Социальное развитие ребенка в семье
Дошкольный возраст ребенка — период формирования социального развития и поведения, важный этап его социального воспитания. Итак, каким же должно быть социальное воспитание ребенка и какая роль в этом детского дошкольного учреждения?
Что такое социальное развитие дошкольника?
Социальное развитие ребенка — это усвоение традиций общества, культуры, среды, в которой малыш растет, формирование его ценностей, навыков общения. Еще в младенческом возрасте дитя устанавливает первые контакты с окружающим его миром. Со временем ребенок учится налаживать контакты с взрослыми и доверять им, управлять своим телом и поступками, строить свою речь и оформлять ее словами. Для формирования гармоничного социального развития ребенка надо уделять ему и его любопытству максимум времени и внимания. Это общение, объяснения, чтение, игры, словом, вооружение ребенка максимумом информации о человеческой среде, правилах и нормах общения, поведения.
Семья на первом этапе является главной ячейкой передачи опыта и знаний, накопленных ранее. Для этого родители малыша, его бабушки и дедушки обязаны создать в доме оптимальную психологическую атмосферу. Это атмосфера доверия, доброты, взаимного уважения, которые и называются первичным социальным воспитанием детей.
Общение — ключевой фактор социального становления личности малыша. Коммуникация лежит в основе социальной иерархии, что проявляется в отношениях „дети-родители”. Но главным в этих отношениях должна быть любовь, которая начинается еще с утробы матери. Не зря психологи говорят о том, что желанный ребенок — это счастливый, уверенный в себе и в перспективе успешный в социуме человек.
Социальное воспитание дошкольника
Социальное воспитание — основа социального развития ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование системы взаимоотношений между детьми и взрослыми, усложняются виды детской деятельности, формируется совместная деятельность детей.
В раннем детстве дети усваивают широкий круг действий с предметами, они открывают для себя способы употребления этих предметов. Это «открытие» и приводит ребенка к взрослому как носителю способа выполнения этих действий. А еще взрослый становится образцом, с которым ребенок себя сравнивает, которого наследует, повторяет его действия. Мальчики и девочки внимательно изучают мир взрослых, выделяя взаимоотношения между ними, способы взаимодействия.
Социальное воспитание дошкольника — это постижение мира человеческих отношений, открытие ребенком законов взаимодействия между людьми, то есть норм поведения. Стремление дошкольника стать взрослым и взросление заключается в подчинении своих действий принятым в обществе нормам и правилам поведения взрослых людей.
Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то сюжетно-ролевая игра становится главной в формировании социального поведения ребенка. Благодаря такой игре малыши моделируют поведение и взаимоотношения взрослых людей. При этом на первом плане у детей — отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя определенные роли в игре, мальчики и девочки учатся действовать, подчиняя свое поведение нравственным нормам. Например, дети часто играют в больницу. Они берут на себя роли больного и врача. Причем роль врача всегда более конкурентна, поскольку она несет функцию выздоровления и помощи. В этой игре дети наследуют поведение врача, его действия с фонендоскопом, осмотром горла, шприцами, выписыванием рецепта. Игра в больницу закрепляет отношения взаимного уважения доктора и пациента, выполнения его рекомендаций и назначений. Обычно дети наследуют модель поведения врачей, которых они посещали в поликлинике либо своих участковых педиатров.
Если понаблюдать за детьми в сюжетно-ролевой игре „Семья” или, как говорят дети, „в папу и маму”, то можно узнать, какая атмосфера царит в семье детей. Так, ребенок будет подсознательно брать на себя роль лидера в семье. Если это папа, то даже девочки могут быть папой, ходить на работу, а затем „идти в гараж ремонтировать машину”. Они могут давать указания своей ”половине” купить что-то в магазине, приготовить любимое блюдо. При этом в детской игре может проявляться и моральный климат, взаимоотношения между родителями. Это поцелуй родителей перед уходом на работу, предложение полежать после работы и отдохнуть, тон общения — приказной или ласковый. Копирование ребенком стандартов поведения родителей говорит о том, что именно они формируют у ребенка образец отношений в семье. Равенство это будет либо подчинение, взаимоуважение или диктат — зависит от родителей. Они должны помнить об этом каждую минуту.
Социальное воспитание дошкольника — это формирование гуманистических чувств и отношений. Например, внимание к интересам других людей, их нуждам, интерес к их работе, уважение любой профессии. Это и способность мальчика и девочки сочувствовать бедам и радоваться чужим радостям. Сегодня это очень важно, поскольку часто уже в дошкольном возрасте у детей формируется зависть. А это как раз и есть неумение радоваться за своего ближнего, которое с взрослением ребенка перерастает в двуличность и хамелеонство, преобладание материальных ценностей над моральными. Социальное воспитание — это и умение малыша переживать свою вину за то, что он нарушил общепринятые нормы поведения. Например, мальчик должен чувствовать раскаяние за то, что отобрал машинку у сверстника, он должен просить прощение за обиду. Девочка должна переживать за поврежденную куклу. Она должна понимать, что портить игрушки нельзя, к ним следует относиться бережно, как и ко всем вещам, предметам, одежде.
Социальное воспитание дошкольников — это умение жить в коллективе сверстников, уважение к взрослым, соблюдение норм поведения в общественных местах, на природе, в гостях.
Социальное развитие в детском саду
Поскольку в своем большинстве родители — люди занятые и работающие (учащиеся), то важную роль в социальном развитии девочек и мальчиков дошкольного возраста играет детский сад и воспитатели.
Социальное развитие детей в детском саду – это целенаправленное формирование ценностей и традиций, культуры и норм поведения в обществе. Это и усвоение ребенком этических норм, формирование любви к природе и всем окружающим людям. Такие задачи социального развития детей, охватывающие их деятельность в детском дошкольном учреждении.Играя и общаясь с взрослыми, ребенок учиться сосуществовать с другими, жить в коллективе, учитывать интересы членов этого коллектива. В нашем случае — группы детского сада.Если ребенок посещает детсад, то в его социализации активное участие принимают воспитатели и музработники, няни и физруки.
Ребенок доверяет воспитателю и наделяет его авторитетом, поскольку вся жизнь мальчика и девочки в детском саду зависит от него. Поэтому нередко слово воспитателя будет главенствующим над словом родителей. «А воспитательница сказала, что так делать нельзя!» — такую фразу и ей подобные часто приходится слышать родителям. Это говорит о том, что воспитательница действительно является авторитетом для ребенка. Ведь она устраивает интересные игры, читает книжки, рассказывает сказки, учит петь и танцевать. Воспитательница выступает судьей в детских конфликтах и спорах, она может помочь и пожалеть, поддержать и похвалить, а может и поругать. То есть поведение воспитателя служит для ребенка образцом в разных ситуациях, а слово воспитателя — руководством в действиях, поступках, взаимоотношениях с другими детьми.
Социальное развитие ребенка в детском саду может происходить только в созданной воспитателем теплой атмосфере отношений между детьми. Благоприятный климат в группе — это когда дети чувствуют себя раскованно и свободно, когда их слышат и ценят, хвалят и корректно дают замечания. Хороший воспитатель умеет сделать так, что ребенок чувствует себя значимым в коллективе сверстников, сохраняя индивидуальность. У ребенка таким образом формируется чувство собственного достоинства и веры в себя. Он знает, что на него надеются на утреннике, что он обязан помочь няне и вовремя полить цветы при дежурстве. Словом, социальное развитие ребенка — это умение жить в коллективе, добросовестно выполнять порученные обязанности и готовиться к более серьезному и взрослому этапу социальных отношений — учебе в школе.
Источник
Особенно быстрыми темпами социальное развитие ребенка происходит в первый год жизни. За 12 месяцев малышу приходится усвоить не только огромный объем знаний и навыков, но и установить эмоциональные контакты с окружающими, научиться доверять взрослым, научиться управлять своим телом, запомнить несколько сотен слов и научиться произносить некоторые из них.
Чтобы социальное развитие младенца происходило в правильном направлении и оптимальными темпами, необходимо постоянно общаться с ним, показывать свою любовь, разговаривать и петь песенки, гулять и привлекать внимание к окружающим предметам – словом, уделять малышу максимум внимания.
Что такое социальное развитие?
Социальное развитие ребенка – это процесс, во время которого усваиваются ценности, традиции, культура общества, к которому принадлежит малыш. Общаясь со сверстниками и взрослыми, играя, занимаясь, маленький человек учится жить по определенным неписанным правилам, учитывать интересы других людей, нормы поведения.
Большое влияние на социально личностное развитие ребенка оказывает семья. Именно семья становится своеобразным транслятором, который передает из поколения в поколение знания, опыт, ценности, традиции. Вот почему для нормального развития малыша очень важна теплая атмосфера в семье, доверительные взаимоотношения, уважение друг к другу.
Общение детей и взрослых
Специалисты выделяют основные социальные факторы развития ребенка, среди которых ведущую роль занимает общение. С помощью общения формируются первые дружеские связи ребенка со сверстниками. Общение становится и главным составляющим взаимоотношений ребенка и воспитателя в детском саду.
Элементы общения присущи ребенку с самого раннего возраста. В первые шесть месяцев жизни общение является ведущим направлением деятельности младенца. Он выражает свои эмоции и ощущения при помощи мимики, движений и звуков.
Младенчество
Начиная с 6 месяцев и до двух лет общение детей со взрослыми носит ситуативно-деловую форму. Особенность этой формы – практическое взаимодействие взрослого и ребенка. Теперь малышу требуется уже не только любовь и внимание – он нуждается в совете, помощи, совместных действиях. Все это дает возможность ребенку быстрее и лучше узнать различные предметы, их свойства, как обращаться с ними.
От трех до пяти
Общение детей в возрасте с 3 до 5 лет принимает внеситуативно-познавательную форму. Малыш начинает задавать взрослым вопросы: о предметах, людях, различных явлениях… Основное средство общения теперь – речь. Только речь позволяет обсудить предметы и явления, которых нет в данный момент рядом, а значит, позволяет выйти за пределы частной конкретной ситуации. Ребенок от 3 до 5 лет стремится получать новую информацию, обсуждать со взрослыми ситуации и явления, рассказывать о своих фантазиях.
От шести до семи
Личностная форма общения присуща детям в возрасте от 6 до 7 лет. Все чаще ребенок задает вопросы о человеке, его сущности. В этом возрасте ребенку особенно необходима эмоциональная поддержка, понимание, сопереживание. Важно не упустить этот уникальный момент, когда взрослый является для ребенка образцом для подражания, всемогущим и всезнающим. Поведение и стиль общения находящегося рядом взрослого – отца, матери, воспитателя, учителя, соседа – воспринимается как пример, по аналогии с этим примером ребенок выстраивает и свой стиль поведения. Огромную роль в этом процессе играет общение с детьми-ровесниками. В группе или классе должна быть благоприятная для свободного развития атмосфера, которую должен создать воспитатель или учитель. Лучше всего дети развиваются, когда чувствуют себя свободно, могут сохранять собственную индивидуальность, но при этом понимают, что и у других членов коллектива есть право оставаться самими собой.
Социализация через игру
Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Дело в том, что до 7 лет игра остается ведущей деятельностью детей. Общение же – составляющая часть ее. В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное… Присмотритесь, как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери»…
При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.
Другие социальные факторы развития ребенка
Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное – значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею. Следует подготовиться к такому походу, потому что ребенок обязательно будет задавать множество вопросов, на которые взрослому придется отвечать.
Родители не должны позволять себе играть или беседовать с ребенком, находясь в плохом или безразличном настроении: ведь дети особенно тонко чувствуют малейшую фальшь в поведении взрослых. Каждое слово взрослого воспринимается как непреложная истина, поэтому нельзя допускать обмана – если ребенок поймет, что его обманули, его вера в непогрешимость близких рухнет безвозвратно.
Взрослые должны помочь ребенку усвоить сложившиеся этические нормы и правила поведения, сформировать гуманное отношение к окружающим людям, к природе.
Автор: Ольга Моисеева
Источник
Социальное развитие ребёнка – это важнейший процесс становления сложной и разносторонней личности будущего взрослого человека. Конечно, большая часть этого развития проходит в семейном кругу. Именно в семье малыш получает первый опыт взаимодействия с людьми, усваивает социальные роли и применяет различные навыки коммуникации.
Что такое социальное развитие?
Социальное развитие необходимо включает в себя и усвоение ценностей, традиций и культуры всего общества. Здесь, опять же, ключевую роль играют родители и ближайшее окружение, которые включают ребёнка в процесс социализации. Важной частью этого процесса становится нравственное развитие, которое необходимо для полноценного раскрытия личности и адекватного взаимодействия с окружающим миром.
В то же время возможность осуществления столь сложного процесса обусловлена высокой восприимчивостью ребёнка, его стремлением познавать себя и окружающий мир.
Одним из основных инструментов познания мира и адаптации к нему становится общение. По мере взросления ребёнок осваивает несколько форм коммуникации, каждая из которых выводит ребенка на качественно новый уровень развития.
Стадии развития
Ситуативно-личностная форма общения
Именно эта форма общения является первой и возникает у ребёнка в возрасте примерно 2 месяцев. В это время малыш стремится удовлетворить свою потребность во внимании и заботе со стороны взрослых.
Особенно чувствителен ребёнок к доброжелательному отношению родителей и фактически игнорирует негативные эмоции, исходящие от взрослых, продолжая воспринимать их в качестве позитивного влияния.
Более того, потребность в доброжелательном внимании у детей в возрасте до полугода так велика, что разница между заботой родителей и вниманием со стороны других взрослых выражается только количественно.
Наиболее пагубно на младенцев влияет безразличие.
Ситуативно-деловая форма общения
Особенностью данного этапа становится переплетение процесса общения с практической деятельностью, активное взаимодействие со взрослыми. Ребёнок стремится к сотрудничеству с родителями, ожидает их помощи, стремясь к достижению видимого результата.
Важно, чтобы ребёнок ощутил доброжелательное отношение к себе в процессе совместной деятельности, получил поддержку.
Результатом осуществления совместной работы становится преобразование предметной деятельности ребёнка. Он не просто совершает отдельные действия, но стремится выстраивать их в процессы.
Ситуативно-деловая форма общения также приводит к возникновению и развитию речи.
Внеситуативно-познавательная форма общения
В рамках третьей формы общения дети стремятся перейти от практического освоения мира к теоретическому, понять связи, неуловимые на чувственном уровне.
Ребенок с энтузиазмом готов вступить в разговор со взрослыми. При этом он может быть особо чувствителен к оценке родителей, что проявляется в яркой эмоциональной реакции на замечания и похвалу.
Особое значение в рамках данной формы общения обретает речь, с помощью которой для познания становятся доступны абстрактные вопросы, отвлечённые от практической деятельности. Это, в свою очередь, открывает ребёнку дорогу для неограниченного обучения.
Внеситуативно-личностная форма общения
В данной форме коммуникативной деятельности направляющим является личностный мотив общения. Образ родителей становится полным. Родители – это не только люди, которые обеспечивают существование ребёнка. Он интересуется различными сторонами их жизни.
Также больше внимания дети начинают уделять своему социальному окружению, сосредотачиваясь на людях, а не на предметах.
Ребенок стремится к пониманию и сопереживанию, жаждет похвалы как признания правильности своих действий. Это же становится началом его нравственного развития.
Важным компонентом данной формы общения является восприятие ребёнком себя в качестве ученика, а учителями становятся родители, что открывает огромные возможности для успешного обучения. Дети в этот период легче всего поддаются воспитанию и усваивают новые знания и опыт.
Меняются и игры ребёнка. Основное внимание теперь обращено на ролевую составляющую игр, все разнообразите складывавшихся отношений между людьми.
Методики воспитания
Существует множество научно обоснованных методик воспитания, как отечественных, так и зарубежных. Наиболее знаменитыми являются методики Монтессори, Макаренко, Штайнера и Дюмана.
Методика Монтессори
Методика Монтессори строится на индивидуальном подходе к каждому ребёнку и признании за ним возможности свободного выбора.
На первом месте в процессе воспитания стоит ребёнок, затем необходимо обратить внимание на среду, в которой он находится, и на последнем месте стоит личность самого воспитателя. Воспитатель должен лишь наплавлять ребёнка в обустроенной специально для него среде. Дети осваивают навыки и знания определёнными блоками (практическая жизнь, сенсорное развитие, языковые классы и другие), при этом каждый делает это в своём темпе.
Методика Макаренко
Методика Макаренко – одна из самых знаменитых в советской педагогике. Центральной педагогической идеей Макаренко является коллективизм.
Ребёнок должен…
- развиваться в коллективе;
- в этом коллективе ставить и достигать общие цели, следовать установленным традициям и правилам.
- среди сверстников ребёнок учится ответственности, лидерству и достижению целей.
Обязательным в процессе воспитания является труд, однако ребенку необходимо понимать, ради чего он трудится. Конечно, в процессе воспитания родители и другие взрослые должны быть искренними и открытыми, что способствует выстраиванию взаимного доверия.
Концепция Штайнера
Концепция Штайнера предполагает гармоничное развитие ребёнка. Он должен постоянно видеть положительный пример в лице своих родителей и воспитателей. Также ему важно получать практический опыт и научиться самостоятельности. Прямого давление на ребёнка оказывать не следует.
Развитие проходит в темпе, комфортном для ребёнка. Важно избегать внутреннего сопротивления при обучении, при этом обучаться малыш должен активно, исследовать и искать знания, а не просто насильно заучивать информацию.
Концепция Дюмана
Наконец, концепция Дюмана делает акцент именно на обучении. По его мнению, обучение ребёнка необходимо начинать с младенчества. Нужно по возможности рано научить ребёнка ползать, а позже в процессе познания дать ему как можно больше информации, предложив сделать выводы и отобрать информацию самостоятельно. Процесс обучения предлагается организовать через карточки.
Полезные советы
- Больше общайтесь с ребенком. Через ваш язык, эмоции и слова ребенок учится понимать мир и выносить о нем самостоятельные суждения. Общаясь с ребенком, Вы также стимулируете его любознательность, что расширяет границы его познавательных интересов и развивает воображение.
- Старайтесь давать ребенку как можно больше информации по интересующему его вопросу. Используйте разные носители информации: тексты, иллюстрации, музыку. Давайте ребенку потрогать заинтересовавший его предмет (если это безопасно), ощутить его запах. Помимо развития различных навыков, это также способствует более активному развитию мозга и памяти.
- Будьте примером для своих детей. Если Вы хотите воспитать в ребенке какие-то качества – трудолюбие, честность, аккуратность и т.д. – начните с себя. Ребенок не усвоит наставлений, если не увидит, что Вы сами следуете своим советам.
- Хвалите ребенка и поощряйте даже за небольшие достижения. Конечно, стоит держать баланс, однако важно показать ребенку связь между трудом и радостью, что позволит ему легче и с большей отдачей подходить к любой практической деятельности.
- Воспитывайте ребенка в процессе игры. На примерах дети способны лучше усвоить основные правила взаимодействия людей в обществе, социальные роли, а также понять основные нравственные требования, предъявляемые к личности.
- Позвольте ребенку развиваться в коллективе сверстников. Детский сад, различные секции и кружки, летние лагери позволят ребенку почувствовать большую самостоятельность и развить коммуникативные навыки. Также ребенок учится ответственности и получает богатый социальный опыт, который во многом определит его будущее восприятие окружающего мира и живущих в нем людей.
Автор: Екатерина Озаровская
Источник