Социальное развитие ребенка в современной семье
Социальное развитие ребёнка – это важнейший процесс становления сложной и разносторонней личности будущего взрослого человека. Конечно, большая часть этого развития проходит в семейном кругу. Именно в семье малыш получает первый опыт взаимодействия с людьми, усваивает социальные роли и применяет различные навыки коммуникации.
Что такое социальное развитие?
Социальное развитие необходимо включает в себя и усвоение ценностей, традиций и культуры всего общества. Здесь, опять же, ключевую роль играют родители и ближайшее окружение, которые включают ребёнка в процесс социализации. Важной частью этого процесса становится нравственное развитие, которое необходимо для полноценного раскрытия личности и адекватного взаимодействия с окружающим миром.
В то же время возможность осуществления столь сложного процесса обусловлена высокой восприимчивостью ребёнка, его стремлением познавать себя и окружающий мир.
Одним из основных инструментов познания мира и адаптации к нему становится общение. По мере взросления ребёнок осваивает несколько форм коммуникации, каждая из которых выводит ребенка на качественно новый уровень развития.
Стадии развития
Ситуативно-личностная форма общения
Именно эта форма общения является первой и возникает у ребёнка в возрасте примерно 2 месяцев. В это время малыш стремится удовлетворить свою потребность во внимании и заботе со стороны взрослых.
Особенно чувствителен ребёнок к доброжелательному отношению родителей и фактически игнорирует негативные эмоции, исходящие от взрослых, продолжая воспринимать их в качестве позитивного влияния.
Более того, потребность в доброжелательном внимании у детей в возрасте до полугода так велика, что разница между заботой родителей и вниманием со стороны других взрослых выражается только количественно.
Наиболее пагубно на младенцев влияет безразличие.
Ситуативно-деловая форма общения
Особенностью данного этапа становится переплетение процесса общения с практической деятельностью, активное взаимодействие со взрослыми. Ребёнок стремится к сотрудничеству с родителями, ожидает их помощи, стремясь к достижению видимого результата.
Важно, чтобы ребёнок ощутил доброжелательное отношение к себе в процессе совместной деятельности, получил поддержку.
Результатом осуществления совместной работы становится преобразование предметной деятельности ребёнка. Он не просто совершает отдельные действия, но стремится выстраивать их в процессы.
Ситуативно-деловая форма общения также приводит к возникновению и развитию речи.
Внеситуативно-познавательная форма общения
В рамках третьей формы общения дети стремятся перейти от практического освоения мира к теоретическому, понять связи, неуловимые на чувственном уровне.
Ребенок с энтузиазмом готов вступить в разговор со взрослыми. При этом он может быть особо чувствителен к оценке родителей, что проявляется в яркой эмоциональной реакции на замечания и похвалу.
Особое значение в рамках данной формы общения обретает речь, с помощью которой для познания становятся доступны абстрактные вопросы, отвлечённые от практической деятельности. Это, в свою очередь, открывает ребёнку дорогу для неограниченного обучения.
Внеситуативно-личностная форма общения
В данной форме коммуникативной деятельности направляющим является личностный мотив общения. Образ родителей становится полным. Родители – это не только люди, которые обеспечивают существование ребёнка. Он интересуется различными сторонами их жизни.
Также больше внимания дети начинают уделять своему социальному окружению, сосредотачиваясь на людях, а не на предметах.
Ребенок стремится к пониманию и сопереживанию, жаждет похвалы как признания правильности своих действий. Это же становится началом его нравственного развития.
Важным компонентом данной формы общения является восприятие ребёнком себя в качестве ученика, а учителями становятся родители, что открывает огромные возможности для успешного обучения. Дети в этот период легче всего поддаются воспитанию и усваивают новые знания и опыт.
Меняются и игры ребёнка. Основное внимание теперь обращено на ролевую составляющую игр, все разнообразите складывавшихся отношений между людьми.
Методики воспитания
Существует множество научно обоснованных методик воспитания, как отечественных, так и зарубежных. Наиболее знаменитыми являются методики Монтессори, Макаренко, Штайнера и Дюмана.
Методика Монтессори
Методика Монтессори строится на индивидуальном подходе к каждому ребёнку и признании за ним возможности свободного выбора.
На первом месте в процессе воспитания стоит ребёнок, затем необходимо обратить внимание на среду, в которой он находится, и на последнем месте стоит личность самого воспитателя. Воспитатель должен лишь наплавлять ребёнка в обустроенной специально для него среде. Дети осваивают навыки и знания определёнными блоками (практическая жизнь, сенсорное развитие, языковые классы и другие), при этом каждый делает это в своём темпе.
Методика Макаренко
Методика Макаренко – одна из самых знаменитых в советской педагогике. Центральной педагогической идеей Макаренко является коллективизм.
Ребёнок должен…
- развиваться в коллективе;
- в этом коллективе ставить и достигать общие цели, следовать установленным традициям и правилам.
- среди сверстников ребёнок учится ответственности, лидерству и достижению целей.
Обязательным в процессе воспитания является труд, однако ребенку необходимо понимать, ради чего он трудится. Конечно, в процессе воспитания родители и другие взрослые должны быть искренними и открытыми, что способствует выстраиванию взаимного доверия.
Концепция Штайнера
Концепция Штайнера предполагает гармоничное развитие ребёнка. Он должен постоянно видеть положительный пример в лице своих родителей и воспитателей. Также ему важно получать практический опыт и научиться самостоятельности. Прямого давление на ребёнка оказывать не следует.
Развитие проходит в темпе, комфортном для ребёнка. Важно избегать внутреннего сопротивления при обучении, при этом обучаться малыш должен активно, исследовать и искать знания, а не просто насильно заучивать информацию.
Концепция Дюмана
Наконец, концепция Дюмана делает акцент именно на обучении. По его мнению, обучение ребёнка необходимо начинать с младенчества. Нужно по возможности рано научить ребёнка ползать, а позже в процессе познания дать ему как можно больше информации, предложив сделать выводы и отобрать информацию самостоятельно. Процесс обучения предлагается организовать через карточки.
Полезные советы
- Больше общайтесь с ребенком. Через ваш язык, эмоции и слова ребенок учится понимать мир и выносить о нем самостоятельные суждения. Общаясь с ребенком, Вы также стимулируете его любознательность, что расширяет границы его познавательных интересов и развивает воображение.
- Старайтесь давать ребенку как можно больше информации по интересующему его вопросу. Используйте разные носители информации: тексты, иллюстрации, музыку. Давайте ребенку потрогать заинтересовавший его предмет (если это безопасно), ощутить его запах. Помимо развития различных навыков, это также способствует более активному развитию мозга и памяти.
- Будьте примером для своих детей. Если Вы хотите воспитать в ребенке какие-то качества – трудолюбие, честность, аккуратность и т.д. – начните с себя. Ребенок не усвоит наставлений, если не увидит, что Вы сами следуете своим советам.
- Хвалите ребенка и поощряйте даже за небольшие достижения. Конечно, стоит держать баланс, однако важно показать ребенку связь между трудом и радостью, что позволит ему легче и с большей отдачей подходить к любой практической деятельности.
- Воспитывайте ребенка в процессе игры. На примерах дети способны лучше усвоить основные правила взаимодействия людей в обществе, социальные роли, а также понять основные нравственные требования, предъявляемые к личности.
- Позвольте ребенку развиваться в коллективе сверстников. Детский сад, различные секции и кружки, летние лагери позволят ребенку почувствовать большую самостоятельность и развить коммуникативные навыки. Также ребенок учится ответственности и получает богатый социальный опыт, который во многом определит его будущее восприятие окружающего мира и живущих в нем людей.
Автор: Екатерина Озаровская
Источник
Психологические особенности развивающейся личности формируются в раннем возрасте, и привитые с детства, они всегда оказываются очень прочными и активно воздействуют на весь процесс дальнейшего формирования личности.Одной из самых эффективных социальных сил, влияющих на формирование личности, является семья.
Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. Огромный диапазон воспитательного воздействия и уникальность методов воспитательного и психологического влияния семьи делают ее одним из самых мощных средств социализации, воспитания и развития личности на этапе ее становления.
Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее значительна ее роль в самом начале его жизненного пути, когда закладываются психологические основы личности.
Семейное воспитание – это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных ценностей, качеств личности. Семья выступает как модель поведения и межличностных отношений. Для ребенка отношения взрослых являются доминирующим фактором в успешности его развития. Воспитательный потенциал родителей, стратегия и тактика воспитания определяются позицией: кто для них ребенок – объект или субъект воспитания?
Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций. Такие дети вырастают в страхе перед жизнью, они отличаются от других, прежде всего агрессивностью, неуверенностью в себе. Нередко у детей, выросших в таких условиях, на всю жизнь сохраняется низкая самооценка, они не верят в себя, в свои возможности. Можно сделать вывод, что влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут. С точки зрения Т.Парсона « Семья- основной орган социализации, мать и отец – главные творцы личности, ребенок пустой сосуд, который надо наполнить культурой». Но по многим непредвиденным обстоятельствам, не зависящим от ребенка, роль отца и матери часто возлагается на нас, работников реабилитационного центра г.Шимановска. Я- как социальный педагог должна восполнить, то что упустили родители, и поэтому цель моей работы: способствовать созданию благоприятных условий для личностного развития ребенка, оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребенка в его жизненном пространстве. Отсюда главная задача: создать эффективное взаимодействие с семьями воспитанников. Для меня, социального педагога она является определяющей при выборе приоритетных направлений моей социально-педагогической деятельности в реабилитационном центре. Я выделила три основных направления:
- работа по организации эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.
- работа по защите прав ребенка.
- работа по вопросам социального развития ребенка.
Организация работы по данным направлениям состоит из трех блоков:
- Информационно аналитический
- Практический
- Контрольно-оценочный.
Каково содержание социально-педагогической деятельности в рамках установленных блоков?
I. Информационно-аналитический блок- это сбор необходимой информации, недостающих сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей, выявление и нарушение прав ребенка в семьях. При изучении данных семей использую следующие методы: анкетирование родителей, опрос, провожу индивидуальные беседы как с детьми так и с родителями , проводится социальное патронирование семей в результате которого составляется акт жилищно-бытовых условий, тесное сотрудничество с педагогами, социальными педагогами, школ, при поступлении в центр на каждого ребенка заводится Индивидуальная программа реабилитации (ИПР), в которой отслеживается вся работа педагогов с детьми. Также заводится ИПР на семью которая состоит из следующих направлений: социально-педагогическое, социально-психологическое, социально-правовое, социально-бытовое.
II. Блок называется практическим потому что, в рамках этого блока проводится работа направленная на решение конкретных задач, которые связанны со здоровьем детей и развитием детей: сохранение и укрепление здоровья детей: социализация личности ребенка. Для решения конкретно определенных задач организую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями, а именно: родительские собрания, компонентами проведения собрания являются выступление детей, представление результатов детской деятельности, выставки детских творческих работ: фотовыставки, практические приемы передачи информации, участие в играх организованных совместно с воспитателями, просмотр видеосъемок и слайд-шоу.
III. Блок контрольно-оценочный- это анализ эффективности мероприятий. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с семьями использую методы, которые применяю сразу после проведения того или иного мероприятия – это опрос, оценочные листы, различные диагностики. Повторную диагностику, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей, использую для отслеживания и оценки точного результата.
В результате проводимой плодотворной работы, хочется отметить, что большинство родителей задумываются о дальнейших судьбах своих детей, что свидетельствует о повышении интереса родителей к воспитанию своих детей, благодаря таким стремлениям, дети с огромной радостью возвращаются в родные семьи. За последние три года в родные семьи было возвращено: в 2012г- 23ребенка, в 2013г-32 ребенка, в 2014г-39 детей.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это праздник, семейные даты,
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Источник
Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности ребёнка
Основные вопросы:
Функции семьи;
Благополучны и неблагополучные семьи
Принципы семейного воспитания;
Факторы, влияющие на семейное воспитание;
Авторитет родителей;
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Семьей – называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т. д. При всех различиях семейных отношений, зафиксированных в истории, есть нечто общее, что объединяет все семьи. Это семейный образ жизни, в котором человечество нашло единственную возможность существовать, выражая свою социально-биологическую природу.
ФУНКЦИИ СЕМЬИ
Ученые выделяют различные функции семьи. Мы остановимся на тех, которые касаются, прежде всего, воспитания и развития ребенка.
Функция первичной социализации. Она обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка, психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция родителей.
Воспитательная функция. Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье, поэтому мы эту функцию выделим отдельно. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка. Возможность воспитательного взаимодействия на ребенка заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к своему ребенку, защищают от жизненных невзгод и трудностей. Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношений родителей и детей.
Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям. Но и в условиях семьи воспитание может быть деформированным, когда родители больны, ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой и т. д. Семья воздействует на развитие личности детей не просто самим фактом своего существования, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между ее членами.
Рекреационная и психотерапевтическая функция. Смысл ее заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т. д. Выражение «мой дом – моя крепость» хорошо выражает ту мысль, что здоровая, неконфликтная семья – наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где можно хоть на время укрыться от всех тревог внешнего мира, отдохнуть и восстановить свои силы. Наблюдения показывают, что полнее всего силы восстанавливаются в семейной обстановке, в общении с близкими, детьми. Совместный отдых вместе с детьми – фактор, благотворно влияющий на крепость семьи.
Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа. Каждая из функций может быть с большим или меньшим успехом реализована вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье.
БЛАГОПОЛУЧНЫЕ И НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ СЕМЬИ
У педагогов-практиков деление семей принято на «благополучные» и «неблагополучные», хотя благополучие нередко носит только видимый характер и определяется по анкетным данным: есть ли родители, каково их образование, где работают, каково материальное положение в семье. Бесспорно, все эти показатели имеют определенное значение и влияние на семейное воспитание. Но часто так бывает, что за анкетным благополучием скрываются глубокие внутренние противоречия, раздирающие всю семью. Сплоченность и крепость ее существует только для показа. Это семьи псевдоблагополучные.
Неблагополучными принято считать те семьи, в которых ясно просматриваются дефекты воспитания. Как правило, в неблагополучных семьях дети не здоровы, т. к. за постоянную напряженность в семье ребенок расплачивается неврозами и другими болезнями, тесно связанными между собой. В неблагополучной семье приходится наблюдать явное или скрытое эмоциональное напряжение ребенка, переходящее в отторжение. Частые наказания, окрики, недовольство со стороны родителей приводят ребенка к выводу, что его не любят, что он никому не нужен. Ребенок замыкается, уходит в свой узкий и нерадостный мир или наоборот пытается привлечь к себе внимание, заставляет родителей полюбить себя, т. е. он не может найти свое место в семье, а затем и в жизни.
ПРИНЦИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
В качестве основных принципов семейного воспитания можно выделить следующие:
Гуманность и милосердие к ребенку;
Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
Открытость и доверительность отношений с детьми;
Оптимистичность взаимоотношений в семье;
Последовательность и согласованность родителей в своих требованиях;
Оказание помощи ребенку, готовность отвечать на его вопросы;
Социальная направленность (нельзя воспитывать ребенка, не погружая его в реальные проблемы жизни).
ЧТО ВЛИЯЕТ НА СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ
На семейное воспитание влияют разнообразные внешние и внутренние (внутрисемейные) факторы.
Уровень педагогической культуры родителей в значительной мере влияет на успешность выполнения семьей ее воспитательной функции.
Уровень педагогической культуры зависит от многих других факторов, среди которых в первую очередь выделяются общая культура, гражданская направленность личности, профессиональная подготовленность, жизненный опыт, индивидуальные особенности родителей.
В педагогической культуре важнейшей составной частью является педагогическая подготовленность родителей, т. е. приобретение ими: а) конкретных знаний, прежде всего по психологии и педагогике, а также по медицине, физиологии, гигиене, генетике, праву, этике и т. п.; б) определенных навыков, которые приобретаются в практике семейного воспитания.
В процессе семейного воспитания родители осуществляют такие виды педагогической деятельности, как конструктивную, организаторскую и коммуникативную. Конструктивная деятельность родителей предусматривает определение цели и задач семейного воспитания, выбор путей, форм и методов воспитания детей, а также проектирование своей собственной деятельности и поведения. Конструктивная деятельность осуществляется с помощью организаторской, которая включает: 1) организацию жизнедеятельности детей (режим, труд, учеба, досуг, общение, оздоровление и т. п); 2) организацию собственной деятельности (семейный, производственный, общественный труд, воспитание детей, отдых, психофизическая реабилитация). В процессе осуществления первых двух видов деятельности устанавливаются взаимоотношения между отцом и матерью, родителями и детьми, детьми, между членами семьи и окружающими людьми (коммуникативная деятельность).
Педагогическая культура предусматривает важнейшее умение родителей соединять настоящую любовь с разумной требовательностью к детям.
Важное направление повышения педагогической культуры – самообразование родителей, которое осуществляется с помощью:1) участия родителей в семейном и общественном воспитании детей; 2) постоянного изучения психолого-педагогической литературы; 3) психолого-педагогического консультирования у специалистов и самостоятельного внедрения их рекомендаций и советов в процессе семейного воспитания.
Источник