Социальной ситуации развития ребенка в ранней юности

Юность (кризис 17 лет (от 15 до 18 лет)) – это время выбора жизненного пути (основная задача) – обучение, работа, армейская служба и т.д. Это наиболее тяжелый период из всех (Эльконин). Результатом этого кризиса является открытие своего «Я», т.е. своей истиной сущности, своих возможностей, желаний, в чем видит смысл своей жизни. Основная цель – ценность образования и выбор спутника жизни. Социальная ситуация развития в юности – «порог» самостоятельной жизни.

В юности люди задумывается о будущем, создает образы (рисует картины) будущего, представляют не только конечный результат, но и способы и пути его достижения.

Типы личностного развития:

– Плавный и постепенный переход ко взрослой жизни. Есть минусы: менее самостоятельны, пассивны.

– Поиски и сомнения. Определяется самостоятельностью, независимостью, ответственностью. Им присуще гибкость мышления.

– Быстрое, скачкообразное развитие. Рано определяют свои жизненные цели и стремятся к их достижению.

– Особо мучительные поиски своего жизненного пути: отсутствие глубокого самопознания, непоследовательность поступков, отвержение ценностей родителей, взрослых.

Динамика развития в ранней юности зависит от ряда условий. Прежде всего, это особенности общения со значимыми людьми, существенно влияющими на процесс самоопределения. Уже в переходный от подросткового к юношескому возрасту период возникает особый интерес к общению с взрослыми. В старших классах эта тенденция усиливается.

Одно из достижений юношеского периода – новый уровень развития самосознания, который характеризуется следующими фактами: открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности; стремление к самопознанию; формирование личной идентичности, чувства индивидуальной самотождественности, преемственности и единства; самоуважение; становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: «Я лично отвечаю за это!».

Вопрос № 38. Психическое развитие в ранней юности (акселеранты и ретарданты)

В начале шестидесятых годов внимание биологов, врачей, психологов, педагогов и вообще всех любознательных привлекло явление акселерации развития (от «акцелерацио» – по-латыни «ускорение»),– феномен новый и совершенно необъяснимый. Дети послевоенного поколения росли быстрее детей предшествующих поколений, они также раньше созревали, раньше прекращали расти, но, несмотря на это, достигали в среднем большего роста, чем их родители. На эту тему написали сотни книг, еще больше статей; ученые выдвинули более десятка теорий, объясняющих причины акселерации. В нашу задачу не входит обсуждение явления акселерации, ее причин и следствий. Для нас важнее тот миф, который был порожден не без участия ученых в шестидесятые-семидесятые годы нашего столетия. А именно, акселерацию стали понимать как некую общую тенденцию эволюции человека нашего времени. Однако уже в конце 70-х годов прошлого столетия темпы акселерации остановились, а затем и пошли вспять.На различиях возраста полового созревания строится еще одна внутривидовая классификация человека: рано созревающих мы называем акселерантами, поздно – ретардантами.

Акселеранты – первое послевоенное поколение – уже достигли полувекового рубежа, нынешние же дети по преимуществу ретарданты, созревают они на полтора-два года позже, чем дети первого послевоенного поколения. Вывод: периоды акселерации сменяются периодами ретардации, процесс идет волнообразно. Откуда же в таком случае исходит уже упомянутое мнение об акселерации как магистральном и однонаправленном процессе? Наше внимание всегда привлекали события драматические. Акселерант почти всегда проблемный ребенок, проблемный и для родителей, и для учителей, и даже для врачей; на этом мы еще остановимся ниже. А вот с редардантами проблем не возникает. Отметим сейчас, что именно кризисность полового созревания ранних или акселерированных подростков и привлекла к ним повышенное внимание, что, в свою очередь, породило неверную идею об акселерации как об общей и целенаправленной тенденции развития человечества.Время полового созревания не единственная биологическая характеристика, отличающая акселеранта от ретарданта. Важно заметить, что акселеранты и ретарданты не только созревают в разном возрасте – первые раньше, а вторые позже, – но растут по-разному… Чтобы это понять, надо остановиться коротко на периодизации развития человека и на особенностях отдельных периодов.

Первые три периода – новорожденность, грудной и ясельный – нас пока не интересуют. Следующий этап индивидуального развития называют периодом однополого детства или периодом нейтрального детского возраста. Он начинается с первых самостоятельных шагов ребенка (год-полтора) и заканчивается прорезыванием первого постоянного зуба (пять-семь лет). Следующий период – период двуполого детства продолжается до первых признаков полового созревания. Он заканчивается появлением первых признаков полового созревания; наступает следующий – перипубертатный период. Его можно считать переходным, в это время начинает функционировать воспроизводительная система, происходит гормональная перестройка, ребенок сильно вытягивается, появляется оволошение на лобке, у мальчиков ломается голос и показываются волоски на верхней губе, у девочек увеличивается грудь и округляются бедра. Длительность перипубертатного периода у мальчиков около двух лет или даже дольше, у девочек он немного короче. Время его наступления сильно варьирует; у мальчиков акселерантов первая поллюция происходит в возрасте от одиннадцати с половиной до тринадцати с половиной лет, у ретардантов – от четырнадцати с половиной до шестнадцати лет. Девочки созревают несколько раньше мальчиков, поэтому к акселеранткам мы относим тех, у кого созревание – менархе – происходит от одиннадцати до тринадцати лет, к ретарданткам тех, кто созревает от четырнадцати до пятнадцати с половиной лет.Отличитьакселеранта от ретарданта в подростковом возрасте нетрудно: акселерант крупнее и выше, шире в плечах, у девочек-акселеранток появляется грудь и округляются бедра, у мальчиков – ломается голос и на верхней губе появляется первое оволошение – усики. А можно ли, глядя на уже взрослого человека, определить возраст, в котором произошло его половое созревание, то есть отличить взрослого акселеранта от ретарданта?

Оказывается, взрослого акселеранта от ретарданта отличают неодинаковые пропорции тела. Для того чтобы это понять, представим себе новорожденного ребенка: очень большая голова, длинное тело и совсем короткие ручки и ножки. Вплоть до завершения перипубертатного периода рост конечностей опережает рост тела, ребенок и подросток растет более за счет ног, чем за счет туловища. Руки тоже интенсивно растут в это время, а вот рост головы сильно замедлен. Благодаря такому неравномерному росту к началу перипубертатного периода организм приобретает пропорции взрослого. Более того, к этому возрасту руки и ноги подростка по отношению к телу оказываются даже несколько длиннее, чем у взрослого. Подросток поэтому кажется нам долговязым и часто угловатым. Но на стадии «перипубертатного скачка» – резко ускоренного роста в период созревания – рост конечностей замедляется, «скачок» происходит в основном за счет роста тела, после чего он вообще резко замедляется в вертикальном направлении. В последующий период – юношеский – продолжающийся вплоть до полной остановки роста, которая у акселерантов происходит несколько раньше, чем у ретардантов, также ослаблен рост конечностей, но тело еще продолжает медленно расти, поэтому, по завершению вертикального роста, к моменту перехода от юности к взрослости свойственная подростку долговязость исчезает, тело становится более пропорциональным.Отсюда вывод: акселерант, у которого относительно короче первая фаза (препубертатная) и относительно длиннее вторая (постпубертатная), будет довольно коротконогим и короткоруким, но длиннотелым. Ретардант же, у которого первая фаза будет относительно длиннее второй, сохранит конституцию долговязого подростка – останется на всю жизнь длинноруким и длинноногим. В качестве иллюстрации вспомним популярнейших кинозвезд – Сильвестра Сталлоне и Арнольда Шварценеггера. Коротконогий, короткорукий и длиннотелый Сталлоне, без сомнения, акселерант; долговязый Шварценеггер – ретардант.

Читайте также:  Особенности развития ребенка с ранним детским аутизмом

Вопрос № 39. Особенности эмоциональной сферы и структуры самосознания старшеклассника.Основной содержательной характеристикой эмоций и чувств в юношеском возрасте является будущее. Доминируют эмоции, связанные с ожиданием будущего, «которое должно принести счастье» (Якобсон, 1966).

Эмоциональная сфера старшеклассников характеризуется:

1) многообразием переживаемых чувств, особенно нравственных и общественно-политических;

2) большей, чем у учащихся средних классов, устойчивостью эмоций и чувств;

3) способностью к сопереживанию, т. е. способностью откликаться на чувства других,

близких им людей;

4) развитием эстетических чувств, способностью замечать прекрасное в окружающей действительности. Развивается эстетическая восприимчивость к мягким, нежным, спокойным лирическим объектам. Это, в свою очередь, помогает старшеклассникам освободиться от вульгарных привычек, непривлекательных манер, способствует развитию чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности. Эстетические чувства у старшеклассников более сложны, чем у учащихся средних классов. Но, с другой стороны, они могут подменяться оригинальничаньем, незрелыми и неправильными эстетическими представлениями;

5) большей устойчивостью и глубиной дружбы; друзей выбирают, исходя из общих интересов и занятий, равенства отношений, преданности и обязательств; дружба, в основном, прерывается из-за предательства (Hartup, 1989);

6) появлением чувства любви; юношеская любовь, как правило, чиста, непосредственна, богата разнообразными переживаниями, носит оттенок нежности, мечтательности, лиричности и искренности.

Самосознание старшеклассника отмечается эгоцентризмом, который играет положительную роль. Он позволяет молодому человеку открыть свой уникальный внутренний мир, соотнося его с внешним миром, принуждает к осмыслению своего места в действительности и способствует становлению мировоззрения.

Важным фактором формирования самосознания становится пол личности. Чувство взрослости координируется в сознании старшеклассника с мужской или женской ролью. Интенсивно развивается восприятие себя как к личности определенного пола с характерными потребностями, мотивами, ценностными ориентациями, отношениями к представителям противоположного пола и соответствующими формами поведения (И. В. Дуброве). Развитие самосознания в этот возрастной период происходит в следующих основных направлениях (по. В. С. Мерлин):

1). Осознание идентичности (разграничение “я”- не “я”и его преемственность во временной личностной перспективе);

2) “Я”- субъект деятельности (возникает еще с 3-х лет, когда малыш осознает себя как источник действий, заявляя “я сам”);

3). Осознание своих психических качеств (собственной индивидуальности);

4). Усвоение системы социально-нравственных самооценок. Формирование личностной идентичности составляет чрезвычайно важное направление развития самосознания старшеклассника, для которого свойственна обостренная потребность переосмысления своего “Я”, связано, во-первых, с резкими и бурными изменениями внешности, появлением новых переживаний (кризис идентичности, по Е. Эриксоном), а во-вторых, с перспективами жизненного самоопределения и выбором профессии (Г. К. РадчукГ.. К..Радчук).

У молодых людей возникает внимание к собственному телу и к изменениям в нем, больно воспринимаются любые внешние недостатки (низкий рост, полнота, детские черты). Они пытаются быть взрослым, прежде всего, извне.

Усиливается самонаблюдения, рефлексия собственных переживаний, интерес к внутреннему миру человека вообще. Образ “Я” выступает в вариантах: реальное “Я”(каким является сейчас), динамическое “Я”(стараюсь быть), идеальное “Я”(каким следует быть), фантастическое”Я”(хотел бы быть).Меняются критерии самоанализа. Если подросток ориентируется на поиск своих неповторимых черт, то юноша – особенности своего положения среди других людей. Глубина самоанализа зависит от социальных (тип учебного заведения, где учится юноша), индивидуально-типологических (экстраверт, или интроверт), биографических (условия семейного воспитания) факторов.

Удачный поиск своего “Я” приводит к самопринятию личности старшеклассника, а неудачное – до самоотрицания, который. Е.Эриксон назвал “неадекватной идентичностью”. Развитие последней может идти по следующим основным направлениям: отказ от глубокого и доверительного общения, избегание тесных взаимоотношений с другими; деформация личностного времени, неспособность строить жизненные планы страх стать взрослым, боязнь перемен; блокирование реализации продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то одной основной деятельности; отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для подражания. Самооценка в ранней юности становится более дифференцированной, рациональной, аргументированной и является результатом психической активности старшеклассника в следующих основных формах:

o. Сравнение достигнутого с ожидаемым (“я знаю и поэтому получил высокую оценку”). Деформация этого способа самооценки проявляется в том, что юноши создают неоправданные искусственные ситуации самопроверки (перепрыгнуть с крыши на крышу 5-ти этажных домов; прыгать в воду с высокой скалы, не зная дна и глубины, бесчинства с оружием и т.п.);

o. Анализ мнений о себе, высказанных окружающими. Взрослые и ровесники пользуются различными критериями оценки старшеклассников, которые иногда противопоставляются – то, что одобряют ровесники, осуждают родители.

Источник

В российской психологии юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания. Наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет) и позднюю юность (от 18 до 23 лет).

В юношеском возрасте происходят существенные мс функциональные изменения, завершаются процессы физи­ческого созревания человека. Жизнедеятельность в юности усложняется: расширяется диапазон социальных ролей и интересов, появляется все больше взрослых ролей с соответ­ствующей им мерой самостоятельности и ответственности. На этот возраст приходится много критических социальных событий: получение паспорта, наступление уголовной ответ­ственности, возможность реализации активного избирательного права, возможность вступить в брак. Многие молодые люди в этом возрасте уже начинают трудовую деятельность, задача выбора профессии и дальнейшего жизненного пути встает перед каждым. В юношеском возрасте в большой степени ут­верждается самостоятельность личности.

Читайте также:  Социально личностное развитие ребенка в современном мире

Но наряду с элементами взрослого статуса юноша все же сохраняет определенную степень зависимости, идущую детства: это и материальная зависимость, и инерция родительских установок, связанных с руководством и подчинением. Неоднозначность положения юношества в семье и обще­стве и разноуровневость требований к нему сближает этот период сподростковым и находит отражение в своеобразии психики.

Психологический критерий «вхождения» в юность связан с резкой сменой внутренней позиции, с изменением отношения к будущему. Если подросток, по словам Л.И. Божович, смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша (старший школьник) смотрит на настоящее с позиции будущего. В юности происходит расширение временного горизонта – будущее становится главным измерением. Изменяется ос­новная направленность личности, которая теперь может быть обозначена как устремленность в будущее, определение даль­нейшего жизненного пути, выбор профессии.

Юность, как считает А.В. Толстых, становится вторым пе­реходным периодом в развитии личности. Юноша, как и под­росток, еще не совсем взрослый человек. Но подросток тесно связан со своим уходящим детством, а юноша тяготеет к мо­лодости и зрелости, более поздним возрастным этапам.

И подростковый, и юношеский возраст стали выделять тогда, когда период подготовки к взрослой жизни в обществе стал более сложным и длительным. С юностью связано продолжение обучения или начало освоения профессии. В психологическом плане юность решает задачи окончатель­ного, действенного самоопределения и интеграции в обще­ство взрослых людей.

Социальная ситуация развития в юности(так же как и в старшем школьном возрасте) — ситуация выбора жизнен­ного пути. Начинается реализация планов, намеченных в 16—17 лет, иногда удачная, приносящая удовлетворение, иногда приводящая к осознанию ошибочности сделанного выбора, разочарованию, метаниям, устремленности к новым целям. Цена сделанной в этот период ошибки велика: это не школьная двойка, а упущенные годы, необходимость начинать все сначала. 19—20-летние юноши основные трудности своей жизни связывают с появлением ответственности, кото­рой не было раньше. В то же время они ценят свой возраст, приносящий не только новые проблемы, но и новые, более широкие возможности.

Для юности характерны три основных варианта жизнен­ного пути: обучение, поиски работы и для юношей служба в армии.

Обучение в вузе. Современные студенты чаще всего отмеча­ют следующие преимущества и недостатки продолжения обу­чения и поступления на работу: вуз дает необходимые знания и умения, т. е. определенную квалификацию и тем самым гото­вит «к взрослой жизни», «продвижению вверх», становится «дверью в более-менее обеспеченную жизнь при занятии лю­бимым делом»; дает возможность «отсрочить окончательный выбор», попробовать, «твое это или нет», и «еще немного по­быть ребенком». Но, продолжая учиться, юноша не приобре­тает «практический опыт» и, главное, остается зависимым от родителей.

Работа привлекает прежде всего приобретением мате­риальной независимости, самостоятельности, что удовлетворяет потребность «ощутить себя по-настоящему взрослым»; кроме того, дает жизненный опыт и практические навыки.

Недостатками раннего включения в работу считаются невозможность найти интересную работу при отсутствии квалификации и низкая заработная плата.

В последнее время студенты нередко сочетают учебу с работой, т. е. более или менее серьезно подрабатывают.

Браки, заключаемые в это время, принято называть ранними. Ранняя женитьба обычно вынуждает искать работу, иногда резко менять жизненные планы и бросать учебу в вузе.

Как показывают отечественные и зарубежные исследо­вания, чем меньше возраст, в котором заключается брак, тем больше вероятность развода. Особенно хрупкими оказыва­ются семьи, созданные по причине беременности, а также при подражании рано женившимся сверстникам, желании не отстать от них, не упустить свой шанс, не остаться одиноким. Юные супруги сталкиваются с большими трудностями: они еще не вполне зрелые личности, не очень хорошо понимающие другого и склонные принимать легкую увлеченность за; любовь, недостаточно ответственные, надеющиеся на счаст­ливое стечение обстоятельств и чужую помощь. Финансовые проблемы и бытовая неустроенность, необходимость обеспе­чивать семью и, тем более, ухаживать за ребенком их обычно угнетают. Неудачные попытки найти хорошо оплачиваемую работу, материальная зависимость от родителей, с которыми могут возникнуть конфликты, способны окончательно разру­шить отношения, если в их основе не лежит глубокое чувство.

Сложность ситуации выбора девятиклассника в том, что часто ни он сам, ни даже его родители в полной мере не осоз­нают переломность момента, его значимость для последую­щей жизни. Консультационная практика показывает, что именно на этом этапе решение принимается часто случайно, под влиянием внешних обстоятельств: подружка уговорила пойти учиться вместе, колледж находится поблизости от мес­та жительства… А позже уже полученная, но нелюбимая про­фессия намечает пунктиром жизненный путь. Конечно, все еще можно изменить, но не забудем упущенное время, опыт неудач, пониженную самооценку и т. д.

В юности происходит принципиально важное изменение в размышлениях о будущем, теперь предметом обдумывания становится не только конечный результат, но и способы и пути его достижения. Особую сложность задача профессио­нального ориентирования приобрела в современных социо­культурных условиях, когда старшие (родители и учителя) за­частую сами не уверены в правильности своих советов.

Некоторые психологи считают, что эта особенность — самостоятельность встречи с «изменяющимся миром» (в проти­воположность другим возрастам, когда ребенок сталкивается с новой для себя, но устойчивой формой следующего возраста) — вообще является специфической для юности. В процес­се кризиса 17 лет (от 15 до 18 лет) решается задача становления человека как субъекта собственного развития.

Юность не является устоявшимся периодом онтогенеза, и возможны самые разные индивидуальные варианты развития. Кроме того, ранняя юность (старший школьный воз­раст), как никакой другой период, отличается крайней нерав­номерностью развития как на межиндивидуальном уровне (в то время как один из старшеклассников уже достиг половой зре­лости, другой еще находится в середине процесса созревания, а третий по своим физиологическим параметрам может быть оценен как находящийся на пороге отрочества), так и на внутрииндивидуалъном уровне (время наступления биологи­ческой, когнитивной, социальной, эмоциональной зрелости у одного и того же индивида часто не совпадает).

Читайте также:  Центр развития ребенка волгоград дзержинский

Переход от ранней юности к поздней знаменуется сменой акцентов развития: период предварительного самоопределе­ния завершается и осуществляется переход к самореализации.

В психологических периодизациях Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность. Несмотря на то что во многих случаях юноша продолжает оставаться школь­ником, учебная деятельность в старших классах должна при­обрести новую направленность и новое содержание, ориен­тированное на будущее. Речь может идти об избирательном отношении к некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятельностью и необходи­мым для поступления в вуз (например, химия и биология для будущих медиков), о посещении подготовительных курсов, о включении в реальную трудовую деятельность в пробных формах (помощь воспитательнице в детском саду, автомеха­нику во время ремонтных работ автомобиля и т. п.). В других случаях юноши и девушки еще более приближаются к произ­водственной сфере: продолжают образование в ПТУ, техни­кумах, колледжах, технических лицеях или начинают соб­ственную трудовую жизнь, совмещая работу с учением в вечерних школах.

По мнению Д.И. Фельдштейна, в юношеском возрасте характер развития определяют труд и учение как основные виды деятельности. Другие психологи говорят о профессиональном само­определении как ведущей деятельности в ранней юности. И.В. Дубровина уточняет, что к моменту окончания школы о самом самоопределении говорить рано, так как это только намерения, планы на будущее, не реализованные еще в дей­ствительности. В старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению. Готовность к самооп­ределению означает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, т. е. сформированность психологических образований и механизмов, обеспечивающих возможность роста личности сейчас и в будущем.

Содержание психологической готовности к самоопреде­лению:

1) сформированность на высоком уровне психологических структур: теоретического мышления, основ научного и гражданского мировоззрения, самосознания и развитой рефлексии;

2) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности (потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека — члена общества, потребность в общении, потребность в труде, нравственные установки, ценностные ориентации, временные перспективы);

3) становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов, критического отношения к ним.

Большинство исследователей рассматривают професси­ональное самоопределение как процесс, развернутый во времени.

Профессиональное самоопределение — это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходят выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жиз­ни, частью которой является профессиональная деятельность. В процессе профессионального самоопределения уста­навливается баланс личных предпочтений и склонностей и существующей системы разделения труда.

В раннем юношеском возрасте профессиональное само­определение составляет важный момент личностного само­определения, но не исчерпывает его. Видение себя буду­щим профессионалом является показателем связи молодого человека с обществом, вхождения в общество. Выбор профес­сии фактически означает проецирование в будущее опреде­ленной социальной позиции. В современном понимании профессиональное самоопре­деление рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности.

При таком понимании профессиональное самоопределе­ние — это процесс чередующихся выборов, каждый из которых рассматривается как важное жизненное событие, определяю­щее дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности.

Уже на предыдущих возрастных ступенях складываются представления о ряде профессий. Информированность о про­фессии, учет позиции близких людей, личные склонности и способности оказывают влияние на профессиональное само­определение молодых людей. Чем старше юноша, тем насто­ятельнее необходимость выбора.

Решение о выборе профессии принимается в течение не­скольких лет, проходя ряд стадий:

1. Стадия фантастического выбора (до 11 лет) — ребенок, размышляя о будущем, еще не умеет связывать цели и средства. Первичный выбор, совершаемый на этой ста­дии, производится в условиях малодифференцирован­ного представления о профессиях, при отсутствии вы­раженных интересов и склонностей.

2. Стадия пробного выбора (до 16—19 лет) — по мере ин­теллектуального развития подросток или юноша все больше интересуется условиями реальности, но еще не уверен в своих способностях. Постепенно фокус его внимания сдвигается с субъективных факторов к реаль­ным обстоятельствам. Из множества вариантов посте­пенно выделяются несколько наиболее реальных и при­емлемых вариантов, между которыми и предстоит выбирать.

3. Стадия реалистического выбора (после 19 лет) включает обсуждение вопроса с осведомленными лицами, осоз­нание возможности конфликта между способностями, ценностями и объективными условиями реального мира.

Опыт изучения проблемы профессионального самоопре­деления обобщен Н.С. Пряжниковым. В разработанной им содержательно-процессуально и модели профессионального самоопределения центром признается ценностно-нравствен­ный аспект, развитие самосознания (развитая рефлексия, са­мопознание) и потребность в профессиональной компетентности. Основу профессионального самоопределения состав­ляют следующие психологические факторы:

• осознание ценности общественно полезного труда;

• общая ориентировка в социально-экономической ситу­ации в стране;

• осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и само­реализации;

• общая ориентировка в мире профессионального труда;

• выделение дальней профессиональной цели (мечты);

• согласование мечты с другими важными жизненными целями (семейными, личностными, досуговыми);

• знание о выбираемых целях;

• знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели, и др.

Одной из особенностей самоопределения современных подростков является ориентация на престижность профессий, на элитность, на «самое лучшее» в том смысле, как это субъективно понимается ими самими. Подростки и молодежь часто бывают захвачены идеей быстрой карьеры, блистатель­ного и стремительного успеха, богатства. Пряжников говорит об опасности изощренной манипуляции, основанной на «луч­ших» конформистских традициях, когда с помощью искусных средств массовой информации и так называемого обществен­ного мнения формируется основа для профессионального и личностного выбора конкретного человека, что подрывает са­мую суть самоопределения. Помощь молодому человеку со стороны общества и взрослых необходима, но в виде «разум­ной и неманипулятивнои корректировки профессионального выбора, основанной не на выдаче готовых рекомендаций, а на постепенном формировании у самоопределяющегося подрос­тка самой способности осознанно и самостоятельно планиро­вать профессиональные и жизненные перспективы и при не­обходимости своевременно корректировать их».

Источник