Социальное воспитание и развитие ребенка младенческого возраста
СООБЩЕНИЕ
«ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА»
Саратов 2015
Достаточно часто трудности ребенка берут начало еще в младенчестве (от рождения до года). Общеизвестно, что наиболее значимым фактором нормального развития личности младенца является общение с матерью и дефицит общения может привести к различного рода нарушениям развития ребенка. Однако помимо дефицита общения можно выделить и другие, менее очевидные типы взаимодействия матери с младенцем, неблагоприятно сказывающиеся на его психологическом здоровье. Так, дефициту общения противоположна патология переизбытка общения, приводящая к перевозбуждению и сверх стимуляции ребенка. Именно такое воспитание достаточно характерно для многих современных семей, но именно оно традиционно расценивается как благоприятное и не рассматривается как фактор риска ни самими родителями, ни даже специалистами-психологами. . Нарушения взаимодействия ребенка с матерью может привести к формированию таких негативных личностных образований, как тревожная привязанность и недоверие к окружающему миру вместо нормальной привязанности и базового доверия (М. Эйнсворт, Э.Эриксон). Следует отметить, что эти негативные образования имеют устойчивый характер, сохраняются до младшего школьного возраста и далее, однако в процессе развития ребенка приобретают различные формы, «окрашенные» возрастом и индивидуальными особенностями. Следует также отметить роль младенчества в возникновении психосоматических нарушений. Как отмечают многие авторы, именно с помощью психосоматических симптомов (желудочных колик, нарушения сна и т. п.) ребенок сообщает о том, что материнская функция выполняется неудовлетворительно. В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) также сохраняется значимость взаимоотношений с матерью, но важными становятся и взаимоотношения с отцом по следующим причинам. Ранний возраст является особо значимым для формирования «Я» ребенка. Оно должно освободиться от поддержки, которую ему оказывало «Я» матери, чтобы достигнуть отделения от нее и осознания себя как отдельного «Я». Таким образом, итогом развития в раннем возрасте должно стать формирование автономности, самостоятельности, а для этого матери необходимо отпустить ребенка на то расстояние, на которое он сам хочет отойти. А вот выбрать расстояние, на которое нужно отпустить ребенка, и темп, в каком это следует делать, обычно бывает достаточно трудно. Таким образом, к неблагоприятным типам взаимодействия матери с ребенком можно отнести: а) слишком резкое и быстрое отделение, которое может быть следствием выхода матери на работу, помещения ребенка в ясли, рождения второго ребенка и т. п.; б) продолжение постоянной опеки над ребенком, которую нередко проявляет тревожная мать. Кроме того, поскольку ранний возраст – это период амбивалентного отношения ребенка к матери и важнейшей формой детской активности является агрессия, то фактором риска может стать абсолютный запрет на проявление агрессивности, следствием чего может явиться полное вытеснение агрессивности. Таким образом, всегда добрый и послушный ребенок, который никогда не капризничает, – «гордость мамы» и всеобщий любимец часто платит за всеобщую любовь достаточно дорогой ценой – нарушением своего психологического здоровья. Следует также отметить, что важную роль в становлении психологического здоровья играет и то, как осуществляется воспитание опрятности ребенка. Это «основная сцена», где разыгрывается борьба за самоопределение: мать настаивает на соблюдении правил – ребенок защищает свое право делать то, что хочет. Поэтому фактором риска можно считать излишне строгое и быстрое приучение к опрятности маленького ребенка.
Особенности воспитания детей раннего возраста в первый год жизни малыш доставляет много радости и хлопот семье. Много перемен сопровождают его появление на свет. Родители заботятся о ребенке, осуществляют необходимый уход и планируют, как будут воспитывать подросшего малыша. На самом деле необходимо начинать, как можно раньше педагогически влиять на ребенка для достижения успеха. Особенности воспитания детей раннего возраста связаны с развитием центральной нервной системы. Познавательные, аналитические и психологические способности грудничков отличаются от способностей детей постарше. Воспитание детей раннего возраста является низкая роль речевого компонента. Разговоры с малышом несут информацию больше за счет эмоциональной окраски. Грудные дети демонстрируют быстрые темпы развития. Устойчивость к стрессам, жизнелюбие, уверенность в собственных силах будут сопутствовать вашему ребенку всю жизнь, если в раннем периоде вы сможете окружить его искренней любовью и заботой. В первые месяцы жизни основная задача родителей – выработать у малыша стереотипы режима дня и ночного сна. Биологические ритмы младенца постепенно подстраиваются под привычки семьи. Особенностью воспитания детей младшего возраста являются большие способности малышей к подражанию. Младенцы копируют речь, движения взрослых. Эмоциональные реакции и поступки также не остаются без внимания. Воспитывая маленького ребенка, прежде всего, нужно проанализировать свое поведение. Родители являются эталоном для малыша, а значит, надо пытаться соответствовать этой задаче.
Особенности воспитания детей в семье зависят от многих факторов. В идеале рядом с малышом должны быть оба родителя, любящие бабушки и дедушки, а также сестры и братья. Такие большие дружные семьи помогают ребенку вырасти приверженцем традиционных духовных ценностей, уверенным в себе человеком, способным добиваться поставленных целей. Но жизнь вносит свои коррективы в самые идеальные планы. Особенности воспитания детей в неполных семьях связаны с недостатком мужского влияния. Роль отца высока как для мальчиков, так и для девочек. Матери необходимо постараться представить положительные мужские образы для примера. Ребенок должен иметь возможность наблюдать взрослых мужчин, иногда разговаривать с ними. Лучше всего для общения подойдут близкие родственники малыша – дедушка, дядя, старший брат. Иногда у ребенка есть и мама, и папа, но нет и не планируется ни братьев, ни сестер. Особенности воспитания детей в таких семьях немногочисленны. Главная ошибка родителей – чрезмерная опека и забота. Единственный ребенок сильно рискует вырасти инфантильной личностью с завышенной самооценкой. Такому человеку может быть трудно в дальнейшем поддерживать нормальные отношения со сверстниками, коллегами, супругом. Воспитывая единственного ребенка, помните об этих опасностях. Важно обеспечить малышу компанию сверстников с ранних лет. Самым лучшим способом борьбы с эгоизмом и самовлюбленностью у детей является рождение еще одного ребенка. Особенности воспитания детей в семье иногда непредсказуемы и изменчивы. Меняются жизненные обстоятельства, здоровье, материальные возможности родителей. Интуиция и практическая педагогика помогут преодолеть трудности в воспитании и найти индивидуальный подход к каждому малышу.
Источник
Младенческий возраст – это период от рождения до года. Вмладенческом возрасте прежде всего необходимо обеспечить ребенкуобщение с взрослым, полноценное вскармливание и достаточный
гигиенический уход. Особенно необходимо для младенца состояниеэмоционального благополучия. Дефицит эмоциональных контактов совзрослым может привести к задержкам развития уже в первые месяцы жизни,потому что оно невозможно без непосредственного участия взрослогочеловека. Именно взрослый создает все условия для нормальногопсихофизического развития.Эмоциональное, непосредственное общение — ведущий типдеятельности в этом возрасте.
К первым признакам социального общения ребенка относитсявозникновение осмысленной улыбки, а немного позже – «комплексаоживления» (специфического проявления эмоциональных реакций).
Первая форма общения – эмоционально-непосредственная(ситуативно-личностная). Ее характеризует интерес к близкому человеку,возникновение эмоционального отношения к нему. Ребенок научаетсяузнавать близких, радоваться им, возникают первые привязанности. К концу
первого полугодия появляется настороженность и страх по отношению кпосторонним, малознакомым людям. Такая форма общения свойственнаребенку первого полугодия жизни.
Вторая, более развитая форма общения – эмоционально-опосредованная (ситуативно-деловая) – начинает складываться во второмполугодии жизни. Такое общение, опосредованное предметами, возникает наоснове совместных действий с взрослым. Ребенка начинают интересовать и
радовать различные предметы, игрушки, действия с ними. Ярко проявляетсяпотребность в новых впечатлениях. Взрослый, знакомя ребенка сокружающим миром, побуждает его к активному подражанию. Егоэмоциональное отношение к совместным действиям с малышом во многом
определяет и эмоциональное развитие ребенка.Основные задачи развития общения детей младенческого возраста свзрослыми:
1. Способствовать возникновению чувства привязанности идоверия к взрослым, которые заботятся о ребенке.
2. Удовлетворять потребность ребенка в доброжелательномотношении.
3. Способствовать развитию интереса младенца к окружающему егомиру и самому себе.
Взрослый для ребенка – источник радости, дающий чувствозащищенности. Необходиморазговаривать с ребенком, называть предметы иявления, рассказывать о том, что взрослый с ним делает и собирается делать,интонировать свою речь, напевать, приговаривая в рифму.Важно выражать ребенку свои чувства по отношению к его действиям,как положительные, так и отрицательные. При этом ребенок долженчувствовать, что взрослый любит его и беспокоится о нем. Важно также вразличных ситуациях «озвучить» чувства самого ребенка и показать, чтовзрослый готов их разделить.Пестушки, потешки, прибаутки, поговорки обогащают звуковую иречевую среду, развивают интонационный слух, чувствительность кзвучанию поэтического слова, помогают освоить речь.От 3 до 6 месяцев полезны произведения, включающие голосовые«наигрыши» – звукоподражания народным музыкальным инструментам. Ониразвивают речевые реакции гуления, стимулируют голосовые возможностиребенка. С появлением у него лепета (5 – 6 месяцев) полезны короткиеэмоциональные фразы и подговорки, в которых неоднократно повторяются ивыделяются голосом слоги, созвучные лепету.С 9 месяцев важно развивать у ребенка речевое подражание, опираясьна «разученные», знакомые ему ситуации.С 12 месяцев малыш может вступать в речевое общение на основеэлементов произведений малого фольклорного жанра, выполнять движения
соответственно звучащему тексту.
В младенческом возрасте интенсивно развивается общение ребенка совзрослым. Формируются первые привязанности, возникают социальныеожидания, складываются ранние формы взаимодействия ребенка и взрослого.Ребенок учится управлять поведением взрослого, используя голосовыереакции и мимику. Взрослый учится адекватно реагировать на различныереакции младенца, в том числе и эмоциональные, социально значимые.Первые слова могут иметь эмоциональную окраску, своеобразнуювыразительность, ситуативную отнесенность. Такую речь называютавтономной, или ситуативной, потому что она понятна только близкимлюдям, хорошо знакомым с окружающей ребенка обстановкой. Первые словаотносятся к конкретным предметам и не имеют обобщающего характера.Появление первых слов свидетельствует об изменении социальнойситуации развития ребенка. Теперь он может пытаться сам сказать о своихжеланиях.По отношению к сверстнику ребенок на протяжении первогополугодия жизни действует так же, как по отношению к игрушке илипредмету. К концу года наблюдаются реакции, похожие на ревность
(тревожность), что является показателем начала формирования образа «Я».Зарождение образа «Я» ребенка связывается с появлением его первыхжеланий: «хочу», «не хочу», с пониманием таких слов, как «можно» и«нельзя». Оно зависит от отношения к нему взрослого человека с первогогода жизни. Позитивное отношение к себе – важное эмоциональноесостояние, основа для нормального развития личности.
Задачи социального развития:
1.Развивать интерес и внимание ребенка к близким взрослым.
2. Учить ребенка замечать различные эмоциональные состояниявзрослых: радость, печаль, гнев.
3. Формировать речевые и неречевые способы общения.
4. Вызывать у детей (во втором полугодии) поисковые движения навопросы взрослого: «Где то-то?». Способствовать установлению связи междусловом взрослого, ситуацией, предметом.
5. Побуждать выполнять отдельные движения по словам взрослого(во втором полугодии).
6. Поддерживать стремление ребенка активно пользоваться (кконцу года) словами, в том числе при ответах на вопросы (по типу: «Кто(что) это?») и в инициативных высказываниях.
7. Воспитывать доверие ребенка к взрослому.
8. Удовлетворять потребность в доброжелательном, эмоциональноположительном отношении к нему.
Ребенку первого года жизни необходимо обеспечить общение совзрослым, благодаря которому формируется эмоциональнаяуравновешенность, чувство защищенности, познавательная активность,
Особую роль играет его интерес к индивидуальности ребенка — умениепочувствовать и увидеть заинтересованность ребенка в совместнойдеятельности.Общение с ребенком должно основываться на сотрудничестве с ним.Если взрослый постоянно принуждает ребенка, он становится пассивным,
стремится лишь приспособиться к окружению, а не активно исследовать егои познавать.
В младенческом возрасте ребенок интенсивно растет и развивается.Формируется двигательная активность и сенсомоторная координация.Задачи физического развития:
1. Развивать движения, сенсомоторную активность,обеспечивающие перемещения в пространстве.
2. Содействовать формированию действий с предметами.
Маленьких детей размещают в просторных, светлых помещениях. Длябодрствования нужны манежи; наборы разнообразных ярких предметов,игрушек, погремушек, колечек, шариков, мячей. После полугода детямнужно больше пространства и специальные гимнастические пособия: валики,дорожки, доски, лесенки, диванчики.Необходимо создавать ситуации, развивающие зрительные, слуховые,вестибулярно-кинетические реакции, обогащающие тактильнуючувствительность, побуждающие детей к исследовательским действиям.Рекомендуется помещать игрушки таким образом, чтобы ребенок могповорачиваться, пытаясь дотянуться до них. Яркие игрушки, лежащие в
манеже, пробуждают детей к ползанию, а расположенные на барьере манежа— желание подняться на ноги, держась за его перекладины.В младенческом возрасте необходимы массаж и гимнастика.
Упражнения подбираются в соответствии с возрастными физиологическимивозможностями организма.Игры-занятия, связанные с движениями, желательно проводитьежедневно индивидуально или с двумя-тремя детьми. Их длительность – 6-10минут.
Познавательное развитие в младенческом возрасте начинается задолгодо овладения речью. Интеллект формируется на основе действий ребенка спредметами и, главным образом, в совместной со взрослым деятельности.Задачи познавательного развития:
1. Привлекать внимание ребенка к предметам-игрушкам, побуждатьего обследовать их, экспериментировать с ними (стучать, трясти, катать,поворачивать).
2. Развивать пассивную и активную речь ребенка.
3. Способствовать развитию действий с предметами на основесловесных указаний взрослого.
Важнейшее условие познавательного развития малыша – эмоциональнотеплое, стабильное, ситуативно-личностное и ситуативно-деловое общениеребенка с матерью и другими близкими ему людьми. Это общение должновключать комментирующую и обращенную к младенцу речь взрослого.Для развития обобщений следует использовать специальный подборигрушек, предметов и действий с ними (одноименные игрушки из разногоматериала, разного размера, фактуры, цвета; одна игрушка в разныхситуациях, разные действия с нею; одно действие с разными игрушками).
Ребенок воспринимает разнообразие ярких цветов, звуков, форм ирадуется им. Он тянется к яркой игрушке, прислушивается к звукам, ищетглазами их источник.Искусство приходит к младенцу в виде рифмованных народныхпотешек, детских стихов, колыбельных песен, ярких картинок. Музыка
оказывает на ребенка этого возраста очень большое влияние. Она развего эмоциональную сферу, элементарные музыкальные способности.Задачи эстетического развития:
1. Доставлять детям радость музыкой, пением, движением подмузыку и музыкальной игрой.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.
3. Развивать устойчивость слухового внимания, способностьприслушиваться к музыке, слушать ее.
4. Способствовать запоминанию движений, связанных с музыкой.
Необходимо учитывать индивидуальный темп общего и музыкальногоразвития малышей; разную степень активности и выраженности «комплексаоживления», что чаще всего зависит от здоровья ребенка, физическогосостояния в данный момент. В связи с этим музыкальный материал следует
предлагать детям дифференцированно. Радостное эмоциональное состояниеребенка на музыкальном занятии – непременное условие его музыкальногоразвития.Петь, плясать и проводить «музыкально-двигательный показ» (показдействий с игрушкой или каким-либо атрибутом, сопровождаемый пениемили игрой на детском музыкальном инструменте) нужно с каждым ребенкоминдивидуально. Занятия проходят три раза в неделю по 5-7 мин, через 30 минпосле кормления. Для слушания хороши попевочки, небольшие колыбельныепесенки и плясовые.Родителей нужно познакомить с задачами музыкального воспитаниядетей, побеседовать о музыке, которая звучит дома, поговорить о значениитишины, тихого пения и о шуме радио и телевизора.
К концу первого года ребенок:
– редко болеет, с аппетитом ест, хорошо засыпает, спит, судовольствием купается, во время бодрствования активен, радостен;
– у него сформированы жизненно важные движения: ползание, ходьба,разнообразные действия с предметами в соответствии с их свойствами(открывает, закрывает коробку, укладывает в нее кубики; нанизывает кольцана стержень; прокатывает мяч, шарик; толкает игрушку на колесиках вперед,катит каталку перед собой и т. п.);
– хорошо ориентируется в знакомом ему пространстве средимногообразных предметов и игрушек. Знает всех окружающих его взрослых.Связывает понимаемые и произносимые слова с предметами, животными,людьми, действиями и их результатами. Владеет различными способамипредметных действий и социальными способами общения с помощьюэмоционально выразительных реакций и первых слов («мама, папа, баба, дай,на, нет» и др.).Все это говорит о хорошем самочувствии здорового ребенка, о егополноценном физическом и психическом развитии.На первом году жизни у ребенка формируются предпосылки развитияличности, начинают складываться ее важнейшие характеристики. Онприобретает простые способы общения, используя для контакта сокружающими выразительные вокализации, жесты, мимику, а затем и первыеслова.Начинает избирательноотноситься к близким взрослым и чувствоватьсвою «отдельность» от них; действовать с предметамипроизвольно всоответствии с их назначением.Овладевает различными способами ориентировки и передвижения впространстве.
Источник