность задача профессионального ориентирования приобрела в современных социокультурных условиях, когда старшие (родители и учителя) зачастую сами не уверены в правильности своих советов.
Некоторые психологи считают, что эта особенность — самостоятельность встречи с «изменяющимся миром» (в противоположность другим возрастам, когда ребенок сталкивается с новой для себя, но устойчивой формой следующего возраста) — вообще является специфической для юности. В процессе кризиса 17 лет (от 15 до 18 лет) решается задача становления человека как субъекта собственного развития.
Юность не является устоявшимся периодом онтогенеза, и возможны самые разные индивидуальные варианты развития. Кроме того, ранняя юность (старший школьный возраст), как никакой другой период, отличается крайней неравномерностью развития как на межиндивидуальном уровне (в то время как один из старшеклассников уже достиг половой зрелости, другой еще находится в середине процесса созревания, а третий по своим физиологическим параметрам может быть оценен как находящийся на пороге отрочества), так и на внутрииндивидуалъном уровне (время наступления биологической, когнитивной, социальной, эмоциональной зрелости у одного и того же индивида часто не совпадает).
Переход от ранней юности к поздней знаменуется сменой акцентов развития: период предварительного самоопределения завершается и осуществляется переход к самореализации.
В психологических периодизациях Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность. Несмотря на то что во многих случаях юноша продолжает оставаться школьником, учебная деятельность в старших классах должна приобрести новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее. Речь может идти об избирательном отношении к некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятельностью и необходимым для поступления в вуз (например, химия и биология для будущих медиков), о посещении подготовительных курсов, о включении в реальную трудовую деятельность в пробных формах (помощь воспитательнице в детском саду, автомеханику во время ремонтных работ автомобиля и т. п.). В других случаях юноши и девушки еще более приближаются к производственной сфере: продолжают образование в ПТУ, техникумах, колледжах, технических лицеях или начинают собственную трудовую жизнь, совмещая работу с учением в вечерних школах.
По мнению Д.И. Фельдштейна, в юношеском возрасте характер развития определяют труд и учение как основные виды деятельности. Другие психологи говорят о профессиональном самоопределении как ведущей деятельности в ранней юности. И.В. Дубровина уточняет, что к моменту окончания школы о самом самоопределении говорить рано, так как это только намерения, планы на будущее, не реализованные еще в действительности. В старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению. Готовность к самоопределению означает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, т. е. сформированность психологических образований и механизмов, обеспечивающих возможность роста личности сейчас и в будущем.
Содержание психологической готовности к самоопределению:
1) сформированность на высоком уровне психологических структур: теоретического мышления, основ научного и гражданского мировоззрения, самосознания и развитой рефлексии;
2) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности (потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека — члена общества, потребность в общении, потребность в труде, нравственные установки, ценностные ориентации, временные перспективы);
3) становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов, критического отношения к ним.
Большинство исследователей рассматривают профессиональное самоопределение как процесс, развернутый во времени.
Профессиональное самоопределение — это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходят выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность. В процессе профессионального самоопределения устанавливается баланс личных предпочтений и склонностей и существующей системы разделения труда.
В раннем юношеском возрасте профессиональное самоопределение составляет важный момент личностного самоопределения, но не исчерпывает его. Видение себя будущим профессионалом является показателем связи молодого человека с обществом, вхождения в общество. Выбор профессии фактически означает проецирование в будущее определенной социальной позиции. В современном понимании профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности.
При таком понимании профессиональное самоопределение — это процесс чередующихся выборов, каждый из которых рассматривается как важное жизненное событие, определяющее дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности.
Уже на предыдущих возрастных ступенях складываются представления о ряде профессий. Информированность о профессии, учет позиции близких людей, личные склонности и способности оказывают влияние на профессиональное самоопределение молодых людей. Чем старше юноша, тем настоятельнее необходимость выбора.
Решение о выборе профессии принимается в течение нескольких лет, проходя ряд стадий:
1. Стадия фантастического выбора (до 11 лет) — ребенок, размышляя о будущем, еще не умеет связывать цели и средства. Первичный выбор, совершаемый на этой стадии, производится в условиях малодифференцированного представления о профессиях, при отсутствии выраженных интересов и склонностей.
2. Стадия пробного выбора (до 16—19 лет) — по мере интеллектуального развития подросток или юноша все больше интересуется условиями реальности, но еще не уверен в своих способностях. Постепенно фокус его внимания сдвигается с субъективных факторов к реальным обстоятельствам. Из множества вариантов постепенно выделяются несколько наиболее реальных и приемлемых вариантов, между которыми и предстоит выбирать.
3. Стадия реалистического выбора (после 19 лет) включает обсуждение вопроса с осведомленными лицами, осознание возможности конфликта между способностями, ценностями и объективными условиями реального мира.
Опыт изучения проблемы профессионального самоопределения обобщен Н.С. Пряжниковым. В разработанной им содержательно-процессуально и модели профессионального самоопределения центром признается ценностно-нравственный аспект, развитие самосознания (развитая рефлексия, самопознание) и потребность в профессиональной компетентности. Основу профессионального самоопределения составляют следующие психологические факторы:
• осознание ценности общественно полезного труда;
• общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране;
• осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации;
• общая ориентировка в мире профессионального труда;
• выделение дальней профессиональной цели (мечты);
• согласование мечты с другими важными жизненными целями (семейными, личностными, досуговыми);
• знание о выбираемых целях;
• знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели, и др.
Одной из особенностей самоопределения современных подростков является ориентация на престижность профессий, на элитность, на «самое лучшее» в том смысле, как это субъективно понимается ими самими. Подростки и молодежь часто бывают захвачены идеей быстрой карьеры, блистательного и стремительного успеха, богатства. Пряжников говорит об опасности изощренной манипуляции, основанной на «лучших» конформистских традициях, когда с помощью искусных средств массовой информации и так называемого общественного мнения формируется основа для профессионального и личностного выбора конкретного человека, что подрывает самую суть самоопределения. Помощь молодому человеку со стороны общества и взрослых необходима, но в виде «разумной и неманипулятивнои корректировки профессионального выбора, основанной не на выдаче готовых рекомендаций, а на постепенном формировании у самоопределяющегося подростка самой способности осознанно и самостоятельно планировать профессиональные и жизненные перспективы и при необходимости своевременно корректировать их».
Источник