Социальное воспитание человека в социальном развитии и воспитании ребенка

Социальное воспитание человека в социальном развитии и воспитании ребенка thumbnail

Несмотря на то что социальное воспитание зародилось еще в античные времена, научное обоснование этот процесс и обозначающий его термин получили сравнительно недавно. Актуальность развития, социализации личности, ее самоопределения и адаптации в обществе (а это основное содержание социального воспитания) отмечали в своих трудах как западные (А. Дистервег, Э. Дюркгейм, Дж. Коулмен), так и отечественные ученые (К. Д. Ушинский, Η. Ф. Федоров, Л. Н. Толстой и др.).

Социальное воспитание – это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и направленная на формирование социальной зрелости и развитие личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебной и общественнополезной деятельности.

Социальное воспитание органично связано с обучением, образованием, психологической подготовкой личности, самообразованием. Это единый комплексный интегративный многофункциональный процесс, который предполагает использование всего имеющегося арсенала педагогических средств и возможностей в целях нравственного, социального становления и развития личности.

Педагогическая деятельность лишь тогда отвечает принципам социального воспитания, когда она направлена на раскрытие способностей, ведет к выявлению творческих дарований каждого ребенка как субъекта, находящегося в тесной связи с социумом и являющегося его частью. Именно эти положения раскрывают в своих трудах Π. П. Блонский, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий.

В психологическом плане социальное воспитание представляет собой процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого (индивида и социальных институтов), в результате которого происходит осознание индивидом и корректировка значимых для него ценностей, потребностей, мотивов, норм и привычек поведения, развитие общественно значимых качеств личности.

В настоящее время в социальном воспитании существует несколько основных подходов:

  • 1. Индивидуальный подход подразумевает учет индивидуальных особенностей воспитуемых как на индивидном (темперамент, задатки и пр.), так и на личностном (интересы, уровень притязаний и др.) уровне.
  • 2. Личностный подход раскрывается через помощь воспитаннику в осознании себя личностью, выявлении и раскрытии своих возможностей.
  • 3. Возрастной подход позволяет использовать закономерности развития личности (физиологические, психиче

ские, социальные и т.д.) в процессе осуществления социального воспитания.

  • 4. Гендерный подход основывается на создании условий воспитания, при которых развитие мальчиков и девочек будет способствовать позитивному становлению маскулинных, фемининных и андрогинных черт и эффективному полоролевому обособлению в обществе.
  • 5. Дифференцированный подход делает возможным процесс целеполагания в социальном воспитании в зависимости от уровня системы и функций того или иного института воспитания. Например, социальный педагог изучает, анализирует и классифицирует различные качества личности и их проявления, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для определенной группы членов коллектива, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой, конкретные задачи и цели воспитания, формы включения се в общую жизнедеятельность и взаимодействие.

Социальное воспитание осуществляется на основе нескольких важнейших принципов:

  • принцип центрации социального воспитания на развитии личности предполагает, что стратегия и тактика социального воспитания должны быть направлены на помощь детям, подросткам и юношам в становлении, обогащении и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом;
  • принцип диалогичности социального воспитания предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей, подростков, юношей и в большой мере их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и в жизнедеятельности воспитательных организаций;
  • принцип незавершимости воспитания предполагает признание каждого возрастного этапа развития человека самостоятельной индивидуальной и социальной ценностью, а не только и не столько этапом подготовки к дальнейшей жизни. Этот принцип означает признание того, что в каждом ребенке, подростке, юноше всегда есть нечто незавершенное и в принципе незавершимое. В соответствии с данным принципом воспитание необходимо строить таким образом, чтобы на каждом возрастном этапе каждый имел возможность состояться заново;
  • принцип дополнительности предполагает подход к развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов – природного, культурного, социального и др.; изучение и описание социализации как совокупности стихийного, частично направляемого, относительно социально контролируемого процессов развития человека, а также его самоизменения (А. В. Мудрик).

Процесс социального воспитания осуществляется как в организациях, занимающихся им наряду со своими основными функциями (предприятия, армия, партии и др.), так и в специально созданных воспитательных организациях (коллективах), в которых возможно создание условий для целенаправленного позитивного развития личности, организации ее социального опыта, образования и индивидуальной помощи.

Социальный опыт понимается как единство различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, норм и стереотипов поведения, интериоризированных ценностных установок, запечатленных ощущений и переживаний, опыт взаимодействия с людьми, опыт адаптации и обособления, а также самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения. Организация социального опыта происходит посредством организации быта и жизнедеятельности различных групп, взаимодействия членов групп и микрогрупп между собой (А. В. Мудрик).

Образование включает в себя: а) систематическое обучение (формальное образование, как основное, так и дополнительное); б) просвещение, т.е. пропаганду и распространение культуры (неформальное образование); в) стимулирование самообразования.

Индивидуальная помощь – это сознательное влияние на человека с целью: а) приобретения им знаний, установок и навыков, которые нужны для удовлетворения его позитивных потребностей; осознания человеком своих ценностей, установок и умений; б) воспитания самосознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения; в) развития благотворительности по отношению к себе и к другим, к социальным проблемам; г) формирования душевного чувства причастности к семье, группе, социуму;

д) выработки адаптации в социуме. Наконец, это содействие человеку в решении проблем; создание специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций для позитивного самораскрытия человека.

В процессе социального воспитания между его субъектами происходит взаимодействие, т.е. обмен и взаимообогащение информацией, типами и способами деятельности и общения, ценностными ориентациями, социальными установками. Социальное воспитание может осуществляться на уровне:

  • – межличностного взаимодействия;
  • – группового взаимодействия (обычно до 30–50 человек);
  • – межгруппового взаимодействия (между первичными коллективами);
  • – массового взаимодействия (все члены организации).

Характер, интенсивность и содержание такого взаимодействия во многом зависит от этнической, культурной, социальной и иной специфики участников взаимодействия.

Организационно социальное воспитание осуществляется в воспитательной организации через коллективы – формализованные контактные группы людей, функционирующих в рамках той или иной организации. Жизнедеятельность коллектива, его быт, где реализуются ситуации проигрывания социальной роли его членами, становится пространством освоения и приумножения ими социального опыта, полем самореализации и самоутверждения, создавая тем самым возможности для развития человека.

Различают субъектов социального воспитания:

  • индивидуальных (воспитателей и воспитуемых, воспитуемых между собой);
  • групповых (коллективов);
  • социальных (организаций, органов управления и др.).

Взаимосвязь субъектов социального воспитания носит

институционально-ролевой характер. Эффективность социального воспитания во многом зависит от уровня и качества взаимодействия разнообразных субъектов и институтов, прежде всего от взаимодействия семьи, образовательно-воспитательных учреждений и социальных служб. При этом имеется в виду не узковедомственное влияние, а согласованное комплексное воздействие на социально-педагогическую ситуацию, которая требует разрешения в интересах ребенка.

Одним из результатов воспитания является воспитанность – комплексное свойство личности, определяющее сформированность ее качеств. Воспитанность бывает настоящая и формальная, естественная и наносная, глубинная и поверхностная, идущая у человека изнутри и вызывающая у самого человека внутренний протест. Определение воспитанности является сложной и не вполне разрешенной в современной науке проблемой. В настоящее время об уровнях воспитанности можно составить лишь приблизительное представление, используя сложные и трудоемкие процедуры выявления и анализа результатов воспитания.

Диагностика воспитанности – это процесс выявления уровня воспитанности личности, особенностей проявления ее качеств. Существуют различные точки зрения на определение показателей и критериев воспитанности личности.

Критерии воспитанности условно можно подразделить на жесткие и мягкие. К первым относят важные статистические показатели: число совершенных правонарушений и тенденция их изменения; темпы распространения пьянства, наркомании, курения, проституции среди молодежи; число детей, брошенных родителями и др.

Среди показателей воспитанности можно выделить:

  • а) направленность. Здесь существует несколько подходов. Во-первых, различают направленность на объект; на других людей; на себя. Во-вторых, выделяют положительную направленность (на добро, созидание) и отрицательную направленность (на зло, разрушение);
  • б) наличие социально значимых качеств личности. Набор этих качеств может быть различным. В качестве ведущих ориентиров можно выделить отношение к высшим ценностям: к человеку, отечеству, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе;
  • в) показатели, определяемые на основе структуры личности. Это мотивы поведения воспитанников; знание ими норм и правил поведения; сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанников; поведение воспитанников в целом.

Для диагностики воспитанности социальный педагог должен использовать комплекс методов изучения личностных качеств. Желательно, чтобы применяемая система методов охватывала мотивы, знания и умения воспитанника. Спектр этих методов достаточно широк: опросные методы (анкетирование, тестирование, беседа и др.), наблюдение, проективное тестирование, изучение продуктов деятельности ребенка, шкалирование, метод независимых оценок и др. Многие методы не только позволяют выявить особенности проявления того или иного качества, но и оказывают воспитательный эффект. Тем более что результаты ряда методик можно обсудить вместе с воспитуемыми. Регистрация результатов диагностики осуществляется в различных формах. Очень осторожно и корректно могут использоваться цифровые индексы, шкалы, различные условные обозначения.

Источник

Анпилогова Виктория Михайловна

Армавирский Государственный педагогический Университет

Армавир 2018г.

«Социальное воспитание ребенка»

С приходом в этот мир каждый из нас испытывает множество трудностей и проходит не легкий путь, но, как известно давно, что человек существо социальное и на протяжении всей его жизни ему помогает общество. Социум помогает преодолеть проблемы, воспитывая личность, то есть, социализируя ее. Социальное воспитание – это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и направленная на формирование социальной зрелости и развитие личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебной и общественно полезной деятельности.

Социальное воспитание взаимосвязано и не разлучно с разными отраслями человеческой деятельности: с обучением, образованием, психологической подготовкой личности, самообразованием и др. Это единый комплексный интегративный многофункциональный процесс, который предполагает использование всего имеющегося арсенала педагогических средств и возможностей в целях нравственного, социального становления и развития личности.

По сути, социальное воспитание представляет целенаправленную воспитательную деятельность (целенаправленное воспитание), связанную с жизнедеятельностью людей в обществе. Социальный смысл воспитания заключается в том, что ребенок готовится для жизни в конкретной социокультурной среде, а не для какой-то искусственной обстановки. Данный факт диктует необходимость передачи человеку определенной культуры и нравственно активной позиции, развития у него социальных сил и потенциалов души, необходимых для самореализации в конкретном обществе, социокультурной среде. Такая подготовка включает передачу человеку соответствующей культуры и обеспечение ее усвоения. В какой степени человеком усвоена культура среды, в такой он будет принят или отвергнут ей.

Каждая среда (государство, общество, а также социальный институт, образовательное учреждение, семья) представляет определенную субкультуру, социокультурную среду. Она носит достаточно устойчивый характер, формирует способы самосохранения, приумножения и передачи подрастающему поколению. Субкультура среды сама выступает субъектом социального воспитания подрастающего поколения.

Субъект воспитания, в зависимости от того, как он усвоил существо воспитательной деятельности (субъектность фактора реализации социального воспитания) и способы ее осуществления, определяет цели и способы их достижения по отношению к объекту воспитания (школьнику, воспитаннику интернатного учреждения, ребенку в семье). В качестве субъектов социального воспитания выступают государство (общество), общественные организации и движения, конфессии, социальные институты, другие государственные и негосударственные учреждении, отдельные личности.

Шарль Монтескье (1689- 1755) – « Ныне же мы получаем воспитание из трех различных и даже противоречивых друг другу источников: от наших отцов, от наших учителей, и от того, что называют светом. И уроки последнего, часто разрушают идеи двух других».

К сожалению, сегодня можно констатировать, что отсутствует взаимосвязь и преемственность между основными звеньями системы воспитания – семьей, учебно-воспитательными учреждениями разного типа; что недостаточное внимание уделяется средовому фактору в воспитании и социализации подрастающего поколения; что имеет место вестернизация важнейших сфер жизни общества, внедрение чуждых ему духовных ценностей с целью вытеснения и забвения отечественной истории, культуры, традиций.

Чтобы воспитание рассматривать как начало и как путь социализации нужно искать новые подходы к трактовке его сущности, к пониманию его роли и функций в изменившихся условиях общественного развития. Важно понять и осознать, что

  • воспитание сегодня становится своеобразным механизмом актуализации идей развития детей и молодежи, формирования у них социальных качеств и свойств;

  • в связи с усилением социальной направленности – воспитание нужно рассматривать как деятельность по приобщению людей к социальному опыту во всех его формах (знания, ценности, нормы, качества, навыки и умения деятельности и общения), а также по развитию индивидуальных возможностей и способностей каждого человека. Следует помнить, что социальный опыт – это результат активного взаимодействия с окружающим миром;

  • главными элементами психолого-педагогического усвоения социального опыта является деятельность, набор разнообразных социальных ролей , который позволяет проникнуть в природу усвоения субъектом опыта его взаимоотношений с окружающей действительностью, Самосознание ( окружающий мир, взаимодействие с людьми личность воспринимает через призму «Я-концепции»; система ценностных отношений : к миру, к жизни, человеку , труду и т.д.;

  • основными задачами социально ориентированного воспитание должно стать создание социокультурной среды, где личность развивается и приобретает социальный опыт; оказание помощи личности в социальной самоидентификации и самореализации природных задатков и творческих способностей; снятие противоречия между социальным и индивидуальным.

Тогда, что следует понимать под социальным воспитанием?

Как отмечает А.И.Левко, термин социальное воспитание в настоящее время употребляется в двух аспектах:

1. Социальное воспитание – есть воспитание индивида в социуме, социальной среде, социальной общине в ходе его взаимодействия с ними. При таком рассмотрении социального воспитания акцент делается на усвоение личностью групповых образцов, норм, стереотипов коллективной деятельности , стиля мышления той или иной социальной группы , общности. Результат такого воспитания – усвоить социальные роли, социальные ценности и нормы поведения и личность как объект культуры, представляющая собой итог социализации.

2. Социальное воспитание есть процесс овладения индивидом определенным типом культуры в ходе социализации и индивидуализации на основе приобщения к ценностям культуры, а также выполнения определенных социальных ролей. В данном подходе личность является активным субъектом культуры, обладающая свободой, волей, способностью к творческой деятельности. Акцент делается на развитие духовных и социальных качеств личности

Диагностика воспитанности – это процесс выявления уровня воспитанности личности, особенностей проявления ее качеств. Существуют различные точки зрения на определение показателей и критериев воспитанности личности.

Критерии воспитанности условно можно подразделить на жесткие и мягкие. К первым относят важные статистические показатели: число совершенных правонарушений и тенденция их изменения; темпы распространения пьянства, наркомании, курения, проституции среди молодежи; число детей, брошенных родителями и др.

Среди показателей воспитанности можно выделить:

а) направленность. Здесь существует несколько подходов. Во-первых, различают направленность на объект; на других людей; на себя. Во-вторых, выделяют положительную направленность (на добро, созидание) и отрицательную направленность (на зло, разрушение);

б) наличие социально значимых качеств личности. Набор этих качеств может быть различным. В качестве ведущих ориентиров можно выделить отношение к высшим ценностям: к человеку, отечеству, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе;

в) показатели, определяемые на основе структуры личности. Это мотивы поведения воспитанников; знание ими норм и правил поведения; сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанников; поведение воспитанников в целом.

Для диагностики воспитанности социальный педагог должен использовать комплекс методов изучения личностных качеств. Желательно, чтобы применяемая система методов охватывала мотивы, знания и умения воспитанника.

Используемая литература:

1.Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., Издательский центр «Академия»,2015.

2.Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для вузов. – 4-е изд.,

перераб. и доп. – М. – Академический Проект.2000.

3.Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных

заведений. – М.: Аспект Пресс, 2010.

4.Кочетов А. Работа с трудными детьми. М., 1986.

5.Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов и практических работников. – М.: ТЦ «Сфера»,2000.

6.Родионов В.А. и др. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Для учащихся 1-11 классов.- Ярославль: Академия развития,2001.

7.Семёнов Г.С. Методика работы социального педагога. – М.: школьная пресса ,2003.

8.Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии.- М., Народное образование, 2002.

9.Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся. Пособие для учителя под ред. В.А. Татенко, Т.М. Татенко. Киев, 1989.

10.Реттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

Источник